Бывает ли почва «бедной» и неплодородной (часть 5 – про картошку на чистой глине)…
Здравствуйте, дорогой дачник!
В этом посте покажу простой способ выращивания картошки на чистой глине.
Понимаю, что дачники, у которых на участке суглинок или чистая глина, скажут, что невозможно выращивать не только картошку, но и все остальные овощи, потому что – глина!
У нас на дачном участке супесчаная почва, а, по сути, песок, только чёрного цвета. И вот чтобы мне поэкспериментировать с овощами на глине, я заменил в одной делянке наш грязный песок на чистую глину.
Сделал я это осенью 2015 года, а весной 2016 года первый раз посеял на глину картошку. Какой результат был в тот год, Вы можете увидеть вот в этом посте.
1 мая 2017 года я снова посеял картошку в эту делянку, но уже другого сорта с народным названием «Киви». Без какого-либо проращивания клубней и прочей сопутствующей суматохи, взял и посеял прямо по чистой глине, смотрите сами…
Первые всходы некоторых картофелин появились, примерно, 24-27 мая, когда установилась тёплая погода.
К 1 июня уже все всходы от 12 картофелин были видны «невооружённым глазом». А если серьёзно, то картошка росла нормально, так как этот сезон выдался очень сырым и дождливым.
Единственно, что я делал, это раза три-четыре в промежутках, когда дожди прекращались, поливал из лейки сверху и по растениям, и по мульче своими настоями ЭМ-эликсира, чтобы внести (внедрить) в мульчу и глину древесные грибы и заодно защитить растения картошки от болезней.
К 24 июня ботва и в этой делянке, и в соседних тоже, уже колосилась по-взрослому. А чего ей делать, как не расти? Ведь в мульче живут полезные микроорганизмы из настоев ЭМ-эликсира и кормят куст всеми питательными элементами, необходимыми для роста и развития и клубней, и ботвы.
Примерно, через месяц, к 26 июля, ботва начала разваливаться по сторонам делянки из-за своего роста. Мульча-то не особо держит эти длинные стебли вертикально, это не почва, может это и лучше, что стебли поникли.
Вот поближе...
Ведь получается, что если стебли располагаются под углом к мульче или находятся даже в горизонтальном положении, то на стеблях начинают расти пасынки.
А пасынки это новые листья. А новые листья – это дополнительный процесс фотосинтеза. А дополнительный процесс фотосинтеза означает, что в картофелинах будет откладываться (или образовываться) больше крахмала.
А чем больше крахмала, тем картошка разваристей и вкусней. Так или нет?
Ну, и я о том же.
К 25 августа листья на стеблях начали понемногу отмирать и начинали сохнуть сами стебли – время пришло. А дожди-то не унимаются, и это грозило ростом новых стеблей из верхних клубней.
Вот 3 сентября мы приехали с супругой на дачу и решили выбрать урожай из этой делянки. Пока супруга кипятила чайник и заваривала кофе, я снял коротенький ролик…
Вот фотки двух кустов с картофелинами в мульче…
А это я нежно вытащил кусты из мульчи, правда, несколько картофелин так и остались в мульче.
В общем, уборкой картошки занималась супруга. Она вытащила картофелины из мульчи и разложила по кучкам, как росли кусты, смотрите сами.
Зелёные картофелины я отложил в сторону, а остальные положил в вёдра. Получилось, примерно, по 9 литров в каждом ведре.
Вот фото позеленённых клубней…
А это, собственно, урожай в вёдрах…
Я, конечно, и сам не ожидал, что столько вырастет картошин на каждом кусте, а получилось вон как. Дело тут в том, что в прошлом году в этой делянке был другой неизвестный сорт картошки, который рос под соломенной мульчей и урожай был посредственным.
Поэтому в этот раз я и не особо-то надеялся на что-то лучшее, а получилось хорошо. Скажу Вам честно, как на самом деле росла картошка в этой делянке я и понятия не имею, но догадываюсь.
По всей видимости, те древесные грибы, которые были заселены в мульчу и глину при помощи настоев ЭМ-эликсира, сами ухаживали за картофельными кустами.
Получается, что эти древесные микроорганизмы и сами питались этой мульчей, и кормили растения, и защищали их от болезней. А по-другому я и объяснить не могу, так как с картошкой я ничего не делал, ни-че-го.
Естественно, в настоях Эликсира живут и другие виды полезных микроорганизмов и они, наверное, тоже внесли свою лепту в рост и развитие этих картофельных кустов, только о них я рассказать ничего не могу, потому что и сам не знаю о реальном бактериальном составе настоев Эликсира (я не микробиолог).
Но по результатам и этой делянки, и по тому, как все растения на участке, опрысканные по листьям настоями Эликсира в течение сезона, радуют глаз своим здоровьем, могу сказать одно – настои ЭМ-эликсира делают чудеса!
Поэтому, кто хочет видеть свои дачные растения здоровыми и благоухающими, обязательно должны заквашивать свои (не покупные) ЭМ-настои, из своих дачных ингредиентов, своими руками!
Наглядный пример закваски ЭМ-настоев, Вы можете увидеть в материалах диска, который можно заказать наложкой по России на моём сайте — http://elicsir.dacha7.ru/
К диску прилагаются семена пяти сортов помидоров и один сорт перца. Так же каждый покупатель получает пожизненный Доступ к рубрике «Материалы по Эликсиру» в блоге «Лаборатория Дополнительных Материалов» — http://secretpage.dacha7.ru/category/elicsir
Использую я свои настои ЭМ-эликсира с конца сезона 2010 года и, сами понимаете, какие это добротные и практичные настои. За столько лет применения этих настоев, растения на нашей даче плодоносят до самых заморозков (это я о помидорах).
Тем более что уже сейчас можно заквашивать домашние настои для комнатных цветов, а потом, в марте месяце, и для рассады. В конце апреля – начале мая, смотря по погоде, можно заквашивать и дачные настои, и опрыскивать ими все без исключения дачные растения.
Да и посудите сами, как я могу предложить Вам непроверенные материалы?
Я парень простой, но дотошный. Пока сам не получу реальные доказательства и факты о пользе того или иного материала, даже и заикаться на эту тему не буду. А как же иначе.
Проверил, к примеру, на практике в течение нескольких лет свои настои Эликсира на растениях, получил достоверные положительные результаты, а теперь и людям предложить можно.
В любом случае, те покупатели, которые пользуются материалами диска и заквашивают уже свои ЭМ-настои, пишут мне письма благодарности и радуются за свои растения! Я тоже радуюсь за достижения моих покупателей, так как внёс посильную лепту в их успех.
У кого есть возможность оплатить диск на мою карту Сбербанка, то так получится дешевле, чем заказывать диск наложкой (пишите мне на эл. почту, номер карты вышлю в письме).
Однако продолжу про картошку…
Чтобы ни у кого не возникло тени сомнения, что в делянке глина, я раскопал посередине делянки мульчу и сапёрной лопаткой ковырнул слой глины, смотрите сами.
Убедились, что в делянке чистая глина?
Вот и отлично, но…
Но я хочу Вам показать, во что превратился хвойный опад за один сезон.
Смотрите, почти весь слой хвойного опада превратился в гумус. Хвойные иголки остались нетронутыми только на поверхности, так как были под прямыми лучами солнца, а стало быть, они были сухими.
Весь остальной нижний слой хвои превратился в гумус. То есть древесные микроорганизмы переварили этот хвойный опад почти без остатка.
Вот поближе...
А это вид сбоку. Внизу глину видите, а что выше — сплошной гумус...
Получается интересная статистика. Если верить учёным, то в дикой Природе 1 см. гумуса образуется за 100 лет. Значит, мы, простые дачники, можем ускорить процесс гумусообразования в своих делянках в 1000 раз.
То есть в дикой Природе слой гумуса в 10 см. образовался бы за 10 веков. Так? Так. А у обычного дачника в его делянке такой же слой гумуса в 10 см. может образовать за один дачный сезон. Так или не так?
Сказать по совести, я не догадался измерить слой образованного гумуса рулеткой, а так «на глаз» могу сказать, что его высота составила, примерно, 10-12 см. Изначально (при засыпке картофелин во время посева весной) слой хвойного опада был, приблизительно, 16-18 см., а к концу сезона из этого слоя образовалось 10-12 см. гумуса.
Чудеса, да и только!
Вот для тех дачников, кто не знает, как нарастить гумусовый слой в своих делянках на дачном участке, это отличный пример, как можно сделать это дешево и просто.
А теперь представьте на минуточку, сколько денег, времени и сил сэкономит дачник, который не будет покупать машинами чернозём, перегной, навоз и т. д.?!
Тем более что купленный, якобы «питательный» чернозём, и разнесённый по участку, всё равно будет не эффективным, так как будет открыт прямым лучам солнца и будет сохнуть при солнечной погоде день ото дня.
Да возьмите любой грунт, хоть супесчаную почву, как у нас на участке, хоть суглинистую почву, хоть глинозём… какая разница? В солнечный денёк любой почвогрунт быстренько высохнет и погубит наши овощи, цветы, кустарники и другие культуры.
А вот чтобы не волноваться нам, дачникам, за сохранность наших растений и их гибель от засухи, и нужно покупать не чернозём или навоз, а органические остатки и класть в качестве мульчи на почву в своих делянках под разные культуры – овощи, цветы, плодово-ягодные кустарники и плодовые деревья.
При использовании мульчи дачник выигрывает во всех случаях. Мульча надёжно прикрывается почвогрунт от прямых лучей солнца, а значит, грунт всегда влажный.
А раз грунт влажный, то внутри него идут химические реакции по соединению газов воздуха и влаги почвы, а в результате образуются соли и кислоты от этих воздушных газов.
А раз эти соли и кислоты есть в почве (в глине), то растения получат их в нужном количестве и недостатка питания у растений не будет. Значит, растения будут расти в своё удовольствие, и радовать дачника своим бурным ростом, обильным цветением и вкусным урожаем.
И эта же постоянная влажность почвы и мульчи дают жить и трудиться полезным видам микроорганизмов во всю их силу. Просто? Элементарно!
Просто каждый дачник должен создать благоприятные (влажные) условия для почвы и её обитателей, а растения в такой живой почве будут расти САМИ! Это я Вам как «доктор» говорю… (про доктора шутка).
Тут вывод можно сделать простой. Вместо машины чернозёма или навоза купите машину сена или соломы — выгоды будет во сто крат больше. Тем более что мульча потом превратится в гумус, и он постепенно будет накапливаться в делянках слой за слоем из года в год.
И на посошок…
Пока я делал финальные фотки о картошке, супруга сдёрнула морковку в одной делянке. С морковкой тоже никакой мороки не было в течение сезона. Единственно, что супруга делала в этой морковной делянке – это один раздёргала молодые всходы и всё.
Если учесть тот факт, что на нашей супесчаной почве без мульчи морковка вообще не вырастала даже наполовину нынешней, то мы с супругой довольны и считаем, что этот урожай вырос на славу! Чего и Вам искренне желаем!
Получилось, примерно, чуть больше 20-ти литрового ведра…
Вот так просто мульча и настои ЭМ-эликсира вырастят картошку и другие овощи на любом участке.
А теперь у меня к Вам вопрос: «Что вы думаете о выращивании картошки на глине и о покупке машины сена-соломы?»
Свои ответы, вопросы, предложения или пожелания пишите в комментариях к этому посту или мне на этот адрес эл. почты – dyakosergej@yandex.ru
До свидания.
С наилучшими пожеланиями,
Сергей Дьяков.
37 комментариев к “Бывает ли почва «бедной» и неплодородной (часть 5 – про картошку на чистой глине)…”
Добрый день. Прочитала Ваши комментарии по поводу выращивания картошки, да и других культур. Меня мучает один вопрос — как Вы справляетесь с кротами и мышами???? У нас это катастрофа (Ленинградская обл.). А теперь еще появились черные земляные крысы... Приезжаешь на дачу, а почва — перфорированная. Может подскажите способ борьбы .
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
19 января, 2018 в 14:00
У нас таких «землекопов» нет, поэтому ничего дельного сказать не могу, а врать не хочу. Может быть, кто из посетителей блога Вам сможет помочь...
[Ответить]
Валерий ответил:
19 марта, 2018 в 0:36
Дорогой друг, копирую великих,Сергей Дьяков. По своим познаниям вы превосходите Мичурина и в понимании природы где то как Мальцев,БараевОвсинский ,Докучаев,Бублик, и Ломоносов то же знал в этом толк.Как этих знаний не хватало в школьные годы.Очень интересно.
[Ответить]
Наталья ответил:
19 января, 2018 в 22:07
[Ответить]
Николай ответил:
20 января, 2018 в 19:33
Нужно завести котов.
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей! Прочла Ваш пост ... и сразу поняла, в чем дело: Вы, собственно, выращиваете картофель на грядке, а не на глине в полном смысле. На глине- это когда глина и справа, и слева, и на глубину 200 ( двести ) метров, — это когда участок задерживает воду ( та самая глина ) А в Вашем случае, — супесь справа, слева... отводит лишнюю влагу, а слой глины- просто подкладка. Вот у нас действительно глинистый участок. В августе картофель оказывается полностью в воде. Есть два способа улучшить такие земли 1- насыпать метр хорошего слоя поверх и 2- проложить дренажные трубы в глинистой почве с выходом воды в канализационный колодец.
Мы давно поняли, что на нашем ( по-настоящему глинистом ) участке проще выращивать кусты, деревья ( облепиха, калина ). Поэтому на участке плохо живут яблони, из-за той же сырости. Если мы сажаем яблоню, то её надо поднимать на метр.
У нас растет малина ( насыпали метр поверх глины: опилки, песок, зола ). Подкармливаем опять же древесно золой от камина.
Выращивание древесных грибов интересуемся давно. В основном хорошо растут опята. Любят подкормку из доломитовой муки. В этом году опята съели все деревянные « дорожки». Но вылезли только там, где была подкормка. Вешенка на опилках и пнях растет плохо ( опять же, грибница вымокает наверное ) По осени проскакивает Фламуллина до заморозков. Иногда весной бывают сморчки, но мало ( видимо, сморчки любят супесь ) Много несъедобных опят и" поганок"- разных несъедобных. Урожай ягод обычно хороший. Грибы улучшили верхний насыпной слой.
Но от картофеля мы давно отказались. Он реально болеет, вымокает и вообще...
[Ответить]
Александр ответил:
19 января, 2018 в 19:43
[Ответить]
Елена ответил:
19 января, 2018 в 22:32
Да, Александр, грядки мульчируем, не копаем.
Когда-то, ещё в конце 90-х, перестали копать. Мы держали пару коз, кроликов, кур ( такое тяжелое время было ) Ну и мульчировали землю, засыпая поверх удобренную подстилку после использования. На подстилку животным шла трава, листья, опилки. В общем, со временем вырос хороши слой.
На это субстанции хорошо росли даже шампиньоны.
Со временем от животноводства отказались, но мульчируем, не копаем.
[Ответить]
Александр ответил:
20 января, 2018 в 12:09
[Ответить]
Елена ответил:
20 января, 2018 в 14:13
Александр, мы в С-Петербурге ( пригород).
Все районы вокруг С-Петербурга разные- где высотки, там есть и супесь. Есть торфянники. А мы в самом неудачном месте- под нами глины. Глина бурая, потом серая, потом голубая ( недалеко как раз карьер разработки кембрийской глины ) Воды у нас столько, что не просыхаем. Эти глины очень тяжело пропускают воду, то есть- участки просто мокрые, несмотря на то, что вроде есть и отводная канава для воды по границе ч.с. Но не помогает. Земледелие у нас « насыпное». Канализацию к частному дому нам подвели недавно. Теперь думаем заняться специальными трубами, которые будут набирать и отводить излишки воды в канализационный колодец.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
20 января, 2018 в 12:20
Я Вас чего-то не совсем понял — как это картошка растёт у меня не на глине? На самой чистой глине лежали картофелины и были засыпаны хвойным опадом слоем, примерно, 16-18 см. Согласен с Вами, что, возможно, излишки воды в этом дождливом сезоне отводились в песчаную почву, но я специально сделал поверхность глины (в середине делянки) ниже, чем по краям. Получилось, как бы «лодочка» — в середине ниже, а по краям выше. К тому же, сама мульча вбирается в себя достаточно влаги, чтобы на глине не образовывалось болотце. А дождей у нас в прошлом сезоне было, ой, как много.
Что касается грибов...
Елена, я говорил не о шляпочных грибах, а о микроорганизмах. Я считаю, что хвоя это та же древесина и для её переработке нужны специальные (высшие) микроорганизмы, которые могут переваривать лигнин и целлюлозу — это либо древесные грибы, либо целлюлозабактерии.
Хотя у нас на участке полно и шляпочных грибов, только их названия я не знаю. А так они растут и под виноградом, и под яблонями, и под кустами смородины с крыжовником, и под жимолостью, да и просто в траве (в проходах) между делянками...
Это хорошо, что Вы не перекапываете свою глину! Тогда Вы должны знать, что в некопаной глине, суглинке, песке, супеси, глинозёме и т. д. живёт маточная грибница и её размеры огромные. Но ведь эту грибницу нужно кормить. А кушают эти почвенные грибы отмершие органические остатки. Почвенные микроорганизмы питаются этим органическим опадом сами и в это же время это же питание потребляют растения. Поэтому, никакие подкормки-прикормки чем-либо не заменят почвенным микроорганизмам толстый слой органических остатков.
Вы мульчу каким слоем кладёте в свои делянки?
[Ответить]
Елена ответил:
20 января, 2018 в 15:02
Сергей, мы проживаем в частном доме круглый год. Так что для мульчи используем и компост, который готовим в железных бочках, и опилки с травой, песком, доломитовой мукой и золой от каминов... Иногда ( раз в три года ) разбрасываем гипс для подкормки древесных грибов. Опята меня радуют каждый год, плюс « зимние» грибы- Рядовка желтая и Фламмулина ( Зимний гриб ). Весной вылезает опенок летний.
Грибы мы любим и ценим их работу по переработке опилок в грунт. Я давно догадалась, что :
( с ) : « хвоя это та же древесина и для её переработке нужны специальные (высшие) микроорганизмы, которые могут переваривать лигнин и целлюлозу — это либо древесные грибы, либо целлюлозабактерии...»
А вот как добыть целюллозобактерии?
------------------------------------------------------
Так как мы используем органические остатки, хотелось бы больше узнать об этих бактериях.
С грибами все отлично.
Недавно у нас появилась под кустами крыжовника канадская разновидность Веселки. Чего только на некопаных почвах не произрастает. Даже вот такой экзот вырос сам ( Споры занеслись как-то из Канады сами, в 80-х, видимо с какой-то сель.хоз. продукцией, и эта микро-Веселка стала осваивать не только подмосковье, но и северные края. У нас в С-Петербурге вот тоже есть.
Называется Мутинус Равинели. Эти грибы хорошо осваиваются под кустами и улучшают почву. Плюс- в стадии « яиц» условно-съедобны ( но не советую пробовать тем, кто плохо разбирается в грибах. Из грибного « яйца» может появиться и Бледная поганка ).
А что до Ваших опытов- все-таки у Вас есть отвод лишней воды ( вокруг грядок ), —
все уходит в песок, поэтому нет лужи под картофелем.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
20 января, 2018 в 16:20
Ведь знаете, в чём прикол... В компосте, как и в навозе от домашних животных, нет ничего съестного для микроорганизмов. Что можно было съесть — микроорганизмы уже съели. Да, сам навоз является хорошей закваской полезных микроорганизмов, но не более того. Поэтому использовать навоз и компост в качестве мульчи можно, но его нужно в обязательном порядке мульчировать толстеньким слоем полноценных органических остатков — сеном, соломой, опилками, хвойным опадом, опавшей листвой и т. д. И ВЫ правильно делаете, что накрываете и компост, и в прошлом навоз органическими остатками!
Только я не понимаю, почему Вы компостируете растительные остатки в бочке, а потом компост выкладываете в качестве мульчи? Пусть растительные остатки компостируются сразу под растениями. Ведь дело тут в том, что растительные остатки, при переваривании их микроорганизмами, распадаются на химические элементы, из которых эта органика и состоит. Если верить учёным, то в растительных органических остатках очень много углерода, почти 42-46% и это основной элемент для жизни не только растений, но и всего остального на нашей планете. Мы с Вами состоим на 65-70% из углерода, если опять же верить генетикам. А если органические остатки компостировать не под растениями, а в бочках, компостных кучах или компостных ямах, то как раз углерод пропадает зря. А если компостировать органические остатки под растениями, то вот этот самый углерод и будет доставаться растениям в виде угольной кислоты.
Опять же, если верить учёным, то в Природе растения растут не от азота, а от углерода. Получается, что угольная кислота всасывается корнями растений и прокачивается в стебли и листья растений. Под действием солнечного света в листьях растений запускается процесс фотосинтеза. Так? Так. В результате этого процесса образуется молекула глюкозы. Так? Так. Тут же растение дышит и поглощает кислород и идёт процесс окисления глюкозы. Молекула глюкозы распадается на те же химические элементы , из которых и была создана — углекислый газ и воду, но при распаде молекулы глюкозы высвобождается частичка энергии солнца, как раз которая и участвовала в создании молекулы глюкозы. Вот эта самая частичка энергии солнца и заставляет клетки растения делить и размножать. Так оно происходит на самом деле или нет, я точно не знаю. Но по тем обрывкам из научных трудов, которые удалось выудить из «всемирной паутины», получается, что так оно и происходит.
Поэтому, компостировать органические остатки вдали от растений не нужно. Кладите всю отмершую органику в качестве мульчи и больше от Вас, и от меня, и от любого другого дачника ничего не требуется.
Просто всё устроено у Матушки-Природы?
Не просто просто, а ГЕНИАЛЬНО!
Получается, что в Природе растения осенью отмирают и ложатся тут же, где и росли. Будущей весной, когда наступает тёплая погода, почвенные микроорганизмы приступаю к переработке этой самой отмершей органики и... И все продукты распада этой самой отмершей органики, достаются тем же растениям в виде солей и кислот. И растения заново начинают с весны до осени расти без искусственных подкормок и удобрений. Потому что в Дикой Природе голода и недостатка питания у растений нет, и быть не может.
Самый банальный пример. Тайга. В этом лесном массиве деревья растут веками и достигают сотни метров в высоту. Где эти вековые деревья берут себе питание? Правильно, из лесной подстилки и газов воздуха. Плюс под всем этим лесным массивом, в почве, живёт Мать-Грибница. Своими щупальцами эта Грибница врастает в корни растений и получается отличный симбиоз грибов и растений.
Вот на наших дачных или приусадебных участках каждый дачник и должен поддерживать этот самый симбиоз грибов и растений, чтобы не морочиться с этими пресловутыми подкормками-прикормками, удобрениями и прочей чепухой.
Где взять целлюлозабактерий?
Елена, я не микробиолог, поэтому конкретно сказать, где взять этих бактерий, не могу. Но, по всей видимости, они живут в лесу. Поэтому-то я и один из ингредиентов для своих настоев Эликсира приношу из леса.
И вот по своему опыту и наблюдениям могу сказать, что в опилочной мульче, которую я иногда использую в делянках, разводится белый мицелий и пронизывает все опилки. Что это — древесные грибы или целлюлозабактерии, я не знаю, но не в моих познаниях дело. Главное, что эти микроорганизмы благополучно переваривают и опилочную мульчу, и хвойный опад в доступное питание для растений. Только по опилкам могу сказать одно — их нельзя оставлять на прямых лучах солнца, потому что они быстро сохнут и вытягивают влагу из почвы, на которой лежат. Их сверху нужно прикрывать другим видами органических остатков — сеном, соломой, листвой, тем же хвойным опадом, семечковой лузгой, тростником, камышом, речными или морскими водорослями и т. д. Вот тогда от опилок будет толк.
[Ответить]
Елена ответил:
20 января, 2018 в 18:26
Спасибо, Сергей за развернутый ответ!
Отвечу на наиболее злободневные вопросы.
1 Компост
Компост в частном доме получается сам собой. Поскольку живем круглогодично в доме, а мусор только недавно начали вывозить машинами из нашего ч.с. , то довольно долго приходилось сортировать- кухонные отходы- в бочки, бумагу- в камин. Кухонные отходы в бочках это : обрезки овощей, несъеденные остатки и вода от помывки мяса, рыбы.
Все это, конечно перерабатывается- личинками мух и червями. Так как бочки снизу открытые ( или хотя бы продырявленные ), то червяки, видимо, заводятся сами. Заодно и разводятся.
На таком компосте растут грибы! Это точно. Канадская разновидность Веселки ( Мутинус) у меня выросла в этом году под сливой именно на компосте.
Вспомните модель шампиньонницы ( научно разработанную: навоз, гипс, сено= КОМПОСТ) Да и черви в общем, не лишнее звено на участке .
Поэтому то, что уже пропало для растений, небесполезно для грибов.
В природе ничего просто так не станет пропадать.
Просто залежи кухонных отходов под кустами смородины чем-то меня смущают. К тому же, на них соберутся слизни и улитки, которых в нашем климате столько, что просто хоть плач. И отложат свою « икру» в виде маленьких крупинок. Каждый год я собираю улиток по всему саду и топлю со слезами на глазах. Пробовала относить на пустыри- чтобы жрали там что-нибудь, — так ведь приползут к соседям. Слизни оч. любят капусту и листья овощей- те самые кухонные отходы. А потом там же и откладывают яйца ( ну или рядом, под доской, камнем )
Хотя, С ВАШИМИ РАССУЖДЕНИЯМИ В ЦЕЛОМ, Я СОГЛАСНА ( ещё бы все случаи были при этом похожи. Так ведь нет: что ни участок, то свои проблемы )
Возможно, надо доставать при случае хвою для мульчи. Иголки могут отпугнуть улиток. У нас можно купить опилки хвойных пород, но не саму хвою. А единственная пока сосна на участке носит декоративный характер.
НО ПРИНЦИП, КОНЕЧНО, ПОНЯТЕН!
2 Азот
Жаль, что я не биолог, но точно помню, что на подстилке, использованной козами ( то есть, — с естественной мочевой кислотой ) — шампиньоны росли просто как тарелки. ( и конкурирующие с ними грибы росли тоже )
С растениями... не могу ничего возразить на Вашу версию
Видится оч. привлекательно:
( с ) « в Природе растения растут не от азота, а от углерода...»
Но точно помню, что есть бедные азотом почвы, где ничего не растет.
Касательно грибов, по крайней мере, правило работает: удобрение мочевиной работает в плюс.
В остальном,
БУДЕМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ.
Я благодарю Вас за такие подробные отчеты и комментарии.
Есть о чем подумать .
3 Бактерии, перерабатывающие целлюлозу
Знаете, я тоже видела опилки, сплошь покрытые « мицелием». Скорее всего, это не грибы, а микроскопические грибки ( если не что-то ещё )
Иногда такие странные розовые или даже красные капли выступают на опилках после этого « мицелия», что просто страшно: что же это такое?!!
Кстати, однажды я тоже экспериментировала на высоких грядках с небольшим кол-вом завозного картофеля ( каждая картофелина выросла у меня просто огромная ) а « мицелий» был такой, что я уже подумала, что на нем вырастут какие- нибудь гигантские дождевики или ещё какая-нибудь зарубежная экзотика...
На старых стволах облепихи часто появляется сплошной белы налет.
Думаю, это все же древесные грибы.
Тоже жалею, что я не миколог ( не микробиолог )
СПАСИБО!!!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
21 января, 2018 в 12:09
С 2000 года я не использую искусственный азот (мочевину, селитру и т. д.), а опилки и хвоя перерабатывается хорошо. Сами видели в фотках поста, из какого слоя хвойного опада, сколько получилось гумуса. И сами понимаете, гумус и компост — это уже отходы от переработки органических остатков. И в них съестного для микроорганизмов ничего нет. Поэтому, чтобы поддерживать популяцию полезных видов микроорганизмов на участке, каждую осень нужно мульчировать почву в своих делянках полноценными отмершими органическими остатками, которые являются пищей для этих самых микроорганизмов.
Чем, в принципе, я и занимаюсь каждую осень. Вот пост про прошлую осень -http://dacha21veka.ru/mulcha/osen-2017-osnovnoe-osennee-mulchirovanie-i-ukryvka-vinogradnyx-kustov-pod-zimu.html
Что касается гирибов, то микологи утверждают, что это отдельная цивилизация на нашей планете и живёт она по своим законам...
В любом случае, Елена, хочу пожелать Вам УСПЕХОВ в этом дачном сезоне!!!
[Ответить]
Добрый день, Сергей. Спасибо за интересную информацию. Я тоже в 2017 году в первый раз после Ваших статей выращивала овощи и картошку под мульчей. Мне очень понравилось. Картошка была очень хорошей, кусты очень большие и раскидистые. Я тоже поливала настоем. Жука не было все лето, но в сентябре его было много. Я не знала что с ним делать и просто собирала. Урожай картошки был хороший, картошки много и размер средний и крупная. Но вот только наверное из-за того что картошка была густо посажена да и ботва большая, а может сорт такой, было много гнилой и объеденной. Кем не знаю, думаю мышами. Ведь картошка чистая, без химии. Мне очень понравилось. Ухода почти никакого, росла сама по себе. Я правда высаживала картошку уже с ростками из-за чего она 2 раза попала под заморозки. Но урожай все равно был очень хороший.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
20 января, 2018 в 12:29
Да, действительно, не каждый сорт картошки быстро адаптируется к росту в мульче. Я пробовал голландские сорта, но они не хотели расти. Вот путём подбора и экспериментов остановился на двух неизвестных сорта — это «Киви» и «фиолетовая»...
У меня прелой картошки нет. У Вас, может быть, была прелая картошка как раз та, которая была погрызена. У нас особо-то мышей нет в летний сезон, они приходят зимой из нашего леса. Но у меня в дачном сарае лежит отравленное зерно. Я когда покупал средство от мышей, то продавец-консультант предложил мне вот это самое зерно. Я попробовал, но точно не знаю, погибают мыши от него или нет...
В этом сезоне хочу попробовать посеять «фиолетовую» картошку в эти делянки и посмотреть, что из этого получится. О результатах, конечно, расскажу, но уже в конце этого сезона или, скорее всего, зимой, когда времени свободного побольше...
[Ответить]
Александр ответил:
20 января, 2018 в 12:39
[Ответить]
Всё равно надо пробовать, если глину не копать там тоже образуются дыры, поры, ходы червей и она лучше отводит воду, и приподнять немного грядки, овощи это не деревья они растут практически на поверхности
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
20 января, 2018 в 12:30
А черви, действительно, в глине живут и делаю свои ходы на многие метры. Их только нужно заманить в глину органической мульчей и всё.
[Ответить]
Добрый день Сергей.Читаю и радуюсь Вашим успехам.У меня земля целина.Глина и трава по пояс.Косила,попыталась копать,а там такие корни,.что плюнула на все и давай искать выход из положения.Купили коттедж год назад и участок не большой,всего 4 сотки,сплошная глина.Так вот я решила делать грядки как у Вас.Застелила глину картоном,потом свою же сухую траву уложила примерно на пол метра,а потом сверху уложила перегной.Посадила рассаду и укрыла мульчей.Еще две грядки укрыла материалом.Так как я вырашивала овощи,то урожай вырос сносный.В этом году продолжу делать такие грядки.Осенью опять всю ботву и все что скашивала укладывала на новые грядки,а по весне опять куплю перегной.Пока я довольна Вашим методом и продолжу дальше эксперименты.У Вас коробки для грядок,а я без коробок все насыпаю.Все приходиться делать самой,т.к.нет хозяина,а я новичок в этом.Посмотрим что нам этот год преподнесет,прошлый нас не баловал.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
20 января, 2018 в 12:40
У Вас отличные успехи! Так держать! У меня тоже поначалу, в 2000—2001 годах, не так всё хорошо получалось, как сейчас. Всё начинал с нуля и спросить было не у кого, так как не было не то что Интернета, а и компа тоже. Это сейчас можно хоть что-то найти в сети по Природной Технологии, а тогда я собственным лбом пробивал все стены неведения. Когда начал делать первые короба, то наши соседи по участку, проходя мимо, втихаря посмеивались надо мной — мол, Сергей, ставит какие-то надгробья, аль, кого хоронить собрался. А потом, через пару-тройку лет, проходя мимо нашей дачи удивляются, как же это всё у Сергея растёт и ничего не болеет? Стали приходить за консультациями, спрашивать, интересоваться — что нужно делать, а что нет... Потом с телевидения стали приезжать съёмочные группы для съёмки материала в дачные передачи...
В общем, Елена, вот такие у нас дела. Ноя продолжаю экспериментировать и останавливаться не собираюсь. Ведь это не просто увлекательное дело, но и получение достоверных результатов.
Вы тоже продолжайте экспериментировать и применять Природную Технологию мульчирования почвы!
УСПЕХОВ Вам в этом дачном сезоне!!!
[Ответить]
Александр ответил:
20 января, 2018 в 13:07
[Ответить]
Александр ответил:
20 января, 2018 в 13:26
[Ответить]
Елена ответил:
20 января, 2018 в 14:37
Елена, у нас поначалу была похожая ситуация: глинистые почвы и много лет без обработки. Сначала я пробовала снимать верхний слой дерна- практически одни корни Пырея ползучего. Потом опытным путем дошла до мульчирования. Видела на подобных участках такую схему: все засыпают в первый год опилками на высоту 30 сантиметров. Но опилки в процессе превращения в компост потребуют азот, а его в почве мало. Значит, нужна мочевина.
Постепенно под опилками часть сорняков перепревает и не растет ( свет не доходит до сорняков ) Потом опилки сгребают и доводят до состояния компоста в куче. А с землей работают дальше тоже методом мульчирования. Копать такие земли бесполезно. От пырея невозможно избавиться выборкой корней.
И ещё: нас спасло в свое время то, что много было отходов от животноводства ( использованная подстилка от коз и кроликов ) Мульчировали все толстым- толстым слоем. Кстати, Пырей куда-то пропал, но появилась Сныть. Сныть тоже нельзя запускать: рассеивается семенами и корнями...
[Ответить]
Настой у меня другой, но тоже с использованием травы и всего что растет рядом. В качестве мульчи использовала сухую траву и сосновые иголки, благо у нас на даче рядом лес.
[Ответить]
Александр, мульчировала почву и делала грядки я по совету Сергея. Это было весной, так как дачу мы купили только в апреле 2017 года и сразу решили попробовать. Внизу была сухая трава а сверху сосновые иголки. На фото у Сергея я видела что нижние листы у кустов картошки оборваны, а у меня нет. Ботва долго была зеленая и густая. Может это повлияло а может сорт, но картошка была очень вкусная, сорт я не знаю. Про настоя я написала выше.
[Ответить]
Александр ответил:
20 января, 2018 в 19:20
[Ответить]
Это как же возможно посеять картошку? Картошку обычно сажают...
Сеют зерновые — методом разбрасывания.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
21 января, 2018 в 10:21
[Ответить]
Сергей Клеопатров ответил:
21 января, 2018 в 11:10
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
21 января, 2018 в 11:16
[Ответить]
Сергей Клеопатров ответил:
21 января, 2018 в 11:26
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
21 января, 2018 в 11:44
[Ответить]
Елена ответил:
21 января, 2018 в 14:54
Очень забавны разговор получился: Мы все время забываем, что природа ( при-рода ) работает для себя- на прирождение, сохранение, а вовсе не на то, чтобы удовлетворить наши потребности. Вот природа и приспосабливается : зеленые клубни меньше болеют, природе выгоднее озеленять клубни ( ради дальнейшего сохранения жизни вида )
А для нас зеленый картофель- яд ( и не только для нас )
Мы картофель окучиваем, а он вовсе не стремится быть съеденным...
Интересно, правда?
Недавно прочла о подобно приспособляемости растений вообще: оказывается , если начать тотально обрывать ( обрезать ) какой-нибудь куст, то часть кустов в природе начинает то ли синтезировать, то ли собирать какие-то отпугиватели для « агрессоров»
Якобы поэтому животные, обгладывающие ветки не уничтожают полностью куст ( ну, кроме коз, — эти заваливают и уничтожают деревце целиком ), а « пасутся»- веточку там, листик. там... не портя растения: якобы потом эти кусты станут токсичными для этого вида животных, если эти кусты сильно беспокоить.
Вот и картофель...работает на самосохранение и выживание
[Ответить]
Добрый день. У нас с глиной такая ситуация. Значит, в степи коммерсанты снимают продородный слой земли (около 10 см) и продают за деньги дачникам. Там где сняли землю, остается чистая глина, на которую летом попадают семена сорных трав. и что интересно, растут бурьяны однолетников. Лет через 5 на этом месте опять сантиметров 10 чернозем.
Так же известный факт, что на глине при помощи мульчи можно что-то вырастить, но урожай не большой будет.
Но стоит под вопросом или эти 10 сантиметров черной земли на самом деле гумус?
Из имеющийся информации у меня (не претендую на 100% достоверность) перегнившие остатки растения не являются гумусом, или относятся к легкому гумусу, который неустойчив и вымывается или переходит в различные формы (в минералы или что-то подобное). Кроме этого, углекислый газ вырабатываясь из разлагавшихся растений и соприкасаясь с влагой становится раствором угольной кислоты, который расщепляет минералы (глину и камни). Окисляя делает глину черной или темной в зависимости от состава глины и реакции. Это даёт питание корням растениям. Но это еще не говорит как о настоящем гумусе в почве.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
29 января, 2018 в 16:19
Да, ваши коммерсанты делают деньги на том, что каждый дачник может вырастить (я имею в виду слой гумуса) сам. В принципе, так оно происходит везде с продажей чернозёма или гумуса. У нас коммерсанты возят чернозём КАМАЗами в Москву и Санкт-Петербург и люди действительно покупают. А раз есть спрос у дачников, значит, будет и предложения от коммерсантов.
Теперь, что касается гумуса от переработанных растений в течение одного сезона...
Edik, если верить микробиологам, то как раз вот этот гумус от переработанных растений является — первичным. А настоящий гумус (или чёрная почва) — это уже гумус, переваренный червями. Как там на самом деле что происходит с переработкой растительных остатков и какой гумус образуется, одному Создателю известно и Матушке-Природе.
Но смысл-то не в самом гумусе (это уже отходы от переработанной органики), а смысл как раз в самом процессе распада органических остатков на те химические элементы, из которых эти органические остатки и состоят. Да и гумус образуется в тех регионах нашей планеты, где есть период покоя, т. е. где есть зима.
В экваториальных лесах и джунглях, если опять же верить микробиологам, гумуса почти нет, потому что в этом регионе нет зимы, а значит, нет периода покоя ни у почвенных обитателей, ни у растений. Получается, такая картина маслом. Все растительные остатки, которые падают на почву, а по сути, там одна глина, постоянно перевариваются почвенными микроорганизмами в течение года и этими химическими элементами (от распада органики) питаются растения в течение опять же всего года. Поэтому отходов от органики, т. е. гумуса, не образуется.
И по сути, покупать нужно не машину чернозёма, а машину сена, соломы, листвы, хвойного опада и т. д.
[Ответить]