Зима 2016 года. Скоро посевная! Проверяем семена на всхожесть…

Здравствуйте, дорогой посетитель!

Этот пост, как Вы поняли, про то, как можно избежать те неприятные моменты на даче, когда после посева семян они не всходят. И это непросто неприятные моменты, а для большинства дачников — это катастрофа.

Подумайте сами, человек посеял, например, делянку морковки и через пару-тройку недель обнаруживает, что всходов нет, и не предвидится. Он не просто огорчён, а убит морально.

Ведь мы надеемся, что купленные семена принесут нам долгожданный урожай, а на деле получается, что мы покупаем не семена, а какой-то мусор в красивых пакетиках.

Я точно так же как и Вы покупаю большинство семенного материала овощей в магазине, и последние несколько лет меня не просто посещают неудачи, а они закономерно преследуют меня и вот в один прекрасный момент мне всё это надоело.

Поэтому при виде чистых грядок (без всходов) у меня всегда возникает законный извечный вопрос – КТО виноват и ЧТО делать?

Ну, кто виноват, мы с Вами догадываемся — это производитель семян. Да и он тоже не в силах контролировать качество семян, потому как невозможно на глаз определить жизнеспособные семена или нет.

Хотя, к примеру, можно было бы отобранные семена на продажу посеять в каком-нибудь закутке и посмотреть на результат по всходам.

Но никто не будет этого делать, как я думаю, поэтому семена собираются, фасуются и отправляются прямиком в магазин. Мы приходим в магазин или на развал, покупаем семена, едем на дачу и сеем.

Когда семена не всходят, то мы, естественно, возмущены таким поворотом событий и может прийти в тот магазин, где покупали семена, и потребовать объяснений у продавца – это законное требование покупателя – какой мусор они нам продали, но…

Но продавец нам ласково объяснит, что претензии по качеству семян нужно адресовать производителю семян, а не магазину и лично ему, продавцу. А «производитель» после получения от нас жалобы, напишет, что так бывает – все под Богом ходим, и семена бывают некачественными… иногда.

И вот эта кутерьма с семена, продавцами, производителями и прочими участниками «конфликта», сильно влияет на наше здоровье. Потому как дачник сильно расстраивается, у него подскакивает давление, начинается мигрень и в результате приезжает «скорая медицинская помощь»…

А чтобы этого избежать, предлагаю Вам ответ на вопрос – ЧТО делать?

Выход простой! Нужно купить 1 пакетик семян и попробовать самому дома в зимний период эти семена на всхожесть. Таким образом, мы узнаем качество семян и убережём свои нервы в дальнейшем, а значит, и сэкономим бензин «скорой помощи» (шучу про скорую помощь)…

А если серьёзно, то с недавних пор я так и поступаю – иду в магазин, покупаю 1 пакетик семян нужного мне овоща и проверяю семена на всхожесть, т. е. на жизнеспособность.

Нет, конечно, семян каждого овоща нужно не 1 пакетик, а несколько, но чтобы не тратить деньги впустую я покупаю 1 пакетики и всё.

Естественно, всхожесть семян дома не может гарантировать такую же всхожесть семян на дачном участке, но всё-таки приблизительное представление о качестве семян даёт однозначно.

А это уже немаловажный факт и нашей уверенности, что мы гарантированно получим не только всходы овощной культуры на дачном участке, но и урожай, и самое главное, что нервы будут на месте.

Где посеять семена для проверки?

Да, где угодно! Хоть в тряпочку, хоть в почву. Я проверяю жизнеспособность семян и в тряпочках, и в почве, но… Но больше склоняюсь к проверке семян в почве, потому что это естественные условия их обитания.

К тому же тряпочка быстро пересыхает и её приходится за сутки увлажнять по нескольку раз, а почву в ёмкостях я увлажняю утром и вечером.

Итак, я сею семена для проверки в разные пластиковые ёмкости, которых в наше время «просто завались»! Это и пластиковые ведёрки от творога, и пластиковые (прямоугольные) стаканчики от салатов из супермаркета, и пластиковые ванночки из-под мороженного, и стаканчики от одноразовой пластиковой посуды и т. д.

В общем, использовать можно любые ёмкости, но с таким расчётом, чтобы одна ёмкость входила внутрь другой. Почему так важно подобрать такие ёмкости? Потому что в верхнюю ёмкость мы будет насыпать почвогрунт для посева семян, а в нижнюю ёмкость будет стекать лишняя вода после полива почвы в верхней ёмкости.

Нет, конечно, можно все эти «верхние» ёмкости (с почвой) поставить на какой-нибудь поддон, куда будет стекать лишняя водичка и не забивать себе голову поиском «нижних» ёмкостей, но…

Но для поддона нужен целый подоконник или какой-то настил, а отдельные «спаренные» ёмкости можно поставить в квартире куда угодно – хоть на подоконник, хоть на полку стенки или какой другой мебели, хоть на тумбочку, хоть на…, ну, короче, Вы поняли.

Много места такие отдельные ёмкости не занимают, да и срок их применения короткий – узнали всхожесть семян какого-либо сорта или гибрида, а потом освободили ёмкости от почвы, промыли их и положили до следующего использования.

Кстати сказать, в этом году супруга мне купила такие ёмкости отдельно в близлежащем магазине. Стоят сущие копейки, а пользы принесут много!

В дне верхней ёмкости делаем отверстия для стока лишней воды и заполняем почвогрунтом. На нижней ёмкости пишем маркером название сорта (гибрида) и дату посева. Всё.

Вот остаток неиспользованных пластиковых ёмкостей…

Теперь, собственно, к делу…

Короче говоря, я фотки раньше особо и не делал, потому как проводил эти эксперименты для себя, а вот в 2015 году решил сделать несколько фоток, чтобы Вам показать, так сказать наяву…

Вот фотки за 2015 год…

Ну, и этой зимой 2016 года тоже занялся этим увлекательным и полезным делом…

Фотки с 4 по 16 января...

Это баклажан гибрид «Икорный» (семена из магазина были обработаны «тирамом») — всхожесть 100%...

В тряпочке семена лука-чернушки сорта «Ред Барон» (семена свои) — всхожесть 95-98%...

Капуста сорта «Белорусская 455» (семена из магазина)... из 20 семян в каждом стаканчике (от двух фирм) взошло по 3-4 штуки — всхожесть менее 25%...

Морковка сорта «Королева осени» (семена из магазина) — всхожесть, приблизительно более 70% (ниже увидите)...

Баклажан гибрид «Икорный» (спустя ещё десять дней от первой фотки)...

Лук-чернушка сорт «Ред Барон» (семена свои) . Тот самый сорт, что на тряпочке (начинает прорастать) — всхожесть в почве 55-60%...

Морковка сорт «Королева осени»...

Капуста краснокочанная сорт «Фаберже» (семена из магазина — фирма «Аэлита») — всхожесть менее 25%...

Пастернак сорт «Лучший из всех» (семена из магазина — фирма «Аэлита») — всхожесть менее 10%...

Баклажан гибрид «Для барбекю» (семена из магазина — фирма Седек) — всхожесть менее 5%...

Баклажан гибрид «Икорный»...

Капуста сорт «Белорусская 455» (новых всходов не появилось)...

Фотки ниже за 22 и 23 января 2016 года...

Нашёл семенную коробку, давно забытую в шкафу, и обнаружил семена, которые покупал в 2008 году (из Челябинска).

Решил посеять семена краснокочанной капусты гибрида «Красная головка» ради спортивного интереса — взойдут или нет...

Это семена лука-чернушки от одной подписчицы были присланы в конверте — всхожесть более 55%

Это та самая капуста восьмилетней давности (гибрид «Красная головка» из Челябинска) на полке шкафа и на сегодня (27 января) есть первые всходы...

Какое количество семян сею для проверки?

Приблизительно количество семян каждого сорта (гибрида) я сею по 15-20 штук. Правда, в зависимости от каждой овощной культуры и количество семян в пакетиках, естественно, бывает разное. Поэтому для посева может быть использовано и больше семян, чем 15-20 штук.

К примеру, в пакетике с семенами морковки их там много, поэтому могу посеять и 25-30 штук. В пакетике свеклы их меньше, поэтому использую 12-15 штук. В пакетике баклажанов (и не только) семян, обработанных «тирамом» (зелёная оболочка на семенах), совсем мало – 10-12 штук, поэтому сею все. Ну, и так далее…

Какой вывод делаю в итоге?

Если семена показывают всхожесть менее 50%, то выбрасываю эти семена вместе с красивым пакетиком в мусор. Если семена показывают всхожесть 50% или выше, то оставляю их и иду в магазин докупать ещё несколько пакетиков этого сорта или гибрида.

К слову сказать, не хочу наводить поклёпы на агрофирмы, но мои результаты показывают, что фирма «Аэлита» грешит некачественными семенами. И это не только моё субъективное мнение за несколько лет, но и моего брата.

Вот, короче, так просто можно узнать всхожесть семян овощей того или иного сорта (гибрида) и потом не трепать свои нервы на даче.

Увлажняю почву в этих ёмкостях своими домашними настоями Эликсира, которые готовлю в обычном пластиковом тазике, в основном, с ягодами и фруктами. Настой получает как слеза!

Так же этими настоями увлажняю почву в цветочных вазах, где растут помидоры и перцы.

Не помню точно, показывал ли я фотки про комнатные овощи раньше, но тут хочу показать. Несколько фоток за позапрошлый и прошлый годы…

Фотки за 2014 год…

Сорт помидора «Триумф» (семена свои)...

Сорт помидоров «Кремовая сосулька» (семена из Англии)...

Сорта перцев не помню (семена из Болгарии)...

Фотки за 2015 год…

Сорт перца «Сладкий шоколад» (семена из Болгарии)...

Сорт помидоров «Кафяви черешки» (семена из Болгарии)...

Да, урожаи на комнатных растениях не такие «могучие» как на даче, но не это важно. Важно то, что они растут и это полностью заслуга домашних настоев Эликсира!

И ещё один немаловажный факт о благотворном действии Эликсира на помидорный урожай, который хранится в квартире со времени его уборки…

Вот смотрите на фото ниже… Это то, что осталось от урожая 2015 года (сорта «Кафяви черешки» и «Пловдивска каротина». Как видите, никаких болезней на помидоринах нет, хотя лежат они в квартире уже около 4-х месяцев.

Да, конечно, сами плоды уже сильно подвяли к этому времени и есть мы их не будем, но речь не об употреблении этих помидоров в пищу, а о сроках лёжки.

Последний раз я опрыскивал Эликсиром кусты помидоров ещё на даче и полезные микроорганизмы, которые содержатся в настое, великолепно справились с патогенной микрофлорой. Факт того, что мои настои успешно подавляют болезнетворные микроорганизмы, на лицо!

Так что, теперь Ваша очередь испытать мои наработки по Эликсиру на своих растюхах…

На тот случай, если кто-то захочет воспользоваться моими материалами по приготовлению настоев Эликсира, как дома, так и на даче, то нужно пройти вот на эту страничку и заказать их — http://elicsir.dacha7.ru/

Ну, и на посошок…

В общем, работа в зимний период идёт полезная и творческая, а самое главное это улучшает настроение и позволяет получать удовлетворение и удовольствие от всего проделанного. Чего и Вам искренне жалею!

И последнее… вопрос к Вам: «Вы проводите эксперименты на предмет поверки всхожести семян? Если да, то каковы Ваши результаты?»

На этом всё. До свидания!

С уважением,
Сергей Дьяков.

Просмотров: 5 005

55 комментариев к “Зима 2016 года. Скоро посевная! Проверяем семена на всхожесть…”

  • александр карасев
    27 января, 2016, 18:21
    Цитировать

    Проверку семян на всхожесть провожу постоянно,только проращиваю в туалетной бумаге, а не в почве. Стелю намоченную бумагу в 5-7слоёв в тару, типа Вашей,раскладываю семена,накрываю плёнкой и в тепло. На бумаге хорошо видно всхожесть и по дням, и по количеству. Долговсхожие семена периодически спрыскиваю водой из пульверизатора,главное, чтоб было слегка сыро, но не заливать. А без такой проверки нельзя, иначе сам себя в дураках оставишь. И ещё, Сергей, я за 13 лет активного землепользования никогда не сажал томаты- считал, что это сложно, теплицы и парника у меня нет, а без них, говорят, не будет толку. Насмотревшись Ваших видео и фото с помидорами в домашних условиях, решился и 31 декабря посеял семена горшечного сорта помидор,миниогурцы балконного типа, ну и два рассадных ящика укропа и прочей зелени. Растут!!!Радуют!!! Если научусь выкладывать фото в переписку-пришлю, порадуйтесь со мной!

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @александр карасев, здравствуйте!

    Ну, вот видите, какие у Вас УСПЕХИ! А Вы чего-то боялись...

    Понимаете, в чём дело. Если мы будем бояться, стесняться, опасаться что-то сделать, то наши страхи и догадки так и останутся страхами и догадками. Лучше получить РЕЗУЛЬТАТ, а потом сделать вывод. Пусть результат будет даже отрицательным, ничего страшного, но он БУДЕТ.

    У меня отрицательных результатов полно, правда, меньше чем положительных, но всё-таки... Я и из отрицательных результатов делаю соответствующие выводы!

    Так что, я за постоянные эксперименты!

    К сожалению, фотки в комментарии вставлять нельзя — движок этого не позволяет. Присылайте мне на почту, я порадуюсь вместе с Вами!

    [Ответить]

  • Наталия
    27 января, 2016, 18:37
    Цитировать

    Я попала на китайский сайт Алиэкспресс.Там много семян, не дорого...Смотрю, да это же семена , которые продают в наших садовых центрах — фото на наших пакетиках точно такие же!

    Т.е. предприниматели заказывают семена оптом в Китае, расфасовывают и продают в 3 раза дороже у нас.

    А в отзывах люди пишут, что часто присылают ерунду, то не всхожие, то пыль, то взошло не пойми что!!!

    [Ответить]

    Людмила ответил:

    @Наталия,

    А в отзывах люди пишут, что часто присылают ерунду, то не всхожие, то пыль, то взошло не пойми что!!!

    — вот с этим я не согласна! В прошлом году сажала перец, помидоры, салат и петунию от Алиэкспресс- все взошло и росло замечательно. Особенно влюбилась в синие помидоры, хотя синими их назвать нельзя. А подкупает еще и то, что китайцы присылают пакеты с большим количеством семян, а в Литву еще и доставка бесплатная. Выгода очень существенная!

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Наталия, здравствуйте!

    Ну, возможно, Вам попадались качественные семена, но я там заказывать не буду. У меня на этом сайте сын себе заказывает разные безделушки, я не рискую...

    Нет, ну, если у Вас получается хорошо, то заказывайте, не вопрос!

    [Ответить]

  • Ольга
    27 января, 2016, 18:46
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей! Спасибо за информацию. Скоро весна, готовлюсь к посадке баклажанов и перцев. Наделала стаканчиков из газеты (лучше способа не знаю, в детстве с бабушкой научилась). Сажаю по 1 семечку в стаканчик, без всякого пикирования высаживаю на грядку вместе с газетой, корни бережно сохраняются, растение не страдает. Я раньше тоже проверяла семена, а в последние годы покупаю семена в Питере в Девяткино. (К дочке в гости езжу часто, обязательно там бываю). Пакеты бумажные, без картинок, дешевые, но всхожесть отличная и пересортицы нет. Теперь не проверяю, и они меня не подводят. Успехов вам и всем огородникам в нашем святом деле. С уважением, Ольга.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Ольга, добрый вечер!

    Это, конечно, дело привычки, но не лучше ли, чем клеить бумажные пакетики для рассады, сходить в магазин и купить упаковку (или сколько нужно) одноразовые пластиковые стаканчики?!

    В такие стаканчики я сею сорта, которых нужно не очень много. К примеру, возле сарая мне нужно 6 растений одного сорта, 6растений другого сорта и т. д. Если я посею семена этих малочисленных сортов в обычный рассадный ящик, то замучаюсь писать на поддоне их название. А так, пишу сразу на стаканчиках название сорта и ставлю эти стаканчики в поддон с высокими стенками. Всё.

    К тому же, когда высаживаю рассаду из таких стаканчиков в открытый грунт, то корни совсем не повреждаются, потому что ком почвы и корни легко вытаскиваются из такого стаканчика. Вы попробуйте хотя бы 5-10 семян посеять в такие стаканчики, а потом решите, стоит это делать в будущем или нет.

    Мне понравилось. Возможно, и Вам приглянется такой способ выращивания...

    [Ответить]

  • Людмила
    27 января, 2016, 19:05
    Цитировать

    Я в этом году первый раз буду заниматься огородом 🙂 Раньше это была только забота мамы. Семян уже купила много, но на всхожесть проверила только морковь. Причем проверяла не только всхожесть но и метод ускоренного всхода моркови. Семена взошли через 7 дней, но всхожесть не больше 50%. На этих выходных наверное начну проверять всхожесть и других растений. 

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Людмила, здравствуйте!

    С почином Вас! Вы проверяйте всхожесть семян в почве, так результат  вернее будет...

    [Ответить]

    Людмила ответил:

    @Сергей Дьяков, Я так и делаю. На этих выходных планирую поехать в садовый центр и купить там торфяных таблеток для проращивания цветов, и может еще полезностей присмотрю 🙂 Спасибо Вам за советы, они мне очень сейчас нужны, потому что своего опята пока маловато... 

    [Ответить]

  • Марина
    27 января, 2016, 20:25
    Цитировать

    Здравствуйте Сергей! Посмотрела Ваш блок. Мне стало интересно семена моркови после всхода вы высаживаете потом в огород? Я приобретала раньше семена в Садах России из Челябинска. В этом году приобрела только семена не гибриды. Собираюсь нынче тоже проверять. Сергей! Вам знаком Зепп Хольцер, Николай Курдюмов,Борис Бублик.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Марина, здравствуйте!

    Нет, всходы в открытый грунт не высаживаю — это только для проверки всхожести, А на даче уже сею семенами в подходящее время.

    Я раньше тоже заказывал семена в Челябинске, объединение называлось НПО «Сад и огород». Сейчас называется «Сады России». Последний мой заказ был, если мне не изменяет память, в 2008—2009 годах. С тех пор не заказываю...

    С перечисленными Вами парнями немного знаком...

    [Ответить]

    Ольга ответил:

    Добрый вечер, Сергей! Про «Сады России». Два года назад выписала у них семена и саженцы всяких декоративных кустарников. Обещали саженцы прислать в геле, а пришли в сухом мху. Принялись только калина-бульдонеж, миндаль (пушистый куст вырос, цветет красными огонечками очень красиво) и магония падуболистная. Хорошо размножила клубнику Максим и картофель. Все дорого, больше с ними не дружу. А стаканчики я тоже устанавливаю в глубокие поддоны. Удобно. С уважением, Ольга.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Ольга, здравствуйте!

    Я тоже, не хуже Вас, покупал у них саженцы жимолости, цветы, и прочее. Когда пришла посылка, то я, блин, чуть не офигел — всё было в сушёном виде. Потом писал претензию в Челябинск и они мне прислали взамен другое к осени, но сезон-то потерян был. Поэтому с ними больше не контактирую...

    [Ответить]

  • ольга
    27 января, 2016, 22:40
    Цитировать

    Спасибо, Сергей, за информацию. Проверяла как-то семена моркови, так как было много разных старых пачек. Из пяти пачек только у одной была хорошая всхожесть. Проверяла так же, как Вы. Остальные выбросила, а без проверки бы посадила и ждала бы урожая. Проверять надо. 

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @ольга, здравствуйте!

    То-то и оно, что без проверки семян дома, потом на даче дюжа огорчения посещают часто... Поэтому-то я и приспособился семена проверять дома — времени зимой вагон, сиди и сей... Зато уже на даче семена получаются проверенными и огорчений меньше!

    [Ответить]

  • марианна
    27 января, 2016, 23:00
    Цитировать

    Здравствуйте,Сергей,знаете по поводу проверки всхожести все двояко на мой взгляд.Два года сеяла семена томатов в два захода.В первом заходе(лимонный гигант) всхожесть 10проц,пришлось пересеивать,во втором заходе почти 100 проц.И так 2 года ,еще на паре сортов такое было.Мне показалось,что время посева влияет все таки на всхожесть.Вопрос хочу Вам задать:вижу в емкостях с рассадой иголки еловые,не вредно ли для рассады?Я в принципе в землю добавляю тоже иголки,но узнала,что это вроде как есть хорошо,азот забирает... И почему сеете в песок некоторые семена?С уважением.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @марианна, добрый вечер!

    Я с Вами отчасти согласен, что время посева семян на рассаду или для проверки всхожести, может влиять на прорастание семян. А получилось так. Я как-то покупал семена морковки в нашем магазине «Природа» и там продавец-консультант (биолог) ответил мне тоже самое, что и Вы упомянули — сроки пробуждения семян бывают разные. Дело тут в том, что семена живые и они, типа, ориентируются на положение планеты, а точнее на расположение оси планеты, но...

    Но ведь получается в большинстве случаев так, что одни и те же семена, если они качественные, всходят даже в декабре месяце, а по идее, у них должен быть литургический сон?! Если семена некачественные, то в декабре они не всходят и не всходят в марте месяце. Тут как рассудить? Получается, что гипотеза биологов не совсем верна. Так?

    Поэтому, моё мнение такое — если семена качественные, то прорастут в любое время. Если семена некачественные, то пользы от них не жди. Может я и ошибаюсь, но думаю так и не иначе...

    Теперь, что касается хвои и песка...

    Марианна, я мульчирую дома посевы той мульчей, которую буду использовать в морковных делянках на даче. С песком та же песня... В этом сезоне я буду сеять семена морковки в экспериментальную песчаную делянку, где в прошлом сезоне росла картошка. если Вы по каким-то причинам не смотрели этот пост, то даю ссылку на него - http://dacha21veka.ru/mulcha/byvaet-li-pochva-bednoj-i-neplodorodnoj-chast-2-pro-kartoshku.html

    Вы про хвою, наверное, имели в виду, что она закисляет почву? Так есть у меня пост про кислотно-щелочной баланс почвы на даче и не только... Пост вот по этой ссылке - http://dacha21veka.ru/mulcha/opredelyaem-kislotno-shhelochnoj-balans-pochvy-na-dache-i-ne-tolko.html

    [Ответить]

  • марианна
    27 января, 2016, 23:01
    Цитировать

    Ошиблась, хотела написать: «не есть хорошо»

    [Ответить]

  • Юрий
    27 января, 2016, 23:32
    Цитировать

    Добрый день , Сергей.  С большим интересом читаю все Ваши публикации , но ни разу ещё не писал Вам. Я большой любитель помидоров, занимаюсь их выращиванием уже лет 40, предпочитаю высокорослые и очень крупные, так как заготавливаю только сок, соусы и кетчупы, не люблю маринованные, но это дело вкуса.Ознакомившись с трудами Бублика Б.А. и Курдюмова Н.И. , перешёл на рекомендуемый ими способ обработки земли и очень доволен результатом. Земля на грядках прекрасная и работать плоскорезом для моего возраста  - 79 лет — намного легче. О посеве семян для рассады — уже много лет проращиваю семена в туалетной бумаге, свёрнутой в рулон и вставленной в стакан с водой. После появления двух листиков пересаживаю в ящик с грунтом. Живу я в Киевской области, поэтому необходимости в теплице нет, рассаду в начале мая высаживаю в открытый грунт. Семена покупаю в интернет-магазине и никаких проблем со всхожестью никогда у меня не было. С приветом, желаю всяческих успехов и жду новых Ваших публикаций. Юрий.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Юрий, добрый вечер!

    Так у меня со всхожестью семян помидоров тоже нет, потому как семена в основном свои. Правда, с семенами помидоров некоторых сортов из Англии и Болгарии бывает и закавыка, но и их всхожесть близка к 100%.

    Так что, всё, вроде бы, как и нормально...

    Меня смущают семена морковки и свеклы, поэтому с семенами этих культур и вожусь...

    [Ответить]

  • Пётр
    28 января, 2016, 12:04
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей! Можно сеять всего 10 семян,тогда проще посчитать % всхожести : взошло 1 семя-10%, взошло 6 семян-60% и т.д. Сейчас всхожесть семян не проверяю,т. к.прорастает большая их часть . Если мне нужно,например, вырастить 15 растений томатов какого-то сорта, высеваю 18-20 семян,после всходов удаляю самые слабые

    растения,остальные продолжают расти.

    Считаю, что чаще надо выращивать(по возможности) свои семена,например, -томатов,моркови,свёклы и т.д.,но из сортовых культур.Тогда меньше будет разочарований.

    С уважением, Пётр.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Пётр, здравствуйте!

    Я с Вами полностью согласен, что свои семена лучше покупных. Поэтому помидорные и перечные семена у меня свои, и проблем с всхожестью у них нет.

    Некачественные семена у морковки, баклажанов и петрушки из магазина, вот я о чём пост делал...

    А так я ЗА свойские семена обеими руками!

    [Ответить]

  • Любовь
    28 января, 2016, 13:48
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей! Долгое время я тоже проверяла семена на всхожесть, потом сеяла в грунт и долго ждала всходов не всегда 100%, пока мне не попалась статья выращивание рассады московским методом. После этого не стало проблем не с пикированием, не проверкой семян. У меня был перец 5-ти летней давности семена взошли все до одного. Все что взошло пересаживаю пинцетом в стаканчики для рассады и получаю отличные результаты. Семена перед посадкой замачиваю на3-4 часа в соке алое.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Любовь, добрый вечер!

    Вы немного меня не поняли... Про семена помидоров и перцев у меня вопросов нет, всходят как солдатики, потому что семена свои. Я пост делал про покупные семена морковки, капусты и баклажанов — они часто бывают некачественными и приносят огорчения на даче...

    [Ответить]

  • Анфиса2011
    28 января, 2016, 14:35
    Цитировать

    Спасибо за Вашу проделанную работу и заботу о нас, дачниках и огородниках!

    Расскажу о своем опыте. Моя мама в Челябинске в саду (так там называют дачи) всегда сажала только из своих семян помидоры, перцы, огурцы, морковь и свеклу — на протяжении 40 лет! Отбор шел по вкусовым качествам, помидоры были мясистые, сладкие, аккуратной формы (не маленькие). Я тоже брала их на семена, всхожесть сохраняется отлично. В прошлом году я посеяла на пробу 8-10-летние семена помидоров, взошли почти все! Названий не знаю, мама называла в зависимости от того, откуда появился этот помидор — «АМЗовский» (значит, из поселка завода АМЗ), «Вахрушевский» (наверное, из пос. Вахрушево, а может, фамилия знакомого), «С носиком» — красивенький такой, овальный с носиком, «Ребристый». Сажаю и покупные семена, но мамины — вкуснее, так говорят все, кто пробует! Здоровья всем и успехов!

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Анфиса2011, добрый вечер!

    У нас, кстати, люди тоже называют дачу — садом... Это уже давно повелось такое название в разговорной речи между дачниками...

    Что касается всхожести семян...

    Анфиса, тут дело такое, что у каждой культуры всхожесть семян разная. К примеру, у пастернака семена должны быть не позднее двух лет, иначе не взойдут. У томатов семена могут взойти и 10-летней давности, как у Вас и получилось. У других культур порог не всхожести другой...

    [Ответить]

  • Валентина
    28 января, 2016, 15:29
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей. С интересом посмотрела материал. Мне очень понравились томаты в горшках. Никогда в комнате не выращивала, т.к. окна выходят на север, мало света. Фотки осенних месяцев — это пересаженные с грядок? А весенние, когда же Вы посадили, что уже есть урожай? Очень интересно. По поводу семян. Семена томатов собираю сама и никогда не проверяют. Просто замачиваю в бумагу туалетную, или ткань , ложу в п/э пакет и чередую тепло и холодильник. Как проклюнулись, так в рассадный горшок. Так я уже уверена, что дело пошло. Семена моркови и свеклы ( их всегда достаточно)  тоже замачиваю, предварительно поддержав их в горячей воде для более быстрой всхожести. И , когда только начнут проклевываться белые росточки, слегка промокаю сухой ткань, посыпают мелом или зубным порошком , чтобы видеть на земле семена и высеваю. Так я вижу и всхожесть и могу регулировать посев. Возможно это и неправильно, но я так привыкла. Всходы хорошие, только потом морока с прополками. Буду мульчировалать! Сергей, Вы считаете это плохой метод проверки?  Скажите своё мнение. С уважением, Влентина

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Валентина, здравствуйте!

    Так у меня эти помидоры и перцы растут тоже в комнате, окна которой выходят на север. Эти растения не с грядок, а остатки от посева семян на рассаду. Сею я на рассаду чуть больше семян, вот и по одному сорту в горшки и высаживаю, а остальное везу на дачу...

    Теперь про метод проверки...

    Валентина, да, почему Ваш способ проверки семян моркови плохой? Нормальный! Каждый привыкает делать так, как он считает правильным и приемлемым для себя. Главное, что семена мелкосеменных культур Вы проверяете, перед тем, как сеять на дачном участке!

    [Ответить]

  • Лариса (Чита, Забайкальский край)
    28 января, 2016, 18:24
    Цитировать

    Здравствуйте. Сергей. Читаю ваши сообщения с удовольствием и инересом. А также комментарии дачников, что, тоже, не менее интересно. Только жаль, что не пишут большенство где они занимаются огородно-садовыми делами. Было бы еще интереснее. А то, иногда, читаешь, радуешся за человека, а радость была бы еще сильнее,если бы знать, что он получил такие результаты в Сибири или др. областях с так называемом «рискованным земледелием».

    Сергей и все остальные сотоварищи, а как проверить всхожесть семян, когда их сейчас в пакетике 12, 10, а то и 5,3 шт? Я, лично проращиваю, затем проклюнувшиеся сею. Морковвь проверяю (семян много) проращивая 10 или 20 шт. (легче считать всхожесть). Еще сею в пеленки" или «по московски». Называют по разному, а суть одна, пленка+туалетная бумага). Кто-то выше писал уже об этом. Затем пикирую в стаканчики. Перцы, вообще, не пикирую. Сразу сажу в стаканы (у меня постоянные с выдвигающимся дном пластмассовые много разовые). По семечку в стаканчик(кол-во чуть больше стаканчиков, чем надо рассады). Не взошли — сажу (пикирую в них другую рассаду. Как-то так.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Лариса (Чита, Забайкальский край), добрый день!

    Да, это моё упущение, что посетители напишут свой регион — надо было в посте написать, чтобы указывали место проживания. В последующих постах постараюсь не забыть...

    Как проверять семена, где в пакетиках по 3-5 или 10-12 штук...

    Лариса, Вы имеет в виду семена перцев, помидоров, баклажанов? Если да, то так и проверяйте, как и обычно, только проверяйте в те сроки, когда уже можно проклюнувшиеся семена высаживать в стаканчики для выгонки рассады. Если есть возможность купить дополнительное количество семян, которые проверяете на всхожесть, то сейте все.

    Я к примеру, посеял семена баклажанов (обработанных тирамом) все 10 штук. Всходы 100%. Супруга пошла в магазин Природа и купила ещё один пакетик. Семена перцев ещё не проверял, но они тоже обработаны «тирамом» и у меня уверенность, что все взойдут. А если не взойдут, то супруга пойдёт на работу и по дороге зайдёт в Магазин и купит ещё пакетик. Правда, цена одного пакетика качественных семян перцев, кому-то покажется высокой — от 97 до 120 руб. (в пакете 10 семян). Так я считаю, что это нормальная цена. Чем платить за «мусор» по 25 руб. за пакетик, а потом покупать новый, когда не взойдут, мне легче отдать достойную цену, за достойные семена. Скупой платит, сами знаете, сколько...

    [Ответить]

  • Наталья
    29 января, 2016, 16:07
    Цитировать

    Никогда не проращивала семена на всхожесть.Проращивала только сразу для посадки. Особенно понравилась всхожесть семян на туал. бумаге. В этом году попробовала всхожесть своих семя томатов, только из интереса т.к. плодик остался в коробочке и высох, а сорт хотелось бы иметь(он был подписан). В инете нашла как можно прорастить семена на губке для мытья посуды. Так и сделала- в прозрачную тару пластиковую из под пирожных налила воды и положила влажную губку, на губку семена этой помидоринки,закрыла крышкой и на батарею. каждый день встряхивала конденсат. Всхожесть 100%. Конечно на рассаду высаживать их было рано , но все таки решила пойти дальше и высадила в горшочки. В этом году решила заняться семеноводством, т.к. плохая всхожесть бывает не только у семян с магазина, но и частников- бывало ,что всхожесть нулевая .А т.к. частникам верила, то считала,что я сделала, что-то не то.Хотя я думаю ,что семена ,например лука, хоть на левый бок положи, хоть на  правый -все должен равно должны взойти. 

    [Ответить]

  • Юрий
    30 января, 2016, 14:36
    Цитировать

    Кстати, есть замечательная технология микроволновой обработки семян. Я ее пробовал на рапсе. Посеял на 2 месяца позже (конец сентября 2002 г.). Блоха не съела. Что замечательно, весь рапс в области зимой вымерз.

    Преимущества: фитопатагены отсутствуют, всхожесть высокая, урожай созревает раньше на 1-2 недели, не страшны заморозки и засухи, экологически чистый продукт

    [Ответить]

  • Татьяна
    30 января, 2016, 18:38
    Цитировать

    Сергей, большое спасибо за напоминание. Подскажите, когда луче сажать лук-порей на рассаду? Что такое выращивание рассады «по- московски»?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Татьяна, я не выращиваю лук-порей... И про «московский» способ выращивания рассады тоже не знаю — я поступаю проще... Кинул семя в стаканчик с грунтом и оно растёт.

    [Ответить]

  • Елена
    30 января, 2016, 19:37
    Цитировать

    я еще не занималась семенами, даже еще и не покупала. В прошлом году в Ашпне купила много пакетиков семян без картинок, совсем дешево и была довольна очень и очень. Насчет моркови — прошлой весной , как раз перед посевом моркови, я случайно в Одноклассниках наткнулась на интересный способ- семена моркови перед посевом надо подержать в водке, потом промыть и сеять. Взошли на 2-3 день. Так что с проращиванием именно семян моркови я не заморачиваюсь. А остальные семена просто насыпаю в стаканы с водой и смотрю. как они там себя ведут. Можно и прробарбартировать. и все будет в шоколаде. Но мне понравились Ваши фото с помидорами, перцами и т.д. которые выращиваются в квартире. Надо попробовать. Когда-то в советское время на гидропонике у меня зимой были заросли огурцов. Так было здорово!

    [Ответить]

  • Тина
    31 января, 2016, 19:30
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей. С удовольствием всегда читаю вас, а последнее время вижу не канале «Усадьба»

    Наверное мне повезло. Живу я в Минске (Беларусь)и у нас сохранился институт семеноводства, который открыл свои магазины семян. Поэтому семена только проращиваю перед посадкой. Всхожесть 80-90% я считаю хорошей

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Тина, добрый вечер!

    Ну, если «фирма» гарантирует такую всхожесть, то проверять семена можно не каждый год, хотя... как знать, как знать...

    [Ответить]

  • Людмила
    1 февраля, 2016, 8:20
    Цитировать

    Сергей, спасибо! Я пришла к выводу,из Вашей статьи,что проверку семян необходимо делать.Я делала так: запоминала или записывала фирмы,чьи семена мне дали  лучшую всхожесть и стараюсь их приобретать.И ещё меня заинтересовала Ваша подкормка ЭЛЕКСИР. Если можно поделитесь. С уважением Людмила.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Людмила, я тоже так делаю — сортирую агрофирмы по добросовестности...

    Я не понял, как поделиться Эликсиром? И это совсем не подкормка, а бактериальная закваска полезных почвенных микроорганизмов. Материалы записаны на диск - http://elicsir.dacha7.ru/

    Будет желание, оформляйте заказ. Если с заказом будет проблема, пишите мне на почту — dyakosergej@yandex.ru

    [Ответить]

  • Людмила
    1 февраля, 2016, 14:02
    Цитировать

    Спасибо за ссылку,очень понравился материал. Я имела  ввиду, что входит в состав. Я пользуюсь настоем цитрусовых корок — мне однажды подсказал один человек, отдыхающий со мной в одном санатории. Попробовала  - понравилось. Опрыскивала практически все цветы , кустарники и плодовые деревья. Но ещё надо увеличить концентрацию, пока точно не знаю, но методом проб, думаю добьюсь.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Людмила, так как я могу рассказать Вам, что входит в состав всех настоев Эликсира, если эти материалы на диске? Поэтому, извините...

    [Ответить]

    Наталья Ш. ответил:

    @Сергей Дьяков, Сергей. добрый вечер! Благодарю за   статью. Как-то  никогда проверкой семян не занималась. Доверяла... А  прошлый год  подтвердил мои догадки,что семена бывают некачественные. Оказалось, что невсхожесть семян была не только у меня...  Решила переходить на свои семена. Но  на этот год пакеты с покупными семенами есть, поэтому проверю. С  уважением Наталья.

    [Ответить]

  • Галина
    17 февраля, 2016, 22:55
    Цитировать

    Добрый вечер, Серёжа. Спасибо за статью — это очень интересно и наверное правильно- проверять семена но, я этим никогда не занималась, а почему?, да наверное потому, что мой способ никогда не подводил или просто мне везло с семенами, не знаю. Я живу на Украине в средней её полосе. Те семена, которые я покупала, я их за неделю до посадки замачивала на пол часа в растворе марганца, после чего мокрыми выкладывала на марлю сложенную вдвое и хорошо орошала тёплой водой, после чего вкладывала  в целлофан который аккуратно загибала, выпускала воздух придавив хорошо к подоконнику и оставляла на подоконнике. Через два дня были всходы 100%, а через ещё пять дней, в таком виде я их высаживала в грунт уже с тремя четырьмя листиками. Урожай всегда был хорошим. Что же касаемо помидор, перца, баклажан я выращивала рассадой из своих семян. Из урожая я выбирала самые спелые и крупные сорта, после чего вынимала семена промывала, сушила и вешала в тряпочке на трубе батареи и весь период аж до высевки в горшки. Потом обработка марганца и высевка. За 20 лет практики, никогда не было сбоя. Что касается капусты то я никогда не заморачивалась, просто высевала средний её сорт под деревьями, а когда она достигала нужной высоты и толщины стебля, высаживала на грядку до полного созревания. Я способом отбора крупных вызревших овощей при выращивании чеснока добилась хороших результатов, то — есть за три года   — головка чеснока была, размера гусиного яйца. Вкусовые качества и сохранность не изменились. Но всё равно, спасибо за предложенный опыт Вашей работы. Лишний раз перечесть, осмыслить и сделать выводы с прочитанного всегда полезно и не бывает лишним.

    [Ответить]

  • СВЕТЛАНА
    10 апреля, 2016, 13:16
    Цитировать

    Добрый день, Сергей! Всегда интересно знакомиться с чужим опытом, особенно когда он успешный. Сегодня мне хочется поделиться своей проблемой. Очень плохо растет рассада перцев, причем разных сортов. Семена магазинные, покупала по совету. Очень долго прорастали, от двух до шести недель. Когда взошли, то практически «сидят» в одной поре. Садила в начале февраля,  сейчас апрель, а они всего выросли сантиметров на пять — семь. Я их и подкармливаю, и поливаю бактериями (приобрела в магазине).Землю тоже хорошую покупала.  Рассада растет на утепленной лоджии. В общем, первый раз столкнулась с такой проблемой., всегда сама выращивала рассаду практически всех культур. Наверное не будет никакого урожая с таких перцев. Можете что-нибудь посоветовать?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @СВЕТЛАНА, добрый вечер!

    Вы так сильно не переживайте за рассаду и урожай, а то ведь ваше настроение может передаваться и растениям. Мы не обращаем на это внимание, а, по сути, эта связь есть.

    Вы говорите своей рассаде, чтобы она росла, крепла и готовилась дать урожай, тогда и дела пойдут веселей!

    У меня в этом году (первый раз за 16 лет) случилось другое — купил грунт с сциаридами и чуть не потерял всю рассаду?! Пересаживал днём и ночью все растения в новую почву и часть рассады вынес на балкон, правда не обогреваемый. Ну, ничего страшного с балконной рассадой не произошло — растёт родимая! Потому что я ей «пошептал на ушко», что всё будет хорошо и пусть перцы с помидорами порадуют нас урожаем!!! А как Вы хотели, растения живые и с ними нужно хотя бы иногда разговаривать (это не шутка)...

    Чем Вам помочь, Светлана, я даже и не знаю... Надейтесь на лучшее и растения Вас порадуют своими плодами! Вы только их предупредите об этом!

    Пост про комнатную мошку и гибель моей рассады вот тут - http://dacha21veka.ru/vrediteli/komnatnaya-moshka-i-rassada.html

    [Ответить]

  • СВЕТЛАНА
    11 апреля, 2016, 13:29
    Цитировать

    День добрый, Сергей! Спасибо за моральную поддержку, я понимаю о чем Вы говорите. И Вам желаю крепкой, хорошей рассады. Пробовали ли Вы выращивать дома огурцы? Посадила 2 огурчика в разные емкости (2 и 5 литров). Появилось много завязей, но они начали желтеть в малой емкости. Не знаю, почему. Наверное, надо попробовать пересадить, не знаю, приживутся ли потом? А может быть причина не в объеме горшка?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @СВЕТЛАНА, здравствуйте!

    Огурцы один год пробовал выращивать, но привязать верёвки, по которым направлять огуречные плети, мне некуда. А так они из ведёрка опускаются вниз и всё. Короче, с тех пор огурцы не выращиваю в квартире. У меня в цветочных горшках растут уже много лет помидоры, перцы и в этом году посадил одно растение баклажана... Что получится в итоге, расскажу в конце сезона...

    [Ответить]

    СВЕТЛАНА ответил:

    @Сергей Дьяков,

    Сергей, добрый вечер! У меня, к сожалению, не получилось в прошлом году вырастить помидоры. Сорт был балконный, но на большом кусту выросло всего 3 штучки. Я решила, что это неудачный опыт мой. Хотелось бы узнать , как Вы выращиваете помидоры дома, в какие сроки садите, какие сорта, есть ли какие-то секреты выращивания . Что посоветуете?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @СВЕТЛАНА,здравствуйте!

    Да, какие там секреты... Сказать Вам по-честному, я и понятия не имею как растут помидоры и перцы дома, да и на даче тоже... Уверен, и не один человек на планете земля тоже этого не знает! Мы можем посадить или посеять растение, а как оно растёт — это один Создатель знает!

    И почвенные микроорганизмы в этом принимают основную роль!

    У меня в горшках сами видели из поста какие сорта растут... В основном это мой низкорослый сорт Триумф, да и сорт из Болгарии «Кафяви черешки». Правда, для «черешков» бы верёвочку под потолок натянуть, тогда им можно макушки и не прищипывать, а так приходится макушку (точку роста) удалять...

    Когда я сею семена для комнатных помидоров...

    Светлана, так я специально этого и не делаю. Вот рассада взошла, я пересадил одно растение из рассадного ящика в цветочный горшок, оно и растёт. Правда, почва в горшке всегда под мульчей — соломка, сено, семечковая лузга, или опилки, но обязательно мульча лежит. Да поливаю изредка своими домашними настоями ЭМ-эликсира, вот они и прут родимые не зная устатка...

    Что касается балконных сортов помидоров...

    Светлана, я их не разу не сеял конкретно для квартиры, поэтому сказать ничего не могу, а врать не хочу...

    Поэтому тут, извините, помочь ничем не могу...

    [Ответить]

  • тамара
    6 июля, 2016, 14:35
    Цитировать

    Здравствуйте Сергей Александрович ! Хочу с Вами посоветоваться

    Я приготовила элексир по Вашему рецепту.но вот беда,он становится темным. Может быть потому,что я его приготовила в железной бочке? А этого делать нельзя?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @тамара, добрый день!

    Я не знаю, можно ли готовить настой Эликсира в металлической бочке, потому что сам никогда не готовил. Я заквашиваю свои настои в обычной эмалированной ванне.

    У меня тоже некоторые настои бывают тёмными, когда я кладу в них старое смородиновое варенье. Такие настои получаются аж чёрными, но действуют они на болезни точно так же, как и светлые настои.

    Так что, не переживайте, что готовите в бочке. Только есть одно замечание — закрывайте бочку от прямых солнечных лучей (обматывайте тряпками или картоном), чтобы сама жидкость не перегревалась выше +35 градусов или располагайте бочку в тени строений, к примеру, с северной стороны сарая, туалета, хозблока, веранды, беседки и т. д.

    [Ответить]

  • тамара
    6 июля, 2016, 21:33
    Цитировать

    Спасибо за ответ! Но я бочку закопала в землю,вернее выкопала яму,обложила ее кирпичами и установила туда бочку А может быть оттого,что я добавила на 200л лопату золы ?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @тамара, у Вас бочка вкопана полностью или наполовину?

    Нет, от золы настой не может быть тёмным.

    Вы особо не переживайте насчёт цвета, Вы примените его и посмотрите на результат?! У меня вот тоже на даче был в этом году один настой тёмным, хотя варенье я не использовал. Я всё равно его применял на всех растениях. Результат изумительный!

    Так что, Тамара, не переживайте, а применяйте настой в деле!!!

    [Ответить]

  • тамара
    8 июля, 2016, 15:26
    Цитировать

    Спасибо Вам за ответ! И где Вы только время находите с нами переписываться? Да.действительно я бочку закопала полностью,оставив ободок бочки,что бы вода не попадала.и настой всегда холодный,потому что сверху закрыт,но не плотно Но так как настой от фитофторы я применяю 1-2 раза в неделю ,я жду осени и посмотрю как поведут себя помидоры,после опрыскивания И еще.а где Вы покупали помидоры «Кафяви черешки» (извините если неправильно), и спасибо за присланные семена «Де борао» и «Триумф»,я думаю,если вы их опрыскивали настоем,они уже приобрели защиту от фитофторы? К сожалению я их не успела посадить,но на следующий год обязательно воспользуюсь,Я уже 12 лет высаживаю свои семена,только вот беда-фитофтора поражала их каждый год, И думаю за один год они не приобретут защиту от фитофторы,но надеюсь и буду опрыскивать настоем почаще к осени,

    [Ответить]

Оставить комментарий или два