Весна-лето 2013. Предварительный результат прошлогодней кардинальной осенней обрезки куста смородины

Дорогой посетитель, приветствую!

Этот пост будет про предварительный РЕЗУЛЬТАТ прошлогодней кардинальной обрезке куста чёрной смородины сорта Экзотика. Результатом, как Вы догадались, будет однолетний прирост этого года. Вот об этом и пойдёт речь в данном посте.

Как Вы помните из этого поста, я обрезал куст смородины для того, чтобы обновить ветки, которые перестали мощно расти и плодоносить. Т. е. за летний сезон прирост новых побегов был в пределах 20-25см. и урожай, соответственно, вырастал посредственный.

Хотя, если Вы пробьёте инфу по этому сорту в сети, то обнаружите, что этот сорт с мощной силой роста. Не знаю, что повлияло на такой средний прирост на моём кусте (причин может быть много), но результат был на лицо, и с этим что-то нужно было делать. А выход был один – обновить все побеги куста путём кардинальной осенней обрезки многолетних веток на «чёрную головку», т. е. почти под «нуль».

Итак, начался этот дачный сезон и я поспешил делать фотки «рожков» с глазками, которые благополучно перезимовали. Весна в этом году запоздала, а может быть она и должна была быть такой всегда, просто мы привыкли по предыдущим годам, что она (весна) приходит уже в конце марта — начале апреля. А в этом году не тут-то было.

Однако ничего с этим не попишешь – имеем, что имеем.

Просыпаться глазки на «рожках» стали в конце апреля месяца и первую фотку я сделал 3 мая, в очередной выходной.

К 9 мая побеги заметно подтянулись, хотя температура была ещё низкой в это время.

Уже 19 мая побеги стали расти интенсивней и результат Вы можете видеть на фото ниже.

Температура воздуха то повышалась, то понижалась, причём в резкой форме, но на развитие побегов это мало влияло и к 16 июня они вымахали больше метра (фото ниже).

Однако несколько побегов, как Вы понимаете, не захотели расти прямо вверх, а всё норовили принять полулежащее положение, и их пришлось подтыкать под верхнее ограждение кустодержателя. Подтыкал я эти полежалые ветки днём в самый солнцепёк, так как утром или вечером побеги были тугими и могли обломиться в том месте, откуда росли.

А в полуденный зной они были чуть вялыми и «слушались» беспрекословно, пока я им менял место направление роста с «лежачего» на «стоячее». Поэтому имейте в виду, что использовать гнутьё побегов плодовых деревьев или менять положение побегов плодово-ягодных кустарников лучше, когда они находятся в «вялом» состоянии, а лучше полудня времени не найти.

Теперь, хочу показать Вам ещё куст красной смородины сорта Галланд-2. В посте о чёрной смородине я почему-то не поместил эти материалы, но сейчас хочу это сделать по одной простой причине – молодые побеги у красной смородины более подвержены полеганию и для них нужно делать первый ярус опоры почти у самой почвы или мульчи, где этот куст растёт.

Но сначала о кардинальной обрезке куста осенью 2012 года. В принципе обрезка проводилась по тому же сценарию, что и у куста чёрной смородины сорта Экзотика, хотя на фотках это будет лучше видно.

Итак, поехали … (смотрите на дату в правом углу фоток).

Обрезка проводилась 3 ноября 2012 года.

На фото ниже, поближе видно расположение самих многолетних веток – они пониклые.

На фото ниже, результат обрезки на «чёрную головку», т. е. почти под «ноль».

На  двух фото ниже уже 10 и 19  мая 2013 года.

На фото ниже (возможно, плохо видно) я привязывал капроновый шпагат к стойкам кустодержателя от поверхности почвы на расстоянии12-15 см., но уже когда побеги лежали на сенной мульче вокруг всего куста. Короче говоря, я уже опоздал с подвязкой этого шпагата, и знаете почему?

Потому что большая длина каждого побега была расположена горизонтально, т. е. лежала на мульче, а макушки этих побегов росли уже вверх. И после того, как я подвязал шпагат и стал засовывать лежачие побеги внутрь куста, чтобы придать им вертикальное положение, то макушки мешали друг другу в центре куста, так как были гнутыми.

Отсюда вывод – молодые растущие побеги красной смородины нужно сразу направлять вертикально по опоре кустодержателя по мере их роста (т.е. вытягивания), тем самым, можно избежать роста гнутых побегов и загущения центра куста листовой массой.

Поэтому, берите на вооружение этот материал и ПРИМЕНЯЙТЕ на ПРАКТИКЕ – на своих плодово-ягодных кустах и не только смородины. Буду рад, если Вы избежите тех проблем с ростом новых побегов, какие пришлось исправлять мне.

Эти результаты являются предварительными, как я уже говорил, по одной простой причине – побеги-то ещё растут, и будут расти до самой осени. Так что по осени я проведу разреживающую обрезку, чтобы оставить более мощные побеги на следующий год – на них-то и будет расти и созревать урожай. Непременно сделаю фото и видеоматериал и выложу в новом посте, но уже глубокой осенью (поближе к зиме).

И ещё. Я хочу усовершенствовать зелёные кустодержатели и сделать их не одноярусными, а двухъярусными, потому что для взрослых кустов смородины и крыжовника одноярусные кустодержатели слишком низкие. Ведь ветки растут намного выше обруча кустодержателя и под натиском урожая неизбежно перегибаются через обруч и касаются мульчи. Но этот материал будет в ближайшем посте, так как сверло нужного диаметра купил только недавно.

Ну, а на посошок, хочу попросить у Вас помощи вот по какому вопросу. В этом году на одном кусте красной смородины сорта Лучезарная, дюжа лютует галловая тля. Почти каждый листочек на побегах от низа доверху поражён этим крохотным насекомым. В прошлые годы такого тотального засилья тли на этом кусте, да и на других кустах красной смородины не было.

Нет, урожай-то вырос на этом сорте могучий, но не обойдётся ли он мне боком, потому что всё питание растение потратит на созревание урожая, а где взять дополнительное питание, чтобы заложить урожай следующего года в глазках над каждым листочком? Листья-то все вздутые и процесс фотосинтеза в них протекает вяло, если вообще протекает.

Вот что Вы можете посоветовать по этому поводу?

На этом всё, до связи!

С уважением,
Сергей Дьяков.

Просмотров: 13 760

73 комментария к “Весна-лето 2013. Предварительный результат прошлогодней кардинальной осенней обрезки куста смородины”

  • Наталья
    20 июня, 2013, 11:16
    Цитировать

    Сергей! Во-первых, спасибо за дельные советы. Во-вторых, в прошлом году на красной смородине была галловая тля , правда не в таком количестве, как в этом году. Я брала собачий шампунь от блох, 500 мл на 10 литров воды, прыскала и смородину, и сливу , и даже калину — тля пропадала.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Наталья, вот этим средством не пользовался. Для нашей Гайки против клещей и блох, мы используем спрей (не помню как он называет). Когда приезжаем на дачу, то первым делом супруга нашу «девочку» немного обрабатывает этим препаратом. В принципе, можно посмотреть в магазине для животных. Дам супруге задание, потому что она любительница ходить по магазинам.

    Спасибо, Наталья!

    [Ответить]

  • Денисенко Ольга
    20 июня, 2013, 11:21
    Цитировать

    благодарю за материал по обрезке. Очень популярно. А на счет тли и всякой «нечисти» — мне в свое время очень помог препарат ЭМ-5 (в инете есть как информация как его приготовить, да думаю вы и сами знаете). У меня на смородине тоже была такая кака-бяка, так вот ЭМ-5 два раза побрызгала и все прошло. С уважением.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Денисенко Ольга, краем уха слышал про этот препарат, но пристально им не занимался, а видно придётся.

    Спасибо!

    [Ответить]

  • Игорь
    20 июня, 2013, 11:49
    Цитировать

    от тли опрыскивание карбофосом и другим препаратом через 7-10 дней, потому что много подделок. Если сорт ранний, то я предложил бы использовать настой золы ( 2 стакана на 2 литра воды в течении суток настоять) в смеси с раствором мыла жидкого или твердого( лучше хозяйственного) натертого на терке от 50 до 100грамм на 3-5 литров воды. Если через опрыскиватель то раствор с мылом твердым выдержать в течении часа до лучшего растворения крупинок мыла. Потом растворы соединить и опрыснуть, можно в этот раствор опускать ветви пораженные тлей если есть подходящая посуда. Повторить дважды. 

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Игорь, спасибо.

    [Ответить]

  • Оксана
    20 июня, 2013, 11:57
    Цитировать

    Здравствуйте. Спасибо за материал по обрезке. Интересно, а крыжовник можна так обрезать, а то зарос и колючий? Тля у меня тоже каждый год. Борюсь, чем могу. Весной кипяток. Потом Дейтокс-от блох. Но когда ягоды,то его нельзя. Посыпаю вокруг куста корицей(от муравьев), мульчирую сухой полынью. Пересадила кусты смородины всей в огород с большим расстоянием друг от друга. Не в таком количестве, но все-равно есть и муравьев на участке-тьма. Сергей, осенью замульчировала клубнику в коробах гречневой шелухой. Мне не понравилось. Плохо пошла в рост весной, бледно-зеленая, ягоды повяли, хотя рядом такой же сорт без мульчи-замечательно. Больше не буду этого делать. А как Вы думаете?

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Оксана, и крыжовник можно так обрезать.

    Что касается гречневой шелухи на садовой землянике.

    Я не пробовал этот вид мульчи, поэтому и сказать конкретного ничего не могу. А почему Вы решили, что мульча виновата в плохом развитии кустов? Может, какой микроскопический вредитель поселился на кустах?

    [Ответить]

  • Ден
    20 июня, 2013, 13:12
    Цитировать

    Сергей попробуйте препарат Фитоверм. Можно как и во время цветения так и с плодами опрыскивать. Если с плодами то через 3 дня можно употреблять их в пищу.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Ден, пробовал — не помог. Я покупал в этом году этот препарат в другой упаковке — возможно, подделка.

    [Ответить]

    Анастасия ответил:

    @Сергей, Может Вы недостаточную концентрацию сделали? Я вот опрыскала в начале июня от тли фитовермом — эффект нулевой (ну если не считать того, что клещ с крыжовника исчез). Через неделю сделала концентрацию в 1.5 раза больше. Тля исчезла.

    [Ответить]

  • Миша Б.
    20 июня, 2013, 13:27
    Цитировать

    Здравствуйте Сергей. Можно ли таким же способом обрезать штамбовую черную смородину? На моей ветки уже старые, а новые совсем не появляются. Насколько коротко можно отрезать ветки от места прививки?

    Спасибо.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Миша Б., приветствую!

    Вот чего не знаю — того не знаю. Хотя в этом году я обрезал именно так 4 яблони колонновидного типа сорта Диалог, потому что у них за время роста искривился штамб. Сейчас растут новые побеги из оставленного привоя. Оставлял величину привоя, приблизительно 4-5 см.

    Миша, как Вам поступить со штамбовой смородиной, смотрите сами.

    [Ответить]

  • Светлана
    20 июня, 2013, 14:03
    Цитировать

    Сергей, у меня тоже такая же проблема, как только заметила стала обрывать листочки (было мало) и потом, можно сказать руками промывала произвольно сделанным раствором табачной пыли (½ платиковой полторашки)+ дегтярное мыло + красный жгучий перец (2 пакетика) и еще долила воды. Сначала пробовала опрыскивать — без толку, разозлилась))))))))) и промыла каждый листочек. Как говорится -тьфу-тьфу пока все нормально

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Светлана, спасибо за помощь, но это очень муторно — промывать каждый листочек.

    [Ответить]

  • Ольга
    20 июня, 2013, 15:26
    Цитировать

    @Сергей, Добрый день, Сергей! Очень интересный материал о смородине, приму на вооружение. По поводу ЭМ-5. Его делают из Байкала ЭМ-1. Потрясающие микроорганизмы. Мой дачный участок за 12 лет только 2 раза видел навоз, потом, с ЭМ-1 он просто не нужен стал. Первый год трудновато было, зато потом... Особенно хороший получается компост, который очень быстро вызревал. Очень многофункциональное удобрение.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Ольга, добрый день!

    У меня есть свой ЭМ-эликсир, который вот уже на протяжении трёх лет замучиваю в ванной на даче. От вредителей он не помогает, а вот болезни усмиряет знатно.

    [Ответить]

  • Александр
    20 июня, 2013, 17:12
    Цитировать

    Извинит, Сергей, по вопросу об избавления от тли посоветовать ничего не могу. По поводу обрезки — ничего хорошего не вышло. Куст красной смородины пропал.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Александр, ну, Вы же не думаете, что куст пропал из-за обрезки? Ищите причины в другом.

    [Ответить]

  • Вера
    20 июня, 2013, 17:36
    Цитировать

    Сергей,здравствуйте! Со смородиной будет все прекрасно! Моя мама ещё этим занималась лет 20 назад и у вас все получится. Понравилось ваше предложение про опоры для кустов смородины у самой земли.Это правильно!!! Обязательно мужу подскажу. А вот с тлей, конечно, бороться  трудновато... Я в этом году делала таким образом со сливой ,  плет.  розой  и смородиной: в 1-й день утром обрызгала все настоем апельсиновых корок с чесноком, помогло мало. на следующий день вечером обрызгала Инта-виром. Помогло, но надолго ли — не знаю. Удачи Вам!

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Вера, здравствуйте!

    Ладно посмотрим, но ядами пользоваться категорически не хочу, а народные настои чего-то сдают в эффективности — Вы правы.

    Спасибо, что откликнулись.

    [Ответить]

  • Галина
    20 июня, 2013, 19:28
    Цитировать

    Добрый день, Сергей! Ответьте, после такой обрезки через какой период времени начинает плодоносить куст смородины. Галовуя тля, я поддерживаю совет Дена. К Фитоверму можно добавить биопрепарат Дачник. Он же и от садовых муравьёв. Два биопрепарата вместе сработают наверняка. Через время повторить, чтобы закрепить результат. Всего хорошего. Галина.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Галина, добрый день!

    Через год после обрезки куст будет плодоносить. Получается такая картина. Осенью Вы обрезали куст, значит, на следующий год вырастут новые побеги, а уже на следующий год будет на этих побегах урожай.

    Вот, как-то так.

    [Ответить]

  • Татьяна
    20 июня, 2013, 19:44
    Цитировать

    Я действовала так: сначала оборвала самые поврежденные листья (это верхушки молодых побегов), потом хорошо опрыскала фитовермом (он не очень вредный и я им давно пользуюсь при необходимости). Большая часть вредителей пропала. Через неделю или две опрыскала раствором питьевой соды, прочитав об этом в книге. Это я делала в мае. Сейчас вздутий нет. Не знаю только, как поведет себя куст после такой прищипке.

    [Ответить]

  • Валентина
    20 июня, 2013, 20:02
    Цитировать

    Сергей,у меня такая же  пузырчатость была на красной смородине сплошь.Хотела выбросить кусты,прочитала,что галлица неистребима... Но посоветовали мне опрыскивать с ранней весны,когда ещё голые ветви ,ветки и почву вокруг раствором креолина (средство продаётся в ветеринарных аптеках- запах резкий) 100мл. на 5 литров воды плюс стол.ложка средства для мытья посуды (для прилипания). Надо было бы и чуть попозже повторить. Пропустила время, а запах очень противный. Массовых вздутий нет, но кое-где появились,я их оборвала. Буду повторять осенью и опять ранней весной дважды. вся эта дрянь зимует в земле.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Валентина, спасибо.

    Нужно взять на заметку.

    [Ответить]

  • Валерий
    20 июня, 2013, 20:08
    Цитировать

    Сергей, здравствуйте.

    С любой тлей борюсь настоем табака (табачной пыли). 40гр. заливю кипятком ( где-то 1 литр), настаиваю 2 суток. Добавляю воды до 2 литров, немного жидкого мыла. Обрабатываю опрыскивателем очень тщательно и чтобы смочить листья с нижней стороны. На следующий день тли практически нет.

    Я недавно залил табачную пыль и забыл про неё, так получилось. Вспомнил через пару недель, когда настой забродил и напомнил о себе запахом. )) Выливать жалко, поэтому добавил воды, чуток жидкого мыла и обработал верхушки пораженные тлей. Через 2 часа живой тли осталось процентов 30. Часа через 3 живими остались отдельные особи. Возможно стоит дать настою забродить, буду проверять.

    Удачи.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Валерий, добрый вечер!

    Вон оно как табачок-то помогает? А нюхательный табак подойдёт или курительный перетирать в пыль?

    [Ответить]

    Валерий ответил:

    у нас в магазинах продается табачная пыль, видимо отходы производства. Раньше использовал махорку, разници невижу.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Валерий, ага понял.

    [Ответить]

  • Василий
    20 июня, 2013, 20:12
    Цитировать

    Здравствуйте Сергей!  10 кустов белой смородины(сильно загущены)обработал -100гр хоз.мыла в 10л.воды+гранённый стакан табака 3 пачки красного,молотого перца залил кипятком,настаивал 2 суток-сейчас тли нет!  

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Василий, приветствую!

    Спасибо за рецепт!

    [Ответить]

  • Галина
    20 июня, 2013, 20:43
    Цитировать

    Здравствуйте Сергей!Мне очень понравилась ваша статья про смородину.У меня была тоже тля на смородине,я обработала ее ТАНРЕКОМ от тли и все пока ее нет на кустах.Но я читала в инете,что можно обработать раствором каустической соды (3 ст.л.) и хоз. мыла (40 гр.) развести на ведро воды и тщательно обработать куст,особое внимание нижней стороне листа.Ягоды можно есть уже на следующий день.Я хотела попробовать(если будет еще тля),но тли пока нет.Если,что на следующий год попробую обязательно.Если хотите попробуйте. Я у вас хотела спросить:можно вокруг смородины (что бы не было сорняков)положить черную ткань(укрывной),есть смысл в этом или все-таки как вы за мульчировать сеном?

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Галина, добрый вечер!

    Про тлю понял.

    Что касается чёрной нетканки, то почему бы и нет. Только сначала положите какой-нибудь вид органических остатков в качестве мульчи, а потом накрывайте. Хотя из-под толстого слоя сена другие травы не пробиваются сильно, только пырей в некоторых местах вылезает, а его обычными ножницами или триммером во время стрижки дачи — вот и все дела.

    [Ответить]

    Галина ответил:

    @Сергей, У меня,где смородина растет не пырей,а какое-то растение(даже соседи не знают его название),не могу его вывести с огорода,чем только не пробовала,поэтому жалко смородину он быстро ее забьет.Я думаю,что без черной ткани не обойтись.Обязательно положу сена под нетканку.Спасибо за совет!!!!

    [Ответить]

  • Валерий
    20 июня, 2013, 21:19
    Цитировать

    Вот накопал в инете 2-х ярусный кустодержатель. www.stroyland.biz/offer/offer_23889.html

    Только по-моему диаметр верхнего яруса должен быть большим.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Валерий, у меня под кустом, который поразила тля тоже двойной, но ножки слишком короткие и в почве он сидит слабо — скорее всего только делает вид, что держится. Супруга купила новое дачное полезное приспособление, которое я хочу использовать для укрепления этого двухъярусного кустодержателя в почве. Как сделаю, так будет новый пост про эту полезность.

    [Ответить]

    Валерий ответил:

    @Сергей,

    Интересно будет посмотреть. А как насчет диаметров, верхний-нижний?

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Валерий, вот в этом посте верхние фотки и видео про двухъярусный кустодержатель, который под кустом красной смородины — dacha21veka.ru/obrezka-pl...nej-obrezki.html Короче говоря — нижний ярус уже по диаметру, а верхний шире.

    Я постараюсь всё оставить всё как есть, только сначала хочу вогнать в почву анкера, а уже в них вставить стойки кустодержателя, благо анкера это позволяют сделать. К тому же втыкать четыре анкера по отдельности намного удобнее, чем втыкать в почву сразу все четыре ноги кустодержателя.

    Или Вы спрашиваете о другом?

    [Ответить]

    Валерий ответил:

    @Сергей,

    спрашивал как раз об этом — о диметрах. наши мнения сопадают — верхний диаметр больше. спасибо.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Валерий, блин, забыл в предыдущем комменте вставить ссылку на пост. Сейчас исправил — dacha21veka.ru/obrezka-pl...nej-obrezki.html

    [Ответить]

  • Людмила
    20 июня, 2013, 22:05
    Цитировать

    Два года назад осенью заложила куст по кругу картоном. Кусты нормальные, но весной положила новый картон

    [Ответить]

  • Раиса
    20 июня, 2013, 22:14
    Цитировать

    ЗДРАВСТВУЙ СЕРГЕЙ! Я УНИЧТОЖАЮ ТЛЮ ОБЫЧНОЙ МОЧОЙ, КОТОРАЯ ПОСТОЯЛА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ И ИМЕЕТ ОЧЕНЬ НЕПРИЯТНЫЙ ЗАПАХ. МУРАВЬИ НЕ ВЫНОСЯТ ТАКУЮ ВОНЬ, А ТЛЯ ПРОСТО ПРИСЫХАЕТ К ВЕТКАМ И ЛИСТЬЯМ.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Раиса, добрый вечер!

    Слышал я и о таком способе, а вот сами листья не обжигает моча? А то ведь можно одно лечить, а другое калечить. Согласны?

    [Ответить]

  • Юрий Шелаев
    20 июня, 2013, 22:19
    Цитировать

    Здравствуйте Сергей! Огромное спасибо за новую статью. Вы- катализатор жажды огородного творчества, и думаю не только для меня. По Вашей просьбе откликнуться с советами в борьбе с галловой тлёй предлагаю всем проверить метод Павла Траннуа. Есть такой автор книг по нашей огородной тематике, активный сторонник органического земледелия. Он рекомендует «обжигать» ранней весной или поздей осенью все ветки кустарников и деревьев горящим факелом, сделанным из тряпки, намотанной на палку, и обмакнутой в отработанное автомобильное масло. Ветки не обгорают, а зимующие вредители и их яйца погибают. Автор предполагает также, что остающиеся следы дымовых частиц отпугивают весенних прилетающих или приползающих вредителей. Сам я только прочитал об этом методе, поэтому не успел опробовать. Автор, кстати, подчеркнул, что метод не им придуман, а народный.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Юрий Шелаев, добрый вечер!

    Опасно, как мне кажется, но один разок можно попробовать.

    [Ответить]

    Тамара ответил:

    @Юрий Шелаев,Хорошо «обжигать» паяльной лампой в марте при минусовой т-ре, толь держать лампу не очень близко к ветвям.

    [Ответить]

  • Елена
    20 июня, 2013, 22:21
    Цитировать

    Мы всегда боролись с галловой тлей обрыванием верхушек веток смородины со вздутыми листьями.Обычно после этого растут нормальные листья и до следующего года проблем нет.

    А год на год не приходится, поэтому некоторые годы этого не бывает. А вообще от тли мне хорошо помогало опрыскивание раствором соды с хоз. мылом.

    [Ответить]

  • Наталья
    21 июня, 2013, 7:27
    Цитировать

    А я вот раньше читала, а в этом году попробовала использовать в саду-огороду муху трихограмму. В интернете много описания про нее. Если коротко, то живет себе такая мушка, питается нектаром и росой, а яйца свои откладывает в 80 видов садово огородных вредителей, в том числе и в тлю. Цена смешная 30 гривен (3,75 доллара) за 10 000 коконов, что хватит для обработки от 0,5 до 1 гектара. Все зависит от культуры и от засилья вредителей. Моя алыча маленькая была облеплена тлей, пыталась купать ее ветки в сыворотке молочной не помогло. А вот после «высадки» на нее трихограммы уже через две недели по 4 новых листиков прироста дала. И тли нет. Не стало тли и на черешне.

    По правилом, выпускать трихограмму нужно в начале массового выхода вредителей (у нас в этом году это было в начале мая), а потом через 7-10 дней еще. Ну и по факту.

    Я для себя решила больше ничем ядовитым не опрыскивать. Заселять 3-4 года подряд трихограмму и создать для нее места обитания (постоянно цветущие участки, фацелию любит)

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Наталья, вот это мушка!

    Я слышал по ос осмий (если правильно назвал), что они тоже откладывают свои личинки в тела гусениц, но вот про эту мушку не слыхивал.

    Наталья, где Вы её покупали — в специализированном магазине с дачными принадлежностями или в другом месте?

    [Ответить]

    Наталья ответил:

    @Сергей, Украина, Днепропетровск У нас в клубе органического земледелия организовывают такие покупки. А еще проще в гугле забила поиск, и о чудо, трихограмма продается в 500 метрах от дома моих родителей. Вообще ее выращивают в лабораториях биологических для больших сельхозорганизаций. Видела также объявления-расценки на обработку полей с самолетов и трихограмма там тоже была. (дешевле чем обработка химикатами, так к слову.) Я вот тут покупала, есть интрукция по применению на русском языке biostandart.com.ua Так что гуглите и будет вам счастье.

    Про осмий читала, но мороки по сравнению с трихограммой гораздо больше.

    [Ответить]

    Юлия ответил:

    @Наталья,Наталья, почитала инфу в инете про эту муху. Скажите где Вы её покупаете?

    [Ответить]

  • Наталья
    21 июня, 2013, 7:39
    Цитировать

    Здравствуйте Сергей! Огромное спасибо за новую статью. Очень поучительно и интересно, а еще заразительно. Увидев эту бяку на своей красной смородине — развели «Байкал-ЭМ1» и обработала. Через 4 дня почти все листики стали обычными-зелененькими.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Наталья, добрый день!

    Вы имеете в виду НОВЫЕ листики стали зелёными? Ведь пораженным тлей уже ничем не поможешь, они так и останутся вздутыми, так как у них уже повреждены клетки тканей листа.

    [Ответить]

    Наталья ответил:

    Здравствуйте Сергей! Нет, я имела в виду пораженные листья. Они стали зелеными, но немного вздутие осталось. Вчера еще раз внимательно посмотрела. Вздутые места более светлые — как раны. Их немного осталось. Но в общем кустик смотрится веселее.

    [Ответить]

  • Наталья
    21 июня, 2013, 12:21
    Цитировать

    В этом году первый раз столкнулась с этой проблеммой. Сначала пыталась давить тлю на листиках, срывала их, но не помогало. Купила в клубе природного земледелия Актофит, обильно опрыскала с нижней стороны, тли не стало. Повторно обработать не смогла, т.к. смородина начала стремительно созревать и дочь ходила дергала ягодки. Сейчас урожай сняли надо опять обработать т.к. листья снова поскручивались.

    [Ответить]

  • Виталий
    21 июня, 2013, 13:31
    Цитировать

    Сергей здравствуйте!!!

    А вы не правы! Как раз то что у вас в ванне и есть то что вам надо.

    Попробуйте трёхдневный настой (хотя мне кажется это не важно но рекомендуют)

    Перед применением взбаламутить содержимое ванны, мелкие частицы присутствующие в питательной браге весьма способствуют, правда процеживать сложновато, но всё же... и один к двум с водой.

    Я опрыскивал вечером, так жидкость дольше не высыхает, можно попробовать с мылом, чтобы прелипло но мне и без мыла помогло.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Виталий, добрый вечер!

    Пробовал жижкой из ванны, но хватило на пару дней. Сначала обломал макушки закрученные тлей, чтобы было с чем сравнить, потом обработал. Как-то приехали на дачу на пару часов, так я сразу к кусту — новые листочки снова начали поражаться. Ладно, буду искать средство.

    [Ответить]

  • Сергей
    21 июня, 2013, 21:11
    Цитировать

    Здравствуйте Сергей!.

    Мы боримся с тлей старым дедовским способом:

    обрываем с верхушек веток смородины пораженные листья, а далее опрыскиваем из распылителя раствором: настойка перца и чеснока (настаиваем 3-5 дней) затем добавляем хоз.мыло и 1 к 10 разбавляем с водой. Так как листья сорваны, с тлей бороться легко, а на ихнюю смену вырастают нормальные листья.

    А вот в этом году у нас в клубе органического земледелия, продавали мушку трихограмму,которая откладывает свои яйца в большинство садово-огородных вредителей.

    Еще не купил, но на выходных куплю объязательно.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Сергей, добрый вечер!

    Да, Вам повезло с мушкой. Я погуглил, но в Липецке так и не нашёл, где она продаётся.

    [Ответить]

  • Тамара
    23 июня, 2013, 15:43
    Цитировать

    Сергей, на фото ясно видно, что куст смородины поврежден стеклянницей. Личинка зимует в нижних частях ветвей  и поэтому вновь выросшие молодые побеги от  этой козявки не уберечь. Куст обречен. Делайте новый.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Тамара, так у меня (а точнее у куста) проблема не со стеклянницей, а с галловой тлей.

    [Ответить]

  • Ольга Маликова
    23 июня, 2013, 20:54
    Цитировать

    СЕРГЕЙ, СПАСИБО ЗА ПОДРОБНЫ РАССКАЗ . прОБЛЕМУ С ГАЛЛОВОЙ ТЛЕЙ МОЖНО ПОПРОБОВАТЬ РЕШИТЬ, ОПРЫСКАВ СМОРОДИНУ АКТОФИТОМ .эТОТ ПРЕПАРАТ МАЛО ТОКСИЧЕН И ДЕЙСТВУЕТ НА ТЛЮ, ПАУТИННОГО КЛЕЩА И ПРОЧИХ СОСУЩИХ И ЖУЮЩИХ ВРЕДИТЕЛЕЙ .

    [Ответить]

  • Tatyana Guseva
    25 июня, 2013, 12:32
    Цитировать

    Посадили 2 сливы на расст. метров 5-6 др. от др. Первую в то место, где раньше росла смородина чёрная, вот листья на сливе аж войлочные от тли, а на второй сливе нет тли.

    Ещё одно наблюдение: осенью паресаживала сажанец чёрной смородины и ... все корни обсыпаны белой тлёй, я их промыла в мыльной воде введре прежде, чем пересадить. Так что вот цикл развития тли проходит частично в земле, откуда её и достают муравьи и носят наверх, но и сама тля летает. Где-то блокировочка должна быть «между небом и землёй».

    Прикрыла вокруг стволиков ветошью 🙂 , так я себе примитивно представила блокировку 🙂

    Решение пришло, что лучше каждые 3-4 года на новое место смородину сажать и с чистым корнем, а не обрезать и ждать новые пагонцы.

    А так либо с мыльным раствором, либо с золой механически удаляю тлю с листьев и веточек.

    [Ответить]

  • Виктор
    26 июня, 2013, 12:12
    Цитировать

    Здравствуйте Сергей!. От большинства вредителей хорошо помогает такая обработка. Весной, когда почки набухли, но не распустились, нужно скипятиь воду,перелить в лейку и из лейки облить кусты(ветки) и убивает зимующую тлю. Горячая вода попадает на землю, где верхнем слое зимуют другие вредители, уничтожает и их. Химию стараюсь не применять. Подпорки под ветки не ставлю, наоборот стараюсь отклонить ветки, чтобы молодая поросль могла расти свободно. У Вас сорт другой, могут быть нюансы.

    С Уважением Виктор.

    [Ответить]

  • Татьяна
    8 июля, 2013, 15:00
    Цитировать

    Подскажите,пожалуйста:я в начале лета случайно опрыскала смородину слабой концентрацией Раундапа.Смородина только в прошлом году посажена,обрезана на 3-4 почки,появились хорошие здоровые листочки,а я ее так... Она выжила,небольшой прирост веточек наблюдался(правда все листочки свернулись от тли).Но новых побегов не появилось.Может что-нибудь посоветуете?

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Татьяна, дождитесь следующей весны, и тогда будет всё ясно.

    [Ответить]

  • игорь
    16 августа, 2013, 17:31
    Цитировать

    большое спасибо!!

    [Ответить]

  • Nina
    18 августа, 2013, 15:12
    Цитировать

    Здравствуйте Сергей! Мне очень понравился Ваш совет по обрезке кустов смородины. У меня в этом году кусты совсем не дали прироста молодых веток. Правда кусты черной смородины находятся полдня в тени. Может это влияет на прирост? Но я обязательно воспользуюсь Вашим советом и обрежу кусты. Правда не совсем уверена — смогу ли я правильно определить нахождение почки на ветви. Но попробую. Спасибо

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Nina, добрый день!

    У меня, как раз вот этот куст, о котором идёт речь в посте, тоже вторую половину дня находится в тени под соседской яблоней, но как видите, растёт.

    А почему Вы думаете, что не найдёте глазки в нижней части веток?

    Сейчас искать их не нужно — это пустая трата времени. Вот когда трахнет морозец и листва опадёт, тогда ВСЕ глазки на голых ветках будут видны, как на ладони.

    И тогда принимайтесь за дело, но только аккуратно!

    Договорились?

    [Ответить]

  • leika
    17 октября, 2013, 11:11
    Цитировать

    Здравствуйте Сергей.Боротся с тлёй я начала три года назад. И только в этом году её не было на огороде. Вообще откуда берётся тля? Её выращивают муравьи (как фермеры) для питания. А вот как бороться с муравьями я услышала от вас при помощи пшена. Я пшеном засыпала все места где были муравьи. И они куда-то уходили. Как только появились муравьи сто процентов появиться и тля. Поэтому целью этого года было не допустить появление муравьёв на огороде. Весной молодые побеги обсыпала Феноксином и засыпала пшеном. Переодически подкармливала БиоМастером. И получила хороший урожай. Спасибо вам за хороший совет. Сейчас и сама всем советую не отраву, а пшено.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @leika, добрый день!

    Видите, как у нас Вами всё здорово получается — я помог Вам с пшеном, а Вы ещё десяткам других дачников. На самом деле уничтожать муравьёв и другую дачную живность нельзя. По возможности, нужно сделать так, чтобы эта самая живность сильно не вредила нашим растюшкам, т. е. искать такие средства, чтобы их отпугивать от наших овощей и плодовых деревьев и кустарников.

    [Ответить]

  • Любовь
    15 ноября, 2013, 8:13
    Цитировать

    От муравьев помогает горчица. Надо посыпать в местах,где они появились

    [Ответить]

Оставить комментарий или два