Мокрая мульча – брать или не стоит?
Дорогой посетитель!
На мой почтовый ящик приходит огромное количество писем с вопросом о мокрой мульче – брать её или нет; покупать её или нет; привозить её на дачу или не стоит?
У меня ответ такой – брать, тырить, покупать и доставлять на свой дачный или приусадебный участок ОДНОЗНАЧНО! Не беда, что мульча мокрая или даже сырая… проблемы в этом абсолютно никакой нет. Как поступаю я в случае заготовки такой влажной мульчи?
Очень просто – я её сушу!
По необходимости часть сырой мульчи использую сразу, а остальную сухую мульчу складываю в мешки про запас. Сухие органические остатки могут храниться в сухом месте много лет. По крайней мере, у нас на втором этаже домика (на чердаке) в мешках сено, солома, листва, опилки и семечковая лузга лежат годами и ничего страшного с ней не происходит.
Только у меня есть важное дополнение – нельзя долго хранить ЛЮБЫЕ влажные органические остатки в мешках. Так как в течение двух-трёх суток в этой мульче заведётся плохой грибок – плесень, и запах из мешков будет ужасный. И использовать эту «загоревшуюся» в мешках органику в качестве мульчи под растениями НЕЛЬЗЯ?!
Поэтому поступайте просто – сушите, сушите и ещё раз сушите…
Пока я снимал ролик, верхний слой соломы высох, я взял вилы и перевернул солому. Пока навёл себе и выпил чашку кофе, высох и перевёрнутый слой. Я взял сгребалку, типа веера, и собрал всю солому. На всё про всё у меня ушло 25-30 минут.
Теперь у меня есть 10 мешков соломы – это НЗ, которое я могу использовать в любое время.
Через неделю мы поехали в гости к родственникам супруги, в деревню Липовец, Воловского района, и как раз попали на уборочную зерновых, но прежде съездили на рыбалку…
Потом приехали в деревню оставили ведро с рыбой, удочки и поехали на пшеничное поле…
А вот Вам от моей супруги пламенный привет!
После затаривания соломой приехали домой к дяде Феде, и они с Никитой пошли за мёдом.
Перед отъездом домой, нас затарили гостинцами, мы попрощались и отправились восвояси.
Так что, дорогой друг, не брезгуйте мокрой мульчей, берите её в больших количествах, сушите и используйте на благо почвы и её обитателей и будет Вам счастье!
На этом сегодня всё.
С наилучшими пожеланиями,
Сергей Дьяков.
72 комментария к “Мокрая мульча – брать или не стоит?”
Конечно здорово, если есть возможность сушить мульчу, а у нас на Урале всё лето идет дождь и холодно.
[Ответить]
Сергей ответил:
25 августа, 2014 в 10:36
[Ответить]
жанна ответил:
28 августа, 2014 в 22:03
Елена ,здравствуйте ,хотелось бы у вас узнать вы уже мульчировали почву .Я тоже живу на Урале это лето было просто шок !@елена ,
[Ответить]
Но мокрая тяжелее для переноски-перевозки
[Ответить]
Сергей ответил:
25 августа, 2014 в 10:33
[Ответить]
Сергей, добрый день! Я полностью согласна с Вами. Мульчу, если сырая, сушу, но перед закладыванием на грядки я ее пропускаю через бочку с водой. Даже на ночь замачиваю. Во-первых становится питательней, ложится хорошо и не разносится ветром. Под соломенной мульчой выросла хорошая картошка, дольше плодоносят огурцы, помидоры. Очень хорошо получилась мульча из переточенной мышами соломы люцерны. Соседка по полу в курятнике разостлала зимой солому. Получилась перемолотая солома с куриным пометом. Готовое удобрение. Однозначно ЗА. Лузгу больше применять не буду. Может быть нужно как-то по-другому делать, но итог отрицательный. Пишите. Ольга.
[Ответить]
Сергей ответил:
25 августа, 2014 в 10:42
У меня и лузга в ход идёт «мама не горюй», правда, не под всеми овощами нужно её использовать...
Солому специально не мочу, но если нужно потом промочить в делянках, то поливаю из лейки своим настоем Эликсира. Получается два в одном — и увлажнение мульчи, и внесение полезных микроорганизмов!
[Ответить]
Добрый день, Сергей! У меня похожая ситуация по заготовке соломы, так как на поле, прилегающем к саду в этом году, к моему удовольствию, наконец посеяли овес. Теперь мы тоже туда бегаем с мешками и заготавливаем, благо, что там ее полно валяется. У меня вопрос к Вам в этой связи: не поселяются ли в этой соломе, если ее положить в делянки на зиму, мыши, Вы, насколько я помню, уже использовали овсяную солому? В этом году у нас было нашествие мышей и за зиму они много чего подпортили, в том числе клубнику и луковичные, и очень не хотелось бы, чтобы солома стала для них новой приманкой. Что Вы думаете по этому поводу?
[Ответить]
Сергей ответил:
25 августа, 2014 в 10:30
Раньше я на мышей не обращал внимания, когда они безобразничали только в сарае. Но когда они погрызли под снегом кору у десятка колонновидных яблонь, у меня терпение кончилось — я поехал в магазин «Природа», купил отравленное зерно и разложил в сарае. С тех пор, Бог миловал, больше мышей нет, ни в сарае, ни в делянках. Видите ли, в чём дело. Если бы они бедокурили только в сарае, то это не страшно, но когда они бесчинствуют уже под деревьями, то тут спору нет, нужно или выдворять их с дачи, или принимать кардинальные меры, а куда деваться-то.
К слову сказать, одна мышиная семейка жила в одной делянке лет 8-9 (видел гнездо), но никакого ощутимого урона растениям они не наносили, и я закрыл на них глаза — ну, живут и пусть живут. А потом, по всей видимости, они сообщили своим сородичам, что на одном участке можно безбедно жить и самовольничать. Вот сородичи и перебрались из леса на дачу, и мне пришлось их количество поуменьшить. Нет, я не сторонник каких-то кардинальных мер к любым обитателям дачи, но, сами понимаете, всему есть предел...
Так что Вы можете завести кошку или купить отравленное зерно, хотя можно годок и понаблюдать, может мышки к Вам и не придут, раз рядом поле.
[Ответить]
Ольга ответил:
25 августа, 2014 в 10:48
[Ответить]
Вера ответил:
9 сентября, 2014 в 1:21
[Ответить]
Флора ответил:
25 августа, 2014 в 11:59
Да, Ольга, какие проблемы..., кошки и только кошки и не надо грех на душу брать!
Если мыши в природе есть, то они обязательно кому-то нужны..., пищевая цепочка называется..., а мы рушим и потом не знаем куда деваться от нашествия того, что мыши поедали...
Кстати, у меня 2 взрослые кошки и 4 котенка нарисовались..., что делать+
С уважением, Флора
[Ответить]
Сергей ответил:
9 октября, 2014 в 11:46
И ещё. Кошка несколько раз пожирала подушечки от крыс. Жива до сих пор , 18 лет, УЖЕ
[Ответить]
Спасибо за позитивный пост — и фото и видио !)))))
[Ответить]
Сергей ответил:
25 августа, 2014 в 10:32
[Ответить]
Спасибо за совет! Я купила солому недавно. 450 кг. Для мульчи грядок! Мне понравилось выращивать картофель под соломой! Урожай приличный! Окучивать не надо! Почва улучшается! Червей очень много! Это все хорошо! Но слизней — тьма! Караул!!! Сильно попортили мою картошку! Прошу совета как бороться со слизнями под соломой???
[Ответить]
Сергей ответил:
25 августа, 2014 в 11:32
[Ответить]
Кошка, действительно , отличный выход. У нас соседская кошка всех мышей ликвидировала. На зиму я промульчировала соломой чеснок и озимый лук, причем толстым слоем. Очень удачно получилось. Весной не снимала, проросли сквозь солому. Мало поливала. Под соломой была влажная и рыхлая земля. Урожай удивительный, очень довольна. Спасибо, Сергей, большое Вам за такой дельный совет. С уважением, Ольга Фомина.
[Ответить]
Сергей ответил:
25 августа, 2014 в 11:27
[Ответить]
Сергей! Слизни очень попортили сами клубни картофельные! Как же быть? Неужели только трудоемкий традиционный способ выращивания картошки?
[Ответить]
Сергей ответил:
25 августа, 2014 в 13:03
[Ответить]
Здравствуйте уважаемый Сергей! Давно получаю ваши письма и не о чем было написать, но теперь есть результат, напишу! Представляете, у нас в моск. обл. негде взять солому! Всю область распродали под строительство и не выращивают пшеницу,В лесу я набирала мох в прошлом году и вырастила в нём картошку для эксперимента, всего 1 кг а приятно было не копать, просто разложила мох см. 10 толщиной, на него картошку и сверху потолще мох .ЭТО БЫЛО 19 НОЯБРЯ 2013 года, а вот недавно я приподняла это одеялко моховое, а там чистенькая картошечка.Лето было жаркое, я поливала её, как и всё остальное, и весной сверху насыпала целый мешок конского навоза отлёженного лет 5. Я не окучивала и сорняки там не росли, хотя мох я разложила прямо на густую траву! Это так здорово, почти ничего не делать, а урожай был неплохой! НО трудно столько моха таскать, сколько надо на весь огород, где же взять эту солому?! листья я тоже собираю в лесу,но хочется заготовить мульчи побольше! траву сушу и складываю на грядки, но это так тяжело горбатиться с серпом.После газонокосилки есть немного травы, но на всех не хватает,в этом году подсыпала только к помидорам и как же им повезло! растут на улице 11 кустов, выглядят здоровыми, красивыми и вы появились в моей жизни как раз, когда я осваивала природное земледелие на своём крошечном участке, изучала в интернете опыт других людей, Игорь Лядов например, подсказал идею зелёного удобрения.с уважением Надежда Моторина 25 авг.2014 год.
[Ответить]
Сергей ответил:
25 августа, 2014 в 13:16
Мне тоже хочется попробовать картошку во мху, но у нас его нет в лесу. А по соломе могу сказать, что теперь большинство полей засеваются подсолнечником и поэтому солома в дефиците. Мы ездим к родственникам в Воловский район и на свою родину — в Лев-Толстовский район, и раньше поля направо и налево от трассы были под зерновыми, а теперь один подсолнечник. Но, возможно, в виду запрета импорта зерновых из других стран, наши фермеры возобновят посев зерновых на своих полях, тогда и проблем с заготовкой соломы не будет.
По крайней мере, нам пока удаётся натырить солому с полей, а у тех дачников, у которых нет транспорта, кончено, нет такой возможности. Правда, можно взять газету с объявлениями и, наверняка, там есть объявления по продаже соломы и доставке её на место, т. е. на дачу.
[Ответить]
Вера ответил:
9 сентября, 2014 в 1:26
[Ответить]
Марина ответил:
17 сентября, 2014 в 20:11
[Ответить]
CЕРГЕЙ, так я мох собираю, потому что у меня соломы нет! Картошка в соломе прямо на не копанной земле, это ещё года 3 назад я ролики видела в интернете и всё мечтала об этом, у нас участок лесной, весь в траве, там его осваивать-надо 3 узбека или купить трактор, так я думала. Земля вообще не копалась! Сплошной газон не стриженный! Я стала небольшие участочки такого газона накрывать линолеумом, фанерами,через год там рыхлая почва, всё перегнило и просто я сажала клубнику, цветы, огурцы, лук в не копанную землю.И то сколько надо было ухаживать и добывать, чем бы всё это прикрыть, столько травы надо было накосить! У вас я прочитала про солому и до сих пор вот не нашла.Да, продают один тюк 400 руб, 1 мешок соломы 100 руб. разве это не дорого?Надо ж накупить побольше! Мне дорого.
[Ответить]
Сергей ответил:
25 августа, 2014 в 18:18
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей. Мы нашли скошенную траву.этого и прошлого года. Долго думали можно ли ее положить на грядки. Трава особенно прошлогодняя, естественно, она подгнившая. А этого года немного с плесенью. Посоветуйте, куда ее применить. Спасибо.
[Ответить]
Сергей ответил:
25 августа, 2014 в 18:07
Если трава с плесенью, то я бы лично брать не стал, потому как не стал бы рисковать заноса болезней на дачу.
[Ответить]
Оксана ответил:
21 апреля, 2016 в 12:29
Добрый день Сергей. Прочла, просмотрела многое на вашем сайте Вы молочага ,что так лихо и конкретно разоблачаете этих производителе всяких- удобрений, подкормок. Я только два года как начала осваивать природное земледелие.Много вопросов возникает. Если учесть что Двадцать лет всё (до единой травинки )с огорода вывозилось на ближайшую мусорку . А теперь все стараюсь сохранить в огороде.Купила прошлой осенью тюкованную солому, сложила в конце огорода. А вот пришла весна-посадила картошку под солому(для этой цели и покупала) , а тут у вас читаю что сено-солома желательно сухая. Я разложила солому она разная и промокшая и подгнившая и сухая всякая .А Вы пишете что можно занести болезни можно как то поподробнее узнать об этом.Спасибо.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
21 апреля, 2016 в 13:15
Про минеральные подкормки и удобрения...
Просто надоело читать эту чушь, которую нам втирают уже более сотни лет. Ну, какие подкормки и удобрения, если все растения на нашей планете растут сами по себе и за счёт органических остатков. Львиная доля питания для всех растений находится в окружающем нас воздухе, почти 93-94%, а 6-7 % питания приходится на натуральные минералы почвы, из которых и состоит земная кора...
Теперь про мокрое сено-солому...
Оксана, я имел в виду, что НЕЛЬЗЯ держать влажную или мокрую сено-солому (или другие органические остатки) в мешках или другом в замкнутом пространстве — бочке, сарае и т. д.
Если Вы привезли солому во влажном состоянии, то её объём можно использовать сразу для мульчирования делянок, а вот ОСТАТКИ, т. е. излишки, если таковые будут, то хранить в мешках или другом месте можно ТОЛЬКО в сухом виде. Для этого нужно просушить эти органические остатки и положить в мешок, а этот мешок положить в сухой сарай, на чердак домика или ещё куда, НО в сухое место!
Как узнать какие микроорганизмы могут развестись с мокрой соломе, сене, листве, опилках, хвойном опаде и т. д.?
Просто! Понюхайте эти мокрые органические остатки и Вы почуете либо приятный запах, что говорит о размножении полезных микроорганизмов, либо неприятный запах, что говорит о размножении патогенов...
Мы иной раз в деревне набираем сухую солому из тюков, иной раз мокрую, НО... прежде, чем набирать я её нюхаю — и сухую и мокрую солому... Сами соломенные тюки находятся на деревянном поддоне и прикрыты плёнкой или другим водонепроницаемым материалом. Сами понимаете, дождь всё равно попадает на бока этих тюков и эта влага может просочиться внутрь тюка, а там воздух не гуляет, как с боков тюка, и в этом случае есть вероятность образования плохих микроорганизмов как раз внутри соломенного тюка. Вот поэтому, прежде чем набивать мешки соломой, я её нюхаю...
[Ответить]
Здарствуйте! Всегда с интересом читаю Ваши статьи... И назрел вопрос... А Вы измельчаете солому, или нет?..Чтото не припомню, чтобы у Вас об этом читал...
[Ответить]
Сергей ответил:
25 августа, 2014 в 18:05
Нет, никакую мульчу никогда не измельчал. А какой смысл Вы в этом видите?
[Ответить]
DmitriyLEV ответил:
27 августа, 2014 в 10:21
[Ответить]
Сергей ответил:
27 августа, 2014 в 11:05
Измельчитель удобен для измельчения веток и поленьев деревьев, а потом использовании этой дроблёной массы в качестве мульчи. Но этого делать совсем не обязательно, да и дробленую древесину, всё равно, нужно сверху мульчировать сеном, соломой, лузгой, листвой и т. д. Иначе эта дроблёнка так и будет лежать без всякого толку.
[Ответить]
Спасибо за материал и ваше общение. Мульчой пользуюсь по возможности где есть необходимость в первую очередь. Помогают сидераты. В этом году вырастила фацелию, фасоль, рожь и овес. После уборки картофеля часть использую на грядки картофельные, часть заложу в теплую гряду, фасоль сохраню для огуречника. Осенью пойду по школьным участкам за листвой. Так что все лето и осень в битве не за урожай , а за мульчу!!!
[Ответить]
Я слегка не по теме, но рядом )). Недавно показывали как сеют в Аргентине. Они не пашут землю, я высевают следующую культуру прямо по стерне. Сеялка прорезает в почве канавку и прямо в нее сыпет семена, а труха защищает их от солнца и ветра. Природное земледелие!
[Ответить]
Сергей ответил:
26 августа, 2014 в 17:29
[Ответить]
александр карасев ответил:
4 декабря, 2015 в 17:34
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
5 декабря, 2015 в 14:02
Это я говорю к тому, что когда покупал сено в тюках у одного фермера, то он мокрые тюки сжигал. Потому что это сено люди покупают на корм домашним животным, а плесневое сено им давать нельзя.
Я попросил у фермера разрешения взять себе это плесневое сено бесплатно. Он согласился. Я подошёл к тому месту, где были разбросаны эти тюки, подготовленные к сожжению, и понюхал это сено с плесенью. Запах был вонючий и я не стал брать это сено.А дело тут в том, что внутри тюков, которые сложены в большие скирды, и не укрыты должным образом, попадает дождевая вода. В этой плотной массе от влаги разводятся, по моему мнению, не полезные микроорганизмы, потому что слой сена большой.
Если сухое сено положить в качестве мульчи в свои делянки, не толще 15-20 см., то в таком сене разводится сенная палочка.
Какие микроорганизмы — полезные или нет, разводятся в органических остатках можно определить «на нюх». Полезные микроорганизмы источают приятный запах, а не совсем полезные источают вонь.
Такой же способом «понюхивания» можно применить и к соломе, и к листве, и к семечковой лузге, и к хвойному опаду, и к опилкам и т. д.
[Ответить]
Сергей, я как-то читала, что траву с плесенью любит смородина. Автор специально поливает сено, пока оно не покроется белым налетом. И после этого укладывает под смородину. Утверждает, что это лекарство для смородины.
[Ответить]
Сергей ответил:
26 августа, 2014 в 17:44
Есть плесень которая живёт в радиоактивных местах и в ракетном топливе... Есть плесень, которая поселяется в наших домашних консервациях, если через крышку есть свободный доступ воздуха. Есть плесень, которая селится в зелёных растительных остатках, если их положить толстым слоем или возвести из них кучу. Есть плесень, которая развивается в отмерших органических остатках, т. е. в мульче и на как раз нам и нужна.
Плесень — это всего лишь один вид грибков с множеством подвидов. Как, например, селекционеры, дай им Бог здоровья, сотворили такую многолетнюю культура, как яблоня, скажем так, культурная... А сортов в этой культуре бесчисленное множество...
Какую плесень любит смородина, я точно не знаю, но знаю точно, что вонючую зелёную массу класть под растения, причём любые растения, нельзя, во избежании распространении болезней, как грибковых, так и вирусных. Вот плесневые грибки, которые разводятся в отмерших органических остатках, которые мы используем в качестве мульчи — сено, солома, листва, лузга, кора, опилки и т. д. — это полезный для растений вид микроорганизмов. Я не раз видел внутри мульчи белые длинные щупальцы мицелия грибков, правда, не знаю их названия, но запах от такой мульчи, как от лесной подстилки — приятный и благоухающий!
Поэтому я и стараюсь в свой настой Эликсира внедрить лесные грибки, а потом путём опрыскивания высокорослых многолетних плодовых культур (яблони, смородина, крыжовник, виноград, алыча и т. д.) по листьям (через опрыскиватель или баклажку с распылителем) поселить их на растения. И так же из лейки сверху проливаю мульчу в делянках вместе с овощами — луком, чесноком, морковкой, свеклой, капустой, укропом и т. д.
[Ответить]
Здравствуйте,Сергей! Наконец-то нашла время и я, чтобы поделиться своим опытом применения мульчи. В этом году я впервые это проделала и вот, что получилось — развелась такая тьма слизней, что они съели всю рассаду перцев( не выросло не одного), съели весь лук на сеянку(нет сеянки совсем) да и вообще лука почти не осталось, ополовинили урожай картошки, лопают помидоры(если не соберу бурые), до сих пор жрут капусту!!!!!!! Собираю и давлю их сотнями, а они все не убывают! не помогает практически ничто.Уже ненавижу их больше, чем калорадских жуков. Что интересно — у соседей в этом году тоже они стали разводиться -как никогда раньше. Может это год такой — удачный для слизней? Это плохой опыт. Теперь о хорошем: пришлось меньше поливать,соседи уже выдергивают отплодоносившие кусты помидоров, а у меня они все в зеленцах, не пришлось практически полоть сорняки. Отказываться от мульчи не собираюсь, но теперь буду усиленно искать метод борьбы со слизнями. Может у Вас есть что-то по этому поводу, буду очень благодарна.Очень хорошая выросла свекла,капуста и баклажаны. Если бы не слизни — то и картошка получилась бы «сам — шесть». С морковкой, тоже не все в порядке(выросла всякая,но много такой — как ладонь,т.е. разросшаяся как пальцы на руке), но я грешу на то, что это первый год с мульчей и земля еще не «размякла» как надо,у нас ведь земля не копалась лет эдак семь -восемь и мы её не стали копать, да и заросшая пыреем вся(хотя под мульчей пырей почти и неврос,а что проростало — удаляла).Элексир - то, что доктор прописал — фитфторы нет, а у соседей уже и кусты все черные, я имею в виду помидоры — потому и убирают их. Под мульчу использовала прошлогоднюю листву,переработанные ветки из своего сада, солому и сено. Из моего опыта — лучше всего сено. Вот такие итоги этого года.
[Ответить]
Сергей ответил:
28 августа, 2014 в 9:41
Ну, вот и у Вас появились свои результаты и это ЗДОРОВО!
Не беда, что некоторые из них отрицательные, зато они есть. Если бы Вы знали, сколько у меня этого негатива было, то сильно ужаснулись! Но я не прекратил ничего делать и применяю мульчу уже 14 год (с 2000 года).
Слизней у меня в этом году было не так много, но тоже бедокурят не по-детски. В этом году применил одно средство, вроде бы помогает отпугнуть этих брюхоногих от растений. Собирать их бесполезно, потому что их миллионы, а наша с Вами задача — ОТПУГНУТЬ их от овощей и тогда сколько бы их не было, растения будут защищены. По первому году сказать трудно, что это средство идеальное и эффективное, продолжу в следующем году и если будут такие же положительные результаты, то сделаю, что-то типа видео-книги.
Что касается морковки, то уже давно супруга дергает на приготовление еды, когда бываем на даче, иначе начнёт лопаться. Помидоры подходят постепенно — спелые обрываем, а через недельку и зелёные созревают. В этом году посеял один сорт из Болгарии, называется «Кафяви черешки» — сорт улётный. Не пасынковал одно растение, а все эти пасынки супруга подвязывала к верёвке и в итоге получилось томатное дерево с мелкоплодными фиолетовыми помидорками. Как-то мы сидели вечером у сарая семечки щёлкали и супруга посчитала сколько всего плодов на этом кусте. Все-то посчитать не удалось, а примерно, около 290-300 штук. Перцы поспевают, капуста начала только завязываться, виноград кушаем уже давно и угощаем соседей по даче, знакомых и друзей. Картошку ещё не всю подёргал, но второй посев уже дал давно всходы — к октябрю- ноябрю будет новый урожай!
Экспериментировал над новыми ингредиентами дачного Эликсира и применял эти составы на растениях — результат хороший! По зиме выложу материалы в закрытой рубрике «Материалы по Эликсиру» и сообщу всем покупателям, чтобы просмотрели, а потом применяли на своих дачах и приусадебных участках.
[Ответить]
Добрый день Сергей!
У нас дача в лесу, а точней в сосновом бору. Хожу по грибы и все всматриваюсь в верхний плодородный слой. Можно ли эту массу которая под листвой ложить на грядки вместо мульчи?
[Ответить]
Сергей ответил:
1 сентября, 2014 в 11:36
А зачем, Вам таскать лесную почву к себе на дачу? Берите лесную мульчу и кладите на свою почву, и через 2-3 года у Вас будет точно такая почва, как и в лесу.
Только убедительная просьба — НИЧЕГО закапывать не нужно, кладите поверх почвы и растения в такой почве будут расти САМИ!
Проверено, доказано и достоверно!
[Ответить]
Татьяна ответил:
1 сентября, 2014 в 12:53
[Ответить]
Сергей ответил:
1 сентября, 2014 в 15:25
Весной сейте и сажайте свои растюшки в почву под этой мульчей, вот и всё!
[Ответить]
Сергей, здравствуйте! У меня к вам вопрос по поводу мульчи...Недавно наткнулась на заброшенные места куда скидывался силос, в былые времена вонь стояла неописуемая...Но уже года 4 этот силос заброшен, вот и вопрос , куда можно его применить? Запаха уже нет, похож на перегной, но прожилки кукурузы встречаются часто и к тому ж там присутствуют красные черви...Не закислится ли почва, если в теплицу этот силос высыпать? Земля так себе,...песочек......
[Ответить]
Сергей ответил:
17 сентября, 2014 в 20:26
Скажу по-честному, я бы рисковать не стал! Ради чего использовать в качестве мульчи неизвестное, если можно применить надёжные органические остатки — сено, солому, листву, семечковую лузгу, опилки, дроблёную кору и т. д.
Нет, ради эксперимента можно использовать силосные остатки, но как бы не было потом худо почве и растениям?! Решайте сами...
[Ответить]
гульфия ответил:
11 октября, 2014 в 20:06
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
16 октября, 2014 в 18:42
[Ответить]
Здравствуйте, очень понравилось ваше дело, просмотрела все ваши ролики, мы с сестрой тоже занялись в этом году огородом но поздно, завезли в огород мякину 13 камазов, мякина это зерноотходы, зделали короба сперва положили солому а потом мякину с землей и пересадили землянику, у нас земля была очень истощенной, и о чудо земляника так бурно пошла в рост,. Сейчас октябрь месяц а земляника вся зеленая а у других она вся пожухла,. Очень много червей стало в огороде. Слой мякины мы положили толстым слоем и она уже начала перерабатываться. На следующую весну землю не будем копать посмотрим как будет,. У нас сосед каждый год завозит мякину по три машины но только он перекапывает почву вместе мякиной, у него каждый год картошка урождается по 25 30 клубней на корню
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
16 октября, 2014 в 18:41
Был у меня опыт и с мякиной, правда, результаты были отрицательными. Дело в том, что по осени она «ведёт» себя сдержано, хотя, если осень тёплая, то всходы зерновых будут. Прикол будет весной, когда вся масса зёрен выстрелит разом — пшеница, овёс, ячмень, рожь и другие семена культур, которые сортировались в ЗАВах. Так что, весно, как только начнут появляться всходы злаков, сразу их выдергивайте (выпалывайте), иначе земляника погибнет.
Я точно не знаю, я не биохимик, но думаю так — злаковые культуры «пожиратели» углеродного питания, а в связи с этим, другим растениям, которые растут в зелёнке злаковых культур, перепадает мизер питания и они чахнут.
Нет, использовать мякину можно, но только не свежую, а полупереработанную почвенными микроорганизмами — старую и потемневшую. Только в кучу мякину складировать нельзя, иначе начнёт «гореть» и из добра получите рассадник патогенов. Нужно разложить мякину тонким слоем, где-то по краю участка и пусть часть семян, которые ещё живы и могут прорасти — прорастут и растения погибнут к осени, а на следующий год уже можно использовать такую мякину в качестве мульчи. Короче говоря, разложил мякину тонким слоем и год ничего с ней не делать, а использовать только на следующий сезон, как мульчу.
Вот, как-то так...
[Ответить]
гульфия ответил:
17 октября, 2014 в 0:43
[Ответить]
Здравствуйте
Подскажите пожалуйста не вредно вносить хвойный опад так как другой мульчи взять просто негде
Ваш опыт с хвойными иголками
Большое спасибо
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
6 февраля, 2015 в 19:33
Конечно, можно использовать хвойный опад и отдельно, но лучше вместе с другими видами органических остатков. А дело тут в том, что чем больше видов органических остатков будет применяться в качестве мульчи, тем больше видов полезных микроорганизмов будет жить в мульче и почве. А это значит, что болезней на дачных культурах будет меньше.
[Ответить]
Ирина ответил:
4 апреля, 2015 в 20:12
Сергей, подскажите, пожалуйста, можно ли мульчировать хвойными опилками? Не будет ли закисляться почва? Нашла пилораму, там можно набрать опилок. Есть свежие и коричневатые. Хоть и цвет коричневатый, но неизвестно сколько они там лежат. Перепрели или нет неизвестно. Надо ли их как то подготавливать перед мульчированием. Пыталась разобраться в интернете, везде пишут, что надо известковать, но это так сложно.Надеюсь, что Вы или кто то из подписчиков мне помогут разобраться в этом сложном вопросе.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
5 апреля, 2015 в 0:28
А вопрос-то простой! Берите любые опилки и мульчируйте почву под любыми культурами. Желательно опилки совмещать с другими видами органических остатков — сеном, листвой, соломой, семечковой лузгой, дроблёной корой, хвойным опадом и т. д.
Главное — опилки кладите сразу на почву, а поверх опилок кладите другую мульчу и ничего больше делать НЕ НУЖНО.
Можно ещё поливать их ЭМ-препаратами, которые продаются в магазине. Я использую свой настой ЭМ-эликсира, чтобы избежать подделок в магазине...
Что касается закисления почвы...
Ирина, Вы не закапывайте опилки и хвойный опад в почву, и никакого закисления не произойдёт.
Вот посмотрите пост про кислотно-щелочной баланс почвы на даче и не только (там про почву из-под ели) - http://dacha21veka.ru/mulcha/opredelyaem-kislotno-shhelochnoj-balans-pochvy-na-dache-i-ne-tolko.html
[Ответить]
Ирина ответил:
5 апреля, 2015 в 8:35
Сергей, здравствуйте. Спасибо за быстрый ответ. Ваш вариант мульчирования меня ПОЛНОСТЬЮ устраивает. Еще один вопрос : каким слоем можно класть опилки?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
5 апреля, 2015 в 12:32
Слой опилок можно класть, примерно, 8-10-12 см. (это они будут в рыхлом состоянии) Когда сверху положите, например, солому, то этот слой опилок, естественно, утрамбуется, примерно вполовину.
Обращаю Ваше внимание, ЖЕЛАТЕЛЬНО, эту мульчу (опилки + солома) сбрызгивать или поливать из лейки ЭМ-препаратами.
За сезон, естественно, опилки не переработаются, а солома исчезнет. По осени нужно снова сверху на эти уже пожухлые (потемневшие) опилки положить сена, соломы, листвы и т. д.
[Ответить]
Алексей ответил:
5 ноября, 2015 в 9:53
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
6 ноября, 2015 в 13:32
Сам листья ореха не использовал, потому как у меня их нет. Многие мои подписчики пишут, что успешно применяют эту листву в качестве мульчи.
Так что, смело берите это добро у соседей и ещё им магарыч презентуйте!
[Ответить]
Алексей ответил:
6 ноября, 2015 в 14:57
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
6 ноября, 2015 в 18:39
[Ответить]
Алексей ответил:
6 ноября, 2015 в 19:04
[Ответить]
Добрый день. Очень хотелось бы приобрести у Вас семена болгарских томатов Кафяви черешки. Сообщите пожалуйста, если это возможно
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
26 февраля, 2015 в 23:17
К сожалению, семена не продаю. Нет у меня столько много семян, сами понимаете. Пакетик семян прилагается к диску «Озимый чеснок под мульчей» —chesnok2.dacha7.ru
Пока ещё несколько пакетиков осталось...
[Ответить]
Сергей,скажите,если с соломой проблема,можно ли использовать одни листья или нет?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
6 ноября, 2015 в 18:39
[Ответить]
Алексей ответил:
2 декабря, 2015 в 19:03
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
3 декабря, 2015 в 0:09
Я по глубокой осени их просто накрываю сеном или соломой в делянках и не обращаю на это внимание. По сути, сказать, чтобы из листьев плодовых деревьев была настоящая мульча — их объём должен быть большим (их должно быть много!!!). Если просто собрать на участке опавшую листву и положить в качестве мульчи, то это «мёртвому припарка»...
Какой толк от такой мульче почве и почвенным обитателям? То-то и оно, никакой...
[Ответить]