Домашний червячник!

Доброго времени суток, дорогой подписчик!

Возможно, этот материал будет кому-то интересен, а для кого-то будет сенсацией, но я не делаю никакого открытия, а расскажу о простых почвенных животных, которые «делают» почву, а точнее являются её творцами, причём без всяких патогенов.

Как Вы уж догадались, речь пойдёт о червях. Отношение к этим почвенным животных у людей разное – рыбаки их почитают, как наживку, некоторые дачники оберегают, а остальные просто боятся. На самом деле это безобидные живые существа на планете, от которых, кстати, зависит жизнь других живых существ, в том числе и наша.

Да, не удивляйтесь, мы живы на нашей планете, пока живы черви. Не будет их, не будет и нас. Дело тут вот в чём. Помёт червей, как Вы знаете, это крохотные комочки, которые мы называем гумусом. В этих частичках гумуса содержится множество химических элементов, в том числе и элементы тяжёлых металлов, которые в избыточной концентрации вредны.

В сети я натыкался на информацию такого характера. Гумус подразделяется на две составляющих – растворимую часть и нерастворимую. Растворимая часть гумуса может быть доступна корням растений, но при условии, если этот гумус будет постоянно влажным. Нерастворимая часть, в которой и содержатся соли тяжёлых металлов корням растений не доступна.

Правда, это или нет, я точно не знаю. Если рассудить с точки зрения, того  что мы пока ещё живы с тех времён, когда человечество начало строить промышленные предприятия и изобрело двигатель внутреннего сгорания, то возможно, это и так. По сути, помёт червей ограждает нас от отравления токсичными выбросами автомобилей и предприятий. Во как!

Почему помёт червей получается стерильным?

Да всё очень просто. Когда червячок «кушает», то естественно заглатывает частички почвы, органические элементы, а вместе с ними и почвенных микроорганизмов, которые присутствуют на всём и вся. А так как сам червяк не может заглотить грубую пищу (соломинку, травинку, листочек, стружку), то эту пищу до нужной кондиции (что-то типа мякиша) доводят почвенные микроорганизмы. Этот процесс можно сравнить с нашей жизнью – «как будто беззубому деду внучок нажёвывает калач».

В пищеварительной трубе червя есть ферменты (по-простому пищеварительные соки), которые переваривают всю поступившую массу, в том числе и болезнетворную микрофлору и на выходе этой самой пищеварительной трубы появляется стерильный комочек. Это уже потом, когда он выйдёт из червя и соединится с газами окружающего воздуха, становится аккумулятором вредных выбросов, а в первый момент это даже очень хороший «продукт».

Я вот тут шастал по сети и нашёл для Вас фотку. По-моему она наглядно показывает, что это не просто почвенные животные, а даже, наоборот, у них есть мозг, а значит, они осознанно делают свою извечную работу по переработке органических остатков. То-то же!

 И ещё… По сути, черви не являются вегетарианцами, как может показаться на первый взгляд, они как есть «мясоеды», потому что тела микроорганизмов, которых они «съедают», это натуральный животный белок. Нет, конечно, возможно они съедают не столько «мяса», сколько кушает человек или хищные животные, но всё-таки…

Ещё раз хочу обратить Ваше внимание на то, что я не учёный и не специалист в области микробиологии, биохимии и т. д. Эту информацию я нашёл в сети и решил с Вами поделиться, так сказать, для общего развития. Представляю сейчас ваше состояние от прочитанного, я и сам был в таком недоумении и восторге, когда узнал, что черви даруют нам жизнь, не требуя ничего взамен! Вот такая вот петрушка получается, дорогой друг.

Теперь расскажу про свой домашний червячник. Почему я это делаю и для чего?

Тут тоже всё просто. А дело тут в том, что когда гумусовый слой в коробах делянок нарастает всё выше и выше, то мне его приходится срезать и выбрасывать. Это я делаю для того, чтобы внутри короба слой мульчи не уменьшался со временем, за счёт нарастания гумусового слоя, а оставался каким был изначально.

Посудите сами, в тот момент, когда я только поставил короб на почву, то в него можно положить мульчу слоем 12-15-18 см. Через несколько лет, при нарастании гумусового слоя на несколько сантиметров, например, на 5 см., слой укладываемой мульчи уже будет тоньше на те же 5 см. А мне-то нужно чтобы слой органической мульчи был прежним, поэтому гумусовый слой выношу в лес, а соседи разбирают по своим участкам кому нужно.

Так вот, когда я срезаю этот гумусовый слой, то неизбежно под совковую лопату попадают черви, хотя перед тем как срезать слой почвы, я стучу лопатой по этой самой почве, чтобы черви типа «испугались» и уползли пониже в свои норы. Как бы я не старался, но несколько червей всё равно режутся лопатой и мне от такой картины не по себе.

Поэтому я время от времени стараюсь восстанавливать «поголовье» червей, насколько это в моих силах. А раз мне эта процедура под силу, то я поступаю очень просто, привожу домой или коконы, или самих червей и создаю им простые условия для «проживания». Сначала о коконах (смотрим ролик)…

На фотках чуть поближе сами коконы.

Стоит у меня этот червячник на площадке в «предбаннике», который отгорожен на две квартиры от общей площади лестничной клетки. Там же находится баклажка, правда, уже наполовину пустая, с моим настоем ЭМ-эликсира.

К тому же смотрите, что получается. Так как черви являются гермафродитами, как и слизни, поэтому не нужно отлавливать или выбирать червей, разделяя их на «мальчиков и девочек». Достаточно положить в червячник ДВЕ особи, и потомство от них гарантировано. Но лучше, конечно, взять десяток-другой, тогда этого потомства будет во сто крат больше.

А чтобы лежащая мульча  в ведре (солома, сено, листва, опилки или что-то другое) прошла предварительную пищеварительную обработку, я изредка увлажняю и мульчу, и почву своим настоем Эликсира, в котором присутствуют как раз те микроорганизмы, которые и занимаются перевариванием этих органических остатков.

Нашёл ещё ролик, который мы сняли летом 2012 года и он про выползка, посмотрите… Их не нужно бояться, они безобидные существа и никакого вреда не принесут ни нам, ни окружающему миру, а даже наоборот. Скорее всего, остерегаться нужно другого животного, которое ходит на двух конечностях…

Муравьи потом куда-то благополучно переселились и продолжили свою жизнедеятельность на благо почве и растениям. Этих насекомых бояться и уничтожать тоже нельзя ни в коем случае, потому что они являются частью экосистемы нашей дачи или приусадебного участка. Их нужно просто вежливо выдворить с насиженного места (в моём конкретном случае – подальше от яблони) при помощи обычного пшена.

Теперь расскажу про самих червей, но не в червячнике, а в цветочных горшках, где растёт растение помидора сорта «Пловдивская Каротина». Семена этого сорта прислала мне из Болгарии моя дорогая подписчица, Росица. И так как по осени можно было взять одно растение домой, потому что оно было слаборазвитым, я его посадил в цветочный горшок и поселил туда семейку червей.

Это на даче...

А это уже дома...

После того, как помидорное растение состарится и погибнет, я отвезу этот горшок на дачу и выпущу «армию землекопов» в разные делянки – пусть «сверлят» почву. Именно эти почвенные животные способны «насверлить» (наделать) в почве столько дыр, что нам и не снилось.

Для чего нужны эти дыры?

Для того чтобы в них протекали химические реакции по созданию необходимых элементов питания для наших растений. Не понимаете, о чём речь? Сейчас расскажу, как я это понимаю сам. Смотрите, всё очень просто. Как мы с Вами знаем из информации Всемирной Паутины, что корни наших растений могут доставлять питание в наземную часть (ствол, ветки и листья) растения, путём всасывания жидкостей.

Вот как раз в этих червячных дырах (возможно, и в других почвенных пустотах и капиллярах) и происходит одно из чудес – соединение газов воздуха и почвенной влаги и в результате получаются соли и кислоты этих самых воздушных газов. А когда питание сотворено, то растению ничего не остаётся, как употребить необходимый элемент питания для своего развития.

Отсюда напрашивается вывод – чем больше этих самых дыр будет в почве, тем разнообразнее и доступнее будет ЛЮБОЙ элемент питания для ЛЮБОГО растения на конкретный момент его развития. Видите ли, в чём дело. Растение не «кушает» все элементы питания сразу, оно употребляет их выборочно.

Т. е. на момент распускания глазков, ранней весной, растению нужны одни элементы питания; летом, в разгар роста и цветения – другие; а по осени, на момент вызревания урожая и многолетней древесины – третьи. К тому же из ТВ передач я узнал, что растения имеют не только ПАМЯТЬ, но умеют и ДУМАТЬ, но не головой, как мы, а корнями.

Другими словами (по-простому) можно выразиться так. Какой элемент питания для растения необходим на конкретный момент развития, тот и поглощается корнями, а остальные элементы блокируются. Это доказанный факт, а, по сути, и доказывать-то ничего не нужно было, хотя для пущей уверенности и нашего познания растительного мира учёные провели такие опыты и получили результаты, которые отражены во многих печатных материалах и на ТВ. Если у Вас будет желание, то найти эту информацию не составит труда – поисковик-то под рукой у каждого.

А мне разрешите закончить рассказ о своём червячнике по размножению очень нужных и полезных почвенных животных. Напоследок хочу сказать одно – хольте и лелейте этих существ и кормите их на убой, а они в свою очередь будут перерабатывать органические остатки, обеззараживать почву и «сверлить» в ней нужные (а, по сути, необходимые) дыры в почве каждой дачи или приусадебного участка!

Когда наступит время вывозить червячник на дачу, я непременно сниму ролик про то, что там народилось и Вам об этом сообщу.

Вот теперь точно всё.

До свидания!

С наилучшими пожеланиями,
Сергей Дьяков.

Просмотров: 10 642

57 комментариев к “Домашний червячник!”

  • Владимир из Казани
    8 февраля, 2014, 19:10
    Цитировать

    Червей разводить хорошо на даче в утеплённой компостной куче. Наверно ,можно приспособить подземное помещение на зиму. Муравьи --не ясно ,для чего нужны,у них зимует тля. Ещё их кучи сильно мешают косить траву--- при касании косилки поднимается пыльная буря,возможна поломка косилки.

    [Ответить]

  • Ольга
    8 февраля, 2014, 19:24
    Цитировать

    Сергей. Не совсем понятно, зачем возить их домой? Чтобы больше разводить? Так это (наверно)как капля в море... Зимой черви дома не спят?

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Ольга, черви дома не только не спят, но плодотворно совокупляются и приносят десятки, а то и сотни новых особей к весне, когда нужно вести червячник на дачу.

    Вы говорите, что это капля в море — я бы так не сказал. Представьте, сколько червей из червячника попадёт весной в делянки, и сколько их расплодится за лето? О-го-го!

    Так что смысл в простом домашнем червячните есть, тем более, что он не требует никакого внимания. Увлажнил почву и мульчу в ведре и через 3-3,5 недели поглядывай, чтобы не подсохла. Дёшево, практично и надёжно!

    [Ответить]

  • Нина
    8 февраля, 2014, 19:38
    Цитировать

    Сергей, даже если Вы перерубили червячка, то из передней части отрастет его тело, т.е. регенерирует. Как у ящерицы отрастает хвост...  Что касается гумуса, то в нем содержатся гуминовые кислоты, в частности фульвовые кислоты. Соли минералов с этими кислотами — фульваты — обладают максимальной биодоступностью, т.е. практически мгновенно поступают в клетки растения через корни, или через листья при опрыскивании соответствующими препаратами. Почему и опасно «химическое» земледелие — химикаты (в том числе хим.удобрения) убивают червей и микрофлору. А нет их — нет и гумуса. нет гумуса — нет кислот. Без кислот минералы для растений недоступны. Вы об этом не раз писали... Просто хочу уточнить, что углекислый газ нужен больше листьям для процесса фотосинтеза. А вот для питания через корни — гумусовые кислоты. В целом рыхлая почва нужна для дыхания и червей и микроорганизмов-аэробов. Кстати, при перекапывании мы вызываем еще и «дисбактериоз земли» — аэробы закапываются и погибают, анаэробы выносятся на поверхность и тоже погибают...(((

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Нина, вот про регенерацию (восстановление) червей я читал другую информацию — они погибают, ну, никак не восстанавливают утраченную плоть. Хвост ящерицы, это совсем другое...

    [Ответить]

    Нина ответил:

    @Сергей, погибает задняя часть, хвостик. А передняя — «голова» — отрастает.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Нина, Вы сами это видели?

    [Ответить]

    Нина ответил:

    @Сергей, где, в земле?))) Я просто знаю. Биолог я.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Нина, знать, этого мало, нужно видеть.

    Дело в том, что я уже давно переписывался с несколькими микробиологами и они утверждают, что после того, как червячок режется, то уже не восстанавливается, а гибнет.

    [Ответить]

    Игорь ответил:

    @Сергей,

    Я видел ЛИЧНО. Червяк свернутый в клубочек и в слизи. Без земли внутри и с характерным светло-розоватым мааааленьким хвостиком.

    Дело в том что он не отрастает, а как бы зарастает рана и червяк становится короче. Причём нужнопринимать ао внимание б что условия для регенерации нужны ИДЕАЛЬНЫЕ! Ну и естественно такие подранки привлекают муравьев и других хищников. Так что регенерация червей факт бесспорный, но для ее нужно много условий.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    Бактерии размножаются очень быстро. Каждые 21 минуту бактерии делятся на двое. Простые расчеты показывают, что если при перекопке будут уничтожены 99% бактерий, то их количество восстановится через 2,5 часа.

    [Ответить]

  • Юрий46
    8 февраля, 2014, 19:56
    Цитировать

    Сергей! Спасибо за интересную публикацию!

    В своё время опубликовал подробную информацию о червях на своём сайте:

    Оказывается, ещё Чарльз Дарвин подробнейшим образом изучал червей и доказал, что они всеядны: едят и мясо, и своих погибших соплеменников, то есть являются каннибалами! Но привыкнув к определённой пище, с трудом приспосабливаются к иной. Поэтому покупка червей Старатель в НПО ГринпикЪ чревата проблемами с червями, которые привыкли питаться компостом, полученным из навоза крупного рогатого скота и свиней. Основная надежда на коконы, которые будут содержаться в биогумусе, купленном вместе с червями. Хотя вполне возможно, что черви будут помещены в прошедший сепарацию и высокотемпературную сушку биогумус, который я называю дэдгумусом, ибо никакой жизни в нём нет.

    Я много лет развожу червей в компостной куче, куда регулярно подсыпаю мульчу трав, листья и опавшие яблоки, причём яблоки зачастую в огромных количествах, бактерии и черви их успешно поедают за зиму.

    Биокомпост предпочитаю переносить в огород весной, когда почва прогреется и схлынут талые воды. У меня создалось впечатление, что при достаточно большом объёме компоста черви зимой не впадают в спячку, а собираются в клубки, греют друг друга и заодно греют аэробные бактерии. Поэтому для оживления почвы огорода после зимы и нужно перемещать в огород биокомпост с червями и бактериями, что гарантирует восстановление нормальной численности бактерий не к концу июня (как обычно происходит в средней полосе России), а значительно раньше.

    Черви до сих пор досконально не изучены, учёные пока что не могут понять таинственные биохимические превращения, которые происходят на 5-м мм. каждого червя.

    Гумус состоит из легкорастворимой и труднорастворимой составляющих, причём вторую способны растворять лишь грибы и грибки. А первая быстро растворяется, поглощается растениями и уходит вглубь почвы с талыми водами и той водой, которую не может удержать почва.

    Растения всасывают корневыми волосками растворы питательных веществ в светлое время суток, а в тёмное время сбрасывают в почву растворы ненужных им веществ.

    Именно поэтому самыми вкусными являются плоды, собранные перед рассветом!

    [Ответить]

    Роза ответил:

    Ух ты, как все инетерсно! Спасибо!

    [Ответить]

  • Ната
    8 февраля, 2014, 20:03
    Цитировать

    Спасибо, очень познавательно. Про пшено узнала впервые, спасибо буду пробовать на даче.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Ната, на тему пшена у меня есть ряд постов, вот на этой странице — dacha21veka.ru/category/vrediteli

    ПРИМЕНЯЙТЕ!

    [Ответить]

    Ната ответил:

    @Сергей,

    Спасибо!

    [Ответить]

  • Юрий46
    8 февраля, 2014, 20:08
    Цитировать

    Особое спасибо за рисунок со строением червя! Скопировал его и поместил на странице «Черви» своего сайта, оформив цитатой. Жаль, что рисунок неполный: не хватает задней половины, откуда черви извергают гумус.

    [Ответить]

  • Валерий
    8 февраля, 2014, 20:33
    Цитировать

    СОГЛАСЕН   НА     120 процентов     

    [Ответить]

  • Валерий
    8 февраля, 2014, 20:35
    Цитировать

    СОГЛАСЕН С  СЕРГЕЕМ

    [Ответить]

  • Тобиаш
    8 февраля, 2014, 21:01
    Цитировать

    Советую заняться разведением калифорнийских червей. ОНИ ПЛОДОВИТЕЕ ( УДВАИВАЮТСЯ ЗА МЕСЯЦ) и производят больше биогумуса, чем дождевые, к тому же не расползаются, живут компактно. А вывозить его в лес не стоит, гумуса мало не бывает. А в целом все правильно, всем советую для улучшения структуры почвы.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Тобиаш, стоп!

    Как раз при использовании мульчи в делянках, наличие гумуса не имеет никакого значения. Смотрите, что получается. Когда гумусовый слой вырастает в коробе делянки, то я срезаю его до песка и выношу в лес. Потом, эту делянку мульчирую органическими остатками и сажаю в эту делянку, например, помидоры. Так они растут великолепно и без гумуса, НО при наличии мульчи.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    Сергей, здравствуйте.

    Гумус и биогумус это совершенно разные вещи, содержание гумуса в биогумусе -около 15%. Если гумус  действительно не очень нужен нашим растениям, то биогумус (капролиты червей) жизненно необходим. Находящиеся в нем гуминовые кислоты являются катализаторами всех жизненных процессов, кроме того биогумус отлично структурирует почву и удерживает влагу за счет небольшого электрического заряда капролитов.

    Что касается червей, то калифорнийские черви и даже черви Старатель не смогут жить в почве, они предназначены для переработки мягкой органики, тут нужны обычные наши дождевые черви. Хотя с моей точки зрения легче создать червям нормальные условия и они сами расплодятся в необходимом количестве (много тоже не хорошо, они начнут питаться корешками растений). В прошлой статье Вы писали, что вредителям неуютно под мульчой, холодно. Но и червям там тоже холодно и они переползают в междурядья. Можете летом убедиться в этом сами.

    [Ответить]

    Светлана ответил:

    @Сергей, То есть, когда в моём червятнике станет очень много Старателей, я не могу их перенести на небольшую грядку, куда высыпаю биогумус и те же, лишние, остатки с кухни? Или в компостный ящик, куда тоже высыпаю остатки с кухни, кофейный жмых, куда складываю всё тоже, чем кормлю своих червей, но в большем количестве и на улице. Нельзя? Не выживут?

    [Ответить]

  • Раиса
    8 февраля, 2014, 21:11
    Цитировать

    Я тоже решила заняться разведением червей в домашних условиях. Еще с осени заготовила землю для рассады. О том   что можно их выращивать узнала поздно, уже в ноябре, когда у нас лежал снег. Поэтому в нашем зоомагазине купила червей, заселила  их в землю, периодически их подкармливаю и увлажняю. Для чего это я делаю? А мне нужен гумус для рассады. Зачем покупать, когда можно свой вырастить. 

    [Ответить]

  • Николай
    8 февраля, 2014, 22:25
    Цитировать

    В свое время в журнале приусадебное хоэяйство, Была такая статья о помидорнике

    МОРОЗОВЕ ---Откудато из подмосковья----Может фамилию написал неправильно

    МОЖЕТ адрес, Суть в том что к нему приежжали болгары и снимали весь цыкл

    От вырашивания рассады, До сбора урожая, И потом этот фильм показывали у

    Себя в болгарии студентам сельхозуниверситетов, Уча по ним как надо вырашивать

    Помидоры, Они были просто поражены, его урожаем, ЧЕРВЯЧКОВ Н

    А 1 КВ, м Он насчитывал на 1 кв\м до 500 штук, Просто сбивался со счета и

    Ппекращал считать, НИКОЛАЙ

    [Ответить]

  • Nataljya
    8 февраля, 2014, 23:40
    Цитировать

     Этому  разведению  непременно должны уделить внимание городские озеленители.  Дурацкой идеей удалять по весне листву они совершенно уничтожили плодородный слой, т.к. граблями  уничтожили  место проживания червячков.  Ещё года три назад после дождя пройти нельзя было на скорости — черви буквально выстилали асфальт. А теперь — один два на той же трассе. Позор! Верните червей на место!  Озеленители — вредители.

    [Ответить]

    Азамат ответил:

    У нас в некоторых детсадах и школах и парках листву сметают, но оставляют в приствольных кругах деревьев и кустарников. Может начали одумываться, а может просто не хотят вывозить, но в любом случае хоть какая-то польза от этого есть. Черви появились и земля стала приобретать крупяную структуру. Сам проверял.

    [Ответить]

  • Андриян
    9 февраля, 2014, 0:17
    Цитировать

    Я давно занимаюсь разведением, для собственного огорода, «калифорнийских» червей. Но хочу сразу уточнить, что живу я в южных широтах. А потому мой метод разведения может подойти не всем. У нас в огороде выкопана небольшая яма примерных размеров: шир.50 х длин.80 х глуб. 60 Туда мы сбрасываем пищевые и растительные остатки. Каждую весну я вынимаю гумус — 1/3 часть сверху я откладываю отдельно, т.к. он еще не переработан . В это время черви в большинстве поднимаются в верхний слой. Остальное содержимое распределяю в разную огородную утварь — корыта, выварки, боченки и т.п. После того как весь гумус выбран, верхнюю часть я возвращаю в яму.

    Подробнейшую информацию о разведении червей,о том как сделать или купить вермиконтейнер можно узнать у Виктора Дулина.

    [Ответить]

  • Николай
    9 февраля, 2014, 2:15
    Цитировать

    Приветствую черьвячников! О черьвях многое известно, но «повторения мать учения» . Так держать ребята! Добра всем.

    [Ответить]

  • Роза
    9 февраля, 2014, 3:58
    Цитировать

    Сергей, очень хорошая и полезная информация для огородников! Червяки очень любят есть картон и бумажные контейнеры от яиц. Для них это лакомство. Если нужно насобирать червей в огороде, то надо положить на землю мокрый картон и через несколько часов приподнять его. Вас будет ожидать сюрприз 🙂 У меня тоже есть червячная фермочка в гараже. Каждый день, проходя мимо, я заглядываю к ним поздороваться 🙂 Угощаю овощами и фруктами. Они очень милые. Я их люблю 🙂

    [Ответить]

  • Валентина
    9 февраля, 2014, 5:02
    Цитировать

    Я тоже занимаюсь разведением червя , правда недавно , всего 5 лет , и поначалу делала много ошибок . 2 года назад обзавелась компьютером , каким то образом вышла на Дулина , подписалась на его рассылки . Теперь , поумнев , выращиваю их грамотно . Живу в Сибири , на зиму забираю своих Старателей домой в город . 2 месяца назад купила для них вермикомпостер . до этого они жили в обычных ящиках из-под фруктов . скармливаю им пищевые отходы . Я люблю своих питомцев . Готовый гумус можно использовать хоть куда  , и в цветы , и в рассаду , и при посадке на даче . Вермичаем поливаю и опрыскиваю растения .

    [Ответить]

    Светлана ответил:

    @Валентина, Подскажите, какой вермикомпостер приобрели?

    [Ответить]

  • Анатолий Донецк, Украина
    9 февраля, 2014, 12:16
    Цитировать

    Спасибо всем за внесенную мысль по разведению червей. От всех по не  многу и получается хорошие мысли для дела. 

    [Ответить]

  • Алексей
    9 февраля, 2014, 16:04
    Цитировать

    Спасибо за пост. Но у меня вот какой вопрос к червячникам. Так как дачный участок на песке и возле реки, а выхода к лесу или лугу нет ((((. И по этом есть недостаток в компосте в виде листвы или сена. Но есть большое количество водорослей с реки, которое остается после чистки берега пляжа (для возможности покупаться не боясь напороться на остатки весенних рыбаков и вообще человеческой деятельности). ТАК ВОТ ВОПРОС: можно ли водоросли закладывать в кампости переработают ли их черви? А так же можно ли ими просто мульчировать? При том что водоросли растут гораздо быстрее чем трава.

    Зарание спасибо.

    [Ответить]

    Роза ответил:

    Конечно можно, и даже нужно, с тем условием, что речка ваша не загрязнена какими-нибудь химическими отходами. Я иногда на океане собираю водосли для своего огорода. У нас продаются высушенные и измельченные водоросли (собранные у Аляски) и жидкие концентраты в качестве органических удобрений, дорогущщие! А у океана даром 🙂 Я их и в мульчу, и в компост и в компостные чаи кидала летом.

    [Ответить]

    Светлана ответил:

    @Роза, А морские можно? Они не солёные? В компост обычный я кидаю водоросли, ни в червячник морские, боюсь?

    [Ответить]

    Рита ответил:

    href="#comment-6160">@Алексей, коечно можно, водоросли очень питательные, вам просто повезло, что есть такая возможность.

    [Ответить]

  • Владимир
    9 февраля, 2014, 19:16
    Цитировать

    Сергей спасибо за материал, свое время я прочитал статью про калифорнийских червей, она меня заинтересовала, я позвонил в редакцию журнала Огонек именно в нем была статьи о червях, они дали телефон подмосковного совхоза где выращивали червей, и когда мне ответила работница совхоза я спросил, а выгодно это или как,она ответила что у них выращивают не только в совхозе но и частники, а выращивают в ваннах благо их в Подмосковье на свалках полно. При выращивании их они делятся 1 к 3. Это было в 90 годы и стоили они 5000 рублей,но так как я звонил зимой,а почта работала плохо, они просили позвонить весной. А потом я забыл да и не до червей было. Сейчас хочу опять заняться,хочу попасть в Иваново в НИИ Червя. А тебе спасибо за статью!!! Молодец!!! 

    [Ответить]

  • Ольга
    9 февраля, 2014, 19:38
    Цитировать

    Сергей, доброго времени суток.

    У меня дома на кухне живут черви — Старатели или точнее их производная.

    Покупала биогумус большим объемом, в нем и нашла штук 6-8 маленьких красненьких червячков. Создала условия, теперь целая коробка домашней живности и ...большой объем биогумуса в квартирных условиях. Занятие не обременительное, зато поняла как же она (ЗЕМЛЯ) должна выглядеть и как создается. Об опыте писать не буду — не все гладко, по тому и на кухне, а не в комнате.

    [Ответить]

  • Геннадий
    9 февраля, 2014, 20:56
    Цитировать

    Здравствуйте все фуромчане-любители разведения червей. Когда-то и я профессионально занимался разведением калифорнийского червя и производством биогумуса. На моей ферме была достигнута маточная популяция червя более 10 млн. штук. Проведены  исследования в Латвийском институте микробиологии и сельхозакадемии  по влиянию биогумуса на урожайность различных сельхозкультур и растений, в том числе и грибов шампиньонов. Но судьба распорядилась так,что все созданное мной хозяйство пришлось оставить и переехать на новое место жительство. Пытался заинтересовать многие организаци и предпринимателей заняться переработкой органических отходов, в том числе ил очистных сооружений, отходы животноводческих комплексов и пр,но безуспешно. Применяю в ограниченном количестве в своем хозяйстве. В качестве коментария хочу отметить, что черви успешно перерабатывают органику преварительно проферментированную,просто в ведре с соломой они жить и переробатывать ее не будут, они покинут эту среду. Заниматься переработкой органики калифорнийским червем не только не только интересно но и рентабельно. Больших успехов всем вам.

    [Ответить]

    Галина ответил:

    @Геннадий, Здравствуйте Геннадий! Я уже давно ищу информацию по переработке ила очистных сооружений червями. Я предприниматель.

    Мои обьекты расположены на заброшенных очистных сооружениях. Там много ила. У меня есть идея переработать этот ил и заняться выращиванием шампиньонов и вешенки. Буду благодарна за любую информацию по этому вопросу.

    [Ответить]

    Геннадий ответил:

    @Галина,Галина, здравствуйте. Прежде, чем использовать ил очистных сооружений для переработки червями и дальнейшего использования полученного биогумуса, нужно проверить его на наличие в нем тяжелых металлов, т.е. провести полный химический анализ. При наличии тяжелых металлов такой биогумус можно использовать только для выращивания саженцев деревьев для лесопосадок и прочих подкормок, но все зависит от колличественного состава и уровня  ПДК.  Успехов Вам.

    [Ответить]

  • Азамат
    10 февраля, 2014, 19:51
    Цитировать

    Сергей приветствую! То, что Вы так делаете, это классика. Это описано и у Слащинина под названием «богородская земля». Он делал это для сохранения микрофлоры почвы, чтобы, рассеивая эту землю по грядкам весной, быстро восстановить численность почвенной микрофлоры после зимы. Я этот метод у себя применяю уже несколько лет и то же с червями. Про калифорнийских червей сказать не могу, а про огородных-запросто. ЕДЯТ абсолютно ВСЕ. Просто надо,чтобы в ведре было как можно более разнообразной органики, чтобы черви привыкли ко всему и им легче будет приспособиться к огородной органике. Не надо ничего предварительно ферментировать. Но это мой опыт.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Азамат, добрый день!

    Мне черви нужны только для того, чтобы делать в почве дыры и ни для чего более.

    Что касается восстановления почвенной микрофлоры весной, путём разбрасывания домашнего компоста. Тут я думаю так.

    Пока воздух не прогреет почву, то вносить домашний компост не имеет смысла. Когда почва прогреется, то микроорганизмы и другие почвенные обитатели сами проснутся.

    Другое дело вносить домашний компост для ОЖИВЛЕНИЯ «мёртвой» почвы, то да! Но тут тоже есть один нюанс — если положить органические остатки в качестве мульчи, то почвенный микромир сам разведётся. Как Вы сами понимаете, всё дело в наличии мульчи на почве и ни в чём другом.

    [Ответить]

  • Алексей
    10 февраля, 2014, 20:35
    Цитировать

    Спасибо Сергей. Очень интересная и нужная информация. Непременно воспользуюсь твоими рекомендациями...

    [Ответить]

  • Людмила
    12 февраля, 2014, 17:24
    Цитировать

     Информация весьма нужная. Самое главное для меня опыт, теперь воспользуюсь прочитанным. Спасибо Сергей. 

    [Ответить]

  • Любовь Н.
    13 февраля, 2014, 9:56
    Цитировать

    Здравствуйте Сергей.Рада новому посту -очень интересно и познавательно! Удивительно,о чем бы Вы не писали,сразу хочется использовать у себя.Это, пожалуй, у Вас талант такой-убеждать и увлекать за собой на добрые дела: думать и творить! Сейчас читаю Вашу новую видео-книгу про ЭМ-эликсир и думаю,как много приходится «копать» ,чтобы добыть ценную информацию,проверить ее на собственном опыте и поделиться ею нами. Чувствую себя желторотым птенцом,имея большую жажду к знаниям и чужому (дружественному) опыту.Спасибо большое Сергей!

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Любовь Н., добрый день!

    Спасибо за добрые слова. Знаете что, мне и самому очень интересно и познавательно экспериментировать на своей даче с растениями и почвой и, конечно, получать в конце сезона результаты. Неважно какие они будут положительными или отрицательными, но они будут по-любому. Положительные результаты я применяю в следующем году, а отрицательные стараюсь улучшить, но если не получается, то оставляю эту затею (этот эксперимент) и перехожу к новому. Для получения одного результата требуется один дачный сезон, ну, тут никуда не денешься. Останавливаться не собираюсь, буду продолжать экспериментировать и радовать Вас, Любовь, и других подписчиков моей рассылки и посетителей блога, полученными результатами!

    [Ответить]

    Светлана ответил:

    @Сергей, А можно ли в червячник, по верх выложенных остатков еды для червей брызгать/распылять ЭМ-препараты? Нужно ли? Нельзя?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Светлана, в принципе, можно. Чтобы микроорганизмы полупереварили органику со стола, а черви уже доедят.

    [Ответить]

  • Ольга
    13 февраля, 2014, 10:09
    Цитировать

    Сергей,здравствуйте!Хочу подсказать про пшено.Чтобы птички его не склевали,я его размалываю в кофемолке и посыпаю им.Может пригодиться.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Ольга, добрый день!

    Это тоже вариант, но на любителя. Мне легче и проще прикрыть пшено каким-либо пучком сена или соломы, хотя часть пшена воробьи всё равно тырят, но основная часть остаётся.

    Ваш опыт тоже пригодится многим . Спасибо!

    [Ответить]

  • Евгения
    13 февраля, 2014, 23:42
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей! Вы такую интересную тему подняли, я так много узнала нового для себя! Спасибо большое!! Я почитала и комментарии, тоже познавательно! Спасибо всем!!

    Еще есть время, чтобы придумать, как организовать и улучшить свой огород. Но у меня в огороде черви живут, и довольно много. Я считала, что этого хватит для тех растений, что растут у нас. Но так как хорошего много не бывает, можно попробовать еще увеличить их численность. Уже хочется на землю, что-то творить там ,вы так заразительно пишете))!! Успеха вам, и всем огородникам тоже!!

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Евгения, доброй ночи!

    Так понимаете, в чём дело — много дыр в почве не бывает. Представьте слой почвы в разрезе — продольные и поперечные червячные каналы, а в них располагаются корни растений и качают питание в надземную часть. Вот это «фабрика» по производству корневого питания солей и кислот из газов воздуха!

    Человек фиг додумается до такого простого механизма, а в Природе он работает уже на протяжении миллионов лет!

    Успехов и Вам в этом дачном сезоне!

    [Ответить]

    александр карасев ответил:

    @Сергей,Здравствуйте, Сергей! Прежде всего, спасибо Вам за науку! А вопрос мой связан с Вашим ведром, в котором разводите червей, под слоем соломы-у меня был очень пренеприятный опыт с домашними цветами. По чьему то неумному совету укрывать землю в цветочных горшках мульчой, используя для этого содержимое б/у пакетивов чая, и разными сыпучими матермалами, вроде сенной трухи, я получил в комнате ОГРОМНОЕ количество маленьких мушек, а в слое мульчи несметное количество их личинок. От мушек буквально некуда было деться. Понятно, со временем избавился от них, насыпав поверх мульчи слой песка из детской песочницы, пропарив предварительно, слоем чуть больше полутора сантиметров. А у Вас в червячном ведре эта летучая орда не заводится? Или Вы как то это предотвращаете? 

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @александр карасев, добрый день!

    Нет, мошек у меня в таком количестве не было ни в червячнике, ни в горшках с цветами и помидорами. Бывает какой-то период в августе-сентябре, когда мошки появляются от овощей и фруктов в квартире. Например, лежат яблоки или виноград в вазе на столе, а откуда не возьмись появляются мошки (по всей видимости, пищевые). Но стоит убрать овощи и фрукты со стола и они пропадают. А так, чтобы роями летали, у нас не было.

    [Ответить]

  • ВАСИЛИЙ
    6 марта, 2015, 20:07
    Цитировать

    очень интересно!!!

    [Ответить]

Оставить комментарий или два