Сезон 2019. Формировка виноградного куста в «двухрукавный веер»…

Дорогой дачник, здравствуйте!

Какую конкретно формировку выбрать для того или иного куста (сорта) винограда?

Во-первых, нужно исходить из свойств того или иного сорта и обращать внимание на силу роста куста (эти данные обычно пишут в свойствах сорта).

Во-вторых, исходя из силы роста лоз конкретного сорта, нужно подбирать ему место в виноградной шпалере.

То есть, если сила роста лоз слабая или средняя, то этому кусту подойдёт 1,8-2 метра между вертикальными трубами. Если сила роста лоз выше средней или сорт сильнорослый, то тут нужно выделять кусту 2,2-2,5 метра.

В-третьих, исходя из выделенной длины в виноградной шпалере, нужно сразу определиться, какую формировку выбрать – двухрукавный веер или четырёхрукавный.

Конкретно этот сорт «Аметист Новочеркасский», о котором идёт речь в этом посте, растёт в короткой виноградной шпалере перед южной стеной дачного сарая. Эта шпалера имеет в длину всего, примерно 4 метра, то в ней есть место для двух среднерослых кустов винограда.

Из своего небольшого (с 2002—2003 годов) виноградного опыта могу сказать, что если выделенное пространство в виноградной шпалере 1,8-2 метра и куст среднерослый, то формировать его лучше в двухрукавный веер.

Нет, оно, конечно, можно сформировать куст и в четырёхрукавный веер, но через 6-8-10 лет, когда лозы в диаметре будут, примерно 40-50 мм., их (лозы) будет трудно прижать к почве во время укрывки винограда поздней осенью.

Поэтому, сажая молодой саженец винограда, ориентируйтесь сразу на перспективу — т. е. на взрослый могучий куст с толстыми многолетними лозами, и представляйте, как Вы их будете прижимать к почве шпильками и укрывать под зиму.

Исходя из вышеописанных соображений, я сразу формировал каждый саженец в этой короткой виноградной шпалере в двухрукавный веер.

Итак, поехали…

Саженцу в этом сезоне шёл второй год вегетации. В прошлом, 2018 году, он был высажен и рос сам по себе, наращивая лозы и, соответственно, корневую систему (лоз для начала формировки не было).

В этом 2019 году, после пробуждения глазков и роста новых побегов, уже можно было выбрать, какие лозы пойдут на формировку, а какие следует удалить. И, естественно, нужно было оставить одну лозу с урожаем, чтобы попробовать ягоды и убедиться, тот ли это сорт или не тот.

Формировку начал 16 мая, когда молодые лозы подросли…

Но прежде, чем приступить к формировке, я записал коротенький ролик…

Срезанные лозы...

Исходная ситуация после обрезки...

Правый рукав с будущей плодовой лозой...

Левый рукав с будущей плодовой лозой...

Лоза с двумя соцветиями (для пробы урожая на сигналках)...

Это соцветия поближе...

На 8 июня ситуация была такой – оставленные молодые побеги росли и я их уже загнул на первую проволоку шпалеры, а оставленные соцветия (для пробы урожая) сбросили колпачки и завязь начала опыляться.

Общий вид...

Правая плодовая лоза уже уложена на первую проволоку и растёт...

Левая плодовая лоза уложена на первую проволоку и растёт...

В этот момент нормировку «сигналок» проводить нет смысла, потому что неизвестно, как опылятся завязи на каждой из двух оставленных соцветиях.

Нормировку и этого молодого саженца, и остальных виноградных кустов проводил 30 июня, когда завязь подросла до размера горошины и более, и уже было видно, что оставить, а что удалить.

Из двух кисточек, удалил нижнюю, так как она плохо опылилась…

Нижняя кисточка с плохим опылением удалена...

Оставленная кисточка с хорошим опылением...

Подробный материал о нормировке виноградных кустов вот в этом посте (откроется на новой страничке): «Лето 2019. Разная нагрузка виноградных кустов…»

В последующее время дачного сезона ничего сверхъестественного не происходило – лозы росли, и мне нужно было их только направлять в нужном направлении и всё.

Как только лозы (плодовые), растущие на первой проволоке шпалеры, доросли до вертикальных труб с обеих сторон, я направил их вверх по остальным проволокам шпалеры.

Урожай на оставленной сигнальной гроздочке мне не удалось попробовать, так как сын приезжал на дачу (без меня) со своей девушкой, и они эту гроздочку срезали и скушали. Ну, скушали и молодцы!

По словам сына, вкус у ягод этого сорта был превосходным! А поверьте, он уже много чего покушал из наших сортов винограда и во вкусе знает толк.

Обрезку всех кустов винограда перед укрывкой их под зиму, проводил 29 сентября. Вот в итоге, что осталось после обрезки (плодовые лозы обрезал по середине куста)…

Общий вид короткой виноградной шпалеры перед южной стеной дачного сарайчика .В ближней канавке сорт «Аметист Новочеркасский», в дальней — сорт «Арсеньевский» (формировка та же — двухрукавный веер)...

Центральная лоза, на которой росла сигнальная гроздочка, тоже удалена...

Материал об обрезке и укрывке виноградных кустов вот в этом посте (откроется на новой страничке): «Октябрь 2019. Завершение дачного сезона (укрывка виноградных кустов под зиму шифером)…»

В следующем сезоне останется всего ничего. Весной подвязать плодовые лозы к первой проволоке шпалеры и смотреть, как из оставленных глазков будут расти молодые лозы с соцветиями. И подвязывать растущие однолетние лозы вертикально к проволокам шпалеры. Всё.

Видите, как легко формируется виноградный куст в двухрукавный веер. Так же просто можно сформировать куст в четырёхрукавный веер или ещё какую другую форму.

А так, виноградный материал по выбору сорта для своего региона…, посадке саженцев…, летних зелёных операция на кустах…, нормировке…, формировке…, обрезке… и т. д. находится в рубрике «Виноград на даче»

Находите посты в этой рубрике по нужной Вам виноградной теме, смотрите их и применяйте материалы в своей практике! Внизу страниц этой рубрики есть постраничная навигация (нумерация страниц). Для удобства просмотра постов на каждой страничке этой рубрики, пользуйтесь этой навигацией.

Если у Вас будут вопросы по теме поста, пишите их в комментариях к посту или мне лично на этот адрес эл. почты – dyakosergej@yandex.ru

До свидания.

С уважением,
Сергей Дьяков.

Просмотров: 2 719

22 комментария к “Сезон 2019. Формировка виноградного куста в «двухрукавный веер»…”

  • Александр
    27 ноября, 2019, 15:24
    Цитировать

    Добрый день, Сергей. Вопрос у меня: где планируете растить сучок замещения?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Александр, здравствуйте!

    На моих кустах нет сучков замещения.

    [Ответить]

    Александр ответил:

    А как формируете лозу на след.год?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Александр, я не формирую плодовые лозы каждый год. Вот она уже сформирована (на первой проволоке шпалеры) и будет жить до конца своих дней, т. е. пока не погибнет. А погибнет, сформирую новую лоза на этом же рукаве и она тоже будет жить многие годы.

    Какой смысл формировать плодовую лозу каждый год?

    Никакого!

    И исходя из этого своего соображения, плодовая лоза у меня мно-го-лет-няя...

    [Ответить]

    Edik ответил:

    @Сергей Дьяков,

    Если я правильно понимаю, то Вы на лозе срезаете отплодоносившиеся ветки не полностью, а оставляете 2 глазка, из которых на следующий год пойдут опять ветки с плодами?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Edik, да, совершенно верно — я об этом уже давно рассказывал и не раз...

    [Ответить]

    АЛЕКСЕЙ ответил:

    @Сергей Дьяков, Вот это мне было не понятно когда я посмотрел на ютубе ролик о формировке 4-х рукавного веера, когда вы сказали о срезке отплодоносивших лоз до рукава. Я понял сначала, что нужно полностью срезать до рукава, а потом подумал «откуда же возьмется урожай на следующий год?», и понял, что оставляется пенек с почками. Спасибо, я с вами согласен о накоплении многолетней лозы и применять этот принцип действительно можно в разных формировках

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @АЛЕКСЕЙ, пеньки от отплодоносивших лоз остаются на многолетней плодовой лозе, а рукав — это тоже многолетняя лоза, которая растёт под наклоном от головы куста к первой проволоке. И на рукаве, а точнее сказать на конце рукава, растёт единственная лоза, которую я укладываю на первую проволоку шпалеры и она становится плодовой, а со временем и многолетней. Более на рукаве никакие лозы не растут — он голый.

    И ещё есть маленький нюансик — необязательно, что на одном рукаве должна расти одна плодовая лоза...

    [Ответить]

  • Евгений
    27 ноября, 2019, 17:31
    Цитировать

    Сергей, большое вам человеческое спасибо за подготовленный материал,как всегда все понятно, и доходчево.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Евгений, пожалуйста!

    Применяйте этот материал в своей практике.

    [Ответить]

  • Александр
    27 ноября, 2019, 17:44
    Цитировать

    @Сергей Дьяков, понятно, попробуем также. Спасибо.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Александр, а чего пробовать? Вы делайте так и многие заморочки отпадут сами собой.

    [Ответить]

  • Яков
    29 ноября, 2019, 20:04
    Цитировать

    Сергей, здравствуйте. Вы оставляйте многолетние плодовые лозы , которые натягиваются по первому ряду проволоки каждый год. Откуда тога на них растут лозы нового сезона , вы на них оставляйте сучки а несколько почек? Или молодые лозы растут из спящих почек рукава?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Яков, здравствуйте!

    Да, плодовые лозы на моих кустах многолетние и лежат на первой проволоке шпалеры.

    А плодоносные лозы каждого года растут из оставленных пеньков (на 1-2 глазка) при осенней обрезке.

    Вы почитайте коммент с посетителем Edik, чуть выше...

    [Ответить]

  • татьяна
    1 декабря, 2019, 11:51
    Цитировать

    Спасибо,Сергей! Очень полезная информация!

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @татьяна, пожалуйста!

    Вы Главное — применяйте эти материалы в своей практике, если у Вас есть виноград. Если винограда у Вас ещё нет, то сажайте.

    А так, можете помочь своим друзьям и знакомым, у которых есть виноград, отправив им ссылку на этот пост...

    [Ответить]

  • Татьяна
    27 марта, 2020, 7:01
    Цитировать

    Здравствуйте Сергей 

    Я только начинаю выращивать виноград и с обрезкой у меня проблемы, но я поняла как формировать рукав , но вы оставляете 2 глазка , а как быть с сортами которые требуют длинной обрезки когда соцветия закладываются на 7 8 почках спасибо большое за ответ с уважением 

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Татьяна, добрый день!

    Я слышал такую байку, что у некоторых сортов якобы плодоносные лозы с соцветиями вырастают на дальних глазках...

    Ну, что я могу сказать — мои кусты обрезаются по моему способу уже на протяжении 15-16 лет и никаких проблем с плодоносностью глазков, а точнее сказать, лоз, которые растут из этих глазков, ещё не было.

    [Ответить]

    АЛЕКСЕЙ ответил:

    @Сергей Дьяков, Да этот вопрос меня тоже смутил, когда я услышал о вашем способе формировке, опыт великое дело, против него никакая теория не попрет.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @АЛЕКСЕЙ, прежде чем что-то сделать на практике, я тщательно всё анализирую, сопоставляю, предполагаю, как оно получится или можете получится, т. е. провожу мозговой штурм по решению конкретной задачи для достижения нужной мне цели, и только потом пробую на практике. Согласен, против фактов не попрёшь...

    [Ответить]

  • Яков
    27 апреля, 2020, 12:48
    Цитировать

    Сергей, добрый день. Уточните ещё один момент. Если на горизонтальной лозе остались после обрезки рожки на 1-2 почки . А весной полезут ростки не с рожка, а самой горизонтальной ветки. Какие из ростков (вернее один?) лучше оставить?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Яков, добрый день!

    Ростки с оставленных глазков на «рожке» не полезут в одном случае — если вымерз сам «рожок» и естественно глазки. В этом случае «просыпаются» спящие глазки на плодовой лозе возле того места, где рос сам «рожок».

    Если молодые лозы (ростки) начали расти из глазков «рожка», то сипящие глазки (на плодовой лозе) не проснутся!

    Поэтому вывод простой — какие глазки проснулись, такие молодые лозы, растущие из этих глазков, и оставляете. Всё.

    [Ответить]

Оставить комментарий или два