Октябрь 2019. Основное Осеннее Мульчирование почвы на дачном участке…
Здравствуйте, дорогой дачник!
Вот и подходит к концу этот дачный сезон и пора делать Основное Осеннее Мульчирование почвы в делянках на дачном участке.
Чем выгодней осеннее мульчирование?
Тем, что уплотнением всех органических остатков занимается снег!
Весной, когда он начинает таять, то обильно смачивает эти самые органические остатки талой водой и под своим мокрым весом придавливает их к поверхности почвы. Всё.
Поэтому Осеннее Мульчирование предпочтительней весеннему.
Итак, поехали…
Начну с 9 октября, когда замульчировал делянку с плодово-ягодными кустарниками полностью (внизу листва, сверху сено). Длина смородиново-крыжовниковой делянки, примерно 20 метров.
12 октября замульчировал делянку с жимолостью и одну делянку с четырьмя яблонями сорта Валюта.
Вот три куста жимолости…
Вот одна делянка с Валютой…
14 октября замульчировал вторую делянку с яблонями сорта Валюта и подвойными саженцами (карликового подвоя), которая расположена вдоль теплицы…
В тот же день замульчировал картофельную делянку с досками. Положил «средство от сорняков», два слоя листвы и два слоя сена. Получился великолепный «органический бутерброд»!
19 октября потыкал чеснок по центру помидорных делянок для низкорослых сортов...
В этой делянке в этом году рос низкорослый сорт «Дрова»...
В этой делянке — сорт «Жиголо»...
В этой делянке — сорт «Дрова»...
В этих двух делянках — сорт «Лора»...
Пост про урожай чеснока в помидорных делянках за этот сезон может посмотреть, кликнув на название: «Лето 2019. Про чеснок и лук (по Природной Технологии)…»
20 октября замульчировал две помидорные делянки листвой и сеном…
Это делянка, где рос сорт «Жиголо»...
Это делянка, где рос сорт «Дрова»...
21 октября замульчировал оставшиеся две помидорные делянки…
Это делянка из-под сорта «Дрова»...
Эти делянки из-под сорта «Лора»...
22 октября замульчировал помидорные делянки у сарая и забора для высокорослых сортов…
Это Восточная стена...
Это две делянки у южной стены...
Это Западная стена (за сараем стоит ванна у забора, в которой заквашиваю свои Грибные настои и Эликсир)...
Это делянка у забора...
Так как ветер был постоянно южный (от дачи в сторону леса), то много листвы нападало на лесные тропинки...
А вот все делянки с листвой...
Восточная стена...
Южная стена...
Западная стена...
Делянка у забора...
И перед тем, как разложить сено по листве, мне в голову пришла мысль записать коротенький ролик, смотрите и мотайте на ус…
А лучше порекомендуйте посмотреть этот ролик свои родным, близким и друзьям, и тогда точно они перестанут перекапывать почву на своём участке..., покупать и травить ядохимикатами почву и свои растения..., тем самым, сохранят своё здоровье, здоровье своей почвы и растений на своих участках.
Почва ведь, она ЖИВАЯ!
Затем я разложил тонюсеньким слоем сено поверх листвы, правда, на последнюю делянку у забора сена не хватило.
Ну, ничего страшного, что не хватило сена. На половину делянки я положил доски и на край деревянный ящик (он как раз походил по площади)…
О низкорослых сортах помидоров и помидорных деревьях возле сарая можете посмотреть в постах за этот сезон… или хотя бы вот в этом: «Лето 2019. Третий этап опрыскивания дачных растений Грибным настоем…»… или в этом: «Лето 2019. Четвёртый этап опрыскивания дачных растений Грибным настоем…»…
Мульчирование делянок для лука я сделал ранее и показал это в предыдущих постах.
Так же уже сделал «Грядки в мульче» в нескольких делянках для весеннего посева мелкосеменных культур (морковки, свёклы, редиса, укропа, репы, дайкона, редьки и т. д.), о чём тоже рассказывал в предыдущих постах.
Вот теперь Вы мне скажите, разве это сложно понять?
Нет, не сложно (сходите в лес и посмотрите под ноги)!
Разве это трудно сделать?
Нет, не трудно (ходишь по лесу или опушке, дышишь лесным воздухом и заодно сгребаешь листву)!
Неужто это тяжело?
Нет, не тяжело (ведро с листвой ничего не весит)!
Или Вы другого мнения о Природной Технологии (по мульчированию почвы отмершими растительными остатками)?
Поделитесь своими мыслями…
С уважением,
Сергей Дьяков.
53 комментария к “Октябрь 2019. Основное Осеннее Мульчирование почвы на дачном участке…”
По поводу мульчирования. В условиях влажного лета ( а на Урале таких большинство) земля очень медленно прогревается весной. Сроки посадки сдвигаются и культуры не успевают вызреть, тем более, что земля постоянно испытывает недостаток тепла под мульчой...Нынче кабачки и тыквы по мульчой так и не дошли до зрелости...А ссылка на лес не совсем правомочна. Лесу что? Он растет десятки и сотни лет, урожай и прирост как правило , не велик, ему капризы природе по барабану. Поэтому мульчирование не есть панацея, а во многом есть дополнительный труд, не приносящий должной отдачи. Я уже несколько лет мульчировал делянки, однако, увеличения плодородия почвы не ощутил. А Вам Сергей, большое спасибо за Ваши усилия в пропаганде опыта. Успехов!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
24 октября, 2019 в 12:09
Я не понял про панацею и плодородие почвы...
Вы что хотите сказать, что уничтожать почву и её микромир перекопкой — это панацея?
И чем Вы измеряете плодородие почвы?
[Ответить]
Веками керестьяне перепахивали землю с оборотом пласта, и почва не уничтожилась. Правда, приходилось через какое-то время распахивать целину. Сегодня дают отдых земле в виде пара. А плодородие почвы я оцениваю сравнением урожая на своем участке и у соседей.
у «соседей-перекопщиков» он не хуже, а иногда и лучше, чем у меня «мульчировщика».
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
24 октября, 2019 в 13:26
Если это везде написано, то это совсем не значит, что так было на самом деле.
Вы вот сейчас представьте и подумайте — какая лошадёнка потянет плуг?
Мы в деревне окучиваем картошку у родственников супруги и бедная лошадь даже соху после первой борозды не тянет. Понимаете, лошадь не может тащить за собой плуг, который углубляется в почву на 30-40 см.
У наших умных предков были сохи и полольники-пропольники, которые воздействовали на почву поверхностно! А все почвенные дыры, т. е. почвенные капилляры, были в почве сохранены! Поэтому-то крестьянским посевам зерна не страшны были засухи, так как влага поднималась из-под почвы как раз по этим самым почвенным дырам к поверхности почвы!
А когда изобрели плуг, загнали на луга трактора, чтобы «поднять целину» вот тут уже все погодные проблемы и начались. Вы, наверняка, знаете, что теперь происходит на «Целине» — пыльные бури и голая пустыня.
Что касается пара...
Василий дорогой, разве почва в дикой Природе находится под «паром»?
Никогда! И вот уже, примерно 3,5 миллиарда лет растения растут на одном и том же месте без всяких «паров»...
Сравнением урожая у себя и у соседей нельзя оценивать плодородие почвы, потому что, наверняка, у Вас с соседями растут разные культуры. Я имею в виду культуры с разным сроком вегетации. Приведу пример. Мне давным-давно выслали саженец персика для испытаний. Да, персик рос отлично и прирост за сезон было по полтора-два метра, только было одно но... К наступлению зимы эти все выросшие побеги не дервенели, т. е. древесина не вызревала. И каждую весну новые побеги начинали отрастать от «головы куста», т. е. от основания куста. Через три года я отдал этот саженец родственникам супруги в г. Воронеж, так как но южнее нас и там летний период длиннее, чем у нас. Как он теперь растёт, я не знаю, потому что мне об этом не сообщали, но я для себя сделал простой вывод — не бывает южных и северных культур. Бывают культуры с длинным сроком вегетации, средним и коротким.
И ещё один пример по плодородию почвы или почвогрунта...
В экваториальных лесах нет ни гумуса, ни компоста, ни чернозёма и всего остального, чем любят апеллировать агрономы и академики, дабы навешать нам лапши на уши. Там чистая ГЛИНА, а растительность бушует не переставая вот уже на протяжении появления растений на нашей планете. Почему? Потому что растения выращивает НЕ ПОЧВА и её ПЛОДОРОДИЕ, а почвенные бактерии и грибы! А чтобы они жили в этой глине и растили все растения у них есть все условия — влажность грунта, т. е. глины, и опавшие растительные остатки. Всё, больше глиняному микромиру экваториальных лесов ничего не нужно. Микроорганизмы переваривают опавшую листву, веточки и т. д. и сразу это питание идёт на рост всех растений.
Теперь скажу за свою почву на дачном участке, да и во всём садоводстве — у нас песок, понимаете. Грязный песок и ничего более нет. Соседи привозят чернозём КАМазами, перегной тракторными телегами, ну и всё остальное и что...
А вот что. Весь чернозём, перегной, навоз под прямыми лучами солнца СУХОЙ и никакого толку от него нет. Тогда как у меня вся поверхность почвы в делянках под толстеньким слоем мульчи и всё растёт, причём в любую погоду — хоть засуха, хоть дожди заливают, без разницы...
И последнее...
Василий, мульча в ваших делянках не способствует затяжному или плохому росту растений (типа, почва холодная под мульчей) и недобору урожая. Мульча тут совсем не приём! Вам нужно подобрать культуры с таким сроком вегетации, чтобы они соответствовали вашему региону проживания, а точнее сказать, соответствовали длине вегетационного периода (пример с саженцем персика я Вам привёл).
В моём понимании плодородие состоит в том, что в грунте живут множество видов полезных микроорганизмов и почвенных животных, которые и выращиваю наши растения. А жить они будут только при создании им влажных условий и наличии пищи. Вот эти условия как раз и создаёт мульча на поверхности почвы. Всё.
[Ответить]
Здравствуйте!
Мы живем в Сибири. В наших лесах полно клещей.
У меня вопрос: есть ли опасность принести из леса с листвой энцефалитных клещей?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
24 октября, 2019 в 20:54
Про клещей сказать ничего не могу, у нас на даче их нет. Возможно, осенью они забираются на зимовку поближе к почве, а листва лежит на поверхности.
Вам лучше эту информацию проверить в сети...
[Ответить]
Вы на протяжении многих лет убеждаете в необходимости и пользе природного земледелия, но забываете простую истину: любая палка имеет два конца. Нет ни одного вопроса в природе, который бы имел только плюсы и не имел минусов. Вот о минусах Вы никогда не говорите. А напрасно. Минусов в этом деле очень много. Я 5 лет занимался мульчированием и окончательно пришёл к выводу, что это — не то; что вот эти минусы перевешивают все плюсы. Урожаи — то значительно хуже.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
24 октября, 2019 в 21:01
Как такое может быть, что урожаи стали меньше?
Я этой дачей занимаюсь с 1997 и до конца 1999 года и мы с супругой перекапывали наш чёрный песок по настоянию тёщи (она до тех пор была хозяйкой участка). На солнце всё выгорало и никакого урожая не было вообще...
Потом я тёще сказал, либо мы засеиваем всю площадь газонной травой и жарим всё лето шашлыки, либо я начну заниматься другой технологией (без перекопки). Тёща согласилась с моими аргументами и отписала дачу на свою дочь (мою супруг).
Вот с 2000 года я начал потихоньку-полегоньку применять Природную Технологию по мульчированию почвы...
А про какие минусы Вы говорите, Виктор, которые перевешивают плюсы?
[Ответить]
Виктор ответил:
25 октября, 2019 в 9:07
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
25 октября, 2019 в 16:05
Что касается улиток и слизней...
Виктор, был такая проблемка, не спорю. Эти брюхоногие обжоры иной раз за одну ночь съедали растение перца или рассадное растение капусты. Но на них я тоже управу нашёл. Начал экспериментировать по защите растений от слизней (улиток у нас мало) в 2014 году. Ночами с фонариком выходил на участок и смотрел на слизней, как они вокруг перцев или капусты кружатся, а к растению подползти не могут. Порошок не даёт им к стеблям подползти. Как только слизень касается порошка, то в течение 42-44 секунд (засекал на телефоне) его хватает «кондрат» и он погибает...
Так же слизни сильно повреждали лук. Иной раз на одном луковом пере ночью их сидело по 4-5 штук. Ну думаю, капец моему луку... Ан, нет. Нашёл одно жидкое средство (сам не ожидал) и опрыскал ночью по луковым перьям (супруга светила фонариком, а я опрыскивал из обычной баклажки с пульверизатором). Результат потрясающий — слизни свёртывались и падали на мульчу, как снег зимой.
Вот этими двумя средствами (порошковым и жидким) защищал растения от слизней. Но изводить всех слизней на участке нельзя, так как ими питаются наши (хотел сказать черепахи) ящерицы, земляные жабы (их полно в почве) и ежи приходят из леса. Этой осенью на дорожке с десяток слизней видел во время спаривания, трогать не стал — пусть размножаются...
«Материал по защите овощей от слизней и улиток» опубликован в одноимённой рубке в блоге ЛДМ —http://secretpage.dacha7.ru/category/slizni
[Ответить]
Татьяна ответил:
27 октября, 2019 в 11:38
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
27 октября, 2019 в 12:05
С тех пор, как применяю порошок и жидкое средство, никаких пахучих растений не сею под овощными культурами.
Порошок действует убийственно на слизней даже сырым после обильных рос или дождей. Нет, естественно, его иногда приходится подсыпать на мокрый порошок, т. е. обновлять, так как проливные дожди вымывают его через мульчу, но это мелочи, по сравнению мороки с посевом семян отпугивающих растений.
А жидкое средство можете применять повсеместно и в любую погоду, опрыскивая прямо по слизням. Вы сильно удивитесь, когда узнаете название этого жидкого средства. В магазине оно стоит копейки (как и порошок), а действует на слизней моментально.
Приобретайте Доступ к этому материалу, изучайте и используйте эти два средства на своих овощных культурах и будете спокойны за свои овощи весь сезон! Мой емэйл-адрес Вы знаете, но на всякий случай, напишу — dyakosergej@yandex.ru На данный момент Доступ к этому материалу стоит всего 1750 руб.
[Ответить]
Татьяна ответил:
27 октября, 2019 в 12:20
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
27 октября, 2019 в 12:38
Я к примеру, делаю такую «заначку» на осень, когда планирую покупать черенки винограда новых перспективных гибридных форм или сортов. А черенки новых и перспективных форм и сортов, очень дорогие. К слову сказать, один черенок иной раз стоит столько же, как и цена за мои Слизневые материалы. Понимаю, что нужно быть немного «помешанным» (в хорошем смысле слова) на винограде, но я такой, а куда денешься...
Подумайте над моим предложение о «заначке»...
[Ответить]
Татьяна ответил:
28 октября, 2019 в 0:09
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
28 октября, 2019 в 16:23
[Ответить]
Я лет7 деревья листьями обкладываю. Но сверху сено не кладу. В этом году посадила помидоры в парнике и засыпала листьями. Но у меня капельный полив. Чем понравилось, то тем что травы почти не было. Я с удовольствием читаю ваши статьи. Но мы перекапываем. А сестра старается делать по вашему методу
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
24 октября, 2019 в 21:06
Давайте прекращайте коверкать почву железом, не дело это, совсем не дело...
[Ответить]
здравствуйте, там, где не хватило сена, Вы положили доски. Доски там будут лежать до морозов или до весны? Вопрос не праздный. У меня много листового опада, но мало сена. Завтра собираюсь мульчировать листьями огород, теплицы и ягодники. Не соображу, чем прижимать листву, чтобы не улетела. Может подскажете?)
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
24 октября, 2019 в 21:09
Я сделаю так. Если мы съездим в деревню до выпадения снега и привезём соломы, то доски уберу и припорошу листву сеном.
Если в деревню не удастся съездить осенью, то доски так и останутся до весны. А весной сгоняем в деревню и привезём сена.
К слову сказать, вместо досок можно положить что угодно тяжёлое, лишь бы ветер не срывал листву из делянок...
Я иной год, если не хватает сена-соломы, кладу обрезки металлических труб или уголков..., куски шифера, старые джинсы или другое тряпьё и т. д.
[Ответить]
Татьяна ответил:
24 октября, 2019 в 21:35
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
24 октября, 2019 в 21:45
Только хочу Вас предупредить вот в чём. Не кладите предметы на листву плотно друг к другу — нужно чтобы осенние дожди и впоследствии снег, мочили листву.
Сами понимаете, если всю листву укрыть плотно без щелей, то она (листва) не намокнет и не утрамбуется. А нам с Вами нужно весной, после стаивания снега, получить органический «асфальт» из листовой мульчи!
[Ответить]
Татьяна ответил:
24 октября, 2019 в 21:59
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
25 октября, 2019 в 16:05
[Ответить]
Добрый день! А у меня близко грунтовые воды и почва достаточно влажная. И поэтому у нас много слизней. Если мульчирую то они там балдею и вообще все сжирают. Даже картофель. Пришлось перестать мульчировать нежные вкусные культуры такие как перец, свеклу, лук. А вот кусты, помидоры, огурцы и баклажаны и морковь мульчирую их слизни не любят. То есть я делаю так осенью мульчирую все, а весной с некоторых грядок убираю. У меня такой опыт накопился. Ещё чеснок мульчирую. И яблони.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
25 октября, 2019 в 16:10
Нет, слизни любят всё, даже своих погибших сородичей кушают без зазрения совести. По сути, они каннибалы, т. е. едят себе подобных. О слизнях я написал Виктору, комментарий выше, почитайте.
Что касается мульчирую осенью, а весной убираю...
Мария, зачем делать двойную и ненужную работу? Сами подумайте, какой смысл мульчировать осенью, если весной убираете мульчу?
[Ответить]
Татьяна ответил:
27 октября, 2019 в 11:49
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
2 ноября, 2019 в 10:43
Вот управился с дачными делами, теперь есть время ответить Вам.
Татьяна, Вы тоже попались на эту страшилку, что почва под мульчей «холоднее», чем голая. Тут понимаете, в чём дело. Ранней весной почву греет не солнце, а воздух! Простой банальный пример — зимой солнце тоже светит, но не греет. Почему? Потому что воздух морозный. Так? Очевидно так. Вот теперь смотрите, что происходит, когда весной начинает прогреваться воздух. Тёплый воздух греет и почву, и мульчу одновременно. Тем более что тепло в почве в раневесенний период распространяется не только вглубь, но и вширь. Поэтому почва под мульчей прогревается от почвы, которая находится рядом, в проходах. Ведь ранней весной в проходах между мульчированными делянками травы нет, а только лежит сено от отмершей травы и слой её тонюсенький-тонюсенький. И прогретый воздух подогревает почву в проходах, и это тепло «подлазит» в почву под мульчей.
К тому же я рассаду высаживаю после того, как минует угроза возвратных заморозков. А у нас каждый сезон это бываете в разные сроки. Лет 6-8 назад высаживал рассаду не раньше 22-24 мая, в последние годы этот период немного сдвинулся (видно, климат действительно меняется) и высаживаю рассаду 10-13-15 мая, но я постоянно мониторю прогноз погоды, чтобы не получилось, как это происходит у наших соседей по дачному участку. Они высаживают рассаду на Первомай, а потом, после возвратных заморозков, рвут волосы везде, где они есть и кусают локти. Вся рассада у них гибнет под чистую. Потом они мне жалуются со слезами на глазах- Сергей, вот поспешили..., думали высадим рассаду пораньше и урожай получим пораньше, а получается как всегда. Поэтому «спешка» нужна не в случае с высадкой рассады, а в другом деле...
В этом году я начал высаживать рассаду помидоров высокорослых сортов в открытый грунт 10 мая, и к этому времени у меня уже «колосились» чеснок, лук, морковка и свёкла. Семена свёклы и морковки сеял в первой декаде апреля и как раз в Грядки в мульче, которые сделал ещё прошлой осенью. Ну, и где же здесь «прохладная почва под мульчей», если всходы свёклы появились, через 4-6 дней, а всходы морковки через 8-10 дней (морковка туговсхожая культура).
Рассаду низкорослых сортов помидоров высаживал 12 мая, но прежде постриг травку в проходах между замульчированными делянками. Вот ссылка на пост о высадке рассады в ОГ —http://dacha21veka.ru/koroba-delyanok/vesna-leto-2019-vysadka-rassady-v-og.html
Татьяна, ну, и где тут «холодная почва под мульчей», если всё растёт вообще без проблем?
Нет, я понимаю, если бы у меня была замульчирована почва на площади, к примеру одной сотки сплошным слоем мульчи и возможно (говорю, возможно), почва была бы «прохладней», чем голая почва, но это «на воде вилами писано» — нужно экспериментировать, а я пока такую площадь мульчировать не собираюсь, потому как незачем. А так, замльучированы только делянки (шириной 60-65 см.) и почва под мульчей нормально прогревается в весенний период (через почву в проходах) и для посева семян морковки и свёклы, и для высадки рассады...
А чтобы Вам сравнивать развитие своих культур и соседских, то они должны быть одинаковыми! К примеру, Вы вырастили рассаду помидоров, перцев и т. д с запасом... Поделитесь частью (штук 10-15 растений) своей рассады со своими соседями и высадите её в один день. И тогда, после наблюдений в течение месяца, будет можно делать, какие-либо выводы о том, «прохладная ли почва под мульчей» или это очередная научная чепуха...
[Ответить]
Татьяна ответил:
2 ноября, 2019 в 11:12
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
2 ноября, 2019 в 11:37
Я в одном из постов в комментарии рассказывал о своём эксперименте с персиком...
У этой культуры срок вегетации намного превышает наш срок благоприятного летнего периода и к зиме могучие однолетние приросты не вызревают, а стало быть, в зимний период и вымерзают. На второй год эксперимента с саженцем персика под зиму я укрыл его в «стоячем» положении мешковиной и суконной тканью (из чего шьют шинели), а сверху накрыл плёнкой, чтобы эта ткань не намокала... Всё равно, следующей весной все побеги вымерзли. На третий год (перед зимой) я пригнул аккуратно однолетние приросты персикового саженца к почве, как я это делаю с виноградными лозами и тоже укрыл и суконной тканью, и мешковиной, и плёнкой, и сверху шифером, чтобы снег не поломал приросты. Следующей весной, после раскрывки саженца увидел, что все побеги погибли, т. е. вымерзли...
Более искушать судьбу и экспериментировать с саженцем персика не стал, потому как это бесполезно — его однолетний прирост не вызревает к поздней осени, а значит, у этой культуры более длительный срок вегетации, чем он есть в нашем регионе. Отдал саженец персика родственникам супруги в г. Воронеж (он южнее Липецка на 100 км. и там вегетационный период больше, чем у нас). Как теперь персик растёт в Воронеже, мне не сообщали...
Татьяна, у Вас есть мой материал по УБУС. Вот и используйте баклажки для искусственного (дополнительного) подогрева почвы под мульчей!
Поэтому Вам и вашей подруге нужно определиться с выбором культур с ультраранним или ранним сроком вегетации для ваших регионов. Либо ставить временные парники весной, либо использовать теплицы, чтобы увеличить вегетационный период для выбранных Вами культур.
Татьяна, у Вас есть мой материал по УБУС. Вот и используйте баклажки для искусственного (дополнительного) подогрева почвы!
Покупатели материалов по УБУС в северных регионах, и не только в России, так и используют эту Баклажечную Систему в двух режимах:
1. Весной, как «грелку» для почвы...,
2. А в остальной период дачного сезона, как Увлажнительную Систему!
Я же описывал эти 2 режима работы УБУС на своём сайте —http://ubus.dacha7.ru/
[Ответить]
Татьяна ответил:
2 ноября, 2019 в 12:21
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
2 ноября, 2019 в 12:30
[Ответить]
Татьяна ответил:
2 ноября, 2019 в 13:20
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
2 ноября, 2019 в 15:17
А материалы по УБУС обязательно применяйте в своей практике в будущем году!!!
[Ответить]
А я листву не накрыла. Сейчас дождь прибил листву. И она хорошо лежит.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
25 октября, 2019 в 16:19
Так что, если у Вас будет возможность, положите сверху листвы тонкий слой сена или соломки...
[Ответить]
Елена ответил:
25 октября, 2019 в 17:29
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
25 октября, 2019 в 21:25
[Ответить]
Добрый день Сергей.
Большое спасибо за пропаганду безпахотного, безоборотного земледелия и пользу мульчирования.
В 18 веке был ученый Иван Овсинский, который писал, что « Германский промышленник Крупп , выпуском всех своих вооружений нанес человечеству меньше вреда, чем человек лопатой и плугом.» В первую очередь мульча является источником углерода,это верно, далее она прикрывает землю от света, сберегает тепло, и ЯВЛЯЕТСЯ КОРМОМ ДЛЯ МИКРООРГАНИЗМОВ, вот которых и надо беречь, холить и преумножать на своем участке и ДОБАВЛЯТЬ каждую осень в виде многочисленных штаммов, разработанных как нашими П.Шаблин), так и японскими учеными ( Хероу Тига).
В природе много видов, как регенирирующих так и утилизующих, как полезных, так и патогенных и ЖИЗНЬ и есть симбиоз их. В природе существует относительное равновесие этих видов, с преобладанием кого то и мы должны смещать это рапвновесие в нужную нам сторону. Если надо утилизовать , то, в компостную яму, туалет,в отходы пищи добавлять препарат Тамир, бактерии которого мгновенно переработают всю органику. Есть примеры, когда 70 тонн птичьего помета с содержанием азота до 24 % за 31 день с помощью Тамира превратили в рассыпчатую массу черного цвета, не липнущую к рукам и содержанием азота в доли процента .Если надо создавать , регенирировать , то Байкал ЭМ1 и все будет бурно расти и цвести.
И очень важно закладывать в почву именно осенью эти препараты на мульчу, ведь это их корм и весной ваша земля будет на 2-5 градусов теплее , чем у соседа, бактерии закалятся и примутся активно за работу весной, переработают вашу органику в ГУМУС, основу плодородия. В Байкале и Тамире до 84 штаммов бактерий.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
25 октября, 2019 в 16:32
Да, у Овсинского много чего дельного написано, основанного на его личном опыте. Уважаю умных людей!
По-моему, в его труде "Новая система земледелия есть пример двух полей с зерновыми культурами. одно поле было вспахано, а второе прокультивировано. В летнюю жаркую погоду на вспаханном поле зерновые посохли, а на втором поле никаких изменений не произошло — зерновые колосились, как будто и засухи нет.
Что касается Байкала и других ЭМ-препаратов...
Владимир, у меня к магазинным, покупным препаратам веры нет, потому как и сам обжигался в 2000—2001 году (использовал фитоспорин), да и люди пишут, что полно подделок и просрочки... и от таких препаратов только беда, а не польза. С 2003 года заквашиваю свои ЭМ-препараты. До 2010 года заквашивал один настой и он с овощными болячками справлялся хорошо, но с болезнями плодовых деревьев и кустарников в иной дождливый год не помогал. Поэтому с начала сезона 2011 года стал заквашивать настои с другими дачными ингредиентами и теперь болезни, по большому счёту, в прошлом, как на овощных культурах, так и на смородине, крыжовнике, яблонях и винограде...
[Ответить]
Доброго дня! Я давно занимаюсь природным земледелием и благодарна Вам, что Вы стараетесь так терпеливо и доходчиво все рассказать. Вопрос: в посте пишите "в картофельную делянку положил «средство от сорняков» -что это такое и что у вас укрыто блестящей пленкой на одной из делянок?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
25 октября, 2019 в 16:39
К сожалению, о «средстве от сорняков» в картофельной делянке, я Вам рассказать не могу, так как эта информация находится в картофельных материалах (на диске и в ДопМатериалах" в блоге ЛДМ в рубрике «Материалы по Картошке» —secretpage.dacha7.ru/category/kartoshka ).
У меня есть обязательство перед каждым покупателем — не выкладывать эти материалы в свободном доступе. Да и совесть у меня на месте. Так что, извините...
А под чёрной плёнкой у меня делянки с грядками в мульче для весеннего посева семян мелкосеменных культур — морковки, свёклы, репы, дайкона, редьки, редиса, укропа, петрушки и т. д.
[Ответить]
Вот не понимаю, какие минусы от мульчирования, о которых говорит Виктор. У меня под мульчей всё растёт хорошо (кроме земляники садовой). Урожай картошки не бывает меньше чем 1 к 20. Конечно, у меня мульчи не хватает (лес не близко), только то, что накошу, поэтому не все грядки мульчируются. Но даже под остатками сена весной такая влажная, рыхлая и приятная земля.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
25 октября, 2019 в 16:41
[Ответить]
Доброе утро ,Сергей, полностью согласен с неутомимой хитростью продавцов и количеством подделок и оно доходило до 90 процентов , по уверениям П.Шаблина и было создано производство Байкал ЭМ1 в Казани , также можно приобрести концентрат в 30 или 40 мл упаковках из которых получается 3 или 4 литра препарата Байкал Эм1 или Тамир.
Ведь не каждый может создавать и культивировать в домашних условиях штаммы микробов .
Даже при производстве выращивания , размножения из готового концентрата , в зависимости от температуры и кислотности среды получаются разные результаты .
А технология Байкал признана в мире , построены заводы также в Ташкенте, Сербии и очень впечатляющие результаты достигнуты.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
26 октября, 2019 в 15:55
А почему Вы сомневаетесь в культивировании грибов в домашних условиях каждым дачником?
По моим Эликсирным и Грибным материалам каждый покупатель заквашивает свои настои и дома (для рассады и комнатных цветов), и на дачном участке для всех культур, без проблем.
Свои собственные настои они всегда свежие, натуральные, настоящие и эффективные!
Эликсирные настои я заквашиваю с 2011 года и посмотрите, от каких болячек они избавили мои растения —http://elicsir.dacha7.ru/
Грибные настои заквашиваю с 2016 и тоже отличные результаты. Правда, Грибной настой к виноградным болячкам нейтрален, зато Грибной ОТВАР, которые я варил в этом сезоне показал хорошие результаты на одном сорте винограда. В следующем сезоне продолжу делать и настои, и отвар (для виноградного куста) на даче.
Сегодня был на даче и ходил в лес, набрал сушняка для печки, ну и грибов набрал 5 вёдер. Одно ведро грибов и кастрюльку для отвара привёз с дачи. буду весной варить отвар дома для рассады и комнатных цветов (правда, и у нас их мало — фиалки, кактус и орхидея).
Материал по Грибному настою опубликован в блоге «Лаборатория Дополнительных Материалов» в рубрике "«Материалы по Грибному настою-отвару» —http://secretpage.dacha7.ru/category/grib-lekar
Так что, Владимир, покупные ЭМ-препараты мне не нужны...
[Ответить]
Добрый день. Заканчивается первый год нашего мульчирования. Многое стало понятно. Есть и свои мысли. Сибирь. С прошлой осени успели замульчировать только все кусты и деревья слоем см. 25. Конечно, весной всё зазеленело намного позже, чем у соседей на голой земле. Поэтому сейчас засыпали ТОНКИМ СЛОЕМ листьев и соломы всё: деревья, кусты, грядки. Набрали на весну в мешки листья и солому. Хотя этой весной прошлогодние листья мы сгребали до середины июня и, по мере роста урожая, засыпали всё. С соломой решили так: раз она предпочтительнее тёмная, то все запасы на следующую весну рассыпали по картофельному полю — пусть за зиму темнеет. На следующий год, когда земля хорошо прогреется добавим везде листьев, соломы и хвои. Урожай за мульчу отблагодарил — закрома полные! Поливов и травы на грядках было в разы меньше. Были слизни, но не много и маленькие, см. 1-2. То, что они погрызли немного урожая — не жалко в сравнении с тем адским трудом, который был ранее: полив-рыхление-прополка, практически через день. А в это лето я каждый выходной с утра в лес ездила на велосипеде, а вечерами фильмы смотрела, а не бегала с лейкой или шлангом (да ещё все одновременно поливают — напор ни какой). Про теплицу. Как только там земля оттаивает, я по периметру, в 1 ряд сею редис, морковь, свеклу — для раннего урожая. В прошлом году, без мульчи, кусты перца были высотой с метр и более, а в этом году, с мульчёй выросли только до колена, но урожай собирали пакетами. Появилось больше лягушек. По вечерам прилетало много разных птиц, клевали прошлогодние зёрна, что мы привезли с поля с соломой. Всё лето думала, как же Вы делаете грядки с осени под мелкий посев. Догадалась. Сделала такие грядки сейчас под: морковь, свеклу, горох, лук и разную зелень. Всё замульчировала. Такие замечательные перемены в дачной жизни произошли благодаря Вам, Сергей! Работаю теперь только с удовольствием и радую своих родственников новыми выдумками.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
26 октября, 2019 в 22:19
Ну, у Вас всё супер! Продолжайте в том же духе.
Спасибо Вам за добрые слова, правда, в первую очередь они должны быть адресованы именно Вам. Потому что многие дачники читают мои материалы и ничего не делают. А Вы не просто сделали, а и получили свои результаты. А это дорогого стоит!
Что касается выдумок на будущие годы...
Людмила, мне тоже мои знания не прилетели с луны. Когда я начинал мульчировать почву на нашем участке и ставил первые короба из полупрелых половых досок (менял полы в комнате дачного домика), соседи пальцем крутили у виска и втихаря посмеивались — мол, Сергей какие-то надгробья ставить... аль, хоронить кого собрался...
Потом через пару сезонов приходили к нам на участок и диву давались — как такое может быть, в не перекопанной почве растёт морковка, свёкла, а у помидоров листья, как у лопуха здоровенные... и всё дивились на помидорные деревья, которые растут возле стен сарая.
Но, как только уходили от нас из гостей, на том всё и заканчивалось — лопату в зубы и вперёд копать, рыхлить, полоть, поливать и т. д.
Так что Вам от меня тоже, как говорит сейчас молодёжь, РЕСПЕКТ и УВАЖУХА!!!
Хочу пожелать Вам успехов в завершении этого дачного сезона!!!
[Ответить]
Сергей, здравствуйте. Один вопрос : Вы доски для опалубки гряд чем-то пропитываете ?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
9 ноября, 2019 в 8:34
Нет, доски для коробов делянок ничем не пропитывал, так как не вижу в этом смысла. Это старые половые доски (шпунтовка) с пола из квартиры племянницы. Они тогда собрались делать ремонт в квартире и стелить «тёплые полы», ну, и мне предложили забрать половые доски от существующего пола. Естественно, верхняя сторона досок была с олифой и краской, а нижняя часть — голая доска. Ну, вот стоят уже, наверное, лет 7-8 и только немного оседают, потому что грибы начинают переваривать древесину снизу, которая примыкает к почве. И им абсолютно по барабану, чем пропитана древесина — олифой, краской или ещё чем, всё превращают в труху.
Почвенные микроорганизмы (грибы) переработают древесину с любой пропиткой...
[Ответить]
Владимир ответил:
9 ноября, 2019 в 9:53
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
9 ноября, 2019 в 10:17
Сейчас есть современные материалы, которые прослужат Вам не один десяток лет без всяких пропиток, но они слишком дорогие. Я имею в виду материал ДПК (древесно-полимерный композит)...
Владимир, я Вам сейчас расскажу факт, а Вы потом решайте сами — пропитывать доски чем-либо или нет.
У нас был старый деревянный забор на даче и он уже пришёл в негодность и надо было его менять. На тот момент я решил, что снова будет деревянный забор, но столбы, нижняя их часть, будет пропитана отработанным маслом (из двигателя авто). Прежде я забетонировал в места, где будут стоять столбы асбестовые трубы, чтобы в них ставить деревянные столбы и всё. Ставил деревянные столбы в ведро с отработанным маслом и они стояли сутки. Промасливались капитально, тут спору нет. Затем я вставлял столбы в эти асбестовые трубы и «шил» сам забор из досок.
Прикол заключается в том, что через 5-6 лет забор стал качаться и именно в районе столбов. Думаю, что за фигня — столбы должны быть вечными, раз пропитаны маслом. Ан, нет — та часть пропитанного столба, которая немного торчала из асбестовой трубы (чуть выше поверхности почвы), вроде бы как, была нормальной, а та часть столбов, которая находилась внутри этих асбестовых труб превратилась в труху! Конечно, моему удивлению не было предела. Как грибы могли переварить древесину, пропитанную маслом?! Без проблем, переварили и усом не повели!!!
Если верить микробиологам и микологам, то они относят грибное сообщество (и микроорганизмы, и шляпочные грибы) к отдельной высокоразвитой цивилизации на нашей планете, у которой есть коллективный разум и мощные ферменты (по-простому пищеварительные соки). Примеров, где живут грибы в агрессивных средах много — в ракетном топливе, в повышенной радиации и, наконец, космическая станция МИР, которую пришлось затопить, так как грибы начали переварить обшивку станции не только изнутри, но и снаружи (в открытом космосе)...
Сами видите, что никакая пропитка для древесины её не спасёт от грибов. Нет, это понятно, что деревянные короба с пропиткой прослужат, естественно, дольше на год-два, чем необработанные, но потом древесина превратится в труху.
Какой материал Вам выбрать для коробов делянок, решайте сами...
[Ответить]
Татьяна ответил:
9 ноября, 2019 в 10:53
[Ответить]