Бывает ли почва «бедной» и неплодородной (часть 2 – про картошку)…
Приветствую Вас, дорогой посетитель!
Помните, в прошлом году я обещал поэкспериментировать в нашей с Вами песчаной экспериментальной делянке и в сезоне 2015 года посеять там картошку? Давнишние мои подписчики-то, к примеру, помнят, а вот новые подписчики, которые узнали о моём блоге в этом году, наверное, ещё не в курсе событий…
Ну, так я сделал, что обещал!
И сейчас Вам об этом расскажу. Но, на всякий случай, для новых подписчиков моей рассылки и посетителей блога даю ссылку на эксперимент 2014 года — http://dacha21veka.ru/mulcha/byvaet-li-pochva-bednoj-i-neplodorodnoj.html
Теперь собственно к делу…
Начну с прошлого года, когда я вырвал перцы и помидоры из этой делянки, и подготовил её к сезону 2015 года. Сказать Вам по совести, никакой грандиозной подготовки делянки, на самом деле, не было.
Сделал я вот что:
а) для чистоты и достоверности эксперимента, я собрал весь гумусовый слой, который нарос за 2014 год и вынул его из делянки;
б) набил короб делянки свежайшей соломой, а сверху припорошил старой соломой, вынутой из этой же делянки;
в) всё.
Весной 2015 года, 4 мая, я посеял картошку под мульчу. Израсходовал я 12 клубней, а из остальных супруга приготовила пюре.
К 25 мая я раскопал солому в некоторых местах и посмотрел, как чувствуют себя клубни. Часть клубней начала расти, а часть только пробуждалась.
29 мая, когда мы были на даче, мне подумалось, что того слоя мульчи, который уже лежит в коробе делянки не хватит на весь сезон, чтобы надёжно прикрывать сами клубни. Сами знаете, если клубни вылезут из-под мульчи, то позеленеют от солнечных лучей.
Тогда я увеличил слой мульчи, положив сверху тонкий слой свежей соломы (смотрите фото)…
К 13 июня картошка успешно проросла через весь слой соломы толщиной 25 см. И так как верхний слой соломы не темнел, то мне пришлось опрыскать его сверху своим настоем Эликсира, чтобы глянец с соломинок исчез (фото ниже).
Как Вы помните из прошлых материалов, светлый цвет мульчи (в данном случае – свежая солома) негативно влияет на развитие растений семейства паслёновых – картошку, помидоры, баклажаны и перец.
Так вот, чтобы этого не произошло, я применил свой настой Эликсира с набором полезных микроорганизмов, которые этот глянец разрушили.
Весь сезон ботва у картошки росла нормально, но я периодически поливал эту делянку из лейки своим настоем Эликсира, дабы увеличить в мульче и песке количество полезных микроорганизмов.
Сами понимаете, дорогой друг, в мульче и так живут полезные микроорганизмы, но я, на всякий случай, искусственно вношу ещё добавочные виды полезных микроорганизмов, чтобы они эффективно перерабатывали эту мульчу и растили для нас картошку.
Уверен, Вы со мной согласитесь, что все растения на нашей планете и на дачном или приусадебном участке выращивают для нас почвенные микроорганизмы, но не человек. Человек может только посеять или посадить растение, а ухаживают и растят его полезные почвенные обитатели – бактерии, грибы и черви!
Так вот, на 19 сентября картошка выглядела так – ботва у картошки по большей части высохла, и мне ничего не оставалось, как убрать урожай, если он, конечно, вырос на песке…
Внешний вид делянки…
Кстати, слева на фото морковная делянка, в которой росла морковка сорта «Королева осени». С семенами в этом году я не обманулся, правда, всё равно пришлось подсеивать некоторые грядки в виду того, что семена не проклюнулись.
Урожай от этого сорта получился на славу. Мы со съёмочной группой ТВ проверили это 23 сентября, когда ребята приехали к нам на дачу в последний раз в этом сезоне и снимали материал конкретно про морковку и свеклу.
Однако вернёмся к 19 сентября…
Смотрите внимательно ролик и потом не говорите, что не видели…
На фотках ниже Вы увидите, что конкретно выросло в этой делянке…
Теперь давайте сравним урожай картошки в разных близлежащих коробах одной делянки. Правда, это сравнение будет неправильным, потому что в этих коробах росли разные сорта, но… Но по прошлым годам могу сказать, что урожай картошки из Липовца был таким же.
Вот общий двух делянок...
Как бы там ни было, но урожая в песчаной делянке получилось целое 15 литровое ведро.
Пока с делянкой я ничего не делал, и она выглядит вот так…
И ещё минуточку внимания…
В этом сезоне, 2 мая, я посеял одну картошку сине-фиолетового цвета между кустами смородины, и вот что из этого получилось в итоге…
Вот сам клубень...
На кусте выросло, в общей сложности, 13 нормальных клубней и 4 мелких. Вот фотки…
Мы с супругой решили, что оставим на развод этот сорт.
Вот, пожалуй, и всё по этому эксперименту.
Ну, и на посошок хочу сказать, что никакие подкормки-прикормки, стимуляторы и удобрения я не использовал и использовать не собираюсь. Достаточно увеличить количество видов полезных микроорганизмов в мульче и песке и картошка вырастет.
Если Вас заинтересовал материал по моему настою Эликсира, то посмотреть от каких болезней он защищает наши растения и заказать диск можно вот на этой страничке — http://elicsir.dacha7.ru/
Теперь про вывод, который можно сделать на основании результата полученного в ходе картофельного эксперимента в песчаной делянке...
Дорогой посетитель, если Вы внимательно прочитали и просмотрели материалы поста, то уяснили и поняли, что не нужно покупать чернозём, компост, навоз и прочие «питательные» грунты. Целесообразнее купить машину сена, соломы, листвы, опилок и других органических остатков, которые будут во сто крат полезнее для почвы и её обитателей!
А сейчас у меня к Вам вопрос: «Что Вы думаете, по поводу выращивания картошки на песке и был ли в вашей практике такой опыт?»
Свои предложения, пожелания и вопросы пишите в комментариях к этому посту.
На этом прощаюсь с Вами до следующего поста.
До свидания!
С наилучшими пожеланиями,
Сергей Дьяков.
75 комментариев к “Бывает ли почва «бедной» и неплодородной (часть 2 – про картошку)…”
Приветствую, Сергей!
У меня была посеяна картошка даже не под сено или солому, а просто под скошенную траву (сныть в основном). Грядку специально под картошку не делал и не собираюсь. Просто разложил картоху через 50 см на дерн и закрыл скошенной снытью слоем 10-20 см. В середине лета добавил еще выросшей сныти. Ничего не поливал и не трогал. И все. Собрал с «борозды» длиной 12 метров(24 куста) 12 литровое ведро картошки. Есть еще участок (около сотки) на котором был высыпан выбранный из подвала грунт и на него тоже положил картофелины и закрыл сеном+опадом. Пока не собирал. Как соберу — отпишусь, какой урожай получился.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
25 сентября, 2015 в 12:42
Ну, тоже Ваш вариант хороший. Я использую сено, солому, листву, опилки и т. д. потому, что их легче достать или стырить. При стрижке травы в проходах между делянками я столько мульчи не наберу, а солому заготовить мне проще...
[Ответить]
Пётр ответил:
25 сентября, 2015 в 17:45
чень слабый урожай картофеля-это примерно 0,3-0,4кг с1 куста.(С уважением,Пётр.)
[Ответить]
Добрый день, спасибо Вам бльшое! Картофель я не выращивала, но теперь посажу по Вашей рекомендации. Вам, огромное спасибо: за то, что я не перекапываю грядки; под листьями черешни вырастила морковь — супер! Благодаря, Вам, изменила свое отношение к выращиванию овощей, тем самым облегчив свой труд! Спасибо!!!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
25 сентября, 2015 в 12:45
Рад, что смог Вам чем-то помочь!
Только Вы продолжайте применять Природную Технологию и дальше. А то бывает так, что человек порадовался своим успехам пару-тройку лет, а потом снова берётся за лопату и тяпку. Уверен, Вы не из их числа!
[Ответить]
Лилия ответил:
25 сентября, 2015 в 13:11
[Ответить]
Сергей! Добрый день и хорошего настроения. С 12-ти клубней — ведро картошки. Классно. А у меня целый гектар земли, но посадил картошку на 2-х сотках. Выход в этом году на троечку (по пяти бальной). Вот в прошлом году был 400% выход. Удачи Вам и спасибо за блог.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
25 сентября, 2015 в 13:12
Да всё в жизни бывает — бывают и неудачи, это нормально... Только не нужно сильно на эти неудачи обращать внимания, но и не нужно эти неудачи игнорировать в смысле результат. Ведь на основании отрицательного результата тоже можно сделать правильный вывод.
[Ответить]
Сергей, здравствуйте! Давно уже я получаю Ваши материалы, с интересом их читаю. Ваш рассказ об экспериментах с картошкой побудил и меня рассказать о своих «опытах». У меня на участке несколько картофельных делянок. Две основных (по 0,6 — 0,7 сотки), и 2-3 грядки «экспериментальных» :). Одна из них (1×4 м) находится под старой яблоней, там ничего толком не растет, и муж сделал что-то типа высокой грядки. В прошлом году там сидели перчики (так себе). А в этом я придумала поселить там картофель под солому. На прошлогоднюю подстилку разложила клубни из тех, что остались от основных посадок (все равно выбрасывать 🙂 и укрыла соломой 20-25 см. Тоже периодически заглядывала, растет ли там что-нибудь. С июля, когда находила картошину побольше, доставала ее на еду. В августе добавила немного соломы, Лето было довольно сырое, так что поливать не приходилось. Больше того, там развелись слизни. И я на эту картошку, что называется, «забила». В сентябре все равно пришлось все прибирать. В результате получилось «целое» ведро (10 л) урожая. Картошка была не такая крупная, как на Вашей картинке, но вполне себе ничего, с учетом бросового места и таких же семян.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
25 сентября, 2015 в 13:32
У Вас тоже отлично получилось!
Я в последние годы использую для бросовых клубней разные места — как Вы говорите, выбрасывать так просто жалко, а это хоть какой-никакой дополнительный урожай будет. Как говорится — с паршивой овцы, хоть шерсти клок... Хотя урожай фиолетовой картошки порадовал, да и вкус у неё хороший. Я не особо какой гурман в отношении картошки, у меня тёща определяет вкус. Вот мы с ней и советуемся, что оставить на разведение, а что съесть без остатка...
[Ответить]
Пётр ответил:
25 сентября, 2015 в 19:07
1.Урожай картофеля средний,т.к. семенной материал взят у «дяди Вани или у тёти Нади» и использовался в течение многих лет, значит, сорт исчерпывает свои возможности.
2.Старая мульча, свежая солома, семечковая лузга,регулярно обрабатываемые Эликсиром, постепенно разлагаются и становятся удобрением для картофеля. Да и сам Эликсир является не только средством профилактики заболеваний, но и органической подкормкой.
3.Белый клубень, возможно, поражён нематодой, но не утверждаю.Нужно насторожиться,очень опасный вредитель.
4.Красный клубень картофеля с красными глазками и ростками похож на сорт Розара,возможно, он использовался не более 3-4 лет,поэтому дал хороший урожай, да и выращивался он на естественной почве и под мульчёй.
С уважением,Пётр.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
28 сентября, 2015 в 11:46
1. Согласен, что семенной картофель не элитный, но нам и этого хватает.
2. И тут я с Вами полностью согласен, что полезные микроорганизмы не только защищают ботву картошки от болезней, но и кормят её до отвала. А уже сама картошка решает, какие элементы питания её нужны на каждой стадии развития.
3. Что касается нематоды, то тут нужно проштудировать «сеть», на предмет этого насекомого. Как буду уверен, что это нематода, то буду искать безопасные средства защиты клубней от этого «зверя»...
4. Это точно не Розара. Розара цвет клубней имеет розовый, а этот сорт тёмно-фиолетовый. Какой будет урожай в сезоне 2016 года, посмотрим, но в этой делянке я уже наметил сеять морковку со свеклой, а делать ещё одну песчаную делянку конкретно под этот сорт тяжеловато. Хотя, вместе с морковкой можно пару клубней посеять у края делянки...
[Ответить]
Пётр ответил:
28 сентября, 2015 в 18:11
С уважением, Пётр.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
29 сентября, 2015 в 8:57
Просмотрел я инфу в «сети» и нашёл, что это картофельная моль — у её личинок есть ножки (у нематоды ножек нет)...
[Ответить]
Урожаи среднинькии. Я тоже попробовал под соломои. Скажем так...не очень.Но это первий год, и допустил несколько ошыбок.Так што будем продолжать 🙂
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
28 сентября, 2015 в 11:50
[Ответить]
С удовольствием расскажу про еще один свой опыт. Сидераты на картофельных делянках использую уже несколько лет, привозных удобрений не использую. И этой весной засеяла основные делянки горчицей белой. На одной все сделала как всегда: за неделю до посадки картошки скосила и, когда все подвяло, посадила картошку. А на второй делянке скосить вовремя не получилась. Чтобы посадить картошку, прошлась рядами с плоскорезом Фокина в надежде, что как только получится, так и скошу все остальное. Но по разным обстоятельствам все не получалось, и горчица колосилась до неприличия долго. На первой делянке картофель вырос на 25-30 см, а на этой только-только проклюнулся. Когда, наконец, получилось скосить цветущую вовсю горчицу, перед глазами предстало жалкое зрелище: редкие кустики картофеля еле виднелись между рядами скошенного сидерата! Тут же случилась и засуха. Благо, что полив у нас круглосуточный. Начала я все это дело поливать, чтобы хоть как-то исправить ситуацию. Постепенно ростки стали выравниваться и в начале августа догнали первую делянку. В сентябре с этой «неправильной» делянки (0,6 сотки) собрали 25 ведер ровненькой нарядной картошки, причем мелкой было совсем мало. А первая делянка (0,7 сотки) дала 21 ведро, а мелкой было намного больше.
[Ответить]
Сергей, здравствуйте! Уже лет пять как мы выращиваем картофель под сеном, а в этом году попробовали вырастить в мешках. И там и там урожай прекрасный. И дальше собираемся выращивать картофель именно так. Но есть у нас на участке песочница. Раньше ее по прямому назначению использовали внуки, а теперь просто украшает наш участок . И вот случайно в прошлый сезон попали в песок несколько зубчиков чеснока. Сначала я даже не поняла, что это проклюнулся чеснок, удивилась и оставила до сбора урожая. Выросли необыкновенно огромные головки, которые легко можно было вынуть из песка. И теперь уже в этом году преднамеренно посадила зубчики в песок. Урожай — замечательный. Ничем не удобряла, изредка поливала.
Спасибо Вам за Ваши эксперименты, они всегда находят применение у нас на участке.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
28 сентября, 2015 в 9:49
Да, чудесны дела Создателя, когда неожиданны...
Я тоже находил чесночины по всему участку — то ли зубки падали, то ли бульбочки... Но это не простой чеснок, а полуторагодовалый. Экспериментирую с таким чесноком уже третий сезон. Головки от него, действительно, неприлично огромные, но думаю, в личном хозяйстве они не очень годны, а вот для столовых, ресторанов или закусочных (где много приходится поваром готовить) — самое оно.
Если желаете приобщиться к моим чесночным материалам, то это можно сделать вот на этой страничке -http://chesnok2.dacha7.ru/
К этому диску идёт Подарок — семена помидоров сорта «Кафяви черешки» (семена из Болгарии)...
[Ответить]
интересная информация. У нас на даче пойменная земля, нвоз давно не вносили. Но урожай всех овощей хороший. В этом году готовлю под зиму грядки . как у Вас. огражденные досками. Пока что накидывю на грядки скошенную траву, яблоки, перезревшие огурцы, шкурки от дынь, яблок и все подряд. Жду листопада, чтобы листьями укрыть. Хотим попробовать в след.году картоху под сеном и в мешке.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
28 сентября, 2015 в 10:14
Вы кладите в делянку остатки тех овощей и фруктов, которые растут в вашей местности, иначе может быть негативный эффект от них. Дело в том, что, если положить фруктовые остатки, которые не растут в вашей местности, то на них может развиться не полезные микроорганизмы, а патогены. К примеру, у нас не растут дыни и арбузы, а это значит, что в почве нет того вида полезных микроорганизмов, которые должны их перерабатывать. А если нет полезных микроорганизмов на эти органические остатки, то это место займут патогены — свято место пусто не бывает.Я совсем не кладу в свои делянки остатки огурцов, помидоров, свеклы, капусты и т. д. Я кладу — листву с диких пород деревьев, сено, солому, опилки, еловый опад, семечковую лузгу и т. д. Делаю я это потому, что растения, с которых получаются вот эти виды органических остатков, произрастают в нашей местности.
И ещё...
Пробовал я как-то одни год использовать шкурки цитрусовых растений против слизней. Об этом у меня есть отдельный пост. Короче говоря, часть шкурок я перемолол через мясорубку, а часть оставил как есть и высушил зимой в квартире. Весной-летом рассыпал под растениями перца тонким слоем эту перемолотую цитрусовую массу, дабы отпугнуть слизней от растений. Спустя неделю обнаружил, что вся масса позеленела, т. е. на ней развились зелёные микроскопические грибки — плесень. Хорошие они были или плохие (эти микроорганизмы), я не узнал, потому что сразу убрал эту массу цитрусовых из-под перцев, дабы не навлечь беду не только на перцы, но и чтобы не разводить патогенов на всём участке.Вот такой негативный случай был с цитрусовыми перемолотыми шкурками у меня на даче.
Так что, думайте сами…
[Ответить]
Елена ответил:
30 сентября, 2015 в 20:55
[Ответить]
А что происходило с поливом? Поливали? Как часто? У нас в этом году было очень сухо... А у Вас?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
28 сентября, 2015 в 10:20
Поливал своим настоем Эликсира одни раз в две недели (или реже, я уже не помню) и то в тот момент, когда стояла сушь. С того момента, когда у нас начались дожди (с середины июня и по конец июля), я просто из опрыскивателя опрыскивал по ботве сверху. Всё.
По сути, с поливом получалось так — два в одном!
Эликсир увлажнял песок с мульчей и вносил в этот же песок и мульчу полезных микроорганизмов! Красота!
[Ответить]
Здравствуйте Сергей, с удовольствием поделюсь своим опытом посадки картошки. В прошлом году мы купили ферму, в осносном это пастбища, да ещё и запущенные. Радовало то, что на ферме ничего раньше не выращивали, а значит почву не убили разной отравой. Но вкопать такой слой дёрна я тоже не отважилась поэтому решила применить метод, подсмотренный у Билла Моллисона (родоначальника пермакультуры). Мы скосили траву газонокосилкой и прямо по дёрну разложили газеты, сверху положили картошу и посыпали землёй ровно столько, чтобы не уносило ветром лёгкие газеты, потом всё прикрыли той же накошено и уже подсохшей травой. расстояние между ряками сделали большое, бОльше метра (площади, знаете ли, позволяют))) что бы была возможность косить траву тойже газонокосилкой. И собрали бы хороший урожай, но пришли поросята разгребли довольно приличную часть. В этом году желание вскопать грядки нас снова благополучно миновало, поэтому опыт продолжили. Но, что бы не использовать те же рядки , картошку уже сажали, точнее снова раскладывали на газеты, между старыми рядками, а в прошлогодние попыталась посадить капусту. Сразу скажу, что опыт не удался, всё так заросло травой, что бедная капуста не смогла сквозь неё пробиься. Но зато эта трава отлично пошла на мульчирование картошки. В течении лета я её пару раз подкашивала и слазу же накрывала сверху картошку.Так вот картошка удалась на славу. Не смоьря на то, что некоторые клубни приходилось просто выковыривать из корней сорняков, я заметила, что именно эти клубни были хороших размеров и вполне так себе ничего. Хотя, конечно, процесс копания был несколко затруднён. Могу сказать однозначно, опыт мой мне понравился, хотя рекомендовать каждому его не могу. есть ещё поле для совершенствования, но совершено точно знаю, что копать не хочу и не буду. К следующему лету уже заготовили сена, надеюсь хватит на всё.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
28 сентября, 2015 в 10:34
Да, у Вас есть, где разгуляться!То что не будете копать — это правильно! Не нужно уничтожать почвенные капилляры (по-простому дыры), в которых идут почвенные процессы по приготовлению питания для картошки, да и других овощей, которые будут расти.
Если бы у меня был такой экспериментальный полигон, то я бы под капусту, чтобы она не зарастала многолетними травами, прокультивировал саму поверхность почвы в делянке. Т. е. не глубже 4-5 см. можно подрезать корни этих трав, подождать недельку, пока эта масса подсохнет, а потом сверху мульчировать толстенным слоем. А потом в эту мульчу высаживать рассаду капусты. Уверен, что оставшиеся корни многолетних трав через такой слой мульчи не пробьются, а капуста будет расти во благе.
Кстати, такую щадящую подготовку почвы на больших делянках (или площадях) нужно сделать всего одни раз. Потом только нужно будет постоянно мульчировать эту почву толстеньким слоем мульчи и многолетние травы не будут в ней расти!
[Ответить]
Александр ответил:
28 сентября, 2015 в 12:34
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей
Урожай у Вас был бы больше если бы прорастили белый картофель перед посадкой
А красная-то была пророщена, поэтому и забег по времени больше
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
28 сентября, 2015 в 10:36
Я думаю, что проращивание тут совсем не причём. Урожай зависит от свойств сорта, хотя как знать.
[Ответить]
Александр ответил:
28 сентября, 2015 в 12:50
[Ответить]
добрый день, Сергей!
У меня картошка на основном месте не удалась. Муж вдоль забора буквой Г посадил серебристые ивы штук 12-14. Оказалось, что ее корни идут по поверхности на много метров, и они наверно съели все питание у картофеля. Когда я копала его, то было много древесных корней, а клубней 2-3 штуки. Что делать? Жалко бросать участок, а ивы уже такие здоровые, что их убрать — тоже проблематично. Делали траншею перед ивами — не помогло.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
28 сентября, 2015 в 10:54
Вы не написали, использовал ли Вы толстый слой мульчи или нет?
Если нет, то в сезоне 2016 года попробуйте посадить картошку на том же месте, но с мульчей.
Возможно, что ивы оттянули всё питание на себя потому, что у них мощные корни. А возможно, что корни ивы выделяют в почву вокруг корней какие-то корневые выделения, которые не нравятся картошке. Гадать тут можно долго и упорно, только достоверного вывода сделать мы всё равно не сможем, пока не будет проведён эксперимент с мульчей.
как Вы видели из материалов поста, у меня картошка растёт ПОД толстым слоем мульчи. Если бы я просто посадил картошку в этот песок, да и в почву других делянок, то урожай бы не вырос — это однозначно!
Смотрите, что получается... Мульча поддерживает почву влажной, а это значит, что в этой почве (и мульче) разводятся полезные микроорганизмы. Эти микроорганизмы, переваривая эту органическую мульчу, питаются сами и, в этот же момент, кормят картошку. Такое взаимовыгодное сотрудничество и сожительство между почвенным микромиром и растениями Природа использует многие миллионы лет на нашей планете. Так что, ивы пока оставьте в покое, а картошку посадите под толстый слой органической мульчи — тогда и результат получите достоверный! А потом на основании этого результат, сделаете достоверный и правдивый вывод — можно сжать картошку под ивами или нет.
Успехов Вам в эксперименте сезона 2016 года!
[Ответить]
Что мульча — это здорово , никого не нужно убеждать . И , все же стоит рассказать . При первой возможности весной . грядки закрыл мульчей .(Осенью я нашего уважаемого Сергея еще не знал) Пришло время . мульчу раздвигал и картошку сажал ............ Пришла осень .Убрал мульчу . Пора картошку копать . Но как ? Дожди 2 дня подряд . На "лысых" грунтовых дорожках лужи . Безо всякой надежды начал копать . Но нет грязи ! Ком почвы разваливаться стал . Копаю . Соседка прибежала . Какой странный в грязи копает ?! Но где грязь ? Просто комочки почвы лежат. Взял в руки комок почвы величиной с кулак . Чудеса ! Сквозь этот комок нам с соседкой друг друга видать ! Он похлеще дуршлага дырявый . Мы такого не видали ! Потому не было грязи, полагаю, вода по этим "дыркам " в глубину убежала .
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
28 сентября, 2015 в 11:08
У Вас опыт хороший, но с этой осени мульчируйте грядки сразу. Весной останется посеять картошку под эту мульчи и окучивать ничего не придётся — это факт!
Что касается рыхлой почвы...
Александр, по моему мнению, рыхлость почвы не играет никакой роли, если НЕ сажать картошку в почву, а сеять её НА поверхность почвы под мульчу. У нас к примеру, почва на дачном участке «каменная», но зато вся дырявая от ходов червей и прочей почвенной живности. А вот эти самые почвенные «дары» и есть самое Главное, что нужно для производства питания в почве для любых растений. В этих дырах происходят химические реакции по соединению газов воздуха и почвенной влаги. В результате получается соли и кислоты от этих воздушных газов. Вот эти самые кислоты и всасывают корни растений, в том числе и корни картошки (часть корней располагаются в мульче, а часть врастают в поверхность почвы).
Поэтому можно сделать простой вывод — почва не должна быть рассыпчатой, она должны быть дырявой! Представляете, какая дырявая почва в дикой Природе? То-то же... Поэтому уничтожать эти почвенные пустоты ни в коем случае нельзя, чтобы там не говорили учёные мужи и какие бы степени учёности у них ни были...
Самый Главный наш учитель ПРИРОДА!
[Ответить]
Здравствуйте Сергей!Спасибо за замечательный опыт выращивания на песке под мульчой!!!!!! Я уже несколько лет следую Природной агротехнике,участок в Калужской обл. Подскажите, если есть опыт и понимание, как сажать семенами укроп,петрушку, морковь под толстый слой соломенной мульчи? Есть опасения, что всходы просто не пробьются! И ещё, в комментариях на Ваш опыт были замечания, что корни помидор росли под песок,в нижние слои земли. Может, сделать эксперимент, положив в грядку-короб под песок лист кровельного железа,и увидеть,что корни идут по слою гумуса от мульчи. Сомневающиеся в Ваших выводах могут попробовать это сами. Удачи Вам в Ваших трудах и в Вашем просвещении нас!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
28 сентября, 2015 в 11:28
Про морковку есть бесплатный мини курс -http://morkov.dacha7.ru/subscribe.html
Что касается роста корней через песок к почве (это опыт сезона 2014 года, я правильно понял)...
Когда я удалял растения помидоров и перцев из песка, то таких длинных корней не было, да и зачем они нужны растению? Дело в том, что корням расти вниз незачем — им и под мульчей неплохо живётся!
Вам тоже УСПЕХОВ в будущем сезоне 2016 года!
[Ответить]
Кажется все здесь под мульчу сажают .(Жаль где сажают — не сообщают) И я в Оренбуржье , на пробу , под компост и сверху сено сажал . По сравнению с другим моим методом посадки , скромный был урожай . В основном я вот так сажаю : Постоянные (не копаные) грядки и постоянные дорожки Грядки закрыты мульчей. Раздвинув мульчу делаю неглубокую канавку . В нее через 30 см раскладываю ПРОРОЩЕННЫЙ картофель (можно через 25 см , но тогда где куст начинается и где кончается не могу понять — т.е. не могу лучшие кусты на семена отбирать) . Картошку разложил . присыпал почвой и тут же снова мульчей накрыл . Взошла картошка , мульчу отодвинул . окучил сплошным холмиком. При этом вдоль холмика канавки получил и окончательно все (и канавки) мульчей накрыл . Все ! Три раза за сезон в канавки поливаю Много ли мало ли — не знаю , но с ряда длиной 5 м 3 ведра по 15 литров получаю .Сорт картошки не знаю. Египетскую картошку в магазине продавали . Еще могу сказать :- Приятно копать "поросят" ! Да , забыл сказать, меж рядами 125 см. И грядки ниже дорожек предпочитаю. Всем хороших урожаев желаю !
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
28 сентября, 2015 в 11:33
[Ответить]
Александр ответил:
28 сентября, 2015 в 17:40
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
29 сентября, 2015 в 8:27
Успехов Вам в будущем сезоне 2016 года!
[Ответить]
Господа ! Сергей ставит опыты и все разъясняет . Но всякий ли все понимает ? По памяти слова Сергея : "Снег за зиму лучше дорожного катка мульчу придавит . " Ну понятные слова ! Оказалось важность этого процесса я не понимал . пока ... Весной траву скосил , Сразу убрать руки не дошли . На часть травы груз попал . Потом уже спустя ... сено убираю и влажную землю под ним наблюдаю . Все как обычно . А под придавленной травой буквально ГРЯЗЬ. ! Я побежал за другими важность плотно придавленной мульчи показать и о важности накрывания грядок мульчей с осени рассказать. И , знаете ?, Грядки уже накрыли !
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
29 сентября, 2015 в 8:39
Поэтому вывод один — целесообразнее класть мульчу осенью, чтобы весной получить в своих делянках плотный слой органической мульчи, который будет надёжно прикрывать поверхность почвы и создавать благоприятные условия для проживания (в почве) полезных почвенных обитателей — бактерий, грибов, червей, водорослей и т. д.
На сегодняшний день (смотрите дату публикации коммента) я ещё ничего не мульчировал — жду листопада. Вдоль опушки нашего леса растут могучие берёзы — вот они меня листвой и снабжают. У нас резко сегодня похолодало — с +28+30 до +8+10, а у меня ещё помидоры возле сарая висят на помидорных деревьях... нужно поехать собрать урожай, чтобы морозы не испортили его невзначай...
[Ответить]
Александр ответил:
3 октября, 2015 в 19:37
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
3 октября, 2015 в 20:48
Вот насчёт Эликсира и капронового шпагата для подвязки высокорослых помидоров, я не совсем согласен. Да, Эликсир может разрушающе действовать на растительные остатки и производимые из растений предметы нашего быта... Только капроновый шпагат, из которого делаются завязки для мешков, а я использую в качестве шпалер для помидор — разрушается сам. Приведу пример — несколько колонновидных яблонь (во время созревания урожая) я подвязываю в виде растяжек, и они не обрабатываются Эликсиром, но за сезон они разрушаются. Если эти растяжки не заменить в будущем сезоне, то есть конкретный риск, что во время сильно ветра, нагруженные плодами яблони, порвут эти растяжки и поломаются пополам. Поэтому, чтобы не рисковать яблонями, я меняю капроновый шпагат на новый.
[Ответить]
Сергей,спасибо за ответ, жду продолжение курса, а пока вопрос-извините, если проглядел в Ваших видео сюжетах. В какой субстрат,грунт Вы высаживаете семена на рассаду? И ещё непонятка-если у меня уже раньше сформированы грядки-короба с обычной землёй, и в них растёт клубника, то при подкладываниии мульчи в 15см высотой клубника будет закрыта от солнца,будет постоянно в тени и повышенной влажности. А выращивать по Вашему способу с большим слоем мульчи-понравилось. Как же быть с клубникой, ведь после оседания мульчи за зиму надо подкладывать толстый слой. Подскажите, как тут быть?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
29 сентября, 2015 в 8:53
[Ответить]
Уважаемый Сергей! Начиная с весны внедряю ваш метод. Успехи средние, Очень много сорняков. Непривычно для тех, кто привык к «чистым» грядкам. Но Ваш метод кажется логичным и уже хорошо отработанным. Буду продолжать. В последнем Вашем материале меня поразила картошка, которая выросла у вас под кустами смородины. У меня категорически не растет картошка в полутени, а смородина имеет очень густую облиственность. В чем хитрость? Или я что то не поняла? Вопрос притененности на дачных участках в 6 соток стоит очень остро. Ваше отношение к тени и полутени? Есть ли опыт увеличения урожайности огородных культур при недостатке освещения?
Спасибо
[Ответить]
Александр ответил:
1 октября, 2015 в 18:05
«Картошку спасает — В знойный полдень закрывает» . Пришла осень картошку с северной стороны (мне так удобнее) копаю и вот , что наблюдаю : В начале ряда картошка прекрасна , а в конце (юг), получилось, — сажал напрасно . Первый год причину этого я не понимал . Понял на второй и весь клен срубал . В этот год проблем с урожаем больше не наблюдал !
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
3 октября, 2015 в 21:02
Хитрости тут никакой нет — просто так получилось.
Моё отношение к тени и полутени...
Уважаемая Ольга, у меня отношение к полутени положительное, а тени у меня практически на участке нет. Полутень создаю в тепличном каркасе, где растут помидоры на верёвочных шпалерах. Тепличный каркас старый и я его никогда не накрывал ни плёнкой, ни поликарбонатом потому, что в зиму он рухнет под снегом. Этот каркас я использую конкретно как конструкцию для подвязки верёвочных шпалер и лишь на летний период крышу у каркаса накрываю нетканым материалом. Сами знаете, в летний период солнце нещадно палит огуречные плети и чтобы им было комфортно расти, я делаю над огуречными растениями, что-то типа притеняющего навеса. Правда на закате солнце прямо светит на весь тепличный каркас, но это уже не такое палящее солнце и огурцы от засухи не страдают. В других местах участка практически полутени нет — вся дача открыта солнцу.
[Ответить]
Добрый день, Сергей! Пытаюсь получить опыт посадки под соломой картофеля. Получился мелковат, т.к была засуха в начале лета и мы ничего не поливали. Вы поливаете свой картофель под соломой? и еще вопрос — сейчас урожай собран, солома разложена на поле картофельном. Пролежит так зиму, а весной как быть? Кто-то говорит, что надо пораньше убрать или разгрести с места посадки, чтобы земля прогрелась и посадку производить не раньше середины июня. При посадке я небольшое углубление делала в некопанной земле плоскорезом , бросала горость золы и перегноя, раскладывала пророщенный картофель, чуть присыпала землей и затем уже после посадки рядка засыпала его соломой. Все лето не полола почти, только вьюнок вырывала, не окучивала ничего. Это значительно облегчило мой труд и это я оценила. Убирать, конечно же, мне понравилось урожай — не надо копать лопатой, разгреб руками и собрал картофель. Но вот мелковат получился. Подскажите мне, пжл, какие у меня ошибки и как быть следующей весной с соломой? Заранее благодарна за советы.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
3 октября, 2015 в 21:14
Я поливаю не картошку, а наполняю баклажки соей «увлажнительной Системы», которые вкопаны в картофельные делянки. Где нет баклажек, то поливаю Эликсиром.
Что касается убирания мульчи из картофельных делянок, чтобы прогрелась почва...
Светлана, я ничего никуда не убираю потому, что почва под мульчей прогреется к сроку посева картошки. Прогрев почвы под мульчей идёт через почву пока ещё голых (от травы) проходов. Сами знаете, что тепло в почве, впрочем, как и влага, распространяются не только вглубь, но и вширь. Кто советует убирать мульчу весной для прогрева почвы, тот пусть и убирает...
Что касается технологии посева картошки под мульчу, то тут я Вас вынужден огорчить...
Этот материал и всё остальное по картофельной технологии находится на диске, и рассказать Вам, вот прям сейчас, я не могу. Сами понимаете, люди за это деньги платили и я, как нормальный и адекватный человек, соблюдаю конфиденциальность по материалам.
[Ответить]
Здравствуйте,Сергей.С удовольствием читаю ваши заметки и статьи.Спасибо,что делитесь своим опытом.Но,к сожалению,не получается у меня им воспользоваться.Я живу в Западной Сибири,Кузбасс.Это Кемеровская область.Землю на своем скромном участке обрабатываю по старинке.Правда,вместо перекопки лопатой или вилами с возрастом перешли на мотоблок Кайман.Для меня проблематично выращивание под мульчей.Вспахали,посадили под лопату,одна прополка ,одно окучивание и ВСЕ...Осенью сбор урожая.Под картофелем 1,8 сотки.собрали в этом неурожайном году 48 10 -литровых ведер,из них три ведра мелочи .В прошлом году с этого участка собрали 60 ведер.Рядом соседка экспериментировала с травой.Разочарована.Мыши,проволочник,еще и слизни изрядно урожай ей подпортили.И еще.Это не описка,с 24 кустов ведро картофеля 15 литров? Ведь ,как правило,10 -литровое ведро,это от 3=х до 5 кустов.С уважением,Наталья.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
3 октября, 2015 в 22:07
Ну, хозяин-барин — Кайман, так Кайман...
Я никак не возьму в толк, про какую описку Вы спрашиваете?
В делянке было 12 кустов и получилось 15 литров картошки (сколько повесу, я не знаю, не взвешивал)...
[Ответить]
Здравствуй Сергей и все гости!
Здесь говорится о природообразных условиях выращивания картофеля и это прекрасно, но никто не говорит о самой картошке. Все садят целыми клубнями, упоминая лишь разные сорта. А ведь каждый росток на клубне у любого сорта – это отдельное растение, требующее отдельного места. Сажая картофель резаными дольками с одним ростком, мы омолаживаем сорт и не допускаем его вырождения, что происходит сплошь и рядом в виде снижения урожаев и заражения всевозможными заболеваниями. При посадке клубнем мы создаём конкуренцию для каждого растения в одном месте и потому имеем немного крупных клубней, немного средних и мелочь, которая по определению не сможет вызреть. Потом, выбрав средние клубни из общего урожая на семена, мы снова садим целыми клубнями, и так из года в год, что и приводит к вырождению картофеля. Выбирать для посадки нужно с лучших, здоровых кустов, крупные клубни, прозеленить их, яровизация гарантирует нормальное безвирусное хранение. Весной перед самой посадкой порезать на кубики примерно одинакового размера с одним ростком и сажать на расстоянии 15 см любым способом, в смысле хоть в шахматном порядке, хоть квадратногнездовым спосом, места хватит, чтобы наросло в одной лунке немного, но восновном крупной картошки. А в целом получается много. Проверено неоднократно!
Спасибо, до свидания, всем успехов.
[Ответить]
Здравствуйте , Сергей ! Я 2 сезона выращиваю картофель на песке. Купили участок земли, оказалось сплошной рыжий песок с многолетними корневищами пырея, да еще бывшее колхозное поле , из которого выжимали по полной программе.Я сторонник природного земледелия живу на Вятке.У нас народ пашет, копает и не хочет по другому.Надомной все смеются или ругаются.Пока на моем песочке получается только картофель , морковка, тыква.Другие культуры,как капуста, петрушка, салаты не растут.Пырей пролазит даже через 10 см доску, вкопанную в землю.Поэтому в следующуу делянку в копали на глубину 25 см. Мне говорят,зачем так мучаешься.Вспаши участок , привези навоза и будет у тебя хороший урожай.Ну я упрямая, сею седераты , подваливаю сена, таскаю листья из леса и жду когда почва восстановится.Может посоветуйте что нибудь?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
20 октября, 2015 в 10:47
Сказать Вам по-честному, исходя из своего опыта, наблюдений и полученных результатов, что почвенный субстрат, В котором или, НА котором будут расти растения, не имеет никакого значения, если на этом почвенном субстрате лежит толстый слой органических остатков в качестве мульчи!
Этой осенью, я заложил одну делянку с глиной. Потому что многие дачники негодуют, что у них нет чернозёма, а одна глина и поэтому ничего не растёт. Чтобы не быть голословным, я посею на глину картошку и получу результат в конце сезона 2016 года.
Хотя те же дачники, у которых глина, не обращают внимания на тот факт, что в их местности растут леса, на лугах растут разные травы и т. д. Получается, что в дикой Природе на глине всё растёт, а на дачных участках ничего не растёт. И задуматься, почему это происходит — никто не хочет или не желает. А разгадка-то лежит под ногами...
Что касается досок...
Простите, как Вас зовут, а то обращаться по тому нику, который вы написали, как-то мне не с руки... Зачем Вы вкапываете доски? Зачем??? Это лишняя работа, причём бесполезная. В своих делянках, где у меня полно пырея, я делаю так — сразу на почву кладу приличный слой листвы, а сверху валю сено, солому, еловый опад, семечковую лузгу, опилки и т. д. Листва до середины лета будет отличным препятствием для прорастания пырея вверх. А то что его корни пронизывают почву внутри, так пусть растут, кому от этого хуже-то? Никому...
Теперь про злорадствующих соседей...
Не обращайте ни на кого внимания, пусть они хоть слюной захлебнутся, а вы делайте то, что наметили и будет Вам счастье! На до мной тоже в первые годы подсмеивались, когда я ставил первые короба — Сергей, какие-то надгробья ставит, аль хоронить кого собрался???
Сейчас эти же соседи восхищаются урожаем овощей и фруктов на нашей даче, хотя сами продолжают копать, рыхлить, бегать с лейкой и т. д. Они всё прекрасно видят, что я делаю и даже были у нас в гостях, но применять Природную Технологию на своём участке не хотят... или не могут...
Так что, особо не переживайте за чужое мнение, делайте ТО, что делает Природа и всё у Вас обязательно получится!
[Ответить]
Александр ответил:
20 октября, 2015 в 15:09
[Ответить]
Алексей ответил:
8 марта, 2016 в 9:56
[Ответить]
Здравствуйте,Сергей! Закончив основные работы на участке, вернулся в город к интернету, и с удовольствием возобновляю общение с Вами. И вот вопрос-с картошкой,помидорами всё в основном ясно, а как быть с садовыми деревьями, у которых корни иду глубже, чем на 30-40см.? Что бы избегать ошибок, хочу под практической базой иметь теоретическое основание-обоснование. Мульча на поверхности, и соответственно, микроорганизмы работают на поверхности, создавая питание, а к корням что же попадает? И как? Простите за бестолковость,если этот ответ есть в каком то из Ваших блогов или ответов другому Вашему ученику. И какой состав и слой мульчи у Вас под смородиной,яблонями, и если есть вишней? С уважение, Александр.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
30 октября, 2015 в 21:11
Что касается вашего вопроса, то частично ответ вот в этом посте - http://dacha21veka.ru/gubitelnost-perkopki/chem-budut-pitatsya-nashi-rasteniya-konservami-ili-delikatesami-reshajte-sami.html
[Ответить]
Александр ответил:
21 декабря, 2015 в 14:03
[Ответить]
Сергей, скажите, пожалуйста, а можно ли в качестве мульчи использовать свежие опилки, их так много, а складывать в кучи и ждать пока они перепреют, как везде написано ,невозможно, где место брать под эти кучи, участок то очень маленький, может можно картошку под опилки посадить, хотя везде пишут, что свежие хвойные опилки чуть ли не вредны, короче, сомнения замучали вконец.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
21 декабря, 2015 в 14:11
Можно опилки использовать, причём свежие — у меня других нет. Мы едем к сыну в школу и в кабинете Технологии набиваем мешки свежих опилок, а потом везём на дачу. Только одни опилки в качестве мульчи использовать нельзя, точнее сказать, не желательно. Их нужно сверху прикрывать сеном, соломой, листвой и т. д. И внедрять в этот органический «бутерброд» древесные грибы или целлюлоза бактерии. Возможно, в магазинных ЭМ-препаратах они есть, но я делаю свои настои и поливаю ими любую мульчу. Опилки за сезон не перерабатываются и их можно использовать на второй год — это экономит объём мульчи каждый год.
[Ответить]
Сергей, добрый день!
Очень интересен опыт выращивания картошки под соломой. Сразу в процессе просмотра видео возник вопрос- зачем Вы убираете слой гумуса? Мы же его специально наращиваем, а Вы говорите- Гумуса много, надо убирать.
Картофель, очевидно, сорт Ред Скарлет финской селекции. Выращиваю не первый год, урожай отменный, но на картофельном поле мульчу не использую. Поле большое, а очень бы хотелось все засыпать и больше не касаться. Будем постепенно решать и эту проблему.
Мульчу ввиде свежей скошенной травы из газонокосилки использую лет пять. Не скажу, что земля уж очень хорошая (палкой не протянешь, особенно в сухое лето — асфальт), да и гумусовый слой невелик, хотя травы кладу немало (2 раза в месяц сантиметров 20, не менее). Мульчу использую исключительно для того, чтобы не росли сорняки. Помогает здорово, все грядочки чистые. У Вас же, судя по видео материалам, земля мягкая, пушистая. Может быть этому соломенная мульча способствует. Интересно.!?
Сергей Вас и всю Вашу дружную семью поздравляю в Новым годом! Здоровья, положительных эмоций, позитивных встреч, интересных открытий!
С уважением, Н.Баулина
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
21 декабря, 2015 в 20:42
Это сорт картошки «неизвестный» из древни Липовец, Воловского района от наших родственников...
Зачем я убираю слой гумуса...
Затем, чтобы слой органической мульчи был всегда толстым. Со временем слой гумуса нарастает, а значит, слой мульчи уменьшается. Вот поэтому.
А зачем нужен лишний гумус в коробе? Мне не нужен. Я его выбрасываю, а он снова нарастает и нарастает... так куда его девать, солить что ли?
Вас и Ваших близких тоже с Наступающим!!!
Успехов и Здоровья в Новом Году и в будущем дачном сезоне!
[Ответить]
Здравствуйте.У меня вопрос можно ли взять листву и траву в лесу вместо соломы при посадке картофеля .Если да то под какими деревьями.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
16 января, 2016 в 17:57
Из леса можно брать не только листья, весь лесной опад — листья, траву, хвою, мелкие веточки и т. д.
[Ответить]
Очень интересный блог,спасибо.
[Ответить]
Все тут мульчу хвалят. Но у любой медали есть и обратная сторона. Мой опыт говорит, что через 2-3 года без перекопки и с мульчей 10-20см у вас будит такое количество слизней, что замучитесь сними бороться, если без химии. Как быть со слизнями?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
23 февраля, 2016 в 0:47
Я нашёл пару средств от слизней. Будет желание, присоединяйтесь - http://slizni.dacha7.ru/
[Ответить]
С интересом посмотрел Ваш пост и увидел, что чем больше мульчи. тем больше урожай. В делянке на почве мульчи меньше (картофель позеленел) и урожай меньше, на песке мульчи больше, значит разница температур воздуха и песка больше и больше почвенной росы и от большого количества мульчи больше углекислого газа и на глаз урожай лучше. Я прав?
И еще самый большой урожай у Вас дал куст посаженный на толстый слой перегноя. И я не понимаю зачем Вы от него избавляетесь? Больше урожай — дольше есть свою хорошую картошку. Или у Вас ее негде хранить?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
8 марта, 2016 в 13:49
Теперь про перегной и фиолетовую картошку...
Алексей, перегноя у меня нет, я избавился от компостно-перегной кучи уже давно и больше перегной даже близко к даче не подпущу. В Природе такого процеса, как ГНИЕНИЕ органических остатков нет и быть не может. Такой гнилостный процесс органических остатков может создать человек, когда складирует любые отмершие органические остатки в кучи. Вы в дикой Природе видели, чтобы органические остатки складировались в кучу? То-то и оно...
А гумус я выбрасываю однозначно, потому что он нарастает каждый год по 1 см. и уровень почвы повышается в делянках. Вы предлагаете его оставлять. Так? У меня к Вам вопрос — а что мне делать потом с коробами делянок, если этот слой дорастёт до верхней кромки короба? Куда я буду класть толстый слой мульчи?
Так же песня с гумусом и в кустарниковой делянке. Гумус будет нарастать, и растение всё выше и выше будет отрываться от общего уровня почвы — будет расти как бы на холмике. Зачем это делать? Лучше срезать гумус и выбросить его в лес, в кучу. Кстати, посмотрите ранние посты, там есть материал про лесную гумусовую кучу... Соседи используют этот гумус и благодарят меня за бесплатный чернозём!
Что касается фиолетовой картошки...
Так урожай будет таким же и на песке, всё зависит от свойств сорта картошки, а не от наличия гумуса в почве. Простой пример — Экваториальные леса расту на глине, гумуса там нет. За счёт чего они растут? Где берут питание для своего бурного роста, а растут эти джунгли на нашей планете уже несколько миллионов лет? Где растения в Тайге берут питание для своего роста?
Хранить картошку у меня есть где — отличный подвал в гараже. Кстати, и про подвал есть у меня пост в этом блоге, поищите...
[Ответить]
Алексей ответил:
8 марта, 2016 в 16:00
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей! Какая ширина грядьі у вас? У меня метр, хорошо растет картошка в три ряда тем же методом, под листьями и сеном. Мне все кажется, что я бьі еже 4 картофелиньі туда посадила или 5 кустов фасоли. Кстати, на чистом песке под хороший мульчей фасоль растет отлично с картошкой!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
23 июля, 2018 в 19:08
Ширина делянок, показанных в этом посте, 60-65 см.
[Ответить]