Замена старого короба делянки на новый…
Приветствую Вас, дорогой дачник!
В этом посте речь пойдёт о замене старого деревянного короба делянки на новый. Старый короб прослужил добрую службу для разных видов овощных культур, которые в нём росли, и теперь пришёл в негодность.
Вот посмотрите, как почвенные древесные грибы поработали над нижней частью досок. В результате получилось, что в рёбрах короба появились большие щели, а это не совсем эффективно для роста и развития овощных культур.
Дело тут в том, что я остаюсь при своём мнении – короб должен плотно стоять нижней частью досок на поверхности почвы!
Почему?
Потому что я считаю, что в данном конкретном случае, короб является тем «сосудом», который удерживает внутри себя весь углекислый газ, который образуется от дыхания почвенных обитателей (они же живые) и от распада органических остатков, которые используются в делянке в качестве мульчи.
Как Вы знаете, что основой жизни на нашей планете является углерод, то и повышение концентрации углерода (углекислого газа) конкретно в коробе каждой делянки будет способствовать лучшему росту и развитию наших овощей или других дачных культур в коробе каждой делянки.
И так как углекислый газ самый тяжёлый газ из всех газов входящих в состав окружающего нас воздуха, то он находится в приземном слое. А стало быть, если между коробом и почвой нет никаких щелей, то весь произведённый и накопленный углекислый газ останется внутри короба делянки.
Затем этот углекислый газ опускается в почвенные поры (по-простому – почвенные дыры), соединяется там с влагой почвы и образуется угольная кислота.
Эта угольная кислота всасывается корнями растений и прокачивается по стеблю в листья растения. Под действием солнечной радиации в листьях запускается процесс фотосинтеза и конечным результатом этого процесса является образование молекулы глюкозы.
При дыхании растения молекула глюкозы окисляется и распадается на те химические элементы, из которых и была создана – воду и углекислый газ.
И в этот же момент распада молекулы глюкозы высвобождается частичка энергии солнца, которая участвовала в создании этой молекулы глюкозы. И вот как раз эта частичка солнечной энергии и даёт возможность клеткам растения делиться, размножаться и преумножаться – и растение растёт.
Более подробную информацию о процессе фотосинтеза можно почитать в сети в электронном виде или печатном.
Стало быть, вывод напрашивается сам собой – если под растениями (в приземном слое) будет много углекислого газа, то они будут расти и развиваться мощнее, чем растения, под которыми нет повышенной концентрации углекислого газа.
Я сейчас веду речь об однолетних овощах, которым нужно за один дачный сезон не просто расти, но ещё цвести, завязывать плоды, увеличивать плоды в размерах и давать им все питательные вещества для созревания и вызревания.
Поэтому, если наши однолетние овощи будут расти в коробе, который плотно стоит на поверхности почвы делянки и почва в делянке замульчирована органическими остатками, то весь углекислый газ, образованный от дыхания почвенных обитателей и распада органических остатков, останется внутри короба делянки.
А посему вывод напрашивается очень простой – если Вы ставите короб на своём дачном участке, то он должен плотно стоять на поверхности почвы, дабы углекислый газ, который в нём будет образовываться, не утекал через щели наружу.
Вот смотрите, что я сделал со щелями внутри короба и снаружи. Я просто присыпал их почвой и притоптал ногой, чтобы эта почва хорошо уплотнилась.
Это присыпка щелей внутри короба...
Фотки ниже — присыпка щелей снаружи короба...
Естественно, следующей весной, после стаивания снега, нужно обойти все короба и проверить, не появились ли щели. Сами знаете, после стаивания снега, почва ещё осядет и внутри делянок, и снаружи и как раз наша с Вами задача устранить появившиеся щели.
Внутри коробов лежит мульча толстеньким слоем и туда заглядывать не нужно. Щели присыпаются почвой снаружи, притаптываются ногой и делается эта работа в течение 15-20 минут (ну, максимум получаса) на всех коробах расположенных на участке в 5-6 соток.
Разве это сложно сделать?
Нет!
А польза для роста и развития растений будет колоссальная.
Сами посудите, короб стоит плотно на поверхности почвы. Так? Так.
Внутри короба лежит толстый слой органической мульчи и его перерабатывают почвенные обитатели. Так? Так.
Сами почвенные обитатели выделяют углекислый газ при придыхании, и органические остатки, которые эти почвенные микроорганизмы переваривают, тоже распадаются на углекислый газ и воду. Так? Так.
По данным растениеводов и биохимиков, растительные органические остатки на 42-46% состоят из углерода. Поэтому сами можете себе представить, насколько повышается концентрация углекислого газа внутри правильно установленного короба?!
То-то и оно, что концентрация углекислого газа внутри короба, примерно, в 5-6 раз превышает концентрацию этого газа в окружающем нас воздухе. Если концентрация в окружающем воздухе всего 0,03%, то внутри короба она составляет 0,15 – 0,17%.
И как раз вот этой повышенной концентрации углекислого газа хватает овощам бурно расти, обильно цвести и хорошо плодоносить!
Так что, короба на своём участке, дорогой дачник, устанавливайте сразу правильно и добротно, чтобы и со стороны смотрелось красиво и эстетично, и растениям польза была большая.
И последнее, что я хотел рассказать Вам про установку короба.
Ставил его по уровню, как положено и натягивал шнурку между рядом расположенными коробами, чтобы со стороны (да, и для себя) это смотрелось эстетично. На всякий случай, раскрепил по углам короб штырями, чтобы он дал усадку на новом месте и ненароком не сдвинулся.
А последней моей работой было простое действие – положить внутрь короба небольшой слой органических остатков (в данном случае это сено) и полить двумя лейками своего настоя ЭМ-эликсира.
Да, сейчас уже конец сезона и в этой новой делянке после уборки лука уже расти, никакие овощи не будут, но всё равно уже с этого момента пусть в почве и мульче этой делянки разводятся полезные микроорганизмы для будущего дачного сезона!
А ещё по глубокой осени, когда после первых заморозков начнётся листопад, то я наберу берёзовой листвы с наших берёз, которые растут по опушке леса и набью поверх сена этой листвы.
Вот и получится отличный органический «бутерброд» для почвенных обитателей в будущем дачном сезоне. По всей вероятности, в этой делянке будет расти снова лук, и множество видов полезных микроорганизмов будут этот лук выращивать для нас в течение будущего сезона!
Вот, чуть не забыл…
Если Вы посмотрите на фотку с разобранным старым коробом, то можете узнать в нём каркас от матраца односпальной кровати. Можно сказать, что этот короб был сделан ещё в прошлом веке.
Сейчас матрацы для кроватей делают без деревянного каркаса, а раньше всё было по-другому сделано – добротно и качественно!
Кстати сказать, у нас три односпальные кровати в дачном домике как раз с такими матрацами и когда пружины у матрацев придут в негодность, я все внутренности (материал и пружины) выброшу в мусорку, а деревянный каркас установлю в качестве нового короба для делянки.
Вот, пожалуй, и всё, что я хотел Вам рассказать про правильную установку нового короба для делянки.
А теперь у меня 2 вопроса.
Первый: «Согласны ли Вы с тем, что короба должны стоять плотно на поверхности почвы делянки?»
Второй: «Использовали ли Вы каркасы старых матрацев в качестве коробов для своих делянок?»
Свои ответы, вопросы, предложения или пожелания, пишите в комментариях к этому посту.
Засим откланиваюсь до следующего поста.
До свидания.
И самое главное — УСПЕХОВ Вам в завершении этого дачного сезона!
С наилучшими пожеланиями,
Сергей Дьяков.
15 комментариев к “Замена старого короба делянки на новый…”
Сергей, добрый день!
1. Я не уверен, что щели внизу короба имеют такое важное значение, как Вы описали. Тем более, если дорожки между грядками тоже мульчировать, то углекислый газ будет создаваться и между грядками. И куда он будет «дрейфовать» из грядки на проход или из прохода в грядку уже большого значения не имеет. 2. Каркасы от старых матрацев я не использовал в качестве коробов, т.к. таких матрацев у меня не было. Использовал обычные доски 150×25мм, предварительно пропитанные отработкой от гниения. Прослужили более 10 лет. Некоторые начинаю заменять на новые. Как раз такие работы запланировал на сентябрьский отпуск.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
24 августа, 2017 в 18:01
Да, возможно, если и проходы мульчируются приличным слоем мульчи, то «дрейфование» углекислого газа особого значения не имеет, но... Но не все дачники могут себе позволить мульчировать проходы между коробами делянок. У меня конкретно, нет столько мульчи, чтобы класть её в проходы, поэтому я просто стригу траву проходах триммером и всё.
А теперь представьте на секундочку, что у меня (или у кого ещё) короба стоят не плотно на почве? Получится так, что травка в проходах будет расти наравне с помидорами в делянке от повышенной концентрации углекислого газа в проходах и её придётся стричь чуть ли не каждую неделю...
И ещё про эти самые щели...
Вячеслав, вот эти щели создают эффект сквозняка, который способствует выдуванию влаги из мульчи и почвы делянки. Казалось бы, слой мульчи в делянке толстый, но почему-то суховатый. Посмотрел в делянку, почесал «репу» и думаю, в чём же дело? А потом догадался, когда обошёл вокруг делянки и увидел множество щелей по периметру короба. После того, как я засыпал почвой все щели, мульча долго оставалась влажной, даже в «лютую» жару, которая у нас, слава Богу, закончилась вчера. Вчера почти весь день у нас поливал дождик, переходивший в затяжной ливень и жара немного спала!
Так что, Вячеслав, выгодней засыпать эти щели сразу весной, чем потом искать причины слабого роста и развития овощей в коробе делянки, я так думаю.
[Ответить]
Каркасы от старых кроватей в качестве ограждений я бы поостерегся использовать,
т.к. они не из натурального дерева, а чаще всего это ДСП — Фенолформальдегид.
Фенол —
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
24 августа, 2017 в 22:55
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей! У нас с мужем постоянные спор. Мы сейчас делаем короба из дерева толщиной 35мм. Я считаю, что это самый оптимальный вариант, хотя и недолговечный. Муж хочет сделать короба из более долговечного материала (шифер, кирпич, бетон). А, Вы, делали короба из другого материала? Что думаете по этому поводу?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
25 августа, 2017 в 17:22
Вопрос, кончено, интересный и мы его обсуждали вот в этом посте -http://dacha21veka.ru/koroba-delyanok/koroba-dlya-pitatelnyx-delyanok-preimushhestva-i-nedostatki-2.html
Моё мнение такое — короба должны быть из дерева (либо поленья, либо доски).
Из шифера, бетона и кирпичей, как хочет сделать Ваш муж, смысла нет, потому что при полуденном солнце эти материалы будут сильно нагреваться и вытягивать влагу из мульчи и почвы делянок. И придётся чаще поливать...
Что касается долговечности коробов, Елена, то это вопрос относительный. Кому-то пару-тройку лет простоят короба и хватает..., кому-то нужно, чтобы десять-пятнадцать лет короба стояли...
Вот короб из каркаса матраца, который я заменил, простоял 7-8 лет. Новый короб из половой шпунтованной рейки (толщина рейки как у Вас — 35 мм.) простоит дольше на пару лет. Ну, а куда ещё долговечней-то?
А там, Елена, смотрите с мужем сами. Как говорится, хозяин-барин. На чём сойдётесь с мужем, из того и делайте короба.
Елена, а Вы в правой колонке в рубриках нажмите на Рубрику «Короба делянок». Там полно постов по этой теме...
Я короба из другого материала не делал.
[Ответить]
Использовала каркасы (2 раза) от старых прошловековых диванов, тоже из дерева. Очень понравилось. Но вам проще: поставили каркас на землю и все. А тем, у кого грядки подняты из-за высоких грунтовых вод, да если и поверхность участка неровная- все это большая проблема... Не знаешь с какой стороны дыры закрывать: то ли изнутри, то ли снаружи. Но закрывать надо, хотя бы потому, что земля из гряд высыпается. А чем закрывать? Я даже куски дощечек кладу, лишь бы земля не высыпалась и растениям было комфортно. Я на счет углекислого газа не увидела, как он действует на растения,но растениям лучше, когда земля не осыпается .
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
25 августа, 2017 в 17:30
Да, у нас грунтовые воды ниже уровня почвы, примерно, на 3 метра, нам в этом смысле заморачиваться в подъёмом коробов, не нужно. Вам в этом плане труднее.
Чем заделывать щели между коробами?
Наталья, ну, мне на ум приходит только вот что — нужно прикрутить на саморезы реку в том месте, где короба стыкуются (т. е. между коробами). Может кто ещё чего порекомендует...
А почему Вы решили, что у нас на участке почва ровна?
Ещё какая бугорчатая. Это на фотке просто не видно кочки от травы. Я прежде, чем ставить короб, беру совковую лопату и аккуратно срезаю эти бугорки по периметру короба, а уже потом ставлю сам короб. Но не всегда получается лопатой срезать ровно горизонтально, щели всё равно потом есть, после установки короба. Ну, я их почвой присыплю, ногой притопчу и все дела.
[Ответить]
Тоже применяю данный метод. После строительства дома остались доски от опалубки и я часть их пустил на устройство грядок. Только это т.н. тёплые грядки, по площади короба снимаешь слой грунта сантиметров 15-20 на дно кладёшь ветки и стволики ольхи, сгнившие доски как у Вас и прочий ненужный деревянный мусор которого после стройки полно. Все это засыпаешь выкопанной землёй, торфом, песком, опилками. Затрат практически никаких. Урожаи на таких грядках стабильно хорошие для Подмосковья. В прошлом году короба сгнили как у Вас, я решил не мелочиться и купил доски 40 на 150 мм , сделал короба как 8 лет назад и опять уложил на дно ветки и стволики ольхи, сена, хвойного опада, шишек сосновых и еловых все что собрал в лесу. Ольха растёт зарослями за огородом , у ручья, сено накосил, только не ленись. Короба прижимаю к земле и выставляю по уровню. Да осталась олифа и я прогрунтовал доски короба, все подольше простоит. Такие дела, может моя информация пригодится.
[Ответить]
Доброе время суток. Сергей, спасибо за Ваше сообщение. Вы все правильно дали информацию. Правда матрацев у меня нет. Грядки у меня все по 50 см.шириной и длина около 4 м. Теперь пользуюсь соломой. Я участвовала на выставке-ярмарке в г.Иркутске с экзотической продукцией: томат Палка, патиссон необычной расцветки, кабачок Теща хлебосольная. Не ставила кавычки, т.к.долго искать на клавиатуре.Я рада нашему знакомству. Спасибо.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
28 августа, 2017 в 14:53
Ну, отличный у Вас вариант размера коробов. Правда, у меня короба шириной 60-65 см., а длина произвольная.
Насчёт экзотики...
Лариса, мне этой зимой одна знакомая дала несколько семян помидоров под названием «дрова», так сказать, на развод. Короче, посеял я их и теперь вот на 6 кустиках растут продолговатые помидорины и что улыбнуло, у них вершинка, как попка у младенца. Т. е. вершинка втянута внутрь помидорины и разделена пополам. Сорвал несколько помидорин и возьму с них семена для следующего сезона...
Я тоже рад нашему знакомству!
И самое Главное — УСПЕХОВ Вам в завершении этого дачного сезона!!!
[Ответить]
Уважаемый, Сергей! Я тоже приступаю к замене старых делянок. Доска 40мм на 150 мм ( давно закуплена), обрабатываю отработанным маслом, правда долго сохнет, но служит такая делянка от 13 лет. Дыры по периметру тоже заделываю, а вот внутри у меня прикреплен геотекстиль и опущен на 25см вниз, грядка выкопана внутри на 25см, заложены старые доски, всевозможная труха, все, что осталось от старого дома, сверху слой выкопанной земли 10см, а вот потом заложены высушенные очистки, шкурки овощей, фруктов, а сверху слой сена 20см. Делянки у меня в две доски 30см (близко грунтовые воды). В таких делянках постоянно получаю хороший урожай, полив редкий. Каркасы от старых матрацев не использую, их просто нет, а если были бы, то конечно же использовал. Мои делянки дают возможность начинать ранний посев овощных культур, они очень теплые, размер 250см х 100см. Очень удобно с ними работать одному, особенно накрывать ранней весной спандбондом. По такому принципу сделаны все грядки.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
3 сентября, 2017 в 17:35
Я ничего в свою супесчаную почву никогда не закапывал из органики и закапывать пока не планирую. Потому что и так всё растёт нормально, а чего тогда органику переводить зря. Органические остатки должны лежать НА почве и надёжно её прикрывать от солнечных лучей и иссушения, как у Матушки-Природы!
Понимаю, что много написано про эти «тёплые грядки», но всё это, по моему мнению, блажь и лишняя работа.
Мы вот только приехали с дачи с супругой. Сдернули делянку морковки и картошки. Урожай нормальный и без всяких закопок органики... Кстати, картошка росла под еловым опадом на чистой глине.
Я потом опубликую этот материал, вот дачники удивятся (у кого глина), как такое может быть, что на глине такая картоха растёт...
[Ответить]
Александр ответил:
3 сентября, 2017 в 18:53
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
4 сентября, 2017 в 11:40
В этом году я решил посеять почти во все делянки один сорт картошки с народным названием «Киви». Получилось, весьма неплохо!
[Ответить]