Весеннее размножение дёрна в проходах между делянками
Дорогой посетитель, приветствую!
В этом посте речь пойдёт о размножении травяного дёрна (дерновой почвы) в проходах между делянками. Так же этот способ можно применять и на своём газоне, если таковой имеется.
Дело в том, что мне на ящик приходят письма с вопросами – какую траву купить для задернения проходов; сколько нужно килограммов этой травы; у меня нет денег, покупать траву в магазине; как можно размножить естественные многолетние травы с опушки леса или луга; и т. д.
Ну, что касается массы семян к нужной площади посева? Эту информацию можно спросить у продавца-консультанта магазина, где покупаются семена. Так же у этих продавцов можно разузнать, какие семена трав (или смесей) лучше подойдут для использования в конкретном случае и для конкретной цели.
Ведь, не зная свойств сорта той или иной травы можно нажить себе и проблему. А проблема будет заключаться в том, что стрижку нужно будет проводить не 3-4 раза за сезон, как задумал хозяин, а 10-12. Это зависит от силы роста выбранной травы. Поэтому, прежде чем покупать газонную травку или их смеси, нужно непременно проконсультироваться с продавцом.
Что касается размножения травы дерновыми куртинами (клочками).
Дорогой посетитель, в прошлом 2012 году, я размножал такими дерновыми куртинами траву в проходах между новыми коробами, которые установил поздней осенью 2011 года. К тому же был повод для удаления дёрна из одной делянки, где я проводил один эксперимент по выращиванию «растущей» мульчи. Эксперимент не удался, и мне всё равно бы пришлось срезать этот дёрн и куда-то его определять.
Сами понимаете, дорогой друг, чтобы потраченные силы и время по посеву семян полевицы-побегоносной в экспериментальных делянках не пропали даром, я и воспользовался удобным случаем размножить её в недостающих местах, т. е. в новых проходах между новых коробов. И прежде чем приносить дерновые куртины на новое место «жительства», эти места нужно было подготовить. О чём и рассказываю в первом ролике.
Второй задачей после укладки дерновых куртин было простое выравнивание поверхности почвы в самих проходах. Чтобы не получилось так — положил дёрн в проходы, а уровень почвы оказался ниже нижней кромки досок самого короба. Как выровнять общий уровень почвы в проходах до нижней части досок короба я и рассказываю в этом ролике.
Дорогой друг, после просмотра ролика хочу сам себя поправить. Тут я, конечно, маху дал, скорее всего, сказалось весеннее солнышко. Наверное, толще 2-3 см. насыпать почву поверх свежеуложенного дерна всё-таки не стоит, так как корневая система многолетних трав нарушена и, возможно, выпревание корневой системы. Имейте это в виду.
Ну, и заключительный этап во всей этой процедуре – мульчирование проходов дополнительным тонким слоем рыхлой мульчи. В этом случае подойдёт сено или солома. Этой мульчи нужно не особо много (не как в питательных делянках 15-18 см.), да и делать этого совсем не обязательно, но по возможности лучше сделать. Потому что при разложении этой мульчи (сена или соломы) почвенными микроорганизмами, молодые росточки травы получат дополнительное питание. Что, несомненно, скажется на могучем травостое в будущем.
Вот фоток представить Вам сейчас не могу по одной простой причине, я их не нашёл на своём жёстком диске. Помню, что фотки делал, но в какую папку их положил, не нашёл. Но Вы можете поверить мне на слово, трава выросла хорошая, и даже пришлось этот проход пару раз косить. В проходе, как Вы понимаете, росла не только полевица, но и другие многолетние травы – пырей, мокрица, одуванчик и другие виды трав, название которых я не знаю.
Моей задачей было максимально прикрыть почву в новых проходах от воздействия прямых солнечных лучей и дерновые куртины с этим справились на УРА! В последующие годы разновидность трав и густота их роста будет, естественно, увеличиваться, так как в летний и осенний периоды ветром разносится несметное количество семян. А это мне на руку.
Теперь хочу остановиться на сене, которое лежит после стаивания снега в проходах, впрочем, как и на газонах.
Дорогой посетитель, у меня к Вам будет малюсенька просьба. Если у Вас проходы между делянками задернены многолетними травами или имеется газон, то прошу Вас, НЕ СГРЕБАЙТЕ по весне сено с этих участков. Не слушайте ни дизайнеров, ни соседей, ни кого-либо ещё. Нельзя этого делать, ни при каких обстоятельствах.
Потому что вот этим действом (сгребанием) мы лишаем будущую растительность дополнительного питания, которое образуется от разложения этого сенного войлока почвенными микроорганизмами. В этом случае, скажем так, бездействие – лучше всякого труда, если он направлен на создание проблем.
Посудите сами, ну, выскребем мы это сено и что? Почва за считанные дни высохнет, покроется трещинами и нам нужно будет все эти проблемы решать – поливать, поливать, поливать и … . Нам эти проблемы нужны?
Я тут откопал на жёстком диске пару фоток за 2009 год, на которых хорошо видно, как прорастает новая травка через сено.
На фото ниже я постарался влезть в сами растущие травинки и снять сенный войлок. Насколько мне удалось, судить Вам.
А где взять столько сена весной?
Во! Вывод напрашивается сам. По осени прекращайте косить траву в проходах и на газоне в конце августа – начале сентября. И будет Вам счастье!
Понимаю, возможно, кого-то напрягают обсемененные сорняки и многолетние травы. Ведь нам всегда вдалбливали в голову, что нужно косить до обсеменения, чтобы не преумножать сорняки на даче и т. д. и т. п. Но позвольте, если косить в данные сроки, то тогда нужно и всю дачу накрывать нетканым материалом, чтобы не дай Бог, какое-нибудь семя не опустилось на даче.
Вы же прекрасно понимаете, дорогой друг, что эту чепуху про обсеменение нужно выбросить из головы, ибо это глубочайшее заблуждение навязанное нам горе-борцами за чистоту. Кстати, интересно было бы посмотреть, как эти люди, которые придумали для нас эту дачную повинность, справляются с этой проблемой сами?
Ну, вот, пожалуй, и всё.
Дорогой посетитель, что Вы думаете, про размножение многолетних трав при помощи дерновой почвы? Отпишитесь в комментариях.
С уважением,
Сергей Дьяков.
P.S. Да и вот еще, какое дополнение. Я тут отредактировал немножко видео-книгу «Выравнивание почвы в проходах и на газоне». Дело в том, что она была сделана в 2009 году, и сейчас я решил, что её нужно облагородить – изменить шрифт, добавить текст и т. д. Она не слишком велика по объёму, но будет весьма полезна, если Вы надумаете заняться выравниванием почвы в проходах между делянками или на газоне. Если Вам интересно, то скачать её можно здесь
67 комментариев к “Весеннее размножение дёрна в проходах между делянками”
Полевица одна из лучших трав для газона. Стоимость семян 200грн за метр газона. Поэтому в Японии высаживают метр газона, газон прорастает, его рубят на кусочки и продают. Стрижка до 6 раз за сезон.
[Ответить]
Сергей ответил:
28 февраля, 2013 в 11:46
[Ответить]
Давно размножаю траву делением куртины. Началось это давно, когда в саду я заметила траву, похожую на газонную, но растущую намного гуще, имеющую более тонкие травинки и короткую (7-10см) корневую систему, похожую на пучок конских волос(такие тонкие корешки у этой травы). Трава росла в местах не доступных для полива, но была темно-зеленого цвета и не выглядела вялой даже во время 36-градусной жары. Рассаживаю я ее так: разрубываю лопатой пучок травы и не плотно укладываю на землю. Места между пучками травы засыпаю землей, смешанной с компостом и поливаю. Когда земля между пучками проседает, — опять досыпаю земли и поливаю, и так до тех пор пока земля не перестанет проседать. Позже никогда не удобряю — достаточно того, что не надо убирать засохшие травинки. Молодая поросль подымается над сухими травинками и прячет их под своей зеленой массой.
[Ответить]
Анна ответил:
28 февраля, 2013 в 11:26
[Ответить]
Сергей ответил:
28 февраля, 2013 в 11:54
[Ответить]
Уважаемый Сергей! Что-то я не совсем поняла. Зачем в проходах срезать землю для укладки дерна, если там и так росла трава? Или это делается в том случае, когда не хватает высоты чтобы прикрыть щель в коробе? И еще. Как полевица относится к вытаптыванию? С уважением, Татьяна.
[Ответить]
Сергей ответил:
28 февраля, 2013 в 12:01
Полевица великолепно относится к вытаптываю, а вот к стрижке в жару не очень — выгорает. Когда ориентируешься на синоптиков, блин, которые обещают дождик на неделе и пришло время стрижки — постригаю. А дождём-то и не пахнет. Тогда полевица выгорает. Но стоит пройти дождю, как снова зеленеет.
[Ответить]
я вообшето этим не занимался никогда,у меня вся земля перепахиватся,хочу нынче весной попробовать,некоторые культуры замульчировать,у меня есть участок сотки две замульчироывано,я картошку под солому садил,вот что нибудь сдесь испытаю что нибудь посажу что получится.
[Ответить]
Сергей ответил:
28 февраля, 2013 в 12:05
[Ответить]
Сергей! Незанимаюсь таким размножением. Сталь сеять газонную траву и заметил что она не дает расти другим сорнякам. Когда подрастает , подстригаю тримером и использую в качестве мульчи.
[Ответить]
Сергей ответил:
28 февраля, 2013 в 12:09
[Ответить]
Спасибо, прекрасный материал для развивающихся дачников, я применяю эту методику давно, так как в далекие *) -е годы нам найти разнообразные сортовые травы было найти сложно, вот и выискивали красивые экземпляры в перелесках, налугах, а для альпийских горок неповторимые екземпляры с южных каменистых склонов нашего Донбасса и даже Крымских гор, очень выносливые и неприхотливые.
[Ответить]
Сергей ответил:
28 февраля, 2013 в 12:21
[Ответить]
Приветствую Сергей
можно проходы засадить мшанкой
[Ответить]
Сергей ответил:
28 февраля, 2013 в 12:22
А что такое мшанка?
[Ответить]
Лариса ответил:
28 февраля, 2013 в 15:02
Здравствуйте, Сергей! Мшанка или Ирландский мох — это одно и то же. Видела фотки, очень красиво, но говорят, что босиком не походишь, т.к. она буйно и долго цветет и очень много пчел прилетает. Однако, думаю, что в этом свой плюс имеется. Больше пчел — лучше опыление. Вот купила одну куртинку осенью, посадила и семена достала. Посмотрю как перезимовала и буду размножать. И семенами попробую, правда семена у нее микроскопические, придется сначала дома сеять. Долго за ней охотилась, вот раздобыла. 🙂
[Ответить]
сергей ответил:
28 февраля, 2013 в 22:29
Сергей
наберите в google мшанка и все узнаете
разрастается прекрасно только вначале надо немного пропалывать
[Ответить]
Сергей ответил:
28 февраля, 2013 в 22:37
Поэтому, куртиночку, где-нибудь в уголке дачи соорудить можно, ну и попробовать эту травку потоптать. А чтобы сразу задернять все проходы, нет смысла.
Попробуйте, потом отпишитесь.
[Ответить]
Сергей! Мне интересно Ваше мнение по такому факту: летом 2012 года в междурядьях клубники я укладывала скошенную на газоне траву, так к осени она проросла. Получился еще один газон в клубнике...Никогда не думала, что скошенная трава может прорости.
[Ответить]
Сергей ответил:
28 февраля, 2013 в 12:26
Если Вы имели в виду землянику на газоне, то всё равно мульчировать эту травку нужно, так как ей тоже нужно питание для роста и она будет делить это питание с земляникой. Тогда как мульча восполнить и устранит это деление, предоставив кучу питания, которого хватит и травке и землянике. Я всё-таки за мульчирование земляники толстым слоем мульчи.
[Ответить]
Уважаемый Сергей! и все, все, все, кто сталкивался с данной проблемой. Может быть немного не по теме, но все же... Я сделал прекрасные короба, между ними прекрасные газоны и достаточный полив. Все свои помидоры и перцы укрывал весь сезон сеном и соломой, сохраняя в грядках влажность. В результате практически весь мой урожай (особенно перцы) был поражен слизнями, которые облюбовали газон и замульчированные грядки, особенно возле стенок коробов. Борьба с ними практически ничего не дала. Весь перец издырявлен. Что делать?
[Ответить]
Сергей ответил:
28 февраля, 2013 в 12:31
[Ответить]
Геннадий ответил:
28 февраля, 2013 в 14:03
[Ответить]
Сергей ответил:
28 февраля, 2013 в 14:13
Про огуречную траву не слышал, но, возможно, инфа правдивая. Нужно только попробовать у себя, иначе не узнать.
Думаю, при помощи газет и тряпок с брюхоногими не справиться, их было очень много. Возможно, год был високосным или по каким-то другим причинам, но они чувствовали себя вольготно.
В этом году буду экспериментировать. О результатах расскажу.
[Ответить]
Сергей ответил:
25 мая, 2017 в 7:39
У меня исчезли слизни с грядок после того как я перестал применять мульчу, им стало негде прятаться от солнца. После нескольких лет мульчирования я вижу, что на перекопанной немульчированной почве в коробе растения растут лучше. Почва лучше прогревается, а углекислого газа растение возьмет из воздуха сколько ему необходимо.Плюс меньше работы, более опрятный вид коробов, возможность подсевать дополнительные культуры (например, зелень) и , конечно , полное отсутствие слизней.
Траву при этом необходимо косить почаще, в высокой траве слизни снова появятся.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
25 мая, 2017 в 12:29
Слизни для моих овощных культур не проблема.
Вот Вы говорите слизней нет у Вас без мульчи. А Вы выйдите ночью с фонариком и посмотрите на короба — на каждом ребре короба их кучи.
Согласен, что без мульчи их меньше, но мульча, ведь, создаёт условия для почвы и почвенных обитателей и это Главное! В такой мульчированной почве любые растения растут во благе и приносят достойный урожай!
Конечно, каждый дачник выбирает, мульчировать ему почву в своих делянках или нет. А по сему, оставим это действо на выбор каждому дачнику...
[Ответить]
Сергей ответил:
26 мая, 2017 в 6:49
Нет, я прекрасно помню результаты «работы» слизней. После прекращения мульчирования ни одну ягодку земляники они у меня не тронули, не говоря уж о перцах или томатах. Ремонтантную землянику в октябре от слизней , конечно, трудно уберечь (когда сыро и мало солнца).
[Ответить]
Сегодня 28 февраля, ура-ура!)...
В связи с этим повышенный тупизм мешает адекватно воспринимать прочитанное...
Зачем надо таскать дерн и вообще заниматься проходами между делянками, когда там завсегда что-то растет..., между делянками у вас кони бегают? Или просто нужно чтобы ровненько было, красота и эстетика?
С уважением, начинающая дачница.
[Ответить]
Сергей ответил:
28 февраля, 2013 в 12:48
Тут дело в том, что это прохода у меня не было, а на этом месте была широкая делянка. Почитайте, пожалуйста, мой ответ Татьяне, выше и Вам будет всё понятно.
С другой стороны, как Вы правильно заметили, эстетика и красота должна присутствовать на даче.
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей. А я делаю совсем наоборот: застилаю проходы картоном (благо его сейчас столько, что только не ленись) и потом присыпаю не толстым слоем сена. У меня нет в проходах «могучего травостя», но мои растения в делянках так же получают дополнительное питание из проходов и ходить по таким дорожкам не менее комфортно, чем по растущей траве, а может и удобнее.
[Ответить]
Сергей ответил:
28 февраля, 2013 в 12:54
У Вас подход другой к содержанию проходов. Вы правы, что дополнительное питание овощи получают и из проходов. Тут дело в том, что упаковку нужно каждый год собирать и укладывать, а травку размножил раз и всё. Если Вам нравится такой подход, то, конечно, делайте. У меня подход немного другой.
В действительности, сколько дачников, столько и способов содержания почвы в проходах. Каждый делает то, что считает нужным и приемлемым. Так должно и быть!
[Ответить]
Насчёт не сгребания сена -не согласен.Думаю--надо накошенное в междурядьях с 75% площади смести на оставшиеся 25% площади--- с обоих сторон при однорядной посадке растений.для их мульчирования.Это же создаст противопожарный разрывы,что бывает актуально по опыту 2010 года.Участок у меня более 180 соток,из транспорта--велосипед,так что о привозных компонентах не может быть речи. Многие садоводы утверждали,что из междурядий будут в грядки лезть корневища сорняков,поэтому надо обордюривать грядки досками.Это сколько надо на гектар--вагон? Я думаю-можно вместо этого применять отрезание прорастающих корневищ по границам гряд досковой фрезой на мотоблоке. А для сметания накошенной травы роторные щётки сделать.Здесь всё скосить заставляют,т.к. земля сельхоз-назначения.
[Ответить]
Сергей ответил:
28 февраля, 2013 в 13:01
[Ответить]
Уважаемый Сергей, несколько лет назад я воспользовалась способом, который Вы описали. Мне необходимо было уложить плитку (примерно 20 кв.м) под перголой, а там уже был густой газон. Поскольку было очень жаль расставаться с выращенной травой (тимофеевка, овсяница) я поделила дерн на куски, площадью с совковую лопату, как можно аккуратнее подрезала их на глубину 8-10 см. и относила в другое место, где было необходимо, например «залатать» выпревшие места или как поступили Вы, уложить между коробами. Принялись эти участки очень быстро, образовавшиеся щели между кусками засыпала землей, смешанной с компостом и к концу лета не было возможности отличить засеянный много лет назад газон от рубленного и перенесенного на новое место. Поливала и скашивала эти вновь образованные участки как и существующий газон. Я Вам давно не писала, может Вы не помните меня, у меня дача с высокими круглыми корзинами, сплетенными из ивовых прутьев, в которые посажены плодовые деревья, а оставшаяся площадь до краев корзин используется как клумба для цветов.
С уважением, Ольга Павловна
[Ответить]
Сергей ответил:
28 февраля, 2013 в 13:08
Да, давненько Вы не писали. Мне кто-то присылал фотки с корзинами из ивовых прутьев, возможно, это были Ваши фотки.
Вы правильно поступили, что не стали класть плитку на траву. Жалко такую красоту утратить. Ведь на даче всегда найдутся места, где дёрн пригодится для размножения или облагораживания. Красота, ведь, она приносит кучу положительных эмоций и поднимает настроение.
[Ответить]
Спасибо, Сергей!
Этой весной мне предстоит перенести с луга много метров дёрна на довольно крутой насыпной склон между домом и огородом, так что Ваш материал мне очень кстати, теперь я примерно понимаю, как за это взяться.
[Ответить]
Сергей ответил:
28 февраля, 2013 в 13:11
Только выбирайте плотную дернину, чтобы потом не подсевать семена трав. Луг-то он луг, но на нём тоже есть разные участки, где растут разные травы. Вам нужно выбрать сильно задернёные участки луга и оттуда нарезать куртины.
[Ответить]
Сергей,спасибо за ответ. Это были фото именно моих корзин. С тех пор деревья подросли. Вишни в 2012 году собрали полтора 10-литровых ведра, а первый урожай был в 2009 году одно ведерочко из под майонеза. Яблони пришлось посадить новые, т.к. напал яблочный рак и деревья просто почернели как обугленные. В этом году им будет по 3 года, надеюсь получить первые яблочки. Может Вы мне посоветуете что мне делать с деревом, которое называется вишня-черешня. Ему уже 6 лет, урожая не было ни разу, хотя несколько цветочков весной 2012 года видела. Дерево очень красивое и его жаль вырубать.
С уважением, Ольга Павловна
[Ответить]
Сергей ответил:
28 февраля, 2013 в 13:58
А, значит это Ваши фотки, ну, красиво у Вас всё на даче! Так держать!
[Ответить]
Здравствуйте,уважаемый Сергей. Полученную от Вас бесценную информацию надо переварить,обдумать,претворить в жизнь. О результатах отпишусь.Всего доброго.
[Ответить]
Сергей ответил:
28 февраля, 2013 в 23:13
Отпишитесь обязательно, буду благодарен!
[Ответить]
Сергей, спасибо за советы! Я каждый раз читаю их с большим удовольствием. К сожалению, многие из них непреемлемы в условиях пустины в Америке. Я складываю между грядками все пищевые отходы за исключением белковых продуктов, ненужную резаную бумагу, солому, золу, куриный помет и т.д. Складываю все это слоями между сухими ветками, а сверху кладу щепки, которые заказываем у компании, которая их нам поставляет. Весь этот «бутерброд» хорошо смачивается водой при поливе и превращается в прекрасный компост. Заполнила смесью один проход, перехожу к другому и так делаю регулярно. Никакого зловония нет, не надо рыхлить слои...Все перепревает с первых проходов к следующей весне и идет на грядки, а там где отходы были заложены поздно, оставляю до следующей весны или осени. Поливаю такие «бутерброды» между грядками и настояной на сорняках водой. Растения на грядках тоже получают дополнительное питание из них. Всем хорошо. Дождевые червячки работают в полную силу, получая дополнительный корм ввиде органики. Я не пользуюсь никакой химией в своем саду.
[Ответить]
Сергей ответил:
28 февраля, 2013 в 23:16
Успехов!
[Ответить]
Татьяна ответил:
1 марта, 2013 в 2:02
Сергей, я бы и рада воспользоваться этим вашим советом насчет делянок между грядками, но у нас нет никакой травы, кроме колючек да дикой горчицы. Так что приходится приспосбливаться...Однако, все Ваши советы я тоже стараюсь применить к своему участку и очень вам благодарна.
[Ответить]
Сергей, таким способом размножаю и рассаживаю на новых местах очитки, ясколку, чабрец, гвоздику многолетнюю, ковыль, овсянницу, но я их высаживаю, где попало в неудобъях, или, что бы закрыть оголенные «ноги многолетних» цветов, а собственно проходов между делянками у меня и нет как и самих делянок, но замульчировано практически все... дорожки больше напоминают тропинки в лесу между растений, так как тримера у меня нет и я думаю, что никогда и не будет, поэтому такие ровненькие междурядья мне ни к чему ))) некоторые дорожки заросли горцем птичьим (муравкой) подорожником, мятой и другими аптечными травами, меня это устраивает и чай лечебный всегда под рукой и на зиму витаминной продукции запасаю, и красиво на даче и ароматы цветущих трав привлекают полезных насекомых, и задернения газоном не требуется (по мне так газон это "скушновато" все таки, и жалко место, тогда как много всего вместо него посадить можно... но как говорят на вкус, на цвет...), а растет только то, что мне нравиться и приносит двойную пользу , что не по мне срезаю косячком под землей 5 см от поверхности т.е ловлю, сразу двух зайцев, даже трех ! ))) единственно , что в прошлом году мне доставило беспокойство, так это муравка, почему то, она заболела мучнистой росой, а обрамляла она огуречную грядку, тут пришлось срочно выстригать ее и поливать дорожки фитоспорином и огурцы тоже, что бы не заразились, но все обошлось к моей радости не заболели огурцы... правда осталась без запаса на зиму (муравка очень полезна сердечникам и почечникам, т.е мне...)
в конце концов, задернение есть, только полезное именно для меня , значит и задача в принципе решена... может кому и понравиться мой опыт, но это на любителя, мало кто сейчас разбирается в аптечных травах...
и еще про слизней, за прошлое лето и три лета до этого не видела ни одного, после того как начала мульчировать сухой сосновой хвоей, они даже ни разу не напали на хосты, которые оччень любят, я мульчирую «сосновыми лапками» не обрываю хвою с веточек... через неделю она меняет цвет и становиться желто -коричневой на ее фоне и зелень смотриться роскошно... «хвою» заготавливаю в городе после празднования нового года потому она зеленая и чистая... ну и конечно сухая... попробуйте для кого актуальна проблем слизней...
[Ответить]
Сергей ответил:
28 февраля, 2013 в 23:21
Я бы тоже попробовал с удовольствием хвойный опад, только у нас в лесу его не особо и наберёшь. Как мне посчастливилось напасть на три кучи елового опада. Я использовал его под томатами и картошкой. Томаты вроде бы не трогали, но картошку слизни покромсали. Ботва картошки лежала в проходах (в траве), вот они её и погрызли. В этом году снова прогуляюсь по лессу, может чего и надыбаю из хвойного опада.
[Ответить]
юлия Оренбург ответил:
1 марта, 2013 в 11:16
— кому вдруг интересно станет...
Сергей простите , что без вашего, разрешения даю ссылку, но она действительно статья по моему ценная посмотрите если, что уберите... я нашла ее случайно, так же как и ваш блог...
в ней предлагалось собирать хвою с сосен после того как их после празднования Нового года выбросили на мусорки, не знаю как у вас, но у нас, даже при том, что край степной и леса нет, кроме лесополос (посадок) но около мусорок скапливается сосен на приличный камаз , причем около каждой... и сосны то какие пушистые, всегда их было жалко, когда на помойке уже второго января штуки три стоят ..., я просто секатором срезаю пушистые лапки и отношу их в сарай там все лежит на морозе и к весне все само высыхает, или если несколько дней стоит сумка в квартире, то хвоя уже здесь полностью высыхает, и еще хочу заметить, что опад если его собирать в лесу — полупрелый и сгорает он быстрее, его потому и подсыпать нужно чаще, но а чистая хвоя остается лежать на сезон и даже больше... очень актуально для клубники , ягода всегда чистая, правда удовольствие раскладывать ее не для слабонервных, но спасают старые кожаные перчатки, тогда она не колется... то что слизни по ней не ходят это, я точно проверила сколько лет «уже смешу людей стрижкой сосен на помойке» ну и Бог с ними, кроме того смотрите ее (хвою) и против вредителей используют... ну, а если лень собирать так много хвои можно же комбинировать и класть ее только сверху, но я сама не пробовала... я толстый слой хвои раскладываю... замечу, что машины у меня нет, но сухая хвоя очень легкая и я справляюсь с этим делом одна без посторонней помощи перевожу троллейбусом сразу на огород...
[Ответить]
Вопросом о размножении дерна между делянками (грядками).я занимаюсь с 2003 года,когда решил сделать грядки из досок иначе весной приходилось все грядки (делянки) восстанавливать,а это хлопотное дело. Я уже писал,что у меня на участке близко расположены грунтовые воды,поэтому (практически делаю так же как и Вы), выкопав 5-7 см ,до глины, сначала засыпаю 3-4 см песка,а уж потом кладу дернину. Но эти работы я провожу не весной, а осенью,т. к. если проводить данные работы весной,то в течении лета при постоянной эксплуатации,хотьбе по дорожкам появляются ямы,а в них стоит вода.Выполнив эти работы осенью,убеждаюсь,что за зиму дерн улежится.утрамбуется.дорожки будут ровные и трава на них растет изумительно,я ее скашиваю 2-3 раза за сезон. Да, самое главное,воды в этих местах нет,дорожки сухие.
[Ответить]
Делянки с кробами (ну да, с опалубкой) сделали на лугу на первично вскопанной земле, а в проходах остался луг и мыши делают там зимой ходы прямо на поверхности в траве с захватом земли, что-то там носят себе туда-сюда, как по магистралям или просто едят эти корешки по ходу. Экспериментировала с «озимой картошкой», так они её растащили, но единичная взошла. У меня повесне такая процедура: эти «мышиные магистрали» закладывать дёрном, это приличный кусок работы. А вот ... засыпать это просто почвой не догадалась. Сергей, Вы говорите это уже пару лет как, вот пару лет я и стала это делать. Так что, спасибо! Хотя, логично: если коробами от её «агрессивности» отгораживаться, то уж заделать-залечить небольшие ранки на своей поверхности уплотнённая проходочная дернина может.
Титанический труд по удалению всех слизняковых яиц не делаю, но под камушками под опалубкой делянок проверяю.
[Ответить]
Сергей ответил:
2 марта, 2013 в 10:11
Буду думать и над этой проблемой.
[Ответить]
Tatyana Guseva ответил:
7 марта, 2013 в 15:15
[Ответить]
Сергей привет,
Дерниной размножал чабрец,вроде все прижилось ,только медленно разрастается
[Ответить]
Сергей ответил:
1 марта, 2013 в 16:49
Ну, не все травы сразу заполоняют нужное нам пространство. На это нужно время. Тут есть важный момент — их часто не нужно стричь. Лучше пусть они в волю обсеменятся и сами себя размножают своими же семенами.
[Ответить]
Сергей зжравствуйте ! У меня естественным образом между некоторыми делянками разросся пырей. практически в ковер. Как вы считаете нужно ли его заменить на газон из других трав, угрожает ли он делянкам и нужно ли с ним бороться.
[Ответить]
Сергей ответил:
2 марта, 2013 в 10:15
Если в делянках используете толстый слой мульчи, то овощам он не угрожает ничем. В проходах я бы засеял его многолетними травами, потому что он не даёт такой плотной дернины, которая эффективно прикрывает почву от прямых солнечных лучей и предохраняет её от эрозии.
Возможно, на задернение проходов понадобится не один год, но всё-таки. целесообразнее это сделать.
[Ответить]
Сергей, здравствуйте.
Способ надежный, но трудоемкий. Полевица потому и называется побегоносной, что дает побеги от любой части растения. Я просто беру в руки куртинку, иду по проходу, рву ее на части и кидаю под ноги. После дождя можно и не поливать, все прекрасно приживается. Через два года у вас гарантирован газон как на футбольном поле. В дальнейшем только заделываете проплешины от вытаптывания и выпревания.
Что касается питания травы, мой опыт показывает что его не требуется, все растет прекрасно, кошу два раза в неделю весь сезон. Газонные травы обсеменения не требуют, у них точка роста ниже уровня земли, чем больше косишь, тем лучше растут . Но если есть желание подкормить, то лучше это делать опилками, они дополнительно и выравнивают проходы. Сено «висит» на траве и практически недоступно бактериям, это хорошо видно на Ваших фотографиях. Скошенная газонокосилкой трава лучше, но большая ее часть также превращается в сено.
Сергей, в Вашем ролике случайно была затронута более серьезная проблема. Я тоже обратил внимание на то, что в междурядье очень много червей, но приползли то они туда не с улицы, а из грядок, где им не так комфортно. Я считаю, что проблема заключается именно в мульче на грядках, она охлаждает почву ( и летом тоже) и уменьшает поступления кислорода бактериям за счет увеличения количества углекислого газа. Да, увеличивается питание, но не факт что три тарелки борща лучше одной. Я считаю, что применять мульчу надо очень обдуманно и осторожно, вреда от нее не меньше , чем пользы.
[Ответить]
Сергей ответил:
2 марта, 2013 в 11:11
Что касается полевицы. Возможно, Вы и правы, что она от своего названия — побегоносная, так и размножается. Хотя очень отчётливо это видно по весне, когда лежит сено. Её корни-побеги длинные, но не укоренённые, т. е. воздушные. Если корню удастся прикоснуться к почве, то, несомненно, этот побег укоренится. Её размножение, аналогично размножению садовой земляники — типа усами. Но у меня есть в одном месте дачи (под саженцем груши) травка, которая размножается корнями, как пырей. Корни у неё белые и жирные. Правда, сама травка очень реденькая и для задернения не подойдёт.
Это я к тому, что у разных трав размножение разное и полагаться на разбрасывание частей травы (в частности полевицы) по проходу, не всегда эффективно. Я предпочитаю надёжный способ — размножать целыми куртинами и плотно притаптывать к поверхности почвы. В этом случае, гарантированно, что травка приживётся, и будет разрастаться по проходу.
Теперь про червей.
Сергей, так в проходах червей меньше, чем в делянках под мульчей. Дело в том, что когда я вынужден срезать почву внутри коробов, то у меня сердце кровью обливается от порезанных червей.
Но перед тем, как начинать срезать почву, я стараюсь червей из делянки выпроводить. Сначала убираю мульчу из короба, а потом стучу палкой по коробу и почве. Возможно, эти звуки или звуковые колебания отпугивают червей, но всё же некоторые погибают.
Теперь, что касается толстого слоя мульчи, углекислого газа и кислорода в делянках.
Давайте рассудим трезво. Если бы толстый слой мульчи, при распаде повышал концентрацию углекислого газа до убийственной, то бы это было видно наглядно — растения бы не росли и этот слой мульчи не уменьшался бы. Однако и растения растут великолепно, и мульча тает на глазах. Вывод — концентрации углекислого газа и кислорода внутри коробов делянок достаточно, как растениям, так и почвенным обитателям.
И снова про червей.
Они живут, где им нравится, а главное там, где есть пища — органические остатки. Возможно, по весне они быстрее просыпаются в проходах, так как почва в них прогревается быстрее, чем под мульчей в коробах делянок. Но после того, как почва под мульчей тоже прогреется, то они переползают в эту благоприятную среду, где всегда влажно и есть, что покушать. Я не могу предоставить Вам точных данных по количеству червей в проходах и под мульчей в делянках, так как не занимался подсчётом. Но даже визуально видно, что под мульчей их в несколько раз больше, потому что в проходах, возможно и «потеплее», но нет достаточно пищи. Они ведь не слизни, чтобы кушать «живую» органику — зелёные части растений. Их пища, это отмершие растительные остатки, т. е. то, что остаётся от зелёной массы растений. Но они, как и слизни, являются гермафродитами и для их размножения нужно соблюсти некоторые условия — влага, постоянная комфортная для них температура и пища. Уверен, что они сами решат, где им жить и что кушать. Наша с Вами задача — просто им помочь.
[Ответить]
ну и цены у вас там на полевицу. У нас видел за 450р/кг. Но все продавцы твердят одно и то же, что полевица не выносит вытаптывания. А у вас наоборот. Про полевицу впервые вычитал у Курдюмова, он тоже советовал сеять ее. кстати там же он говорил про еще более простой метод загазонить проходы. Просто стричь сорняки. Через какое-то время сорняки, сами собой, замещаются злаками и превращается все это в луговой дерн.
[Ответить]
Сергей ответил:
2 марта, 2013 в 18:24
Что касается написанного про полевицу в разных источниках.
Азамат, так много чего можно написать, но на деле получается совсем не так.
[Ответить]
Здравствуйте Сергей! Я смотрю на проходах у вас растет одуванчик, вы с ним как то боритесь? Весной в мае, это красиво, ну а потом когда насеется по всему огороду...
[Ответить]
Сергей ответил:
23 марта, 2013 в 0:09
Так чего с одуванчиками бороться-то, если их победить нельзя. Пусть растут — глаз радуют. К тому же, они привлекают разных насекомых-опылителей, а это сказывается на завязывании плодов и ягод.
Даже, если их покосить во время цветения, так ветер всё равно принесёт множество семян. Да и корни у одуванчика длинные — достают питание почти из подпочвы, а потом отдают все минеральные вещества почве, когда отмирает надземная часть.
Но в делянках они особо не растут, потому что толстый слой мульчи не даёт им этого делать. Вот, как-то так.
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей. Только что купила целинный участок. Всё такое сочное, наливистое, так хочется сохранить почву такой же плодородной. Очень плотный и толстый слой дёрна на всём участке. Думаю, что делать, с чего начать? В Вашем видео по весне на делянках где-то плёнка, где-то бутылки пластиковые в почве. Подскажите, для чего? И ещё меня волнует вопрос, обязательно ли грядки в коробах должны быть подняты? Ведь если участок не сырой, зачем сушить землю на грядках, повышая уровень по сравнению с остальным участком?
[Ответить]
Сергей ответил:
13 августа, 2013 в 18:16
Как поступить в вашем случае, Вы решите сами. Я бы поступил так, как описал в одном из выпусков рассылки —www.dacha7.ru/arhiv/67.html
Что касается плёнки.
Ольга, так это ещё укрыт виноград. Через недельку я уберу всю плёнку, шифер, доски и другие предметы зимней укрывки и подвяжу плодовые лозы к первой проволоке шпалеры.
Теперь про баклажки.
Это моя «Универсальная Баклажечная Увлажнительная Система» (УБУС) для овощных культур. Система работает ВМЕСТО обычных поливов и намного эффективней!
Сейчас про поднятые грядки в коробах.
Ольга, это не поднятые грядки в коробах. Это просто короба для сбора и удержания органической мульчи на поверхности почвы дачи. Можно просто класть мульчу и без коробов, но в них она удерживается лучше от осенних и весенних ветров, а так же по моим наблюдениям — в коробах овощи растут лучше, чем без них. Вот, пожалуй, и всё.
[Ответить]
Оля ответил:
15 августа, 2013 в 18:41
[Ответить]
Сергей ответил:
16 августа, 2013 в 12:22
[Ответить]
Сергей как поживают ваши задерненые дорожки.
Я недавно сделал на своем огороде стационарные грядки в раздумье загазонить дорожки.
Однозначного ответа для себя в интернете не нашел. Есть опыт других что трава якобы сушит сильно землю между грядками с сухие дня и растеня на грядке страдают. Кто говорит что трава активно лезет на грядки под бортик.
У меня доска 150 где-то на треть зарыта.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
24 мая, 2017 в 20:27
Травка в проходах растёт отлично! Стригу иногда её электротриммером и всё.
Сушит ли трава почву в проходах?
Алексей, я думаю, что трава тут совсем не причём. Сушит, в основном, почву в проходах тёплый летний воздух и вдобавок солнце, а травка, естественно, берёт для своего развития влагу, но не настолько много, чтобы иссушать почву в проходах.
Растения в грядках делянках страдают не от роста травы в проходах, а из-за того, что почва не прикрыта толстым слоем мульчи из отмерших органических остатков. У меня в коробах-делянках лежит толстый слой мульчи и никаких проблем с подсыханием почвы (под мульчей) нет!
Лезет ли трава из проходов в мульчированные делянки (под бортиком короба)?
Да, бывает, и что из этого?
Ну, пролезет одно растение пырея и пробьётся через толстый слой мульчи у ребра короба к середине лета, ну, и что с того?
Дёрните его за «чуб», да и только. Дело тут в том, что мои короба просто стоят на почве, я их не вкапывал нижней частью в почву, вот иногда пырей и залезает внутрь короба делянки. Но повторюсь — это не проблема!
Понимаю, что учёные навязали нам вечную борьбу с сорняками, а на самом деле, проблемы такой в Природе не существует. Положите в короба делянок толстенький слой органической мульчи и всё, проблема с сорняками решена.
Сейчас я подумываю съездить на луг и присмотреться к разным травкам. Хочу развести прямостоячую травку, которая не даёт кочек. Полевица травка хорошая, но нежная, а я хочу найти такую травку, которая не боится вытаптывания. Есть такая травка на опушке нашего леса. Вот по осени займусь её размножением. Буду вырезать куртинки дёрна и вставлять в проходы.
[Ответить]