Откуда берутся болезни на даче и что с этим делать?

Дорогой друг, здравствуйте!

На мой почтовый ящик приходят письма с таким вопросом – «Откуда берутся всевозможные болезни на даче и что с этим инфекционным беспределом делать?» Вопрос-то получается непраздный, а что ни на есть актуальный и волнует, наверное, не только тех подписчиков, которые обращаются с этим вопросом, но и каждого дачника в отдельности.

Я Вам расскажу свою точку зрения на этот счёт, а Вы, если будет желание, выскажете свою в комментариях к этому посту. Договорились?

Если согласны, тогда поехали…

Я думаю, что возбудители болезней попадают на наши дачи и приусадебные участки многими путями, и ничего с этим мы поделать не можем, как бы мы не старались оградить свою дачу от проникновения патогенной микрофлоры. Сейчас навскидку попробую перечислить несколько путей проникновения:

1) Через садовый инструмент и инвентарь. Например, Вы давали соседу на время лопату, грабли, тяпку, ведро, секатор, ножовку или ещё что-то и он, попользовавшись вашими принадлежностями, возвращает их обратно. Какие болячки могут таким образом переселиться с его участка на Ваш, неизвестно.

2) На почве обуви. Например, Вы пошли в гости к соседу, поговорили с ним за жизнь, по — решали какие-то насущные проблемы и возвращаетесь к себе на участок. Так вот никто не даст гарантию, что на почве, которая прилипла на участке соседа к вашей обуви, не несёт в себе споры какой-либо инфекции.

3) На руках или садовых перчатках (рукавицах). К примеру, Вы снова пошли, но уже к другому соседу, который попросил Вас помочь ему выкопать старый куст смородины или крыжовника. Вы же наденете перчатки или рукавицы, чтобы не получить травму кожи рук. После того, как Вы брались за кустарник  на перчатках по любому останутся споры болезней, которыми возможно, был поражен этот кустарник и, придя на свой участок, непременно эти споры принесёте с собой.

4) На колёсах автомобиля. Например, Вы по осени ездили в яблоневый сад за яблоками. Из своей юности я помню, что когда в колхозных садах был собран основной урожай, то остатки яблок разрешали набирать простому люду. Не знаю, как сейчас, но раньше было так. У матушки на работе выделялась под это мероприятие машина (ГАЗ 66) и все желающие работники, у кого не было собственного транспорта, ездили на этой колымаге и набирали яблоки себе на зиму.

У кого был собственный автомобиль, те ездили на нём и естественно привозили на колёсах почву из колхозного сада, в которой могли присутствовать споры парши, плодовой гнили и т. д. Потом приезжали на свой участок и привозили эту инфекцию, так сказать, бесплатно (есть ещё и платный вариант – расскажу ниже).

Идём далее…

5) При помощи ветра. Вы же не будете отрицать, что при помощи ветра многие растения размножают и распространяют свой вид по планете Земля путём выращивания семян-парашютов, например, одуванчик или чертополох (колючка). Их семена могут перемещаться по воздуху, гонимые ветром, на огромные расстояния. И прежде чем прилететь на наш участок, эти семена, возможно, уже приземлялись на множестве дачных участков и не факт, что на этих «летающих» семенах не присутствуют «наездники» в виде спор распространенных инфекционных заболеваний.

6) С каплями дождя. Сами понимаете, дорогой друг, когда капли дождя летят к земле со скоростью «бешеного поросёнка», то, возможно, в воздухе захватывают в «свои объятия» какие-либо нежелательные микроорганизмы и приносят их на наш участок.

7) На посадочном или посевном материале. Например, Вы купили в питомнике или на рынке саженцы многолетних культур. Вы разве можете быть уверены, что на растениях нет инфекции? Нет, конечно. Даже если продавец Вам скажет, что саженцы обеззаражены, то это будут всего лишь слова, по факту проверить на месте Вы этого не сможете.

А если Вы спросите, какими болезнями поражаются растения в питомнике, то продавец, да и любой работник питомника будет уверять Вас с пеной у рта, что у них все саженцы иммунные и ничем не болеют. Иначе, если они скажут правду, то кто ж купит их продукцию?

Поэтому, когда Вы что-то покупаете на месте (в питомнике или на рынке) или получаете посылку с саженцами или черенками по почте, то должны понимать, что, возможно, на Вашем участке появиться какая-то новая инфекция.

По крайней мере, я это чётко осознаю и готов принять меры к нейтрализации новой болезни, если она будет иметь огромные масштабы в виде эпидемии. Хотя в таких грандиозных масштабах на нашей даче ещё ни одна болезнь не проявляла себя, но всё-таки нужно быть начеку.

8) Ну, и последний по списку в данном посте, но не последний в действительности (можно ещё накопать много вариантов) способ занесения инфекционных болячек на дачу или приусадебный участок  – это платный. Это, в общем, уникальный способ разведения болезней, на своей даче за свои же деньги. Вы сомневаетесь, что такое может быть? Зря.

Со мной это произошло и я очень хочу, чтобы с Вами этого не случилось. Да, да я про использование восхваляемого всеми «специалистами» уникального рассадника болезней под названием ПЕРЕГНОЙ.

Был у меня негативный опыт по применению этого «органического удобрения» и хочу сказать Вам одно – более шикарного и масштабного рассадника болезней не найти. Я уже об этом много рассказывал, но для новых подписчиков немного повторюсь.

Сам навоз, как закваска полезных микроорганизмов для почвы и мульчи великолепный продукт, а вот когда он складируется в большие кучи и начинает «гореть», то при повышении температуры (выше 45 градусов) внутри кучи, полезные бактерии и грибы погибают, а болезнетворные микроорганизмы выживают и занимают место полезных микроорганизмов, так как, сами понимаете, свято место пусто не бывает.

И мы, простые дачники, веря «специалистам» о благотворном влиянии перегноя на почву и растения, покупаем этот инфекционный «рассадник», выкладывая из своего кармана на это большие деньги и тратя кучу сил по растаскиванию этой «гадости» по даче или приусадебному участку.

У меня с перегноем ситуация получилась такая. Когда в 2000 году я перешёл на технологию Природы, т. е. стал мульчировать свои делянки органическими остатками, то ситуация с болезнями начала улучшаться по сравнению с предыдущими годами (с 1997 по 2000 год). В эти три года, когда ещё тёща командовала на участке, и мы как все копали, рыхлили, вели бесполезную борьбу с сорняками и т. д., болезни просто лютовали на овощах и многолетних культурах.

Стоило пройти крохотному дождичку, как буквально за считанные дни всё поражалось коростой, налётом и почти весь урожай овощей выбрасывался либо в лес, либо в мусорные пакеты и потом вывозился в контейнеры ТБО подальше от участка. Так вот с 2000 года болезни значительно поутихли, и так продолжалось до 2006 года, пока мы не купили это пресловутое «удобрение» – перегной.

Дело в том, что я решил наряду с листвой, сеном и соломой попробовать и перегной в качестве мульчи. Да и как его не купить, когда учёные мужи в каждом печатном издании (тогда Интернета у меня не было, и я пользовался газетами, журналами и брошюрами на дачную тематику) восхваляют его, как чуть ли не самое лучшее питание для растений. Это уже потом (начиная с 2008 года) в «сети» я нашёл в разных источниках правдивую информацию о перегное, но на тот момент мы с супругой грезили в своих мечтах – урожаи будем возить возами.

Но только эти мечты так и остались мечтами, потому что урожай не только не увеличился, а стал катастрофически уменьшаться из-за болезней растений. Да и появились совсем новые виды инфекций, которых раньше не было. Вот так мы попались на «удочку» о пресловутом «удобрении» под названием переГной. Печально, но факт!

Вот этими вышеперечисленными способами мы можем занести или добавить на свою дачу или приусадебный участок инфекционные заболевания.

Есть ещё один вариант появления болезнетворной микрофлоры на даче или приусадебном участке, заложенный самой Природой. Исходя из найденной в «сети» информации могу судить, что в Природе существует БИОБАЛАНС между полезными и неполезными микроорганизмами, т. е. половина — наполовину. И если этот биобаланс сохранён на каком-то определённом участке, то по идее уже растущие растения на этом участке или вновь посаженные (посеянные) не должны поражаться инфекцией. Так? По сути, так.

А если растущие или новые растения на этом участке болеют, то значит либо нарушен биобаланс в сторону патогенов, либо растения сами по себе не имеют собственной защиты даже от слабых форм болезней.

Как нарушить биобаланс на отдельно взятом участке?

Элементарно! Нужно просто периодически копать почву, тем самым убивая полезные микроорганизмы, и перевес в сторону патогенов будет обеспечен. Смотрите, что получается. В голой копаной почве не созданы благоприятные условия для полезных обитателей и для них нет пищи (т. е. органической мульчи). С другой стороны эти условия, как нельзя лучше подходят для патогенов.

Каким образом голая копаная почва является благоприятной средой для болезнетворных микроорганизмов?

Элементарно! В засушливый период эти микроорганизмы находятся в стадии спор и ждут благоприятной влажной ситуации. Как только мы начинаем поливать почву под своими растениями или, не дай Бог, идёт дождик, то споры раскрываются и патогены оживают. И как любой живой организм, естественно хотят «кушать». А в пище у них дефицита нет, потому что их пищей являются наши любимые растения – овощи, плодово-ягодные кустарники и плодовые деревья.

Далее  каждый вид болезнетворных микроорганизмов селится на те растения, которые ему по вкусу и по зубам. Нет никаких сомнений, что за миллионы лет их существования на планете Земля, они уже составили для себя «меню» из растений, которые могут съесть. В этот момент нам бы уменьшить их количество, но мы часто делаем наоборот – увеличиваем их в разы.

Каким образом?

Да всё очень просто. Чтобы усугубить ситуацию с количеством болезней на своём участке нужно просто купить перегной, разнести его по участку и всё это «хозяйство» перекопать. Больше ничего делать не нужно.

Как Вам такая реальная дачная ситуация?

Страшно? А-то…

На самом деле не так страшен…, как его малюют. Как бы там ни было любую ситуацию исправлять именно нам. Будь это нарушение биобаланса на участке или отсутствие иммунитета у растений – всё это придётся исправлять дачнику. Так что как не крути, а всё упирается в наши с Вами знания, умения, навыки, практический опыт и интуицию, которые мы должны использовать, чтобы постараться помочь нашим растениям расти как можно более здоровыми и красивыми.

Теперь плавно переходим к вопросу, что с этим инфекционным беспределом делать?

Тут тоже ничего сложного нет – нужно бросить копать, прекратить использовать перегной и начинать возрождать популяции полезных микроорганизмов в почве своей дачи или приусадебного участка. Тем более что «оживить» почву очень просто – нужно положить органические остатки в качестве мульчи НА поверхность почвы, ну, никак, не закапывая их.

Использовать по возможности жидкие настои, в которых есть полезные микроорганизмы. Применять эти настои для увеличения видов полезных микроорганизмов в почве и мульче, путём простого полива из лейки и заселять этих полезных помощников на листья растений, путём простого опрыскивания растений из садового опрыскивателя или при помощи обычной пластиковой баклажки с распылителем.

Я не знаю, каким настоем пользуется каждый дачник, потому что все ж мы люди разные и у нас у всех разные возможности и предпочтения. Могу сказать только за себя. Я научился делать такой настой, который в течение нескольких лет применения способен не только увеличить виды полезных микроорганизмов мульче и почве, но и обуздать множество распространённых инфекционных заболеваний на растениях.

Как я определил, что в почве появилось много видов микроорганизмов?

Конечно, визуально. Нет, сами микроорганизмы я не вижу, я вижу, что в некоторых видах мульчи, в которых раньше овощи плохо росли, сейчас урожай стал лучше. Я имею в виду древесные опилки или стружку. В картофельной делянке в опилках я даже обнаружил мицелий гриба (белые длинные ниточки). Возможно, на фотке они плохо заметны, но они есть.

Откуда взялись древесные грибы в свежих опилках?

Так я проливал эту делянку своим настоем Эликсира, в который заселил эти грибы. Эти невидимые микроорганизмы способны переваривать опилки и превращать их в доступное питание не только для картошки, но и для других корнеплодов.

Не верите? Тогда читайте дальше.

Так же в этом году я посеял морковку в опилочно-сенную мульчу, и урожай получился хорошим. Никаких минеральных «удобрений» я не применяю с 2000 года и в морковной делянке использовал всё тот же настой Эликсира при поливе. Посмотрите на фотки, как семена проклюнулись в древесных стружках, причём свежих, и что из этого получилось в итоге…

Как видите на фотках ниже, морковка разная выросла, но урожая из всех делянок хватило не только нам, но и матушке.

Кстати забыл сказать, постоянно нахожу личинок майского жука в разных видах мульчи в мёртвом состоянии. Приглядитесь к зелёным грибам, которые её поедают.

Выводы насчёт опилочной мульчи и моего настоя делайте сами.

Про действие настоя на некоторые инфекционные болячки на разных культурах мы поговорим в других постах.

До связи!

С наилучшими пожеланиями,
Сергей Дьяков.

Просмотров: 7 797

48 комментариев к “Откуда берутся болезни на даче и что с этим делать?”

  • Марианна
    10 января, 2014, 21:16
    Цитировать

    Здравствуйте,Сергей!

    Очень интересно про то,что зелень поедает личинку майского жука,я тоже такую хочу у себя.Расскажите что надо сделать для этого.У меня личинок нет на огороде,но они есть около дубов,которые майские жуки поедают по весне.Хочу чтоб у меня тоже такая плесень завелась

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Марианна, добрый вечер!

    Сказать по-честному, то я не знаю, как называется этот грибок, но по всей видимости он сначала поражает живую личинку, а потом её начинает переваривать, т. е. разлагать. Я замечаю это явление на протяжении уже 3 лет, с тех пор, как начал заквашивать свой настой в обычной ванне у себя на даче. Материалы этого настоя будут готовы к концу января и будут записаны на диск. Подробно об Эликсире я описал на сайте, вот здесь — elicsir.dacha7.ru

    Этот настой я применяю не только на даче, но и дома для рассады и цветов.

    [Ответить]

  • Марина
    10 января, 2014, 23:33
    Цитировать

    @Марианна,

    Извините, что вклиниваюсь, но прошу уточнить. Эта «плесень» появляется от настоя только на опилках, или ей и сена с листвой хватит? А то у меня в доступе только опилки с карбомидной смолой. Не хотелось бы кормить своих работников этой химией. Им и так достовалось за прошедшие годы. Только в прошлом году мульчировать стала.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Марина, да, ничего страшного.

    Таких мёртвых личинок с зелёным грибком находил во всех видах мульчи. Или Вы спрашиваете по древесные грибы которые заводятся в опилках. Я имею в виду белый мицелий. Видите ли в чём дело. Я даже не знаю какие именно грибы и бактерии живут в настое и сколько там видов. Я просто кладу в этот настой те ингредиенты, которые по моему мнению должны породить в настое нужные грибы. дело в том, что у меня раньше не получалось растить овощи в опилочной мульче, сейчас вроде бы всё налаживается.

    [Ответить]

  • Наталья
    11 января, 2014, 0:06
    Цитировать

    Сергей! Муж самостоятельно делал свой «эликсир», от запаха которого очень долго нужно избавляться?

     А созданный вами ЭМ-эликсир имеет неприятный запах или  нет?

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Наталья, возможно, у моего настоя есть какой-то нежный «запах», но вони точно на даче не ощущается. Но если даже в домашнем настое и получится вонючка, то этот запах быстро можно устранить. Дело в том, что дома в этот настой я иногда добавляю солому, и как-то один раз получилось так, что появился запашок. Я две недели думал, что с ним делать, а потом получилось чисто случайно — я добавил в настой горсть одной фигни и через 15 минут запах пропал. Я и сам обалдел от такого эффекта, но решил ещё раз проверить, и снова положил в настой пучок соломы — запаха как не было, так и нет по сей день.

    [Ответить]

  • Светлана
    11 января, 2014, 0:42
    Цитировать

    Здравствуйте Сергей!Тема болезней и вредителей в растений мне очень интересна, у Вас прекрасная морковь выросла, а мою в погребе точит червяк морковной мухи. Спасибо за информацию.И еще оставлю здесь ссылку для неравнодушных людей которые не желают чтобы в нашей стране было разрешено выращивание ГМО продуктов, это питиция президенту об отмене постановления правительства о разрешении в России ГМО

    [Ответить]

  • Владимир из Казани
    11 января, 2014, 5:17
    Цитировать

    Конечно, привозной перегной ,популярный у ленивых потребителей я исключил .Растительные отходы с окрестных несанкционированных свалок выдерживаю несколько лет в компостной яме ,своего рода карантин.

    [Ответить]

  • Зинаида
    11 января, 2014, 7:35
    Цитировать

    Сергей, спасибо за такую важную тему. Последние годы болезни и вредители одолели. Полностью с вами согласна, что мы сами распространяем их, внося перегной, т.к. в основном он неправильно приготовлен.А вот такой вопрос: как бороться с лишайниками или грибами на деревьях? 

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Зинаида, Вы не торопитесь избавляться от лишайников и грибов, потому что они могут быть полезными. Я в молодости, когда у нас была яблоня с обычной кроной (названия не помню), то на ей ветках поселились зелёные грибы. В то время у меня Интернета ещё не было, ну, и я со страху взял и побелил эту яблоню обычной известковой побелкой. И грибы через неделю-две высохли и отвалились сами. Почему я это сделал? Сами понимаете, везде в печатных изданиях нас пугали, что если на плодовом дереве завелись грибы или лишайники, то это дерево погибнет.

    Сейчас я бы не стал делать таких поспешных выводов и опрометчивых действий. Дело в том, что когда я искал в сети информацию про гриб ТРИХОДЕРМА, чтобы заселить его в свой настой или заразить им почву под многолетними культурами, то наткнулся на множество фоток, которые напоминают грибы, живущие на яблонях — типа зелёные пяточки на коре веток. Вы прямо сейчас через поисковик набейте это название гриба и посмотрите, не похоже ли грибное семейство с фотки, на грибы на яблонях. Почитайте о свойствах этого гриба, а потом уже примите решение.

    [Ответить]

    олег ответил:

    @Сергей, гриб ТРИХОДЕРМА растет в природе?

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @олег, пробейте через поисковик. Вот навскидку нашёл сайт — spbmyco.ru/index.php?opti...Id=202&Itemid=55

    [Ответить]

  • Николай
    11 января, 2014, 8:30
    Цитировать

    Сергей все толково обьясняете доходчиво,вам надо вести отдельную программу на тв,вместо этих реклам про прокладки и т .длюдям польза будет большая,спасибо вам

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Николай, так кто ж меня пустит туда с моими рассказами? Если расскажу, что нельзя пользоваться перегноем и минералкой, меня тут же и арестуют (шутка). Правда были у меня на даче представители 2-х телекомпаний — зимой и летом. Зимой 2010 года приезжала съёмочная группа из передачи «Четыре сезона» с ведущим Игорем Коробовым. Чего мы там наснимали можете посмотреть по этой ссылке — tvmir.ru/zagorodnaya_zhizn/sezon/uchastok

    Сами понимаете, я же не актёр и может чего-то не так сделал, но встреча получилась классная.

    Летом, по-моему, 2011 год было местная телерадиокомпания «Липецкое Время», которая вещает на Телеканале «Звезда». Ведущая рубрики «Живая деревня», Екатерина Зиброва, всё офигивала, когда я сажал рассаду помидоров в некопаную дерновую почву. Ролика, к сожалению, я не нашёл в сети.

    [Ответить]

  • Александр
    11 января, 2014, 9:52
    Цитировать

    Cергей. Ваши размышления о болезнях и как с ними бороться, мне понравились и с Вами солидарен, прежде всего в мульчировании почвы. Как и Вы навоз я не покупаю. Но, живя на даче все лето,пищевые отходы, скошенную траву, туалет — все складываю в отведенное место для компоста. Мало того, привожу с места выгона коров  коровяк и настаиваю его в бочке, а затем использую для подкормки кустарников и плодовых, добавляю в коровяк. Ваше мнение о коровяке отрицательное. В этом вопросе не могу с Вами согласиться, что домашний коровяк это плохо или я что-то недопонимаю? За статью большое спасибо. Александр, Чебоксары

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Александр, я против коровьих «лепёшек» и лошадиных «шариков» ничего не имею, а даже наоборот ЗА!

    Я против использования самого перегноя. Сами понимаете, что из любого «добра» можно сделать «г...». Я и понимаю директоров молочных ферм, по чьей указке весь навоз из под коров вывозится на отдельную площадку, а потом бульдозером сдвигается в огромные кучи. Это делается, по всей видимости, для экономии места. Ну, не будет же навоз раскладываться по всему скотному двору?! Вот и получается, что полезный навоз в конечном итоге превращается в переГной.

    [Ответить]

  • Александр
    11 января, 2014, 10:01
    Цитировать

    В дополнение к написанному мною. Сергей, а Ваш эликсир — настой, это секрет фирмы? Александр. Чебоксары.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Александр, можно и так сказать — секрет фирмы! Только этот секрет можно пока купить за небольшую цену, потом не знаю. Да, и Вы же не будет отрицать, что труд должен быть оплачен. А с этим настоем я экспериментировал в течение 3-х лет и результаты от него хорошие, если не сказать отличные. Нет, конечно, можно купить препараты от болезней и в магазине, но только можно нарваться на подделку. Тут Вы сами кладёте все ингредиенты в настой и можете быть уверены в его качестве. Я не утверждаю, что он идеален и помогает от всех болезней, но предпочитаю пользоваться им.

    Материалы по эликсиру вот на этом сайте — elicsir.dacha7.ru

    [Ответить]

  • Александр
    11 января, 2014, 10:17
    Цитировать

    В выше написанном мною вкралась опечатка. Я писал  :"Ваше мнение о коровяке отрицательное". Речь идет не о коровяке, а о компосте. Приношу свои извинения. Александр, Чебоксары.

    [Ответить]

  • Андрей
    11 января, 2014, 11:22
    Цитировать

    Здравствуйте Сергей!

    У меня за зиму скапливается с 200-300 кг куриного помета от моих кур. Куда его девать?

    Я его раздавал соседям по улице, а оставшийся вывозил на тачке на соседние пустующие участки по весне. Осенью обнаружил на тех местах среди жухлой желтой травы оазисы сочной зеленой травы. Осока походила на молодую кукурузу! Можно в мульчу этот помет добавлять? Болезни на существующих плодовых деревьях процветают. Мураши и тля к июлю поедают листья.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Андрей, добрый день!

    Вот про куриный помёт особо рассказать ничего не могу, потому как у меня его нет, но по идее можно попробовать его и с мульчей. Но сначала в отдельной делянке — так сказать, на пробу, а если результат будет хорошим, то и класть его во все делянки. Если у меня он был, то я бы попробовал так. На почву по осени положил бы тонкий слой опилок, сена, соломы, семечковой лузги, потом тонкий слой курьяка, а сверху навалил бы слоем в 10-12 см. снова сена, соломы и т. д. По весне посадил бы рассаду томатов, перцев и т. д. и весь сезон наблюдал за развитием растений. Вот и всё. Но лучше, конечно, поэкспериментировать в течение 2-3 лет, чтобы получить несколько результатов за несколько лет, а потом уже сделать правильный выбор — стоит класть курьяк в делянки или нет.

    Что касается муравьёв, то их прогнать (не уничтожать, а именно прогнать) от деревьев можно при помощи обычного пшена. У меня по этому поводу есть ряд постов, вот на этой страничке блога — dacha21veka.ru/category/vrediteli

    Теперь про болезни плодовых деревьев.

    Андрей, я не знаю, какие болезни на Ваших деревьях (возможно они похожи на болезни моих деревьев), но с паршой на моих колонновидных яблонях сорта «Диалог» справился мой настой. Будет желание и возможности, приобретайте. Материалы по Эликсиру здесь — elicsir.dacha7.ru

    [Ответить]

    Татьяна ответил:

    Здравствуйте, Андрей! Прочитала про 200-300 кг куриного помета и обзавидовалась 🙂 Я-то это добро ищу и выпрашиваю, где только можно. Из моего еще небольшого дачного опыта (4-5 лет): куриным пометом можно замечательно заменять навоз в составе «эликсира». Удобрение классное! И этим же «эликсиром» поливаю компостную кучу. «Переваривается» все это в куче еще быстрее, чем с навозом.

    [Ответить]

  • Елена
    11 января, 2014, 11:55
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей! У меня в этом году морковь была очень сильно поражена морковной мухой. А как вы с ней боретесь?

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Елена, добрый день!

    Так я не знаю есть у меня морковная муха или нет. Дело в том, что я не ползаю на коленках и не выглядываю эту муху. У меня морковку любят слизни, правда, поделиться парой морковин с ними я согласен. А если серьёзно, то, возможно, дело в том, что почва под мульчей (в морковных делянках) прогревается не на ту температуру, которая нужна для развития потомства морковной мухи. А муха, ведь не будет откладывать яйца в то место, где есть вероятность гибели кладки. Поэтому она летит к соседу, который копает и пропалывает почву в морковной делянке. Ведь голая почва прогревается сильней, чем под мульчей, поэтому для кладки не найти лучшего «инкубатора», как копаная почва соседа. Это лишь мои предположения по поводу поведения мухи, но факт остаётся фактом — ни мухи, ни личинок в своих морковных делянках я не видел. Вот, как-то так.

    [Ответить]

    Елена ответил:

    @Сергей, спасибо!

    [Ответить]

  • Николай
    11 января, 2014, 13:24
    Цитировать

    у одного художника спросили-как сделать скульптуру?- он ответил-нужно взять глыбу камня и отсечь все лишнее,сЕРГЕЙ ВЫ ТАКОЙЖЕ «СКУЛЬПТОР» НО В ОГОРОДНИЧЕСТВЕ,СПАСИБО ВАМЗА ТО ЧТО НЕСЕТЕ В МАССЫ ДОБРО

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Николай, конечно, СПАСИБО за добрые слова, только это не я несу добро, а Природа. Ведь в Природе нет ни одного процесса направленного на уничтожении жизни на нашей планете. Все процессы направлены на создание и продление жизни, причём для всех живых существ — от бактерии до слона. Наша с Вами задача пользоваться этим и применять на своей даче или приусадебном участке. Кто-то из великих сказал — «Всё гениальное просто, всё сложное не гениально».

    [Ответить]

  • Карина
    11 января, 2014, 17:23
    Цитировать

    Здравствуйте!  Хотела бы обратить ваше внимание, что личинки майского жука и бронзовки очень похожи, нужно хорошо приглядываться чтобы определить кто перед вами. Первые — страшные вредители, вторые — питаются органическими остатками, старой древесиной и никак не вредят растениям. Долгое время сама убивала этих полезнейших гусениц, скармливала курам...теперь если нахожу таких — перепрятываю в кучу мульчи.

    Так что я бы вряд ли испытывала чувство удовлетворения видя этих личинок мертвыми. 

    [Ответить]

  • Борис
    11 января, 2014, 21:36
    Цитировать

    Сергей!В качестве удобрения использую куринный помет,он у меня от своих курочек.Его лучше разбрасывать по огороду,или перекапывать?Или летом использовать в настое и поливать помидоры,морковь?.

    Ответьте,пожалуйста еще на вопрос-осеньювсе листья смородины опали (сгорели)очевидно кусты заражены_что делать по весне.

    Извините ещё за один вопрос-в январе (из-за теплой зимы)проклюнулись нарцисы-как их сберечь чтобы не замёрзли и не погибли?

    С уважением Борис.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Борис, что делать с цветами, я не знаю, но возможно, кто-то поможет из заядлых цветоводов.

    Что касается листьев смородины.

    Борис, тут не совсем понятно. Может они морозом повредились? У нас в этом году 27-28 сентября были первые заморозки. На всех кустах винограда и паре кустов смородины листья пожухли за сутки. Ещё такой эффект «сгорания» листьев бывает, когда отказывает корневая система. В этом случае листья не поражаются болезнями, а просто высыхают. В любом случае, нужно дожить до весны и потом определяться по какому пути идти. Если заболели, нужно лечить, если куст погиб, значит нужно менять.

    [Ответить]

  • Руслан
    12 января, 2014, 13:26
    Цитировать

    Cергей добрый день

    Спасибо большое за сюжет с морковкой, полностью согласен,

    а вот про перегной можно  поспорить.  Если навоз включить в процесс приготовления  компоста и во время его созревания пролить Ваши Эликсиром, а после отдать на съедение  червям думаю болезнетворные бактерии там если и будут то в глубом меньшинстве. 

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Руслан, здравствуйте!

    Вот смотрите, что получается. Вы в своём вопросе употребили два слова перегной и навоз. Сам навоз ВЕЛИКОЛЕПНАЯ закваска для почвы по содержанию полезных бактерий и грибов. Перегной — это уже другой продукт, хотя исходным веществом является тот же навоз. Я с Вами полностью согласен, что обеззаразить перегной могут черви, потому что в их пищеварительной трубе есть ферменты, которые расщепляют животный белок, т. е. тела микроорганизмов, но...

    Но сколько времени понадобиться червям и какое количество их нужно, чтобы переработать перегнойную кучу??? А за это время, пока черви будут «кушать» и обеззараживать этот перегной, болезнетворные бактерии и грибы будут заражать наши растения. Овчинка выделки не стоит!

    Понимаете, в чём дело. Мы создаём себе проблемы на ровном месте, а потом решаем их и вешаем себе на грудь медаль (это образно). Зачем это делать-то?! Выгоднее этих проблем вообще не иметь, а высвободившееся время потратить на более полезные дела, чем на решение проблемы.

    Кстати, Роман, а зачем приготавливать компост?

    По сути, получается такая картина — мы делаем почву в дали от растений (в компостной куче или яме). И при этом в компостной куче теряются те химические элементы, которые необходимы нашим растениям. В основном — это вода и углекислый газ. Возможно, кто продвинул эту «фичу» в народ, он и понятия не имел для чего он это делает, а может быть у него и своего участка не было. В Природе-то такого процесса НЕТ. Все органические остатки ложатся под растения и процесс компостирования проходит сразу под растениями и все продукты распада органики достаются растениям. Почему и за счёт чего в лесу деревья растут по 25-30-40 метров? Ответ-то простой — за счёт лесного опада (лесной подстилки). Просто? Не просто, а ГЕНИАЛЬНО!

    У меня не было и не будет компостной кучи никогда! С органическими остатками я поступаю так — влажные кладу сразу в делянки при осеннем мульчировании, а излишки, если они сухие, храню в мешках в дачном сарае или в гараже до следующего года. Если излишки органики влажные, то просушиваю и в мешки. Зачем же полноценную органику этих излишков пускать коту под хвост, т. е. валить в компостную кучу. А если совсем коротко, то получается так. Мы кладём излишки органики в компостную кучу, в конечно итоге получаем почву, а потом эту почву разносим по участку.Так? Так. А где же тут банальная логика?

    Хочу дать ссылку на Архив рассылки «Секреты Природного Землепользования», в котором есть ряб публикаций по теме компоста. Правда, я ещё не все выпуски отредактировал (времени нет), но всё-таки... Архив здесь — dacha7.ru/arhiv/ Возможно, там написано немного коряво или не совсем понятны отдельные моменты, извлечь пользу можно.

    [Ответить]

    Людмила ответил:

    @Сергей,

    Добрый вечер, Сергей . 

    Спасибо , что делитесь с нами своим опытом и наблюдениями . Многое и я использую в своем хозяйстве : мульча с осени заготовлена, сидератами были все свободные площади засеяны , часть высоких грядок сверху укрыты  листьями , сделала осенью и органическую траншею , коровьи лепешки приготовлены для весенней подкормки роз , зеленым удобрением на травах пользуюсь . Но и от компостной кучи не отказываюсь . Кроме огорода выращиваю много цветов. Земля изначально на участке не очень . Вот и приходится при посадке цветови декоративных растений использовать компост, песок, торф . Ну а так как участок большой , то садовая тележка меня выручает . 

    Растительные остатки раскладываю под плодовыми деревьями, а вот под цветами считаю это не эстетично . Так что от компоста не откажусь из за этой причины . 

    [Ответить]

  • Оксана
    13 января, 2014, 10:45
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей. Благодарна Вам, что изменили мое отношение к земле. Вам и Курдюмову. Так как началось с Вашего опыта. Я тоже использую элексиры. Первый делаю из весенней крапивы, чистотела, одуванчиков, добовляю соломы, земли из грядок, отдельно болтаю сывортку, варенье и дрожжи. Короче все смешиваю, бродит неделю, а потом использую. Второй делаю из куриногопоиета и опилок, которые убираем после зимы. Наверное можно все вместе. Потом я чередую. Интересно, что вы берете из леса. лесной подзел, или опад от деревьев липы или акации. Потому что от дуба не рекомендуют. Вот как то так. Я живу на Украине, поэтому для меня сложно связываться с почтой, оплатой и т. д. А так бы купила для расширения кругозора. Спасибо Вам ,Сергей.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Оксана, добрый день!

    А чего тут сложного с оплатой и получением посылки. Наложки по Украине у меня нет. Поэтому, нужно прислать перевод на сумму диска, а потом просто сходить на почту и получить посылку бесплатно. Покупатели из-за рубежа, и из Украины в том числе, уже прислали переводы и первые готовые диски поедут туда. Напишите мне на почту dyakosergej@yandex.ru и мы с Вами решим этот вопрос.

    [Ответить]

  • Анатолий
    13 января, 2014, 12:55
    Цитировать

    сергей, здравствуйте!

    Да нагнали Вы страху на народ своими выводами. А самое лучшее удобрение превратили во врага дачника. А Ваш эликсир, по крайней мере, которые продаются типа «Байкал» их производят из навоза.  Сергей, в природе все гармонично и первобытный человек не занимался земледелием. А жил тем, что создала природа. То есть собирал плоды выросшие в природе. Вы это сейчас называете дача для лентяев. но его не устраивало такое состояние дел. Т.е. что вырастет в природе и он начал сам заниматься земледелием. Но ведь в природе тоже бывают благоприятные и неблагоприятные годы. В один год яблок много, а в другой орехи уродились, а в третий сенокос удачный и т.д. Но человек занимаясь земледелием начал применять подручные средства, Навоз. Вот как один наблюдательный  дачник в Вашей почте пишет о курином навозе. Когда он его вывозил на свалку, а потом заметил, что на кучах трава выше и зеленее. Но Вы не затрагиваете тему количества навоза. Ученые рекомендуют 50 тонн на гектар на 5 лет.Это 5 кг на квадратный метр один раз в пять лет. Тогда микроорганизмы почвы способны его переработать и дать лучший эффект(урожай).  А потом в свежем навозе много азота, а в перепревшем — калия и фосфора. Не хочу утомлять писаниной, но огульно обманывать людей своими выводами не стоит.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Анатолий, добрый день!

    Вы считаете обманом те результаты по применению перегноя и вспышке болезней? Нет, я согласен, что большинство научных работы и достижений стоит применять, но не все. В частности, тому «специалисту» кто придумал плуг и внедрил его в сельское хозяйство, оторвал бы одно место (не буду говорить какое). Ведь Вы не будете отрицать, что сельское хозяйство сейчас находится в таком упадке, что восстанавливать его нужно не одно десятилетие. И всё равно предприниматели-аграрии продолжают пахать и сыпать тоннами минералку, отравляя и уничтожая жизнь в почве.

    Что касается страха.

    Я страха ни на кого не нагонял, я лишь рассказал правду о перегное, основываясь на собственных результат. Каждый сам решит, как ему поступить. Если решит использовать перегной, да не вопрос — пусть использует, мне от этого ни горячо, ни холодно. Я для себя решил — использовать эту гадость больше не буду.

    Теперь что касается питательности навоза.

    Я не спорю, что НАВОЗ отличная закваска полезных микроорганизмов с минеральной составляющей и его использовать можно и даже нужно. То что с этим навозом происходит в кучах использовать нельзя. Тогда у меня вопрос — как растут деревья в лесу без навоза? Простой пример, как растёт Тайга или Тропические леса? Ответ-то простой. В сети есть информация, что 93-94% питания растения получают из воздуха, а на почвенное минеральное питание приходится 6-7%. Если немного подумать, то можно с этим согласиться, потому что в Тайгу и Тропические леса навоз и другие «удобрения» никто не завозит. Тогда можно сделать простой вывод — наши растения на даче тоже ДОЛЖНЫ расти без каких-либо удобрений. Открою Вам секрет, Тайга и Тропические леса растут за счёт лесного опада и микроорганизмов почвы + газы воздуха — азот 78%, кислород215, и углекислый газ 0,03% Точнее сказать, растения не питаются самими газами, а всасываю корнями из почвы их соли и кислоты. Химические реакции по образованию этих солей и кислот происходят в порах (дырках) почвы — газ + почвенный конденсат (вода). А эти самые «дырки» делают почвенные обитатели, в основном черви. Тогда как в паханой почве на фермерских полях все эти «дырки» уничтожаются на высоту плуга, а на дачных участках на длину штыка лопаты. Помните лозунг про поднятие целины, и что в итоге получили — пустыню.

    Ведь есть великолепный труд Ивана Евгеньевича Овсинского «Новая система земледелия», который был написан в конце 19 века. Почему бы его не продвигать в сельское хозяйство повсеместно?

    Поэтому, прежде чем писать про мой обман, почитайте полезные материалы, а потом ПОДУМАЙТЕ, какие учёные несут добро в народ, а какие просто «пустышку».

    Кстати об учёных и их трудах. Недавно появились достоверные факты, что человек не произошёл от обезьяны, как утверждал Дарвин, потому что нет связующего звена в этом переходе. Если даже предположить, что мы и произошли от обезьяны, то почему этого не происходит сейчас? Сейчас открываются много достоверных фактов, которые раньше были под грифом «Секретно».

    Теперь про дачное хозяйство.

    Моё мнение такое. Не копать, применять органические остатки в качестве мульчи НА поверхности почвы и всё. В такую ЖИВУЮ почву можно сажать и сеять наши любимые растения и они будут расти САМИ! Проверено, уже в течение 13 лет!

    [Ответить]

    Николай ответил:

    Сергей, поддержу вас про плуг анекдотом из интернета (у кого-то скопировал)

    Мне вот тут вспомнился исторический анекдот, не помню, у кого читал. Дело было в центральной России, в помещичьем хозяйстве, ещё при крепостничестве. Барин побывал в европах, набрался прогрессивных идей, в том числе сельскохозяйственных. Жил в поместье, интересовался своими помещичьими делами, ну, и в поля и на пашни выезжал. Увидел, что крестьяне его пашут какими-то сохами доисторическими, на его взгляд. Заказал в Англии современный последнего технического устройства плуг. Привёз в поместье со станции. На следующий день вывез плуг на пахоту, созвал заранее мужиков: смотрите, сиволапые, вот чем пахать лучше, как глубоко пашет, как хорошо землю режет и переворачивает, не то что ваши сошки — царапают только, считай. Мужики покрутились вокруг плуга аглицкого, про себя побубнили... Самый уважаемый пошёл по наказу к барину, и спросил: «Барин, а где на такой пашут»? Барин гордо ответил: «В передовой во всех отношениях европейской Англии». На что крестьянин заметил: «Это в той Аглии, куда ты зерно продаёшь, что ль? А вот будем и мы тут такой пахать, где мы зерно куплять будем??» Барин подумал, и тут же решил: и впрямь, на кой тут плуг, и больше к крестьянами со своими умными мыслями о сельском хозяйстве не лез.

    [Ответить]

  • Анатолий
    13 января, 2014, 17:02
    Цитировать

    В лесу, тайге, тропическом лесу природа соблюдает равновесие. Листья, плоды деревьев и кустарников осыпаются и перегнивают за счет тех болезней, которыми Вы пугаете. Там так же живут животные, которые поедают эти плоды и листья и производят навоз. Человек забирает за счет плодов или других частей растения, которую он использует отторгая от растения и этим нарушает баланс растения. И лишь поэтому этот баланс необходимо восполнять. Микроорганизмы же человек изучил всего лишь на 0.2%. Если Вы забираете со своей дачи продукции меньше,чем производит растение или возвращаете в виде мульчи то этот баланс поддерживается. А еще Вы говорили, что Ваша теща вносила навоз. Так вот Вы еще за счет тещиного труда живете. И благодарить ее должны, а не хаять. И навоз в естественном процессе перегнивает за 3-5 лет. А если применять микроорганизмы типа «Байка» — перегнивает за год. И при внесении навоза лучше обильно поливать и т.д. А не огульно хаять.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Анатолий, в дикой Природе органические остатки НЕ перегнивают, а перевариваются ферментами полезных микроорганизмов. Гнилостные процессы сотворил ЧЕЛОВЕК, когда стал складировать навоз и свежие растительные остатки в КУЧИ. Естественно, плоды упавшие на почву кушают разные животные, птицы и насекомые, но эти животные не «какают» в одну БОЛЬШУЮ кучу, поэтому их помёт и есть великолепная бактериальная закваска полезных микроорганизмов.

    А с чего Вы решили, что я хаю тёщу. Это Вы зря. У меня самая лучшая на свете тёща, и я её люблю и всегда привечаю, когда она приходит к нам в гости. Что касаемо внесения навоза тёщей. Да не вносила она НАВОЗ на этом участке, тесть (царствие ему небесное) привозил ПЕРЕГНОЙ и было это в 80 годах прошлого века, почти 30 лет назад.

    Кстати, Анатолий, Вы определитесь со словами навоз и перегной, а то получается, что Вы их употребляете одновременно и происходит путаница в мыслях.

    Что касается Байкала.

    А разве Вы ещё не догадались, что нам продают те самые микроорганизмы, которые есть на любом дачном и приусадебном участке? Просто на голой копаной почве им не созданы условия и они не активны. Возможно, их в наших почвах не столько много, как в Байкале, но что мешает каждому дачнику ОЖИВИТЬ почву своего участка и возродить их численность, путём простого мульчирования почвы отмершими органическими остатками — сеном и соломой. Я никогда не покупал ни Байкал, ни Восток, ни другие ЭМ-препараты, потому что все лежит под ногами дачника и этим нужно только грамотно воспользоваться. Я не говорю, что эти ЭМ-препараты плохие, хотя сейчас на рынке полно подделок, я говорю, что Природа позаботилась уже обо всём — берите пользуйтесь!

    К тому же даже если дачник будет поливать раствором Байкала свою почву, то это полдела, потому что ЭМ-препараты это всего лишь набор полезных ЖИВЫХ микроорганизмов, а их ещё и кормить нужно и ничем иным, как органическими остатками. Вот поэтому у дачников, которые используют ЭМ-препараты без мульчи эффект от этих препаратов мизерный.

    Я не учёный, не биолог, не микробиолог и не биохимик, и обо всех почвенных процессах рассказать не могу. Я даже не знаю названия всех микроорганизмов, но это не мешает мне смотреть, как на моей даче великолепно растёт виноград, колонновидные яблони, смородина, крыжовник, овощи и т. д. и радуют нас хорошим урожаем.

    Конечно, если бы знать о почвенных процессах поподробнее, то было бы совсем хорошо, но мне оставшейся жизни не хватит, чтобы всё это изучить. Я пользуюсь, как и многие, информацией из Всемирной Паутины, хотя чтобы отыскать что-то стоящее из информации уходят недели, а то и месяцы. Да и запасных глаз у меня нет, чтобы постоянно пялиться в монитор. Поэтому я поступаю так. Намечаю какой-то эксперимент, делаю его, получаю результат, а потом «иду в сеть» и ищу правдивые объяснения полученным результатам. Нахожу я эти объяснения или нет, не столь важно. Если результат от эксперимента положительный, то я продолжаю его использовать. Если результат отрицательный, то стараюсь его улучшить, а если это не получается, то отказываюсь от него совсем.

    [Ответить]

  • Любовь Н.
    13 января, 2014, 20:22
    Цитировать

    Здравствуйте Сергей.Поздравляю Вас с Рождеством Христовым и Новым годом! Очень ценю ваши посты за опыт наблюдателя и неутомимую практику , умение вести диалог и отстаивать свою точку зрения корректно и блестяще. Теперь по теме. Подо мной полтора метра чернозема-но картошка посредственная,и я знаю , чего ей не хватает.Мама говорит навоза,а я думаю,что соломы из под коровки,которую зимой на огород свозили.Коров в деревне давно уже нет ,а ходить за коровьеми лепешками по холмам,как делают мои соседи,мне лень.Землю пока копаем вилами,но мульчи на весь огород не хватает. Так вот-у моей соседки помидоры как деревья,но всегда чернеют,а у меня,ленивой,нет. При этом она разбивает свою землю в пух мотоблоком,ну и, конечно- перегной! И на картошке у меня тоже нет болячек. Мне кажется соседские гиганты напичканы нитратами из перегноя.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Любовь Н., доброй ночи!

    И Вас с Наступившими праздниками и с уже наступившим Старым-Новым Годом!

    Спасибо за добрые слова, но только мне мою точку зрения и отстаивать-то не нужно, потому что она подкреплена практическими результатами, а против фактов, сами понимаете, не попрёшь.

    А копать прекращайте — выгодней рыхлить и не глубоко, чтобы сохранить почвенные пустоты.

    [Ответить]

  • Рашид
    14 января, 2014, 8:09
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей!

    Я построил вермикомплекс с гелиотеплицей для переработки навоза и очистки овощей общепитов города с помощью калифорнийских червей. Продукцией будет являться биогумус. Вермикомплекс начал функционировать с ноября 2013 года. Сейчас работаю над вопросом применения в этой схеме биогазовой установки для ускоренной ферментации органики и улучшения качества перегноя. Наверняка в курсе о возможностях биогазовых установок и калифорнийский червей. Для меня вопрос нежелательной микрофлоры в перегное всегда ставил под сомнение саму затею переработки в биогумус из-за семян сорняков и наличие болезнотворных бактерии. Так как я планирую продавать биогумус населению, в первую очередь хочу продавать правильный биогумус, который действительно поможет дачнику или тепличнику. Что вы думаете на этот счет, насколько может улучшится качество перегноя при его переработке червями и что делать с семенами сорняков? Могу поделиться фотоматериалами со своего вермикомплекса.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Рашид, добрый день!

    По этому вопросу Вам лучше обратиться к микробиологам. Но по информации из сети, которая мне попадалась, я понял одну вещь. Обеззаразить компост и перегной могут только черви. Тут расклад такой. Первичную переработку органических остатков производят микроорганизмы, а довершают этот пир черви. Когда червячок заглатывает частички отмершей органики, частички по грунта и, естественно, микроорганизмов, то в его пищеварительной трубе происходит переваривание всего этого добра. На выходе получается питательный комочек смеси — частичка гумуса, но тут дело в том, что ферменты червя способы переваривать не только органику, но животный белок — тела микроорганизмов. По сути, черви тоже плотоядные почвенные животные. Так вот, когда болезнетворные микроорганизмы попадают в пищеварительную трубу червя, то, естественно, погибают. Поэтому нужно весь перегной, который у Вас есть скормить почвенным обжорам, т. е. червям.

    Про калифорнийских червей слышал, но сам не покупал, потому что нашёл инфу, что они наши зимы не выдерживают и им нужно создавать определённые условия — в основном поддерживать определённую температуру и, конечно, же кормить.

    Получается такая картина маслом.

    Если черви пропустят через своего чрево всё, что Вы им приготовили, то в конечном итоге получится гумус или биогумус. После того, как Ваш покупатель купит у Вас этот продукт и разнесёт его участку, то толку от гумуса будет мало. Понимаете в чём дело. Чтобы питательные вещества гумуса были доступны корням растений, но должен быть постоянно во влажном состоянии на участке покупателя. Как добиться постоянной влажности гумуса? Постоянно поливать самому или устроить капельный полив. Будут ли они это делать? Вопрос?! К тому же чтобы гумус был полезен корням растений нужны почвенные грибы (названия не знаю), которые раздербанят этот гумус до состояния, при котором корни растений смогут его усваивать. Отсюда простой вопрос — как наладить жизнь и процветание этих грибов в почве покупателя? Ответ тоже простой — им нужно мульчировать почву с внесённым гумусом органической мульчей. Тогда под мульчей почва будет постоянно влажной и разведутся множество видов полезных микроорганизмов, в том числе и всемогущие грибы. Сами знаете, у грибов самый мощный ферментативный аппарат, который способен переварить не только сложную органику (лигнин и целлюлозу — древесину), но и добраться до нерастворимой части гумуса. Но ещё раз повторюсь, Вам нужно проконсультироваться со специалистами.

    Что касается семян многолетних трав.

    Рашид, я точно не знаю, но по всей видимости, часть семян определённых растений так и останутся жизнеспособными и ничего с этим не поделаешь. А почему Вас волнуют семена сорняков? По сути, даже если предположить, что в Вашем гумусе не будет семян сорняков, то на участках покупателей всё равно их полно и они всё равно взойдут по любому. Поэтому лучше предупреждать покупателей, что в гумусе есть семена многолетних трав, так будет честно по отношению к себе и к ним. По сути, мне эти многолетние травы в делянках особого дискомфорта и не доставляют, потому что из-под толстого слоя мульчи они пробиваются очень долго (если вообще пробиваются), и когда они всходят в делянках, то наши овощи уже окрепли и им абсолютно всё равно, что растёт рядом. Потому что слой мульчи предоставляет столько питательных элементов, что хватает и сорнякам, и овощам, не говоря уже о многолетних культурах.

    Фотки присылайте на почту — dyakosergej@yandex.ru Мне очень интересно, какой Вы построили вермикомплекс.

    [Ответить]

  • Светлана
    14 января, 2014, 16:38
    Цитировать

    Добрый день, Сергей!

    Давно уже получаю новости с Вашей дачи 21 века ( месяца 4). Мне очень нравится, но пишу в первый раз. Я верю в то, что случайного ничего в мире не происходит. И естественно совершенно не случайно я встретила в Интернете Ваш сайт и подписалась на Вашу переписку. Первый диск, который я бы хотела приобрести у Вас- это диск о Вашем «волшебном эликсире». Я живу в Харькове. Напишите, как правильно это сделать. И если можно ответьте на такие 2 вопроса:

    1. Читая Ваши блоги, я поняла, что правильно на землю класть в виде мульчи сухие остатки органики, чтобы не вызывать процессы гниения. Но! Осенью, после уборки урожая остается много органических остатков ( разная ботва от помидор, перца, капусты, моркови и т.д.). Как правильно ее использовать. Ведь это органика! Высушить ее не представляется возможным, так как начинается период дождей и что же? Закопать в землю, Разложить на земле просто. или разложить и обязательно сверху еще сухую мульчу, или можно без сухой? Или вообще вывозить. Но, думаю вывозить не правильно.

    2. Как правильно использовать коровьи лепешки? Разложить осенью просто на землю или использовать в виде настоя?. Я думаю, что в виде настоя в летний период. И есть ли разница в пропорциях для приготовления настоя, если лепешки свежие, или перезимовавшие , т.е. сухие! Какие пропорции правильные , т.е. на сколько лепешек, сколько воды. 10 — 14 дней бродят, а потом нужно разбавлять. Как правильно 1:10 или 1:5. Заранее спасибо.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Светлана, добрый вечер!

    Эликсир, скорее всего не волшебный, а надёжный, хотя, как Вам будет угодно...

    Что касается приобретения этих материалов, то лучше напишите мне на почту dyakosergej@yandex.ru и мы с Вами решим этот вопрос. А то получается не совсем красиво — пост о конкретных материалах, а мы тут будем обсуждать покупку диска. Договорились, Светлана?

    Теперь, что касается вопросов.

    1. Я не знаю, как поступают с овощной ботвой разные дачники, но я не рискую использовать её в качестве мульчи. Почему? Потому что ботва наших овощей может нести на себе споры тех же болезней, от которых мы стараемся избавить эти самые наши овощи. А тогда зачем нам их распространять при помощи больной ботвы? Да и толку от того, что мы положим эту ботву в качестве мульчи будет мизерным — мы не получим желаемого толстого слоя. Поэтому, я думаю — овчинка выделки не стоит. Я поступаю просто — складываю всю ботву помидоров, перцев и огурцов в мусорный пакет, а потом, когда едем домой, выбрасываю этот пакет в контейнер ТБО.

    К тому же, по найденной давно информации, я уяснил такой очень важный момент — болезни «культурных» растений и дикорастущих РАЗНЫЕ. Поэтому, если мы будем использовать сухие органические остатки типа сена, листвы не плодовых деревьев, опилок, хвойного опада, семечковой лузги и т. д., то мы не приумножим количество болезней на даче.

    Что касается соломы. Это отходы от «культурных» злаков, но на даче у меня злаковых культур не выращивается, поэтому я смело использую и солому в качестве мульчи.

    2. Теперь про коровьи «лепёшки».

    Если бы у меня они были, то я клал бы их в любое время (необязательно по осени) сразу на почву, а сверху накрывал бы уже органическими остатками и получался бы великолепный «органический бутерброд» — снизу «фабрика» по разведению полезных микроорганизмов в виде «лепёшек», а сверху их корм — органическая мульча. К тому же мульча будет прикрывать эти «лепёшки» от прямых солнечных лучей (от иссушения), поэтому микроорганизмы будут постоянно разводиться и трудиться на радость нашим растюшкам.

    Что касается внесения «лепёшек» в настой. Безусловно, можно их использовать, как туже закваску для разведения в настое полезных микроорганизмов. По крайней мере, когда у меня был навоз (не перегной), то я использовал его в настое. Сейчас у меня навоза нет, поэтому обхожусь без него.

    Что касается пропорций для настоя.

    Светлана, у меня нет конкретных рецептов по массе ингредиентов, помещаемых в настой. Я кладу их «на глаз», а если сказать точнее, то моя мера — это ведро или охапка. Так как я заквашиваю свой Эликсир в обычной ванне, то раньше клал ведро навоза на эту ванну + другие ингредиенты. Что касается использования этих «лепёшек» в разных состояниях — свежие или сухие. Светлана, я думаю, тут разницы никакой нет, потому что в свежей (влажной) «лепёшке» микроорганизмы живые и готовы «к бою», а в сухой они находятся в спорах, и ждут благоприятных условий для жизнедеятельности. Как только мы создадим им условия (постоянная влажность и присутствие корма), то они пробуждаются и принимаются за свою работу, на которую их запрограммировала Природа — переработку отмерших органических остатков.

    Представьте, если бы этих микроорганизмов не было в Природе, то поверхность нашей планеты уже бы давно покрылась многометровым (если не километровым) слоем сена и опавшей листвы. А так как эти микроорганизмы есть, то все эти остатки идут в дело. Вот, как-то так.

    [Ответить]

  • Татьяна
    14 января, 2014, 21:03
    Цитировать

    Здравствуйте Сергей.Я с Вами полностью согласна.Заразы у нас в садах много но я думаю мы ее сами приносим.В первую очередь с посадочным материалом.В каком то журнале была заметка про то что саженцы с закрытой корневой системой лучше. Я тогда повелась и купила две туи и вереск когда вынула из горшка то увидела желтые мелкие шарики. Стала искать в интернете оказалось что это нематода. Больше после этого не покупаю с открытой системой. И на розах один раз попались листья в красных пятнышках.

    [Ответить]

  • ВАлентина
    21 января, 2014, 10:19
    Цитировать

    Здравствуйте    Сергей.  Просто   жуткую   картину  Вы  нарисовали.Водном  согласна  с  Вами  

    каждый  труд  должен  быть  оплачен. Я  уже  четвертый  год  использую  свою  бражку.

    Не  энаю  насколько  она  эффективна  но столько  болезней  у  себя  не  эамечаю  да  и  урожаем  довольна. Сейчас  в  раэдумье   такая  же  бражка  как  у  Вас или  Ваша   лучше.

    А  перегноем  пользуюсь.  Делаем  каждый  год парники  под    огурцы  а  осенью  разносим  по  всему  огороду.   Мульчирую  тоже  уже  давно.  Хотя  когда что-то   читаешь  всегда  находишь что- то  новое  или  давно  эабытое  старое. Спасибо  за  ВАШИ  РАССЫЛКИ  И

    ВАШ  ОПЫТ.

    С  УВАЖЕНИЕМ   И  УСПЕХОВ   ВАМ  И  ПРОЦВЕТАНИЯ, 

     

    [Ответить]

Оставить комментарий или два