Август 2015 года. Клевер в проходах между делянками вместо газонных трав…

Приветствую, дорогой посетитель!

В этом посте речь пойдёт о клевере, который я сеял в проходах между делянками в прошлом 2014 году вместо газонной травы. Сами понимаете, стоимость 1 килограмма газонной травы иногда кусается, а оставлять эти проходы во власти пырея и одуванчиков невыгодно.

Невыгодно потому, что листья пырея узкие и не сильно прикрывают поверхность почвы в проходах от прямых солнечных лучей. А стало быть, эта почва (в проходах) подсыхает и непременно «вытягивает» влагу из почвы, которая находится в делянках под мульчей.

Возможно, не так много влаги из мульчированной почвы делянок и уходит, но, по моему мнению, всё-таки лучше это предотвратить, чем использовать частые поливы. Хотя, по большому счёту, много времени на полив мне и не нужно – заполнил баклажки и всё, но на это нужно тоже время.

На тот случай, если кому-то нужно избавиться от изнурительных поливов в палящий зной, экономно расходуя воду, моя «Универсальная Баклажечная Увлажнительная Система» в этом непременно поможет. Заказать материалы по «УБУС» можно на этой страничке — http://ubus.dacha7.ru/

А теперь про клевер…

Так чем выгодно сеять клевер в проходах?

Во-первых, стоимость пакета клевера намного ниже, чем стоимость пакета какой-либо газонной травы или их смесей.

Во-вторых, клеверные растения не образуют на поверхности почвы кочек, которые чувствуются подошвами ног. Некоторые сорта газонных трав образуют очень выпуклые кочки, потому что размножаются не «ползучим» способом (корневыми отпрысками), а семенами и узел кущения у них находится сразу на поверхности почвы.

В-третьих, клевер не требует постоянной влажности почвы, как газонные травы. Если стоит засуха, то растения не растут… если прошёл дождик, то они просыпаются.

В-чётвёртых, листья клевера при росте растений смыкаются между собой и надёжно прикрывают почву от прямых солнечных лучей. А это способствует сохранению влаги в почве проходов и в почве делянок.

В-пятых, если посеять семена только белого (ползучего) клевера, то и стричь его придётся за сезон меньше, чем, если бы на этом месте посеять какой-то сорт газонной травы.

В-шестых, когда цветёт клевер, а цветёт он за сезон несколько раз, он привлекает насекомых-опылителей. Сейчас, в августе месяце особо много видов растений на даче не цветёт, но огурцам в открытом грунте или теплицах насекомые-опылители нужны, если, конечно, не растут одни «партенокарпики» – самоплодные гибриды.

В-седьмых, не знаю, как отнесутся к использованию клевера те дачники, у которых есть газоны большой площади, но думаю, что клеверные островки с белыми и красными цветками (в моменты цветения) в газонной траве, придадут такому газону самобытность и неповторимость.

В-восьмых, это многолетнее растение – раз посеял, потом только стриги и всё.

В общем, преимуществ и выгод совместного использования газонных трав и клевера, как в проходах между делянками, так и на газонах, много. Пусть каждый дачник решает сам, как ему поступить. Но думать придётся недолго, потому что пока семена клевера не будут брошены на почву – результата не будет.

Представлять в своём воображении — как это будет… или как это может быть – к результату не приблизит, а стало быть, и правильный вывод на виртуальных воображениях сделать невозможно. Так что, пробуйте…

9 августа, в процессе стрижки всех проходов на даче, я чуть снова не постриг клеверные проходы, но вовремя одумался и остановился. Записал для Вас коротенький ролик, чтобы Вы воочию увидели, как насаждения клевера выглядит не на лугу, а на даче.

Возможно, это поможет Вам принять решение всё-таки попробовать посеять семена клевера на своём участке. Смотрим ролик…

А вот на фотках ниже, Вы можете видеть, клеверные проходы ДО стрижки и ПОСЛЕ…

ДО… (проходы слева направо)

Первый проход (с клевером)...

Второй проход (с клевером)...

Третий проход (с пыреем и клевером)...

ПОСЛЕ... (тоже слева направо)

Про то, как я сеял клевер весной 2014 года материал вот в этом посте.

Ну, и на посошок про то, что мы покупаем на рынке или привозе…

У меня получилось, прямо точь-в-точь, как в той поговорке: «На рынке два дурака – один продаёт, другой покупает»... Думаю, тот кто продаёт совсем не дурак, так как получает прибыль, а вот второй… тоже не дурак потому, что покупает желаемый товар.

Правда, не всегда этот товар оказывается на деле тем, который жаждал покупатель, но в некоторых случаях, как в моём, ошибку можно исправить, причём легко.

А случилось то, что я и предполагал, но не хотел в это верить, а на деле получилось…

В ролике я ошибочно назвал неизвестный сорт яблони — «Икша». На самом деле, это сорт, с вероятностью 99%, называется «Малюха». А дело в моей ошибке по названию сорта в том, что точное описание сорта я бы мог посмотреть в книге профессора Виктора Валерьяновича Кичины «Колонновидные яблони», но кому-то дал почитать, так мне её и не вернули.

Пришлось бороздить просторы Всемирной Паутины, но там тоже всё путано и не сразу найдёшь, что нужно. В общем, нашёл и описание и фотки, но теперь нужно посоветоваться с супругой и решить, что делать с этой яблоней?

По идее, у меня этого сорта никогда не было, поэтому одно дерево можно и оставить для разнообразия, но пересадить его из «Президентской» делянки в другое место. В конечном итоге, мы с супругой найдём консенсус (как говорил один политик) и я сделаю по-своему.

Вот, пожалуй, и всё.

Что Вы думаете, дорогой посетитель, насчёт использования клевера на дачном участке и покупках на рынке?

Жду ваших комментариев…

До свидания!

С наилучшими пожеланиями,
Сергей Дьяков.

Просмотров: 16 029

78 комментариев к “Август 2015 года. Клевер в проходах между делянками вместо газонных трав…”

  • елена
    12 августа, 2015, 19:59
    Цитировать

    Я ваабще не скашиваю клевер. такую красоту косить? неееет!!!

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @елена, ну, тут ситуация спорная. Если бы у меня этот клевер был на газоне, то ДА — косить смысла нет. А в проходах между делянками иногда стричь имеет смысл... Разводить бурьян в проходах — это не совсем эстетично со стороны. А так постриг и красота!

    [Ответить]

  • Ольга-6607
    12 августа, 2015, 20:04
    Цитировать

    Здравствуйте.

    Спасибо, что поделились.

    По поводу клевера- я бы с удовольствием сеяла белый клевер, но я вижу, что он , наоборот, очень дорогой. Газонную траву я могу купить намного дешевле в большом магазине. 

    Но, если убрать вопром цены, то я: только за белый ползучий клевер и на проходах тоже.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Ольга-6607, добрый вечер!

    А в нашем супермаркете наоборот — клевер дешевле газонной травы. Сейчас точно не помню сколько стоит пакет клевера, но дешевле... точно.

    [Ответить]

    Василина ответил:

    @Сергей Дьяков,у нас белый клевер в 6 раз дороже универсальной газонной травы.

    [Ответить]

  • Светлана
    12 августа, 2015, 20:19
    Цитировать

    Здравствуйте Сергей!   В газонную траву сейчас что только не мешают, у меня на одном участке вместо нее выросла обычная ромашка сплошняком. В прошлом году я этот участок прямо по ромашке засеяла клевером, он долго не всходил, хотя я и поливала его, но после дождей появился такой клеверный ковер, просто загляденье, и  он потихоньку выживает все другие травы, а после стрижки растет еще быстрее. В планах следующей весной засеять бывшее картофельное поле, по состоянию здоровья которое обрабатывать не могу. И клевер еще и роль сидерата выполняет.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Светлана, здравствуйте!

    Согласен, что в пакеты с газонными травами и их смесями особенно, кладут всё что угодно... и только для того, чтобы масса семян дотягивала до килограмма.

    С сидератом я не дружу, потому что не считаю, что этот материал достоин внимания дачника. Это утопическая технология, хотя её продолжают прославлять... Я лучше буду использовать органические остатки в качестве мульчи — это и надёжно, и практично, и выгодно для почвы!

    [Ответить]

    Светлана ответил:

    В качестве мульчи я этим летом пробую отработанные грибные блоки.

    [Ответить]

    Людмила ответил:

    @Сергей Дьяков, а зря не дружите с сидератами. Я предпочитаю овес в проходах. от него много зеленой массы. Ее на грядки и скидываю под помидоры. при высыхании овес сеном остается. От клевера не знаю что останется, Клубнику засеваю в лето фацелией. От нее именно тень на клубнику, цветет и пахнет на заглядение только. Но при высыхании массы от нее не остается. От клевера как и от пырея потом не избавишься, если клевер многолетний. Я уже посеяла один раз люцерну, после нее трактор нужен. 

    [Ответить]

  • Валерий
    12 августа, 2015, 20:20
    Цитировать

    Вы лучше напишите, как Вы собираетесь бороться со слизнем! Вижу-капуста в дырочку, а значит, перец-тем более. Лично я, после нескольких лет опробования вашего метода- вынужден буду от него отказаться, и именно из-за слизня. Трава в проходах-рассадник для слизня. Отслоившаяся от досок земля в грядках образовала щели- и это рассадник слизней. Перец сожрали весь. Капусту-пока только нижние листья, но упорно лезут в кочан. Известные методы мало помогают, необходимо, вероятно, убирать газон между грядками...

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Валерий, я со слизнями бороться не собираюсь и эта капуста была отдана на съедение этим брюхоногим прожорам (я же в ролике сказал об этом)...

    А перцы и основная часть капусты у меня охраняются одним средством, которое я случайно открыл в прошлом году, сам не зная, что это за порошок...

    В этом году я нашёл вроде бы как его аналог и применяю вокруг стволов овощных культур. Пока результат хороший. Правда, не на 100% удаётся оградить овощи от слизней, какой один-два прорвутся через эту «блокаду» на перец или капусту. Но в 98% случаях — перец, молодые саженцы винограда, луковые растения, картофельная ботва и всё остальное — надёжно защищены от набегов слизней и улиток. В конце сезона, я обобщу этот материал и запишу его на диск.

    Что касается слизней и мульчи, то тут вопрос спорный...

    Вы, наверное, предполагаете, что в голой копаной почве слизней нет. Тогда просто выйдите ночью с фонариком на участок и посмотрите сколько их по почве ползает... Бояться их количества, естественно, не нужно и не нужно связывать их появление с использованием мульчи в своих делянках. Всё дело в том, что слизни и другие обитатели дачи живут на это участке уже миллион лет, а мы всего примерно 20-30 лет являемся владельцами дачи, и то только на бумаге. По сути, хозяевами дачи всегда были насекомые, пресмыкающиеся, птицы и животные... Поэтому нужно искать какие-то пути сожительства с ними или безопасные средства защиты своих растений, без особого ущерба фауне дачного участка.

    Вы, естественно, в праве отказаться применять Природную Технологию на своём участке, однозначно! Я не собираюсь этого делать — буду как и прежде использовать мульчу во всех делянках...

    [Ответить]

    Валерий ответил:

    @Сергей Дьяков, Я не про мульчу, это, действительно, спорный вопрос. Я говорил о газоне между грядками, в котором слизни очень здорово размножаются и живут, в том числе и пережидают жару днем, а вечером...далеко ходить не надо-из газона- и прямо в грядку. Думаю, газон надо убирать, он способствует их размножению...

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Валерий, их и под мульчей много, но переползают они из травы в делянку, я не видел... сидеть всю ночь и смотреть куда они ползают дело муторное, да и комары жиляют не по-детски...По идее, слизни живут и в копаной почве и их количество такое же как и под мульчей. единственно, что возможно им мешает делать набеги на овощи это сама голая почва, хотя я этого точно не знаю.Ещё скажу о том, что есть у меня проходы не с таким густым травостоем (дорожки вытоптаны очень сильно), а слизней ночами и на них полно... Хотя, может быть, они просто ползают и на овощи не претендуют...

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    По моему опыту покос травы раз в две недели достаточно чтобы слизней в траве не было. Совсем они исчезли после того, как я убрал с грядок мульчу (считаю, что она приносит больше вреда, чем пользы) и щели  между коробами и проходами. Надо сделать так, чтобы у слизней не было укрытия в дневное время около грядок, тогда они переберутся куда-нибудь в тень —  в малину, к забору и т.п. 

    [Ответить]

    Людмила ответил:

    @Сергей, я живу на юге, где мало осадков. Выкапываю чеснок, а там на глубине 5 см гнезда слизней. На чесноке мульчи не было. Соседка веником выметает все выполотые травинки и листики и у нее ползают прекрасно они. Пока не нашла для себя средства борьбы с ними, в принципе я капусту не выращиваю, а помидоры они жрут только лежащие на земле. Где вижу скопление слизней, поливаю водой с нашатырем.

    [Ответить]

  • Валерий
    12 августа, 2015, 20:37
    Цитировать

    Это «крик души»! Второй год без перца из=за этого слизня!

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Валерий, я Вас понимаю. В прошлые годы я тоже применял средства, как говорится народные — золу, чесночный настой, яичную скорлупу и т. д. И что Вы думаете? Всё было съедено наполовину, а что не съедено, то понадкусано... И это не шутки, я метался в поисках хоть какого-нибудь эффективного средства против слизней, но все советы — это переписанная чепуха с одного ресурса на другой...

    Я думал, даже не сеять семена перца на рассаду — всё равно ведь сожрут. но теперь есть надежда, что всё вырастет...

    [Ответить]

  • Снегирева Ольга
    12 августа, 2015, 20:46
    Цитировать

    Добрый день уважаемый Сергей! Я так же как и предыдущий комментатор откажусь на следующий год от этой системы. В этом году слизни съели всё, начали с клубники, потом переключились на капусту, редьку, даже едят помидоры. Пробовала и ловушки и химические препараты, весь огород просто атакуют, и на 15-ти сотках  собрать их это практически невозможно. Чтобы не сажать для них, лучше вернуться к старым методам перекопки чистой прополке, но зато будешь без брезгливости кушать выращенный урожай. Сейчас же все в следах и дырках от их деятельности, а многие овощи, например перцы болгарские просто выдернула с корнями и выбросила, съедены и листья и плоды. Вот такая история.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Снегирева Ольга, добрый вечер!

    Согласен с Вами, что вреда приносят слизни много, но это бывает не каждый год. Это как с тлёй... несколько лет её количество минимально, а в какой-то один сезон её просто ТЬМА. Так что, выкапывать яблони и смородину? Нет, конечно.

    Ну, что Вы так расстроились? У меня тоже эти проблемы и я их стараюсь по мере возможности решать. А отказываться или нет от Природной Технологии, решайте сами. Я буду использовать её всегда... точнее сказать, пока здоровье позволит заниматься дачей... хотя на здоровье пока не жалуюсь.

    Чего и Вам искренне желаю!

    [Ответить]

    Александр ответил:

    @Сергей Дьяков, Поддерживаю мнение о слизнях. Жрут все, капусту, перец, огурец,виноград т.д. Тоже пришлось отказаться от мульчи, но видать уже поздно, слизня море, а живет он хорошо и в земле. Теперь ломаю  голову как бороться с ними. Поэтому надо с большой осторожностью подходить к разным технологиям на огороде.  

    [Ответить]

  • Станислав
    12 августа, 2015, 20:48
    Цитировать

    Здравствуйте! Я уже несколько лет использую клевер белый ползучий и на дорожках между грядками и других свободных местах. Очень приятная и полезная травка и не сильно капризная, обогащает и облагораживает почву, угнетает развитие ссемян многих сорняков.

    [Ответить]

  • Тамара
    12 августа, 2015, 20:55
    Цитировать

    Клевер развожу во дворе ( у меня большой участок), а между грядами не пробовала. У нас слизней нет, а вот с муравьями я немного поборолась простой пищевой содой. нужно опудривать вокруг двумя полосками соды. так я спасалась от них в теплой грядке.

    [Ответить]

  • Игорь
    12 августа, 2015, 21:21
    Цитировать

    Здорово! Надо будет попробовать.

    У нас есть свой опыт, но только с другой травкой. ПОРТУЛАК! Он и в салате вкусный и на грядке вместо мульчи очень хорошо работает. И растет и пользу приносит. А вывести его, если прижился, очень сложно. Под ним земля рыхлая и влажная. Нужно посадить — расчистил(или раздвинул) местечко и сади. Если тень делает, чуть подрезать можно. Под тыквой например и кабачками он маленький совсем. В общем, рекомендую.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Игорь, добрый вечер!

    Я чего-то не совсем понял... как это растущий портулак работает в качестве мульчи?

    Мульча — это отмершие органические остатки, которые лежат на поверхности почвы, ну, никак не растущие растения. Дело в том, что растущие растения потребляют питательные вещества, а мульча наоборот, доставляет питание в поверхностный слой почвы, где располагают корни дачных растений.

    [Ответить]

    Игорь ответил:

    @Сергей Дьяков, Да, не совсем мульча, но, некоторые вещи которые дает мульча, тоже получаются. Под ним земля рыхлая и влажная. Это отличные условия для развития и размножения бактерий. Питания хватает на всех. Я живу в степном Крыму и для нас вопрос полива и сохранения влаги очень существенен.

    [Ответить]

    Ольга ответил:

    Добрый день! Игорь, видимо, хотел сказать, что портулак хорошее почвопокровное растение! А по поводу клевера, так я интуитивно поняла, что это растение надо посадить на дорожках и между ягодными кустами и периодически косить триммером. осталось только посадить. 🙂

    [Ответить]

    Игорь ответил:

    @Ольга, Спасибо, именно так!

    [Ответить]

  • Карина
    12 августа, 2015, 21:40
    Цитировать

    Граждане, это скорее всего не слизни а огородная совка. И мульча тут совершенно ни при чем. Клевер у меня развелся сам, как и дикорастущая газонная трава. Если регулярно косить пырей, он исчезает в течение двух лет, на его место приходят травы, размножающиеся ползучими корневищами типа полевицы и райграса.

    [Ответить]

  • тамара
    12 августа, 2015, 21:53
    Цитировать

    Здравствуйте,Сергей!!!Скажите,пожалуйста,когда вы скашиваете клевер куда вы его деваете?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @тамара, добрый день!

    Так от растений ничего не остаётся, так как леска триммера крошит стебли и листья в мелкую труху и раскидывает по проходу и примыкающим делянках.

    Если бы у меня была газонокосилка с травосборником, то непременно бы сушил всю зелёнку и в виде сена клал в качестве мульчи.

    [Ответить]

  • Юрий
    12 августа, 2015, 23:49
    Цитировать

    Спасибо! Интересно, это опыт. Будем садить клевер. На видео пытался увидеть листья (мульча). Всё интересно, спасибо Вам.

    [Ответить]

  • евгений
    13 августа, 2015, 8:31
    Цитировать

    добрый день. спасибо вам за полезные советы. я конечно еще не большой специалист в природном земледелии ,занимаюсь второй год эксперементирую. результаты как положительные так и отрецательные. в этом году сажал картошку под солому делая небольшие лунки плоскорезом. урожай был на славу но что ни куст все было надгрызано медведкой. не поливал ни разу так как были дожди влаги хватало ну и конечно для медведки все условия. природное земледелие конечно бросать не собираюсь просто сделал вывод что сразу охватывать большие участки не нужно лучше сделать несколько грядок и побольше заготавливать компоста а со временем все станет на свои места. как мы к земле так и она к нам!

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @евгений, здравствуйте!

    Конечно, сразу всю дачу на Природную Технологию перевести — это много сил и мульчи сразу надо. Я в течение двух сезонов (2000—2001 годы) делал короба и тырил с полей солому и с опушки леса тащил листву.

    Сейчас мульчи приходится заготавливать меньше, потому что слой в 10-12 см. за сезон не перерабатывается почвенными обитателями...

    [Ответить]

  • Валерий
    13 августа, 2015, 10:07
    Цитировать

    Доброго Вам денёчка, уважаемый Сергей! Один вопрос к Вам — а можно ли садить клевер прямо по скошенному газону, предварительно немного взрыхлив его (или как по другому)?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Валерий, добрый день!

    Вот по газону я сам не сеял, а врать не хочу. Я по весне (из предыдущего поста) сеял, да соломкой мульчировал.

    А Вы попробуйте по газону посеять, но только после посева семян, газон нужно сильно полить, чтобы семена просыпались через травинки и припечатались к почве, иначе не прорастут...

    [Ответить]

  • Татьяна
    13 августа, 2015, 10:28
    Цитировать

    У меня слизни с 2008 в неимоверном количестве, картошку и перец объедают, оставляя только центральный толстый ствол, даже в жару 2010 их «поголовье» не уменьшилось. Так я нашла в интернете и чуть усовершенствовала следующее: пластиковую бутылку разрезаем на цилиндры, один край превращаем в бахрому длиной 1,5-2 см, потом её загибаем наружу и распушаем, чтоб не была ровным краем, а стала щеткой. При посадке саженца в грунт, помещаем его в центр пластикового цилиндра, «щеткой» вверх, слегка вдавливаем в землю. Через такое препятствие они не пролезают, застревают на этой щетке, главное, чтоб не было широких расстояний между «ворсинками». Есть минусы: очень кропотливая работа, надо следить, чтоб листья с куста не перевешивались через преграду, мульча вокруг, но тонким слоем, приходится поливать, так как сохнет земля, но зато перчики есть. А дорожки между гряд я мульчирую толстым слоем песка (сначала газеты или картон, потом песок), его слизни тоже не любят, а если ветром нанесет сорняки — срезаю плоскорезом Фокина, собираю и тут же перекладываю на грядку.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Татьяна, здравствуйте!

    Да, Ваш опыт со слизнями хорош, но только сильно трудоёмок. Если кто сажает, к примеру, полсотни перцев и столько же баклажанов, то замучается ограждения делать... Хотя, их можно наготовить впрок зимой, а уже в начале сезона использовать по прямому назначению...

    [Ответить]

  • Татьяна
    13 августа, 2015, 10:51
    Цитировать

    Поддерживаю обеими руками. За 4 года освоения дачного участка, мы, благодаря именно белому клеверу (и регулярной прогулке с триммером), превратили заросшее «черт-знает-чем» поле в зеленый ковер. Из «аборигенов» остались в большом количестве только мятлик и полевица погоносная, что замечательно.

    Конечно, полностью все «не очень приятные для грядок соседи» остались, но в крайне небольшом количестве. А за полынью, одуванчиком, подорожником, ромашкой и крапивой вообще теперь приходится ходить на незанятые участки. И потом — все грядки досками огорожены, замульчированы сеном, настоями по вашим, Сергей, рецептам, проливаются регулярно, поэтому самые тяжелые работы по огороду — собрать и переработать урожай.

    О, кстати, несомненный плюс клевера: где он есть — нет личинок майского жука. У нас с ними полная беда была в первые годы. А теперь их нет!

    Сергей, еще раз огромнейшее вам спасибо!!!

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Татьяна, добрый день!Огромное Вам пожалуйста! Рад за ваши успехи. Вот про клевер и личинку майского жука не знал, нужно понаблюдать. У меня этих личинок полно в делянках, но они ведут себя сдержано и сильно не бедокурят — может чего себе на пропитание в мульче находят, не знаю.

    [Ответить]

  • Ирина
    13 августа, 2015, 11:29
    Цитировать

    Сергей, здравствуйте. Видела , что весной у вас обильно цветут одуванчики. Скажите, а после того как посеяли клевер, количество одуванчиков уменьшилось? Я заметила, что слизней больше всего сидит на одуванчиках, наверно потому, что они в отличии от других трав всегда сочные.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Ирина, добрый день!

    Где я сеял клевер, в этих проходах одуванчиков было мало, но они исчезли. А так одуванчики у меня в других проходах растут.

    К слову сказать, слизни не только одуванчики уважают, но ещё и подорожник, мяту, мелиссу лимонную, хрен, виноград, редис, редьку, репу, свеклу, укроп, петрушку, огурцы, перец, баклажан, клевер, пырей, лук и т. д. Единственное растение, где не видел слизней — это чеснок, возможно, ещё и помидоры, а так им всё по вкусу...

    [Ответить]

  • Михаил
    13 августа, 2015, 11:51
    Цитировать

    Добрый день! По поводу клевера на участке. Мы сеяли на даче клевер и белый и красный на пустующих площадях (такие у нас еще есть, участок не весь засажен) чтобы забить жирные сорняки. С этой задачей клевер справляется прекрасно. Красный клевер по природе своей вырастает на 40-50 см, а белый значительно ниже. Покос красного клевера приводит практически к его вырождению. Косилка его не берет, косил косой. После покоса он на следующий год не вырос. Поэтому, красный клевер сеять можно только как сидерат. Белый же прекрасно завоевывает поверхность земли, вытесняет сорняки и вполне годится для газона (конечно не для игры в гольф). У нас в Подмосковье жара не так страшна, как в Липецке, поэтому за междурядьями особо не следим. Там жена кладет прополотые сорняки, которые подсыхают и потом кладутся на грядки или в компост.

    Насчет сортов — все правильно, из всего, что покупал, совпало только то, что брал в Тимирязевке в питомнике (1991-95 гг.). Как у Вас в этом году виноград?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Михаил, добрый день!Насчёт клевера красного могу сказать одно — при покосах он исчезает, тогда как белый чувствует себя отлично.Что конкретно хотели узнать про виноград?Сегодня был на даче — бывший председатель нашего садоводства приглашал на помидоры к себе в гости — ну, первым делом мы заехали ко мне, чтобы он посмотрел формировку виноградных кустов... Я по ходу объяснения видов формировок хотел подвести его к сорту «Юбилей Херсонского Дачника» (самый ранний сорт у меня) и показать две большущие грозди, которые приготовил матушке и тёще (по одной каждой)... А гроздей-то и нет... Снова какие-то паразиты забирались на дачу и порезали большие грозди почти со всех кустов, хотя ягоды ещё не сладкие. Из-за ливней с середины июня и по конец июля, созревание отодвинулось на две-три недели, а они даже не попробовали, а своровали...Нашёл место, где залазили — через деревянный забор от леса, но с дороги там не залезть (забор хоть и старый, но 2 метра высотой), наверное, стремянку подставляли или лестницу... Я как раз эту часть забора хотел заменить в этом году на металлический, но закружился с отмосткой и забор решил делать в сентябре, и не натянул вдоль столбов колючую проволоку. А они паразиты этим и воспользовались — в понедельник уезжали с дачи, было всё на месте, а сегодня, в четверг, уже трети урожая нет.Мы тут с супругой подумали, может быть грозди опрыскать пургеном — пусть «юные тимуровцы» унитаз попугают пару деньков... Может охота воровать и отпадёт...Или Вы что-то другое хотели про виноград узнать?

    [Ответить]

    Михаил ответил:

    @Сергей Дьяков, Не знаю, как вы с женой все это переживаете каждый год! да еще Ваш брат беззащитный. К сожалению это реальность наша еще с советских времен, от Мишки Квакина. А про виноград хотел узнать как раз о задержке созревания из-за прохладного лета и о болезнях. Я обрабатывал Строби 3 раза, пока слава богу мильдью нет. Позапрошлый год весь виноград практически в конце июля был без листьев. Отрастал из корня.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Михаил,@Михаил, так в тот-то и дело, что созревание винограда задерживается на полторы-две недели и срезали его зелёным.

    В эти выходные поедем с супругой натягивать колючую проволоку на последнем участке забора, где её ещё нет (тот участок забора, который хочу заменить).Что касается болезней...

    Михаил, так особо болезней нет, единственно, какие сорта хотели заболеть — это новые саженцы, которые высадил в этом году. Но я их опрыскивал своим настоем Эликсира. Тем самым настоем, которые вылечил куст винограда сорта «Кишмиш Ключикова» от бактериального рака!

    К слову сказать, в этом году некоторые высаженные саженцы-однолетки дали отличный прирост, и мне удалось сформировать за сезон двухрукавный веер из них. В следующие годы, по мере возможности, буду дополнять эту формировку до четырёхрукавного веера, если вырастут нужные лозы в нужных местах.

    Много ягод в гроздьях полопалось от избытка влаги, и я их оборвал, а остальные будут дозревать...

    [Ответить]

  • Татьяна
    13 августа, 2015, 13:18
    Цитировать

    спасибо за заметку, очень кстати... я тоже посадила клевер с семенами маргаритки в один проход, «на пробу»... ну маргаритку клевер забил, а вот что касается самого клевера — у меня он вымахал здоровенный и жирный, косить не очень удобно, т.к. наматывается на винт... сначала даже хотела его истребить, но, прочитав вашу заметку, пока истребление отложу... может у меня какой-то не тот сорт клевера?? может есть низкорослый? на участке, где я не сажала специально клевер, растет дикий с маленькими листочками и низкорослый... попробую в другой проход перенести дернинки этого низкорослого...

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Татьяна, здравствуйте!

    Какой я покупал сорт ползучего клевера, я не знаю, но на пакете было написано «белый ползучий». Да Вы сами посмотрите вот в этом посте - http://dacha21veka.ru/dacha-vesnoj/vesna-2014-pervye-raboty-na-dache.html

    [Ответить]

  • Амина
    13 августа, 2015, 14:02
    Цитировать

    Здравствуйте.  Я второй год использую мульчу на своем участке. В этом году под ней очень много двухвосток и мокриц развелось. Я когда поливаю они оттуда стадами лезут. Очень много их было под мульчей на клубнике. Мне кажется что они едят корни у нее и она плохо растет. У вас есть такие насекомые под мульчей? Как вы с ними боретесь?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Амина, добрый вечер!

    Есть и двухвостки, и мокрицы, и сороконожки, и наверное, проволочник (давно не встречал), и слизни, и улитки (правда, мало), и личика майского жука, и ещё полно других обитателей почвы, но пока сильно бедокурят слизни, а остальные насекомые ведут себя как-то сдержано...

    Я с ними не борюсь, я стараюсь найти такое средство, чтобы НЕ ПУСТИТЬ насекомых на овощи. А победить их невозможно, потому что их численность на одном участке не поддаётся подсчёту...

    [Ответить]

  • Наталья
    13 августа, 2015, 15:39
    Цитировать

    Здравствуйте! По поводу клевера в проходах между грядками — в нашем жарком и сухом Волгоградском климате придётся не только грядки поливать, но и проходы с клевером. А несколько лет назад я для посадки газона сдуру купила газонную траву «для ленивых», где основная масса семян как раз белого клевера. Сейчас жалею, потому как мне нужна мульча, а клевер косится не часто и приходится искать мульчу «на стороне». Что качается слизней, то это беда так беда. До применения мульчирования слизни были, ну то есть в принципе были, я видела,что существуют такие насекомые. Вреда растениям не приносили ни малейшего. Сейчас просто беда, размножились со страшной силой. Но справедливости ради надо сказать, что и у соседей, которые копают и рыхлят почву слизней полно. Не знаю что случилось в природе, но этих тварей стало очень много у всех и везде. Думаю, что с любым вредителем должен бороться его природный антагонизм. Я недавно по совету Б.А. Бублика заселила на даче жабу, даже норку ей соорудила. Хочу еще ёжиков заселить. Эти животные очень здорово поедают слизней по ночам. Эксперимент только вначале, поэтому особых результатов пока нет. Со слизнями борюсь пока что старыми дедовскими методами, а, именно, раскладываю трухлявые деревяшки там-сям, днём слизни под ними собираются, ну а я тут как тут сбрасываю их в ведёрко с солёной водой. А ещё в особо злостнозаселённых местах собираю медицинским пинцетом. Не смейтесь, но эффективнее метода ещё не нашла, хотя перепробовала много чего.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Наталья, добрый вечер!

    Вот с ежами и жабами есть смысл связаться... У меня есть земляные жабы, но слизней в сотни, если не в тысячи раз больше и съесть они их по-любому не смогут. У нас на даче живёт многочисленная семейка ящериц (они тоже слизней кушают), но ведь ящерицы ночью по норам сидят, а слизни лютуют. Ежей в нашем лесу давно не встречал, а так можно семейку переселить, если им понравится, то пусть живут и питаются до отвала...

    [Ответить]

  • Алекс андр
    13 августа, 2015, 15:49
    Цитировать

    Уважаемый, Сергей! Я тоже за клевер! Особенно в проходах между грядками! Я пошел дальше, место под стоянку автомашины тоже засаживаю клевером. Очень полезная трава, отличный медонос. От слизней спасаюсь скорлупой яиц, мелко их перетираю и подсыпаю под все виды овощных культур. Мне помогает в борьбе со слизнями.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Алекс андр, здравствуйте!

    Пробовал я яичную молотую скорлупу, мне не помогло — ночью с фонариком ходил смотрел, слизни как по асфальту по этой скорлупе гуляют.

    А вот посеять клевер на площадке под авто — мысль дельная... только у меня там щебёнка насыпана... но всё равно попробую...

    [Ответить]

  • Виктор
    13 августа, 2015, 19:50
    Цитировать

    Спасибо всем за оперативное информирование о своих экспериментах! Думаю, что можно клевер и осенью посадить под снег вместе с мульчированием. Как считаете?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Виктор, в принципе, можно и под зиму посеять, но какой смысл рисковать — вдруг вымерзнет? Весной посеять — это надёжней!

    [Ответить]

  • Елена
    13 августа, 2015, 19:53
    Цитировать

    3дравствуйте. Почитала про клевер,интересная информация.Как раз думала,чем междурядья засеять. Но вот такой вопрос появился-а клевер не насеется куда бы мне его не надо?А то,может,потом еще и его полоть придется.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Елена, добрый вечер!

    За самосев клевера в ненужных местах, которые потом придётся полоть, сказать ничего не могу. Через мульчу он точно не пробьётся, если даже семена ветром в делянку прилетят. Вы смотрите сами...

    [Ответить]

  • Наталья
    14 августа, 2015, 9:03
    Цитировать

    Я  из города Благовещенска Амурской области. Мне кажется, что надо писать с какого Вы региона. Так вот я в зиму посеяла клевер на газоне. Весной долго не всходил, уже и другая трава начала в сходить.  Но в июне мы увидели как он появляется маленький среди другой травы. Сейчас август, клевер забил другую траву и прекрасно растет и размножается дальше. Конечно мы включали вертушки с поливом часто.

    И, конечно, после Вашей информации, наверное также в зиму посею между грядками.  То, что клевер задерживает влагу в межрядьях это здорово. Но это если грядки огорожены.  А если не огорожены, то нельзя сеять клевер, правильно?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Наталья, я на Ваш вопрос ответить не могу, по одной простой причине — у меня нет неогороженных делянок. Полезет клевер внутрь делянок без ограждения, не знаю...

    [Ответить]

  • Наталья
    14 августа, 2015, 9:08
    Цитировать

    А еще скажите, пожалуйста,  какой все-таки ширины правильно делать грядки и междурядья?  Везде разная информация и узкие грядки и широкие. Говорят пробуйте, да некогда пробовать надо делать сразу правильно и удобно, используя опыты других успешных в этих делах дачников.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Наталья, какой ширины правильно делать короба для делянок, я не знаю. Делал по-разному, но пришёл к тому, что ширина коробов 60-65 см. (длина произвольная)... ширина проходов 60-70см.

    Мне так удобно и в посадке, и в посадке овощей.

    Правда, есть у меня пара коробов шириной 90-100 см., но это не очень удобно.

    [Ответить]

  • Нина
    14 августа, 2015, 22:52
    Цитировать

    Клевер... Клевер в Китайских императорских садах считался лучшим сидератом. Содержит белка больше чем навоз. Я засеваю им все свободные лужайки, но не для красоты, а для скашивания и мульчирования грядок. Весной он всходит первым и я им сразу укрываю еще не посаженные грядки. При посадке остается его немного сгрести, посадить и опять вернуть на место. Зато влага не испаряется с пустой земли и посадка идет во влажную почву. Красота! 

    Постепенно почва меняет свои показатели и клевер вырождается. Даже при подсеве растет не так уж хорошо.

    Да, клевер нельзя класть на грядку толстым слоем — он влажный и преет. Лучше на много грядок  тонким слоем, а через 2-3 дня следующий слой. Поэтому скашивать много клевера сразу не стоит, а тем более складывать его в кучи до раскладки.

    Результат использования — восстановленная почва, в которой раньше и червей-то почти не было.

    Я сею розовый клевер. Имею и газон и мульчу, за которой не надо куда-то ходить.)))

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Нина, полностью с Вами согласен — зелёную массу клевера или другой травы, класть в кучу НЕЛЬЗЯ. Сначала нужно просушить до состояния сена, а уже потом с пользой применить в качестве мульчи!

    [Ответить]

    Нина ответил:

    @Сергей Дьяков, обычно в принципе не советуют

    использовать свежескошенную траву в качестве мульчи. Но я приезжающий дачник как и многие и сушить, а потом раскладывать просто не хватает времени. Поэтому много лет успешно использую именно свежескошенную траву, любую. Просто не кладу ее толстым слоем. У меня газонокосилка с травосборником, очень удобно  - трава уже измельчена и быстро на грядках высыхает. Получается, что в мае-июне каждые 10-14 дней на грядки идет дополнительный слой травы.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Нина, поддерживаю! Если класть свежескошенную траву тонюсеньким слоем, то вреда (гниения и силосования зелёной массы) не будет!

    [Ответить]

  • Николай
    15 августа, 2015, 20:19
    Цитировать

    Сеять клевер очень хорошо-он дружно всходит. Его не клюют птицы. Плохо его косить. У него мокрый срез, и полость роторной косилки облепливается им, затрудняется доставка скошенного клевера в корзину. Приходится не раз чистить косилку. И сушка этого клевера занимает больше времени по сравнению с газонной травой. Со всем остальным согласен. У меня 4 прохода между грядок засеяны клевером.

    [Ответить]

    Нина ответил:

    @Николай, да? А у меня нормально клевер косится, без проблем. Может быть потому, что я кошу его не утром, а в обед или после обеда, когда клевер немного посуше.

    [Ответить]

  • Татьяна
    16 августа, 2015, 11:23
    Цитировать

    Хочу посоветовать от слизней посыпать вокруг растения сухую горчицу. Слизням будет очень не приятно, когда они влажным телом дотронутся до горчицы.Дальше лезть им не захочется.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Татьяна, насчёт горчицы сказать ничего не могу, не использовал. Возможно, она будет действовать один день, как и зола, до первой росы. А уже на следующий день слизни будут гулять по ней, как по асфальту...

    [Ответить]

  • Галина.
    18 августа, 2015, 0:11
    Цитировать

    Добрый день! У меня растет клевер на участке -на небольшой лужайке. Замечено,что восстанавливается он от покоса-быстро. Очень красивый и пышный коврик. других трав там не много. А вот сена с него взять трудно. У меня триммер. Наверное лучше попробовать  обычной косой.А вот в проходах- не сажала. Надо подумать. Насчет слизней. Сейчас очень сырое лето. Для них очень комфортное.Поэтому и размножаются -дуром. Меня правда беспокоят не столь сильно,как некоторых . Обычно я их собирала вручную в банку с солью. Загибаются там они здорово.

    [Ответить]

  • Марина
    18 августа, 2015, 13:01
    Цитировать

    Добрый день! Я много читала про белый клевер. Если он медонос, тогда нельзя сажать на дорожках. Ведь дети бегают и, пчелы могут покусать.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Марина, так пчёлы тут совершенно ни при чём, они без надобности никого не кусают. Мы в этом сезоне попали на «медогон» в деревне, так меня укусили всего пару раз и то это потому, что я носил рамки с мёдом от ульев в дом — т. е. воровал у них мёд и за это они меня приговорили. Хотя вокруг пчёл из нескольких ульев летало несколько тысяч, во как... А на самом деле, пчёлы мирные насекомые, главное не подавать вида, что ты их боишься (и не махать руками) и они тебя не тронут...

    [Ответить]

  • Марина
    10 января, 2016, 15:45
    Цитировать

    Сергей, тоже хочу посеять клевер, со знакомыми советовалась, все говорят по разному, теперь , после просмотра материала точно будет сеять клевер...  И еще ,Сергей, про колоновидные яблоньки, раз уж зашел разговор, как они зимуют?  читала, что корневая у них поверхностная, боюсь, что вымерзнут в приморье суровые зимы, как у Вас , может Вы их как то специально укрываете,или ссылку может дадите, а я посмотрю)) Заранее спасибо!

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Марина, чтобы колонновидные яблони успешно зимовали в вашем регионе, нужно выбирать соответствующие зимостойкие сорта и не перегружать их урожаем в первые годы.

    [Ответить]

  • Александра
    26 декабря, 2016, 10:24
    Цитировать

    Сергей, здравствуйте. хочу сказать плохое про белый клевер — сеется паразит, везде где хочет, а выпалывается с большим трудом, т.к. имеет мощную корневую систему, да еще и укореняется в междоузлиях. но самая большая для нас беда от него — пчелы и шмели! понимаю, бредовость этих слов, но дети страдают очень сильно и вот почему — белый клевер очень низкий и цветоносы очень короткие, скосить цветы не получается, а на них (и это прекрасно!!!) кормятся кусачие пчелки. когда дети бегают по саду и по газону, под ноги они особо не смотрят, а на тапочках дырочки — пчелки попадают в эти дырочки — и раздается душераздирающий рев, а укусы болят долго! Спасибо Вам за разнообразную ценную информацию. Александра.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Александра, добрый день!

    Так не растут он под толстым слоем мульчи в делянках, поэтому и полоть его не за чем. Понимаю, если у Вас почва не мульчируется, то в делянку может приползти любая многолетняя травка, будь это пырей, осот, одуванчик, вьюнок и т. д.

    Вот насчёт пчёл и шмелей, Вы правы, их на клевере много и это здорово. Хоть таким образом можно привлечь на свой дачный участок опылителей!

    А детишек нужно оберегать от пчелиных укусов, это однозначно. Хотя, если пчёл не провоцировать, то они просто так не жалят.

    Я говорю это не с бухты-барахты. В этом году я снова помогал родственнику супруги, дяде Феде, качать мёд. Представляете, сколько пчёл летало около дома в этот момент? Их, в первую очередь, не нужно бояться, а то они чувствуют человеческий страх, каким-то десятым чувством, и жалят. А так, если с ними по-доброму, то и они послушные и вежливые будут.

    [Ответить]

  • Надежда
    11 октября, 2018, 12:39
    Цитировать

    Сергей,добрый день!Подскажите пожалуйста,чем у Вас закрыты тропинки по которым ходим в теплице,и как на Ваш взгляд,можно ли и в теплице посадить клевер?Или Вы сделали для себя вывод ,что это не лучший вариант и отказались от посева клевера в меже?И еще,а на самой грядке клевер есть смысл садить,особенно сейчас,уже октябрь.Я имею в виду в теплице.Благодарю.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Надежда, здравствуйте!

    В теплице проходы между делянками замульчированы тонким слоем, примерно, 4-5 мм. хвойного опада.

    Можно ил в теплице посеять клевер?

    Надежда, а зачем Вам этот, простите, геморрой? Вот Вы посеяли семена, клевер взошёл и...и его нужно либо стричь ножницами, либо косить триммером. А в теплице не развернуться, когда и так без всего ходишь, а тут с триммером нужно управляться!? Нет, Надежда, в теплице в проходах между делянками не нужно ничего сеять из многолетних трав.

    А зачем сеять клевер на грядке в теплице?

    [Ответить]

Оставить комментарий или два