Температура воздуха и почвы в разное время года!
Доброго времени суток, дорогой посетитель!
Этот пост будет убойный по своему материалу. Дело в том, что один мой подписчик, Владимир Забава, предоставил великолепнейшую информацию по температуре воздуха и почвы на своей даче. Таких данных в такой доступной и простой форме Вы не найдёте в сети. Поэтому у меня будет к Вам просьба. Читайте материал поста ВНИМАТЕЛЬНО!
С чего всё началось.
В каком-то комментарии к посту, Владимир, обмолвился словом, что может прислать данные температуры воздуха и почвы на своей даче, так как сделал зонд с несколькими датчиками и вкопал их в почву. Другие датчики он разместил в воздухе и над самой поверхностью почвы. Сами понимаете, я за эту идею ухватился обеими руками.
Мы списались по электронной почте и, вот я получил от него файл с программой и первыми данными по температуре. Возможно, другим пользователям интернет эти данные совсем ни к чему, но нам с Вами, как дачникам, эти данные даже очень и очень полезны.
С помощью графика перепада температур почвы и воздуха мы можем проследить интереснейшую картину и удостовериться в действительности, как влияет температура окружающего нас воздуха на температуру почвы. К тому же, некоторым дачникам, которые волнуются о прогреве почвы ранней весной, будут предоставлены неоспоримые факты того, что их волнения напрасны.
Сразу оговорюсь, что датчики вкопаны в не мульчированную почву, но Владимир, в ближайшем будущем (возможно, в этом сезоне 2013 года) поместит их и в почву под мульчей. Таким образом, у нас с Вами будет достоверная информация и по температуре почвы под мульчей, причём в любое время года.
Владимир, будет присылать мне новые данные с датчиков, а я буду их архивировать, заливать на файлообменник и ссылку на скачивание помещать в этот пост или через письмо рассылки. Только, тут у меня есть к Вам вопрос и нужна Ваша помощь — как лучше поступить с новыми данными? По ссылке ниже Вы скачаете файл с программой, которую написал сам Владимир, и несколько файлов с данными температур.
Вот, собственно, и сам вопрос – новые данные о температуре помещать в этот же файл (с программой) и перезаливать его на файлообменник или эти новые данные заливать отдельным файлом?
Дело в том, что если постоянные посетители блога и подписчики скачают файл с программой и уже имеющимися данными о температуре почвы и воздуха, то им снова скачивать новые данные с программой не с руки. Лучше скачивать просто новые данные и помещать их в ту папку на своём компьютере, где уже лежит программа.
С другой стороны, новые подписчики рассылки и посетители блога не будут иметь никакого понятия, о чём идёт речь и им придётся скачивать отдельно файл с программой и новыми данными. Я предлагаю такой вариант. Заливать на файлообменник файл и с программой и с новыми данными, чтобы не вносить путаницу в головы людей. Т. е. постоянно обновлять файл со всеми данными и программой.
Таким образом, все будут скачивать полностью полный функционал и все данные, как имеющиеся, так и новые. К тому же, объём файла мизерный, и даже у посетителей и подписчиков с лимитным трафиком он много денег не украдёт. А про «безлимитчиков» и говорить не нужно.
В комментариях обязательно отпишите, как удобно будет сделать для Вас. Как решит большинство, так и будет.
Теперь, собственно, немного информации о Владимире, которую он мне предоставил. Он окончил Киевский Политехнический Институт – радиотехнический факультет, короче говоря, технарь. И в силу своей пытливости ума, возможностям и полученным знаниям в КПИ, он решил провести такой эксперимент, как измерять температуру воздуха и почвы на своей даче. Кстати, его дача находится в 35 км. от Киева.
Полученные им данные расставили многие точки над Ё, которые раньше он лишь читал из других источников, и которые, как оказалось, не совсем правдивы. Пример из его письма:
«Когда-то прочитал, что в Киевской области глубина промерзания почвы 1,2 метра. Я проложил трубу для полива на глубине около 70 см, а осенью не успел выкачать воду из неё. Весной проверил водопровод — труба не лопнула. Стало интересно почему? Теперь понял — например, в этом году земля не промерзала ниже 5 см и то только на пару дней, все время была выше 0. Просто в этом году выпал снег 2 декабря по колено и до сих пор (11 марта) не растаял».
Впоследствии, когда Владимир внедрит датчики в почву под мульчей, то мы с Вами получим достоверные данные о том, как оттаивает и прогревается почва под мульчей в ранневесенний период.
Теперь о программе и тех данных, которые уже есть. Вначале хочу сказать одно. Когда скачаете файл, то отведите для него отдельную папку на жёстком диске компьютера и обязательно обзовите её так, чтобы не потерять её в той информации, которая у Вас уже есть на компе. Например, я назвал эту папку так «2013. Температура воздуха и почвы от Владимира Забава».
Далее. После того, как Вы скачаете архив файла и поместите его в эту папку, то естественно нужно его распаковать. Я делаю это так. Навожу курсор мыши на архивный файл, и кликаю правой кнопкой мыши. В выпадающем окне выбираю строку – «извлечь файл в текущую папку». Вуаля, файл распакован.
Затем, нужно ознакомиться с текстовым файлом «описание» и после этого запустить программу, кликнув 2 раза левой кнопкой мыши по файлу V0_9_02.exe (с иконкой горшка на костре). У Вас откроется интерфейс программы, как показано на фото ниже.
Затем, кликаем на кнопочку в левом нижнем углу под названием «выбрать файл». После этого откроется дополнительное окно той папки, где находится у Вас сама программа и несколько файлов с данными, как показано на фото ниже.
После загрузки файла, Вы увидите, рабочее поле (сетку) программы, как на фото ниже.
Затем, нужно поставить галочку в нужной белой клеточке в левом столбце меню, как на фото ниже. Обратите внимание на красные стрелки, которые я поместил внизу графика. В нижней части рабочей области программы проставлены ДАТЫ измерения температуры. Соответственно, в левой части показана сама температура от – до +.
Таким образом, ставя галочки поочерёдно, Вы увидите температуру воздуха и почвы. Каждый цвет графика относится к определённому датчику, точнее сказать, где этот датчик находится – в воздухе или в почве (на разной глубине), как показано красными стрелками на фото ниже.
Теперь, ещё один очень важный нюанс по просмотру графика. В рабочем поле программы, возможно, будет виден не весь график за указанный период времени (от такого-то числа по такое-то). Что нужно сделать, чтобы двинуть график вправо или влево (вверх или вниз)? Всё просто. Нужно навести курсор мыши на график (на рабочее поле программы), нажать ПРАВУЮ кнопку мыши и, не отпуская её, подвигать самой мышкой.
Таким образом, Вы сможете перемещать график в разные стороны и увидите его весь, т. е. от начала даты показания датчика до той даты, когда данные заканчиваются. Только будет одна просьба. Не ставьте галочки сразу во всех квадратиках, чтобы не было путаницы. Поставьте галочки, например, в двух квадратиках «улица» и «глубина на … см».
Это позволит чётко увидеть перепады температуры воздуха и почвы в указанный период времени года (по датам). После того, как Вы просмотрите графики одного файла, загружайте другой – просто кликните по кнопочке (в левом нижнем углу) «загрузить файл». Выберите следующий файл из имеющихся, и так же ВНИМАТЕЛЬНО просмотрите графики данного файла. Затем переходите к следующему.
На фото ниже, автор этой термо-лаборатории, Владимир Забава. Задать, интересующий Вас вопрос, можно ему лично по этому адресу — zabavv@ukr.net
На фото ниже, зонд.
Вот, собственно, и все инструкции по пользованию программой и просмотру тех данные, которые уже имеются на сегодняшний день. Файл можно скачать здесь
Хочу сказать Владимиру, огромнейшее спасибо и выразить благодарность за предоставленные данные!
Дорогой друг, после того, как Вы скачаете и просмотрите данные материалы, не забудьте отписаться в комментариях, как по самим материалам, так и с добавлением новых данных.
Договорились?
С уважением,
Сергей Дьяков.
76 комментариев к “Температура воздуха и почвы в разное время года!”
Может и полезная программа, только зачем мне данные с «чужёго огорода»?
Где Киев, а где Урал?!
[Ответить]
Спасибо, на первый взгляд очень полезная информация. Пока до конца не вникла, просто не было времени.
[Ответить]
Я живу в Сибире. Будет ли мне полезен этот график?
[Ответить]
Вдогонку, не по теме, но не нашла, где здесь вопрос можно задать...
Только что ознакомилась с книгой Б.А.Бублик Меланжевый огород. Нашумевшая методика, которй теперь поклоняются многие клубы Органического земледелия
Сергей Александрович, что Вы можете сказать о таком методе — способе содержания огорода
[Ответить]
Сергей ответил:
14 марта, 2013 в 12:38
[Ответить]
Людмила ответил:
18 марта, 2013 в 8:54
В том-то и дело что у него тоже природная технология которою он дополнил пермокультурой. То-есть он практикует и пропагандирует смешанные посадки сочетающихся культурных растений в симбиозе, собственно в том числе и с сорняками, создание здоровой, богатой органикой и рыхлой почвы; защита почвы от эрозии, корней растений от перегрева; привлечение полезных и отпугивание вредных насекомых; увеличение объема и улучшение качества урожая; уменьшение затрат на единицу продукции; облегчение труда, украшение огорода. В конечном счете, именно интенсивная посадка растений позволяет без потерь перестать пользоваться плугом и химическими средствами защиты растений. Основывает свои приемы на наблюдении за лесным лугом и следовании природным процессам.
Все же хотелось бы услышать Ваше мнение, как профессионала природных технологий, каковым я Вас и считаю.
[Ответить]
Сергей ответил:
18 марта, 2013 в 12:13
[Ответить]
Сергей Сухонос ответил:
18 марта, 2013 в 12:53
[Ответить]
Сергей ответил:
18 марта, 2013 в 13:01
Только нужно не просто проникнутся идеей и по возможно понять увиденное, но и использовать это, чтобы получить результат! А уже на основании результата можно сделать предварительные выводы — стоит это дальше использовать или нет.
[Ответить]
Молодец Владимир! Проделал огромную работу. Только я не пойму, а как я могу применить эти данные у себя на даче? Да к тому же несколько сомнительные — не верю, что 25.08.12 в 00 часов температура в Киеве была 0 градусов. Курская область значительно севернее, но такого не было (правда, данные по температуре я не записывал). Так что мое мнение — данный блог можно не продолжать, да и видимо не только мое. На 8-31 часов 296 просмотров, а отзывов — 0. Так что, всем удачи и теплой весны!
[Ответить]
Владимир Забава ответил:
14 марта, 2013 в 18:27
Да, к сожалению, иногда проскакивают ошибки измерений. Дело в том, что на тот момент было 15 датчиков в разных местах ( и не только в огороде). Опрос происходит поочередно, и на ответ от каждого датчика выделяется определенный промежуток времени. Если в это время происходит помеха (гроза, сварка у соседа, напряжение мигнула), может появиться ошибка. Поэтому измерения делаю через 15 минут для того, чтобы отсечь такие моменты. Кстати, в то время у нас была гроза, и вероятно попала молния куда-то близко, у меня тогда 6 датчиков сгорели, и система пару недель работала с напрягом.
[Ответить]
Уважаемый Сергей! Не вдаваясь в подробности информации, поступившей Вам от Вашего подписчика В. Забавы, считаю необходимым сообщить, что эта информация всё равно, что дважды открыть Америку. Я давно пользуюсь сайтом meteonova, на котором, помимо общих показателей прогноза (температура воздуха, влажность, скорость ветра, возможность выпадения осадков, возможность магнитных бурь) есть и данные агропрогноза (температура воздуха в рабочей зоне, т.е. на высоте до 2 м; влажность в этой зоне; температура у почвы; температура в верхнем слое почвы глубиной до 10 см и влагосодержание в этом слое; температура в нижнем слое почвы глубиной до 40 см и влагосодержание в этом слое). Я установил показатели этого агропрогноза применительно к своему городу и каждый день вношу данные в свой «Дневник работы на даче» (в нём есть столбец «Агропрогноз») и делаю поправки на следующий день, если что-то изменилось. И не надо никаких заморочек с датчиками, лишних затрат времени — всех имеющихся данных в «Агропрогнозе» хватает для планирования работ на неделю.
С уважением Богуславский В.Г.
[Ответить]
Сухонос Сергей ответил:
14 марта, 2013 в 13:28
[Ответить]
Владимир Забава ответил:
14 марта, 2013 в 18:29
Я не открывал Америку. Просто было интересно узнать фактическую температуру у себя на огороде. Обычное любопытство...
[Ответить]
Захарычев Владимир ответил:
14 апреля, 2013 в 19:39
[Ответить]
Спасибо Владимиру за полезную работу. Графики очень наглядны и полезны. Спсибо и Сергею. что не прошел мимо и поделился информацией с нами.
То, что земля, практически, никогда не промерзает на заявленную для региона глубину промерзания, знаю достоверно из собственной практики. Мне, как виноградарю, интересны не только условия весна-осень, но и условия зимовки. Если появятся такие данные, будет отлично. Регион, конечно не мой, но относительное влияние глубины на изменение температуры очень даже полезно для принятия многих решений.
[Ответить]
Сергей ответил:
14 марта, 2013 в 12:46
Я тут был на даче и потыкал металлическим прутом почву в проходах и делянках. Верхний слой почвы замёрз. Но ведь у меня мульчированы только делянки, как островки в море. А, если замульчировать более сотки, то возможно почва и не промёрзнет всю зиму. А, если она не промёрзнет, то и оттаивать весной нечему. Это я к тому, что многие боятся, что под мульчей весной почва прогревается дольше, чем голая. А может эти опасения и страхи напрасны?
[Ответить]
Александр Мчедлидзе ответил:
14 марта, 2013 в 14:11
[Ответить]
Сергей ответил:
14 марта, 2013 в 17:32
Александр Мчедлидзе, если замерзшая почва оттает, то понадобится около месяца, что бы микрорганизмы начали нормально работать и обеспечивать растения азотом, а так они будут работать сразу. Прочитайте работу Овсинского — Новая система земледелия. Так что мульчируйте на зиму что бы земля не промерзала
[Ответить]
Сергей ответил:
14 марта, 2013 в 18:12
[Ответить]
Сергей ответил:
14 марта, 2013 в 20:20
Делался опыт по этом поводу это не просто теоретические убеждения, а експерементально подтвержденный факт (прочтите Н.И.Курдюмов — Класика натурального земледелия)
[Ответить]
Александр Мчедлидзе ответил:
14 марта, 2013 в 21:55
[Ответить]
Анастасия ответил:
15 марта, 2013 в 14:07
[Ответить]
Сергей ответил:
15 марта, 2013 в 14:51
Договорились?
[Ответить]
Владимир Забава ответил:
14 марта, 2013 в 18:34
Я место для зонда не случайно выбрал. Там под клеенкой я виноград укрыл. Мне было интересно, чтобы он не замерз. С нетерпение жду, чтобы узнать, как виноград перезимовал.
[Ответить]
Захарычев Владимир ответил:
14 апреля, 2013 в 17:35
[Ответить]
Захарычев Владимир ответил:
16 апреля, 2013 в 16:21
<Дополню.Регулировать температуру почвы с помощью мульчи теретически,конечно,можно. Но не менее важно знать, насколько мульча играет отрицательную роль после схода снега в ранне весенний периоди /когда она тормозит прогрев почвы/ и когда,наоборот, надо приступить к мульчированию далее . В этом измерения темпратуры почвы на разной глубине неоценимо актуальны.
[Ответить]
Сергей, добрый день. Спасибо за информацию.интересно было посмотреть, но для наших условий суровой зимы, где мало снега и глубина промерзания 3.5 м , эту информацию применить нет возможности. Хотя просматривая это можно и задуматься о нашем климате. Растут и у нас яблоки но при морозах ниже 35 крона вымерзает.
[Ответить]
Спасибо, Сергей! Ценная информация! Собираюсь написать автору письмо, узнать подробности и возможность повторения его конструкции. Хотелось бы иметь подобную информацию для нашего региона. Програмка нормальная, добавляй в папочку измерения для любого региона и она покажет результат. Единственное не видно тёмных надписей на тёмном фоне. Спасибо Владимиру, спасибо вам!
[Ответить]
Владимир Забава ответил:
14 марта, 2013 в 18:36
Замечания принял, исправлю. Сильно не ругайте, я не программист экстра класса, программу написал на Делфи только для того, чтобы визуально видеть, а то из текстового файла неинтересно.
[Ответить]
Здравствуйте!
Интересно, как образом Владимир сумел организовать работу датчиков? У него постоянно включен компьютер?
Идель
[Ответить]
Валерий ответил:
14 марта, 2013 в 12:38
[Ответить]
Владимир Забава ответил:
14 марта, 2013 в 18:39
Да, компьютер всегда включен. Данные я получаю по требованию на электронную почту. Есть бесперебойник. Правда, его хватает на 6 часов, и если свет отключают на дольше, лаборатория отключается. Сейчас думаю как обойти эту проблему.
[Ответить]
Занимаюсь подобными системами профессионально (правда не для огорода)
Могу предложить систему измерений (готовую без разработок!) для регулярной отсылки информации например 4х точек температуры, или рад других, уровень вод, пересечение периметра участка и т. д. в форме СМС по заданному количеству телефонов с автоматическим вводом в компьютер и присоединением к файлам данных и графическим представлением информации на дисплее.
Система универсальна 1) контроль температур в заданных точках (частота опроса регулируется программно)
2) система охраны огорода, дома, участка, ...
Если интересно — связывайтесь
[Ответить]
Сухонос Сергей ответил:
14 марта, 2013 в 12:25
«Если интересно — связывайтесь» КАК??
[Ответить]
сергей ответил:
15 марта, 2013 в 13:38
как связатся с ДмитрийВ
[Ответить]
Валерий ответил:
14 марта, 2013 в 12:53
[Ответить]
сергей ответил:
15 марта, 2013 в 13:39
как связатся с ДмитрийВ
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей Александрович!
Классная идея! Я тоже хочу вести такой учет в своем регионе. Какие температурные датчики или приборы нужно использовать? Кроме того, хотелось бы вести такой учет и по влагообеспеченности почвы в разных температурах и на разных почвах: с мульчой и без мульчи.
[Ответить]
Сергей ответил:
14 марта, 2013 в 12:50
Я не владею вопросом обустройства этой системы. Я передам Ваш вопрос Владимиру.
[Ответить]
Владимир Забава ответил:
14 марта, 2013 в 18:46
Я постараюсь позже все подробно рассказать. Дело в том, что это все делалось спонтанно. Увидел на рынке датчики, захотел их куда-то применить. Потом мысль про температуру почвы летом без мульчи не давала покоя. А потом как-то раз, и получилось. Потом постепенно дорабатывал. Хотелось чего руками сделать. Вот соберу документацию воедино и расскажу как это можно сделать.
[Ответить]
Сергей ответил:
14 марта, 2013 в 20:04
[Ответить]
Рашид ответил:
15 марта, 2013 в 5:36
[Ответить]
Сергей ответил:
15 марта, 2013 в 12:36
[Ответить]
Это нужно, Большое спасибо вам Сергей и Владимиру конечно.
[Ответить]
Здорово, спасибо большое Владимиру.
Очень интересны были бы подобные данные с учетом высоты снежного покрова.
Сразу же бросился в сеть искать решение. Есть предложеня, но... цена удовольствия порядка 10тыс. Жаба лютует, нужно ждать момент. ))
Впрочем, есть знакомые в Почвенном институте Академии Наук... Надо проработать тему. Интересно.
[Ответить]
Владимир Забава ответил:
14 марта, 2013 в 21:08
[Ответить]
По-моему,полезная вещь.Только есть сомнения-будут ли совпадать данные по всем регионам?Как размещать последующие файлы,не знаю.Как остальные решат так и будет.
[Ответить]
Валерий ответил:
14 марта, 2013 в 12:42
[Ответить]
Рад приветствовать Сергей!
Информация на самом деле весьма и весьма интересная.
Хотелось бы поподробнее про зонд с несколькими датчиками измерения температуры...
[Ответить]
Сергей ответил:
14 марта, 2013 в 12:54
Фотки самого датчика пока у меня нет. На днях Владимир должен прислать фотки. Как он описывал — датчик это металлический прут, на котором закреплены датчики. Этот шнур вкапывается (или вдавливается) в почву и, таким образом, датчики оказываются на разной глубине. От них идут провода к информационному накопителю. Показания снимаются каждые 15 минут.
Вот, как-то так.
[Ответить]
Сухонос Сергей ответил:
14 марта, 2013 в 13:35
«датчик это металлический прут, на котором закреплены датчики» А как быть с большой теплопроводностью металла?
[Ответить]
Сергей ответил:
14 марта, 2013 в 13:38
Хорошо?
[Ответить]
Валерий ответил:
14 марта, 2013 в 13:46
[Ответить]
Сергей ответил:
14 марта, 2013 в 13:51
[Ответить]
Валерий ответил:
14 марта, 2013 в 13:54
[Ответить]
Сергей ответил:
14 марта, 2013 в 14:33
[Ответить]
Владимир Забава ответил:
14 марта, 2013 в 18:50
железный прут выбрал, потому что надо было заткнуть глубоко, а копать там нельзя, много насажено.
между датчиком и прутом слой изоленты, расстояние между датчиками не меньше 20 см. Конечно, погрешность будет, но небольшая. Следующий зонд сделаю из дерева или другого материала, у которого теплопроводность пониже.
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей. Спасибо за информацию. Т.к. я пока ещё «лузер» в компьютере, то мне всё равно, как прсылать обновления. Как будет Вам удобнее, так и сделайте. Информация действительно очень интересная, и меня она даже больше интересует в отношении коммуникаций, хотя и для огородничества тоже. Ещё раз спасибо. Светлана.
[Ответить]
Спасибо!
[Ответить]
Здравствуйте. Скачал файл с температурой, но когда открыл его, графика как такового нет. Видно только рабочее поле с сеткой, и когда ставлю галочки ничего с полем не происходит. Подскажите что я сделал не так. С уважением, Алексей.
[Ответить]
Сергей ответил:
14 марта, 2013 в 12:17
Вы забыли ВЫБРАТЬ ФАЙЛ. Нажмите кнопку в левом нижнем углу «выбрать файл», как показано на втором рисунке сверху.
[Ответить]
Василий ответил:
14 марта, 2013 в 13:02
[Ответить]
Cергей,привет! Есть понятие репрезентативность,согласно которому эти данные могут иметь только локальный интерес. Важно как он испольует эти данные,хотя бы на своем огороде. Этой весной хочу провести эксперимент в теплице с пластиковыми бутылками ,закопав их плошмя под снесщий слой почвы,создавая тем самым воздушную подушку,которая послужит теплоизоляцией и ускорит прогрев почвы. До связи,Вячеслав
[Ответить]
Спасибо большое вам , Сергей и Владимир .Информация нужная и полезная .Лэ1
[Ответить]
Огромное спасибо Владимиру и Сергею. Удобная программа и очень ценная информация, которая позволяет производить оценки и прогнозировать. Очень важно, что температуры можно выводить попарно и сопоставлять. Спасибо также Виктору Богуславскому за ссылку meteonova.
[Ответить]
Идея хорошая ,но где данные моего региона?! -данные от датчиков у разных регионов будут сильно отличаться, поэтому надо, чтобы на компьютер Автора изобретения ,как на сервер, стекалась вся информация -база данных
[Ответить]
Программа полезная. Спасибо за информацию!
хотелось бы узнать какие датчики используются? Жаль, что не DS18х20
[Ответить]
Сергей ответил:
15 марта, 2013 в 13:23
[Ответить]
Сергей ответил:
15 марта, 2013 в 13:26
обязательно!
[Ответить]
Владимир Забава ответил:
15 марта, 2013 в 20:23
Почему вы так решили. Именно DS18b20, дешевые и точные.
[Ответить]
Украинцам повезло — у нас есть погодгный сайт, который дает метеопрогноз. который включает и температуру почвы на разных глубинах в разные времена суток, и влажность грунта по каждому населенному пункту.Сайт называется Метеонова
[Ответить]
Большое спасибо за очень ценную информацию. Здесь важны не столько абсолютные значения температур — они различаются по регионам, а закономерность формирования температурного градиента в многослойной системе: {воздух-снеговой слой- почвенный слой}. Наглядно видны суточные колебания температуры по слоям. Наглядно видны условия промерзания почвы. Можно вполне прогнозировать условия зимовки укрываемых культур, выбирать материалы и характер укрытий. Особый интерес представляет процесс оттаивания и прогревания почвы в период таяния и схода снегового покрова. Уважаю творческих людей!
[Ответить]
Захарычев Владимир ответил:
16 апреля, 2013 в 16:40
[Ответить]
Захарычев Владимир ответил:
16 апреля, 2013 в 16:44
[Ответить]
Я пользуюсь более простым а главное доступным но не менее точным методом измерения температуры с помощью термисторов фирмы EPCOS B 57184K-223J 22 Kom NTC .Датчики на базе термисторов закрепляю на деревянной планке на уровне 150-120-100-80-60-40-20 и 5 см от поверхности почвы.Это позволяет стационарно измерять температуру почвы на разных глубинах в определенное время в массовом масштабе.Калибровку в градусы Цельсия проводил по точному ртутному термометру и цифровому термометру в уличных условиях зима-весна 2013г.Точность измерений и особенно колебаний температуры в почве потрясающе высокая.
[Ответить]