Весна 2014. Первые работы на даче

Рубрика: Дача весной

Приветствую, дорогой друг!

Наступила хлопотная пора – новый дачный сезон! Душа по даче соскучилась, да и руки чешутся сделать что-то полезное и нужное.

Правда, ничего особого сделать не удалось, потому что почва в некоторых делянках ещё подо льдом, но новые проходы между делянками, которые были сделаны прошлой осенью, уже готовы к приёму первых семян многолетних трав. Сами понимаете, сейчас самое время кинуть семя на почву, чтобы летом травка заколосилась — и почву прикроет в проходах, и глазу будет приятно смотреть на цветы и рубиновую зелень.

В качестве многолетней травы в этих проходах я решил прикупить семена белого и красного клевера. Я рассудил так – пусть эта травка не только почву прикрывает, но и опылителей на дачу привлекает своими цветками. Хотя в привлечении опылителей у меня недостатка нет – одуванчики великолепный магнит для всех насекомых.

Скажу по секрету, в нашем дачном садоводстве такой жёлтой дачи по весне нет ни у кого, кроме как у нас. Даже есть постоянные бабульки, которые приходят каждую весну за цветками одуванчика, чтобы сделать спиртовые настойки от каких-то болячек, так сказать, занимаются народной медициной.

Ну, теперь приступим к посевной! Сложного в этом ничего нет, хотя один секретик сейчас Вам расскажу в ролике…

После того, как я посеял семена не только в этих проходах, но ещё и в других местах, то непременно сначала замульчировал теме места, а потом подошёл к проходу, где и начинали сеять смесь семян белого и красного клевера.

Подсказка-то про посев и мульчирование не так уникальна, но всё равно кому-то поможет избежать ненужных проблем в задернении проходов между коробами делянок многолетними травами или с организацией газона, в каком-то укромном уголке дачного участка.

Только прошу обратить внимание на тот момент, что РЫХЛИТЬ ничего не нужно, а следует поступить наоборот – притоптать почву и сеять уже по твёрдой поверхности, чтобы впоследствии избежать бугорков и ямок на дернине.

И ещё…

На последнем фото обратите внимание на делянку слева – листва в ней припечаталась к почве, как катком. Если Вы забыли, какой слой листвы мы с сыном клали прошлой осенью, то вот некоторые фотки, а пост про это мероприятие вот здесь.

Так что осеннее мульчирование я считаю ОСНОВНЫМ и ГЛАВНЫМ! Т. е. не нужно придумывать какие-то небылицы или гадать, ЧТО, КАК и КОГДА делать — нужно смотреть, что делает Природа и поступать точно также. Тогда у нас в голове наступит понимание всего происходящего, а на даче будет красота, и мы избежим ненужных проблем.

Теперь про парники…

Перед посевом семян клевера мы с супругой поставили два парничка перед сараем для высадки 6 кустиков экспериментальной рассады помидоров сорта «Де-Барао», на которых испытывал несколько домашних настоев Эликсира.

Тут дело в том, что подошло время основного посева семян помидоров и перцев на рассаду (конец марта), а экспериментальную рассаду выбрасывать жалко, вот и решил в этом году поэкспериментировать с ранней высадкой рассады 6 кустиков в парник.

Как Вы знаете, я не сторонник ранних посадок в парники, потому как дело это хлопотное, но тут ничего не поделаешь – «жаба душит», выбрасывать растения жалко, да и рассада уже подросла прилично. Так что будем экспериментировать, а потом и Вам расскажу, что и как получилось.

Правда, в прошлые выходные воткнуть дуги не получилось, потому как почва под мульчей ещё морозовая. Но я закрутил крышки на баклажки, и к этим выходным почва оттаяла в делянках с баклажками, хотя в остальных коробах ещё находится лёд. На фото ниже возвращение крышек на баклажки (смотрите на дату съёмки в правом нижнем углу).

В течение недели, а может быть и раньше, почва прогрелась, и дуги вошли в неё, как в мыло. Как видите, баклажки в моей «увлажнительной системе» работают не только на увлажнение почвы летом, но и на прогрев в ранневесенний и позднеосенний периоды. Поэтому нам ничего не мешало соорудить парники у сарая. Правда, пришлось повозиться.

Да ещё и ванну наполнил водой из скважины, чтобы она немного прогрелась к моменту высадки рассадных растений, ведь поливать после высадки нужно по-любому. А там и глядишь, дачный настой Эликсира буду зачинать. В общем, время и погода покажут, какие дачные мероприятия будет нужно делать в ближайшие выходные.

К тому же получил долгожданную посылку из Лондона с семенами помидоров и огурцов, как раз к посевному сроку. Так что в ближайшие дни вся рассада будет высажена, а на её место будут посеяны семена «заморских» сортов помидоров. Как они будут расти и развиваться в нашем регионе, непременно буду Вас информировать в новых постах.

Вот, собственно, сама посылка и пакетики с семенами…

Вот, пожалуй, и всё на сегодня.

Теперь у меня вопрос лично к Вам – «Какие дачные дела Вы уже сделали или намечаете сделать в ближайшее время?» Черкните пару слов об этом в комментариях…

С наилучшими пожеланиями,
Сергей Дьяков.

Просмотров: 8 722

162 комментария к “Весна 2014. Первые работы на даче”

  • Николай
    27 марта, 2014, 17:56
    Цитировать

    Спасибо, Сергей. Твои посты — прекрасный наглядный материал для любителей, профессионалов и начинающих дачников в вопросах рационального использования земельного участка. И для души и для бюджета.

    [Ответить]

  • Раиса
    27 марта, 2014, 18:17
    Цитировать

    Добрый вечер!

    Какой Вы молодец!

    У нас еще лежит снег 1-метр высотой на даче. Все укрыто пушистым одеялом. Пока  посеяла лук , лук порей, сельдерей на рассаду. С нетерпением ждем Весны!

    С уважением, Раиса. 

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Раиса, здравствуйте!

    Так нас тоже погода порадовала только на чуть-чуть, а сейчас заморозки по ночам. Но рассаду всё равно высажу, даже если выпадет снег. В парнике им непогода будет нестрашна, если конечно, не будет сильных морозов до -12-15. Уже давно рассадный ящик на балконе стоит, так ночью температура опускается до +4+6 и ничего страшного.

    [Ответить]

    Людмила ответил:

    @Раиса, у нас в Башкирии тоже снег тает, но очень медленно,пока домашними посевами занимаемся

    [Ответить]

  • Татьяна
    27 марта, 2014, 18:37
    Цитировать

    Здравствуйте , Сергей Очень приятно смотреть на Ваш порядок Спасибо Будем учиться Я хочу спросить о крышках на баклажках (я что -то пропустила ) Когда снимаете их ?

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Татьяна, добрый вечер!

    Так по осени крышки снимаю, а весной возвращаю. В прошлом году ещё всем покупателям материалов по"Баклажечной Системе" сообщил, и коротенький пост в блоге «Лаборатория Дополнительных Материалов» опубликовал.

    [Ответить]

    Татьяна ответил:

    @Сергей, Спасибо

    [Ответить]

  • Ольга
    27 марта, 2014, 18:39
    Цитировать

    День добрый. спасибо за материал.

    У нас снег почти сошел. разравниваю грядки. сгребаю осенние остатки. посеяла на рассаду кое что. Хочу попробовать в парник посеять под доп. пленку семена на раннюю зелень. Посмотрю что получится.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Ольга, здравствуйте!

    Чтобы не возиться с парниками, надумали мы с супругой купить теплицу по осени из поликарбоната, но конструкции, которая мне нравится, пока у нас у городе не продают. Думаю, по сети полазить, да чего-нибудь в ближайших городах найти. Покупать нежеланную теплицу не хочу, потому что потом душа к ней лежать не будет, а нужной нет. Ну, до осени время есть, что-нибудь и наклюнется.

    [Ответить]

    Ольга ответил:

    @Сергей,

    Сергей, теплица — это здорово. Я написала, не подумав о терминалогии. Я имела ввиду, как раз, посеять в теплицу из поликарбоната(е от. у меня уже есть) на зелень под дополнительное укрытие .

    [Ответить]

    Александр ответил:

    @Сергей, Cергей, мне тоже не по душе готовые теплицы и я сделал сам из профиля для гипсокартона. с шуруповертом и помощником большую теплицу- на 15 кв.м- собрал за день. Да, нашел в инете новый укрывной материал — сотовый полипропилен...похож на поликарбонат, но сильно дешевле !

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Александр, за наводку на полипропилен спасибо!

    Посмотрю, что за материал и какие есть отзывы, тогда и решу.

    [Ответить]

  • Коваленко Таня
    27 марта, 2014, 19:28
    Цитировать

    Привет с Украины! У нас уже тепло +20 ( но это не надолго, апрель обещают холодный). Я начинающий овощевод, поэтому вопросов куча. Высеяла морковь, свеклу, чернушку, а как и чем замульчировать не пойму.Земля стоит черная, ветер уносит влагу, а дальше пойдет жара. Чо делать? Если засыпать соломой, то повредятся всходы. Может дождаться всходов, а затем уложить солому в междурядье.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Коваленко Таня, добрый день!

    Вам бы нужно было сделать наоборот — сначала положить мульчу, потом сделать в ней грядочки, а затем уже сеять. В данной ситуация, нужно дождаться всходов, а потом АККУРАТНО замульчировать междурядья. Я бы так сделал.

    [Ответить]

  • стас
    27 марта, 2014, 19:48
    Цитировать

    Я проверил свой способ мульчирования новых грядок весной листовым опадом, который я заготовил специально с осени, уложил его на сетку из секции забора  слоем до 60 см и прикрыл сверху кусками шифера от ветра. За зиму все слежалось как и на грядках. При мульчировании новой грядки мульча снимается плотными пластами необходимой толщины и укладывается на грунт,затем делаю колышком отверстия для семян и бросаю семена, присыпаю слегка песком для маркировки и ожидаю всходов. Качество мульчирования  не жуже чем на подзимних грядках. Возможно кому пригодится этот прием. С уважением Стас.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @стас, конечно, кому-то, да пригодится. Только можно класть листву сразу на почву и придавить шифером, а потом, если слой мульчи оказался толстым, снять верхнюю часть. Зато нижний слой так и останется придавленным к почве.

    [Ответить]

  • Лилия
    27 марта, 2014, 19:48
    Цитировать

    Доброго времени суток Вам! У насв Приднестровье уже настоящая весна. Абрикосы цветут вовсю. Огородный сезон у нас начался уже месяц назад. Успели посеять в грунт основные культуры. Даже эксперементальную делянку с картофелем «под соломой» заложила. Сегодня увидела перые ростки.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Лилия, здравствуйте!

    У нас только тюльпаны, которые растут самосевом, начали всходить. Вообще-то, мартовская погода не по нашему сезону, но как знать, может и в дальнейшем так и останется.

    [Ответить]

  • Анатолий Черняк
    27 марта, 2014, 19:55
    Цитировать

    Спасибо,примерно тоже самое делаю сейчас и я.У меня вопрос-Что Вы собираетесь делать с листвой на грядках?Я думаю собрать верхний сухой слой,а остальное заделать плоскорезом в землю,и заскородить,чтобы образовалась корка для сбережения влаги в почве.После прогрева(недели через две) собираюсь делать посадки(смешанные),а потом уже опять мульчировать после всхода растений.Примите поклоны,Ваши ролики вдохновляют на творчество,и подкрепляют собственные мысли и решения!

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Анатолий Черняк, ничего с листвой я делать не буду!

    Не для того я её клал по осени, чтобы сейчас ворушить. Заделывать в почву ничего не нужно, потому что весь смысл мульчи и заключается в том, чтобы НАДЁЖНО прикрывать почву от иссушения. Во как!

    В эту яблоневую делянку ( в листву) чего-нибудь высажу или посею. Определюсь уже по месту на момент высадки рассады.

    [Ответить]

  • Валентина Викторовна
    27 марта, 2014, 20:19
    Цитировать

    Как же всё ладно и красиво у вас ,Сергей,получается...смотреть просто любо-дорого...Спасибочки за советы. У нас в Николаеве уже тепло и работа идёт полным ходом. Как здорово,что по вашему совету,замульчированные грядки требуют меньше сил на обработку. А чеснок,который садила прямо в овёс глаз радует...Вот сейчас засею проходы между грядками,чтобы было красиво. Обожаю вас. Удачи вам.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Валентина Викторовна, так обработки-то никакой и нет. Кто её придумал и зачем, я не знаю? По всей видимости, те, кто придумал копать, рыхлить и бороться с сорняками, собственной дачи и не имели. Иначе, как же можно себя так насиловать весь сезон!

    Нам лучше учиться у Природы! У неё глупых процессов нет — всё по делу!

    [Ответить]

  • евгений
    27 марта, 2014, 20:29
    Цитировать

    Спасибо за пост!!! У нас уже гораздо теплее.Сделал по вашему совету 6 грядок высоких(пока шесть,будет материал-будет и больше)Попозже скину фотки.Посадил морковь и лук.Замульчировал листвой,недалеко от меня посадки лиственные...почва под листьями действительно влажная,особенно после холодных ночей!!!

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @евгений, Вы вот чуток, наверное, не совсем правильно сделали? Нужно было сначала замульчировать, потом сделать грядки в этой мульче, а потом уже сеять. Иначе молодые всходы могут мульчу не пробить.

    [Ответить]

  • галина Ивановна
    27 марта, 2014, 21:01
    Цитировать

    добрый вечер.У нас почти весь снег растаял,но по ночам еще заморозки.Сын сделал 2 теплицы из поликарбоната ,правда очень высокие-буду сажать высокорослые помидоры.Посадила редис.салаты.петрушку.Через недельки 2 хочу попробывать высадить часть рассады помидор и огурцов.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @галина Ивановна, здравствуйте!

    Можно, в принципе, высаживать в теплицу и сейчас рассаду, но перед этим закалить её при окружающем воздухе. Резкая смена погодных условий может сказать на развитии после пересадки.

    [Ответить]

  • Лилия
    27 марта, 2014, 21:28
    Цитировать

    Здравия, у нас в подмосковье в прошлые выходные ещё на грядках вода стояла  ))), только сняли лапник с цветов  и клубники. А сейчас похолодало ( как и везде ))). Поэтому   никаких особо огородных дел не поделаешь, но уже готовится — растёт рассада на балконе ))) .

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Лилия, добрый день!

    Ну, ничего страшного, весна уже не за горами, придёт и к Вам!

    [Ответить]

  • Анатолий Донецк, Украина
    27 марта, 2014, 21:30
    Цитировать

    Добрый вечер, Сережа! За семена спасибо. Все, кроме перцевидных взошли хорошо, Перцевидные еще  раз посеял. Кроме того посеял разные  семена помидор и перца Гусева, высокорослые  и низкорослые — уже тоже всходят. У нас сейчас тепло, на даче привез ванну, установил для элексира, В бочке буду бадяжить. В бочке буду бадяжить зеленые правы, уже пошли расти. Тоже буду удобрять и опрыскивать или чередовать с элдексиром ( а может смешивать). Все это идет хорошо. Буду ставить 2 парника 4 — х метровых ( приобрел у вас , посмотри фирму" Башагропласт "есть 6и 8 метровые ). Начал делать прививки, установил 2 бочки для посадки огурцов ранних ( 20 апреля высажу туда рассаду огурцов). Привез из питомника коллоновидних яблонь Болеро,Арбат и Джина, грушу Санэемо, сливу Анже и досадил к посаженым осенью. посадил еще киви Валентайн 2шт.От соседей нешороших натянул 20 м зеленый забор по сетке. смотрится класно, Сфотографирую и выложу в однокласники, там много фото ( мой логин tola0847 )  Уже цветут крокусы, подснежники, дикий тюльпан, кизил и т.д.  

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Анатолий Донецк, Украина, здравствуйте!

    Ну, Вы прям можете фору дать всей дачной молодёжи, сколько всего насажали! Я бы тоже кое-чего прикупил, но уже места нет, куда сажать. За наводку по парникам спасибо, только мы надумали по осени поставить теплицу из поликарбоната. Как найду подходящий вариант, то непременно куплю.

    [Ответить]

    Ольга ответил:

    у меня тоже перцевидные не взошли.,

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Ольга, возможно, Вы их глубоко посеяли?

    На фотке с рассадным ящиком, посмотрите на третью секцию слева — это перцевидные. Первые (слева) две секции это Де-Барао, а следующая Перцевидные. Потом сорт Анжелика, затем Триумф, а последний Пловдивская Каротина (семена из Болгарии *г. Пловдив* прошлого года).

    [Ответить]

  • Татьяна
    27 марта, 2014, 21:39
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей! Привет из Тульской обл.! А я 25.03 посеяла редис в теплице, а сегодня прививала на лещину другой сорт способом «за кору» (почки набухшие, кора отделяется хорошо)! Крокусы, медуница, мать-и-мачеха цветут, пчёлки летают! Красота, уходить не хотелось!

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Татьяна, добрый день!

    Прививками ещё не занимался — жду посылку с прививочными секаторами от Евгения Федотова. Заказал сразу ДВА — себе и брату.

    [Ответить]

    Татьяна ответил:

    Сергей, здравствуйте.  Прививочные ножи приобрела в 2010 году, но все прививки были неудачными. И поэтому после этого прививаю привычными  советскими ножами для прививки. Может быть повлиял 2010 год, у нас в Самарской области не было ни одного дождя и температура с мая по сентябрь больше 30 градусов.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Татьяна, добрый день!

    Мы всё равно с братом попробуем прививочные секаторы. Возможно, на первый раз не получится, но ведь нужна постоянная практика, тогда и толк будет. Когда я сел первый раз «за руль» у меня тоже ничего не получилось, теперь езжу на автопилоте. Навык программируется в подсознании и закрепляется там всю оставшуюся жизнь. Так что будем пробовать!

    [Ответить]

    Татьяна ответил:

    @Сергей, 2-мя секаторами будет работать легче — одним будете делать срезы на подвое, а другим, с другим ножом, будете делать срезы на привое, а то пока сделаете один срез, поменяете нож в секаторе — а где держать привой, чтоб не подсох- в воде? Меня именно это остановило от покупки! (Тульская).

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Татьяна, нет у меня останется один секатор, второй отвезу брату. А зачем нож в секаторе менять? Вырезы делаются одни и тем же ножом, только один на подвое, а другой на привое.

    [Ответить]

    Татьяна ответил:

    @Сергей, значит, я не так поняла про насадки, надо будет уточнить принцип работы!

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Татьяна, а лучше попробовать на какой-нибудь веточке, например, тополиной или другого дерева.

    [Ответить]

    Татьяна ответил:

    @Сергей, чтобы попробовать — надо купить! Вот получите и сделаете свою рецензию! Знаю, что толщина веток — не меньше 6-7мм.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Татьяна, так Вы веточку с собой в магазин возьмите и попробуйте, а потом решите, стоит покупать или нет. Я, конечно, непременно сделаю видео обзор по секатору, когда получу.

    [Ответить]

    Татьяна ответил:

    @Сергей, А у нас эти секаторы появились в продаже в магазине Усадьба!

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Татьяна, уточните, пожалуйста, где это у Вас?

    [Ответить]

    Татьяна ответил:

    @Сергей, В Тульской области!

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Татьяна, ВО!, А то я подумал, что в Липецке. Вы, пожалуйста, в следующий раз сразу уточняйте город.

    Договорились, Татьяна?

    [Ответить]

  • Зоя
    27 марта, 2014, 21:39
    Цитировать

    Добрый вечер! Как всегда очень интересно читать Ваш материал. Но у меня возник вопрос. Почему Вы заказали заморские семена? Я с некоторых  пор не доверяю им вообще -поэтому и спрашиваю. После просмотра фильма «Процветание» я стараюсь вообще ничего заграничного не приобретать. На временном промежутке 1ч. 33 м. начинается часть фильма о влиянии западного сельского хозяйства в целях сокращения населения земли. Посмотрев фильм до конца, на многое открываются глаза.  Я уверенна что Вы и другие любители -дачники сможете вырастить  более безопасные и эффективные сорта овощей  без ГМО и всяких гадостей.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Зоя, здравствуйте!

    Нет, попробовать разные семена нужно. Тут дело в том, что одна из читательниц моей рассылки приехала в гости к детям в Лондон (за внучком приглядеть) и написала мне, что может купить и выслать семена помидоров. Я не отказался. Эти сорта уже есть и у нас, но у производителя покупать надёжнее!

    Что касается политики уменьшения населения планеты, то это уже давно известно, но разве Вы не предполагаете, что ГМО уже есть везде. Учёные всё спорят, каким образом такие продукты действуют на организм человека, но нам правды всё равно никто не скажет.

    Возможно, и то, что при использовании Природной Технологии при выращивании таких овощей и фруктов, они будут безопасны для нас. Всё же во власти Матушки-Природы!

    [Ответить]

  • Рита
    27 марта, 2014, 21:47
    Цитировать

    О ластиковыми моих делах на участке. Почти такие же, как у Вас грядки-короба, только огорожены панелями (остались от ремонта). Уже взошли в открытом грунте и выпустили по второму настоящему листочку — салат и шпинат. Едим прошлогодний перезимовавший лук, петрушку, эндивий. Посеяла в грунт морковь, петрушку, горох, лук-севок, лук — кущевку. Помидоры — часть уже посеяла в открытый грунт, часть посею в понедельник, часть на подоконнике в рассаде. Рассаживаю цветы-многолетники. Подснежники, крокусы и хиондоксы отцвели, цветут нарциссы и тюльпаны. Малина, смородина, сирень полностью в листьях. Уже по 4 листочка у люпинов, посеянных под зиму. Одуванчики цветут. В течение недели обработали сад и клубнику бургундской жидкостью. Сделали обрезку плодовых и винограда. Вчера ходили в шортах и майках, а сегодня похолодало, пошел дождь, которого ждали месяц. Читаю Вас уже лет 5, наверное. Не знаю, сколько Вы пишете, но мне кажется, очень давно))). Тоже стараюсь не применять ядов. Мульчирую всё лет 25. Не перекапываю почву. Теперь применяю понемногу микотехнологию (грибная) для оздоравливания почвы и питания растений. Хочу сделать не теплицу, а антимоскитную сетку на каркасе, вместо поликарбоната. Так много хочется всего применить, боюсь за жизнь не успею.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Рита, использование грибной технологии — это грамотное решение! А мульча, как раз и создаёт им условия для проживания и развития. Так держать!

    В сеть я пришёл году в 2008, до этого у меня ни компа, ни Интернета не было — пробивал всё своим лбом. Сейчас хоть можно найти описание некоторых своих результатов, но времени на это уходит «мама не горюй».

    В ближайшие выходные тоже поеду обрезать яблони, а то некоторые в позапрошлую зиму пострадали от морозобоин. Выявились эти признаки прошлым летом, но обрезку решил перенести на эту весну.

    [Ответить]

  • Рита
    27 марта, 2014, 21:50
    Цитировать

    Извините, клавиатура глючит, и слова в тексте перескакивают.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Рита, да, ничего страшного, мы все понимаем такие моменты — не переживайте!

    [Ответить]

  • Юлия
    27 марта, 2014, 21:54
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей! Были в деревне 25 марта — красота!!! Из работ успела только обработать кусты и деревья от зимующих насекомых Профилактином. Снега уже нет совсем. Распустились крокусы, вылезли лук и чеснок, готова распустить листочки смородина, короче, уезжать не хотелось...

    video.yandex.ru/users/plushka-lu/view/20/

    [Ответить]

    Ольга (Тагил) ответил:

    @Юлия  Спасибо за ролик! У нас такая красота только через месяц появится, а пока на Урале снег лежит,  все растюшки свежего посева по городским квартирам живут  и на улице температура сегодня -3 градуса.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Юлия, добрый день!

    Спасибо за ролик — настроение улучшилось вдвое!

    [Ответить]

  • Татьяна .Санкт-Петербург
    27 марта, 2014, 22:03
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей!

    У нас снега нет давно. Под мульчой земля промезлая еще. 25марта прививала яблони, сливы и груши.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Татьяна .Санкт-Петербург, добрый день!

    Прививать буду чуть позже — жду прививочный секатор от Евгения Федотова.

    [Ответить]

    Татьяна .Санкт-Петербург ответил:

    Сергей, добрый вечер! Пробовала в прошлом году прививочный секатор — полное разочарование. только прививочный нож, причем фирменный. victorinox felco 3.90 50, 3.90 10, 3.90 20 (1.90 20),3.90 60 — это номера моделей. в интернет-магазинах от 500-600-до1000 рублей.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Татьяна .Санкт-Петербург, мы с братом хотим попробовать, а иначе как можно определить — полезная это вещь или нет.

    [Ответить]

  • Марина г.Архангельск
    27 марта, 2014, 22:29
    Цитировать

    Добрый вечер. У нас еще сугробы и метели. Сидим дома и ждем теплой погоды.На огород не попасть- калитку замело. Хочу сделать теплую грядку под кабачки. Остальное по погоде и сроках. Они у нас с опозданием на месяц. Буду в этом сезоне применять эликсир.Ваши статьи очень помогают мне.До свидания. Удачи Вам.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Марина г.Архангельск, здравствуйте!

    Вот видите, у Вас со снегом всё в порядке — нам столько! А Эликсир применяйте обязательно. Растения покажут на что он способен!

    [Ответить]

  • Татьяна
    27 марта, 2014, 22:29
    Цитировать

    Здравствуйте,Сергей! Привет Вам из Белгорода. У нас тоже совсем весна до +20. Последние 5 дней дул сильный ветер, а у меня под мульчей прошлого года сыро и много червей. В этом году буду первый раз все сажать в короба с мульчей — интересно, что получится. У меня не просто листва, а листва — переработанные ветки — листва. Не знаю, как все будет,ведь у меня не стандартная в этом плане ситуация. Муж говорит, что если после всех трудов прошлого года не будет нормального урожая, помогать следующей осенью мне не будет! Ну, да это все слова, конечно будет, но будет очень жаль если не все получится, как хочется. Уже посеяла морковь, свеклу, лук,чеснок(под зиму не получилось). Хочу посеять в парничёк раннюю капусту, ранние помидоры и семена цветов. И хотя обещают еще заморозки до -4 думаю все будет хорошо. Спасибо Вам за Ваши труды и помощь нам. На даче так замечательно,особенно после зимы!

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Татьяна, добрый день!

    А куда теперь Ваш супруг денется-то с «подводной лодки»?! (шучу). А результаты непременно будут и урожай будет именно тот, который могут вырастить сами растения! При использовании мульчи на почве мы, в первую очередь, создаём условия для самой почвы и её обитателей, а условия для роста и развития растений уже создаются по умолчанию. Так что, какой урожай смогут вырастить растения, таким он и будет, не сомневайтесь!

    [Ответить]

  • Анатолий Донецк, Украина
    27 марта, 2014, 22:53
    Цитировать

    Забыл. Сережа посмотри" Здоровый сад" и Экоберин"_ это изобретения ученых С -Петербурга Аналогов нет. Т.к. еще не заквасилась наша брага я опрыскал деревья и кустарник этим совместным раствором. В прошлом году брызгал все коллоны, -результат хороший

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Анатолий Донецк, Украина, скажу Вам по секрету, аналогов нет ЖИВОЙ почве, которая находится под мульчей. Так же нет аналогов тем миллиардам микроорганизмов, которые в ней проживают и «кормят» наши растения!

    Вот так я думаю, Анатолий. А Вы смотрите сами и если считаете, что это помогает растениям — применяйте!

    [Ответить]

  • Василий
    27 марта, 2014, 22:58
    Цитировать

    Здравствуйте Сергей! Я новичок по вашим методам ,и осенью опоздал сделать грядки, но сделал их уже весной.Я живу в Молдове а у нас были уже 16-18 градусов , и я думал что можно сделать уже грядки при такой температуре.Скажите пожалуйста могу ли я сеять редис в этих грядках и прикрывать пленкой (как парник) пока растет рассады.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Василий, добрый день!

    Конечно, можно сеять все культуры, но если есть вероятность возвратных заморозков, то лучше перестраховаться и накрыть делянки, но только не плёнкой, а лучше нетканым материалом.

    [Ответить]

    Василий ответил:

    Огромное спасибо !

    [Ответить]

  • Геннадий
    28 марта, 2014, 0:00
    Цитировать

    Здравствуй, товарищ Дьяков ! Посеяли мы за забором вдоль изгороди немного клевера,а теперь не знаем как избавиться — по всему участку произростать хочет ! Снега в Оренбурге ещё достаточно , но руки уже чешутся, Дай вам Бог здоровья и хорошего урожая!

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Геннадий, приветствую!

    А с какой целью сеяли клевер-то? Я посеял, чтобы он рос не только в этих проходах, но по-возможности и сам размножался по даче самосевом!

    Геннадий, Вам тоже успехов в этом дачном сезоне!

    [Ответить]

    Геннадий ответил:

    @Сергей,Посадил для разнообразия как цветочки, но такой склонности к размножению не ожидал! Всего хорошего.

    [Ответить]

  • Александр
    28 марта, 2014, 1:17
    Цитировать

    Здравствуйте Сергей.Да смотрю я на ваши грядки и удивляюсь,это сколько же надо саломы и всяких листьев запасать .В саду я посадил только чеснок ,раньше садил под зиму а сейчас только ранней весной.бадягу вашу еще не заводил ,так как нету такой большой емкости как у вас.А какой высотой ваши грядки? я имею в виду доски.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Александр, добрый день!

    Доски половые б/у — высота 120-130 мм. Это только кажется, что нужно много мульчи запасть каждый год. На самом деле, много мульчи нужно только в первый год, а потом только добавлять в те делянки, где она уменьшится. Сразу скажу, листва слоем в 10-12 см.за сезон перерабатывается полностью, ну, или почти полностью. Поэтому её нужно каждый год пополнять. Но Вам никто не мешает комбинировать разные виду мульчи между собой. Дело за малым — нужно применять!

    [Ответить]

  • стас
    28 марта, 2014, 4:55
    Цитировать

    Всем привет! С листвой ничего делать нельзя и не касаюсь ни плоскорезом, ни другим инструментом, а только опрыскиваю трихофитом, грибок которого перерабатывает органику мульчи в пригодную пищу для растений не нарушая структуру почвы и не тревожит ее обитателей. Стас.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @стас, здравствуйте!

    Полностью согласен! Мульчу, положенную осенью и прижатую снегом к почве ворошить без надобности не нужно! Ведь она и кладётся по осени для того, чтобы весной быть, как можно сильнее прижатой к поверхности почвы.

    [Ответить]

    Ольга ответил:

    а как прогреть побыстрее слой мульчи?

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Ольга, а зачем Вам греть мульчу?

    [Ответить]

  • Frautatyana
    28 марта, 2014, 5:38
    Цитировать

    Здравствуйте , Сергей. У нас на Урале пока только рассадная посевная. В выходной обкопали снег вокруг дома. Еще полтора метра снега на грядках , а ручки уже так чешутся ! Особенно глядя на ваши фотографии.Удачи в посевной.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Frautatyana, добрый день!

    Ну, и к Вам весна придёт, не сомневайтесь!

    За пожелание спасибо!

    Вам тоже успехов в этом дачном сезоне!

    [Ответить]

  • Марина
    28 марта, 2014, 7:18
    Цитировать

    Здравствуйте Сергей!! Хочу спросить ,по весне Вы листья сгребаете или остаются на все лето как мульча??? Спасибо за ответ!

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Марина, добрый день!

    Листва, солома, сено, семечковая лузга и все другие органические остатки остаются КАК ЕСТЬ. Почитайте комменты выше...

    [Ответить]

    Марина ответил:

    @Сергей, Спасибо Вам Сергей за ответ!! Я спросила потому,что в блогах много читала,что под листьями  размножается очень много вредителей сада. Как Вы относитесь к таким высказываниям?

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Марина, дорогая! Самый опасный вредитель сада и дачи размножается не под листвой... Вы догадались, о ком идёт речь?

    А, если серьёзно, то уже давно прочитал (уже не помню где), что вредители дикорастущих растений и «культурных» — РАЗНЫЕ! Да, и сам никогда не замечал, каких-либо проблем от использования листвы тополя, клёна, липы, берёзы, ясеня и т. д.

    Марина, понимаете, в чём дело. Человек придумывает для себя и других какие-то страшилки, которые не имеют под собой основы. Я предпочитаю всё пробовать на практике! Получаю результат, а потом делаю соответствующие выводы. Вот, как-то так.

    [Ответить]

    Марина ответил:

    @Сергей,  Спасибо, Сергей!!! Да будет так!! 

    [Ответить]

  • Валентина Андреевна
    28 марта, 2014, 7:39
    Цитировать

    Здравствуйте,Сергей ! Решила ответить у нас север снег еще не растаял вес .Но рассада томатов посажена в ближайшие дни буду пикировть ,да в эти выходные  съездим на дачу посмотрим что и как . С уважением Валентина Андреевна.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Валентина Андреевна, здравствуйте!

    А зачем Вы пикируете-то? Купите разборные рассадные ящики с ячейками и сейте семена, без последующей пикировки. Посмотрите на мои ящики, пользуюсь уже лет 12-13, а они как новые!

    [Ответить]

  • Ольга
    28 марта, 2014, 8:25
    Цитировать

    Я тоже раньше сажала клевер между рядами,но он очень ползучий, чуть упустишь, вся грядка  забита плотным слоем. Может как сидерат он и хорош, но в огороде не понравился, вот лужайки вместо газоной травы это то что нужно, ко мне соседи приходят стрегут лужайки для кроликов.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Ольга, так в коробах делянок (под толстым слоем мульчи) он расти не будет, а поползёт по проходам. Это, кстати, мне и нужно!

    [Ответить]

  • Антон
    28 марта, 2014, 8:33
    Цитировать

    Всем доброго дня!

    У нас клевер, как сорняк- не остановить на газоне. Зеленая масса с него при покосе для мульчи не очень подходит- нет волокнистости как у сена и слоистости, как у листвы. А так как органики для мульчи не хватает, то пятна клевера вместо травки газонной сильно огорчают. 

    Планирую мульчу с грядок снять, чтобы земля скорее прогрелась и поперли сорняки, которые я бы срезал и потом уже свое сажал. Пожалуйста, напишите про рассаду томатов на балконе, что выдерживает всего +4 и как она в парнике будет развиваться. Вы в парнике баклажка с водой клали для сглаживания температурных колебаний? (Их иногда называют аккумуляторы тепла?)

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Антон, здравствуйте!

    О результатах высадки и развития рассады в парнике расскажу непременно, когда наберу побольше материала. Баклажки с водой в парник не клал. Возможно, положу камни.

    [Ответить]

    Николай ответил:

    @Сергей, Я на всю поверхность грядки под парник наложил 1.5 л бутылки с водой и прикрыл сверху пленкой для аккумулирования тепла и прогрева почвы. После посева и установки парника также между рядками оставлю бутылки для сглаживания ночных и дневных температур.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Николай, баклажек у меня на даче 1,5-литровых не было, а камни, которые были, в парник не помещались — там всё предельно скучено. Я особо-то не переживаю за рассаду — её всё равно нужно было выбрасывать, ну, я решил поэкспериментировать в этом году.

    Дело тут в том, что я не планировал именно эту рассаду в парник, поэтому и не подготовил простые светлые баклажки под «аккумулятор тепла» в парнике. Через неделю будет всё ясно — выжила или нет.

    [Ответить]

  • Нина
    28 марта, 2014, 8:54
    Цитировать

    У меня на газоне откуда-то взялся клевер, может птички принесли, так я теперь не могу его вывести, все лето боролась с ним, выдергивала, а он разрастается со скоростью света.Уже образовались полянки клевера. Так что прежде чем сеять клевер,подумайте о последствиях.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Нина, так я для этого и сеял клевер, чтобы он сам распространялся по всем проходам дачи!

    [Ответить]

  • ВАлентина
    28 марта, 2014, 9:29
    Цитировать

    Спасибо, Сергей, что не забываете присылать мне материалы. У нас еще зима, днем солнышко уже греет, но на дачу пока не ездила, только в конце апреля. ПО погоде!

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @ВАлентина, не грустите, и к Вам придёт весна непременно, только нужно немножечко подождать.

    [Ответить]

  • Татьяна
    28 марта, 2014, 10:31
    Цитировать

    Большое спасибо за всю Вашу информацию!  Всё читаю с великим удовольствием. Много интересного и полезного беру для себя. Продолжайте в том же духе!  Первые вылазки в сад уже сделаны. Прошла проверка всех деревьев и кустарников. Полагаю, что зиму пережили благополучно. Пршлась по цветнику, вырезала все сухие стебли прошлогодних хризантем. Одно настораживает: начали проклёвываться тюльпаны! Боюсь возвратных заморозков, один год  уже так было, потеряли много цветов. Придётся прикрыть их на время.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Татьяна, так у нас тоже тюльпаны, которые растут самосевом, повылазили в некоторых местах, но маленькие заморозки, возможно, им не сильно повредят. Тут дело в том, что в момент заморозка, от почвы поднимается водный туман. Глазу он не виден, а вот если нагнуться к почве лицом, то влага ощущается хорошо. По всей видимости, эта влажная взвесь и спасает тюльпаны от повреждений.

    [Ответить]

  • Людмила
    28 марта, 2014, 12:43
    Цитировать

    Посмотрела Ваши ролики и фото — да Вы счастливый человек ! Уже стоите на земле ! Мы же удостоимся такой радости только в конце апреля-начале мая .Так что все планы пока ещё только на бумаге ......

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Людмила, ну, если планы только на бумаге, то это тоже хорошее дело. Зато, когда приедете на дачу, эти планы можно реализовать на местности!

    [Ответить]

  • Елена
    28 марта, 2014, 12:47
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей! Прочитала статью — завидую белой завистью: у нас еще снег не растаял, в выходные были на даче — набили баки снегом (у нас воду дадут хорошо, если к 1 мая! а поливать-то нужно), приподняли укрытие над виноградом и над розами и над новыми посадками (в прошлом году насажала очень много новых для себя культур: голубику, бруснику, актинидию, абрикос, сливово-вишневый гибрид, золотистую смородину). Наметили с мужем где будем делать ваши грядки — я новичок на ваших страницах, но у меня уже руки чешутся воплотить ваши идеи в жизнь! Активно ищем возможность приобрести солому. Короче, готовимся к дачному сезону

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Елена, добрый день!

    Так если приобретёте солому, то и поливать будете намного меньше и реже!

    Да, и дело-то не в поливе, а наша задача сохранить ту влагу, которая пришла со снегом. И эту задачу за нас решает МУЛЬЧА! Так что, чем быстрее купите солому и накроете почву, тем больше влаги в почве и останется.

    [Ответить]

  • Ольга
    28 марта, 2014, 13:06
    Цитировать

    Сергей,здравствуйте!

    Читаю Ваши рассылки  с удовольствием,стараюсь применять что то,но не всё получается.

    Замульчировала тюльпаны,по осени  у всех они уже красавцы а у меня только пробиваются.

    У других в рассылке прочитала что мульча сейчас весной не совсем нужна и запуталась если мульчировать весной её снимать или пусть лучше позже но лучше? и ещё картошку под солому уже тоже можно сажать? 

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Ольга, добрый день!

    Так у «чёрных копателей» мульча всегда не в почёте. Вы кому верите — им или Природе?

    Ну, и что, что цветы вылезут попозже? У них они уже отцветут, а у Вас будут радовать глаз. Хотя тюльпаны можно мульчировать и после всходов по весне, так как у них из почвы сначала вылезает мощный зелёный конус. Смотрите сами, Ольга. Можете сделать на будущий год — часть тюльпанов под осенней мульчей, а часть под весенней. Тут сам дачник решает, как ему поступить.

    Картошку ещё не сеял под мульчу — рано (почва-то мёрзлая). Хотя ради эксперимента можно и положить несколько клубней по мёрзлой почве.

    [Ответить]

  • Любовь
    28 марта, 2014, 13:14
    Цитировать

    Доброго всем дня! У нас в Ростовской области уже тепло: посеяла морковь, пастернак, лук, укроп, петрушку, салаты, сельдерей листовой, редиску, базилик и томаты в грунт (делаю так уже не первый год), на очереди посадка картофеля, т.к. обещают похолодание немного задержусь. Писала, что по зимой у меня кустарники набрали почку, волновалась как переживут морозы в 30 градусов, сообщаю обошлось малыми потерями, выборочными веточками, в основном всё нормально.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Любовь, здравствуйте!

    Ну, вот видите, как всё удачно сложилось с кустарниками-то! У нас таких морозов в этом году не было — от силы -25-28. На тот момент, когда были на даче, мои кустарники ещё дремали, но видимых повреждений веток не заметил.

    [Ответить]

  • Александр
    28 марта, 2014, 20:58
    Цитировать

    Сергей ,здравствуйте! А как быть если у нас снега почти не бывает ,что досками а сверху кирпичами придавливать листья или салому?А вообще надо попробывать сделать такие грядки заманчиво.А на видео ваши грядки кажутся выше.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Александр, добрый вечер!

    Ну, насчёт листвы подумайте сами. Договорились?

    А доски попадаются разной ширины, но в основном 120130 мм. Вот пост, в котором есть фотка с рулеткой и доской — dacha21veka.ru/mulcha/ves...nyj-sezon-1.html

    [Ответить]

  • leika
    29 марта, 2014, 5:07
    Цитировать

    Здравствуйте Сергей А почему вы хотите купить теплицу готовую, а не сделать на заказ? В наше время ведь это не проблема. Меня тоже не устраивают те теплицы которые продают готовые 6×3. Мне мало ширины. На мой взгляд теплица должна быть 4 м. шириной. Чтобы входило 3 ряда грядок. И форма у неё должна быть в двух уровнях. Я имею ввиду центр потолка с разницей в высоте в 20-30 см. А эта разница будет служить форточкой во всю длину теплицы. Потому что, те форточки которые предлагают по бокам это сквозняк, который какбы не совсем нужен нашим ростишкам. У нас в Красноярске эти теплицы изготавливают на заказ. На мой взгляд лучше сделать одну, но хорошую теплицу, чем 2-3 бездарные. Пока, пока.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @leika, добрый день!

    По идее, можно и заказать, но крыша такой теплицы (ширина 4 метра) должна быть усилена дополнительными ребрами жёсткости, иначе снег может обрушить всю конструкцию. Вообще, мне понравилась вот эта теплица — www.teplicivsem.ru/catalo...yaya_skazka.html но дилера (от производителя) в Липецке пока нет. Ладно буду думать, до осени время есть.

    [Ответить]

  • Ольга
    29 марта, 2014, 16:06
    Цитировать

    Эдравствуйте Сергей! 

     

    Смотреть на ваш участок одно удовольствие.

     У меня грядки не огорожены и конечно такого порядка нет.  С осени мы по вашему методу все грядки эамульчировали листвой. в междурядьях у меня и без посева трава растет

    У нас уже +17  снег растаял но периодически еще идет и тут же тает. Погода зтой весной нас не балует.

     Обычно я на 8 марта в парник из поликарбоната сажаю семена огурцов и помидор Помидоры потом пересаживаю из парника а огурцы так и оставляю

     Завтра собираюсь посадить морковь и свеклу   Вообще до 1 мая все посадки заканчиваю

      С уважением  Ольга

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Ольга, добрый вечер!

    У нас тоже сегодня ночью был заморозок и пришлось ящик с экспериментальной рассадой занести в квартиру. Хотя обнаружил, что уже минусовая температура, только ночью, когда рассада ещё стояла на балконе, а уже было -1. Но рассада, слава Богу, перенесла этот заморозок отлично!

    Сегодня ездили в Задонский Монастырь и на трассе машину мотало ветром «мама не горюй». На следующей неделе обещают уже потепление...

    [Ответить]

  • Alenka
    29 марта, 2014, 20:50
    Цитировать

    Сергей, добрый вечер! Два года назад в саду между деревьями мы с мужем посеяли розовый клевер. Сначала он рос очень медленно, а потом его как прорвало (не успеваем косить, хоть кроликов заводи). Он ведь высокорослый. Это я уже позже в Инете прочитала. До цветения его не доводим, наверное, поэтому он никуда и не лезет. Красный клевер тоже высокорослый, а вот белый — низкорослый. Так что интересный эксперимент у Вас получиться. Хотелось бы посмотреть.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Alenka, добрый вечер!

    Вот почему я и смешал эти семена, что один ползучий, а другой нет. У меня есть крохотные куртинки белого клевера и он низёхонький, словно стелится по полевице. В этих проходах я посеял смесь этих сортов, но в другие проходы посеял и отдельно — где белый, а где красный, правда, уже забыл, где какой. Но это не столь важно, потому что, когда вся эта красота начнёт расти и цвести, то будет ясно, где какой.

    Клеверный «бутерброд» должен получиться великолепным!

    [Ответить]

  • Владимир из Казани
    30 марта, 2014, 7:18
    Цитировать

    Как по-вашему — опилки от бензопилы можно применить для мульчирования или примесь машинного масла вредна? (У меня кроме заготовки дров ещё нет работ на даче).

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Владимир из Казани, я бы не стал применять такие опилки. Понимаю, что масло органическое (это как пишут) и оно должно распадаться на безвредные компоненты, но проверить это, к сожалению, невозможно.

    На любой лесопилке с удовольствием отдадут эти отходы в любом количестве — набирай и увози!

    [Ответить]

  • надежда
    30 марта, 2014, 7:36
    Цитировать

    здравствуйте Сергей! большое спасибо за рассылки, я с ними внимательно знакомлюсь. не отвечала вот по какой причине: ч смотрела видеоролик Галины Кизимы с ее основными принципами «не капать, не поливать...» затем приобрела ее книгу «Что посадишь, то и съешь». не могу сказать, что не почерпнула из нее для себя ничего нового и интересного, но я ожидала «ИНСТРУКЦИЮ ПО ВЫРАЩИВАНИЮ ОВОЩЕЙ ПО ПРИНЦИПУ: »не капать, не поливать..."  А оказалось, что под картофель надо капать, да еще окучивать и т.д., то есть то, чем я занимаюсь ежегодно. на своем участке (почва у меня чернозем с примесью глины) я применяю овощеводство на узких грядках, копать весь огород тяжело. из мульчи применяю опилки и скошенную траву, солому достать нет возможности. в этом году еще ничего не делала, земля местами покрыта снегом, рассада растет пока дома, в теплую погоду выношу на улицу... 

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @надежда, добрый день!

    Я не знаю, что у Кизимы написано (не читал), но почву действительно копать не нужно. А овощи растут в некопаной почве без проблем, если на почве лежит мульча!

    [Ответить]

  • стас
    30 марта, 2014, 10:26
    Цитировать

    После уборки картофеля в соломе и не только, а в любой мульче, я сразу же провожу ремонт мульчи и опрыскиваю трихофитом для переработки ее пока еще теплые дни, а весной раскладываю посадочный картофель и сферху 49-50см соломы или другой мульчи и никакой прополки и окучиваний, только борьба с колорадо, каждый последующий урожай круче и место посадки не меняю, а обновляю только посадочный материал. Всем привет Стас.

    [Ответить]

  • Вера
    30 марта, 2014, 12:58
    Цитировать

    Здравствуйте Сергей! Я очень рада,что у Вас в планах теплица. Раньше тему выращивания овощей в теплице мы не обсуждали. А так хочется черпануть опыта в этом направлении!!!!  У нас Новосибирская область, снега много, но теплица — это особый край со своим микроклиматом. Что из Вашего внетепличного  опыта я позаимствовала для теплицы?  Первое — это короба. установили их в теплице с осени  в 3 ряда по всей длине. Согласна, что для  3-х метровой в ширину теплицы 3 ряда многовато, но будем подбирать технологию (может кто имеет хороший опыт) . Чтобы земля быстрее весной пргревалась засыпали в короба с осени земли на штык лопаты. Листья с осени  сыпать в короба не стали, но приготовили (мульча замедляет прогрев земли, а для Сибирского короткого лета, когда хочется пораньше все высадить это важно и очень даже). Листву положим в июне. В теплицу снег не забрасывали, поэтому 18 апреля земля в коробах оттаяла на 10 см. Вот 18  апреля использовала ваш Сергей опыт для прогрева земли с баклашками  только немного по другому, Вкопала все имеющиеся пластиковые  емкости (отвернув  крышки) в землю вниз горлышком на глубину 10 см. При следующем посещении дачи 29 апреля земля оттаяла в среднем коробе и в проходах более чем на штык лопаты. Вдоль стенок теплицы глубже чем штык лопаты чувствуется лед. Вкопали 29 апреля пластиковые емкости поглубже укрыли   короба целофаном , а поверх еще черной нетканкой и ждем. Что же будет дальше? Следующий раз пойдем с термометром  температуру почвы мерять.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Вера, добрый вечер!

    А зачем укрывали короба чёрным нетканым материалом? Хотя в теплице почву греет воздух, но и солнце должно помогать при этом греть почву, если солнечные лучи попадают на поверхность почвы. И ещё... Где-то есть у меня пост в блоге про то, как северяне греют почву при помощи камней. Вкапывают камни в почву так, чтобы часть камня торчала из почвы, вот и всё. На днях поеду высаживать рассаду в парники, но камни вкапывать не буду в этих парниках, а просто положу на свободные места. Таким образом, нагреваясь днём и остывая ночью, камни будут сглаживать перепад температур и в парнике будет относительно одинаковая температура. Попробуйте, возможно, это поможем Вам быстрее прогреть почву в теплице.

    [Ответить]

  • Вера
    30 марта, 2014, 13:07
    Цитировать

    Сергей, у Вас баклажки каким объемом вкопаны? И для капельного полива через баклажки сколько вы отверстий сделали? Я в результате домашнего эксперемента  решила делать 2 отверстия иглой циганкой. Не засоряются ли у Вас отверстия, надо ли для этого одевать на емкости колготки?

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Вера, добрый вечер!

    Вкопаны баклажки обычным способом. Сколько отверстий и какого диаметра сказать Вам не могу, потому что это коммерческий продукт и люди за это деньги платили. Поймите меня правильно. Отверстия бывают и засоряются, но я нашёл способ устранения этой проблемы. Даже не страшно то, что они засоряются, мне главное, чтобы вода из баклажек уходила за неделю. Бывают случаи, при установке новых баклажек, что вода уходит за сутки двое, но и эту проблему я решил.

    Про мою «Баклажечную Систему» можно узнать и заказать вот на этом сайте — ubus.dacha7.ru

    [Ответить]

  • Ольга
    1 апреля, 2014, 13:16
    Цитировать

    Сергей,добрый день! Подскажите насчет элексира? У нас температуре ночью МИНУС 5-10, днем 5-10 в плюсе. Я так понимаю что замачивать еще рано, т.к. читала что бактерии разводятся при довольно теплых температурах? Или частично можно покидать?

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Ольга, добрый вечер!

    В принципе, можно ингредиенты и покидать, но разводиться они начнут при температуре +22+25. Вообще, оптимальная температура для жизнедеятельности бактерий, как сказано в информации из сети, от +22 до +35 — ниже они не активны, выше погибают.

    Я вчера съездил на дачу и высадил рассаду в парник, погода была летняя, я даже загорал. Сегодня, 1 апреля, к вечеру метёт метель, но снега не так много. Потом посмотрим, что из этой затеи получится.

    [Ответить]

  • Лариса (г. Воронеж)
    2 апреля, 2014, 21:20
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей! 23 марта были на даче. Погодка была на редкость хорошая для этого времени. Порадовала петрушка и щавель. Хорошо перезимовали. Они у меня вымокали каждый год на протяжении 7 лет (весной на нашем участке местами стоит вода, почва перенасыщена влагой). У щавеля даже появились молоденькие листочки. Мелочь, а приятно!. Хорошо перезимовала клубника, которую я сажала в конце лета, а в ноябре по Вашему совету замульчировала. Боялась вдруг помёрзнет, т.к. сжала на высокую грядку от весенней воды. На зиму укрывала укрывным материалом. Все хорошо. Ваш совет на счёт мульчи пригодился. Спасибо! Почва под кустиками влажная, застоя воды нет, много червячков. Будем ждать летом хорошего урожая.

    Спасибо Вам за Ваши подсказки и советы. Успехов во всех начинаниях! Буду ждать отзыва на урожай из «заморских» семян.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Лариса (г. Воронеж), добрый день!

    Ну, вот видите, как у Вас всё здорово получается! Продолжайте в том же духе!

    Про заморские сорта помидоров обязательно расскажу. В ящик, из которого высадил экспериментальную рассаду в парник перед сараем, посеял семена сорта «Кафяви черешки» (Болгарский сорт). Посылка с семенами из Софии пришла как раз во время — в конце марта. Так что будем экспериментировать.

    Кстати сказать, у меня в цветочном горшке растёт одно помидорное растения сорта «Триумф» и уже завязались помидоринки. Скоро будем кушать собственные комнатные овощи.

    [Ответить]

  • Елена
    2 апреля, 2014, 22:06
    Цитировать

    добрый вечер,Сергей...Всегда с нетерпением ждем с мужем Ваших новостей,приятно что и вы ждёте наших...Большое спасибо за ваш отличный материал! и огромный опыт.!! Мы посадили лучек-кущевку и я посеяла салат, да вот за переживала 🙁 я на грядке раздвинула слой мульчи, посеяла семена салата,немного присыпала землёй и опять немного засыпала мульчей из соломы,которую положили в грядки ещё с осени...) пробьется ли салат через такой слой? точно так же я посеяла и морковь...Мы ведь новички в этом деле...Но хотим все сделать правильно.Подскажите пожалуйста нам что не так...За раннее Большое спасибо .

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Елена, добрый день!

    Так что Вы сделали не так? Всё правильно сделали. Единственно, за чем нужно было проследить, чтобы слой прошлогодней соломы над посевами должен быть тонюсеньким. Ну, теперь ничего не поделаешь — ждите результатов. Я тоже 31 марта посеял одну делянку морковки и мульчировал опилками над семенами. Точнее сказать, это даже не опилки, а что-то крупнее опилок, но мельче стружки — стружки-опилки. Так рано никогда не сеял, а вот в этом году решил поэкспериментировать с ранним посевом. Летом буду следить за ростом, а по осенью получу окончательный результат!

    Так что расслабляться некогда, нужно всё пробовать на ПРАКТИКЕ! Это и интересно, и получу достоверные результаты.

    [Ответить]

    Едена ответил:

    @Сергей, большое спасибо, Сергей,за ваше ободрение!!!!!!!! значит будем экспериментировать...

    [Ответить]

  • Татьяна
    4 апреля, 2014, 12:42
    Цитировать

    Добрый день, Сергей. Спасибо за Ваши письма.

    На даче были 29-30 марта. В Брянске солнышко, но холодно.  Собирались белить деревья, но было очень не уютно из-за ветра, пришлось отложить. Высадила лилии. я купила в магазине и они очень подросли в квартире, надеюсь что выживут. Посеяла  салат, укроп, петрушку, т.к.  прогноз положительных температур ночью,  а эти культуры  холодостойкие.

    Спасибо большое за Ваши советы

    [Ответить]

  • Людмила
    5 апреля, 2014, 12:15
    Цитировать

    Сергей, добрый день! Первый раз на даче были 20 февраля, прививала соседский сорт груши на свою . Погода была отличная, солнце,t-0. Секатор я купила еще в прошлом году и дела прививки на яблонях. Привились все, но одну летом сломало упавшим яблоком. Второй раз были 10 марта, прививала сливы и сломала нож у секатора, древесина у сливы очень плотная. Вставила новый. Прорезь в пластике, куда входит нож немного размохрилась и забилась корой и нож стал прорезать не до конца. Имейте это ввиду. Закрыла несколько грядок черным спандбондом, чтобы быстрее прогрелись. Облила смородину кипятком. Последний раз были на даче 28 марта. Красота! Начинают цвести мускари и крокусы, расцвели примулы и подснежники. Привила черную вишню на поросль., правда привой был тонковат. Посмотрим, что получится.Черешни, которые прививала два года назад на вишневую поросль, будут цвести в этом году. Расстроила только земляника, кроты  все изрыли, а мыши выгрызли сердцевину у самых мощных кустов виктории. После пасхи будем переезжать на дачу.

    [Ответить]

  • Наталья
    5 апреля, 2014, 12:52
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей и коллеги по с/х «цеху»! В Волгограде непогодь, хотя буквально несколько дней назад казалось, что наступила окончательная и бесповоротная весна. Никак не выбраться на дачу. Но на этот счёт не переживаю — еще совсем чуть-чуть и погода «устаканится». А вот по поводу теплицы хочу сказать следующее. Мы тоже хотим установить теплицу, но у нас в городе НИ ОДНА (!!!!!!) фирма не изготавливает теплицы с автопроветриванием. Не знаю почему, ведь в нашем жарком климате это архиважно! Ну будет стоить тепличка подороже, так ведь и хозяин будет спокоен всю неделю до поездки на дачу, и растюхи не задохнутся, и соседскую бабушку не нужно просить днем открывать двери в теплицу, а вечером закрывать. А в остальном всё прекрасно, к новому дачному сезону готовы, настроение отличное, чего желаем всем присутствующим )))))))).

    [Ответить]

  • Николай
    14 апреля, 2014, 22:04
    Цитировать

        Когда-то сеял красный клевер. Сильно сорннячит. Теперь стараюсь избавиться.

    [Ответить]

  • ирина
    17 апреля, 2014, 13:48
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей. С интересом читаю все Ваши статьи а так же комментарии. Посеяла осенью (еще до того как нашла Вашу страницу) овес. По идее он должен был вымерзнуть, но у меня овес зеленеет и растет. Решила его тяпкой сбить, но вот через какое время можно сажать на этой грядке не могу понять. Может кто подскажет. Горох уже готов к посадке, проклюнулся.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @ирина, добрый день!

    По идее, овёс должен вымерзнуть, но некоторые зёрна могли и не взойти осенью, а пролежать всю зиму и начать расти весной.

    А какие проблемы возникли у Вас в сроках посева или посадки в делянке с удалённым овсом? Сбили его тяпкой, теперь всю зелёную массу подсушите, а в это время (через день или в этот же день) сейте свой горох. Потом аккуратненько, сухую овсяную солому положите в междурядья растущего гороха и это будет мульчей. Правда, этого слоя соломы будет недостаточно для мульчи — нужно положить ещё другую отмершую органику, чтобы утолщить слой, вот и всё.

    [Ответить]

  • ирина
    17 апреля, 2014, 15:22
    Цитировать

    А овес не аллелопатичен? Или только после пшеницы и ржи надо выдержать 2- 3 недели?

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @ирина, аллелопатична ко всем культурам голая копаная почва.А при наличии мульчи и живущих полезных микроорганизмах в ней, думаю, что негатива не будет.

    Хотя можете поэкспериментировать — часть гороха посеять в овсяную делянку, а часть в другое место и потом сравнить. В этом случае получите ДОСТОВЕРНЫЙ результат, а не домыслы или догадки. Согласны? Ведь, лучше убедиться самой на конкретном результате, чем додумывать, как оно может быть...

    [Ответить]

  • ирина
    17 апреля, 2014, 15:57
    Цитировать

    Спасибо за быстрый ответ.

    [Ответить]

  • Людмила М.
    5 января, 2015, 11:52
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей! Огромное спасибо за такой драгоценный материал! Будем применять у себя на даче. Скажите, пожалуйста, что за деревца высажены у Вас в рядок на огороженных грядках? Саженцы высажены очень плотно для плодовых деревьев. Или это не плодовые? Или будет дальнейшее рассаживание?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Людмила М., добрый день!

    В делянках растут яблони колонновидного типа разных сортов. С таким расстоянием они росли у меня долго (высаживал по книге), а осенью этого же года решил рассадить, чтобы уменьшить работу по обрезке.

    Пост про пересадку здесь — dacha21veka.ru/posadka-sa...adka-yablon.html

    [Ответить]

  • Людмила М.
    5 января, 2015, 21:29
    Цитировать

    Спасибо за ответ, Сергей! У меня вопрос по поводу мульчи на грядках. Читала, что можно мульчировать грядки бумагой, для удержания влаги. Сами мы ещё не пробовали. Можно ли чередовать слои сухой травы и слой измельченного картона от коробок? Весной 2015 года хотим использовать на грядках. Только вот когда мульчировать, сразу после посева, например, моркови, или после всходов? Что посоветуете?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Людмила М., а зачем резать картон? Кладите его как есть, а сверху сено, солому, опилки семечковую лузгу и т. д.

    Сначала кладёте картон и мульчу в делянку, потом делаете в мульче и картоне щели (до поверхности почвы) и сеете семена НА почву. Всё.

    А лучше получите мини курс на своё емайл-адрес, там всё сказано — morkov.dacha7.ru/subscribe.html

    [Ответить]

    Людмила М. ответил:

    Спасибо! Для меня всё это так необычно!(посев семян моркови и других культур непосредственно на землю)!!! Недавно случайно зашла на Ваш сайт, читаю, знакомлюсь с Вашими наработками. О том, что не нужно копать землю на огороде читала и раньше, но не представляла себе этот процесс посадки растений, в голове СТОПОР, а тоже хотелось попробовать. Весной 2015 года будем экспериментировать. Ведь Вы же наглядно это показали на своем огороде! Кстати, про огород! На фото я краешек Вашего огорода увидела, но не увидела цветов и сада! У нас половина дачи под садом, половина под огородом, и обязательно цветы! Я просто не мыслю дачи без деревьев и цветов. У меня много роз, пионов и т.д. Так вот под них тоже такой слой мульчи класть или как-то иначе? Какое Ваше мнение?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Людмила М., так есть у меня и цветы и деревья плодовые. Яблонь колонновидных было 54 штуки, по осени 2014 года 6 или 7 отдал, да Вы их на фотках и видели в делянках. Есть три саженца груши — один саженец обычный, а 2 колонновидные. Есть один саженец колонновидной черешни. Так же около 30 сортов винограда (в течение двух лет меняю сорта, нужно точно на даче посчитать).

    Вы этого всего не видели потому, что этот пост публиковался весной. Посмотрите другие посты с летними роликами и фотками, там есть почти все дачные растения...

    [Ответить]

  • Виктор
    13 августа, 2015, 19:40
    Цитировать

    Прошу прощения, возможно, это где-то и прозвучало — я о картоне. В ряде постов из нескольких тем мне уже встречались упоминания о картоне. И Вы, Сергей, благосклонно к нему относитесь. У меня в голове осталось следующее:

    1. Осенью берем картон и покрываем почву в делянках. Потом для посева прорежем что надо. 

    2. Сверху насыпаем листву, опилки, хвою и т.п. Без картона 15 см, а если картон от телевизора (5-7 мм), то насколько меньше можно слой ?

    3. И в яблонях также, но делаем вырез для ствола.

    Так можно?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Виктор, в принципе, можно использовать картон по вашей задумке, только не представляю, как это сделать для мелкосеменных культур.

    2. Слой мульчи с картоном точно такой же как и без него — он же тонкий, а самое главное, чтобы отмершей органики было вдоволь почвенным микроорганизмам...

    3. И под яблонями можно...

    Я иной год использую, когда он есть... а чего не использовать, раз его почвенные бактерии и грибы жалуют?!

    [Ответить]

  • Кристина
    17 октября, 2015, 15:41
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей! Спасибо за познавательное видео. Я стою перед вопрос выбора материала для оформления проходов между грядками. Закупили гравий. Но после просмотра Вашего видео, заинтересовала идея посадки белого клевера. Но вот вопрос! «...Клевер — хорошая и красивая „травка“. Но для его опыления, а значит и для „размножения“ нужны шмели. Только они своим длинным хоботком могут его переопылять. Пчелы и осы не могут. Иначе он у вас на следующий год не взойдет. А шмели его очень любят. так что есть шмели — будет клевер, есть клевер — будут шмели...» Как дела со шмелем? Как много их будет на дачном участке?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Кристина, добрый вечер!

    Шмелей на дачном участке, в связи с посевом клевера в проходах, будет ровно столько, сколько и было. По крайней мере, у нас на даче шмелей не прибавилось. Наши шмели живут в делянках с мульчей и ранней весной видно, как они выползают из соломы и пробуждаются от зимней спячки. Они ещё вялые, но расправляют свои крылышки и начинают летать...

    За клевер не переживайте — будет расти отлично. Возможно, Вы не видели вот этот пост про клевер за 2015 год - http://dacha21veka.ru/planirovka-dachi/avgust-2015-goda-klever-v-proxodax-mezhdu-delyankami-vmesto-gazonnyx-trav.html

    [Ответить]

  • Инна
    14 декабря, 2015, 15:17
    Цитировать

    Здравствуйте Сергей!Очень нравится идея с клевером в проходах.Эта травка и красивая и ,что самое главное,не является сорняком.Обязательно буду пробовать сеять в проходах.А сколько мульчи Вы укладывали по верху семян клевера?Нужно ли после посева поливать почву?После всхода клевера можно ли свободно «топтаться» по травке,не вредит ли это?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Инна, добрый день!

    А почему Вы решили, что это не сорняк? И какие травы в вашем понимании являются сорняками?

    Слой соломки после посева семян самый тонюсенький. Так в разброс накидайте, чтобы только семена были изредка прикрыты и всё.

    Что касается полива после посева...

    Инна, как Вы видели из материала этого поста, сеял я семена ранней весной (23 марта), поэтому поливать после посева было не нужно, потому что почва и так насыщена снеговой водой. Если сеять семена в середине лета (в засушливый период), то поливать нужно.

    Теперь про топтание по клеверу...

    Инна, я хожу по проходам с клевером весь сезон и стригу периодически, и ничего с ним не случается...

    [Ответить]

  • Валентина
    17 марта, 2016, 15:40
    Цитировать

    Здравствуйте. У вас столько постов, что все и не упомнишь! И все полезное и нужное! Может не по теме, но где то видела пост про картон по целине. Нам достался участок, на котором не сажали года2-3, там растет сорняк. Если я  после оттаянья почвы накрою перезимовавший сорняк плотным картном, то через сколько он( сорняк- не знаю, как называется, растет везде, тонкие листья) перепреет, что б не копать. хочу посадить там клубнику. Или все таки протяпать нужно будет? Спасибо за ответ

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Валентина, добрый день!

    По-моему, нет у меня материала с фотками про картон по целине, хотя иногда использую его...

    Вы спрашиваете, через какое время сорняк перепреет?

    Так кто же его знает. Мы же всё рано этого не увидим... Некоторые растения могут и остаться и прорасти, когда картон переработатеся почвенными обитателями, но их будет раз-два и обчелся...

    Я только не понял, Вы хотите просто положить картон и не мульчировать его сеном и соломой? Или всё-таки будете мульчировать?

    [Ответить]

    Валентина ответил:

    @Сергей Дьяков,да вот не знаю, как нужно. Хотелось бы сделать грядку под клубнику, но там ведь многолетний сорняк

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Валентина, так Вы даже из этого поста видели, что почву нужно мульчировать. Иначе в полумёртвой почве все растёт плоховато...

    Что касается многолетнего сорняка...

    Валентина, вообще-то Главный сорняк в нашей голове растёт. У меня тоже рос, не переживайте, но я от него в 2000 году ещё избавился, и слава Богу...

    Вы может сделать так. В этом сезоне сделать одну делянку, как хотите (с картоном или без, неважно), но с обрабатываемой почвой — ну, как обычно, перекопать, потом рыхлить и поливать, рыхлить и поливать, рыхлить и поливать...

    А другую делянку с толстым слоем мульчи и даже в этом году можете в эту делянку садовую землянику не высаживать, а посадить, к примеру помидоры или перцы. Толстый слой мульчи за сезон часть многолетних трав подавит, а по осени, после сбора урожая, добавите ещё слой мульчи и так оставите всё под зиму. А уже на следующий год высадите в эту делянку с мульчей усы от садовой земляники.

    Т. е. Вы сможете потом сравнить рост и развитие растений при общепринятой (копательной) технологии и Природной?!

    Какой вариант Вам понравится, таким и будет пользоваться в дальнейшем...

    [Ответить]

    Валентина ответил:

    @Сергей Дьяков,спасибо за ответ. 

    [Ответить]

  • Юлия
    4 августа, 2019, 12:55
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей!

    Планирую снять дерн на дорожке культиватором «Торнадо» и засеять белым клевером, но поневоле земля подвергнется рыхлению. Может, посоветуете, как оставит почву уплотненной и избавиться от ненужной травы? Спасибо.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Юлия, здравствуйте!

    Я бы сделал так — дождался весны, сгрёб граблями сено с прохода, посеял бы семена клевера и вернул сено обратно. Всё.

    Весной 2020 года я так и планирую поступить с одним проходом между яблоневой и картофельной делянками. У меня там одуванчик, в основном, растёт и это здорово, но... Но одуванчиковые растения не так плотно прикрывают почву от прямых солнечных лучей. Поэтому весной я сгребу остатки сена, посею семена клевера и верну сено на место. Всё.

    [Ответить]

  • Юлия
    5 августа, 2019, 11:18
    Цитировать

    @Сергей Дьяков, Спасибо, Сергей! Но меня беспокоит, что снова вылезет пырей и одуванчик, а я хочу от них избавиться)

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Юлия, ну, тогда можно сделать так. Срезать горизонтально совковой лопатой (или ещё чем) слой дерновой почвы вместе с корнями пырея, примерно 2-3 см. Подождать недельку-другую, пока остатки корней, в оставшейся почве, высохнут и посеять семена клевера.

    По сути, растения клевера, когда вырастут и затянут плотным слоем всю поверхность почвы вашей дорожки, то со временем заглушат и пырей, и одуванчик...

    [Ответить]

    Юлия ответил:

    @Сергей Дьяков, Здорово! Обязательно попробую сделать так) Спасибо!

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Юлия, пожалуйста! Вот в этом посте (за 19 августа) я снял ролик по обзору помидорных сортов и в нём как раз видны проходы с клевером, о которых я рассказывал в этом посте — http://dacha21veka.ru/news/avgust-2018-goda-poslednie-gribnye-nastoi-v-teplice-i-og-pomidornyj-obzor-nizkoroslyx-i-vysokoroslyx-sortov.html Там, правда, съёмки были сделаны после продолжительной засухи, но всё равно, в этих проходах растёт только клевер!

    [Ответить]

Оставить комментарий или два