Помидоры у сарая (сезон 2015 года)…

Здравствуйте, дорогой посетитель!

Как Вы помните, в ранее опубликованном посте «Весна 2015. Подготовка посадочных мест для помидоров и не только…», я рассказал и показал, как освобождал места возле восточной и западной стен сарая, намереваясь высадить туда высокорослые сорта помидоров.

Как говорили у нас парни на работе — пацан сказал, пацан сделал…

Настало время подвести промежуточные итоги развития и плодоношения некоторых заморских высокорослых сортов помидоров, которые я высадил около 3-х стен дачного сарая – восточной, южной и западной.

Почему результаты промежуточные (смотрите на дату публикации поста)?

Потому что до конца этого сезона ещё куча времени, и если верить прогнозу, то этой осенью ранних заморозков не ожидается, как это было в прошлом году – первый заморозок был 18 сентября. А там, как Создатель сотворит, так и будет.

Сразу оговорюсь, что в предыдущие годы я высаживал высокорослые сорта только у южной стены сарая и результат был отличным (посты по этой теме ищите в блоге). У этой стены было всего 6 посадочных мест, и поэтому в основном сажал свой высокорослый сорт «Де-Барао (красный)» — 5 мест и 1 место отводил для болгарского сорта «Кафяви черешки».

А в этом году есть, где разгуляться… И в этом материале мы с Вами посмотрим результат ещё и у двух других стен – восточной и западной.

Из полученных посылок с семенами в марте 2014 года (из Англии и Болгарии), в этом году я выбрал некоторые высокорослые сорта. Из английского ассортимента выбрал один сорт – «Black Plum», из болгарского выбрал 4 сорта – «Перпел решен», «Юбилейный Тарасенко 2», «Де-Барао (гигант)» и «Де-Барао (чёрный)».

В прошлом сезоне 2014 года успел испытать только несколько среднерослых сортов. Материалы про эти сорта в этом посте.

А теперь приступим к делу, если Вы, конечно, не возражаете?

Ну, вот и ладненько. Поехали…

В этом дачном сезоне рассаду возле сарая я высадил в очень рискованные (ранние) сроки – 6 мая. Нет, конечно, перед высадкой я просмотрел прогноз погоды на май месяц и убедился, что возвратных заморозков не намечается, впрочем, как и последние 4-5 лет.

Хоть в предыдущие вёсны и не было возвратных заморозков, но риск-то, конечно, всё равно был, потому как верить прогнозу погоды на месяц — дело это опасное и непредсказуемое, но… Но всё же я рискнул и высадил рассаду у всех стен сарая сразу, а капроновый шпагат успел натянуть только у восточной стены…

16 мая я натянул «верёвочные шпалеры» (из этого же шпагата) у южной и западной стен.

Южная стена...

Западная стена...

И сейчас хочу Вам сказать одну весчь – для верёвочных (помидорных, огуречных или иных) шпалер используйте только новый капроновый (льняной, пеньковый, льнопеньковый или из другого материала) шпагат.

Бывший в употреблении (прошлогодний) шпагат ни в коем случае не используйте, потому что его прочность равна нулю! Он рвётся от слабого натяжения руками. У меня был горький опыт прошлых лет, когда, в целях экономии, я решил использовать длинные куски старого капронового шпагата для «верёвочных шпалер» и растяжек для колонновидных яблонь.

Результат был плачевным… В течение недели был сильный ветер и когда мы приехали на дачу в очередной выходной, то увидели, что помидорные деревья валялись возле сарая, а большая часть урожая яблок осыпалась и лежала под яблонями, как яблоневый ковёр.

С тех пор, перед началом дачного сезона, я иду и покупаю новую бухту капронового или пенькового шпагата. Экономия тут получается мизерная, а беды и разочарований много.

Теперь идём далее…

К 18 июня (через месяц) моя рассада подросла, и тут вдруг зарядили дожди, хотя прогноз был солнечным. С этих пор пришлось опрыскивать все растения на всей даче, в том числе и помидоры у сарая, настоем Эликсира. Как Вы убедитесь далее из материалов поста – Эликсир эффективно подавляет болезни на помидорах и не только.

Восточная стена...

Южная стена...

Западная стена...

Через месяц, к 23 июля, помидорные деревья начали подрастать и радовать пока ещё зелёными, но уже состоявшими помидорками. В этот день, не смотря на бесконечные дожди и переизбыток влаги, я полил под корень по одной обрезанной баклажке своего настоя Эликсира, дабы увеличить популяцию полезных микроорганизмов в почве и мульче под этими «деревьями».

На фото сорта у восточной стены (сверху вниз) - «Black Plum», «Де-Барао (красный)» и «Де-Барао (чёрный)»...

И уже на тот момент я видел, что растения у восточной и западной стены развиваются мощнее, чем у южной. Загадка! По какой причине это происходило, я не знаю, могу только догадываться...

Восточная стена...

Южная стена...

Западная стена...

Чтобы сделать достоверный и правильный вывод — пригодна или непригодна южная стена сарая (или другой постройки) для выращивания высокорослых помидорных деревьев — нужно как минимум ещё один-два сезона наблюдений и получения результата. По результатам одного сезона выводы делать явно рано, и я бы сказал, скоропалительно.

Судите сами… В прежние годы помидоры росли только у южной стены и я думал, да и был совершенно уверен, что лучшего места для высокорослых сортов и не найти. А на деле оказывается, что место у восточной и западной стен ещё лучше, чем у южной?

Может быть, такое слабое развитие растений у южной стены произошло только в этом году, а в другие годы будет всё нормально? Согласны? Но давайте не будем гадать на кофейной гуще, а получим достоверные результаты в будущих сезонах, тогда и сделаем достоверный вывод, хотя…

Хотя есть у меня одна мысль по поводу разного развития помидорных растений – я предполагаю, что мощное развитие растений у восточной и западной стены обуславливается тем, что на почве вокруг растений лежат известковые плоские камни. Они выполняют функцию не только внешнего декора делянок наряду с кирпичами, но и одновременно прогревают почву ночью?

Возможно, моя догадка ошибочна, а возможно, и нет. Вы что думаете по этому поводу, дорогой посетитель?

Сейчас снова возвращаемся к нашим помидорным деревьям…

На 7-9 августа ситуация была такой – начали созревать помидоры сортов «Юбилейный Тарасенко 2» и «Кафяви черешки» (оба сорта из Болгарии) у южной стены сарая.

«Юбилейный Тарасенко 2»...

«Кафяви черешки»...

Снова смотрите на развитие растений у разных стен в этот период…

Восточная стена...

Общая фотка восточной стены и южной (смотрите на высоту растений)...

Южная стена...

Западная стена...

15 августа уже под вечер я решил отщипнуть точки роста у всех растений, т. е. удалить макушки на всех «деревьях» для того, чтобы они «получили установку» — нужно прекращать расти, а стало быть, все питательные вещества, образовывающиеся в листьях, гнать в плоды.

Общее фото восточной и южной стены...

Южная стена...

Западная стена...

31 августа после того как с дачи уехала съёмочная группа ТВ, я сделал очередные фотки для достоверности существующего результата. Съёмочная группа приезжает уже не в первый раз к нам на дачу, но ведущий рубрики «Альтернативный огород» попросил меня о съёмке конкретно помидоров и конкретно к этому времени дачного сезона.

Дело тут в том, что большинство дачников нашего (и не только) региона уже давно начали выбрасывать свой урожай помидоров на помойку из-за дождливого сезона. А так как первый раз съёмочная группа была весной в момент высадки рассады помидоров сорта «Пловдивска каротина», правда, не у сарая, а в делянке, то парни хотели посмотреть урожай «Каротины», а заодно и снять часть материала у стен сарая, если там, конечно, что-то выросло.

Они не поверили своим глазам, что у нас на даче помидоры не только не чернеют, но ещё вовсю цветут, благополучно растут и зреют. Видели бы Вы их глаза, когда они только вошли на участок (со стороны леса) и посмотрели направо – на восточную стену, у которой растут 3 сорта – «Black Plum», «Де-Барао (красный)» и «Де-Барао (чёрный)»…

Короче говоря, смотрите сами…

Восточная стена...

«Black Plum»...

«Де-Барао (чёрный)» растёт в зарослях у самой металлической бочки, а вот фотки поближе...

Южная стена...

Зреет сорт «Де-Барао (гигант)»...

Западная стена...

На углу «Де-Барао (гигант)»...

Рядом зреют помидорки сорта «Кафяви черешки»...

Крайний слева (первый от забора) зреет урожай сорта «Де-Барао (чёрный)»... (фотки снизу вверх)...

Вот такую вот красоту и полезность можно вырастить на своём участке без применения химпрепаратов, всяких подкормок-прикормок, стимуляторов роста, «удобрений» и прочей ерунды, если применять Природную Технологию!

К примеру, сравните плоды по размеру у сорта «Де-Барао (гигант)» и «Black Plum»...

К слову сказать, эти сорта разные не только по размеру и окраске, но и по вкусу. Выделить один сорт над другим не могу — каждый вкусен по-своему!

После того, как я сделал фотки для этого поста, то собрал спелые помидоры у сарая и в делянке с сортом «Пловдивска каротина», чтобы питательные вещества шли в зелёные плоды, и они тоже зрели. Прихватил ещё и 12-ти литровое ведёрко огурцов и весь этот овощной натюрморт мы отвезли матушке в качестве гостинца.

Сорт «Пловдивска каротина»...

Некоторые огурцы, правда, были большими, но это из-за того, что по какой-то необъяснимой причине с наступлением конца сезона (в конце августа), огурцы начали интенсивно расти, чего не замечалось у них в середине сезона.

На этом бы стоило закончить этот материал, но прошу у Вас ещё минуточку внимания…

Тут дело в том, что в ранее опубликованных постах на тему «пристенной культуры помидоров» кто-то из посетителей блога в комментариях хотел узнать результаты того, как бы росли помидоры не у кирпичной стены, а у металлической.

На тот момент, на этот комментарий никто не откликнулся – видимо ни у кого не было такого опыта и результатов. Нет, у меня тоже сейчас этих результатов нет, но у меня появилась возможность получить их (результаты) в будущем году.

А дело в том, что 29-30 августа (перед приездом съёмочной группы с ТВ) мы с братом и сыном заменили часть старого деревянного забора на металлический. Это как раз тот участок забора, через который к нам, как я предполагаю, забираются воришки.

Старый забор...

Новый забор...

В этом году они тоже залезали и срезали третью часть виноградного урожая, хотя из-за дождей он ещё на тот момент не созрел. Дожди, которые шли с середины июня и по конец июля, оттянули созревание ягод винограда, примерно, на 2-2,5 недели (на первую декаду сентября). Естественно теперь «квакинцам» забраться на дачу не удастся, но я сейчас не об этом…

В будущем сезоне 2016 года я хочу высадить часть высокорослых сортов помидоров у этого забора и в конце сезона получить достоверный результат – могут расти помидоры около металлического забора или им будет слишком «жарко»?

Вот теперь точно всё и на этом разрешите откланяться до следующего поста.

А напоследок Вы, пожалуйста, расскажите, что думаете (или у Вас есть свой опыт) по выращиванию помидоров у разных стен (восток-юг-запад) кирпичного сарая или металлического забора?

До свидания.

С наилучшими пожеланиями,
Сергей Дьяков.

Просмотров: 4 897

46 комментариев к “Помидоры у сарая (сезон 2015 года)…”

  • Анна
    11 сентября, 2015, 8:26
    Цитировать

    Сергей,а какие сорта огурцов у Вас,если не секрет?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Анна, да никакого секрета нет — это гибриды. В одной делянке растёт «Герман», в другой «Мадемуазель»...

    [Ответить]

    Пётр ответил:

    Анна,здравствуйте.Если Вы хотите получать высокие урожаи огурцов ,то выращивайте гибриды с пучковым типом плодоношения.(С уважением,Пётр.)

    @Анна,

    [Ответить]

  • Лев Шабанов
    11 сентября, 2015, 11:28
    Цитировать

    Прекрасно!

    [Ответить]

  • светлана
    11 сентября, 2015, 11:41
    Цитировать

    Сергей, а какую роль играют пластиковые банки среди огурцов и помидор. и еще можно ли пользоваться свежими опилками в качестве мульчи.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @светлана, добрый день!

    Пластиковые баклажки объёмом 5-6 литров использую в качестве «Увлажнительной Системы» и «Прогревательной Системы». В засушливое время дачного сезона использую как «Увлажнительную», а во время летних проливных дождей и похолодания, как «Прогревательную». Просмотреть материалы по УБУС (Универсальной Баклажечной Увлажнительной Системе)и заказать диск можно на этой страничке — ubus.dacha7.ru

    Свежие опилки под помидорами использовать можно, но не желательно, потому что светлые опилки тормозят рост самих растений — проверено (светлые опилки отражают солнечные лучи на нижнюю сторону листьев помидоров и они перестают расти). Если опилки прикрыть тонюсеньким слоем старого сена или соломы, то эффект отражения исчезает и помидоры растут великолепно!

    [Ответить]

  • Наталия
    11 сентября, 2015, 12:35
    Цитировать

    Спасибо, Сергей! Очень интересная информация. Правда мне не приходилось выращивать помидоры у стены, но Ваш опыт может пригодиться в будущем.

    [Ответить]

  • Лина
    11 сентября, 2015, 15:18
    Цитировать

    Сергей,с интересом слежу за вашими огородными экспериментами.Садила Де-Барау,малиновку,сосульки ,лампочки(наверное народное название) и Розовый Гигант. Все помидоры дали хороший урожай .Де-Барау ,как и в предыдущие годы,порадовали своими кистями.У нас среднего размера,хорош для засолки.По вашему опыту добавляла в грядки листовую землю.Почва стала намного лучше.Удивилась выбору места для посадки помидор.Мне казалось,что лучше,если солнце будет с обеих сторон грядки.И ещё один вопрос:может ли высокий рост кустов спровоцировать травяная подкормка.Я заквашивала в бочке траву+немного варенья+настойку дрожжей.1литр жидкости на 10 л воды поливала помидоры 3 раза через 10 дней

    [Ответить]

    Лина ответил:

    @Лина, Извините,не написала-я живу в казахстане.г.Семипалатинск (Семей).Лето было жарким,июль под 40 гр.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Лина, здравствуйте!

    Может и такое быть, что травяная настойка участвует в росте растений, но это не подкормка, а закваска полезных микроорганизмов.

    Я не микробиолог, поэтому не знаю, какой состав микроорганизмов находится в моём настое Эликсира, но этот настой делает чудеса — сохраняет помидоры от болезней на ура! Хотя он сдерживает болезни не только на помидорах, но и на всех остальных дачных культурах — яблонях, винограде, смородине, крыжовнике и т. д.

    [Ответить]

  • Пётр
    12 сентября, 2015, 16:23
    Цитировать

    Здравствуйте,Сергей! Спасибо за то,что делитесь своим опытом и наблюдениями.

    Вот какие мысли у меня возникли по поводу Вашего эксперимента.

    1.Если бы у каждой из стен было посажено хотя бы по 3 растения одного сорта,можно сделать

    соответствующие выводы,а у Вас посажены разные сорта. Я за чистый эксперимент.

    2.Вы живёте в Центрально-Чернозёмном регионе,возможно,из-за высоких летних температур происходит угнетение роста томатов у южной стены сарая.Несколько меньше солнечная радиация у восточной и западной сторон,поэтому там лучше растения переносят жару.

    В последней декаде июля я был у родственников в гостях в г.Белгороде.В это время в тени было +35-37 градусов!

    3.При чистом эксперименте можно было бы установить,у какой из стен происходит более раннее созревание плодов одного сорта. Ведь у каждого сорта разные сроки созревания.

    С уважением,Пётр. Всего Вам доброго.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    href="#comment-8685">@Пётр, добрый день!

    Я с Вами отчасти согласен про чистоту эксперимента, только у меня нет таких возможностей, чтобы по-минимуму посадить по три растения одного сорта у каждой стены, потому что у восточной стены у меня всего 3 посадочных места (дальше бочка металлическая стоит). А посадить и попробовать хочется несколько высокорослых сортов помидоров за сезон, чтобы в конце сезона определиться, какой сорт оставить для будущих лет, а какой больше не сажать.Были бы у меня стены метров по 15-20, то я бы тогда развернулся... а так пока пользуюсь и получаю результаты с того, что есть на сегодняшний день. В будущем году буду сажать помидоры у металлического забора — дюжа хочется получить результат...

    [Ответить]

  • гончаров
    13 сентября, 2015, 1:36
    Цитировать

    Для чистоты эксперимента нужно каждого сорта поровну посадить вдоль каждой стены. И то результат тоже будет неочевиден, т.к. качество каждого семечка приблизительно. Если длина стены примерно метров 200 и семян хватает, то можно сказать, что результаты эксперимента максимальны. Это не сарказм — опыт, сын ошибок трудных. Не обижайся, Сергей. Предположительно по твоим результатам — в жару у южной стены был ад, кирпич перегревался. По ходу сезона-2015 на востоке и западе перераспределение тепла и влажности было более равномерным, не смотря на полутень. Но в сезон дождей какая-то из стен будет гнить из-за переизбытка влаги и недостатка тепла и света.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @гончаров, приветствую!

    Да, какие там обиды, Андрей, всё нормально...

    Вот про 200 метров стены ты правильно сказал — тогда результаты будут намного точнее, но мне и этих результатов достаточно!

    [Ответить]

  • Наталья
    14 сентября, 2015, 15:02
    Цитировать

    Замечательные у Вас помидорчики, Сергей. Молодца! Я тоже думаю, что у южной стороны растениям было жарковато, потому и хуже развивались, хотя по весне наверняка не было уж так жарко. А ещё (в качестве предположения) может быть с восточной и западной сторон земля была свеженькая. Заборчик металлический тоже хорош. Но, одно замечание. При установке металлического сплошного забора необходимо снизу (в смысле от земли) оставлять небольшое расстояние, приблизительно 15-20 см. Это нужно для вентиляции на участке. Это важно. Получившийся «пробел» от всяческих проникновений можно закрыть строительной металлической сеткой необходимой ширины. Удачи!

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Наталья, зазор у забора с почвой есть, но не 15-20 см., а чуть меньше. Поднимать забор выше въездных ворот для авто, не хотел, потому что получилась бы «ступенька». А так всё на одном уровне — красиво и эстетично.

    Что касается помидоров...

    В прошедшее воскресенье были на даче «наскоком» (привозили свою старую металлическую дверь из квартиры) и собрали чуток спелых помидорок, правда, с низкорослого сорта Триумф. У сарая пока урожай буреет... к очередным выходным подойдёт...

    [Ответить]

  • Галина
    14 сентября, 2015, 21:18
    Цитировать

    Сергей! Отличные помидоры! Поздравляю и немного завидую (по-хорошему), потому что я уже второй год не могу вырастить помидоры. В прошлом году было очень жарко и хотя часто поливала, но помидор было очень мало и мелкие. Надо сказать, что живу я в Подмосковье и сажала их на гряду под пленку. А в этом году думала, что учла все свои ошибки, поменяла место посадки помидор, сделала хороший парник. Но природа меня победила. Всего на неделю отлучилась на отдых  и по приезду увидела печальную картину: все помидоры почернели. Это было всего только 11 июля. Помидоры все в цвету, но с черными листьями и стеблями. Пришлось все выбросить. Увы...

    Вот теперь и не знаю, как быть на следующий год: что сажать, куда и как.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Галина, здравствуйте!

    Вы сильно не переживайте, а постарайтесь изгнать патогенную микрофлору с участка, иначе болезни сами не «уйдут»...

    Можете купить в магазине, какой0нибудь ЭМ-препарат, а можете воспользоваться моим настоем Эликсира. Будете сами его заквашивать из разных дачных ингредиентов, которые валяются под ногами на любом участке.

    Я опасаюсь покупать в магазине ЭМ-препараты потому, что можно купить подделку. Поэтому всегда готовил настой самостоятельно и результат действия Эликсира на патогенов, Вы видите в этом посте — помидоры без единой болячки. Нет, некоторые листочки чем-то повреждаются, а может быть, стареют и подсыхают, но помидорки все чистые и болеть не собираются.

    На тот случай, если Вам будет нужен материал по Эликсиру, то заходите вот на эту страничку и оформляйте заказ — elicsir.dacha7.ru/Если будут вопросы по заказу или оплате, пишите мне вот на этот e-mail — dyakosergej@yandex.ru

    [Ответить]

    Пётр ответил:

    @Галина,Галина,здравствуйте. Попробуйте воспользоваться моими советами в следующем сезоне:

    1.За 5-7 дней до высадки рассады в грунт проведите искореняющую обработку почвы раствором медного купороса(200 г.на 10 л воды) из лейки. Повторно такую обработку проводить не нужно.

    2.Томаты высаживайте не под плёнку,а под укрывной материал №60.

    3.Профилактические опрыскивания томатов и почвы под ними проводите в конце июня, в середине июля и в начале августа Фитоспорином или Байкалом ЭМ-1, или Элексиром, который посоветовал Вам Сергей Дьяков.

    4.Полив томатов проводите не чаще 1-2 раз в неделю, замульчировав почву под растениями травой слоем 5-7 см.

    Выполнив мои рекомендации, в следующем сезоне Вы будете с хорошим урожаем томатов. ( С уважением, Пётр.)

    [Ответить]

    гончаров ответил:

    @Пётр,

    Я хомом опрыскиваю — одна ампула на 5 л и то считаю, что почве это во вред. По всем остальным пунктам согласен. А можно как-то без отравления? Можно. Землю убивать не надо. И будет. Не сразу. Лет через пять. Но если стоит задача получить урожай любой ценой, то стоимость 200 гр меди известна. Правда это уже не Природная технология. с Уважением гончаров.

    [Ответить]

  • Галина
    15 сентября, 2015, 21:52
    Цитировать

    Огромное спасибо всем за советы. Обязательно на следующий год воспользуюсь ими. Очень люблю помидоры и постараюсь их все-таки вырастить. 

    Петр, дело в том, что мой парник был как раз и накрыт укрывным материалом №60. Я посчитала, что для нынешнего лета он и был моей ошибкой. Слишком много дождей вылилось через него на мои помидоры. На следующий год, наверное, посажу  их в разных местах и под разное укрытие. Буду экспериментировать. И обязательно попробую все советы. Еще раз спасибо.

    [Ответить]

  • Елена
    22 сентября, 2015, 21:34
    Цитировать

    Помидоры у Вас обалденные! Два года сажаю помидоры около шлакобетонных стен, с южной и западной стороны. В этом году даже Фитоспорином не брызгала (хотя с месяц лили дожди). Растут помидорные деревья на радость. А вот на открытом участке плоды поменьше, высота пониже, да и кое-где пятнышки на плодах. Помидоры — растение короткого светового дня, поэтому, наверное, на открытом солнечном месте слишком много света.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Елена, здравствуйте!

    Вот Ваш опыт показывает, что и у шлакобетонных стен можно высаживать помидоры — это отлично!

    На следующий год посмотрим, какой результат будет у металлического забора... тогда и выводы сделаем в конце сезона.

    Успехов Вам в окончании этого дачного сезона!

    [Ответить]

  • Юлия
    23 сентября, 2015, 14:26
    Цитировать

    Добрый день! Сергей, на вашем фото у томатов от плодоножки идут трещины, у нас тоже в этом годы такие часто были. Почему?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Юлия, здравствуйте!Трещины от плодоножки — это от переизбытка влаги. Наш регион в этом году подтопило конкретно — с середины июня и по конец июля шли проливные дожди, ну, и помидорам досталось...Зато все трещины потом затянулись сухой плёнкой, и признаков болезни не было ни на одном плоде. Трещины в основном были у двух сортов — "Да-Барао (гигант) и «Триумф».Мой настой Эликсира благотворно влияет на иммунитет растений и подавляет развитие болезней, даже на лопнувших помидоринах.Сегодня,23 сентября, в последний раз в этом сезоне была съёмочная группа с ТВ. Так ребята накинулись на помидоры, аж за ушами трещало. Я даже испугался за их животы... но вроде как всё обошлось, ухали довольными и сытыми. Сами понимаете, что уже ни у кого в это время в открытом грунте помидоров нет, а у нас на даче их полно — ещё цветут, растут и спеют. Вот ребята и накинулись на экологически чистые овощи... Правда, им особо понравился сорт «Пловдивска каротина» — оранжевые и сладкие!

    [Ответить]

  • Михаил
    23 сентября, 2015, 17:46
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей! Очередное спасибо за наглядные уроки по саду и огороду! По поводу разного развития томатов у стен сарая, убежден: Вы правильно подумали, что дело в отбортовке гряд. Наличие массивных камней способствует хорошему прогреву почвы на достаточную глубину. Соответственно, корневая система томатов на боковых сторонах сарая развивалась быстрее и мощнее. Отсюда и лучшее развитие растений. У меня невольно получился подобный опыт. Несколько молодых саженцев винограда у меня растут на бедной песчаной почве и плохо развиваются. Я не удобряю их, только кладу мульчу и иногда поливаю вонючкой. Приучаю к самостоятельной жизни. Весной мне мешался под ногами большой камень (примерно 20×30см), и я положил его около одного из этих кустов. Так, что же вы думаете? Сейчас этот саженец имеет побег в 2,5 м, в то время как другие рядом не доросли и до 60-70 см. Думаю, что это камень поработал, как и у Вас.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Михаил, добрый день!

    Вы натолкнули меня на мысль попробовать известняковые камни на своих молодых саженцах. На будущий год попробую, если не забуду, а потом опубликую этот материал в блоге...

    [Ответить]

    Михаил ответил:

    @Сергей Дьяков, Только не забывайте убирать эти камни на зиму. Для помидор это неважно, они однолетние и в зиму не уходят, а для винограда при отрицательных температурах они будут проводниками холода в почву. Корневая система может погибнуть.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Михаил, отчасти я с Вами согласен, но разве почва не промерзает и без камней? Тут смысл гибели саженцев или взрослых кустов винограда в зимний период в том — насиловал ли дачник-виноградарь куст урожаем или нет.

    Если не нормировал урожай, то куст может погибнуть даже в «мягкую» зиму и без камней, потому как не было должного оттока и накопления питательных веществ в корнях.

    Если виноградарь разумно походит к количеству урожая, то проблем с успешной перезимовкой быть не должно. Тем более что я хочу попробовать камни под молодым саженцем, который ещё не плодоносил. У него второй сезон слабый прирост, и я хочу с ним поэкспериментировать.

    К слову сказать, жители северных регионов нашей страны, при посадке саженцев многолетних плодовых культур, клали в посадочную яму камни, а потом, естественно, и закапывали их вместе с корневой системой. И соответственно, эти камни не выкапывались, пока дерево росло и плодоносило. Получается, что камни находились возле корней дерева или кустарника и подогревали почву в корнеобитаемом слое.

    А зимы в северных регионах, сами знаете, какие... У нас иной раз бывало и под — 38-40, а все растения зимовали отлично. Бывало и -15-20 градусов, а растения весной не пробуждались. Поэтому тут, на мой взгляд, главное не истощить виноградный куст урожаем, и он хорошо перезимует.

    [Ответить]

    Михаил ответил:

    @Сергей Дьяков, Камни имеют большую телоемкость и большую теплопроводность. Поэтому в глубине почвы камни зимой хранят глубинное тепло и передают его корням. Если камни лежат на поверхности почвы, то они имеют температуру окружающего воздуха и охлаждают почву. Вы на зиму утепляете корни рыхлым материалом (сухими листьями, например), играющим роль теплоизолятора. Представьте, если вместо листьев (или даже вместе с листьями) будут камни. Вместо теплоизоляции будет теплопроводность. Земля будет не сохранять тепло, а передавать тепло камням,которые в свою очередь будут быстро отдавать его в атмосферу. Можете провести эксперимент и весной найдете мертвые остатки саженца.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Михаил, я речь веду о том, что будь камни на почве или закопанные в почву неважно — почва-то всё равно промёрзнет на значительную глубину.Что касается «утепления» почвы рыхлым материалом...Михаил, почву я не утепляю под зиму, потому что утеплить её невозможно всё той же простой причине — она промёрзнет на значительную глубину, если зима будет сильно морозной. Я понимаю, что в дачной литературе этот термин  - «утепление почвы под зиму» — имеет место быть, но на самом деле, по моему мнению — это чепуха на постном масле... Нам, естественно, хочется верить и надеяться, что мы «утепляем» почву под своими растениями, а по факту получается, что это всего лишь наши иллюзии...К примеру, как Вы себе представляете промерзание почвы на всём дачном участке и конкретно под кустами винограда, где лежат или вкопаны камни? Температура почвы всего участка и температура почвы под кустами (с камнями или без) будет одной и той же.Я Вам толкую про перегруз виноградных кустов урожаем и их успешную или не успешную перезимовку не просто так — у меня есть горький опыт по этому случаю. Куст сорта Благовест, когда вступил в полное плодоношение (на 4-й год своего роста), я нормировал — на одну лозу оставлял одну гроздь. И проблем с перезимовкой не было никаких. В один год в начале сезона, когда я удалял лишние кисти по мере их появления, супруга посетовала на урожай этого куста и назвала меня «кесарем» — мол, чего ты удаляешь урожай, пусть его будет больше. Я объяснил ей, что куст может истощиться за счёт переизбытка урожая и мы его потерям... Но она попросила меня оставить весь урожай, который вырос на этом кусте — я так и сделал, хотя предполагал, что будет беда. Так оно и случилось. В тот сезон, когда вырос ВЕСЬ урожай на кусте, то сахаронакопление было отвратительным — ягоды были кислыми. А на следующую весну куст не проснулся вообще, т. е. вымерзли не только рукава и плодовые лозы, но и корни... Пришлось выкопать этот сухостой и использовать для растопки печки в дачном домике.С тех пор супруга ко мне не подходит, когда я срезаю лишние цветоносы на виноградных кустах тех сортов, которые склонны к перегрузу и истощению.А по сути, я стараюсь на всех сортах оставлять одну кисть на одну плодоносную лозу. В этом случае, и сахаронакопление у ягод будет хорошим и проблем с перезимовкой не будет.

    [Ответить]

    Михаил ответил:

    @Сергей Дьяков,Сергей! Вызревание лоз и общее здоровье куста я не рассматриваю. Это само собой разумеется. Но Вы утверждаете, что укрывай-не укрывай, мол все равно температура у корней саженца будет такая же как и под неукрытой почвой во всем саду. Что-то Вы не поняли! Наша матушка Земля хранит тепло и промерзает на некоторую глубину зимой из-за контакта с холодной атмосферой. Если между поверхностью Земли и атмосферой положить теплоизолирующий материал, то это ослабит контакт между ними, и в зоне укладки этого материала почва не будет так промерзать. Вы сами демонстрировали, как засыпали уложенные саженцы на зиму листьями, потом еще желательно присыпать снегом. Это и позволило выжить корням винограда, которые погибают уже при минус 7-9 градусов. Вы же одеваете зимой теплую одежду, которая является теплоизолятором и спасает Ваше тело от промерзания. Так же и растения. Я как-то хранил черенки винограда до весны в саду. Выкопал осенью неглубокую канавку, положил в нее завернутые в тряпочку черенки винограда, засыпал песочком, а сверху укрыл листом пенопласта (примерно 50×50 см) и положил перевернутые носилки. Естественно, был еще снежный покров. В марте открыл, земля до черенков не промерзла. Все они отлично сохранились, получились хорошие саженцы. Так что, возвращаясь к камням: зимой камни, ранее уложенные в посадочную яму, проводят тепло снизу от Земли к корням, а камни, уложенные над корнями отдают тепло наружу и охлаждают тем самым зону корней.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Михаил, я укладываю листву или ещё что перед укрывкой кустов на зиму для того, чтобы промерзание почвы было постепенным, но... Но почва всё равно промерзает и под листьями, и под другими видами мульчи (я проверял зимой металлическим штырём)...

    Хотя, что мы с Вами рассуждаем — я этой осенью обложу куст винограда «Надежда АЗОС» камнями по поверхности почвы вокруг и укрою шифером, как это я обычно делаю со всеми кустами. Весной будет результат!

    [Ответить]

    Михаил ответил:

    @Сергей Дьяков, Жалко Надежду! Вы не оставляете ей шансов. Спасти ее может только толстый снежный покров! Почва конечно промерзает и под слоем мульчи, но гораздо слабее, чем на открытых местах.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Михаил, так чего Вы загодя хороните «Надежду»?

    В зиму 2009—2010 годов я провёл рисковый эксперимент — кусты вообще не укрывал ничем, а просто пришпилил их к почве. С наступлением конкретных морозов -18-22 в начале зимы, снега на почве не было совсем (было 2-3 см., а лозы были, сами понимаете, над снегом). Потом снега немного подвалило, но морозы в течение зимы были до -32-35 в некоторые дни.

    Весной 2010 года проснулись все кусты, только некоторые немного задержались на неделю с распусканием глазков. Кстати, «Надежда» тоже участвовала в этом эксперименте...

    [Ответить]

    Михаил ответил:

    @Сергей Дьяков, Согласен, что устойчивость многих сортов винограда к морозу достаточно высокая. У меня тоже многие саженцы пережили и прошлую бесснежную зиму и надеюсь от этого еще окрепнут. Может быть все и обойдется. Я просто хотел сказать, что камни летом — это хорошо, а камни зимой — это плохо. Попытался это как-то доказать. Я ранее писал, что в этом году из-за холодного лета созревание винограда задержалось сильно. У меня (Подмосковье) только в сентябре стали наливаться и набирать сахар Красотка, Эльф, Мускат летний, Чарли, Суперэкстра, Гарольд. Надежда АЗОС вообще только в последнюю неделю стала изменять цвет. Боюсь за вызревание лоз. Правда, осень обещает быть затяжной: листья на деревьях еще зеленые, и не думают опадать. Желаю Успехов! Как Вы находите столько времени, чтобы вести все блоги?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Михаил, про камни в разное время года под кустами — я Вас понял, но проверить на практике — дело святое!

    Что касается дождливого лета...

    Михаил, у нас с середины июня и по конец июля шли проливные дожди (будет время, сделаю об этом пост) и вызревание урожая оттянулось на полторы-две недели. Ягоды сорта «Надежда АЗОС» все полопались ещё в июле и потом, когда наступила засуха, на ягоды прилетели бабочки (в основном «Павлиний глаз»), приползли муравьи, осы, мухи т . д. Я не стал держать этот урожай на лозах, так как он несъедобный, а питание на себя оттягивает по-любому. Я просто срезал все грозди и выбросил их в лес — пусть там живность лопает.

    Что касается вызревания лоз «Надежды»...

    Михаил, у меня ни один год лозы на этом сорте не вызревали на значительную длину, так так он ранне-среднего срока созревания. Максимум вызревание лозы было до первой грозди. Я планирую одну плодовую лозу (у меня их две на кусте) перепривить на другой сорт. Так что, этот сорт не особо и выдающийся, по крайней мере, на данное время — сейчас полно других сортов с ранне-средним сроком созревания. Я уже высадил несколько сортов с этим сроком созревания, типа, на замену «Надежде».

    В этот дождливый сезон отличную устойчивость к растрескиванию ягод снова показали сорта «Феномен» и «Алекса» — укореню черенки этих сортов по зиме брату, он просил.

    Что касается времени вести все блоги?

    Михаил, я сегодня дома, поэтому отвечать на комменты мне не трудно и время есть до завтра. Завтра, в субботу, поедем на дачу — соберём спелые помидоры, запеним металлическую дверь в дачном домике (установили её с сыном в прошлые выходные), ну, и сын попилит доски со старого деревянного забора... А в воскресенье поедем к матушке и повезём ей соленья-варенья в банках (с заездом к брату в г. Чаплыгин — он тоже приготовил соленья). Теперь матушка будет затарена на зиму у нас полностью...

    Вот так и кручусь, а что делать...

    [Ответить]

    Михаил ответил:

    @Сергей Дьяков, Я тоже в этом году сажал (вернее клал) картошку под мульчу из листьев. Сосед принес в июне сетку проросшей молодой картошки (не съел вовремя), я под старой яблоней плоскорезом убрал сныть и эту картошку разложил, чуть вдавливая в почву. Засыпал это все оставшимися запасами прошлогодних листьев. Это было числа 23 июня, когда уже никто ее не сажал. По мере роста подкладывал скошенную траву и сорняки. чтобы сохранить слой мульчи. Завтра поеду. посмотрю что выросло. Но ботва была хорошая долго не болела. Из-за дождливого лета ничем не поливал. Приеду, сообщу о результатах.

    [Ответить]

  • Леонид
    23 сентября, 2015, 20:35
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей!

    Спасибо за подробный отчёт — этого у Вас не отнять. И спасибо вашему помощнику-видеооператору. По некоторым данным томаты нужно поливать только после высадки и всё. Якобы полив плохо влияет на развитие корневой системы. В связи с этим вопрос нужен ли капельный полив томатам? И ещё вопрос: а сейчас у Вас ещё растут огурцы и в каких условиях?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Леонид, здравствуйте!

    Для своих томатов я сделал капельный полив из пластиковых баклажек — результат Вы видели в посте. Что касается шлангового капельного полива, то тут я не знаю, потому как не применял. Но можно чуть-чуть порассуждать... При шланговом капельном поливе вода капает всегда — нужна она или нет, а она капает (возможно заболачивание почвы)... При использовании моей «Баклажечной Системы» вода расходуется из баклажек по мере надобности — подсохла почва в корнеобитаемом слое, водичка пошла из баклажек... насытилась почва влагой, вода из баклажек не идёт (экономия воды).

    Огурцы на сегодняшний день всё ещё цветут и растут, правда большая часть листьев пожухла. Растут огурцы в открытом грунте, теплицы пока нет, но планирую купить...

    [Ответить]

  • Ольга
    19 апреля, 2016, 18:07
    Цитировать

    Здравствуйте,Сергей! Моя мама, после просмотра передачи с вашим участием, очень заинтересовалась сортом кафяви черешки. Вы не могли бы подсказать где вы приобретаете семена? В магазинах у нас нет таких. Спасибо.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Ольга, здравствуйте!

    Семена конкретно этого сорта (и других сортов) прислала моя подписчица из Болгарии ещё в 2014 году.

    По зиме 2015 года она снова прислала мне посылку с семенами из Болгарии и посылку с семенами из Лондона, когда сидела с внуком (её сын с женой живут в Лондоне, а Росица сидит с внуком...)

    [Ответить]

  • Лидия
    20 апреля, 2016, 10:35
    Цитировать

    Добрый день, подскажите где можно заказать сорт «Кафяви черешки»?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Лидия, здравствуйте!

    Я не знаю, где можно заказать семена сорта «Кафяви черешки». Мне эти семена прислала моя подписчица из Болгарии.

    С недавних пор, я кладу пакетики семян к своим дискам... Конкретно семена сорта «Кафяви черешки» идут Подарком к диску «Озимый чеснок под мульчей» - http://chesnok2.dacha7.ru/

    Будет желание, заказывайте диск и я гарантировано положу пакетик семян этого сорта, правда, семян осталось не так много с прошлого года...

    [Ответить]

  • Галина
    29 апреля, 2016, 15:53
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей! Я случайно натолкнулась на ваше видео о помидорах Кофяви черешки и обалдела, извините,но другого эпитета не нашла! Заинтересовалась и нашла ДАЧУ 21 века. Вы говорите об эликсире для растений, подскажите пожалуйста ваш сайт, где можно посмотреть как готовить этот эликсир и ещё: как купить помидоры сорта Кофяви черешки? Буду очень благодарна за Ваш ответ!!

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Галина, доброе утро!

    Ну, как же это случайно...? Случайностей не бывает, хотя...

    Теперь по делу...

    Материалы по Эликсиру записаны на диск, поэтому, чтобы пользоваться ими и готовить свои собственные настои, нужно оформить заказ на диск. Получить этот материал, изучить (там всё просто и доходчиво...) и, конечно, заквашивать свои свежие настои Эликсира, как дома (для цветов и рассады), так и на даче (для всех без исключения видов растений)...

    Будет желание, вот страничка, где можно оформить заказ на диск с этим материалом - http://elicsir.dacha7.ru/

    Теперь про семена помидоров «Кафяви черешки»...

    Галина, я семена не продаю, потому что у меня не селекционный центр и столько много семян нет, чтобы продавать. Я кладу некоторые сорта семян в качестве Подарка к некоторым дискам. Конкретно семена этого сорта идут Подарком к материалам «Озимый чеснок под мульчей» - http://chesnok2.dacha7.ru/

    Как Вам поступить, решайте сами... но сорт, конечно, убойный!!!

    [Ответить]

Оставить комментарий или два