Ранняя высадка экспериментальной рассады и замена коробов у сарая…
Здравствуйте, дорогой посетитель!
В этом посте расскажу про экстремальный эксперимент, который проводил в прошлом 2014 году на экспериментальной рассаде помидоров. Дело в том, что в начале зимы 2014 года я делал несколько домашних настоев Эликсира и, как Вы понимаете, их нужно было на чём-то испытывать.
А так как настой Эликсира предназначен в основном для дачных растений, то и решил в январе посеять семена помидоров «Де Барао» и «Триумф» на рассаду, чтобы реально на них и испытать несколько домашних настоев. Короче говоря, настой показал превосходные результаты на развитие рассады, и к марту месяцу она уже была приличных размеров.
И так как мне нужен был рассадный ящик, и эта рассада не предназначалась для высадки в открытый грунт в обычные сроки (20-22 мая), то у меня был выбор – выбросить её просто так или высадить в открытый грунт в парник и посмотреть, как она себя будет вести в экстремальных условиях.
Естественно, перед высадкой рассады в парники на даче я её закалил на балконе. Закалка проходила тоже при экстремально низких температурах, так как растения должны были почувствовать холод и самостоятельно адаптироваться к таким температурам. Ведь на даче в парнике за ними следить никто не будет и придётся выживать самим.
На фото ниже реальная температура закалки…
В ночь температура начала опускаться...
Рассада переночевала без каких-либо подмерзаний...
31 марта я решил поехать на дачу и высадить рассаду из этого рассадного ящика в парники, которые приготовил неделей раньше у южной стены сарая. Погода, конечно, была сильно переменчива, но тянуть время уже было некуда, нужно было сеять семена на настоящую рассаду, а стало быть, был нужен рассадный ящик.
К слову сказать, нетканый материал, который использовал для сооружения парников, отыскал в глубине сарая и, как Вы увидите в ролике, с ним порезвились мышки, проев несколько дырок. Но делать было нечего, да и время поджимало. Смотрим ролик…
У сарая высадил сорт «Де Барао», так как растения этого сорта растут у меня на этом месте уже на протяжении нескольких лет. Так же в этом месте можно приспособить вертикальную верёвочную шпалеру снизу доверху и на неё облокачивать (или подвязывать к верёвкам) могучие помидорные деревья этого сорта.
Кстати, это самый плотный нетканый материал – 60 гр. на кв. метр
Вот несколько фоток по высадке растений в оба парника…
Общий вид парников.
Левый парник (парники левый-правый можно определить по цвету крышек на баклажках).
Правый парник.
Рассаду сорта «Триумф» высадил в помидорную делянку, в которой помидоры растут тоже уже много лет без всякого севооборота. Я не соблюдаю севооборот и не меняю растения местами каждый год.
Эта делянка и другие, в которых вкопаны баклажки моей «увлажнительной системы», предназначены конкретно для кустовых овощей – помидоров и перцев. И я не собираюсь соблюдать севооборот, ни при каких обстоятельствах, потому что у меня есть конкретные результаты того, что это очередная дачная «утка».
Посудите сами, помидоры в одних и тех же делянках растут на протяжении 8-10 лет, и никакой ущербности в развитии я не наблюдаю. Могу, на крайний случай, лишь поменять сорта помидоров в делянках, но сами делянки всегда отводятся только для помидоров.
Возможно, севооборот предназначен для копаной почвы, но у меня такой нет, и забивать голову этой ерундой мне не хочется. А по сути, всем дачникам, которые применяют Природную Технологию, тоже не стоит обращать внимания на севооборот и забивать свою светлую голову этой чепухой. Я думаю так – кто это придумал, тот пусть этим и занимается!
Однако вернёмся к делянке с сортом «Триумф»…
После того как высадил рассаду, накрыл делянку более тонким нетканым материалом, потому что весь толстый материал ушёл на парники. Свернул этот материал вдвое и придавил со всех сторон рейками и кирпичами. На фото это хорошо видно…
Кстати, посмотрите на фотки с опилками, которые лежат в этой делянке в качестве мульчи. В опилках завелись грибы, которые перерабатывают древесину (лигнин и целлюлозу). А заселил я эти грибы в опилки специально при помощи своего настоя Эликсира.
Скажу откровенно, что никаких азотных и иных минеральных веществ я не применяю уже с 2000 года и, как видите, опилки успешно используются в качестве мульчи под помидорами, и не только под ними, а и под другими овощными культурами – картошка, морковь, перцы и т. д.
Поэтому, если кто ещё не отказался от покупки и применения «минеральных ядов» на своём участке, то самое время сделать это в ближайшем дачном сезоне! В результате сэкономите свои деньги и не навредите почве, почвенным обитателям (бактериям, грибам и червям), растениям и, конечно, самим себе.
Идём дальше…
В ночь с 31 марта на 1 апреля был заморозок, приблизительно -4-5 градусов. Я переживал за высаженную рассаду, как у сарая, так и в делянке. Приехал на дачу через неделю и обнаружил, что в делянке сорт «Триумф» вымерз, а у сарая рассада возмужала и стебли окрасились в фиолетовый цвет.
На фото ниже ванна со снеговой водой. Даже в дневные часы заморозок не отпускал. Поверхность воды была скована льдом (на льду лежит металлический колышек, который использую для подвязки помидоров).
Потом было ещё несколько заморозков, и самый сильный был в переделах -9 градусов. Тут, конечно, подмёрзли растения и в парниках. В левом парнике погибли все растения, а в правом осталось одно растение посередине делянки.
2 мая я приехал на дачу, разобрал парники и это единственное растение оставил без каких-либо средств защиты. Как потом оказалось, растение не погибло к 18 мая, хотя температура опускалась до нуля.
В этот день, 18 мая, на места погибших экспериментальных растений я высадил ту рассаду, семена которой сеял в обычные сроки. Много растений этого сорта я не сажаю, поэтому использую для них не рассадные ящики, а отдельные пластиковые стаканчики из-под молочных продуктов.
Потом это экспериментальное растение вырастило пасынок и так в два ствола росло весь сезон. 28 августа я записал ролик и сделал несколько фоток в подтверждение того, что растение великолепно плодоносит и урожай на нём поспевает быстрее, чем на других растениях этого же сорта.
Сейчас хочу рассказать, как бы я поступил в следующий раз, если бы была подобная ситуация с высадкой рассады в ранние сроки в парники на даче.
Я бы добавил к нетканому материалу ещё и прозрачный полиэтилен, но не просто бы накрыл им парник поверх нетканки, а наоборот…
Сначала на дуги натянул бы плёнку, а сверху нетканый материал. Почему? Потому что при таком размещении укрывных материалов воздух внутри парника прогревался бы не интенсивно, т. е. до кипения.
Дело в том, что нетканый материал, который будет помещён поверх плёнки, будет как бы рассеивать солнечный свет и воздух внутри парника будет не сильно прогреваться, дабы уберечь рассаду от перегрева и иссушения.
К тому же в верхней части парника в плёнке и нетканом материале прорезал бы насквозь отверстия ножом (что-то типа щелей) для выхода излишек горячего воздуха. Таким образом, рассада тоже бы не перегрелась и не погибла в этой «парилке».
Сейчас хочу рассказать об одном способе, который мне поведал мой знакомый по старой работе…
Когда я ещё работал на НЛМК (НовоЛипецкий Металлургический Комбинат), то со мной в смене работал один заядлый дачник, который сеял семена помидоров на рассаду в парник на участке в марте месяце.
Сейчас дословно эту технологию не помню, но было приблизительно так… За полторы-две недели до посева семян он накрывал парник прозрачной плёнкой. Когда почва немного прогревалась в парнике, он сеял семена. Его рассада к моменту высадки в открытый грунт (приблизительно 20-22 мая) была намного ниже, чем та рассада, которая росла дома.
Зато парниковая рассада была коренастая и в течение дачного сезона меньше болела, чем у его соседей. В тот момент, когда его соседи высаживали домашнюю переросшую рассаду в открытый грунт, в указанные сроки, он высаживал свою из парника – низенькую и возмужавшую.
Потом его рассада перегоняла в росте и развитии рассаду соседей и те всегда удивлялись – как такое может быть, мы высаживаем рассаду уже с цветками, а у него эти заморыши перегоняют наши растения и ничем не болеют?
Эта информация достойна самого пристального внимания и если у Вас будет возможность, то обязательно попробуйте!
А теперь ещё немного полезностей…
Осень 2014 года была благоприятной для полезных дачных занятий, и в это время я заменил берёзовые поленья, которые обрамляли делянки у сарая на короба из старых половых досок.
Как Вы помните из прошлого поста, я пересаживал колонновидные яблони по участку. Так вот, одну партию я решил посадить в том месте, где были две короткие делянки с кустиками жимолости, по одному кусту в делянке.
Короче говоря, я сначала пересадил кусты жимолости в другие места, чтобы освободить место под 4 яблони, а высвободившиеся короба решил поставить у сарая. К тому же короба из досок были аккурат по размеру берёзовых поленьев.
Сделал я просто — выбросил прелые поленья и лишний гумусовый слой в лес; выровнял почву; установил короба; вкопал баклажки и затарил короба листвой и соломой. Всё. Смотрите, на фотках всё видно…
Срезал лишний гумусовый слой...
Выровнял короба и баклажки по уровню...
Засыпал листвой...
Сверху листву припорошил старой соломой...
И напоследок про короба…
Я могу сказать на полном серьёзе (мульча лежит в коробах по умолчанию) – в коробах растения, в том числе и однолетние овощи, растут мощнее, чем без них. Дело в том, что по моему разумению и многолетним наблюдениям короба являются как бы «сосудом», который удерживает внутри себя и не даёт улетучиваться основному химическому жизненно важному элементу питания для любого растения — углекислому газу!
Таким образом, концентрация углекислого газа внутри короба в разы выше, чем концентрация углекислого газа в окружающем воздухе. К слову сказать, в окружающем воздухе углекислого газа содержится 0,03% от общего объёма всех газов воздуха.
К сожалению, измерить реальную концентрацию углекислого газа внутри короба у меня нет возможности, а хотелось бы очень. Но у меня есть информация от одного подписчика, который сумел посредством самодельного газоанализатора измерить концентрацию углекислого газа в разных слоях атмосферы (от уровня мульчи и до высоты человеческого роста).
Эта информация содержится в комментарии в одном из постов. Возможно, Вы её читали, а возможно, и нет. Поэтому я решил поместить сюда этот комментарий, чтобы Вы его прочли и «намотали на ус» этот полезнейший материал.
Пусть даже показания этого самодельного прибора и не так точны, но суть дела раскрывают полно. Вот комментарий Валерия…
«Сергей, снова здравствуйте. Эти летом я провел небольшое собственное исследование и замерял самодельным портативным газоанализатором (на CO2) концентрацию.
В воздухе на уровне плеча концентрация составляет 0,042 %. В кроне деревьев аналогично. В листве репы без мульчи аналогично. Однако с мульчей концентрация «прыгает»: от 0,05 % до 0,17 — подует ветерок, и она спадает, но затем (для меня это необычное открытие) очень быстро повышается.
Особенно хорошо это заметно в смеси сено — соломенной мульчи с навозом, примерно 1:1. Так что, все-таки Вы оказались правы — кратковременных скачков огородным растениям вполне достаточно, чтобы более эффективно усваивать питание и соответственно лучше расти. Да и количество азота, поступающего растениям, из «внутреннего» воздуха, скорее всего, гораздо выше».
Если Вы внимательно читали, то заметили, что концентрация углекислого газа в мульче и над ней в 3 раза выше, чем в окружающем воздухе. Да и о коробах речи не шло. А теперь представьте, какая концентрация углекислого газа внутри короба и в почве? То-то и оно!
Отсюда можно сделать простой вывод – есть возможность сделать хотя бы один короб, чтобы проверить воочию разницу в развитии растений, сделайте!
На этом откланиваюсь до следующего поста.
Теперь Вы расскажите о своих экспериментах с ранней высадкой рассады, если, кончено, это делали...
С наилучшими пожеланиями,
Сергей Дьяков.
53 комментария к “Ранняя высадка экспериментальной рассады и замена коробов у сарая…”
Спасибо за информацию...Я в природном земледелии новичок,но очень интересуюсь.Томаты высаживаю рано,может не права, но лучше в грядке приживутся и окрепнут,чем зачахнут на окне.С перцами не экспериментирую,деликатные очень товарищи...
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
6 февраля, 2015 в 19:35
[Ответить]
Добрый день, Сергей. Мы пару лет назад эксперементировали с ранней высадкой помидоров. Высаживали в конце апреля. Я их «закопала с головой»в мульчу. Помидоры выжили и плодоносить начали первыми. Т. к. рассаду нам дал свекор, то мы их так и звали — дедушкины помидоры:). Если есть возможность, пробовать стоит!
[Ответить]
Здравствуйте,Сергей. В прошлом году положила в теплицу солому,и высадила рассаду,Через неделю приехала и ужаснулась. Вся земля в теплице в норах,много жаб,а корни рассады висят в воздухе. Пришлось срочно подсыпать земли, утаптывать и проливать водой.Так все лето боролась с норами. Хотела все делянки (3 шт) застелить соломой,теперь в раздумьях стелить или нет? У Вас под соломой в делянках все хорошо?
[Ответить]
Сергей Власенко ответил:
6 февраля, 2015 в 19:01
[Ответить]
Галина ответил:
6 февраля, 2015 в 19:38
Сергей, спасибо за ответ. Попробую мышиный яд.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
6 февраля, 2015 в 19:39
У меня в делянках под соломой всё хорошо. В прошлые года мышки бедокурили, но теперь всё нормально. У Вас, по всей видимости, живут или землеройки или кроты, а эта проблема посерьёзней мышей. На всякий случай, даю ссылку на пост про этих зверьков (обратите внимание на комментарии) —dacha21veka.ru/voprosy-i- ...i-otvety-19.html
[Ответить]
Галина ответил:
6 февраля, 2015 в 19:47
Сергей,спасибо за ссылку.
[Ответить]
Спасибо за статью. Можно попробовать, поэкспериментировать. У меня вопрос по баклажкам — (возможно, наивный) — их объем, примерно какие дырки и на сколько времени хватает при отсутствии дождей?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
6 февраля, 2015 в 19:43
Для Стационарной Системы использую баклажки объёмом 5-6 литров. Почва в делянке увлажняется в течение недели, а то и дольше.
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей!
Спасибо за проделанную работу, интересен Ваш опыт.
А вот по поводу посева томатов хочу сказать следующее.
Уже много лет, вернее несколько десятилетий сначала моя мама,
а потом и я не сеем томаты дома. А так же как Ваш бывший коллега
в апреле прикрываем плёнкой небольшой кусочек земли («ясельки»),
приблизительно через неделю, смотря по погоде, сеем в «ясельки» семена
томатов и прикрываем этой же плёнкой. Раньше на первомайские праздники,
сейчас не ранее 10 мая высаживаем готовую рассаду в грядки. Такая рассада
всегда здоровая, крепенькая, морозостойкая, хотя и пониже росточком, чем у
соседей. Приживаемость стопроцентная, догоняет и перегоняет своих домовыращенных собратьев на «ура». Да и дома поболее места остаётся для посева других культур.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
6 февраля, 2015 в 19:45
Согласен с Вами — опыт по посеву семян в «ясельки» достоин пристального внимания каждого дачника!
[Ответить]
Здравствуйте Сергей.
в 2012 году была в отпуске в апреле м-це и по-скольку рассаду помидор по просьбе супруга, который о-о-очень любит этот овощ высадили дома аж в феврале, то к 10 числу апреля рассада была уже, сами понимаете. Высадили в парник 15 апреля. А на улице заморозки. На ночь включали 2 вентилятора с горячим воздухом, т.к. боялись,. что все замерзнет. В общем еще месяц. даже больше, к 20 мая, занимались постоянным ночным прогревом парника. Растения выжили все, нормально плодоносили. Особых отличий от обычного способа по результатам не увидели, а супруг надеялся, что созреет раньше, чем август.
С тех пор больше я не экспериментировала, сажаю все как обычно в начале апреля на рассаду. А в этом году буду сажать семена еще позже, как можно ближе к маю по-возможности, т.к. в моей квартире не хватает солнца и растения сильно вытягиваются к свету и вечно везу на дачу полуметровые плети.
исходя из полученной информации, думаю, что даже если в мае посадить семена, все отлично вырастет , единственно что мучает: посадить в мае в рассадные ящики или сразу в парник или сразу на улицу.
[Ответить]
Сергей Власенко ответил:
6 февраля, 2015 в 19:10
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
6 февраля, 2015 в 19:50
Раз Вы хотите поэкспериментировать с посевом семян в мае месяце, то, чтобы не остаться без урожая, сделайте это с десятком растений, а основную массу сейте в начале апреля. Вдруг майские помидоры не успеют вырастить урожай на кустах? А апрельские точно порадуют богатым урожаем.
Я скажу за себя...
Если я чего-то задумываю, то делаю это с малым количеством семян. В этом случае и результат от эксперимента будет, и урожай от обычных помидоров тоже будет.
[Ответить]
В этом году буду высаживать семена на рассаду поздно, не как обычно в начале апреля, ближе к маю по возможности или сразу в парник, для меня это будет эксперимент.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
6 февраля, 2015 в 19:52
Конечно, пробуйте! По-другому результата не получить...
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей! В этом сезоне обязательно в одной помидорной грядке сделаю короб и отслежу её эффективность в сравнении с грядками без коробов. Попутно, у меня вопрос: отверстия в «баклажке» какого диаметра и каково их количество? С уважением, Геннадий. Калуга.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
6 февраля, 2015 в 19:55
Даже с одним коробом результат будет виден воочию.
Про баклажки...
Геннадий, про баклажки я объяснил в комментарии Елены (коммент выше — помещён в 15:05)
[Ответить]
Добрый день, Сергей! Спасибо Вам за ваши эксперименты. Всегда с удовольствием читаю ваши статьи. Такого раннего высаживания рассады у меня не было, да и живу я в Москве, у нас в марте еще снег лежит. А вот в конце апреля начале мая сажаю каждый год на теплые грядки в короба под лутрасил. Даже если и бывают заморозки, то рассада не страдает.И вообще все высаживаю в первых числах мая и накрываю сверху баклажками(как вы их называете) только без пробок. Помидоры сею 8-10 марта, а перцы с баклажанами в 20 числах февраля, проклюнувшимися семенами.
[Ответить]
Сергей, а нельзя поподробнее о баклажках и Вашей системе полива
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
6 февраля, 2015 в 19:57
[Ответить]
Читаю ваши статья с удовольствием Но вот вопрос Можно ли солому и листья заменять на опилки?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
6 февраля, 2015 в 20:01
Можно использовать в качестве мульчи одни опилки, но их нужно сбрызгивать полезными микроорганизмами, чтобы опилки перерабатывались и приносили пользу, как почве, так и почвенным обитателям. А лучше использовать опилки с другими видами органических остатков — сеном, соломой, листвой, лузгой и т. д. А дело тту в том, что, чем больше видов органических остатков будет в делянке, значит, большее количество полезных микроорганизмов в ней разведётся. А стало быть, и полезней на овощах и других культурах будет в разы меньше.
[Ответить]
Добрый день, Сергей! Обязательно попробую посадить в начале апреля томаты семенами в теплицу. Потом отпишусь, что у мегя получилось.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
6 февраля, 2015 в 20:04
Попробуйте, конечно, ведь если результат будет положительным, то это намного облегчит Вам выращивание рассады и высвободит кучу времени...
[Ответить]
Добрый день, Сергей! Глядя на ваши фото пришла в голову мысль, что если бы вы не изолировали стену сарая от парника, а сделали его пристенным, ведь это отличный аккомулятор тепла, эффект был бы еще лучше.
Используя укрывной материал и пленку я всегда укрывной материал устанавливаю внутри без щелей, а в пленке сверху укрытия обязательно делаю щель. Растения не гибнут в заморозок и незапариваются когда светит солнце.
Укрывной материал держит тепло за счет того, что из-за разности температур снаружи и внутри, на внутренней стороне его образуется тонкая пленка воды, которая затем, при потеплении испаряется и укрывной дышит, не дает запариться растениям.
Если укрывной материал установить снаружи, ветер ночью, при похолодании , эту пленку воды сдует и эффекта не будет.
Пленку воды легко обнаружить рукой рано рано утром изнутри укрывного материала. Я проверял.
С уважением, Аксененко В.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
7 февраля, 2015 в 13:50
Так...давайте, разбираться сначала с плёнкой и укрывным материалом.
Если бы я соединил парник со стеной сарая, то воздух находящийся в парнике грел бы стену сарая. А так как стены сарая по площади намного больше объёма парника, то тепло нагретой стенки передавалось бы на все стены сарая. Так? Так.
Ведь, Вы же знаете, что тепло не может концентрироваться на десятке кирпичей в стене, оно будет распространяется и на остальные кирпичи стены, так как эта стена монолитная. А так как были ещё заморозки и кирпичи стены были морозовыми, то греть участок стены, надеясь на то, что эти кирпичи будут ночью отдавать тепло в парник, бессмысленно. Тепло нагретых кирпичей в парнике, распространялось бы по кладке остальной части стены.
А вот если бы я положил 2-3 кирпича в сам парник, в исходном его виде, то эффект от этой «грелки» был намного лучше, потому что кирпичи лежали бы сами по себе, а значит, накапливали бы тепло самостоятельно, а ночью подогревали бы воздух в парнике. Но в тот момент я не догадался этого сделать. Как говорится, хорошая мысля приходит опосля... Ну, ладно, в следующий раз учту. А по моему разумению, вместо кирпичей лучше класть более плотный материал — куски бетона или гранита — у них внутренняя структура более плотная, чем у кирпича.
Теперь что касается конкретно расположения плёнки и нетканого материала по вашему способу...
Смотрите, что получается. Если плёнка будет открыта прямым лучам солнца, то под ней (в парнике) будет слишком горячо и неважно будет под плёнкой нетканый материал или нет, там будет крематорий. В моём случае, нетканый материал как бы рассеивает солнечные лучи и воздух в парнике не так резко нагревается. Я даже в далёком прошлом, когда один год делал парник, то плёнку замазывал жидкой сметанообразной смесью почвы и воды. Чтобы плёнка не была чистой и прозрачной. Просто в маленькое ведёрко насыпал чуток почвы, заливал небольшим количеством воды, размешивал всё руками и мазал новую плёнку, чтобы она грязной. В этом случае солнечны лучи не быстро греют воздух в парнике, а постепенно...
Теперь что касается конденсата на внутренних стенках парника...
Виктор, в ране-весенний период влаги в почве достаточно и конденсат не имеет никакого значения — есть он или нет, почва внутри парника влажная всегда.
Да и подмёрзли у растений не корни, а именно зелёная часть растений. Когда высаживал на место погибших растений новую рассаду, то корни у экспериментальной рассады были белыми, а значит, живыми. Но так как надземная часть погибла и на корнях не было спящих глазков, как это обычно бывает на корнях многолетних культур, то новых побегов от корней не пошло.
Поэтому, из всего вышесказанного можно сделать простой вывод — сооружая ранний парник для рассады, нужно класть внутрь парника куски бетона, мрамора, гранита и т. д. Если кто будет использовать плёнку, то её нужно либо прикрывать сверху нетканым материалом (можно рваным), либо замазывать почвенной болтушкой или обычной грязью...
[Ответить]
Вот читаю иногда отзывы и всегда один вопрос_а в каком регионе кто живёт? Ну невозможно сориентироваться по срокам посадок, высадок...
Заметила в прошлом году, что при похолодании погибла или была более повреждена рассада именно на мульчированой грядке, на голой повреждения были небольшие. Видимо ночью тепло от прогретой днем земли помогло ночью, а мульча закрыла тепло от земли.
И далее, мне конечно нравится технология природного земледелия, но в прошлом году мой урожай съели слизи. Все лето с ними только и боролась. В результате мой супруг сказал, что хватит баловаться, надо копать как всегда. Вот как теперь его переубедить?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
7 февраля, 2015 в 14:02
Да какая разница, кто в каком регионе живёт. Вы САМИ должны определить для себя, в какие сроки сеять семена на рассаду, и в какие сроки высаживать рассаду в открытый грунт. Точные сроки высадки рассады в ОГ Вам всё равно никто не скажет, хотя бы потому, что погодные условия каждого годы разные, т. е. индивидуальные...
Я например, сею семена на рассаду в конце марта — начале апреля, а рассаду высаживаю в ОГ в третьей декаде мая. Я определил для себя этот период высадки рассады, исходя из возможности появления возвратных заморозков. Хотя, вот уже на протяжение последних 3-4 лет возвратных заморозков не было.
Что касается слизней...
Татьяна, а Вы думаете, что слизни не живут в копаной почве? Это ошибка. Представьте, что их в почве тысячи и они хотят кушать. Возможно, в копаной почве они не так сильно размножаются, но набеги на растения они всё равно делают, и делают это ночью.
Копать или нет, решайте сами. Но если Вы думаете, что перекопкой почвы Вы избавитесь от слизней — это иллюзия... Они как жили миллионы лет в почве, так и будут жить, хоть копайте, хоть не копайте, хоть взрывайте, хоть травите — им это нипочём. Другое дело, нужно найти средство, которое бы отгоняло или не пускало их на овощи, вот это другой разговор! Я ищу средства от слизней и подвижки на эту тему есть, но нужно ещё проверять и не один год, чтобы получить достоверную информацию...
[Ответить]
Татьяна ответил:
7 февраля, 2015 в 14:43
Про слизней — правда..."что перекопкой почвы Вы избавитесь от слизней — это иллюзия". Моя подруга свой огород перекапывает и не использует мульчу. Прошлым летом не знала куда спрятаться от слизней, заполонивших весь участок.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
7 февраля, 2015 в 14:57
Наша задача заключается в том, чтобы слизни жили на участке, но не могли делать набеги на наши овощи.
[Ответить]
Татьяна ответил:
7 февраля, 2015 в 15:31
Своих я не уничтожаю, а собираю и в лес выношу:)
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей. Я по поводу севооборота. Нравится Ваше мнение, но что-то не сильно получается...Прошлым летом высадили повторно кабачки. Так они почему-то все заболели. (грядка в коробе под соломой и сеном)
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
7 февраля, 2015 в 14:59
А Вы считаете, если бы Вы посеяли семена кабачков в другом месте, то они бы не заболели? Это не так. По всей видимости, есть сорта кабачков, которые устойчивы к ряду болезней, в частности к мучнистой росе, а есть и неустойчивые...
[Ответить]
Татьяна ответил:
7 февраля, 2015 в 15:39
К сожалению не додумалась в другом месте посеять для сравнения. Рискнуть еще один раз? С посевом для контроля...Надоело с севооборотом возиться. Хочется стационарных грядок со стационарными шпалерами под определенную культуру 🙂
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
7 февраля, 2015 в 20:19
Что касается отказа от севооборота, то это реально сделать тоже в этом сезоне.
Вот у меня делянки с баклажками только для помидоров, ну, на крайний случай, могу посеять в них один год картошку, а потом снова, снова и снова помидоры, помидоры, помидоры... А дело тут в том, что сеть морковку или другие мелкосеменные культуры в делянке с баклажками невыгодно, да и смысла нет. А вот кустовые овощи аккурат подходят для этих делянок. Так что, меня культуры согласно какого-то севооборота, я и не собираюсь. Чего и Вам искренне желаю!
[Ответить]
Сергей,здравствуйте! Своим экспериментом Вы заинтересовали многих садоводов и это хорошо. Живя на Урале, я бы томаты всё- таки закрыл бы сначала укрывным материалом ,расположив его ближе к земле, затем бы установил дуги, а на них закрепил старую плёнку.Воздушная прослойка между укрывным материалом и плёнкой лучше могла бы защитить томаты от заморозка,но при -10 градусов и это бы не помогло. Оспаривать ничего не буду, т. к. это надо ещё проверять. Погода часто преподносит нам сюрпризы, учитывая это, следовало бы высадку закалённой рассады проводить дней на 7-10 позже. На Урале можно в качестве эксперимента высадить рассаду томатов в количестве 3-5 штук под двойное укрытие, рассада под ним точно не сгорит. Многие садоводы под такое укрытие укладывают пластиковые бутылки с водой для устранения перепадов температуры. Спасибо, Сергей, за Ваши смелые эксперименты. С уважением, Пётр.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
7 февраля, 2015 в 20:10
Да, Вы правы, балкажки с водой — это ещё один вариант, как средства накопителя тепла!
А с остальным нужно экспериментировать...
[Ответить]
Гульфия ответил:
12 февраля, 2015 в 22:33
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей. Ваш сайт для меня — добрый и полезный информационный портал для творческих реализаций на участке земли, который очень люблю. Мой первый прошлогодний опыт выращивания «органической» рассады помидор был удачным и полезным исходя из конкретных возможностей (хотя домашние уговаривали не заморачиваться). Общая схема выращивания — без пикирования, что требовало постоянного внимания к растениям и к влажности почвы, особенно за 3-4 недели до посадки взрослой рассады в грунт. Решить эту проблему очень удачно помогла идея положить на дно ящиков и пластиковых коробок под слой земли скомканные странички старых советских журналов. Как выяснилось потом, это послужило прекрасным органическим дренажем, где корни кайфовали в необходимой влаге и воздухе (наблюдала через прозрачный пластик). Да, грунт подсыхал сверху, но рассада чувствовала себя прекрасно и я могла спокойно оставить своё маленькое детище на 4-5, а взрослое — на 2-3 дня. В этом году хочу попробовать высадить большую часть семян в короба и организовать свой мини парник. Поэтому пост очень полезный и поучительный.
Сергей, когда я «заглянула» под укрывной материал Вашего парничка и увидела «Последнего из Магикан» в глаза бросились баклажки, которые несли бы нагрузку будущей поливной системы. Подумала, а если бы другими баклажками без дна, с крышечной регуляцией вентиляции, было накрыто каждое растение, плюс плотный лутрасил они бы выжили? Такое чувство, что им не хватило только пару градусов.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
7 февраля, 2015 в 23:14
Так вкопанные балажки и несут нагрузку по увлажнению почвы в течение дачного сезона. А вот если бы накрыть растения другими баклажками без дна, то, возможно, растения и не погибли бы. Ну, теперь размахивать руками поздно, но Ваша идея классная и поможет многим дачникам в таких экспериментах. Большущее спасибо!
[Ответить]
Гульфия ответил:
12 февраля, 2015 в 22:40
3@Ирина , Да да Ирина!я тоже об этом полумала что можно попробовать внути ультрасила покрывать баклажками помидоры, это получается как термос
[Ответить]
Ирина,здравствуйте! Вы молодец по поводу укрытия растений внутри парничка 5-литровыми бутылками без дна. Я в прошлом сезоне так укрывал томаты, и они прекрасно перенесли холодный период времени.С уважением, Пётр.
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей. Скажите, пожалуйста, на сколько позже Вы высаживаете свою рассаду в делянки по сравнению с Вашими соседями, которые не применяют мульчирование. Земля под мульчей ведь дольше прогревается.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
23 февраля, 2015 в 12:18
Сказать по-честному, то по соседям особо и не хожу. А вот соседки напротив нашего участка высаживают рассаду вместе со мной или чуть позже — год на год не приходится. Дело тут в том, что хозяйка дачи пожилая женщина и нагибаться он уже не может. Все дачные работы выполняет её дочь — высадка рассады, прополки, перекопка, рыхления, поливы и т. д. Так вот они переезжают жить на дачу, приблизительно в начале мая, а рассаду высаживают, как и я в 20 числах мая.
Так что, большой разницы в сроках высадки рассады на голой почве и под мульчей, нет.
Зато потом они весь сезон рыхлят, поливают, пропалывают и тяпают, а я ничего этого не делаю...
[Ответить]
Татьяна ответил:
24 февраля, 2015 в 20:37
Спасибо за ответ. Мне очень нравится Ваш способ ведения огорода (если так можно выразиться :)). Просто прошлой весной у меня почти вся рассада попала под заморозки и погибла. Видимо возвратный заморозок уничтожил рассаду, т.к. более теплая земля ночью не отдавала тепло. А на голой почве этого почти ни у кого из кооператива не случилось. Сторонников мульчирования пока мало(участок у меня не на ветрах и сквозняках или низине). Вот теперь думаю, что делать...
[Ответить]
Здравствуйте, Татьяна! Если Вы живёте в средней полосе России, то до посадки рассады томатов в грунт, с грядки нужно убрать слой мульчи для более быстрого прогрева почвы. Затем посадить рассаду,обильно полить, замульчировать почву только вокруг растений,между растениями разложить бутылки с водой, установить дуги, на них положить укрывной материал, а сверху -старую полиэтиленовую плёнку.Примерно 7- 10 дней растения не надо поливать. Ваша рассада будет жива и здорова и прекрасно переживёт заморозки.По окончании заморозков ( 10-12 июня ) оставшейся мульчёй закройте всю грядку под томатами слоем 8-10 см.Вы соберёте прекрасный урожай.( С уважением, Пётр.)
[Ответить]
Татьяна ответил:
9 марта, 2015 в 12:14
Спасибо большое за совет. Живу я на юго-востоке Украины и заморозки у нас заканчиваются в апреле...А слой 8-10 см (если еще и рыхло лежит) не спасет от жары. Поливать придется ежедневно. Поэтому укладываю мульчу осенью, чтоб за зиму до 15 см утрамбовалась. Если ее снимать весной для прогрева, теряется почти весь смысл метода Сергея (осеннее мульчирование)...Поэтому пока вижу два варианта — накрыть черной пленкой, что сейчас дороговато, или ждать хорошего тепла и получить первые помидоры позже :). Ну или может попробовать как-то ее снять не нарушая пласта.
[Ответить]
Mila ответил:
17 марта, 2015 в 14:22
[Ответить]
Сергей здравствуйте! Прошлой осенью я завезла навоз и теперь незнаю, то ли его оставить, то ли перекопать под трактр. Я просто не представляю как не перекапывать землю! у нас земля очень тяжелая и кислая, хотя я вношу песок, опилки, в гряды укладываю сено. Что мне посоветуйте.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
5 марта, 2015 в 12:13
Я и не знаю, что Вам посоветовать — решайте сами.
Если Вы завезли перегной, то я бы от него избавился. Если Вы привезли навоз, то его можно просто разложить на поверхность почвы в делянки и прикрыть толстеньким слоем соломы, сена, опилок, листвы и т. д. Навоз — это отличная закваска полезных почвенных микроорганизмов, а вот перегной — это рассадник болезней — проверено на своём горьком опыте.
Вы спрашиваете, как не копать почву? Ну, как не копать? Да очень просто — возьмите и не копайте. Я не копаю и не рыхлю уже с 2000 года и всё растёт!
Захотите перепахать? Да тоже не вопрос — перепахивайте... Только Вы должны понимать, что в дикой Природе почвы никогда не копаются, а травка на лугах растёт великолепно и деревья в лесу стоят могучие, причём уже на протяжении миллионов лет.
[Ответить]
Земфира, здравствуйте.Свежий навоз в почву вносить нельзя, т.к. почва станет ещё более кислой, чем была до этого.С помощью навоза Вы заселите свой огород огромным количеством сорняков. Чем чаще будете копать землю, тем «тяжелее» она будет.От привезённого навоза, я думаю,Вы всё равно избавляться не будете. Складируйте его вперемежку с опилками, пусть лежит 2-3 года,затем будете им мульчировать гряды слоем 2-3 см, а сверху-сеном,соломой,листьями в 5-7 см. Думаю,что мой совет Вам пригодится.(С уважением, Пётр)
[Ответить]