Кому нужна рыхлая копаная почва? (часть 2)

Дорогой посетитель!

Речь в этом посте пойдёт о почвенных обитателях, которые приносят непоправимый вред нашим дачным растениям, а стало быть, и нам самим, ухудшая настроение. Я имею в виду медведку и личинку майского жука.

Естественно, в почве ещё множество обитателей, которые не прочь «погрызть» наши  растения, но остановлюсь только на этих, потому что от других, вроде как, больших неприятностей не наблюдал и не вижу до сих пор. Да и из вышеперечисленных жителей почвы мне вред приносила только личинка майского жука.

О медведке рассказывать особо и нечего, потому что у нас на даче её нет, а вот у наших соседей через дорогу она азарует не по-детски… Почему медведка не перелетает или не переползает к нам на дачу, не имею никакого понятия, но кое-какие мыслишки на этот счёт есть, о чем ниже и поговорим…

Итак,…

На фото ниже, будьте любезны, личинка майского жука. Симпатишный жирный белый червячок с чёрной головкой, но зараза прожорливый, как слон…

Начну издалека – из прошлого века, когда мы ещё копали почву на участке под руководством тёщи. На тот момент потери в рассаде и садовой землянике были огромными.

Дело в том, что когда мы с супругой сыграли свадьбу в 1997 году, то хозяйкой участка (который теперь наш) ещё была тёща. Я тогда особо и не вникал в дачную жизнь – сказали нужно копать, ну, мы с супругой и копали. Как водится, перелопачивали за погожие осенние деньки весь участок.

Делали всё, как и все, не выделяясь среди соседей, естественно, и результаты были тоже почти одинаковые – личинка майского жука лютовала весь дачный сезон, как у нас, так и других. Помышлять о применении Природной Технологии никто и не думал, впрочем, как и не думают, по сею пору.

Короче говоря, с наступлением тёплых деньков в начале лета следующего года и начинались глобальные проблемы с потерей большого числа растений садовой земляники и рассады помидоров и перцев.

Что на деле происходило с садовой земляникой и рассадой?

Ничего особого не происходило, просто в очередной приезд на участок в выходной день, мы обнаруживали, как целые грядки садовой земляники были сухими. Т. е. не выборочно – одно-два растения в грядке, а все растения в грядке были сухими в прямом смысле слова.

Картина была, конечно, не из приятных… настроение было на нуле и руки опускались от безысходности. Посудите сами, пашешь как вол, а результат не то что плохой, а совсем никудышный. Но «сопли жевать» было некогда, нужно было разбираться, в чём причина.

В общем, когда брались за любой кустик, то он отделялся от поверхности почвы, как будто у него не было корней. А на самом деле так и было – корней не было вообще. Возникал законный вопрос – куда делись корни? Ответ на него, как не странно, был очевидным – корни должны быть в почве, но…

Но раскопав поверхность почвы в том месте, где рос кустик, обнаруживали 2-3-4 белых жирных личинки майского жука. И они ещё имели наглость, быть недовольными, типа, что их не во время потревожили и всем своим видом давали понять – мы наелись, а теперь греемся в тёплой рыхлой почве, просьба не беспокоить…

И так, пройдя всю грядку с погибшими растениями земляники, мы набирали по литровой банке этих личинок. И так как такая беда в течение сезона повторялась, то сами можете себе представить, какой урожай личинок мы собирали?!

В общем, урожай личинок был более чем приличный, в отличие от ягод. Если бы на тот момент в городе был бы китайский ресторан, то мы были бы богачами, сдавая оптом в течение летнего сезона всё это «богатство». Однако ресторана не было, и мы просто заливали личинок в банке водой, и они погибали.

Такая же неприглядная картина была и с рассадой. В конце мая, как обычно мы с тёщей высаживали рассаду, а с наступлением настоящего летнего тепла большая часть рассады пропадала. Но так как у тёщи был стратегический запас рассады (всю сразу не высаживали), то была возможность подсадить здоровую рассаду на место погибших растений.

Но сами понимаете, все лето же подсаживать рассаду не будешь, у нас же не тропики, и она не вырастет в срок, поэтому часть потерянной рассады было делом обычным, и переживать по этому поводу никто и не собирался.

В 1999 году тёща «отписала» участок в наше пользование и сказала – ребята вы уже взрослые и копайтесь сами. На тот момент особого желания пускать свой труд коту под хвост не было, поэтому мы решили или продадим участок, или посеем везде траву-мураву и будем приезжать только для того, чтобы отдохнуть после трудовой недели…

С другой стороны, приезжать и варганить шашлык-башлык это здорово, но как же без своей петрушечки, укропчика, огурчиков, помидорчиков и т. д. А первым делом, когда заходишь на дачу, то идёшь за красными ягодами садовой земляники, ведь мимо них пройти невозможно, они так и просятся в рот. А как её съёсть, если она гибнет на корню?

И вот совершенно случайно…

… с 2000 года дела пошли на поправку, а сказать точнее, земляника перестала погибать целыми грядками. Нет, ну, конечно, были единичные потери растений в грядках, но это – небо и земля с той ситуацией, которая была прежде.

Тогда мы даже и не догадывались в чём, собственно, дело... Мы только радовались тому, что, наконец-то, эта катастрофа замедляет свой ход и возможно, вообще исчезнет, хотя надежды было мало, что растения перестанут погибать совсем…

Но должен Вам сказать, дорогой посетитель, что проблема самоустранилась очень быстро, уже в течение дачного сезона 2001 года, все растения земляники и вся высаженная рассада остались целыми. Радости в тот год не было предела и появилось желание не просто не продавать дачу, а наоборот, покупать новые виды растений и непременно сажать, сажать, сажать и сажать…

Хотя у соседей личинка майского жука продолжала лютовать и делать свои коварные дела в течение всего дачного сезона. Когда некоторые соседки приходили ко мне на дачу с жалобами на этого «зверька» и даже приносили в баночке по десятку личинок, то я не мог им ответить на тот момент ничего по существу дела – почему у нас всё хорошо, а у них всё скверно, но…

Но в тот год ко мне всё-таки пришло понимание, почему проблема с личинкой майского жука самоустранилась. Решение этой проблемы оказалось таким простым, что я не сразу в него поверил. Снова проанализировав ситуацию с тем, что растения не погибают, я пришёл к тому же выводу, что и чуть раньше. Сейчас расскажу…

Снова помещаю в пост классную картинку, которую использовал в предыдущем посте под названием «Кому нужна рыхлая копаная почва?» Эта картинка очень доходчиво покажет, что собственно произошло с личинкой, и почему она перестала «кушать» наши растения.

Проанализировав ситуацию с начала дачного сезона 2000 года, я догадался, что когда мы с супругой решили мульчировать почву в междурядьях земляничной делянки лесной подстилкой, то с того времени и стали происходит настоящие чудеса — растения постепенно переставали гибнуть в течение сезона, да и поливов земляничной делянки приходилось делать в разы меньше.

Почему стали происходить простые чудеса?

Ну, во-первых, мы перестали перекапывать почву не только в земляничной делянке, но на всём дачном участке. Во-вторых, начали потихоньку–полегоньку как бы применять уже Природную Технологию на даче, хотя на тот момент мы ещё и не знали, что мульчирование почвы это и есть Технология Природы.

Сами понимаете, у меня не семь пядей во лбу, чтобы знать всё наперёд. Уже впоследствии, когда у нас появился компьютер в 2007—2008 годах, и мы подключили Интернет, я стал немного вникать в суть дела и находить информацию о Природной Технологии.

До того времени, почти 8 лет я «пробивал стену», что называется лбом, потому что до всего приходилось доходить своими мозгами и самому отвечать на возникающие вопросы. Это теперь я точно знаю ответы, а тогда приходилось туговато.

А вопросы-то были элементарными…

Почему и как лесной опад помогает растениям и почве? Почему после мульчирования почвы в делянках (в овощных в том числе) рассада помидоров и перцев перестала погибать от жары? Почему в разы уменьшилось количество поливов? Почему перекопка почвы – это самая варварская процедура, которую придумал человек в отношении почвы? Ну, и так далее…

Думаю, с такими вопросами сталкивался каждый дачник, но не все находили на них ответы,… а может быть, и не старались их искать, чтобы не выделяться среди соседей. Понимаю, что общее мнение соседей, конечно,  играет значимую роль для каждого садовода-огородника, мы ведь живём не на необитаемом острове, но призадуматься стоило бы всем о том, как мы относимся к Матушке-Природе и Земле-Кормилице…

Теперь конкретно к личинке, некопаной почве и садовой землянике…

Смотрите, что получается. Когда почва в делянке (абсолютно неважно какой — с земляникой или овощами) покрыта толстым слоем органической мульчи, то она немного холоднее, чем голая копаная почва. Так? Безусловно! К тому же все проходы между делянками задернены многолетними травами и ни в коем случае не копаются и не рыхлятся, а просто стригутся в нужный момент времени.

Тогда возникает такая простая ситуация к моменту начала лета, когда личинка чует всем своим нутром, что пришло тёплое время года и пора бы подкрепиться, чтобы и не погибнуть от голода, и погреться в верхних слоях почвы.

Согласно своему инстинкту, она начинает пробираться внутри почвы к её поверхности, преодолевая определённые трудности и теряя на это «похождение» не мало собственной энергии, так как путь-то её не близкий, зимует она на глубине от полутора метров и ниже.

И в тот момент, когда она приближается к корнеобитаемому слою почвы, чтобы покрепиться и погреться, то у неё случается самый настоящий конфуз…, т. е. она в полном замешательстве и не знает, что её делать и чем питаться?

Ведь, в прежние годы, когда междурядья в делянке садовой земляники были нами усердно перекопаны и выполоты все сорняки, то ей и «думать-то» ни о чем не нужно было – кушай корни земляничных растений и грейся в голой почве. Как говорится, «инкубатор» был великолепный, лучше не придумаешь.

А теперь ситуация-то для неё кардинально изменилась и не в лучшую для неё сторону. Получается, такая картина маслом… пробираться в холодную почву делянки, которая находится под толстым слоем мульчи ей нет никакого резона – там не погреешься.

Пролезть к поверхности почвы в проходах она не в силах, так как вся почва на значительную глубину, пронизана корнями многолетних трав, а пробираться сквозь них, по всей видимости, некомфортно. Вот и получается, что прежний «инкубатор» куда-то пропал, а кушать-то хочется, ведь голод не тётка? Что делать? И тут она принимает единственно правильное для себя решение — ползти в холодную почву делянки и постараться найти там хоть какое-то пропитание, пусть даже будет и холодно…

Дорогой посетитель, я лишь предполагаю мысли и действия личинки, потому что в точности не знаю, о чём, на самом деле, она думает и что собирается предпринять, чтобы не погибнуть. Поэтому отнеситесь к моим словам творчески и не судите строго.

Идём далее…

Вот очутилась она в прохладной почве мульчированной делянки и у неё, вероятно, есть выбор, чем полакомиться в этом «холодильнике». Толи кушать корни растений земляники, а на это нужны силы, толи отыскать чего «помякше» в органической мульче?

Если найдётся чего-то съестного в органических остатках и эту пищу не нужно будет «грызть», соответственно, не теряя драгоценную энергию тела, то лучше переключится на эту еду. Сами понимаете, у личинки хоть мозгов и поменьше чем у нас, однако она ими почти всегда работает на все сто процентов, по-другому ей не выжить.

А по существу дела могу сказать, что, вероятно, так на самом деле и происходит – и личинка что-то находит из пищи для себя в органических остатках, потому что больше падежа растений я не видел и не наблюдаю до сих пор. Что конкретно она кушает в органической мульче, мне не ведомо, но факт на лицо!

Правда, делянку с садовой земляникой я заменил на картофельную, потому что слизни одолели объедать ягоды. Павда, слизням здорово помогали дрозды, склёвывая ягоды, которые не доели слизни. Да и однажды применил агрессивный вид органических остатков в качестве мульчи, который почти уничтожил все растения земляники.

Зато рассада вся целёхонькая из года в год, и подсаживать ничего не нужно, поэтому и сею на рассаду определённое количество семян, но теперь без запаса. Но всё равно часть рассады остаётся, и тогда я отдаю её соседям. В общем, с тех незабываемых лет вред от личинки майского жука канул в лета.

Нет, конечно, количество личинок не уменьшилось, потому что самки майского жука по-прежнему делают свои кладки в почву дачи. Да и очень много личинок нахожу в мульче делянок, но эти личинки уже мёртвые – покрыты зелёным налётом (зелёным грибком). Отчего они массово погибают – от голода или от почвенных микроорганизмов — не знаю, а врать не хочу.

Теперь несколько слов про медведку…

На фото ниже симпатишный «землеройный агрегат», а по-другому и не назовёшь…

Так как я уже сказал, что на нашей даче нет этого насекомого, то могу лишь предположить, что он когда-то и пытался у нас освоиться, но в виду тех же некомфортных условий, которые были описаны для личинки майского жука, медведка у нас не прижилась.

Сами посудите, сколько нужно энергии, чтобы прокопать себе ходы в некопаной (твёрдой) почве среди многочисленных корневищ многолетних трав, которые растут в почве проходов между делянками. Да и в холодной почве делянки под мульчей самка не будет делать гнездо, потому что тоже «соображает», что если она это сделает, то заранее обречёт своё потомство на жизнь в некомфортных условиях, а то и верную смерть.

Вот и получается, что когда дачник перекапывает почву и усердно выпалывает все сорняки, то сам создаёт благоприятные условия для проживания не совсем полезных почвенных обитателей. Т. е. собственноручно делает великолепный «инкубатор» для яиц и личинок майского жука и медведки.

А если перестать копать и полоть и начать мульчировать почву делянок толстым слоем органических остатков, то и проблема с почвенными вредителями устранится сама собой или не возникнет вообще.

Значит, это ещё одни повод отказаться от «копательной» технологии. Тем самым, дачник не будет тратить свои силы впустую, и не будет вредить почве, а стало быть, и не будет создавать себе и растениям искусственных проблем.

Вот этими наблюдениями, дорогой друг, я хотел поделиться с Вами в этом материале. Берите на вооружение и применяйте на практике!

А теперь хочу, чтобы Вы поделились своими наблюдениями по поводу личинки майского жука и медведки, если, конечно, таковые у Вас были.

Засим прощаюсь до следующего поста!

С наилучшими пожеланиями,
Сергей Дьяков.

Просмотров: 6 608

69 комментариев к “Кому нужна рыхлая копаная почва? (часть 2)”

  • Дымка
    2 января, 2015, 19:42
    Цитировать

    Благодарю за интересную статью. Личинки майского жука и медведки пока нас не достают — личинок мало, медведок не видела. Достали нас нынче кроты — половину участка перекопали!!!! Весной начнем с ними борьбу.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Дымка, да, у Вас проблемка посерьёзней.

    [Ответить]

    Владимир Кузьминых ответил:

    Для братьев по разуму и увлечению, поделюсь рац.предложением Анатолия Войтеховского — ОТПУГИВАТЕЛЬ КРОТОВ: используется транзисторный радиоприёмник, на его динамик идёт сигнал с выхода усилителя низкой частоты (УНЧ), в эту цепь последовательно подключаются ещё 2 динамика. Сам приёмник «мурлыкает», т.е. «производит любой шум» в садовом домике, а 2 других динамика помещаются в почве на участке. Для герметизации этих «распространителей звуковых волн» используют разрезанные и склеенные пластиковые бутылки, а провода проводят в домик к транзистору. Подробнее поможет разыскать Интернет. Удачи и сохранённого урожая!

    [Ответить]

    Светлана ответил:

    @Дымка, Крота на даче вывели так: в норы, которые нашли на участке, налили «отработанное» машинное масло. (это масло, на котором машина проездила один сезон). Наверное, кроту не понравилось — и он ушёл!

    [Ответить]

  • Виталий Николаевич
    2 января, 2015, 19:43
    Цитировать

    Все, что Вынаписали верно, от себя только хочу добавить то, как я борюсь с майским жуком.В мае месяце в саду на деревья вешаю обрезаные пластиковые бутылки с компотом или раствором старого варенья.Через несколько дней в них набивается множество майских жуков и почему-то они там погибают даже не попадая в раствор. Через некоторое время вытряхиваю дохлых жуков и наполняю бутылки новым раствором. Личинок майского жука у меня в почве практически нет.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Виталий Николаевич, я даже не представляю, как изловить такую армаду жуков? У нас в мае месяце берёзы, которые стоят вдоль дороги, гудят как двигатели самолёта. Иногда и ветки ломаются на макушках, не выдерживая массу жуков. Днём они особо не летают, зато вечером на улицу выйти невозможно, жуки врезаются во всё, что находится на их пути...

    Это я к тому, что их тысячи и изловить даже малую часть всё равно не получится. Для самоуспокоения — согласен, можно и ловушки расставить, но в целом лучше бросить копать, и тогда не придётся даже обращать внимание на количество и жуков, и личинок.

    [Ответить]

    Виталий Николаевич ответил:

    @Сергей Дьяков,    У меня нет столько жуков, как Вы описали, но «своих» я почти всех перелавливаю. А вот у соседей личинок много, но они землю перекапывают и с жуками не борятся.

    [Ответить]

  • Наташа Лыгач
    2 января, 2015, 20:10
    Цитировать

    Сергей! Поздравляю Вас и Вашу прекрасную семью с Новым годом! Желаю счастья, здоровья, удачи, успехов во всех Ваших экспериментах и опытах в природном земледелии, успешной и легкой учебы Вашему сыну! Спасибо Вам за Ваше поздравление, было очень приятно!

    Теперь о личинках хруща. То же самое, что и у Вас. Раньше было очень много, и кусты погибали земляники, теперь после мульчирования — меньше попадаются в почве(если копаю яму для посадки роз и пионов), но весной в мае летают -не успеваю уворачиваться.А так внимания на них не обращаю.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Наташа Лыгач, и Вас и Ваших близких с Новым Годом и Рождеством!

    Действительно, если обращать внимание на каждого жука, то с ума можно сойти. Если не обращать внимание, то они могут и сами успокоиться, правда, не все, но всё-таки. Было бы, конечно, здорово спросить самих личинок — почему они стали себя так вести? Но ведь они же признаются...

    Ещё раз с Праздником!

    [Ответить]

  • Любовь
    2 января, 2015, 20:40
    Цитировать

    Согласна с  выводами Сергея Дьякова. Я нашла другой прием. Хотя он возможно похож на методы Сергея. Междурядья земляники устилаю соломой, а сверху крапивой. Личинок майского жука нет. И земляника не плесневеет, не гниет.

    [Ответить]

  • Игорь
    2 января, 2015, 21:23
    Цитировать

    photoshare.ru/data/50/50166/1/592q2c-uxo.jpg очень похожа на личинку бронзовки — живёт в навозе и питается им. Вы раньше землянику навзом (компостом удобряли?)

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Игорь, так причём тут навоз, если их в мае тысячи летают в берёзах (на предмет спаривания), а потом самки разлетаются по всему садоводству. Бронзовки у меня тоже хватает — красивые жуки.

    [Ответить]

  • Николай
    2 января, 2015, 21:51
    Цитировать

    Мне кажется, что личинки майского жука питаются мульчей. Отходы их жизнедеятельности являются питательной средой для бактерий плодородия. Корни полезных растений залегают чуть ниже и остаются невредимыми. Личинок майского жука ест медведка и кроты, а кроты едят и личинок и медведку. Не борюсь ни с чем, и все целое. Разгребал мульчу и находил полно личинок, даже одну медведку поймал. А в диком лесу ведь медведка не живет. А? Все, что живет под мульчей, работает на нас. Я так думаю.

    [Ответить]

    Janis ответил:

    @Николай,

    Совершенно верно...

    [Ответить]

  • Геннадий
    2 января, 2015, 23:02
    Цитировать

    Сергей,жуков на делянке терпимо, особого вреда не замечаю, но слизней развелось много,раньше никогда так не было. Едят всё подряд, даже упавшие яблоки, перцы и помидоры тоже очень даже любят.Подозреваю, что помогает мне их размножать лесной опад, которым я уже три года мульчирую всё подряд. Как ты думаешь, может ли такая мульча способствовать усиленному размножеию  слизней?

    [Ответить]

  • Валентина
    2 января, 2015, 23:41
    Цитировать

    А у нас такая же проблема только с бронзовкой, Соседи  сбрасывают в кучу  под деревом все отходы и там она завелась.

    И вот уже лет 5 борюсь с ней.Поедает лепестки ирисов, роз, флоксов — превращает их в хлам ! Потом стала есть черешню... Сначала собирала из в воду по 100-200 штук. Потом стала подвешивать бутылки с перебродившим компотом и уничтожать. Но полностью не могу справиться.

    Прочла, что есть какое-то средство, какие-то грибки, которые любят поселяться в личинках.

    Где-то есть в записях. Справлялась по Интернету это средство, ни у кого нет.

    Вот такая проблема. может кто подскажет выход из этой ситуации?!

    [Ответить]

  • Nina
    2 января, 2015, 23:56
    Цитировать

    Вспомнилась история борьбы с медведкой .Мы в станице купили домик и весной сажаем картошку ,но всё как положено по шнурочку ,идут местные бабульки -казачки и спрашивают ,,чаво это вы нитки растянули?,,Муж не растерялся и говорит ,,это от медведки ,,И...чаво помогаить?,,Муж ,,а то!!!,, .,,УУУ это надыть у нам так сделать ,, Но ,если серьёзно ,у нас в Волгограде этой беды достаточно и с каждым годом прибывает .Участок много лет не копаем осенью ,мульчируем подсолнечной или горчичной лузгой ,но эту заразу ничего не берёт кроме раствора триалона или любого моющего ,а личинки только в ручную убираем .

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Nina, кстати, большое количество мёртвых личинок, покрытых зелёным грибком, как раз в семечковой лузге и находил. В сене и соломе их мало, а лузга их как будто чем-то притягивает...

    [Ответить]

  • Игорь
    2 января, 2015, 23:58
    Цитировать

    Под мульчей живут ящерицы и прочие хищники (сам видел) вероятно они и удерживают количество вредителей на приемлимом уровне

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Игорь, возможно, Вы и правы. Я сам несколько раз видел, как ящерицы и жабы трескают личинок. Жаб у нас на даче мало, а вот ящерицы табунами бегают. По глубокой осени маленькие ящерицы (детки) любят греться на берёзовых поленьях на солнышке, вот тогда их и удается поймать и посадить на руку и вблизи рассмотреть. Красивые и умные животные, хотя и древние...

    [Ответить]

  • Светлана Михайловна
    3 января, 2015, 0:48
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей! Спасибо за поздравление, было очень приятно! И Вас и Вашу семью поздравляю с Новым годом и Рождеством! Желаю всяческих благ, ну и, конечно, здоровья! Я восхищаюсь Вашим умением так всё доходчиво и логично объяснять. Я уже второй год Ваша последовательница, полностью уверовала в Природное Земледелие и тому у меня есть конкретные примеры. У меня остался лист поликарбоната от теплицы, я его и использовала для грядок, он на углах ломается, но только один слой, и ничего не надо крепить, только в одном месте мне пришлось в угол воткнуть палочку. Кстати, поликарбонат на солнце не греется. Начала с клубники — всю траву свою и от соседей слева и справа сушила и укладывала толстым слоем в клубнику (они с удовольствием её мне перебрасывают через забор). Грядка расположена вдоль теплицы и мне пришлось закрыть только 3 стороны. А весной я была обрадована — почти не было сушняка у клубники и я её за полчаса обработала (раньше я тратила на неё целый день и без конца рыхлила и полола, не говоря уже о поливе). И урожай был отменный; увеличился в 2,5 раза!. А так как слой сена значительно уменьшился, то я продолжала пополнять эту грядку. К осени сварганила короба на двух кустах смородины черной (тоже из поликарбоната) и наполнила как листвой, так и высушенными органическими пищевыми остатками. Результат летом также меня порадовал — был превосходный урожай! Я и розам своим тоже сделала длинный короб (только из досок) и всю остающуюся траву (сено), листву, сорняки и осенью срезанный сушняк от многолеток — всё туда. Весной посмотрю, как перезимовали мои розы. А теперь о теме: у меня с незапамятных времен есть две рядом глубокие ямы, выложенные кирпичом, и я туда бросала все-все-все. Через год одну яму освобождала и раскидывала на грядки — вот тут я и «любовалась» хрущами! И не только — мокрицы, сороконожки, петельщики. Я их выбирала, укладывала на спинку лавки и птицы с удовольствием лакомились ими (двойная польза!) Так как у нас нет леса, есть только немного деревьев вдоль Москва-реки, то жуков практически нет. Но и свою почву я не засоряю хрущами. Убедилась в одном — своей и соседскими травами — не обойтись, надо обязательно к весне закупить тюкованное сено и солому. У меня есть один вопрос — что Вы имели в виду, назвав агрессивными органические остатки — что это? Спасибо Вам огромное и земной поклон за то, что Вы так бескорыстно делитесь своими находками и умозаключениями. С уважением, Золотова Светлана Михайловна, 75 лет, Москва.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Светлана Михайловна, добрый день!

    Спасибо за поздравления!

    Под агрессивной мульчей я имел в виду мякину (зерновые отходы с тока). Нет, использовать её можно, но только на второй год. Пусть первый год она где-то на краю дачи полежит (прорастут все зёрна, а потом погибнут к зиме), а потом только можно использовать её в качестве мульчи. Сразу сыпать её в делянки — себе дороже выйдет. Я понял так — злаковые культуры являются пожирателями питания, в основном, возможно, углекислого газа. Другим растениям ничего не достаётся и они рядом с пшеницей, овсом, рожью и ячменём совсем не растут, т. е. абсолютно не растут... Поэтому имейте в виду насчёт мякины.

    [Ответить]

    Светлана ответил:

    @Сергей Дьяков, Добрый вечер Сергей ! У меня был опыт мульчи из шелухи риса и кинзы . Рисовая не намокает , воду не пропускает , не гниёт вообще ...  угнетает рост растений и рис конечно проростает ))) . А вот кинза порадовала ! Шелуха пахнет , цвет приятный , светло коричневый . Особенно для цветников понравилось ( как будто землю только что разрыхлили ) . И потом кое где вылезла кинза ! Сюрприз ! И помидорки в мульче и кинза по краям . Земля не копана и не мучена . Как есть ...)))

    [Ответить]

    Рашид ответил:

    @Светлана, Здравствуйте, Светлана!

    Напишите на мой е-мейл rash02@mail.ru, хотел подробнее спросить про мульчирование рисовой шелухой. Дело в том что я с этого года начинаю работу по утилизации рисовой шелухи путем вермикомпостирования. С уважением, Рашид, г.Алма-Ата, Казахстан.

    [Ответить]

  • Людмила
    3 января, 2015, 8:06
    Цитировать

    C Новым годом поздравляю Вас, Сергей, и вашу семью!!! Всех Вам благ!!! И Вам спасибо за поздравление. Очень приятно было. Статья Ваша правильная, наверное. Но я оказалась в замешательстве. Мы осенью купили новую дачу (на старой даче личинок не было). Новая дача вся была заросшая. Личинок тем не менее на грядках было много. Соседи настояли, чтобы мы перекопали участок и выбрали всех личинок. Мол так будет лучше. Что мы успешно и сделали с большей частью участка (на радость соседям). Прочитав Вашу статью, я ужаснулась! Получается я зря перекопала участок?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Людмила, и Вас с Наступившим!

    Что перекопали — это точно зря, насчёт личинок — весной увидите, а потом и нам расскажете, что да как...

    [Ответить]

  • валерий
    3 января, 2015, 9:18
    Цитировать

    Очень полезная и наблюдательная информация о живой природе дачного участка. Я с 2006 г перестал вообще капать уча-ок, а то что у меня не водилась медведка, как то и не обращал внимания, зато у соседей её было очень много, часто они спрашивали , почему у меня её нет, а оказалось совсем просто, заметил, как одна медведка, залетев на участок, не могла пробраться сквозь заросли растений, для неё было это тяжело. По этому, надо постоянно вести наблюдения и стараться усваивать всё творящееся в природе. В дикой природе ведь нет человека с лопатой...и хорошо, что его туда не пустили. Вам Сергей большое СПАСИБО ЗА НАБЛЮДЕНИЕ и рассказ в своём блоге!

    [Ответить]

  • Пётр
    3 января, 2015, 16:41
    Цитировать

    Нашествие майского жука и других насекомых неслучайно. На всё есть свои причины. Но каждый хотел бы знать конкретные действия. 1. С 15 января по 15 февраля в Природе происходит кристаллизация, т. е. очищение земли. Именно в этот период нужно «договориться» с майским жуком или каким-либо другим насекомым о том, чтобы он покинул ваш сад-огород,иначе ему будет плохо.(Не сочтите за сумасшедшего) Все наши мысли материальны. "Работать "нужно в течение всего этого периода,можно не каждый день. 2.Весной, когда появятся майские жуки,(если вы плохо с ними «договорились»)наловите 70-80 жуков, разведите на древесных лучинках в тазу или в ведре небольшой костерок и высыпьте туда всех пойманных жуков.Когда всё сгорит до тла, всё содержимое костра нужно растереть чем-либо деревянным(черенком от лопаты, пестиком) в течение 1 часа до состояния муки. Этим порошком слегка «опудрить» те места, где садятся жуки для яйцекладки.(Этот метод работает, проверено, но только  на жуках с хитиновым покрытием. 

    [Ответить]

    Светлана ответил:

    @Пётр, Доброго здравия Пётр ! А я с вами согласна ! Можно договорится даже с камнем , а уж с живыми тем паче . Несколько лет назад в нашем доме завелись маааааленькие рыжие муравьи ( 0.7-1.2 мм ) топали обычно ночью ... Ну пришлось используя фантазию и опыт медитации договорится с ними ( наобещала им райские условия вне моего дома ) ... Ушли ... А дом 9 этажный ... я на 1 -м ... у всех были вплоть до 9 этажа ... мои ушли ... ))) Да ! забыла ! сказала , что буду их уничтожать , если не уйдут ... п.с. у психиатра была — здорова )))

    [Ответить]

  • анатолий
    3 января, 2015, 18:00
    Цитировать

    Ни от личинок майских жуков ни от медведки не страдаю Ю есть кроты , но с ними уживаемся мирно . Участок замульчирован и слизни есть я их собираю в ручную ., они собираются под разложенными кусками рубироида и остаётся только поднять рубироид и собрать слизней в бутылку 2 литровую , завинчиваю крышку и они погибают без доступа воздуха за сутки .

    [Ответить]

  • Надежда
    3 января, 2015, 18:25
    Цитировать

    Статья хорошая. Спасибо. Но у меня вопрос, кто знает, как избавиться от проволочника?

    [Ответить]

    анатолий ответил:

    @Надежда,Сейте горчицу белую насидераты .

    [Ответить]

  • Александр, г. Самара
    3 января, 2015, 23:32
    Цитировать

    С Новым годом, Сергей! У нас на дачном участке, в грядках личинок нет (видно, плохо удобряю, а на природную технологию перехожу только с 2015 года), а вот в компостном ящике весной даже в ещё мерзлом перегное встречаются. Компост просеиваю через панцирную сетку, при этом их хорошо видно — выбираю и уничтожаю. Конечно все, особенно мелкие, не выберешь, но потерь растений не замечал. 

    [Ответить]

  • елена
    4 января, 2015, 21:01
    Цитировать

    Надежда, от проволочника отлично помогает смесь порошка горчицы, красного перца и вообще любые специи в этот коктель. класть под клубень или рядом с картофелем при посадке.

    [Ответить]

  • Сергей г.Екатеринбург
    6 января, 2015, 14:54
    Цитировать

    Сергей,здравствуйте,Давно читаю Ваши посты.Именно они заставили меня перевернуть свое представление о природе и выбросить лопату.Хотелось бы узнать Ваше мнение,как профессионала, о так называемых «теплых» грядках.(ветки,мульча,земля). Бытует утверждение,что можно уже в первый сезон получить большой урожай... Тем более,что этот метод не противоречит законам природного земледелия.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Сергей г.Екатеринбург, добрый вечер!

    Ну, какой я профессионал? Мне просто нравится все свои задумки проверять на практике, и ничего более.

    Что касается «тёплых грядок»...

    Сергей, мне не понятно одно — ЗАЧЕМ закапывать органические остатки, если их прямое предназначение надёжно закрывать поверхность почвы от прямых солнечных лучей. Тем самым предотвращая эрозию почвы... А тут получается органические остатки закапываются в почву, а её поверхность остаётся голой — где тут логика? Если органические остатки положить НА почву и хорошим добротным слоем, то и закапывать ничего будет не нужно!

    К тому же, сколько труда нужно будет потратить для того, чтобы — выкопать траншею, потом натаскать сучьев и стволов деревьев, затем уложить это всё в траншею и снова вернуть вынутую почву назад?

    Что касается меня, то я не буду этого делать... мы лучше с сыном съездим на рыбалку, а на обратном пути стырим с поля десяток мешков соломы и накроем 5-6 делянок. Вот это будет намного разумнее, чем тратить силы и время на устройство «тёплых грядок».

    Сергей, вот Вы сами подумайте, зачем что-то придумывать, если просто можно положить мульчу на почву и любые овощи будут расти «мама не горюй»?

    [Ответить]

    Светлана ответил:

    @Сергей Дьяков,

    Здравствуйте, я впервые на сайте. Прочитала вопрос и ответ о тёплых грядках. Напишу о своём опыте. Тёплую грядку мы сделали лет пять назад. На месте грядки была цилина, засоренность мощными злостными сорняками, кислотность выше нормы. Решили уйти от всех проблем почвы одним махом. И сразу скажу, что получилось. Грядку сделали осенью. Проблем с её наполнением не было: кусты малины, смородины, ирги, черноплодки и т.д. — всё, что чистилось по осени  пошло в дело. Веток было так много, что пришлось попрыгать всей семьёй, чтобы уплотнить ниже уровня почвы. Сверху закидали очищенной от корневищ почвой, отправили туда же остатки из бочки с зелёным удобрением, доломитовую муку, непросеянную золу. Грядку разравняли,сделали вокруг неё короб из старых досок. Этим наши труды по осени завершились. А весной удивительно быстро она освободилась от снега, прогрелась. Я поверила, что она тёплая, и очень рано посадила перцы, баклажаны (грядки у меня почти все длинные, эта в длину 8 метров).Растения тесно не сажаю, чтобы была возможность рыхлить почву плоскорезом. Урожай и в первый год был хорошим, и сейчас по прошествии уже четырёх сезонов, не огорчает.  

    Грядкой очень довольна. Забот с ней никаких. Весной  прохожу по грядке плоскорезом (занимает, примерно, 15 минут) и проливаю «Сиянием» или Байкалом.Вот вся предпосадочная подготовка.

    Сорняки есть, но они все легко убираются плоскорезом (правда, от так называемой «берёзки» не избавилась, но уменьшила значительно).

    По внешнему виду растений в тёплой грядке я вижу, что они довольны, плодоносят исправно.

    Два года сажала на ней помидоры.Выбирала сорта не очень высокие. Но они меня удивили. Вымахали в здоровущие кусты, дружно зацвели, плодоносили до самых холодов. Думаю, что перегнивающие ветки внизу им нравились.

    Хотела написать пару строчек. Получилось длинновато. 

      

            

     

    [Ответить]

    Пётр ответил:

    @Светлана,Светлана,у Вас получился прекрасный опыт с чем и поздравляю.

    [Ответить]

  • нина
    6 января, 2015, 15:29
    Цитировать

    С новогодними пожеланиями здравия  всем! Медведки и личинок майского жука не наблюдала, а вот слизни — большая, большая проблема. Как с ними управляться... 

    [Ответить]

    Светлана ответил:

    Добрый вечер ! От слизней хорошо помогает спитый кофе . В кафе можно бесплатно получить ( или купить за дёшево) . Высушить и присыпать вокруг растений . Слизняки просто парализуются от остатков кофеина ! Проверенно лично .

    [Ответить]

    нина ответил:

    @Светлана,

    Спасибо, надо попробовать. А то ни мел, ни зола эффекта не дают: слизни сбрасывают слизью всю гадость с себя и дальше следуют своим курсом...

    [Ответить]

  • Nat
    6 января, 2015, 19:39
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей! Извините, у меня вопрос не по теме. А что вы делаете со скошенными одуванчиками?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Nat, добрый вечер!

    Со скошенными одуванчиками я ничего не делаю, потому что при стрижке они перемалываются леской триммера в хлам. В этом году не приходил, а в прошлые годы наведываются бабульки за цветками одуванчиков, вот ради них я и не стригу до последнего (пока цветки не превратятся в семена с зонтиками). Ну, если уж они не приходят до последнего, то я включаю электротриммер и вдоль по Питерской...

    [Ответить]

  • Пётр
    7 января, 2015, 9:43
    Цитировать

    Скошенные одуванчики можно собрать и положить в травяную закваску вместе с другими травами. В одуванчике содержатся кремний, фосфор( в корнях),железо, кальций марганец.

    [Ответить]

  • Рашид
    7 января, 2015, 9:59
    Цитировать

    Сергей, колорадский жук зимует в почве. Как вы думаете, применяя технологию природного земледелия (поверхностное рыхление, мульчирование) они могут зимовать в почве? Возможно ли таким образом от них избавиться? Ведь не давая им зимовать, мы уменьшаем их рост на следующий сезон.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Рашид, добрый день!

    По идее, все насекомые зимуют в почве, вводя себя в анабиоз. Причём одним условием перекопки почвы является уничтожение вредных насекомых. Однако на самом деле, хоть копай, хоть не копай, а насекомые успешно перезимовывают.

    Да и у колорадского жука есть крылья, при помощи которых он прилетит на картошку из любого места.

    В этом году у меня были жуки (штук 8), в прошлые годы не было. Почему они облетают мою дачу, я точно не знаю, но факт есть факт.

    [Ответить]

  • Тамара
    7 января, 2015, 18:56
    Цитировать

    С праздниками Вас всеми зимними! Дай бог Вам здоровья и такой великой души на долгие годы. Не приходилось ли Вам или кому-то из читателей чистить кольцевой колодец. 8 лет назад выкопали мне «умельцы» колодец. Сечас это не проблема... Проблема началась через 5 лет. Колодец начал заиливаться. Почва глинистая. Я бы и наняла кого, дак нет мастаров у нас по чистке. Приходили тут пьянь какя-то. Может подскажет кто как почистить не опускаясь в колодец. По-моему проблема у меня большая. Селяне местные говорят, что нужно класть «дно» из белой древесины — вербы или липы. Может слышал кто?

    [Ответить]

  • нина
    8 января, 2015, 9:48
    Цитировать

    Доброго Всем времени суток. Вопросик у меня такой: земля должна быть теплой, а мы засыплем толстым слоем мульчи. Если участок в северных районах, то это не есть хорошо. Актуально когда жарко.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @нина, здравствуйте!

    Насколько тёплой должна быть почва? И как можно определить оптимальную температуру почвы?

    [Ответить]

    Пётр ответил:

    @нина,Здравствуйте,Нина.В средней полосе России под деревьями и кустарниками рано весной для прогрева почвы надо отодвинуть мульчу на периферию кроны. Когда почва прогреется,мульчу следует вернуть на прежнее место.А вот под сливой мульчу убирать не надо.Мульча задержит прогрев почвы на 1-1,5 недели.Слива зацветёт позднее на этот срок,её цветы уйдут от возвратных заморозков-значит,у вас будет урожай. (Пётр)

    [Ответить]

  • Пётр
    8 января, 2015, 10:08
    Цитировать

    Колорадские жуки зимуют на большой глубине(40-60 см),копать землю бесполезно.

    [Ответить]

  • Пётр
    8 января, 2015, 11:28
    Цитировать

    @Сергей Дьяков, Температуру почвы можно определить по тем или иным растениям,которые начинают рано вегетировать (зависит от климатической зоны). Каждое растение требует определённой температуры почвы.Для интереса можно измерять температуру почвы ,опустив в неё уличный термометр на глубину 10 см на 5-7 минут. Большинство садовых растений способны усваивать питательные вещества из почвы при её температуре +5-8 градусов.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Пётр, Вы меня простите, только КАК всё это применить на ПРАКТИКЕ?! Вот к примеру, приехал пожилой человек на свой участок, и Вы думаете, он будет измерять температуру почвы? Нет, не будет.

    Идём дальше...

    Увидел он, что начал расти пырей или одуванчик — какие овощные культуры нужно сажать или сеять? А если участок прополот так, что нет многолетних трав, то как поступать в этом случае — на какие приметы ориентироваться?

    Понимаете, в чём дело... Мы привыкли говорить общими фразами, как это делают учёные мужи, но нам простым дачникам нужна конкретика...

    Я вот например, знаю, что в конце апреля — начале мая можно сеять морковку, петрушку, свеклу, укроп и семена капусты на рассаду. Даже если температура почвы будет неблагоприятной для всходов, то семена будут ждать того момента, когда им выгодней прорасти. В середине мая можно высаживать рассаду в открытый грунт, если, конечно, не предвидится возвратных заморозков... Если синоптики обещают заморозки, то стоит повременить до конца мая — начала июня, хотя синоптики могут и ошибиться.

    В этом у меня есть желание посеять морковку, укроп, свеклу, петрушку, репу и редьку по ледяной почве. Мульча действительно задерживает на несколько дней оттаивание почвы под собой, но ведь есть дачники, которые сеют морковку под зиму, и они абсолютно не имеют понятия, при какой температуре почвы появятся всходы. Ведь семена замерзают в зимний период как и почва. Вот я и подумал, а почему бы не попробовать посев по льду...

    Мои соседи почти каждый год удивляются всходам помидорных растений на их компостной куче, куда они выбрасывают поражённые фитофторой плоды. А удивляться и не чему, потому что семена намного умнее человека и сами знаю, когда для них наступает благоприятный период времени, чтобы начать расти.

    Нет, я абсолютно не против экспериментов по измерению почвы, но КАК всё это потом применить на практике?

    [Ответить]

  • Пётр
    8 января, 2015, 16:53
    Цитировать

    Сергей,здравствуйте! Не обижайтесь,пожалуйста,на мой ответ. 1.Я не призываю измерять температуру почвы.Садоводы сейчас достаточно грамотны и прекрасно знают сроки посева семян и посадки рассады.2.Перечисленные Вами культуры сеют в конце апреля-начале мая и на Урале,но кроме свёклы,т.к. заморозки весной бывают почти всегда. 3.Согласен,что некоторые семена,посеянные в холодную землю,могут дождаться тёплой погоды и взойдут,но кроме тыквенных,которые в холодной почве часто загнивают. 4.Существуют и подзимние посевы семян из семейства зонтичных в начале ноября.(для Урала, а для г. Липецка,возможно, другой срок посева) Всё это из проверенной практики,прекрасно работает. Сергей, всего хорошего Вам.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Пётр, да что Вы, какие обиды.

    Я просто имел в виду, что мы зачастую апеллируем в разговорах общими фразами, а они воспринимаются всеми людьми по-разному. Согласен с Вами, что дачник, которые ведут дачное хозяйство давно — сами определились со сроками посева и посадки овощных культур, а вот начинающие дачники бывают, честно говоря, в шоке... И именно их пугает прогрев почвы весной. У них в голове получается такая сумятица, что их нервы порой не выдерживают и они кидаются в крайности. Я сам по себе знаю, потому что и меня мучил этот вопрос до тех пор, пока я не уяснил для себя — почва прогреется к нужном сроку по-любому. А сказать точнее, пока воздух не прогреется до нужной температуры, то почва будет холодной. Не солнце греет весной почву, а воздух. Это уже в летний период солнце помогает воздуху греть почву, а весной сначала прогревается воздух, а потом почва, причём под мульчей тоже.

    Если бы Вы знали, сколько писем мне приходит на почту с волнительными письмами — а когда почва под мульчей прогреется... а может быть весной убрать мульчу с почвы, а летом положить... а вдруг почва не прогреется под мульчей до середины лета... и всё в таком духе. Люди серьёзно озабочены и сильно волнуются по поводу этой информации. Ну, как тут не переживать, если под этим подписались кандидаты наук или профессора?

    Поэтому моё мнение такое — всему своё время!

    Наступит время — придёт весна... Наступит время — почва прогреется... Наступит время — сажать и сеять... Наступит время — собирать урожай...

    Пётр, Вам тоже успехов в этом дачном сезоне!

    [Ответить]

    Александр, г. Самара ответил:

    @Сергей Дьяков, Здравствуйте Сергей и Петр! Позвольте поучаствовать  в вашем диалоге. Конечно все и почва со временем приобретают температуру окружающего воздуха, но мульча, как теплоизоляция, задерживает прогрев почвы. Недаром в селениях раньше намораживали лед для погребов и он хранился все лето, а чтобы не таял от солнечных лучей и от теплого воздуха, лед засыпали опилками. А то, что греют солнечные лучи говорит такой пример: в солнечные весенний день при температуре воздуха  - 5 — минус 10 гр., положите термометр на металл, например темный автомобиль, находящийся под солнцем, и через некоторое время термометр покажет + 10 градусов, а то и выше. Всем удачи, и дома и на даче.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Александр, г. Самара, добрый день!

    Что касается прогрева почвы под мульчей...

    Александр, температура в почве распространяется не только вглубь, но и вширь. Тепло в почву под мульчей приходит из тёплой почвы проходов... Раной весной, когда ещё травка не начинает расти, а от прошлогодней травы лежит в проходах сено тонким слоем, то... Очевидно, что почва в проходах нагревается и отдаёт тепло в почву делянок, т. е. тепло распространяется горизонтально.

    Теперь про то, чем греется почва — воздухом или солнцем...

    Александр, моё мнение такое — в первую очередь солнце греет воздух, а уже потом почву и все предметы, которые находятся на её поверхности (дома, людей, железо, кирпичи, бетон, асфальт и т. д.) Почему я пришёл к такому выводу? Всё просто — зимой солнце светит, но не греет! Почему не греет? Потому что воздух холодный (морозный).

    [Ответить]

  • Светлана
    10 января, 2015, 14:55
    Цитировать

    По поводу прогревания почвы и когда правильно сажать.

    Приезжаем в деревню, а участок у нас в деревне, выхожу в огород (речь идёт о ранней весне) и вижу на грядках (они почти все в коробах) снега практически нет, а между грядками в проходах почти везде лежит. Вывод напрашивается сам. Обработанная почва прогревается быстрее. Обработанная — это любая копаная, взрыхлённая, просто потревоженная потому что убрал мульчу или перемешал её граблями с верхним слоем, если она поддаётся.

    Читала и не раз, распустились на березё листочки с пятикопеечную монету, можно сажать картошку. Я взяла за правило, раньше берёзки ничего не сажать, ей виднее.

    [Ответить]

    Пётр ответил:

    @Светлана,Светлана,здравствуйте, совершенно правильно-распустились мелкие листочки на берёзе-сажай картофель. Таких примет в народном календаре множество Вы молодец!

    [Ответить]

  • Владимир из Казани
    11 января, 2015, 7:56
    Цитировать

    Кстати, для посадки яблонь копали ямы метр в диаметре и столько же глубиной. Нынче у вас , может быть, иначе ???

    [Ответить]

    Пётр ответил:

    @Владимир из Казани,Владимир,здравствуйте! Я, например, давно не копаю такие ямы.В таких глубоких ямах саженцы через 2-3 года израсходуют все питательные вещества и остановятся в росте. Проще вскопать 1 кв.м земли, внеся под перекопку компост,древесную золу,яичную скорлупу,песок (если почва тяжёлая).Затем по центру выкопать примерно на штык лопаты яму,обильно полить и посадить деревце так,чтобы корни у него не загибались,снова полить(1 ведро воды) и замульчировать.

    [Ответить]

  • Павел
    13 января, 2015, 19:48
    Цитировать

    Эффективные Микроорганизмы (ЭМ) живущие в земле пробуждаются в зависит от температуры почвы. Характерная особенность наличия их в почве, придаёт ей рыхлость сыпучесть. Если есть рыхлость почвы то и будет урожай хороший. Методы сохранения ЭМ в почве зимой накрытие её чем угодно, что гарантирует теплоизоляцию и препятствует промерзанию почвы. Мой приятель использует рекламные щиты. Подходит всё даже корка льда, это повод хорошего полива перед началом или во время морозов если нет снега.

    [Ответить]

  • Пётр
    14 января, 2015, 8:22
    Цитировать

    Павел, здравствуйте. Если Вы имеете ввиду препарат «Байкал ЭМ-1», то в нём содержится около 80 видов различных микроорганизмов-аэробов и анаэробов,при перекопке почвы большая часть их будет погибать,а это дорогое удовольствие сейчас стоит около 500 рублей вместе с «Патокой». Нужно кормить те микроорганизмы,которые живут в почве миллиарды лет.При интенсивном земледелии лучшим кормом для них мульча,положенная именно осенью на все грядки после уборки урожая,под деревья и кустарники. Влагозарядковый полив в начале октября или в конце сентября,хорошая мульча слоем 8-10 см-всё это хорошо защитит от глубокого промерзания почвы.Тогда не придётся искать какие-то щиты и прочее для укрытия почвы.

    [Ответить]

  • Юлия
    7 февраля, 2015, 11:22
    Цитировать

    Личинки майского жука у нас на даче встречаются только в кучах скошенной травы (складываю там, где надо сорняки вывести), что косвенно подтверждает «нелегкий выбор блюда» личинки. Вреда не приносит, о её прожорливости с удивлением узнала только что.

    [Ответить]

  • Ирина
    3 ноября, 2015, 13:51
    Цитировать

    Сергей ,здравствуйте. Занимаюсь заготовкой мульчи, собираю листья. Навозила на те грядки, что можно закрыть на зиму. И в детском саду насобирали листьев мешков 25 ( у нас с ними взаимовыгодное сотрудничество: им девать некуда, а мне взять не где). Листья привезу про запас. Но листья не очень сухие. Мокрые или зеленые вперемешку с сухими. Если я их сложу в кучу, они скорей всего загниют? Подскажите, пожалуйста, как быть. И еще , клубника у меня не закрыта, боюсь закрывать, она не любит чтобы розетки были закрыты, думаю замульчировать весной. Интересно Ваше мнение...

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Ирина, добрый вечер!

    Мокрые листья в кучу класть ни в коем случае нельзя! Потому что, как Вы уже сказали, загниют, однозначно. И из «добра» получится, извините, г..., а точнее рассадник болезней. Если у меня так случается, что листвы много и она влажная (мокрая), я раскладываю её под деревьями или кустарниками толстым слоем — не выше 20-25 см. Если под кустарниками и деревьями уже лежит такой толстенький слой, то просто рассыпаю эту листву по проходам между делянками, а весной сгребу и разложу в те делянки, где снег мульчу сильно сжал и там её мало.Что касается садовой земляники (клубника — это немного другое растение, но ягоды похожи), то почему Вы не мульчируете? Вы не кладите толстый слой на сами розетки-кустики, а таким слоем смело мульчируйте междурядья. Когда междурядья будут замульчированы, на сами кустики киньте по щепотке листьев и всё. Когда у меня была садовая земляника, то я её мульчировал всегда по осени и конкретно тем способом, который и описал. А там смотрите сами — можете замульчировать землянику и весной, только листва будет ершистой, а если класть её осенью, то весной она утрамбуется снегом и будет надёжно прикрывать поверхность почвы от иссушения. К тому же, если весной Вы увидите, что на сами кустики ветер нанёс листвы много, то Вам нужно просто убрать этот слой с кустика и всё.Короче говоря, мульчируйте землянику, и головы не ломайте. Весна придет, и Вы увидите всю ситуацию своими глазами. Если нужно убрать листву — уберите. А если нет, то и ничего делать не нужно!

    [Ответить]

    Ирина ответил:

    Спасибо за быстрый ответ. Надежда была, что Вы скажите , что можно ссыпать, они там досохнут, но увы... Придется рассыпать между грядками и под деревья. А в мешках тоже нельзя такие листья хранить?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Ирина, а в мешках тем более НЕЛЬЗЯ хранить влажную листву, потому что загорится ещё быстрее, чем в куче. Без свободного доступа кислорода внутрь мешка, патогены начнут плодиться необычайно быстро, и потом из такого мешка запашок будет «мама не горюй».

    Чтобы не искать себе проблем, рассыпьте листву между делянками, а весной решите — нужно куда добавить эту листву или нет.

    [Ответить]

  • Ирина
    4 ноября, 2015, 20:25
    Цитировать

Оставить комментарий или два