Весна. Что делать, если с осени не мульчировал делянки?
Приветствую, дорогой посетитель!
Этот вопрос не даёт покоя всем моим подписчикам, которые присоединились к нам зимой и весной. В каждом письме, присланном на мой е-майл, его задают и млад, и стар. В письмах прослеживается какая-то тревога – «Ах, что же делать весной, если не успел замульчировать свои грядки-делянки? Беда, да и только? Теперь весь сезон придётся копать, рыхлить, поливать, бороться с сорняками и т. д. и т. п.?»
Дорогой посетитель, хочу Вас успокоить и предостеречь от необдуманных поступков — ни в коем случае не нужно копать. Предстоящий дачный сезон Вы не потеряли, даже, если не успели положить мульчу в свои делянки по осени. Конечно, осеннее мульчирование предпочтительней, чем весеннее, потому что весной после стаивания снега мульча ПРИДАВЛЕНА к поверхности почвы стаявшим снегом, словно асфальтным катком.
Весной такого плотного и придавленного слоя не получить, даже если топтать его денно и ночно. Но это лучше, чем копать и уничтожать почвенные пустоты, резать червей и создавать искусственные (губительные) условия для почвы, её обитателей и растений. По этому поводу я записал ролик, который предлагаю Вам просмотреть.
На фото ниже, Вы можете видеть конечный результат.
Но это не единственный случай, как можно поступить. Если Вы поставили короб на дерновую почву и хотите после мульчирования посеять морковь или другие мелкосеменные культуры, то перед укладкой мульчи будет совсем не лишним срезать дерн внутри короба. Тем самым Вы выровняете почву в делянке и оголите поверхность почвы для посева самих семян. Ведь сеять семена в дёрн, даже если он будет прикрыт толстым слоем мульчи несподручно. Семена будут проваливаться сквозь еще не переработанную траву (стебельки и сено) дёрна и могут попасть в такие места, откуда не прорастут на свет Божий.
Поэтому я бы сделал так. Наметил, где будут стоять ребра короба, и срезал со всей внутренней площади дёрн слоем 1см. не больше. Затем поставил бы короб на подготовленную площадь, завалил бы его органикой, сделал грядочки (щели) в мульче до поверхности почвы и произвёл посев моркови, свеклы, укропа, петрушки, пастернака, репы, редиса, редьки, лука чернушки и т. д. Сверху присыпал бы семена песочком или почвой и на этом всё! Такую подготовку (срезание тонкого слоя дёрна) нужно сделать один единственный раз при подготовке делянки весной. Впоследствии под толстым слоем мульчи дёрн расти не будет.
Если предполагается высаживать во вновь подготовленную делянку рассаду томатов, перцев, баклажанов, огурцов и т. д., то и дёрн срезать не нужно. Валите органики как можно больше (до краёв короба и выше), а потом, когда наступит время, высаживайте рассаду в дерновую почву, предварительно раздвинув мульчу. Только помните, что свежая слома (за сеном такого не замечено) будет негативно влиять на развитие растений семейства паслёновых. Если Вы по каким-то причинам ещё не просматривали пост посвящённый такому влиянию свежей сломы на томаты, то он здесь.
Таким образом, дабы устранить этот негативный эффект, нужно спрыснуть верхний слой свежей соломы ЭМ-препаратом, чтобы микробы повредили глянец на соломинках, и поверхность стала шершавой, т. е. не отражала солнечные лучи на нижнюю часть листьев томата. Имейте это в виду! А то получится так, что разложив свежую солому весной в делянки и, высадив рассаду, растения будут плохо развиваться (листья будут светло-зелёными), а Вы не будете знать причину и потеряете добрую часть урожая.
Какие работы можно провести ещё ранней весной?
Дорогой посетитель, Вы не подумайте, что если я не копаю, не рыхлю, не борюсь с сорняками и изредка поливаю, то у меня нет никаких других забот. Скажу честно, что работ в ране-весенний период хоть отбавляй. Нужно выровнять почву в проходах; сделать грамотную обрезку кустарников и плодовых деревьев; размножить дёрн в проходах, где его ещё недостаточно выросло; подправить забор; убрать старые виноградные лозы с виноградной шпалеры, которые остались с осени; подсыпать слой почвы под нижнюю кромку коробов снаружи, чтобы засыпать образовавшиеся щели; просмотреть все баклажки Увлажнительной Системы; «полечить» повреждённую кору яблонь и т. д. Эти все работы не тяжёлые, но на них нужно время.
Кстати, о лечение коры яблонь я и хочу Вам рассказать и показать, как это я обычно делаю. В этом году, когда мы приехали, первый раз на дачу я был в ужасе от количества яблонь, у которых мышки погрызли верхний слой коры у самой земли. Как не странно древесину не тронули, а вот тонюсенький слой коры сточили, как будто садовым ножом. В предыдущие годы такого не происходило. Ну, были погрызы коры, но не в таком количестве. Значит, я что-то не так сделал, точнее сказать не положил корм для мышек, чтобы они питались им в зимний период и не трогали мои яблони. Обычно я насыпаю кучки зерна в отдалённых участках дачи (около забора), чтобы мышки кушали зерно, а не кору, но в прошлом году я этого не сделал. А им делать-то нечего, кушать то надо, вот они и «пробежались» своими зубками по деревьям.
Пришлось одевать «белый халат» и приступать к лечению подраненных своих питомцев. Смотрите ролик по заживлению и восстановлению повреждённой коры на яблонях.
На фото можете видеть, что у всех яблонь была повреждена кора, и они были замазаны болтушкой. Вообще мышки этой зимой 2011—2012 годов «поработали» на славу?!
На следующий выходной я сажал два саженца винограда и приступил к обрезке карликовой яблони (селекции Мазунина) сорт Брат Чудного. Казалось бы, веточки растут правильно, т. е. параллельно почве, но некоторые изъявили желание расти в ненужную сторону.
Обрезку проводил по видео курсу Евгения Федотова и Романа Врублевского. Дорогой друг, если Вы ещё не умеет проводить ГРАМОТНУЮ обрезку плодовых деревьев, то самое время этому научиться. В правой колонке блога есть баннер этого видео курса. Рекомендую!
К тому же я «прошёлся» болтушкой почти по всему стволу яблони и замазал все трещинки и порывы коры. В течение летнего сезона они великолепно зарастут, и деревцу будет легче переносить зиму.
В итоге после обрезки образовался небольшой пучок лишних веток. Смотрим ролик.
Как готовится «глиняная болтушка»?
Очень просто! Берётся полведра рыжей (не белой) глины и заливается водой выше слоя глины и затем эта смесь стоит некоторое время. Глина набухает и растворяется в воде, превращаясь в сметанообразную массу. Возможно, за первый раз не все комочки глины смогут раствориться из-за своего размера. Тогда нужно сделать вот что. После залива воды и набухания глины, её нужно раз-другой перемешать палочкой, чтобы вода проникла и до комочков. Через пару часов «живительный бальзам» для залечивания ран от погрызов и обрезки готов к применению.
На майские праздники тоже намечается много трудовых мероприятий, так что скучать не придётся.
До следующего выпуска!
С уважением,
Сергей Дьяков.
130 комментариев к “Весна. Что делать, если с осени не мульчировал делянки?”
Сергей ,здравствуйте ! Большое спасибо за новую статью,я с интересом читала и смотрела видео ,я одна из тех ,кто писал Вам на на е-майл , с просьбой посоветовать ,что делать весной ,Вы мне ответили и успокоили ,что не все потеряно ,что и весной можно начинать работы по Вашему методу . Я пашу как папа Карло и вот заканчиваю приводить в порядок свой участок -купила доски,я решила все-таки сделать короба деревянные ,как у Вас , 2 раза проалифила, у меня получилось 4 короба ,ширина 0,75 длина 4,5 метра -2 штуки ,и 3м. -2шт, больше не осилила ,пока,соединила шурупами ,помог зять.Так как они просто стоят на земле ,мне захотелось заполнить землей ,я взяла землю с междурядий и засыпала ,получилось наполовину короба,вид хороший ! Сегодня в один короб посадила рассаду перца ,теперь думаю замульчировать сеном ,в другой посеяла семена огурцов,свеклы и укроп ,но не знаю ,мульчировать или нет ,просто сверху уложить сено ,а тогда семена мои взойдут ,или как ? Посоветуйте пожалуйста,спасибо !
[Ответить]
Сергей ответил:
28 апреля, 2012 в 8:14
Ну, зачем Вы короба заполняли почвой?! Я наоборот периодически срезаю слой почвы внутри коробов. Почва и без Вашего участия нарастёт за 3-4 года.
Смысл коробов в том, что они существуют только для мульчи и являются «сосудом», который удерживает внутри себя больше углекислого газа.
Что касается мульчирования посадок и посевов.
Зарема, не нужно ждать, нужно, как можно быстрее накрыть почву органическим «одеялом». Оно создаст условия для почвы и её обитателей.
Посев огурцов, моркови и свеклы нужно было производить на поверхность почвы В МУЛЬЧУ, предварительно сделав в ней грядки или посадочные места.
Даже и сейчас можно мульчировать грядки с морковкой, но тонюсеньким слоем, иначе молодые расточки не пробьют толстый слой. По мере роста огурцов, моркови и свеклы нужно будет подкладывать мульчу в междурядья.
Если бы Вы сразу уложили мульчу, а потом в неё посеяли свои овощи, то подкладывать уже ничего не нужно было бы.
Зарема, помните, мы с Вами создаём условия и ВЫРАЩИВАЕМ в первую очередь ПОЧВУ, а не растения. В ЖИВОЙ почве растения будут расти САМИ! Проверено на моей даче!
[Ответить]
Татьяна ответил:
28 апреля, 2012 в 15:38
[Ответить]
Сергей ответил:
28 апреля, 2012 в 18:11
Татьяна, давайте с Вами рассудим так. Какие органические остатки остаются на поверхности почвы по осени и выходят из-под снега весной — трава и листва. Значит в почве есть микроорганизмы, которые способны эти органические остатки переработать. Правильно?
Если бы в Вашей местности росли кофейные деревья и кокосовые пальмы, то листья и плоды этих культур лежали бы на почве. Стало быть, тогда бы и завелись микроорганизмы для переработки этих органических остатков. Ну, так или нет, Татьяна?
Но попробовать можно в виде мульчи эту «экзотику», но с применением ЭМ-препаратов. Потому как, возможно, в ЭМочке есть похожие микробы или грибы, которым под силу эта мульча.
[Ответить]
Татьяна ответил:
28 апреля, 2012 в 19:14
[Ответить]
Сергей ответил:
28 апреля, 2012 в 20:16
Согласны, Татьяна?
Потом поделитесь с нами Вашими результатами.
Договорились?
[Ответить]
Татьяна ответил:
28 апреля, 2012 в 20:29
[Ответить]
Татьяна ответил:
28 апреля, 2012 в 19:16
[Ответить]
Зарема ответил:
28 апреля, 2012 в 21:50
Cергей ,я насыпала очень мало земли ,чуть-чуть ,мне не хочется ждать 3-4 года ,мне хотелось здесь и сейчас ,а мульчу я уже положила на перцы ,завтра уложу маленький слой на семена ,которые еще не взошли ,они растут в другой грядке. Сергей ,вот Татьяна накидала в свои короба даже всякой всячины ,а так можно ? А я только землю и замульчирую ее и процесс пойдет ?Как вы считаете ?
[Ответить]
Сергей ответил:
28 апреля, 2012 в 22:32
Вы на ЧТО ставили короба? На почву, правильно! Правильно, ну, а зачем ещё внутрь почву-то подсыпать. Короб существует ТОЛЬКО для удержания мульчи внутри себя и удержания, если так можно выразиться, основного элемента ЛЮБОГО растения — углекислого газа.
Как только почва будет нарастать внутри короба, её непременно нужно срезать до самого низа короба, иначе слой мульчи будет уменьшаться с каждым годом. А от тонкого слоя мульчи мало толку, поверьте я знаю о чём говорю. Я пробовал и так, и так.
Что касается всякой всячины, как у Татьяны,
Зарема, можно, но тут есть одно, Но?!
Смотря чего класть под мульчу. Высушенные очистки от картошки, морковки, свеклы и т. д., это ДА. Если положить под мульчу свежие очистки прямо со стола, то, возможно, разведётся плесень и запах будет не приятный.
Да к тому же, если использовать только сушёные очистки со стола, то слой-то нужен приличный, а не просто разложить очистки и успокоиться. Вы себя-то можете успокоить, что мол положила МУЛЬЧУ, а на деле получается ПШИК, а не мульча.
Вы, пожалуйста, смотрите на вещи реально. Вот одна из моих подписчиц за зиму насушивает столько очисток от овощей, что хватает весной положить в делянку толстым слоем, как сено или солому — 15-18см. Но эти очистки СУ-ХИ-Е, а не сразу со стола. Вы чувствуете разницу.
В Природе происходит то же самое — осенью (зимой) органика умирает и весной получается листовой и сенный опад, но он сухой!
Если положить в виде мульчи свежескошенную траву толстым слоем, то получится силосование или гниение этой полезной органики — запах, как из выгребной ямы.
Поэтому перед укладкой толстого слоя свежескошенной травы её нужно ПОДСУШИТЬ или ПОДВЯЛИТЬ, и причём основательно, чтобы получилось сено или близкое к сену. Вот тогда укладывайте слой хоть 20см., ничего гнить не будет.
[Ответить]
пасибо за своевременную информацию. Как раз собираюсь делать новые грядки-короба на дерне.
[Ответить]
Сергей ответил:
28 апреля, 2012 в 22:33
Удачи в Новом Сезоне!
[Ответить]
Сергей здравствуйте.Спасибо большое.Очень понравился отснятый материал.Лучше один раз увидеть,чем 100раз услышать.Ждем следующих уроков на дачные темы.Они как всегда подетально учат нас правильно растить землю и огородносадовые культуры.Успехов вам в дальнейшем.
[Ответить]
А я замазываю срезы и ранки на деревьях так: обильно смазываю срез льняным маслом,которое образует плотную эластичную плёнку,не смываемую дождями.И присыпаю поверх золой,чтобы предотвратить проникновение грибковой инфекции и защитить от ожогов солнечных.
[Ответить]
Сергей ответил:
28 апреля, 2012 в 8:24
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей!
Вот Вы всё о питательных делянках говорите. А если огорода 30 соток, то что Вы можете предложить в таком случае?
Ведь все 30 соток питательными делянками не заделаешь.
Как в таком случае выглядит природное землепользование?
[Ответить]
Сергей ответил:
28 апреля, 2012 в 8:34
Ну, почему же не сделаешь на 30 сотках короба. В одном из комментариях был описан опыт, где такие короба ставили на 1Га и более. Всё зависит от желания, возможности и цели, которую Вы преследуете.
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей!
У меня такой вопрос: на праздничные выходные нам обещают сплошные дожди, в связи с этим хотелось узнать, если я заложу сырое сено в качестве мульчи, оно несомненно будет гореть, нужно ли мне ждать хорошей погоды чтобы заложить сухую мульчу?
Спасибо.
[Ответить]
Сергей ответил:
28 апреля, 2012 в 8:45
Сено не будет ГОРЕТЬ, даже если будут идти ливни целый месяц.
Почему?
Потому что слой тонкий — 15-18см. Если положить сено или любую другую органику толще полуметра, то процесс ГНИЕНИЯ неизбежен. Так же процессы гниения будут происходить, если положить свежескошенную траву слоем в 5см.
Алексей, ведь после стаивания снега влажность почвы и мульчи, лежащей на ней, непомерно высока, но она же не ГНИЁТ. Кладите сено смело в делянки, да, и дожди помогут Вам его немного утрамбовать к почве, т. е. приблизят «корм» к его непосредственным переработчикам — почвенным микроорганизмам.
[Ответить]
Сергей! Мышки погрызли штамб яблони, потом, что вокруг штамба — мульча. это место их обитания. а вокруг штамба желательно на зиму убирать мульчу или рыхлить. В рыхленной почве невозможно сделать нору или ход. Она обсыпается. И Ваши яблони будут целее.
[Ответить]
Сергей ответил:
28 апреля, 2012 в 9:15
Под зиму мульчи не было, это я уже весной положил. К слову сказать, мышки, как маленькие экскаваторы прокопают себе норку, где угодно. Одна семейка сделала норку в почве делянки под мульчей, где растёт морковка. Правда, морковка была вся цела. Думаю, что в летний период у них и без морковки корма хватает.
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей!
Осенью я обработала старые деревья и обмотала мешковиной (без пленки), чтобы глина не смывалась. Вот думаю, можно ли оставлять на лето обмотку или снимать. Женя.
[Ответить]
Сергей ответил:
28 апреля, 2012 в 10:18
Сейчас нужно посмотреть, что стало после зимы с болтушкой. Возможно, её нужно подновить. Если Вы уверены, что болтушка на месте, то можно оставить и на всё лето. Но я, всё таки, проверяю на всякий случай. Потому что, если глина осыпалась, то эффекта от мешковины не будет. Решайте сами, Женя.
[Ответить]
Сергей, добрый день! сейчас на сайте открыли тему по использованию картона в качестве мульчи, интересно ваше мнение. и еще по поводу использования офисной бумаги, ее чем-то отбеливают, не вредно ли это?
[Ответить]
Сергей ответил:
28 апреля, 2012 в 11:35
Непременно загляну, только картон уже давно не использую. Применял его в качестве мульчи, когда её катастрофически не хватало. Сейчас сена вдоволь.
Что касается офисной бумаги.
Татьяна, если честно, то я её никогда не использовал, и ничего по этому поводу сказать не могу.
[Ответить]
Татьяна ответил:
28 апреля, 2012 в 13:57
ок. спасибо
[Ответить]
Спасибо!
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей! Ответьте мне пожалуйста на вопрос. Нам отдали прошлогоднее сено, а оно оказалось с плесенью, можно ли его закладывать в теплые грядки. присыпать... полить ЭМ... или сжечь втихую от подарившнго?
[Ответить]
Сергей ответил:
28 апреля, 2012 в 17:54
Тут дело в том, точно ли это ПЛЕСЕНЬ? Я в прошлом году, когда заготавливал сено, то хозяин сеновала выбрасывал тюки сена с плесенью в кучу, чтобы сжечь. Ну, я спросил у него, могу ли я это сено забрать даром? Он сказал, что можно. Тогда я подошёл к этой кучи, взял плесневое сено и понюхал. Вы знаете, но оно плесенью не пахло. Возможно, какой-то гриб начал развиваться в сене, но без характерного для плесени запаха. Я взял пару тюков на пробу и положил их в делянки. Правда, к этому времени растений в делянках уже не было и влияние такого сена на растения не знаю.
Но вот ещё один факт. В делянках, где сено было положено в августе месяце, внутри слоя я увидел белый налёт, когда приподнял половину слоя сенной мульчи. Запаха тоже нет.
К слову сказать, что такое сено давать коровам нельзя, потому как могут чем-то заболеть (это мне хозяин сказал, у него 9 коров). Поэтому, думаю, ничего страшного нет. По крайней мере, этим летом будет ясно и видно, как такое сено влияет на растения.
[Ответить]
Сергей, большое спасибо за поучительные статьи. Сейчас у нас только сошел снег и начинаются полевые работы и Ваши советы очень полезны и нужны. Спасибо Вам!
[Ответить]
Сергей ответил:
28 апреля, 2012 в 17:58
Удачи в Новом Сезоне!
[Ответить]
Очень интересная стать.Но у меня такой вопрос.Если участок зарос пыреем.Нужно садить картофель и остальные овощи.В таком случае,что делать.Мульчи нет.И все равно приходиться брать лопату и по мере возможности выкапывать пырей,а потом садить.
[Ответить]
Сергей ответил:
28 апреля, 2012 в 17:58
[Ответить]
Татьяна ответил:
10 мая, 2012 в 5:30
[Ответить]
Спасибо за эту статью. Меня тоже волновал вопрос, «что делать без осенней мульчи»...
[Ответить]
Сергей ответил:
28 апреля, 2012 в 22:35
[Ответить]
найти весеннюю мульчу или прибегнуть к копательной технологии. Выбирать Вам./
Конечно,выбираем мульчирование. Но где Вы находите столько мульчи, чтобы хватило на весь огород? как измельчаете? Её, в конце концов,надо ещё притащить на участок? У меня хватает сил и мульчи только на клубничные грядки, а хотелось бы «развернуться»...Пробовала сидераты подсушивать, всё равно не хватает.
Статья замечательная, всё объяснили, показали, рассказали, осталось найти мульчу и воплотить идею в...огород. Спасибо.
[Ответить]
kazimirov ответил:
29 апреля, 2012 в 17:37
1. Просить соседей не сжигать и не выкидывать растительный «мусор» (стебли, сорняки и листву), а отдавать. Отдают задаром, иногда даже подвозят к воротам.
2. Купить газонокосилку . Только удобнее не ручную, а на тележке — она сама собирает в мешок и избавляет Вас от лишней работы. Я купил электрогазонокосилку с функцией мульчирования (она измельчает скошенную траву) за 5 тыр и доволен как слон. Окашиваю двор, сад и улицу. Травы хватает. Только, как писал Сергей, засыпать свежескошенной травой надо нетолстым слоем — до 3 см. Каждые 2 недели косишь, подкладываешь — и слой мульчи нарастает.
3. Осенью и весной по городу стоят мешки с листвой, ждущие вывоза на свалку. А летом — со скошенной травой. Можно забирать самому, но лучше договориться с рабочими, чтобы привозили. Чем заинтересовать — решается переговорами. 🙂
4. Поискать по своему городу халявные отходы — опилки, стружки, кору, может, ещё чего найдёте.
[Ответить]
venskayadacha, на полях до сих пор лежат большие скатки соломы, я попросила соседа привезти мне хотя бы 2 скатки,, конечно не задаром. А копать я не могу совсем т.к. в более-менее рабочем состоянии одна рука и одна нога. Если нет измельчителя, то, думаю можно попольховаться топориком, это займет и время и силы, но даже я с одной рукой могу это сделать.
[Ответить]
Сергей ответил:
2 мая, 2012 в 21:10
Она и так ложится прекрасно в виде мульчи. Правда измельчённая будет немного плотнее, чем не измельчённая. Это на любителя и в силу желания и возможностей хозяина.
[Ответить]
Добрый день Сергей. Подскажите почему можно использовать только рыжую глину? Хотел замазать белой, но теперь и не знаю что думать...
[Ответить]
Сергей ответил:
2 мая, 2012 в 21:01
Я никогда не использовал белую глину, поэтому и рекомендую рыжую, потому как уже проверено не один год.
Возможно, белую глину тоже можно использовать???
[Ответить]
Спасибо за материалы, и особенно за оперативную обратную связь.
Поймал себя на мысли, что, сняв дерн и установив короб, насыпал бы таки в него вместо сена землю, а это не просто ошибка — перевод досок, труда и времени!
Вроде всё элементарно, понятно, спешишь, но доходит явно туго.
Для себя понял: после ознакомления прежде деланья необходимо тупо, в три строки, записать план работ — СОБСТВЕНОРУЧНО! и БЕЗ ПОДГЛЯДЫВАНИЯ!
Только тогда истинная цель укоренится в голове напрямую, а не как обычно.
Лично мне эта переписка очень помогла. Больщое всем спасибо.
[Ответить]
Здравствуйте, в нашем регионе лесопереработчики бесплатно вывозят к садоводческим товариществам кучи опила.У меня вопрос: годится ли опил в качестве мульчи?
[Ответить]
Сергей ответил:
2 мая, 2012 в 21:07
Можно, конечно, но с применением ЭМ-препаратов, потому что опил — это целлюлоза и лигнин, и микроорганизмы для этой органики должны быть с более мощным ферментативным аппаратом, чем для соломы, сена и листвы т. е. с более мощными «пищеварительным» соком. В почве дачи их практически нет, но их полно в лесу (перерабатывают упавшие деревья в труху) — это целлюлозабактерии или грибы.
[Ответить]
Валентина ответил:
4 мая, 2012 в 13:31
[Ответить]
Спасибо.
[Ответить]
Сергей, спасибо! Очень вовремя пришел Ваш материал, я уже колебалась, не вскопать ли целину хотя бы в первый раз... Получила ответы на все вопросы и порцию вдохновения!
[Ответить]
Здравствуйте ВСЕ!
Я использовала глиняную болтушку в случае с лечением ран, причем даже огромных, на яблоне и когда пересаживала дубки, сосенки, вишню, крыжовник по осени. Просто выкапывала и помещала в полиэтиленовый мешок с глиняной болтушкой и в таком виде переносила на свой участок. Весной была удивлена результатом:раны на деревьях заметно уменьшились (на второй год совершенно затянулись), саженцы деревьев уверенно пошли в рост.
Глиняная болтушка дезинфицирует и снабжает полезными веществами растения, да и в природе они существуют вместе. Помню случай из детства: отец пересаживал яблони с участков под снос и переносил на наш огород. Огород мы организовали на огромной куче глины . Так вот яблони были большие, никакой обрезкой при пересадке естественно не занимались. Все они прекрасно прижились и на следующий год дали очень вкусные красивые плоды. Тогда я не поняла, в чем секрет такого успеха. Теперь уверена — это сотворила ГЛИНА! Желаю всем подружиться с глиной!!!
[Ответить]
Nataly ответил:
19 декабря, 2012 в 14:45
Вы имели ввиду корни в глину?
А то мы посадили осенью однолетние саженцы плодовых деревьев и из 40 выжили 9...
Так обидно было, и непонятно почему...
[Ответить]
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста делянки подойдут для безрассадного выращивания перцев, томатов, огурцов. Мелкосеменных цветов?
Если бортиков деревянных не делать и накрыть посевы сухой травой они не растут ((( заводятся мокрицы и съедают семена. У меня так получилось с горохом, бураком, базиликом. Эта та часть растений которые накрыла. В делянках такое может получится?
[Ответить]
Сергей ответил:
4 мая, 2012 в 21:02
Про то, зачем нужны короба для делянок можете почитать в отдельном посте —dacha21veka.ru/koroba-del... -3.html#more-446
Что касается безрассадного способа выращивания различных культур.
Конечно, можно.
Теперь про накрытие посевов мульчей.
Елизавета, смотря какие посевы накрывать.
Если мелкосеменных культур, то они просто не прорастут через мульчу, точнее сказать они её не пробьют.
Другие, более крупные семена поднимают мульчу на себе без проблем, если, конечно, её слой не 15-20см.
Места посева лучше мульчировать тонким слоем почвы или песка, тогда уже наверняка прорастут на свет Божий.
[Ответить]
поливать делянки надо или нет? я поготовила доски подсушиваю траву, а про полив так и незнаю(
[Ответить]
Сергей ответил:
4 мая, 2012 в 21:04
[Ответить]
Сергей, посадила рассаду капусты в мульчу (солома), так ее уже на утро съели под корень, всю!!! посадила 2-й раз, тот же результат. разгребла солому, а там десятка слизней!!! все съели, и базиликом лакомятся. мульча превратилась в рассадник для слизней!!! что делать? и еще вопрос, мы живем на Кубани (недавно), такой травы и в таком количестве не видела, корни до 0.5 м в глубину, зарастает все мгновенно, до того как семена прорастают. целина одним словом. как здесь быть? посадила кукурузу, замульчировала тонким слоем сена, так ее затянула трава за 1 неделю, кукурузы нет и сена уже не видно... ваш совет... спасибо
[Ответить]
Сергей ответил:
12 мая, 2012 в 14:52
Я не знаю почему у Вас так лютуют слизни. У меня под мульчей их не меньше, да плюс личинки майского жука живут, но грызть ничего не грызут. Вы прямо какие-то страсти рассказываете.
Наталья, у Вас в проходах между делянками трава растёт ил нет? Есть ли у Вас короба для делянок? Какой слой соломы в виде мульчи у Вас лежит в делянках?
Теперь насчёт травы.
Я не представляю о чём идёт речь. Возможно, это хмель?!
[Ответить]
Елена ответил:
5 июня, 2012 в 23:19
[Ответить]
Natalija ответил:
12 июня, 2012 в 16:01
[Ответить]
Здрвствуйте Сергей. Мой вопрос немного не по теме.Мы осенью не скопали землю под картошку, просто не успели.За зиму я решила садить по вашим правилам. И вот теперь не могу сообразить-перекапывать, садить и мульчировать потом? Или прорыхлить плоскорезом и садить без перекопки? Земля у нас тяжеловатая,слеживается и трескается. И травы много. У нас работа много времени занимает, вот и хотим сделать так, что бы меньше работать хотя бы на даче.Посоветуйте, как посадить картофель в нашем случае?
[Ответить]
Сергей ответил:
12 мая, 2012 в 19:21
Вы попробуйте все варианты посадки, если это возможно, конечно.
Часть вскопайте, но не глубоко и посадите несколько клубней.
Часть прорыхлите и посадите несколько клубней.
А часть посейте прямо на дерновую почву без перекопки и рыхления, но мульча должна быть ОБЯЗАТЕЛЬНО поверх картошки и толстым слоем.
В сети, через поисковик, можете отыскать способы посадки картошки в мульчу и без неё.
[Ответить]
Здравствуйте Сергей. Сегодня садила клубнику и первый раз все замульчировала травой. Возникли вопросы-можно использовать любую траву или нет? У меня много чистотела, срывала и укладывала на грядки -надо ли его измельчать? Надо ли убирать корни или можно класть вместе с корнями? Вырвала много ландыша-можно ли его тоже использовать. Из леса мы привозили сосновую кору-можно ли ей замульчировать клубнику и цветник или нет?
[Ответить]
Сергей ответил:
13 мая, 2012 в 18:24
Свежую (зелёную) органику класть толстым слоем сразу не нужно, потому что может завестись плесень. Лучше сначала подсушить или высушить основательно до сена, а затем класть уже любым слоем.
Корни убирать не нужно, и измельчать тоже не имеет смысла. Микробы всё «покушают» без остатка.
Корой мульчировать можно, но сначала желательно её измельчить, чтобы фракции (частички) коры были мелкими и плотно соприкасались между собой. Если положить большие фракции коры, то смысла в ней не будет, так как она не эффективно будет прикрывать почву от солнечных лучей и сильно продуваться ветром. Овчина выделки не стоит.
[Ответить]
Здравствуйте! ответьте пожалуйста на мой вопрос. При посадке луковых культур в короба с мульчей,посадка проводится непосредственно в землю, а потом закидывается мульчей? или же непосредственно в мульчу? так же, как правильно садить рассаду помидоров,огурцов, так же в землю и присыпать мульчей, или сразу в мульчу? и как часто поливать мульчу? так как живем мы в Крыму, и дожди нас не балуют. заранее благодарны.Удачи вам.
[Ответить]
Сергей ответил:
17 июня, 2012 в 18:00
Посадка проводится, конечно, в землю. Можно сажать в землю, как при наличии мульчи, так и в её отсутствие. Посадили, потом присыпали. Если есть мульча, то раздвинули мульчу, посадили и придвинули мульчу на место.
Рассадные овощи тоже так же, как и луковые.
Как часто поливать?
Анна, так сказать трудно сколько раз нужно увлажнить мульчу. Год на год не приходится. Смотрите сами по влажности самой мульчи. Приподнимите кусок органики — влажно там или нет? Если влажно, то поливать не нужно, а если сухо, то малость полейте.
Я, чтобы не мучится с поливами, применяю баклажки для увлажнения почвы.
[Ответить]
Спасибо, за ценную информацию, я получила для себя важные ответы.
Живу в Архангельской области, у нас нет соломы, чем ее можно заменить, можно ли использовать только одной травой?
[Ответить]
Сергей ответил:
1 июля, 2012 в 20:55
Сено — ВЕЛИКОЛЕПНАЯ мульча для любых культур!
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей! В этом году впервые мы поставили короб, теперь будем заполнять его листвой. За зиму листва конечно спресуется, и получится плотный слой мульчи. Меня интересует, как в эту мульчу садить мелкие семена и рассаду? раздвигать мульчу и сеять? каким слоем мульчи присыпать эти семена? ведь если слой будет слишком толстый, они могут и не пробиться. Если посадить в конце октября чеснок в свежую мульчу, то каким слоем листвы его присыпать? с рассадой проще- раздвинул мульчу, посадил, засыпал. если вам не сложно, обьясните пожалуйста новичку))) не хочется допускать ошибки при посадке...заранее благодарны! крепкого вам здоровья и удачи!
[Ответить]
Сергей ответил:
17 сентября, 2012 в 8:36
Так о морковке есть бесплатный мини курс —morkov.dacha7.ru/subscribe.html
О чесноке мини курс —chesnok.dacha7.ru/subscribe.php
Семена моркови, свеклы, петрушки, укропа и т .д. Вы сеете, предварительно раздвинув мульчу. Но семена присыпаете не листвой, а песочком.
Что касается чеснока, то слой над зубками приблизительно 12-15 см.
[Ответить]
Анна ответил:
17 сентября, 2012 в 13:55
Здравствуйте, Сергей! спасибо большое за ответ! и еще вопрос...вы написали, что присыпать семена моркови,свеклы и т.д надо песочком или рыхлой мульчей. но не указали, каким слоем требуется присыпать? сколько сантиметров? и придвигать ли назад мульчу? песок нужен только речной, морской не подойдет? и делать ли в земле не глубокую бороздку? или же семена сразу сыпать без бороздки на землю? и еще вопрос: если мы сделали короб 30 см. высотой, то листвы следут насыпать сантиметров 20 не более? а то слой мульчи будет толще чем трубется? заранее благодарна за ответ) огромное спасибо за полезную информацию. всего хорошего вам)))
[Ответить]
Сергей ответил:
17 сентября, 2012 в 14:14
У меня морского песка нет, так что не имею понятия, как этой солёный песок будет действовать на почву и семена. Так что тут, извините, врать не хочу.
Что касается слоя мульчи в Ваших коробах.
Анна, ну, более 18-20 см. сыпать не стоит для морковки, а ещё лучше произвести «осеннюю имитацию» грядок. Тогда, весной, Вам не придётся раздвигать листву и нарушать этот плотнейший органический «асфальт», который будет эффективно прикрывать почву от солнечных лучей и сдерживать рост сорняков.
Семена моркови и других мелкосеменных культур я сею на почву, не делая никаких бороздок.
[Ответить]
Анна ответил:
17 сентября, 2012 в 18:02
Спасибо большое,Сергей, за быстрый ответ. но вы мне так и не написали, какой же должен быть слой песка над семенами, и придвигать ли мульчу обратно? речной песок мы сможем достать. и если вам не сложно, напишите пожалуйста,как делать «осеннюю имитацию» грядок? заранее спасибо, всего вам хорошего)
[Ответить]
Сергей ответил:
17 сентября, 2012 в 18:30
Про «осеннюю имитацию» грядок, к сожалению, рассказать Вам не могу, потому что этот материал находится в платной видео-книге «Морковь без проблем» —morkov.dacha7.ru
[Ответить]
Здравствуйте, уважаемый Сергей! Под осенней иммитацией грядок имеется в виду заранее (с осени) сделанные бороздки? Т.е. раздвинуть мульчу до грунта?
[Ответить]
Сергей ответил:
17 сентября, 2012 в 18:31
Да, с осени уже делать грядки под весенние посевы.
[Ответить]
Сергей, можно вопрос задать не по теме? как вы ранее писали, у вас на даче растут пирамидальные яблони. нужен совет: мы посади пирамидальные яблоньки 3 года назад, они не разу не дали плодов и листва летом желтеет. будьте добры, подскажите что же делать с этими яблоньками? может их следует пересадить на другое место? или что?заране благодарна.
[Ответить]
Сергей ответил:
17 сентября, 2012 в 21:58
[Ответить]
Мульча из осеннего леса-это хорошо, но есть вопрос. Известно,что клещи зимуют как раз в этой подстилке, а в нашем регионе клещи-проблема, бывает так, что и на участке встречаются. Может вы поэтому чаще используете сено?
[Ответить]
Сергей ответил:
21 сентября, 2012 в 8:21
[Ответить]
Хочу поделиться своим опытом посадок при ВЕСЕННЕМ мульчировании. Сразу скажу — я инвалид, хожу плохо, если где навернусь — сама не встану, более-менее рабочая одна рука, координация нарушена, кроме того я вдруг обнаружила, что из трудоголика превратилась в злостную лентяйку.А если принять во внимание, что я в жизни не копалась в земле, т.е. была сугубо городским жителем, и не знала что такое тяпка, и прочая атрибутика огородника...Соседи веселятся. Короба я не сколачивала (я ж промахиваюсь молоточком-то, и все по пальчикам — больно), а скрепила их саморезами. Не было у меня ни сена, ни соломы, зато есть садовая тачка на 4-х колесах, и питбуль, которого я в эту тачку запрягаю, и лесопилка в 500 метрах от дома есть. Засыпала я короба мелкими опилками, не было у меня ни каких ЭМ препаратов, я полбочки навоза залила водой, и этим вместо эмок обильно пролила опилки перед посадкой.
РЕДИС уродился только у меня почему-то, делилась со всеми соседями — не выбрасывать же. СВЕКЛА крупная, хорошенькая такая. ОГУРЦАМ опилки не понравились, плохенькие совсем были, правда я их впервые сажала. ПОМИДОРОВ было много, но мелковаты, и их я сажала в смесь опилок и кокосового волокна с добавлением «три раза замоченного и слитого навоза». ЛУЧЕК, ЧЕСНОЧЕК наверно и на асфальте расти будут.ГЕОРГИНЫ — они ж больные на всю голову, как и их посадившая я. С одного клубня взятые у меня в опилках, они крупнее, чем у соседки. КАПУСТУ жрали слизни, я обиделась, и как стемнело посыпала под ней размолотой яичной скорлупой и золой. Жрать капусту перестали, но она все равно здоровенными лопухами растет, а в кочаны не сворачивается. КАРТОШКА: не собиралась я её сажать, так друзья принесли вкусненькую такую. Не знаю как это делается правильно... Я разложила картофелинки с глазками на землю, и каждую засыпла опилками (и не утрамбовывала), только поливала усиленно из шланга. А потом прочитала что её нужно окучивать, как прорастет. Проросла, я её засыпала опилками так, что верхушек видно не было, и снова поливала из шланга. Крайние кустики картофеля постоянно раскапывала кошка, я их засыпала опилками, но они всеравно мелковаты. Остальные 12 картофелин дали небольшой урожайчик по 3 клубня 8-10 см. в диаметре (примерно), по 3-4 клубня 5-7 см. в диаметре, и по 5 горошин до 4 см. Картошку ни чем не удобряла. Чем и как кормила свои малочисленные насаждения: как уже писала, полбочки навоза заливала водой, прикрывала сверху дырявым тазиком, и три дня настаивала — два раза таким настоем поливала все, георгины только один раз. Остатки навоза из бочки разложила мокрыми под свеклу и огурцы Свежую травку тоже настаивала (ох и вонючка получилась), этой вонючкой поливала все два раза, кроме гергинов. Больше с лейкой рисковать не стала, т.к. навернулась разок, встала на четвереньки, стою, обтекаю, и воняю. Спасибо, Вам, Сергей, за курс баклажечного полива — здорово облегчил полив. Так что со свежими опилками можно иметь дело, а в умелых руках, да при опыте огородника!!! Мне вот сена тривезли, много, все не смогу разложить в короба. Нужно ли его накрывать на зиму?
ВАЖНО!!! Чуть не забыла, при засыпке коробов опилками самый страшный зверь на огороде КОШКИ и КОТЫ, им так короба приглянулись для туалета... На этот случай у меня питбуль есть, гоняет, но только чужих, моя мэй-кун в коробах не только гадит, нахалка, но и спит, пока меня не увидит... .
[Ответить]
Сергей ответил:
21 сентября, 2012 в 15:02
Спасибо за описание результатов Ваших опытов!
Что делать с лишним сеном?
Ирина, у меня излишки сена лежат на деревянном настиле (2 бревна на почве, а на них доски), как в деревнях делают. Но дождик всё равно иногда подмачивает края тюков.
Если у Вас сено сухое, то его лучше хранить в сухом месте — сарае или чердаке, чтобы не намокало. У меня совсем сухое сено в мешках на чердаке дачного домика или в гараже хранятся.
Ирина, если не сможете накрыть ТАК, чтобы исключить доступ влаги, то не мучайтесь, не накрывайте. В следующем году по весне или по осени всё равно нужно будет добавлять в разные места.
[Ответить]
Спасибо за ответ, перенести в сухое место сено невозможно. Оно сухое, но в тугой скатке, комбайном скрученное, и весит 300 кг., лежит на старых колотых кирпичах, уложенных на землю. Накрою старым полиэтиленом, но бока подмочит.
[Ответить]
Сергей ответил:
21 сентября, 2012 в 23:16
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей ! когда вы садите чеснок в мульчу, бороздку в земле делаете или нет? или же вы чеснок просто кладете на землю и засыпаете мульчей?
и когда вы весной сеете мелкие семена, на какое расстояние вы раздвигаете мульчу? сантиметр? два? три? и можно ли класть в мульчу грецкого ореха листья? заранее благодарны за ответ. всего вам хорошего.
[Ответить]
Сергей ответил:
24 сентября, 2012 в 18:30
Под чеснок борозды не делаю. Делаю лунки и кладу зубки. В прошлом году начал сеять чеснок под мульчу. Кстати, недавно было спецпредложение по «Посевному бонусу». Я прилагал его к видео — книге «Озимый чеснок в ТРИ подхода» —chesnok.dacha7.ru
Сажаю чеснок в разное время, зависит о погоды. Анна, я Вы разве не получали мини курс о выращивании чеснока? Тогда он ждёт Вас здесь —chesnok.dacha7.ru/subscribe.php
Что касается сроков посева семян весной.
Анна, тут тоже зависит от погоды. В основном в мае. Раздвигаю мульчу или делаю в ней «ЩЕЛЬ» до поверхности почвы и сею сразу на почву. Грядочки в мульче располагаются на расстоянии 8-10 см., шире не имеет смысла. А ещё лучше делать имитацию грядок в мульче с осени для весеннего посева. Об этом я рассказываю в Бонусе, которые прилагается к видео-книге «Морковь без проблем» —morkov.dacha7.ru
Можно ли использовать ореховые листья в качестве мульчи?
Анна, у меня ореховой листвы нет, поэтому-то ничего конкретного сказать на эту тему не могу. Нужно пробовать и получать РЕЗУЛЬТАТ, иначе никак.
[Ответить]
Олег ответил:
6 января, 2013 в 0:58
[Ответить]
Сергей ответил:
6 января, 2013 в 1:55
Если у Вас есть канал получения этой листвы вдоволь, то может есть смысл попробовать её под многолетними культурами.
Что думаете, Олег?
Есть ещё вариант по использованию ореховой листвы. Попробуйте её комбинировать с сеном. Например, в самый низ (на почву) положить листву, а сверху сено. Я часто комбинирую различные виды мульчи, потому что нередко чего-то есть в достатке, а чего-то не хватает. Вот и приходится изгаляться и экспериментировать. Это тоже даёт свои результаты.
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей!
У меня вопрос по немного необычной мульче. Как Вы думаете, можно ли класть на грядки опилки из кошачьего туалета? Поскольку у меня 2 кота, то «богатство» это образуется регулярно. Честно говоря, как-то жалко спускать в канализацию, больно славные опилочки. Но и навредить растениям не хочется.
[Ответить]
Сергей ответил:
25 февраля, 2013 в 10:32
А почему бы и не попробовать? Если, конечно, опилки не синтетические, то используйте.
[Ответить]
Вы не пробовали в коробах(без мульчи) весной перед посадкой розсады томатов,перцев,баклажан засеять горчицу,и потом в ней сажать розсаду?листва есть собраная в мешках с осени(не успел засыпать в короба)буду мульчировать летом
[Ответить]
Сергей ответил:
5 марта, 2013 в 15:39
Тут дело всё в том, что в качестве мульчи должны использоваться ОТМЕРШИЕ органические остатки, а не свежие зелёные. Получается такая картина — посей сидерат, потом его постриги, потом его просуши, а только потом используй в качестве мульчи.
Не слишком ли много лишней работы? Как считаете?
[Ответить]
[Ответить]
Сергей ответил:
5 марта, 2013 в 22:43
Я не борюсь с болезнями, стараюсь их не допускать или, хотя бы, предотвращать их появлением. Так как заболевшее растение вылечить практически невозможно.
Делаю так. С весны и всё лето вношу в мульчу делянок полезных микроорганизмов при помощи своего настоя, который замучиваю в обычной ванне на даче.
[Ответить]
Даже не знаю то ли плакать, то ли смеяться: что бы заплакать — нужно очень постараться, а смеяться — вроде и не та ситуация. С осени в мульчу (раздвигала сено) посеяла лук, чеснок, подзимнюю морковь. Сверху завалила еще сеном выше краев делянки, и теперь думаю — как мне найти свои посевы?, ведь я ряды-то не пометила, а такой слежавшийся слой мульчи ростки не пробъют. То что раздвигала, за зиму вновь «слипнется», а сверху еще и «приклеется». Может есть какая хитрость? Как говаривала моя покойная бабушка: «На каждую хитрую зад-цу, найдется еще более хитрый штопор». У вас нет такого штопора?
[Ответить]
Сергей ответил:
6 марта, 2013 в 23:37
Ирина, Вы по всей видимости не подумали о последствиях. Рано по весне уберите мульчу с морковных и луковых грядок. Как только взойдут молодые всходы, то аккуратно верните мульчу в междурядья этих посевов и всё.
[Ответить]
Тогда нужно будет покрывать грядки пленкой, или землей? Ведь семена покрыты очень тонким слоем песка.
[Ответить]
Сергей ответил:
7 марта, 2013 в 0:23
Ирина, у меня к Вам будет просьба. При ответе на коммент, нажимайте на слово [Ответить], которое находится внизу каждого комментария. А то смысл нашей переписки теряется.
Договорились?
[Ответить]
Ирина ответил:
7 марта, 2013 в 8:43
, Это хорошо, что присыпать не нужно
[Ответить]
Спасибо,Сергей! Прочла всю переписку,много полезного и для себя нашла.
[Ответить]
Cергей.,спасибо за интересную информацию!!!! Нашла много полезного для себя!
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей. Мои познания в садово-огородных делах не так велики в отличии от ваших, поэтому интересует множество вопросов, но прежде всего первостепенный и «сиюминутный». Недавно узнав о природном земледелии я заинтересовался его особенностями. и решил поэкспериментировать, для начала, с опытной посадкой редиса (посадка производилась 20 апреля). Кстати с осени на грядки в теплице была вылита навозная жижа. Взрыхлив верхний слой почвы (3-5 см) и сделав бороздки, посадил семена. Через неделю появились первые всходы.
На данной стадии эксперимента использовались старые, дедовские методики посадки...
А дальше самое интересное: когда всходы достигли порядка 5 см я замульчировал междурядья прошлогодним сеном (тускло-коричневого цвета). До мульчирования всходы достаточно бодро развивались, а с момента внесения вообще остановились в росте.Что к чему не пойму. И мульча положена на влажную почву и процесс разложения наблюдается (в теплице стоит прелый запах сена). ЭМ-препараты не использовал. Буду очень благодарен, если поясните в чем моя ошибка.
С уважением, Александр
г. Челябинск
[Ответить]
Сергей ответил:
5 мая, 2013 в 13:50
Возможно, это не Ваша ошибка. После того, как Вы положили мульчу на прогретую почву, то она немного остыла, вот поэтому-то и редиска притормозила в росте. Не переживайте, должно быть всё нормально.
[Ответить]
Александр ответил:
5 мая, 2013 в 21:14
Спасибо, Сергей, что нашли время ответить. Буду ждать и надеяться. Сейчас как раз у нас в регионе установилась теплая солнечная погода.
[Ответить]
Ирина ответил:
14 ноября, 2013 в 10:34
Александр, интересно как ваша редиска, напишите пожалуйста.
[Ответить]
Александр ответил:
30 ноября, 2013 в 18:19
Здравствуйте, Ирина. Редиска уродилась на славу: крупная, ровная и причем не пустая. На мой взгляд, эффект мульчирования себя оправдал не только качеством и количеством урожая, но и минимальными трудозатратами агротехники: за весь период вегетации, а это 18-25 дней, полив проводил 1-2 раза по мере необходимости, когда земляная корка под мульчей подсыхала на 2-3 см, подкормок не осуществлял. Если вы заинтересовались мульчированием, то советую попробовать. Как говорится доверяй, но проверяй. Единственное условие — мульчирование я проводил в несколько этапов. 1 — когда редиска взошла порядка 5 см (слой мульчи — 3-5 см) 2 — редиска наращивает зеленую массу до 10см (мульча — до 10см), 3 — завязь корнеплодов — мульча до 15 см. Мульчировал сеном ( не соломой, т.к. она жестковата и разлагается дольше) равномерно по всей площади грядки. Причем при мульчировании заметил двойную пользу — урожайность и рыхлая структура почвы с образованием перегнойного слоя.
[Ответить]
Сергей, а можно ли в качестве мульчи использовать опавшую сосновую хвою?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
25 марта, 2015 в 9:58
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей! Я начинающий огородник(2 года назад переехали в свой дом) земля у нас песчаная( после полива образуется корочка и потом начинает трескаться) решила в этом году мульчировать грядки... и у меня возник вопрос можно ли мульчировать чистотелом?? а то у нас из травы только пырей(уже весь вырезала что был) да чистотел ну еще и лопух...а вот огурчики нужно мульчировать.За ранее благодарна за Ваш ответ.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
30 апреля, 2015 в 12:19
Я чистотелом не мульчировал в больших количествах, потому что у меня его столько нет, чтобы набрать толстый слой, но так сушил небольшое количество и клал на мульчу — негатива для растений не было. Сомневаюсь, что Вы наберёте столько чистотела, чтобы получился приличный слой для укрытия почвы, а тонкий слой не создаст условий для почвенных обитателей. Поэтому лучше косить траву или заготавливать её иным способом (например, купить тюки сена или соломы) нужно в достаточном количестве. Без толстенького слоя органической мульчи возродить жизнь в почве не получится...
[Ответить]
Здравствуйте,Сергей!Я может пропустил тему весенней посадки рассады помидоров в мульчу(не смог найти в блоге).Как высаживается рассада,прямо под слой мульчи на почву или всё-таки делаются какие-нибудь лунки?Спасибо!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
21 декабря, 2015 в 14:52
Нет, рассада высаживает в почву, а как иначе-то? Вот пост про это - http://dacha21veka.ru/koroba-delyanok/poleznye-dachnye-prinadlezhnosti-2-primenenie-na-praktike-posadochnogo-konusa-i-ne-tolko.html
[Ответить]
Алексей ответил:
21 декабря, 2015 в 15:01
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
21 декабря, 2015 в 15:04
Успехов Вам в будущем дачном сезоне!
[Ответить]
Алексей ответил:
21 декабря, 2015 в 15:23
[Ответить]
Здравствуйте Сергей ! Спасибо Вам за интересные передачи «Альтернативный сад». Очень хотела бы узнать, что при использовании свежих опилок рекомендуется их вначале выдержать в растворе мочевины. Если этого не сделать,то при разложении опилки будут забирать азот из земли.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
23 марта, 2016 в 11:31
За «Альтернативный сад», пожалуйста!
Теперь про опилки и азот...
Тамара, я предполагаю, что нас, дачников, ввели в глубочайшее заблуждение, а по сути, просто обманули. Смотрите, в лесу падают деревья от урагана или от старости. Так? Так. Древесина этих деревьев перерабатывается за два-три года. Так? Так. Теперь вопрос: «Какой там леший ходит и поливает эти деревья азотом?» Вот я о том же... К тому же, в окружающем нас воздухе содержится 78% азота! Ну, куда же ещё и синтетический минеральный азот покупать??? Бред и глупость натуральная! Кто эту глупость вдолбил в наши головы, догадайтесь сами...
Я использую опилки в качестве мульчи под разными культурами время от времени, но никакой минералкой не пользуюсь уже с 2000 года. Для того, чтобы опилки приносили пользу почве и растениям, нужны древесные грибы или целлюлоза-бактерии. Эти микроорганизмы будут опилки переваривать, питаться ими сами и кормить наши растения.
Делянки с опилочной мульчей я поливаю из лейки и опрыскиваю из опрыскивателя своими настоями ЭМ-эликсира. В нём есть эти древесные грибы и целлюлоза-бактерии. Я сначала заселяю настой этими микроорганизмами, а потом им поливаю или опрыскиваю делянки.
Теперь про почвенный азот...
Тамара, получается такая картина маслом... Мульча из органических остатков, лежащая НА почве под растениями, создаёт условия для многих видов почвенных микроорганизмов, в том числе и для азотофиксирующих бактерий (которые воздушный азот превращают в почвенный). Поэтому покупать минеральные ядохимикаты в магазине НЕ НУЖНО — в Природе всё питание для растений уже есть! На нужно только создать условия для почвы и почвенных обитателей, а они уже сами накормят наши растения таким питанием, которое нужно растениям в конкретное время роста и на конкретной стадии развития.
Простой пример того, что в Природе есть питание для ВСЕХ растений на нашей планете — Тайга, Экваториальные леса, травостои на наших лугах!
Все эти растения растут на нашей планете миллионы лет... Ну, и кто там кого и чем подкармливает? То-то и оно...
[Ответить]
Здравствуйте. Я случайно попала на Ваш сайт, вопросов у меня пока нет, просто читаю Ваши советы и вопросы пользователей. А вот слова благодарности есть. Такое доступное и подробное разъяснение, внимание каждому вызывает восторг. Спасибо огромное!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
9 мая, 2016 в 14:10
Спасибо за добрые слова! Правда, ничего грандиозного я и не сделал — рассказываю в постах, что делаю на даче и всё. Если это Вам и другим дачникам приносит пользу, значит, я так и буду продолжать делать...
На очереди новые посты про то, что нельзя применять «садовый вар» при прививках и залечивании ран на плодовых деервьях и про новую теплицу...
Как посты будут готовы, сообщу, непременно!
[Ответить]
Спасибо огромное. На даче следую всем Вашим советам. Проблема у меня в одном. Бывшие хозяева участка, который я купила развели несметное количество медведки.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
10 мая, 2016 в 8:27
Вот с медведкой я Вам помочь ничем не могу, потому как у нас на участке её нет, а вот у соседей полно. Почему она к нам не переползает, я не знаю...
[Ответить]
Здравствуйте Сергей . Сергей подскажите что делать . У меня на мульче в коробах как будто насыпано белым порошком . Это конечно не порошок , я имею ввиду что на него похоже . У меня мульча из листьев . Так вот по листьям почти во всех ящиках такие как белые крупинки или как бы маленькие личинки ну незнаю как это объяснить . Может вы тоже такое видели и можете мне что то подсказать . К сожалению не могла сфотографировать нечем было .
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
23 мая, 2016 в 7:51
Вы чего так переволновались-то?
Возможно, это колонии грибов. Я не микробиолог и поэтому точно сказать Вам, что это за налёт, не могу. У меня тоже бывают такие высыпания и на листве, и на сене, и на соломе, но никакого негатива для высаженной рассады помидоров или перцев я не видел.
Так что, Вам нужно понаблюдать, что будет происходить с растениями, которые будут расти в этой делянке. А я уверен, что растюхи будут расти нормально.
А раз так, то и не забивайте себе голову этим высыпанием, хотя интересно поискать в сети, какие это грибы и чем они помогают нашим растениям?
Будет желание, сфоткайте эти высыпания и поищите в сети инфу про них...
[Ответить]
Оксана ответил:
23 мая, 2016 в 10:49
[Ответить]
Сергей длбрый день!Спасибо что вы делитесь своим опытом. Много интересного.Но вот в этом году по весне все кусты черной и красеой смородины — а их у нас 12 кустиков) сделали короба. В эти коробв по весне мы мульчировали скошенной газонной травой.клали картофельные очистки, а сейчас под осень я заглянула под мульчу и ахнула! В каждом коробе под мульчей по штук 20 лечинок майского жука (хруща) Что я не так сделала, И как с ними теперь бороться ? С уважением.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
15 августа, 2016 в 17:32
Вы всё правильно сделали, что мульчировали почву под кустами смородины!
А личинок майского жука и без мульчи полно в почве. Это просто под мульчей они в почву глубоко не заползают, а в голой почве они прячутся в ней.
Что делать?
Ну, соберите их руками. Наденьте перчатки и по одной кладите в баночку, а потом выбросите. Я у себя и сейчас тоже нахожу этих личинок, но по большей части они мёртвые. На них поселяется какой-то зелёный грибок, типа зелёной плесени, и их умерщвляет. Иной раз станешь картошку из мульчи доставать (на обед или на ужин) и находишь зелёных (мёртвых) личинок...
Как их победить?
Ванда, я и понятия не имею, как можно справиться с этой оравой. Я, короче говоря, на них внимания не обращаю и они, вроде бы как, сильно не бесчинствую на участке. Ну, там, если растение помидорной рассады подгрызут или перца, а так от них большой беды нет, по крайней мере, на нашем участке...
[Ответить]
vanda vronska ответил:
19 августа, 2016 в 17:55
<Добрый день Сергей! Спасибо за ответ ! Один день я выделила очистке личинок! Их было много! Но что я заметила- действительно они были только под мульчой и собирать их было легко. И действительно без мульчи они лезут в почву углубляясь. Я заменила мульчу — скошенная трава опять пригодилась. Может быть в догонку еще полить нашатырным спиртом? или еще какая-нибудь есть фишка? Зеленой плесени я не заметила-все живые!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
19 августа, 2016 в 18:47
Я их никаким нашатырным спиртом не поливаю, потому что это бесполезная трата времени. Ну, польете Вы под кустами смородины, а они может быть ещё где живут. И что теперь всю дачу уливать спиртом?
Вы подождите бить тревогу-то... Кустам смородины они ничего не сделают ровным счётом, так как корни у смородины деревянные. а личинка может погрызть нежные корешки, типа, от рассады овощей или кустиков садовой земляники. А древовидным кустарникам и деревьям они не опасны...
Нет, ну, если хотите, то поэкспериментируйте со спиртом, не вопрос...
[Ответить]
vanda vronska ответил:
22 августа, 2016 в 14:32
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
22 августа, 2016 в 19:30
Успехов Вам в окончании этого дачного сезона!!!
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей!
Спасибо за Ваш материал. Очень полезно и интересно.
Мне интересно. Если в огороде развелись муравьи. Стоит ли от них избавляться. Другие советуют избавиться. Хотелось бы узнать ваше мнение.
Спасибо заранее.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
11 апреля, 2017 в 10:16
У нас на дачном участке полно муравейников и я их в основном не трогаю — пусть живут.
Иногда я выпроваживаю муравьёв из-под кустов смородины или яблонь, чтобы они не пасли тлю на этих культурах. Делаю это просто — посыпаю на муравейник обычное пшено и они уходят в другое место. Заметьте, не уничтожаю муравьёв, а выпроваживаю в другое место?!
А если мы начнём уничтожать муравьё, слизней, ящериц, птиц (которые клюют жимолость или смородину), то в итоге нарушим природную пищевую цепочку.
Да и на своих участках мы хозяева только на бумаге, а вся эта живность жила тут миллионы лет. Получается, это не они нам вредят, а мы им.
Поэтому тут нам нужно уживаться с этими аборигенами дачного участка и по возможности ни один вид живых существ не уничтожать поголовно.
Наша задача простая — не пускать, так называемых вредителей к нашим растениям и всё.
У нас много слизней, но уничтожить их невозможно, да и зачем это делать, если ими питаются ящерицы и птицы. Слизни пусть живут на даче, только им нужно преградить путь к перцам, помидорам, баклажанам, картошке и т. д. Вот и всё.
[Ответить]