Кому нужна рыхлая копаная почва?
Дорогой посетитель!
Мне на почту приходит много писем от новых подписчиков моей рассылки с вопросами о рыхлости почвы… Уж как сильно въелась эта чепуха в головы людей, что они готовы копать, копать, копать, а потом рыхлить, рыхлить, рыхлить и так постоянно и неустанно… пока радикулит им это запретит.
Хочу рассказать Вам по-простому, как сам понимаю природные процессы в некопаной почве. А чтобы рассказ был не голословным, в сети я нашел пару фоток про почву… про луговую почву с её структурой и про перекопанную. Возможно, фотка про луговую почву — это всего лишь рисунок, но он классный, за что автору огромная благодарность.
Сразу хочу оговориться, что я никакой ни учёный и у меня нет никакого сельскохозяйственного образования, поэтому…
Мой рассказ будет основан на моих наблюдениях, простых умозаключениях, прочитанных материалах в «сети» и печатной литературе. Но не тех материалах, где пишут, копай, копай, копай,… а в других, написанными мудрыми людьми.
Хоть я и говорю всегда в своих постах, что почва должна быть на даче твёрдой (некопаной) и «дырявой», но не всем это понятно. Точнее сказать, люди сразу начинают возмущаться, сидя перед монитором, и начинают мне «кричать» — да, ты что…, как же в такой каменной почве вырастет морковка, свекла, редиска, репа, редька и т. д.
В этом посте есть возможность наглядно посмотреть луговую почву в разрезе и чуть ниже расскажу и покажу, как в такой каменной почве растёт морковка. Пусть это простой рисунок, но на нём видно, что почва не имеет никакой «рыхлости» и «пушистости», а действительно ТВЁРДАЯ и ДЫРЯВАЯ.
Почему она не рыхлая и не пушистая?
Потому что сюда ещё не добрался человек с лопатой и плугом. Когда человек доберётся до этого райского уголка, то вся эта девственная почва превратится в сплошное месиво, в которой будут уничтожены все почвенные пустоты и будут истреблены почвенные обитатели.
Однако если учиться ведению дачного и приусадебного хозяйства у Природы, то можно избежать множества тяжёлых работ для дачника и губительных для почвы, которые рекомендуют приверженцы «копательной» технологии в большинстве материалов дачной литературы.
На первый взгляд это может показаться невероятным, однако, это так на самом деле и сейчас мы с Вами это вместе узнаем.
Итак, с вашего позволения начнём…
Снова этот рисунок…
Сами понимаете, что на лугу травку никто никогда не подкармливает и не поливает, тогда возникает законный вопрос – как этот травостой растёт на лугу из года в год и это происходит уже на протяжении не одного миллиона, а может быть и миллиарда лет?
Где травинки берут необходимое питание для своего роста и развития?
Дорогой посетитель, всё на самом деле просто… Матушка-Природа позаботилась о питании всех растений на нашей планете, как на лугу, так и в лесу. Но мы сейчас с Вами толкуем о луговых травах, поэтому провести аналогию с питанием лесных растений Вы можете сами.
Читаем дальше, а сами краем глаза смотрим на рисунок. В некопаной почве сохранены и присутствуют все почвенные пустоты образованные корнями многолетних и однолетних трав. Так? Безусловно!
К тому же количество «дырок» в почве ежегодно увеличивается от почвенных животных – червей, личинок насекомых, брюхоногих обитателей и т. д. Они ползают в толще почвы «по своим делам» и дырявят почву ежедневно, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю на протяжении благоприятного срока в течение дачного сезона, т. е. с весны и до осени. Так? Однозначно!
Почему эти почвенные дыры важны для почвы, почвенных обитателей и растений? Потому что по этим почвенным пустотам в почву опускаются газы воздуха, в частности кислород, который необходим для аэробной микрофлоры – они им дышат.
Так же по этим пустотам опускается углекислый газ. При соприкосновении углекислого газа с влагой почвы образуется угольная кислота. Часть угольной кислоты всасывается корнями травинок и перекачивается в листья. И так как листья освещаются солнечным светом, то в них происходит таинство – процесс фотосинтеза. Фотосинтез, это не что иное, как образование клеток растения из химических элементов – углекислого газа, воды и квантов света при участии зелёного фотосинтетического пигмента: хлорофилла. Подробнее о фотосинтезе можете узнать из разных источников, как печатных, так и электронных.
Идём далее…
Часть угольной кислоты идёт для растворения минералов почвы. При этом минералы растворяются не только угольной кислотой (углекислый газ + вода), но и другими кислотами и солями, образованными в толще (в дырах) почвы от взаимодействия между собой — воздушных газов и почвенной влаги.
Поэтому дефицита питания у растений нет и быть не может. К тому же я уже давно прочитал такую информацию, что львиная доля питания растений 93-94% приходится на воздушное питание и лишь 6-7% на почвенное минеральное питание.
Напрашивается удивительно простой вывод – минерального почвенного питания хватит всем растениям нашей планеты на многие миллионы лет вперёд, потому что земная кора состоит из этих самых натуральных минералов!
К тому же корни многолетних травянистых растений могут достигать такой длины, что достают до подпочвы, где и находятся «минеральная кладовая». Возьмите, к примеру, простой одуванчик. Его корни достают до подпочвы, так как их длина составляет 60 см., и берут для своего развития эти самые минералы.
В летний период растения наращивают большую зелёную массу, а по глубокой осени или даже под снегом вся надземная часть погибает. Весной, после стаивания снега, все отмершие органические остатки на лугу прижаты к поверхности почвы и образуют сенный войлок, т. е. сенную мульчу.
С наступлением тёплой погоды активизируются почвенные обитатели и начинают перерабатывать (переваривать) всё это сено в питание для себя. Они же живые и им, как и любому другому живому организму нужно питание. И получается, что это сено под действием пищеварительных соков (ферментов) почвенных микроорганизмов распадается на те химические элементы, которые растение «кушало» в прошлом сезоне.
В том числе в этом химическом составе растворённых «тел» травинок присутствуют и те труднодоступные минералы, которые находятся в подпочве. Получается, что растения сами «достают» из труднодоступных уголков почвы (из подпочвы) то питание, которое им нужно и «вытаскивают» его на поверхность. Причём эти минералы уже находятся в простой и доступной форме в качестве питания другим растениям, у которых корни короче, чем у одуванчика.
Тут на лицо взаимовыгодное сотрудничество растений с короткими и длинными корнями.
Хотя плужная обработка почвы и подразумевала в самом начале её внедрения «выворачивание» почвенных минералов из подпочвы на поверхность (в корнеобитаемый слой), но ни один плуг не способен сделать того, что могут корни растений! Плуг может только навредить почве, её обитателям и растениям, о чём расскажу ниже…
Идём далее…
Каким образом в некопаной почве сохраняется и поддерживается влажна среда?
Как Вы понимаете, дорогой друг, влага нужна для жизнедеятельности почвенных обитателей, протеканию почвенных химических реакций и собственно самим растениям.
Снова, будьте любезны, тот же рисунок…
Посмотрите внимательно на те почвенные пустоты, которые присутствуют в некопаной почве и ежегодно преумножаются. Возможно, на рисунке плохо видно, но Вы просто представьте, сколько их там на самом деле есть. Представили? Великолепно!
Теперь представьте раннюю весну. Снег тает, давит на отмершие органические остатки и прижимает их к поверхности почвы. В это же самое время образуется такое количество воды, которое не требуется почве. Куда эти излишки воды деваются? Верно, стекают по тем же почвенным пустотам (дырам) в нижние слои почвы, т. е. в подпочву.
С наступлением жаркого периода влага в почве сохраняется за счёт сенного войлока, который надёжно прикрывает поверхность почвы от прямых солнечных лучей. Но эта сенная мульча вечно лежать на почве не может, потому что пробудились почвенные обитатели и начали её перерабатывать.
В это же самое время, с наступлением тепла, растения начинают расти и интенсивно наращивать зелёную массу, которая тоже прикрывает поверхность почвы. Пусть не так надёжно, как это делает сенной войлок, но всё же. Пока в ранневесенний период влаги в почве ещё много, то растения растут как на дрожжах, но наступает такое время, в середине лета, когда в корнеобитаемом слое влага потихоньку исчезает из корнеобитаемого слоя. Солнечные лучи испаряют влагу с поверхности почвы, протискиваясь сквозь травинки и достигая крохотных участков почвы, да и растения потребляют влагу в огромных количествах, остужая при помощи влаги свои листья.
Казалось бы, влаги неоткуда взяться? Солнце нещадно жжёт растения и греет почву, верно? В этот критический момент обезвоживания, растения всё равно не погибают, потому что влага поступает из подпочвы на поверхность (в корнеобитаемый слой) по капиллярам (дырам) снизу вверх.
Таким нехитрым процессом – перекачка влаги снизу вверх — поддерживается оптимальная влажность почвы! К тому же в этих почвенных пустотах влага накапливается ещё и за счёт оседания дневной и ночной «росы».
Днём воздух горячий, а почва под травостоем холоднее – происходит конденсация влаги в почвенных дырах из воздуха. Оседание ночной росы все видели, тут всё понятно…
Вот такие вот простые природные процессы происходят в девственных «дырявых» почвах, как на лугу, так и в лесу. Кстати, в лесу деревья получают дополнительную порцию питания из лесного органического опада, как из чисто листового или хвойного опада, так и из их смеси, если в этом лесу растут лиственные деревья вперемежку с хвойными.
Идём далее…
По данным микробиологов в некопаной почве живут не просто почвенные грибы, а образуется грибная колония в виде грибницы. Эта грибница может достигать огромных размеров и этот живой организм способен растворять те же минералы почвы в доступное питание для растений.
Только представьте, под всем пологом леса грибница в несколько сотен квадратных метров или километров? Теперь представьте площадь и объём грибницы тайги или экваториальных лесов?! О-го-го! А чему тут удивляться, возможно, это так на самом деле и есть, если Вы были хоть раз в лесу и видели, какие великороссы там растут.
У нас лес за забором дачи и смотреть на эти величавые берёзы и сосны по 30-40 метров в высоту — одно удовольствие. А какой запах в лесу? Пахнет свежей девственной почвой. А сколько птиц и всякой живности живёт в этом лесу – перечислять устанешь.
За счёт чего поддерживается лесная жизнь?
Во, вот в этом и прикол… за счёт живой грибницы леса. Правильные учёные вообще считают, что грибы как почвенные, так и шляпочные – это разумные существа и выносят их в отдельную цивилизацию, намного развитую и прогрессивную, чем человеческая цивилизация.
На лугу, под поверхностью почвы живёт такая же грибница, как и в лесу. За счёт этого разумного организма и поддерживается жизнь луговых трав и других живых существ уже многие миллиарды лет – с тех пор как на нашей планете появились грибы и растения.
Как происходит взаимовыгодное сожительство и сотрудничество почвенных грибов и растений?
Тут тоже всё просто, как и всё гениальное в Природе. Грибы своим мицелием врастают в древесину корней многолетних растений и, таким образом, у них происходит коммуникативное общение. То бишь происходит непосредственный контакт живых существ, которые помогают друг другу жить и развиваться во благе и разумном добрососедстве.
К примеру, дереву в конкретный момент его развития нужны конкретные химические элементы в качестве питания — фосфор, калий, железо, магний, азот, кислород, водород, углерод и т. д. Дерево посредством электрических импульсов или иным способом подаёт сигнал грибнице в необходимости нужного «питания».
Грибница отвечает – не вопрос, получишь всё, что пожелаешь, но взамен ты должно (дерево) тоже предоставить те химические элементы, которые нужны мне для моего развития. Дерево отвечает – согласна на такую сделку.
Далее происходит такой обмен питанием – грибница даёт дереву то, что оно просит. Дерево всасывает корнями нужную порцию питания и качает его в листья. А образовавшиеся питательные вещества в листьях посредством процесса фотосинтеза, дерево перекачивает по своей коре в корни. Таким образом, доставляя нужное питание грибнице.
К чему я это рассказал?
По утверждению тех же правильных микробиологов ризосферная (прикорневая) микрофлора, т. е. грибы, живут на корнях многолетних растений, так как это сотрудничество не одного года, а на всю жизнь. Действительно, я видел мицелий (белёсые отростки-волосинки) этих грибов на корнях пересаживаемых этой осенью яблонь и в предыдущие годы на корнях кустов винограда. Но в этом году я обнаружил этот мицелий на морковке…
Удивительный факт, что на однолетних овощах, а точнее корнеплодах, живут колонии грибов. А возможно, ничего тут удивительного и нет, я ведь с 2000 года почву не копаю, вот грибы и развелись в своё удовольствие.
Я рассказал, конечно, всё по-простому для лучшего понимания, хотя на самом деле все эти процессы намного сложны и уникальны. Однако мы с Вами не сдаем экзамен по микробиологии и почвоведению, нам и этого хватит, чтобы, НАКОНЕЦ-ТО…
Теперь немного о грустном…
Чтобы, наконец-то, перестать копать и плужить почву, как на даче, так и на фермерских полях. Потому что теперь Вы представляете всю губительность перекопки и плужной обработки почвы. Уничтожается не то что структура почвы (её дыры), а уничтожается сама почвенная жизнь!
Вот наглядное фото, чего не нужно делать с почвой…
Почему нельзя уничтожать жизнь в почве и её дыры?
Потому что жизнь человека напрямую зависит от жизни почвенных обитателей! Мы уже и так переступили ту грань безрассудства, за которой жизнь может закончиться. Теперь нам нужно как-то умнеть, причём быстрыми темпами, возрождая жизнь в мёртвых почвах и перестать уничтожать то, что нам предоставила Матушка-Природа!
К слову сказать, как только слой почвы на длину штыка лопаты или плуга будет перевёрнут и испоганен, то вот с этого самого момента и возникают все последующие проблемы. Первая проблема, это недостаток влаги. А если нет влаги в почве, то и не протекают химические реакции по созданию солей и кислот из газов воздуха. А если нет кислот, то и почвенные минералы растворять нечем. Ну и т. д.
И получается, что вот эта ПЕРВАЯ и ЕДИНСТВЕННАЯ карательная (а по-другому и не скажешь) операция делает нас заложниками по «усердному уходу» за растениями. И так как в этой мёртвой почве растения растут плохо, то нам всё те же «специалисты», прославляющие перекопку, предлагают купить минеральные якобы «удобрения», купить биопрепараты (Байкал, Сияние, Восток и др.), ну, и прочие ненужные вещи.
По сути, предлагают покупать нам ТО, что в некопаной природной и дырявой почве находится в достатке и даже с избытком, во как! Теперь Вы понимаете, как нас разводят «специалисты» по перекопке и плужной обработке почвы фермерских полей? То-то и оно…
Поэтому и ответ на вопрос: «Кому нужна рыхлая копаная почва?» может быть одним – тем, кто это придумал, тому она и нужна!
А что в конечном итоге произойдёт с копаной рыхлой почвой в следующем году, если перекопали её осенью?
Снова этот классный рисунок, но с небольшим дополнением. Представьте: почва на штык лопаты перекопана и в этом монолитном слое напрочь отсутствует сеть почвенных капилляров (по-простому, дырок)…
Видите ли, в чём дело, дрогой посетитель… про то, что произойдёт с копаной почвой весной и летом следующего года «специалисты» предпочитают умалчивать. Почему стоит умалчивать, тот факт, что весной после стаивания снега почва утрамбовывается, как и до копания?
Потому что тогда люди перестанут копать и поймут что это самая натуральная почвенная афера. К тому же перестанут покупать «минеральные удобрения», потому как они будут не нужны. Перестанут покупать всё то, что им предлагается якобы из лучших побуждений и в помощь для выращивания растений.
К этому стоит добавить ещё вот что. Весной, как только воздух прогреется, то ветра быстро выдуют влагу из этой почвы и её нужно будет часто поливать. Почему часто? Потому что подъёма влаги из-под почвы не будет, так как нарушена сеть каналов, соединяющих подпочву с поверхностью почвы.
Да и при поливах вода не будет просачиваться в почву, потому что нет капилляров, по которым она и должна проникать вглубь. Поэтому она растекается по поверхности почвы в разные стороны, собираясь в капли – такой эффект, уверен, все видели.
А после первых удачных поливов или дождей почва ещё сильнее утрамбуется в глубине, а на её поверхности, после высыхания, образуется корка. Потом эта корка начинает лопаться, образуя трещины. А стало быть, чтобы это предотвратить, почву придётся рыхлить после каждого полива.
А тогда возникает законный вопрос – зачем копали, если её все равно нужно рыхлить – где, блин, обещанная рыхлость после перекопки?
Сами видите, что грядущая проблема вытекает из предыдущей, стоит только вонзить лопату или плуг в почву и перевернуть пласт. И как только это будет сделано – все проблемы образуются сами собой.
По сути, перекопанная почва осенью, весной следующего года будет такой же твёрдой, как и до перекопки, но только без НЕОБХОДИМЫХ и НУЖНЫХ для почвы, её обитателей и растений почвенных капилляров, канальцев и дырочек.
И в итоге получается, что перекопка не только тяжёлая работа, но ещё и бесполезная, а подчас и глупая.
Теперь Вы прекрасно понимаете, кто бы что ни говорил о благотворном влиянии перекопки почвы на её структуру, воздухо и водопроницаемость – всё это настоящая чепуха!
Нам с Вами нужно руководствоваться природными процессами и непременно внедрять их в свою дачную практику – от этого будет польза не только почве, но и мы избавимся от кучи ненужных и искусственно создаваемых проблем!
Ну, а теперь…
Теперь покажу, что и обещал — какая морковка вырастает в некопаной почве. Вы только не спрашивайте меня, КАК она растёт, потому что точно, как это происходит, я не знаю. Я могу лишь предполагать и догадываться…
И в этом тоже никаких чудес нет. Получается такая картина маслом…
В морковной делянке междурядья находятся под мульчей. Так? Так. Почва под мульчей постоянно влажная. Так? Нет, не так. Почва влажная не только под мульчей в междурядьях, но и в грядках, где посеяны семена. Поэтому прорастающие семена легко пускают свой зачаток корнеплода в твёрдую, но влажную и дырявую почву.
Впоследствии этот корнеплод так и продолжает углубляться в почву изо дня в день, неделя за неделей, месяц за месяцем, вот и всё. На фото ниже посмотрите, как из каменной твёрдой почвы торчит макушка корнеплода с розеткой листьев.
Если вдруг наступает засуха, то увлажняю мульчу и почву в делянке своим настоем Эликсира – это и влага, и дополнительная порция полезных почвенных микроорганизмов, к тем, которые уже есть в почве!
Вот что получается к моменту уборки из трёх коротких грядок…
А тут поближе...
А вот этот ролик, но уже про полноценную морковную делянку мы сняли чуть ранее — на Ильин день…
А на тот случай, если кто-то заинтересуется видео-книгой «Морковь без проблем», то нужно жать вот сюда. Правда, книженция эта была сделана в 2008 году, но этой технологией пользуюсь, по сею пору, и буду пользоваться в дальнейшем.
И на посошок…
Хочу сейчас, в начале зимы, подарить Вам кусочек лета и показать, нашу жёлтую дачу в мае месяце.
На фото ниже дача до стрижки… Кстати, вот эти тюльпаны, а точнее их луковицы, супруга в прошлом, 2013 году, купила на распродаже в нашем магазине Природа. Мы их той же осенью потыкали вдоль яблоневой делянки и посмотрите, как красота выросла!
На заднем фоне наш лес...
А это после стрижки…
И в заключение… На фотках ниже дача после берёзового листопада этой осенью…
Если материалы этого поста помогут кому-то избавиться от вредной привычки и дачной повинности, как перекопка почвы, буду очень рад!
Вот на этой оптимистичной ноте разрешите откланяться.
Дорогой посетитель, что Вы теперь думаете о рыхлой и пушистой почве?
Свои мысли, вопросы, предложения и пожелания излагайте в комментариях…
С наилучшими пожеланиями,
Сергей Дьяков.
126 комментариев к “Кому нужна рыхлая копаная почва?”
У меня надо засыпать провал примерно 3 на 3 метра. Глубиной 2 м. Можно ли добавлять ветки , или органика, оказавшаяся на такой глубине будет действовать вредно ?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
15 декабря, 2014 в 14:59
[Ответить]
Cемен Михайлович ответил:
16 декабря, 2014 в 10:29
Добрый день, Сергей!
У меня организационный вопрос- Почему Вы маскируете рассылку под ссылку?
Или этим занимаетесь не Вы, а кто то другой?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
16 декабря, 2014 в 12:42
[Ответить]
Cемен Михайлович ответил:
16 декабря, 2014 в 12:53
По почте приходит письмо с вот такой ссылкой на Ваш сайт ""dacha21veka.ru/gubitelnos...naya-pochva.html ""
А под ней скрывается вот такая фигня «„http://my.maillist.ru/lr/52189805/12346“»"
Зачем эта конспирация? Вы шпион?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
16 декабря, 2014 в 13:06
В письме, которое я высылаю каждому подписчику через почтовый сервис пишу одну (длинную) ссылку на пост в блоге. Откуда берётся другая ссылка (шпионская), не знаю. Может почтовый сервис подписчика, в том числе и Ваш, шифрует мою прямую ссылку, кто их там знает.
Ну, какой я шпион, Семён Михайлович? Я простой человек, который любит Природу и свою Дачу, и который делит своими наработками со всеми желающими. Вот и всё.
[Ответить]
Cемен Михайлович ответил:
16 декабря, 2014 в 13:09
Мой почтовый сервер ничего не шифрует и не подменяет.
Ну да Бог с ним.
Все равно сайт у Вас хороший. Хоть мне и не понятна Ваша политика с рассылкой писем.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
16 декабря, 2014 в 13:14
[Ответить]
Cемен Михайлович ответил:
16 декабря, 2014 в 13:41
Ок!
[Ответить]
Владимир Кузьминых ответил:
16 декабря, 2014 в 11:18
Владимир, у меня был пару лет в аренде участок на склоне. Соседка «забила провал» в почве камышом, засыпала грунтом и посадила малину. Эффект «удобрения» получился на третий год, когда вся эта органика сгнила, стала доступна корням малины — малина выросла огромная с отменным урожаем. Чего и Вам желаю.
[Ответить]
Сергей! Полностью поддерживаю Вашу технологию! Мы только начинающие дачники, и в этом году провели эксперимент — часть картошки посадили в перекопанную землю, часть — в твёрдую почву. Разница незначительная. Вопрос — тогда для чего зарабатывать себе радикулит? Будем заниматься дачным хозяйством с любовью к природе, к земле — жить с ней в ГАРМОНИИ, и не быть Варваром!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
15 декабря, 2014 в 15:04
[Ответить]
Владимир Кузьминых ответил:
16 декабря, 2014 в 11:23
Людмила, в данной технологии надо было не «сажать» клубни в некопаную почву, а разместить их прямо на ней, и выращивать «картофель под мульчей» — вот тогда точно почувствуете разницу. Удачи!
[Ответить]
Людмила ответил:
3 января, 2015 в 18:24
[Ответить]
Владимир Кузьминых ответил:
30 марта, 2015 в 11:27
[Ответить]
Очень познавательно. Мы тоже уже 5 лет не копаем грядки. Очень довольны.
[Ответить]
Большое спасибо. Уже второй год стараюсь не копать землю. Сделала постоянные грядки. Мульчирую. В этом году получила неплохой урожай томатов.
[Ответить]
Прочитав Ваши статьи.я тоже решила не копать.Даже стала посещать семинары Природного земледелия!Но пока не все получается...
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
15 декабря, 2014 в 15:09
Теперь это нужно воплотить на практике.
А то что не сразу всё получается, ничего страшного. У меня по-первости тоже не всё гладко было, да и сейчас бывают отрицательные результаты, но это не повод опускать руки... Иначе, как же мы с Вами получим достоверный результат? Кроме как через практику и можно узнать?!
Успехов Вам!
[Ответить]
Галина ответил:
15 декабря, 2014 в 18:21
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
16 декабря, 2014 в 12:40
[Ответить]
Сергей, большое Вам спасибо за все, чем Вы с нами делитесь!
Я уже три года как сделала делянки и не копаю в них. Мульча у нас — это солома с курятников, куриная подстилка, другой нет, скошенная трава тоже укладывается на грядки
Компостные ящики используются для хранения подстилки, которой весной бывает очень много, а компост теперь только непосредственно на грядках. Еще много чему нужно учиться, много было разных ошибок, но земля под мульчей не твердая... она мягкая и пушистая, можно пальцем сделать дырочку и что-то посадить. Возможно, это не правильно?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
15 декабря, 2014 в 15:15
[Ответить]
Уважаемый товарищ Дьяков, ваша тема для меня близка и приемлема. С прошлого сезона мы с сестрой занимаемся тем же самым: сформировали грядки, засеяли сидератами ранней осенью и в зиму щедро уложили пшеничной соломой. Прошлым летом мульчировали скошенной травой до 10 см. За все время поливали 4 раза, когда солнце совсем уж нещадно палило с небес. Живем мы в Краснодарском крае. Участок, где росли помидоры, пришлось укрыть агротексом. Урожай по сравнению с предыдущим годом был намного лучше. Я и сестра закрутили по 30 банок (3-хлитровых) помидоров и в мелкоштучной таре всяких салатов и лечо тоже достаточно. На томат пришлось все же купить. В следующем году ожидаем более щедрый результат, в результате которого хватит томатов на все нужды наших больших семейств. всем огородникам и Вам больших успехов и крепкого здоровья!!!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
15 декабря, 2014 в 15:18
особой пользы от сидерата не ждите, лучше заготавливайте по-возможности побольше соломы, сена, опилок, семечковой лузги, листвы... вот от этих органических остатков будет толк и для почвы, и для растений.
[Ответить]
Олег ответил:
2 января, 2015 в 20:08
И еще один вопрос — как Вы считаете, можно ли делать питательную мульчу из перемеленных дубовых желудей? Будут ли они угнетать растения?
Большое спасибо
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
2 января, 2015 в 22:16
Насчёт желудей сказать ничего не могу. Чтобы проверить, нужно это сделать!
[Ответить]
Спасибо ,Сергей! Как всегда доступно для понимания. Я не копаю около 10 лет, все растет. Иногда приходиться помогать растюшкам, но в исключительных случаях. Так в прошлом году напала морковная муха и в целом кооператив остался без моркови. Я пострадала частично, поэтоиу в этом году пришлось провести дополнительные меры защиты и я, 100№ с чистой морковью. ПОмогает в этом как раз разумная технология, подсмотренная у природы.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
15 декабря, 2014 в 15:20
[Ответить]
Доброго времени суток, Сергей! Я в прошлом году впервые услышала о природных методах земледелия от приверженцев центра Сияние о выращивании картофеля в некопанной земле. Жизнь уже подтолкнула искать какой-то способ облегчить себе жизнь на Земле. Мне интересно заниматься земледелием. Посадка, всходы, развитие, ожидание урожая, сам урожай, подготовка к следующему сезону — это так интересно. Но традиционный метод обработки почвы очень тяжелый труд. В прошлом году впервые попробовала посадить морковь и лук в некопанную, но обработанную плоскорезом землю. Замульчировала, и летом добавляла мульчу из травы. Результат получился превосходный. Мои противники в семье отметили, что сорняков было меньше на грядках и реже поливали. А еще свекла наросла очень большая, такая что пришлось отдать ее на корм скоту в деревню и взамен взять более мелкую у них. Иначе ее неудобно использовать. Это я учту при посадках на следующий год. Удобрения не вносились, кроме полива перебродившей травой. Я почувствовала облегчение в труде и увидела результат. Надеюсь на приобретение дальнейшего опыта, облегчающего мой труд.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
15 декабря, 2014 в 15:27
Меня матушка за крупные овощи тоже не жалует, поэтому стараюсь подбирать сорта или гибриды, у которых размер средний. Сказать Вам по-честному, у меня в почве растёт только морковка, все остальные корнеплоды и картошка растут над почвой, но под мульчей.
А то, что дачные эксперименты завораживают и толкаю на новые открытия — это точно! Сам не могу уже остановиться, в голову лезут порой абсурдные мысли, а как воплотишь их на практике, оказывается, что и совсем они не абсурдные. На будущий год буду экспериментировать с картошкой и луком — мыслей много, теперь нужна ПРАКТИКА!
[Ответить]
Доброго здоровья Сергей! НАписано все правильно и доступно. Поддерживаю полностью, ну и довожу до садоводов и огородников. За исключением.: Я советую на первых порах применение Байкал ЭМ-1, для тех огородников, которые используя перекопку и минеральные удобрения напрочь загубили землю. И таких не мало. Как говорят, почему-то на огороде червей нет. Вот им и советую, чтоб как -то помочь земельке и при этом рыхление почвы. к примеру плоскорезом Фокина на глубину не более5-7 см. Когда они увидят что земля стала оживать, то применение Байкала ЭМ-1, можно прекатить .
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
15 декабря, 2014 в 15:37
Согласен с Вами, что в восстановление микрофлоры почвы стоит попользоваться Байкалом. Только, понимаете в чём дело... на самих органических остатках уже есть те микроорганизмы, которые нужны почве. И если их просто класть на почву в качестве мульчи, то микрофлора сама возродится в нужном объёме, но сколько нужно на это время?. А так и мульчу положил и эм-препаратом полил — польза двойная для почвы!
Вот, к примеру, я пользуюсь своим настоем Эликсира, как от болезней, так для увеличения численности полезных микроорганизмов в почве и мульче — результаты потрясающие! Расюхи почти перестали болеть и даже в опилках и семечковой лузге появились почвенные грибы. Правда, опилки нужно класть под низ соломы, сена и листвы. Если опилки лежат на открытом солнце, то сильно продуваются и сохнут и толку от них, как питания для растений и почвенных микроорганизмов мало. А вот как средство прикрытия почвы от солнца — отличная мульча!
[Ответить]
Доброго времени суток, Сергей! В этом году часть участка (~1 сотка) продисковал мотоблоком по сидератам глубиной до 15 см , а вторую часть (~0,5 сотки) оставил с сидератами без обработки. В 2015 г буду знать результат. На зиму, обработать почву плоскорезом или мелко (5-10см) мотоблоком нужно, думаю это даст свой положительный результат
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
15 декабря, 2014 в 15:41
Ну, если бы у меня был мотоблок, то я бы сделал из него сенокосилку, а почву не травмировал. У Вас получается так... Вы сначала умертвите почву на глубину 15 см., а потом её нужно возрождать. Где же тут логика?
Поэтому, давайте переоборудуйте свой мотоблок под более полезный агрегат и почву в дальнейшем не губите.
Договорились, Сергей?
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей! Я полностью с вами согласна, что копать землю не нужно. С лета 2014 года я землю не копаю, одна соседка стала ругаться, что моя трава лезет к ней, тогда вкопала вдоль ее забора щифер. Тогда она успокоилась, а другая соседка всё приглядывается, да спрашивает, что я делаю. В этом году сделала грядки огороженные шифером, а вот этой весной буду садить меланжевый огород как предлагает Бублик.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
15 декабря, 2014 в 15:45
Ну, ваши соседи ещё более-менее были лояльны к Вам. Мои соседи, вообще, крутили у виска пальцем, когда я начал ставить первые короба. Смеялись надо мной — чего это он какие-то нагробья ставит, аль хоронить кого собрался... Зато сейчас ходят на свой участок мимо нашей дачи, да диву даются... как это всё растёт само по себе в этих нагробьях. Во как бывает, Елена.
[Ответить]
Не знаю. С одной стороны, всё правильно и логично. А с другой — может это всё работает в умеренном климате? Я пока что имею в виду природные процессы. Вот, допустим, у нас, под Симферополем, пока весна и влажно — всё как описал Сергей. А как наступает конец июня, июль, август — дождей нет. Дорога на дачу идет по пустоши. Так вот — трава вся пожухлая, желто-серая, в земле (никем естественно не копанной) огромные трещины, почти как в фильмах про пустыню Кара-Кум. Когда в конце августа начинают потихоньку идти дожди, только тогда помаленьку и появляется зелень. Конечно, может быть, вся эта пожухлая трава считается живой, но для огородных растений такой анабиоз как-то нежелателен.
Опять-таки, горячо согласен не копать. Но как это осуществить практически, если огород достался весь поросший пыреем? Плоскорезом пройтись? Ха-ха, разве что сбрить пырей «под бобрик». Завалить «побритый» участок мульчей, а потом попытаться высадить рассаду? А как лунки для рассады сделать, если корневища пырея образовали тоже войлок, только под поверхностью почвы, и не то что посадочный совочек, а и мощная острая лопата не с первого раза прорубает эту почву. Единственное, что реально — выкопать эти лунки той же самой презираемой лопатой.
Процесс посева семян (моркови, свеклы), луковиц (чеснока, лука) вообще смутно себе представляю. Хорошо хоть огурцы-кабачки можно сажать на прошлогоднюю мини-компостную кучу, слегка присыпанную слоем земли.
Так что, наверное, придется в первые 2-3 года почву попортить перекопкой, а потом уже начать восстанавливать так, как описал Сергей.
Кстати, Сергей, а разве у Вас не с перекопки всё начиналось?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
15 декабря, 2014 в 16:00
Потом тёща переписала на нас один участок, а на второй сама ещё ездила, покуда здоровье дозволяло.
Вот помытарились мы с супругой пару годков на своём участке и моя благоверная говорит, давай продадим эту «плантацию сахарного тростника», хоть какая-то польза будет в денежном эквиваленте. Я был против продажи, но понимал, что если так у нас получается плохо с урожаем, то мы что-то не так делаем. Вот в конце сезона 1999 года, кто-то меня (какие-то силы небесные) вытащили в лес и ткнули носом в лесную подстилку. С тех пор и начались перемены и на даче, и в голове... Сейчас супруга довольна, что участок не продали, потому что это теперь не «плантация», а райский уголок.
[Ответить]
Пусик ответил:
15 декабря, 2014 в 23:32
[Ответить]
Юлия ответил:
7 февраля, 2015 в 11:48
[Ответить]
Прошлой весной я в интернете натолкнулась на видиоролики Кизимы Г. Она тоже сторонник , как она называет ленивого огорода. Скачала ее книги. И все лето пользовалась ее советами. В результате: В теплицы вырос небывалый для меня урожай помидор. Никогда они у меня не краснели. Не поливала, не рыхлила. Посадила картошку под солому, ничего не делала ,только подсыпала скошенную траву и кухонные отходы. Урожай был неожиданный. Тоже могу сказать и про остальные овощи. Вот только морковь не удалась.Теперь по Вашему методу посажу и ее .Про лопату все лето не вспоминала. Отличие от Вас- у Кизимы это использование плоскореза Фокина. Теперь и Ваши рекомендации мне очень помогут . Спасибо Вам , а то мои соседки скептически отнеслись к моим новшествам, поберечь свою спину, главное землю.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
15 декабря, 2014 в 16:05
А плоскорезом я не пользуюсь, потому как у меня нет и не будет. Мы с Природой, как-то и без плоскореза обходимся, чего и Вам искренне желаем!
[Ответить]
Фаина ответил:
16 декабря, 2014 в 9:52
[Ответить]
в каждом слое почвы 10-15 см живут свои микроорганизмы. Те, которые в верхнем слое, не будут жить и работать ниже, а нижние вверху и т.д. Перекопав почву и смешав слои, человек затрудняет жизнь почвенных микроорганизмов.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
15 декабря, 2014 в 16:22
[Ответить]
Немного непонятно про приверженцев Природного земледелия (центры Сияние, биопрепараты Байкал, Сияние, Восток и др.), они как раз против перекопки, полива и прополки. Зачем же они продвигают свою продукцию? Просьба прояснить.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
15 декабря, 2014 в 18:35
[Ответить]
Надежда Тамбовская ответил:
16 декабря, 2014 в 0:20
[Ответить]
Я на счет этих абзацев, т.к. противоречие налицо :
По сути, предлагают покупать нам ТО, что в некопаной природной и дырявой почве находится в достатке и даже с избытком, во как! Теперь Вы понимаете, как нас разводят «специалисты» по перекопке и плужной обработке почвы фермерских полей? То-то и оно…
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
15 декабря, 2014 в 18:47
[Ответить]
Надежда Тамбовская ответил:
16 декабря, 2014 в 17:53
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
16 декабря, 2014 в 19:12
Речь в посте шла только о препаратах, продажу которых ведут большинство сайтов, прославляющие перекопку, вывешивая банеры в правой колонке блога.
[Ответить]
Сергей, вы ведь сами продвигаете свой ЭМ-эликсир и питательную брагу, в чем разница с биопрепаратами Байкал, Сияние, Восток и др. Опять непонятно.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
15 декабря, 2014 в 18:45
Или Вы считаете, что я плохо высказался о ЭМ-препаратах? Упоси Господь! Я их ни разу не покупал и не применял, а значит и не знаю достоверног результата, но суть не в этом.
Я имел в виду те ресурсы, на которых копируются одни и те же статьи и материалы о перекопке почвы и тут же висит банер на сайте, типа... чтобы восстановить плодородие почвы покупайте Байкал.
Или Вы считаете, что мне нужно было вставить в пост ссылки на 2 миллиона сайтов, где перепечатана одна и та же статья о важности перекопки?
[Ответить]
Сергей , ну что можно добавить к вашему посту . Лопату я давно подарил самой вредной соседке . В основном на грядках работаю голыми руками . Почва структурированная , но не рыхлая и всё растёт хорошо . Я человек не поседлевый и каждый год новые эксперементы и новые растения . Иначе не интересно . В прошлом сезоне выращивал помидоры в мешках . Получились не кусты , а настоящие деревья и количество плодов впечатлило . Есть пословица .Умный выращивает урожай , а мудрый выращивает почву .
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
15 декабря, 2014 в 19:01
Но вот лопата должна быть в хозяйстве... там выкопать ямку для посадки саженцев или ещё чего, но к перекопке почвы она не должна иметь никакого значения. Я отдал соседям все свои тяпки, ручной культиватор и ещё часть металлолома — они были в восторге от моего подарка. Посудите сами, мне они ни к чему, да и место в сарае занимают, а соседке в пору пришлись... Хотя она приходит и видит, что я вытворяю на даче, но вот своё сознание на отказ перекопки и рыхлительных работ перевернуть не может. Может время придёт, она тоже кому-нибудь подарит свой металлолом, как знать.
С пословицей полностью согласен, ведь она не пустом месте возникла...
Успехов Вам в будущем дачном сезоне и новых экспериментов!
[Ответить]
Не копаю почву 5 лет, моя песчаная почва ожила. Мульчирую все, голой земли практически нет. Но картошку под соломой вырастить не смогла : всю ботву съели слизни
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
15 декабря, 2014 в 19:04
[Ответить]
Сусанна ответил:
16 декабря, 2014 в 9:04
Этот порошок горчица?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
16 декабря, 2014 в 12:38
[Ответить]
Людмила ответил:
18 декабря, 2014 в 6:26
[Ответить]
Пусик ответил:
15 декабря, 2014 в 23:16
[Ответить]
Надежда ответил:
6 января, 2015 в 0:55
[Ответить]
На 5-ти летней грядке с клубникой выросло столько сныти , что клубники не было видно. Сколько я ни мульчировала, сныть побеждала. Уже и мульча закончилась, а сныть все перла.
Как же мне ее притормозить на следующий сезон? В грядке уже и земли не видно, одни корни сныти! Выручайте! Спасибо.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
15 декабря, 2014 в 21:26
А ещё можно плотненько накрыть её упаковочным картоном в междурядьях вплотную к кустикам земляники и если высунет голову, стригите...
[Ответить]
Фаина ответил:
16 декабря, 2014 в 9:57
[Ответить]
Всё граматно изложено...
[Ответить]
Приветствую, Сергей и Вас кто читает 🙂 . Ваш подписчик четыре года. Огорд в первый год поделил по полам (все виды которые выращивал) под солому и перекопку с внесением перегноя. Результат по всем видам ростений лучьше под соломой. Чисто, красиво и самое главное появилось дополнительное время на семью. Сыну уже 7 лет и во многом он берет пример с папы, тоесть с меня. Сергей я думаю мы в праве считать, что высвободив мое огородное время ВЫ — Сергей сделали нашу семью еще счастливее.
С благодарностью ваш подписчик Александр.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
15 декабря, 2014 в 21:32
Я искренне и от всей души РАД за Вашу дружную семью! Я даже в растерянности от Ваших добрых слов, за которые благодарен!
Сказать по-совести, благодарить в первую очередь Вы должны не меня, а СЕБЯ. Потому что Вы поверили в природные процессы, а самое главное НАЧАЛИ реально делать то, что нужно. Высвобождение большого количества свободного времени, которое Вы посвящаете семье, это следствие ВАШИХ действий, а причина — это НАЧАЛО это действий.
Успехов Вам на даче в будущем сезоне, а Вашей семье — Благополучия, Взаимопонимания, Достатка, Здоровья и Мирного неба!
[Ответить]
Не копаю 3 года. И сделал вывод, что зеленой массы на моих скромных 16 сотках стало больше. Раньше я траву с газона всю клал в компост и еще рвал охапками люпин и донник, чтобы заполнить компостер. Теперь всю траву с газона — в мульчу и даже приходится косить траву вне участка. Компостер заполняется цветочной ботвой, а ее стало очень много. Ботву помидоров и картофеля сжигаю. Еще для мульчи использую обрезки смородины, пропущенные через измельчитель. Метод себя показал, но в промышленных масштабах этого не применишь.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
15 декабря, 2014 в 21:41
Измельчённые древесные остатки тоже под мульчу. Если класть их поверх мульчи, то толку от них будет мало. Они будут проветриваться и будут сухими, а микроорганизмы могут жить и перерабатывать отмершие органические остатки, только во влажной среде.
Я как-то давно привозил за магарыч с лесопилки дроблёнку (отходы). Клал эту древесину сразу на почву, а сверху засыпал листвой, сеном, соломой и увлажнял всё это хозяйство своим настоем Эликсира. Через пару лет от древесины ничего не осталось — всё пошло на пользу почве и саженцу груши.
Что касается больших масштабов, то это Вы зря. По ТВ и в сети полно материала, как фермеры мульчируют сотни Га соломой на земляничных плантациях!
[Ответить]
Николай ответил:
17 декабря, 2014 в 21:26
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
18 декабря, 2014 в 18:18
Если так, то ничего на лошадь дополнительно и не нужно. Благодаря этому животному наши прадеды и имели высоченные урожаи хлеба, и кормили пол Европы своим хлебом. Лошадь может потянуть соху, но не плуг, а соха кроме как рыхлить почву ни для чего и не предназначена. В этом её и отличие от плуга.
Вот после того, как стали загонять трактор с плугом на совхозные и колхозные поля урожаи упали в разы, а некоторые «специалисты» обусловили это недостачей питания и принудили колхозы и совхозы закупать минералку, хотя дело вовсе и не в ней. Ну, и с тех пор и по сей день те, фермеры кто ещё не отказался от вспашки почвы и применению минералки получают мизерные урожаи. Хотя им стоило только почитать труд Овсинского и вернуть всё на место — отказаться от плуга и минералки, а пользоваться измельчённой соломой врасстил.
Что касается лошади и огорода 20-25 соток...
Николай, по сути, ничего с огород делать не нужно по осени после уборки урожая картошки. Убрал урожай и до весны не трогать почву. Весной, перед посадкой картошки за одну-две недели пройтись сохой по огороду, просто подрезав сорняки и оставить их сохнуть на солнце. Во время посадки, соха будет так же подрезать оставшиеся корешки сорняков около поверхности и они пойдут на корм почвенным обитателям, хотя этого несказанно мало, но всё-таки... ПЛУГ ни в коем разе не допускать к огороду, иначе удачи не видать.
[Ответить]
Сергей, здравствуйте! Полностью поддерживаю Ваши старания. Вопрос, ранее Вы проделали опыт с замером кислотности почвы. Везде прибор показал близкое к нейтральной, значит внесение древесной золы, как раскислитель вовсе не обязательно? И сделали Вы хоть один замер реально кислой почвы, прибор точно работает? Поделитесь опытом как применяете лузгу подсолнечника , у меня проблема , плохо держит воду , сколько не лей, как «с гуся вода». Для приготовления рассадного субстрата пробую смешивать лузгу с рубленой листвой, сеном , опилками.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
15 декабря, 2014 в 21:57
Я бы сделал замер кислой почвы, но где её взять? Прибор точно рабочий, как по замеру кислотности, так и влажности и освещённости.
Золу для раскисления почвы, по всей видимости, использовать и не нужно, потому что мульча и почвенные обитатели, наверное, сами делают почву нейтральной. Как они это делают, хоть убейте, хоть пытайте, не скажу, потому что не знаю.
Что касается лузги, то тут всё просто...
Её нельзя использовать одну, как мульчу — её нужно комбинировать с другими видами органических остатков — сеном, соломой, листвой, опилками и т. д. Да к тому же, когда я мульчирую делянки лузгой, то обязательно накрываю этот слой либо сеном, либо соломой, потому что птички не дремлют. Я по-первости оставлял лузгу открытой в делянке, а по приезде в следующий выходной эту делянку и не узнал — почти вся лузга была выброшена в проходы, в делянке остался тонюсенький слой. Вот с тех пор обязательно накрываю её тонким слоем сена, соломы, листвы или опилками.
Теперь про рассадный субстрат...
Владимир, а зачем Вы всё смешиваете в одну кучу. Сейте семена на почву, а потом смело мульчируйте лузгой. Я уж 4 годы поступаю именно так, причём в качестве мульчи использую всё те же органические остатки — сено, солому, опилки, лузгу, а в будущем году наметил испытать на рассаде еловый опад. Уверен, что всё будет нормально и рассада вырастет, как обычно. Уверен, что рассада вырастет хорошей еще и потому, что для этой цели заквашиваю свои домашние настои Эликсира и использую этот настой, как увлажнение для почвы в рассадных ящиках, и как средство для увеличения количество видов полезных микроорганизмов в почве и мульче.Может быть через год планирую сделать новую видео-книгу про помидоры и поделиться, какой вид мульчи можно использовать под помидорами, а какой лучше отложить в сторону. В этом году ещё проверю негативный вид мульчи и тогда уже будет наверняка ясно, что это так — этот вид мульчи для помидоров в рассадных ящиках использовать нельзя.
Вообще-то, на будущий год планов и задумок много, боюсь времени не хватит на то, чтобы всё испытать на практике. Поживём — увидим...
[Ответить]
Даже и не помню,когда последний раз копал.грядки.Единственное,что делаю -осенью засыпаю листвой весь участок.Благо лес рядом.
[Ответить]
Добрый день Сергей!
Вот уже пять лет не копаю почву на огороде,а только мульчирую.Всё прекрасно растёт.
Спасибо Вам за очередную статью.Удачи!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
16 декабря, 2014 в 15:00
Рад за Вас и Ваши успехи!
Так держать!
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей! С интересом читаю ваши посты, пробую применять.
Некоторые замечания.
Пустот, как таковых в почве не должно остаться: они заполнены самими корнями живыми или отжившими.
Ранней весной почва еще мерзлая. Пустоты заполнены льдом от замерзшей воды, набравшейся в пустоты с осени. Излишки воды стекают по поверности земли, частично впитвпитывясь в оттаявшую за счет талой воды (+4 градусса!) землю.
Глядя в видеоролике на ведернутую из некопанной земли морковь,видишь, какая она калеченная: крива-горбата, в пупырях, с трещинами и наростами! Это последствия некопки!
Морковь ишет место поудобней, напрягается, лопается от натуги, искривляется, пускает боковые отростки.
Нынче садил морковь без перекопки. Укрыл мульчей (сено с осени было на делянке). Лето выдалось холодное и сырое. Земля под мульчой не прогревалась,постоянное было переувлажнение. Урожай от прошлых лет 50%. Очень много не взошло — земля холодная! Зато сорнякам был настоящий разгул! Тоже и со свеклой. Так что мульча и некопка не есть панацея везде и всюду. В то же время ретрограды-консерваторы соседи имели урожай.
Василий, свердловская обл.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
16 декабря, 2014 в 19:46
Теперь про раннюю весну...
В каждом дачном сезоне ранняя весна — это условное время года и бывает такое, что в середине марта у нас уже было +18+20. Согласен, что в глубине почва ещё не сильно оттаяла, но вода всё равно уходит вниз и держится над мёрзлой почвой, до определённого времени — пока та не растает. После того, как средние слои почвы оттаят, то вся эта масса воды снова стремится вниз. — ведь земное притяжение ещё никто не отменил...
Теперь, что касается рогатой морковки...
Василий, такой морковки не так много, может быть 2-3 на ведро и это никак не связано с твёрдой почвой — это особенности именно этих корнеплодов. Я знаю это не с потолка — у меня соседи, когда убирают урожай морковки, то это слышно за тридевять земель — мат стоит отборный. Хотя свою почву они лопатят постоянно с весны и до осени, а морковка рогатая. Возможно, это особенности гибридов или конкретных корнеплодов, я не знаю, но факт есть факт.
Да и лопается она не от натуги, когда лезет в почву, а просто, когда мы снимали ролик 2 августа (на Ильин день), то до этого дня у нас постоянно шли дожди и естественно влажность почвы была повышена. Вот от этого и лопнула морковь. Хотя таких лопнутых корнеплодов было тоже 2-3 штуки.
Теперь про прогрев почвы...
Василий, вот конкретно ВЫ как можете определить подходящую температуру почвы конкретно для морковки? Нет, я понимаю, что все охают и ахают, что под мульчей почва холодная и всё в таком духе... Хотя никто не сказал, КАКАЯ именно температура нужна для того, чтобы морковка росла. Или я не прав?
А какая конкретно температура нужно не только морковке, а и остальным дачным культурам, НЕ ЗНАЕТ НИКТО из людей. Это могут знать ТОЛЬКО сами растения и они это знаю наверняка, потому что всходят и растут в своё время.
Теперь про всхожесть...
Василий, по-моему, в позапрошлом году я купил несколько гибридов морковки в красочных пакетиках и ни один из этих гибридов не взошёл, хотя пересеивал их аж 4-5 раз и всё бесполезно. Представляете НИ ОДНО семечко не проросло — и Вы хотите сказать, что это дело в некопаной холодной почве? Абсолютно нет. На следующий год я посеял сорт «Витаминная 6», который посоветовал мой брат. Весь посев взошёл, да ещё пришлось продёргивать, во как. Всё дело в КАЧЕСТВЕ семян, а не в некопаной и холодной почве.
Есть у меня пост про искусственный прогрев почвы — делать его или нет. Вот найдите этот пост и почитайте комменты посетителей, кто и что думает по этому поводу.
Вы поймите одно... я НЕ ЗАСТАВЛЯЮ Вас и других делать то, что делаю сам. Мы люди взрослые и каждый дачник для себя решить, чем ему заниматься на своей даче. Я правильно мыслю, Василий?
[Ответить]
Доброй ночи, Сергей! Благодарю за столь оперативный ответ с подробным разбором.Капиляры от отмерших корней все равно очень быстро затянутся почвой под действием силы тяжестии влаги. Думаю,что главными производителями каналов в почве являются являются подземные жители — черви, гусеницы, жуки и пр.
А морковь весной посажу по -своему. Это будет комбинация технологии мульчинной и традиционной.Вам всяческих успехов ( и неуспехов тоже) в ваших поисках и раздумий.
С уважением Василий, Свердловской обл.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
17 декабря, 2014 в 13:11
Ну положим, отрицательные результаты тоже нужны, потому что заставляют двигаться дальше и думать своим серым веществом.
Вам тоже успехов в будущем дачном сезоне!
[Ответить]
Пропустил букву «и» : «...силы тяжести И влаги.»
[Ответить]
В газете клуба органического земледелия прочитал, что одна садоводка после трёх лет возделывания земляники для последующей посадки чеснока выкапывала оставшиеся корни и рыхлила мотыгой. Другая, которой достался сильно утрамбованный участок наняла гастарбайтеров, которые ... ПЕРЕВЕРНУЛИ почву! Я думаю-- можно ли по-вашему в этих случаях обходится без переворота ?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
17 декабря, 2014 в 13:21
Некоторые дачники, чтобы создать себе проблемы покупают МОТОплуг, а его стоимость, приблизительно около 30 тыс. рублей. А если бы на эти деньги купить сена или соломы? О-го-го! Навалил сена-соломы в делянке — и дачнику меньше забот по уходу за растениями, и почве подмога огромная, и деньги в дело пошли...
А то получается, перемелет дачник почву на глубину 15-20 см. как в кофемолке, а потом «реп»у чешет — почему растения не растут, я ж столько денег в МОТОагрегат вбухал, столько минералки купил...
Вот так и получается... чтобы создать проблемы почве и себе, некоторые тратят ещё и огромные деньги, а на деле получается всё проще пареной репы!
[Ответить]
Прочитал всё до конца. Меня тоже заинтересовал внешний вид моркови. Возможно, это сортовые особенности моркови.Витаминная-6- это не лучший сорт.Можно попробовать посев Шантане, Нантская улучшенная, Королева осени, Самсон, Нандрин. У этих сортов более выровненные корнеплоды.Сергей,Вы на правильном пути. Во многом я поддерживаю Вас.Спасибо за ценные эксперименты.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
17 декабря, 2014 в 19:15
Недавно купил семена сорта «Нантская 4» и решил проверить часть семян на всхожесть... Вот уже 10 дней молчок, ни одно семя не проклюнулось и о чём это говорит? Правильно, о качестве семян, а оно всё хуже с каждым годом. Наверное, пора на свои семена переходить...
[Ответить]
Добрый день. что посоветуете по подготовке почвы под газон ? растут одни сорняки. хочу избавится от них и посадить газон. как с применением вашего способа подготовить землю под газон. Спасибо.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
17 декабря, 2014 в 21:03
Я не специалист по газонам, поэтому расскажу, как пытался в проходах между коробами делянок создать газон.
Перво-наперво выровнял почву совковой лопатой... потому что были бугорки и ямки. Прямо по поверхности срезал бугорки и тут же эту почву сыпал в ямки, не углубляясь в саму почву. Посеял полевицу, за кило отдавал, если мне не изменят память, 1500 руб. Сверху семена сразу припудрил тонким слоем соломы и сразу полил, чтобы семена припечатались к почве. Всё.
Семена взошли и получился нежный зелёный коврик. Правда на все проходы семян не хватило, поэтому в остальных проходах растут многолетние травы самосевом, в том числе и пырей. Первый раз стригу проходы, примерно в середине-конце мая месяца, а потом по обстоятельствам — идут дожди, стригу чаще, нет дождей совсем ничего не делаю.
Сосед мой привозил рулоны уже с готовым дёрном и просто раскатывал по выровненному участку и поливал. Но у них дачное направление — строго отдыхать, шашлык-башлык, музыка, танцы, ну, и всё остальное. В общем, овощи они не выращивают принципиально. У меня другое направление — и газон, и овощные делянки.
Короче говоря, сначала нужно выровнять почву, а потом правильно выбрать сорт или смесь трав и будет Вам зелёное счастье. Только имейте в виду, что некоторые травы образуют кочки, да такие что можно о них споткнуться. Поэтому во время подбора травки проконсультируйтесь с продавцом-консультантом или воспользуйтесь прямо сейчас поисковиком, на предмет беспроблемной газонной травы. Вот и всё.
[Ответить]
Добрый день Сергей! Спасибо за Ваши рассылки! У меня коробов нет, но по Вашему совету скошенную газонокосилкой траву кладу по дкусты с малиной или под клубнику, и конечно тонким слоем , так как этой скошенной травы у меня « кот наплакал». Лесов у нас рядом нигде нет, листву можно осенью насобирать в парке , но еще не пробовала, так как проблемы с транспортировкой. Но с Вашими мыслями и Вашим опытом мульчирования полностью согласна! Еще раз спасибо, что делитесь своим опытом! Также благодарю и тех людей,которые в комментариях дают разные полезные советы. С уважением и благодарностью — Вера.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
18 декабря, 2014 в 17:59
Да, у Вас с мульчей напряжёнка, но если посидеть и подумать, то можно найти, какие-нибудь альтернативные варианты по её добычи. На крайний случай, можно купить за деньги сена или соломы, чтобы применить действительно толстый слой мульчи, а не только скошенную газонную травку.
Успехов Вам в будущем дачном сезоне!
[Ответить]
Сергей,здравствуйте,спасибо за ответ на моё вчерашнее письмо.Совершенно правильное Ваше мнение по поводу перехода на свои семена моркови, да и не только её. Это будет гарантированная их всхожесть, но брать только сортовые семена.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
18 декабря, 2014 в 17:56
Вот этим вопросом собираюсь заняться в будущем году. Морковка у меня есть в подвале гаража, так что, суну в почву пару-тройку морковин, да и пусть колосятся.
Что касается сортов и гибридов, то тут можно даже поэкспериментировать. дело в том, что этим летом я был в гостях у бывшего нашего председателя дачного садоводства. Он приглашал уже давно, но этим летом пришёл к нам по делал и принудил меня сходить к нему на помидоры. Помидоров он сажает немерено... и ходить между рядами было неудобно, но несколько низкорослых кустиков я у него узрел и они мне понравились своей низкорослостью (примерно 40-50 см. в высоту), урожайностью, вкусом и формой плодов. Я у него спросил, что за сорт, он ответил Каспер. И сказал ещё, что сажает его уже более 10 лет. Я взял два помидора на развод и решил посмотреть свойства сорта. И оказывается это не сорт, а ГИБРИД. И вот у меня закралось такое желание, попробовать собирать семена гибридов не только помидоров, но и других овощей. Что из этого получится в итоге, имею в виду урожая, будет известно через несколько лет. Так что, вот на перспективу будет освещаться и такая тема — сбор семенного материала с гибридов. И конечно, в будущем году посею семена помидора Каспер на рассаду.
[Ответить]
Спасибо за статью!
[Ответить]
Добрый вечер! Сергей, я начинающая дачница и с удовольствием читаю все что Вы пишите. но как без перекопки сажать не совсем понимаю. Получается- нужно раздвинуть почву и положить семя, а если вокруг трава? С ней то что делать? Когда все в траве, вряд ли урожайность будет высокая. Что то я тут не поняла. Если можно, поясните пожалуйста. Спасибо.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
29 декабря, 2014 в 0:52
Перекопку однозначно нужно исключить не только из дачных работ, а даже из своей памяти. Если посеять семена в траву, то очевидно, ничего хорошего из этого не получится, даже если делянка будет замульчированной. Почему? Потому что вместе с ростками морковки взойдут многолетие травы, которые мы привыкли называть, причём несправедливо, сорняками. Сорняки взойдут потому, что у них уже есть корневая система и им ничего не останется, как благополучно расти в мульчированой почве. И они могут «задушить» ростки морковки. А чтобы этого не произошло, нужно будет полоть, тяпать и плоскорезить не получится, потому что мульче этого не позволит.
Значит, нужно весной перед посевом семян и укладкой мульчи, просто протяпать поверхность почвы на глубину 1-2 см., не глубже и оставить всю эту массу высохнуть на солнышке. Таким образом мы сохраним все почвенные пустоты и намного сократим количество сорняков. Потом положить мульчу, раздвинуть эту мульчу имитируя грядки (сделать щели в мульче до поверхности почвы) и посеять семена морковки на почву. Всё.
Под мульчей в междурядьях сорняки расти не смогут, потому что мульча будет для них препятствием, а которые взойдут вместе с морковными ростками нужно иногда пропалывать. Это что касается весенней подготовки почвы под мелкосеменные кульутры.
Если подготавливать почву с с осени, то нужно просто замульчировать всю делянку мульчей, весной сделать в ней щели (опять же до поверхности почвы) и посеять семена НА почву, без делания бороздок, т. е. не углубляясь в почву вообще.
А будет совсем здорово, если взять делянку под мелкосеменные культуры после томатов, перцев и т. д. Тут дело в том, что после высадки рассады, мульча кладётся вплотную к стеблям томатов, перцев и т. д. и эффективней сдерживает рост сорняков в течение дачного сезона. Другими словами, в этом году в делянке росли помидоры, в следующем году можно сеять в эту делянку морковку и не переживать за рост сорняков. Хотя при наличии мульчи питания хватит и морковке и сорнякам, но с точки зрения эстетики — в морковной делянке должна расти морковка.
Это я рассказал, как делал сам, но эти все процедуры по сдерживанию сорняков при помощи мульчи нужно сделать в первый год. Потом при ежегодном мульчировании делянок, сорняки сами уйдут из делянки и просто перестанут расти. Правда, пырей может и подлезать под мульчей и высовывать свою голову к середине дачного сезона, но для морковки, которая к тому времени будет уже окрепшей, его присутствие не будет иметь никакого значения. Можно взять простые ножницы и постричь пырей, если на это будет жгучее желание. А так можно и закрыть на него глаза.
[Ответить]
Галина ответил:
29 декабря, 2014 в 1:07
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
29 декабря, 2014 в 10:37
А в компостную кучу класть газонную траву не нужно, да и все остальные растительные остатки не нужно. Зачем переводить добро на ... Ведь в природе нет компостных куч, вся отмершая органика лежит под растениями и приносит пользу почве и самим растениям. Весной, после стаивания снега, сходите в лес и посмотрите, что там лежит под деревьями? Вот за счёт этой лесной подстилки и растут высокие деревья!
[Ответить]
Галина ответил:
29 декабря, 2014 в 10:58
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
29 декабря, 2014 в 11:11
Успехов в будущем дачном сезоне!
И ещё...
Если Вы не получали мини курс о выращивании морковки, то получите вот на этой страничке —morkov.dacha7.ru/subscribe.html
[Ответить]
Сусанна ответил:
7 февраля, 2015 в 13:32
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
7 февраля, 2015 в 14:16
Нет, конечно, можно и сразу класть свежескошенную траву в качестве мульчи под растения, НО только тонким слоем. Этот тонкий слой быстро высохнет, превратится в ОТМЕРШИЕ органические остатки (т. е. сено) и угрозы разведения патогенов в этой мульче не будет!
[Ответить]
Сусанна ответил:
7 февраля, 2015 в 14:32
А еще я где-то читала или смотрела, что намного больше пользы для земли, если компост перепревает непосредственно на грядке, а не в компосте, поэтому то и нужно все растительные отходы складировать в грядках.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
7 февраля, 2015 в 14:50
К тому же в компостной куче при переваривании микроорганизмами органических остатков, теряется главные химические элементы питания любого растения — это вода и углекислый газ. Тогда как, если органические остатки, используемые в качестве мульчи именно под растениями, будут перевариваться почвенными микроорганизмами, то все продукты распада органики, в том числе вода и углекислый газ, достанутся растениям!
[Ответить]
Владимирская область.
У меня тяжёлый суглинок, к тому же, испорченный совхозом. Целину копал, потом — по необходимости. Перед посадкой выкапываю из грядки многолетние сорняки(перекопка местами). Навоз не покупаю, но, если бог пошлёт, вношу. Мульчирую и поливаю «эликсирами» по возможности (время ограничено), минералку и отраву от «колорадов» использую минимально.
Круглый год уничтожаю мышей. Чуть забудешься, останешься без морковки. С мульчей проблема мышей — ещё острее. Ещё под мульчей корнеплоды портятся во влажный период. Если появляются слизни, мульчу снимаю, кладу старые доски, под которыми они скапливаются утром и днём.
Технику для обработки земли не применяю.
С Новым Годом, уважаемые огородники!
Сергею спасибо за сайт.
[Ответить]
С Новым Годом. Спасибо Сергей за Ваше подвижничество. Со слизнями в картошке борюсь мульчированием сосновыми иголками. Не согласен с утверждением, что из земли растение берёт 6-7% минерального питания,в воздухе нет кальция, магния, фосфора и т д. в доступной для растений форме. Есть водород, углекислый газ, азот,кислород и т. д. их растения берут из воздуха. В нашей литературе иногда печатают такую чушь, анекдоты не нужны. В этом году попробовал оградить часть грядок доской. Результат удивил. Весной буду ограждать другие грядки.
с уважением. Виктор.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
1 января, 2015 в 21:09
Согласен, что в материалах по дачной теме много сказок, но в каждой сказке, есть доля сказки... Да и дело-то не в точном процентном отношении питания, которое берут растения из воздуха и почвы, а суть в том, что в Природе уже ВСЁ питание для любых растений ЕСТЬ. Иначе бы не росли травы на лугах и не «колосились» бы леса на нашей планете?!
Что касается коробов, то это Вы правильно подметили — в коробах растюхи растут мощнее и вольготнее! Моя догадка про короба такая — короба это сосуды по сбору и удержанию внутри себя углекислого газа, если, конечно, короб стоит на поверхности почвы плотно. Сами знаете, углекислый газ — это основной элемент питания любых живых организмов на планете, в том числе и растений, потому что он участвует в создании молекулы глюкозы. А глюкоза — это энергия для организма.
[Ответить]
Полностью согласен с этим доводом. Днём растениям нужен углекислый газ,а ночью-кислород.
[Ответить]
Некоторые садоводы боятся устраивать короба на грядах из-за большого скопления слизней.Чтобы этого избежать, нужно вокруг коробов раз в неделю посыпать древесной золой или сухой горчицей с острым перцем, или сухим песком и др...
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей! С наступившим Новым Годом Вас и вашу семью. У меня почему-то не открывается вторая часть записи про рыхлую почву
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
3 января, 2015 в 21:06
Вы прям какие-то чудеса рассказываете... может чего Дед Мороз намутил.
Вот ссылка на вторую часть —dacha21veka.ru/gubitelnos...hva-chast-2.html
[Ответить]
Про неперекопку слышу много где, но вот у нас такие суглинки, что если я не буду их рыхлить они превратятся в асфальт! В сапогах можно будет танцевать и будет слышно цокот. А если эту землю напитать органикой то картошка не будет расти, проверено, у меня на участке береза растет, вокруг нее земля как в лесу, так там картошка не растет практически а на суглинке и песчанике огромная.
и еще вопрос — как у вас пырей и одуванчик не лезут на грядки, у меня лезут по черному, бьюсь с ними третий год. а с пыреем приходит и проволочник, который жрет картошку и морковь и редис.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
29 марта, 2015 в 16:48
Чтобы сильно приостановить рост одуванчиков и пырея, сначала на почву кладу слой листвы, а сверху кладу любую другую отмершую органику — сено, солому, семечковую лузгу, опилки, еловый опад, дроблёную кору и т. д.
Получается такая картина маслом... Листва снегом придавливается к почве, как асфальтным катком, да ещё верхний слой мульчи на неё давит, вот одуванчикам и пырея эту преграду не пробить, но до определённого времени — пока листву не переработают почвенные обитатели. Но бывает это к середине-концу лета...
Попробуйте, должно помочь в Вашей борьбе!
[Ответить]
golodniykot ответил:
29 марта, 2015 в 17:01
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
29 марта, 2015 в 17:10
Опилки для пырея и одуванчика — чепуха... Вот листва поможет. Мне легче, у меня лес за забором.
[Ответить]
golodniykot ответил:
29 марта, 2015 в 19:44
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
30 марта, 2015 в 10:58
[Ответить]
Ирина ответил:
26 апреля, 2015 в 20:07
Сергей, здравствуйте. А если под опилки положить картон. При посадке сделать дырочки в картоне и сажать так? Просто опилок много, а травы и сена мало. И еще вопрос: слизни в опилках не будут так жировать как под листьями?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
28 апреля, 2015 в 9:53
Слизни будут чувствовать себя в опилках великолепно — проверено!
[Ответить]
Сергей. я люблю клубнику. что скажите по этому поводу? как сажать не копая... и нужно ли полоть летом? спасибо.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
27 мая, 2015 в 10:18
Как сажать кустики в некопаную почву?
Тут тоже всё просто — выкапываете луночку, сажаете растение, поливаете и мульчируете почву в клубничной делянке. Всё.
Прополка клубничной делянки летом, это дело сугубо личное каждого дачника. Хотите полите, хотите оставьте как есть. Но с точки зрения эстетики, лучше прополоть, конечно... но можно и стричь появляющуюся травку простыми ножничками...
[Ответить]
Сергей, Вы в Ильин день вытащили 3 морковки, но ничего не делали с оставшимися после них скважинами, даже не замульчировали, ничем не прикрыли. Я думаю, что дырки могут ускорять высыхание почвы. Не думаю, что в Природе (без коров и свиней) морковь сама выпрыгивает, оставляя конусовидные полости.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
14 августа, 2015 в 21:29
[Ответить]
Сергей, ваше мнение о компостных кучах?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
15 декабря, 2015 в 10:18
[Ответить]