Весна 2013. Спасение плодовых деревьев от повреждений прошлого года (1)

Приветствую, дорогой посетитель!

Наконец-то, к нам пришла весна и закипела работа на даче. Первым делом, нужно осмотреть все многолетние растения на предмет повреждения грызунами – мышами или полёвками (зайцев у нас в лесу нет). Давнишние мои подписчики помнят, что прошлой весной и осенью я обмазал несколько яблонь глиняной болтушкой, которые были погрызены мышами прошлой зимой, и собирался нынешней весной принять меры к спасению.

Для новых подписчиков рассылки и посетителей блога, чтобы они были в курсе того, о чём пойдёт речь в этом посте, даю ссылку на нужный пост. Он здесь.

Вот 11 апреля, когда окончательно стаял снег, мы с супругой приехали на дачу и, первым делом, я осмотрел все деревья на предмет новых повреждений, которые могли образоваться этой зимой. К счастью, их не было, зато мышки порезвились в сарае и домике.

Но перед тем как приступить к лечению прошлогодних погрызов, я замульчировал одну из делянок с колонновидными яблонями сорта «Президент», опилками. Мульчировать-то всё равно бы пришлось, но чтобы Вам были лучше видны места прививок на фоне желто-белых опилок я, и сделал сначала мульчирование.

Итак, поехали …

Вот, в принципе, что получилось (фото ниже).

В этой делянке я сделал 3 прививки «мостиком» (фото ниже).

Так же по одной прививке сделал на сорте «Московское ожерелье» и «Валюта».

Ещё пришлось срезать 2 саженца почти до основания места прививки окулировкой на сорте «Янтарное». Благо на одном саженце из привоя вырос побег ещё в прошлом году, а на другом будет расти побег из спящего глазка. Сразу эти места, они получились горизонтальными срезами, я замазал глиняной «болтушкой».

Если у Вас возникнет такая ситуация с привитыми деревьями, то смотрите внимательно перед обрезкой основного ствола саженца или взрослого дерева. Откуда растёт побег – из привоя или подвоя?! Если побег развивается из привоя, то сорт будет сохранён. Если побег растёт из подвоя, то это будет всего лишь подвойный материал для прививки, не более.

Как узнать, откуда растёт побег?

Нужно непременно поклониться саженцу, встав на колени перед ним, чтобы место роста побега было отчётливо видно. Место прививки хорошо просматривается, так как оно выделяется на фоне подвоя — как бы кора и древесина привоя «наплывает» на подвой. Ещё место прививки можно отличить не только по характерному наплыву от привоя, но и по цвету коры, как в моём случае.

Затем, я прошелся по всем прививкам «мостиком» садовым варом, как рекомендуется в видео курсе Евгения Федотова и Романа Врублевского «Садовая хирургия».

Дорогой посетитель, почему не имеет смысла места прививок замазывать глиняной «болтушкой»?

Потому, чтобы исключить попадание инородных тел и влаги в места самих прививок, т. е. где идёт соприкосновения древесины и коры черенка-мостика с древесиной и корой зарезов на саженце или дереве, как вверху (в коре привоя), так и внизу (в коре подвоя или привоя). Тут нужно быть аккуратными и чистоплотными, как хирурги!

Почему в нижней части погрызов может остаться кора, не только подвоя, но и привоя?

Ведь, сами понимаете, что погрызы бывают на разной высоте дерева или саженца – внизу может остаться кора от привоя, а может и не остаться. Тут зависит всё от того, как мышки порезвились.

Вот, как раз прививки на сорте «Президент» были в кору привоя (в нижней части погрыза), а на сортах «Валюта» и «Московское ожерелье» — в кору подвоя. Потому что кора подвоя за прошлый сезон у этих двух саженцев, как бы сползла вниз, и мне пришлось раздвинуть мульчу вокруг них, чтобы сделать зарезы и, что самое главное, не испачкать их почвой или ещё чем-то.

Кстати, места прививок «мостиком» я обматывал той подвязочной лентой, речь о которой идёт в предыдущем посте «Полезные дачные принадлежности (3)». Сказать по-честному, после всех прививок дрожали руки и ноги, потому что занимался этим первый раз в жизни и напряжение испытал неимоверное.

И, как все эти «хирургические операции» были проделаны, я замульчировал соломой опилки в делянке с «Президентом».

После просмотра ролика хочу сказать одно. Если у Вас ещё нет видео курса «Садовая хирургия», то ОБЯЗАТЕЛЬНО приобретите его, чтобы не получилось такой плачевной ситуации, как у меня. Я получил это практическое руководство слишком поздно, за что и поплатился двумя саженцами.

В этом видео курсе содержатся практические рекомендации профессионалов в видео-формате, которые Вы должны знать и применять! Узнать подробности о видео курсе можно здесь или, кликнув на соответствующий баннер, в правой колонке блога.

Но худо без добра не бывает. На моё счастье к нам в город приехала фура с саженцами колонновидных яблонь и садовой земляники от агрофирмы «Виктория» из города Магнитогорска. Я купил 2 саженца (по одному каждого сорта) – «Президент» и «Московское ожерелье». Но это уже другая история, о которой рассажу в следующем посте.

Засим, до свидания!

С уважением,
Сергей Дьяков.

Просмотров: 5 289

44 комментария к “Весна 2013. Спасение плодовых деревьев от повреждений прошлого года (1)”

  • Александр
    19 апреля, 2013, 16:40
    Цитировать

    Сергей,скорее всего я не открыл Америку,но три года в сарае у меня мышек нет. На огороде растёт пижма,несколько сортов мяты и всё это я осенью срезаю и раскладываю в сарае.

    Когда хожу за грибами,прихватываю ветки багульника и туда же. Такое амбре мышкам не по

    вкусу.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Александр, так они вроде и никогда не усердствовали на яблонях, в сарае и домике. Но видно год получился мышиным. Пижму выкапывал по осени по посадкам и на опушке леса и сажал на даче, но видно не прижилась.

    [Ответить]

  • Елена
    19 апреля, 2013, 16:50
    Цитировать

    Рада, что у Вас уже весна и участок очистился от снега. У нас снега еще хватает, поэтому на даче еще не были.

    Вопрос возник такой: мульча светлая, значит земля под ней прогреваться будет медленнее. Вы этого хотите? Возможно это и хорошо, т.к. позднее цветение минует последние заморозки и весенние ветра.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Елена, почва уже прогрелась и мульча теперь будет только сохранять и накапливать влагу под деревьями. Задержать цветение не получится, да и надо ли это делать?

    Кстати сказать, в делянках под овощные культуры, где клал по осени слой сена 15-18 см. ещё на почве лёд. Но думаю, это ненадолго, потому что дневные температуры уже доходят до +22.

    [Ответить]

    Геннадий ответил:

    @Сергей, Могу добавить от себя. В понедельник 16.043.2013 в 15 часов под толстым слоем листвы, уложенной с осени, почва на глубине 10 сантиметров была 7 градусов, а уже в среду 18-го — 14 градусов. Живу на самом севере, правда Курской области (шутка). Под зиму мульчировал первый раз, поэтому было интересно, что творится под мульчой. Сходил к соседу, померил температуры почвы у него — практически тоже самое, только у меня под листвой уже вовсю работают черви.Так что УДАЧИ НА ДАЧЕ! С уважением, Зимин Г.Н.

    [Ответить]

    Анастасия ответил:

    @Сергей, Удивительно. У меня замульчирован топинамбур 2 на 2 метра примерно участок. ВСЕ РАСТАЯЛО!!! И растаяло даже быстрее, чем незамульчированная площадь. Правда в этом году у нас зима была крайне мягкая и земля, собственно почти не промерзала. Но реально у меня почему-то под мульчей на всех грядках оттаяло быстрее, чем незамульчированные части.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Анастасия, ну, так у меня получилось с оттаиванием почвы под мульчей, но правда не во всех делянках. Например, в делянке с чесноком, который замульчирован опилками, почва не промёрзла вообще.

    Секреты Матушки-Природы!

    [Ответить]

  • Анатолий
    19 апреля, 2013, 16:54
    Цитировать

    Чтобы в домике на даче не было мышей всю зиму необходимо с осени нарвать полыни и разбросать ее по полу во всех комнатах , коридоре и до весны все будет хорошо. даже запаха мышиного не будут слышно. Проверено ежегодно. В саду должна расти полынь. Ее нужно с осени ложить и под яблони тогда и мыши тю -тю. Пробуйте я так делаю и доволен. Весной март—апрель перепрививаю прививочным секатором все ветки мотодых деревьев,. В прошлом году из из 30 , — все живые, некоторые в этом году зацветут. В этом году тоже много привил..., жду результат.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Анатолий, я рад за Ваши успехи в прививках. Подумываю тоже в этом году начать окулировку — время покажет. Про полынь слышал, но не использовал пока.

    [Ответить]

  • Елена
    19 апреля, 2013, 18:12
    Цитировать

    Добрый день, Сергей!

    Возникли вопросы...

    1. Не окисляют ли опилки землю?

    2. У нас в Калининградской области сырой климат и много дождей...

    боюсь, что под соломой начнется загнивание...

       Спасибо за описание прививок...муж несколько раз пытался привить яблоню, но черенки не прирастали...гибли...

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Елена, здравствуйте!

    Да не должны опилки закислять почву, так как я же их не закапываю, а кладу по почве. Да и закисляют почву (если их закопать) не сами опилки, а грибы, которые их разлагают в почве. По крайней мере, я читал в сети такую ифу про опилки.

    Что касается дождей и загнивания под мульчей.

    Елена, так не бывает такого процесса (ГНИЕНИЯ), если не валить органику в большие кучи. Тут слой тонкий по сравнению с кучей и ничего не гниёт, а переваривается почвенными обитателями. Запах от мульчи, как в лесу приятный — живой почвой пахнет.

    [Ответить]

    Елена ответил:

    @Сергей,

    понятно...))))

    у меня сейчас головная боль про клубнику ...

    застелила грядку спец.материалом( типа как у картофельных мешков, только черный)...но корни у клубники за лето от дождей выпревают...т.е. данный материал затрудняет проветривание...

    вот и думаю, Ваш метод мульчирования подойдет?

    иначе травой все затянет...а у нас много...за лето 2-3 покоса...

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Елена, выкиньте из головы с садовой земляники это материал. Мульча поможет и Вам и ягоде. Я, например, все вырастающие сорняки стригу обычными ножницами. Пробовал садовыми ножницами стричь, так они за 2 раз сломались, а обычные или портные (помощней) стригут «мама не горюй». А когда нет желания, то и земляника в пырее с остом растёт прекрасно, но правда виде не презентабельный у делянки. А с другой стороны, кому смотреть? Ведь гостей бывает мало на даче.

    Так что мульчируйте!

    [Ответить]

    Елена ответил:

     неееет...))) у нас с сорняками нельзя...))))

    солнца мало, влаги много...трава высоко растет...

    если не пропалывать, у корня все загнивает...

    плюс еще землеройки, кроты ...и слизни добавились...

    от травы просто необходимо избавляться...

    Сергей, а если Вы мульчируете, насколько это помогает от сорняков? 

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Елена, ну, хозяин-барин.

    Мульча сдерживает рост сорняков примерно до середины лета. Точно до какого числа и какого месяца специально не наблюдал. Хотя всё зависит от слоя и вида мульчи.

    [Ответить]

    Елена ответил:

    @Сергей,

    Спасибо, Сергей! )))))

    Мы с мужем все таки решили попробовать... 

    До середины лета — уже хорошо...

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Елена, УСПЕХА Вам с мужем!

    [Ответить]

    Елена ответил:

    @Сергей,

    Cпасибо!!!..)))

    И Вам...здоровых, «вкусных»  и обильных урожаев!!!!

    [Ответить]

  • Владимир из Казани
    19 апреля, 2013, 18:40
    Цитировать

    Предлагаю тему для одного из следующих выпусков--как покончить с зайцами на городской даче.Ибо профилактика лучше чем лечение. На загородной охотники есть,но в черте города стрельба запрещена.

    [Ответить]

  • Зиновий
    19 апреля, 2013, 20:10
    Цитировать

    Здравствуйте Сергей! У меня проблема с муравьями.Они тянут тлю на яблони,а она ее губит.

    Я в одном издании прочел, что для борьбы с этим злом нужно периметер у ствола засыпать

    золой и полить раствором соли.Как Вы к этому относитесь? Хотелось бы узнать Ваше мнение.

    С уважением Зиновий

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Зиновий, доброй ночи!

    Знает, что хочу сказать насчёт соли. Кто это придумал, пусть посыпет себе вокруг одного места, может быстрее думать начнёт.

    Вы разве посты о том, чего боятся муравьи не смотрели?

    Они шугаются обычного пшена. Посыпьте на муравейник горсть пшена и они уйдут в другое место.

    [Ответить]

  • Ольга, Москва
    19 апреля, 2013, 21:05
    Цитировать

    Сергей, здравствуйте! Удивлена, что сразу после таяния снега, Вы принялись за мульчирование. Я уверена, что почве необходимо прогреться, для этого необходимо сгрести в сторону старую мульчу. Дать проявиться первым сорнякам, затем прорыхлить почву, уничтожив эти сорняки и заодно всяких зимовавших бяк. А теперь можно и мульчу положить/ и старую, и новую/.

    Где-то читала, что под деревьями лучше сажать сидераты.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Ольга, Москва, доброй ночи!

    Так зачем делать двойную работу — осенью положи мульчу, а весной её сгреби. По этому поводу есть пост. Он так и называется "Искусственный весенний прогрев почвы на даче — делать или нет?! — dacha21veka.ru/koroba-del...lat-ili-net.html

    Под деревьями лучше, если нет мульчи, то пускать почву под залужение многолетними травами. Просто несколько раз в сезон косить и оставлять скошенную зелёнку здесь же под деревом.

    [Ответить]

  • Николай
    19 апреля, 2013, 21:24
    Цитировать

    Здравствуйте. Зайцы — это хорошо, плохо, что они вредят. 1. Попробуйте защитить деревья пластиковыми бутылками, разрезав их определённым образом, позволяющим обернуть бутылки вокруг ствола на необходимую высоту. 2. Попробуйте изловить зайцев, как это делали наши предки. 3. Прививки мостиком, как показано на фото, единственно возможный способ спасти сильно повреждённые деревья. Надеюсь, всё получится.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Николай, так зайцев у нас в лесу нет. А что касается защиты пластиковыми баклажками стволы деревьев, то тоже не получится. Потому что от самого низа начинаются плодовые образования — веточки, кольчатки и прутики.

    Спасение деревьев от погрызов привикой мостиком, это не единственный приём. Можно ещё сделать подсадку дичка с последующей прививкой. Но у меня дичков нет, поэтому-то и сделал такую прививку. Надеюсь, что приживутся. Правда черенки нарезал из веток другого сорта «Медок». У этого сорта мощная энергия роста.

    [Ответить]

  • олег
    20 апреля, 2013, 0:36
    Цитировать

    Сергей спасибо за ваше интервью почему вы не показали как делали прививки это ваш секрет очень жаль

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @олег, это не мой секрет. Я делал по видео уроку Евгения Федотова из материалов диска «Садовая хирургия».

    [Ответить]

  • олег
    20 апреля, 2013, 23:40
    Цитировать

    Сережа но если у меня и др людей нет этого материала то вам нужно было показать

    и расказать как это делаеться или вам Федотов запретил показывать бесплатно то я думаю это не Божьему

    Бог говорит нам помогите жаждующим и страждающим не держите в себе и не делайте из этого рост

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @олег, никто мне не запрещал. Я не делал ролики, потому что лучше, чем у Евгения у меня бы не получилось. А принцип простой — срезали черенок и заострили вверху и внизу. Затем, сделали зарезы коры и чуть древесины на стволе, и воткнули черенок в зарезы. Вот и всё.

    [Ответить]

  • Наташа
    21 апреля, 2013, 0:55
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей!

    Мыши этой зимой  на нашем участке просто «озверели» — все перекопали, все в дырках, никогда такого не было, но яблони Слава Богу не погрызли, а может это не мыши, а землеройки или кроты, пока не разобрать. Хочу сказать о пшене против муравьев — классная весчь. После Вашего поста прошлым летом все муравейники посыпала — результат потрясающий, все ушли муравьи, теперь всем рассказываю и точно утверждаю: «пшено работает!», проверено! Спасибо Вам огромное!

    [Ответить]

  • Виктор
    21 апреля, 2013, 19:02
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей! От мышей спасаюсь женскими капроновыми колготками(б.у.). Обматываю ими стволики от земли, после наступления устойчивых холодов. Раньше нельзя, т.к. подними будут зимовать вредители. Очень хорошо помогает обтаптывание снега вокруг деревьев.До февраля месеца пару раз, по мере выпадания снега. Через плотный снег мыши не проходят. Про отпугивание мышей уже написали в коментариях. Можно делать ловушки из пластиковых бутылок. У 1,5 л. бутылки обрезать верх. Налить в неё 100 грамм подсолнечного масла(нерафинированого) и закопать в землю с наклоном. С верху накрыть доской (гобыль,ветки...), оставляя проход к бутылке.

    С уважением Виктор.

    [Ответить]

  • Галина Викторовна
    21 апреля, 2013, 21:43
    Цитировать

    Здравствуйте,Сергей! Прививки еще не делала. А от муравьев прошедшее лето избавлялась пшеном. Очень помогает.

    [Ответить]

  • олег
    21 апреля, 2013, 22:29
    Цитировать

    Сережа не всем по карману диски Федотова если бы он изменил ценовую политику

    я думаю от этого он остался не в проигрише а на оборот за счет большего кол-ва желающих

    это относиться не только к Федотову наглядный пример Китая

    поэтому мне было бы интересно посмотреть вашу прививку пусть даже непрофессинально но зато вы получите большее уважение от людей не надо бояться потому что на отлично сделать может только сам Бог но не Федотов

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @олег, так я не записывал видео про прививку-то, поэтому и показать не смогу.

    [Ответить]

  • Николай
    22 апреля, 2013, 0:49
    Цитировать

    Есть еще один интересный способ сберечь саженцы- обычная желчь(продается в аптеках) разводите в водичке и опрыскиваете все легкодоступные места для грызунов- натурально, екологично, не вредит ни саженцам, ни мышкам с зайчиками, дешего, намного быстрее других способов. Все таки профилактика, она економит и силы, и время, и деньги...

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Николай, вот про желчь не слыхивал. Нужно попробовать. Спасибо!

    А сколько на сколько разводить — объём желчи к воде?

    [Ответить]

  • Сергей
    22 апреля, 2013, 13:31
    Цитировать

    Здравствуйте Сергей!

    Как я понял у Вас это постоянная проблема с грызунами, а также с зайцами...((((

    Я делаю проще. Поделюсь с Вами!

    Просто я с осени обматываю деревья строительной капроновой сеткой в три слоя,

    плотно до самой земли...

    а так как у вас мульча остается в делянках, то и мышам там есть где разгуляться))))

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Сергей, добрый день!

    Так, нет у меня постоянной проблемы с грызунами. Это первый раз случилось прошлой зимой такое нашествие.

    К сожалению, Ваш метод мне тоже не подойдёт, потому что плодовые образования на колонновидных яблонях растут сразу от самого низа — от места прививки. Если я буду обматывать деревья чем-либо, то, несомненно, обломаю кольчатки и плодовые прутики.

    Да, и как можно обмотать 54 яблони?

    Тут нужен такой способ, который не требует работ по обмотке деревьев — типа отпугивающих средств. Чтобы положил в делянку под яблони ЭТО и мышки бы не приближались к делянке за 300 вёрст.

    Вот Николай, (коммент выше) предложил использовать желчь. Вот это дело! Но, конечно, нужно попробовать! Если получится, то будет весчь!

    Купил флакончик, развёл, побрызгал и всё.

    [Ответить]

  • Сергей
    22 апреля, 2013, 22:32
    Цитировать

    Согласен с Вами!)

    даже если нарезать сетку как бинт — то замахаешся обматывать 54 дерева...)))))

    Хотя у меня средне рослый сад, 36 деревьев и я их обматываю, в основном от зайцев...

    Будем надеяться, что желчь сработает)))

    Если нет — то готовим ножницы, и заготавливаем полоски из сеток...)

    С уважением,

    Сергей , г.Киев

    [Ответить]

  • Валентина
    24 апреля, 2013, 14:22
    Цитировать

    Сергей, добрый день. Я вижу, что Вы используете свежие опилки. Для их разложения требуется большое количество азота, поэтому их нужно поливать азотсодержащими удобрениями (например мочевина), в противном случае опилки  будут забирать азот из почвы.Рекомендую складывать свежие опилки в кучи, как компост и поливать мочевиной. А года через 2-3 вносить в делянки. Так Вы получите не только хорошую мульчу, но и улучшите структуру почвы. Я мульчирую такими опилками помидоры в теплице и вношу в почву под перекопку ( у нас почва глинистая, тяжелая). Удачи!

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Валентина, добрый день!

    Спасибо за комментарий.

    Но я вынужден с Вами тут не согласиться, и знаете почему?

    Потому что нельзя путать использование опилок под однолетними культурами и многолетними. Я говорю это не с бухты-барахты. Несколько лет я мульчировал один сорт винограда ране-среднего срока созревания опилками, и Вы не поверите, лозы пёрли, как на дрожжах. Единственно, что не есть хорошо, это то, что опилки к концу августа месяца не перерабатываются и почва не оголяется под кустом. Ведь у винограда, как и у всех многолетних культур, есть древесина, которая должна вызреть перед зимовкой, иначе вымерзнет. Но мне однолетний прирост, на котором великолепно вызревал урожай, был не нужен. Хотя, в этом году я хочу нарезать черенков и с этого сорта (просили соседи и брат). Поэтому, этой весной я хочу убрать мульчу из-под этого сорта и положить её же под сорт с ранним сроком созревания. Посмотрю, что получится.

    К тому же под яблоней я положил тонкий слой опилок и прикрыл их соломой. Это позволит развитию разнообразных видов микроорганизмов в почве этой делянки. Возможно, одним из видов этих самых микроорганизмов, будут и азотофиксаторы, которые будут усваивать азот из воздуха, и концентрировать его в почве. Как будет на самом деле, я не знаю.

    Понимаю, что везде это написано, что для переработки опилок нужен азот. Тогда у меня к этим самым «учёным» простой вопрос: «Кто поливает азотосодержащими препаратами упавшие стволы деревьев в лесу?» Ведь упавшее дерево за два-три года, превращается в труху. Да, и у меня есть делянки (например, с плодовыми кустарниками), которые огорожены стволами деревьев. Через 3-4 года они превращаются всё в ту же труху, и мне приходится искать в лесу новые.

    И ещё такой момент.

    Я использую опилки для мульчирования картошки. Если использовать только одни опилки, то результат неважный. Если комбинировать с сеном или соломой, то результат великолепный. В этом году с опилками и картошкой буду снова экспериментировать и в конце сезона получу результат.

    Что касается компостирования опилок перед их применением и закапывания их в почву.

    Валентина, тут сказать ничего не могу, потому что, к счастью, компостной кучи у меня нет, и с 2000 года я ничего не закапываю и не копаю вообще. Все органические остатки компостируются сразу под растениями в делянках, где и лежат в качестве мульчи на поверхности почвы. Возможно, Вы правы про компостирование опилок и использование их в таком виде для томатов.

    Как будут действовать опилки на развитие однолетнего саженца (рассказ о посадке нового саженца будет в следующем посте), мы с Вами узнаем в конце этого сезона, о чём, непременно, расскажу по осени.

    [Ответить]

  • Александр Сватков
    13 мая, 2013, 15:27
    Цитировать

    Сергей, спасибо за труд.

    Приходилось. Но вот вопросы: почему глина, а не вар? почему только один мостик? я ставил 3 штуки сразу.

    И ещё свой опыт. Однажды на молодой ябоне (Зелёнка сочная) обнаружил ещё по снегу свежесожранную кору вкруговую шириной от 8 до 15 см на штамбе. Под руками ничего не было, а бросать просто так не хотелось. Развёл слабый р-р медного купороса, слегка протёр погрыз, протёр ПЭ пакет им же и втугую обмотал с надеждой, что в сл. визит доведу до ума. Вспомнил об этом, когда приехал в сл. раз. Опять ничего не взял, но оставлять прозрачную обвязку на солнце посчитал заранее губительным. Поэтому сверху обмотал ещё и чёрной плёнкой от «майки». Весной начал восстанавливаться камбий, а за лето полностью восстановилась кора. Через год не было видно и следа.

    Пожалуюсь. В этом долгозимнем году под толстенным снегом почва отошла и создала рай для мышвы. Я таких полёвок не видел никогда! Рядом с ними кроты закурили с тоски. Урон нанесли катасрофИЧЕСКИЙ. Малину не объели, а искрошили как просто пригнутую, так и прикопанную. Спиленные и не сожжённые ведтки слив отпескоструиили до состояния слоновой кости. Не говоря о прочем — на 2/3 сожрали смородину. Я это вижу впервые.

    Поселились в парнике и не смотря на всевозможные прикормки — истоптали всходы рассады и... И съели полностью всходы огурцов. Это перечислено только то, что из ряда вон. А то, что грядку накрытой на зиму земляники превратили в воздушно-пышную вафлю, так это вроде и ничего особенного.

    Всего! Успехов.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Александр Сватков, так делал по одному мостику, потому что делаю это первый раз. Не хотел накосячить.

    Почему глина, а не садовый вар?

    Александр, так вар от свежей кромки коры (после обновления краёв) будет отходить — пробовал, когда ещё была яблоня Лобо. А болтушка обволакивает любую поверхность с ног до головы, да к тому же дышит. Но кора не соединилась от подвоя к привою. Раньше такого не было. Погрызы зарастали за сезон, а в этот раз неудача.

    Про грызунов.

    Да, у Вас в этом году напасть большая. Хочу пожелать Вам, по максимуму восстановить, что можно. Что будет потеряно безвозвратно, то прикупить и посадить в течение ближайших лет. Понимаю, что горечь от утраты будет значительной, но нужно смотреть вперёд.

    Успехов Вам!

    [Ответить]

  • Тамара
    28 октября, 2014, 22:09
    Цитировать

    Спасибо большое за советы. Просо это супер — обязательно попробую весной.

    [Ответить]

Оставить комментарий или два