Сезон 2018 года. Прививка яблонь летней окулировкой…

Здравствуйте, дорогой дачник!

Хочу поделиться с Вами результатом летней прививки яблонь способом окулировки в Т-образный зарез. Этот способ окулировки используется дачниками-садоводами давно, но я попробовал его первый раз.

Прежние мои прививки черенком «в расщеп» и окулировкой (щиток с глазком) «в приклад» получались не во всех случаях. Поэтому в августе месяце 2018 года я решил привить «щиток с глазком» в нижнюю часть однолетних побегов четырёх саженцев колонновидных яблонь.

Естественно, в это время дачного сезона прививка окулировкой делается без «пробуждения глазка», так как, если глазок «проснётся» и из него начнёт расти молодой побег, то к наступлению зимы он может не вызреть и, соответственно, вымерзнет зимой.

Поэтому, чтобы глазки на привитых щитках «не проснулись», я обмотал и Т-образный зарез, и сами глазки прививочной лентой наглухо.

В принципе, глазки можно было и не обматывать прививочной лентой, а оставить их открытыми, потому что подвойный побег, на который делалась прививка, рос нормально, а это значит, что давление сока от корней стремилось к вершине побега и не «давило» на привитый глазок.

А с другой стороны, давление сока от корней могло бы «уткнуться» в прививаемый щиток и пробудить глазок. И тогда бы глазок мог «проснуться» и из него начал бы расти молодой побег, а зимой он бы вымерз.

И вот, чтобы не создавать проблем прививаемому глазку и исключить возможность его пробуждения, я и обмотал всё прививочное место снизу доверху прививочной лентой.

Но перед началом прививки, примерно, за 2-2,5 недели я, естественно, подготовил места прививок, удалив с части побега листья, мелкие веточки и плодовые образования, чтобы они не мешали и самому процессу прививки, и последующей обмотке места прививки прививочной лентой.

Подготовку прививочных мест делал 5 августа. Естественно, секатор протирал спиртовой салфеткой, чтобы не занести какую-нибудь заразу на места срезов. Потом места срезов обмазал средством «РанНет» при помощи обычной кисточки и всё.

На фото ниже — четыре саженца с подвойными побегами.

Сами видите, прививать некуда. Поэтому занялся подготовкой прививочных мест.

На фото ниже — уже подготовленные места прививки.

На фото ниже — места срезов обмазаны средством «РанНет»...

Саму прививку делал, примерно, 22-25 августа, но фоток сделать мне не удалось, так как был на даче один и одновременно делать и прививку, и снимать фотку не было возможности. Нужно было действовать быстро, аккуратно и правильно.

Но скажу одно – перед прививкой я протёр прививочные места на побегах чистой тряпицей, чтобы на коре не было грязи, пыли, песчинок, и других инородных тел.

Скажу Вам честно, поначалу, перед первой прививкой, руки тряслись, сердце колотилось, пот капал со лба и, в общем, я сильно волновался, потому как делал такую прививку первый раз, и нужно было сделать всё быстро, аккуратно и правильно.

После первой прививки я успокоился и потом, все остальные прививки, сделал на ура!

14 сентября я решил снять прививочную ленту с одной прививки и посмотреть, прижился ли щиток с глазком или нет. Образование каллуса на краях коры Т-образного зареза привойного побега не было, смотрите сами.

Это поближе...

Но определить точно прижился ли щиток с глазком или нет, я не мог. Тогда я аккуратно царапнул кору на привитом щитке (под глазком) и она была зелёной. Значит, щиток с глазком прижился нормально. Ура!

16 сентября я снял прививочную ленту со всех прививок и обнаружил на краях коры Т-образного разреза подвойного побега наплыв каллуса. А это значит, что все прививки удались, хотя…

Хотя впереди ещё зима и, как перезимуют глазки, одному Создателю известно. Но чтобы прививки нормально перезимовали, я делал их внизу подвойных побегов и с таким расчётом, что их завалит снегом.

Затем, при основном осеннем мульчировании, я завалил эту яблоневую делянку разными видами органических остатков (листвой и сеном), чтобы создать благоприятные условия для почвы и почвенных обитателей в будущем году.

Кто не смотрел пост об основном осеннем мульчировании, то жмите на название поста — «Октябрь 2018 года. Основное осеннее мульчирование почвы делянок на дачном участке...»

Идём далее...

Перед закрытием дачного сезона, на всякий случай, я обмотал места прививок женскими колготками, тем самым, защитив от повреждения привитых глазков грызунами.

Нет, проблем с грызунами у нас давно нет, но на всякий случай, сделать это нужно было. Как говорится, лучше перебдеть, чем недобдеть!

Что делать весной с этими прививками?

Тут всё просто. Когда начнётся сокодвижение — у меня два пути. Первый — срезать подвойный побег на пару сантиметров выше привитого глазка, чтобы сок давил именно на глазок и пробуждал его.

Второй – сделать полукруглый (месяце-образный) зарез на том же расстоянии выше глазка. Но зарез нужно сделать не просто коры, а конкретно и древесины побега.

Дело тут в том, что сок от корней идёт вверх по сокопроводящим каналам именно в древесине, а уже потом возвращается обратно по коре, оттекая в корни.

И если зарез над глазком сделать правильно, т. е. с углублением в древесину побега, то сок упрётся как раз в разрыв сокопроводящих каналов в древесине, развернётся обратно по коре вниз и будет «будить» глазок.

Что касается меня, то я выбираю второй путь развития и вот почему. Если вдруг глазки на каких-то побегах не проснутся (ну, всё ведь бывает), то я весной смогу сделать новые прививки на этот подвойный побег.

И последнее…

Однозначно, что такой вид прививки окулировкой в Т-образный зарез можно и нужно делать весной, но уже с пробуждением глазка.

Чем я и хочу заняться этой весной на других саженцах. Благо, у меня есть несколько побегов-дичков, которые растут из пенька низкорослого подвоя. Что из этого получится, потом расскажу.

А на сегодня всё.

Если у Вас есть вопросы, пишите их в комментариях к посту или мне вот на этот адрес эл. почты – dyakosergej@yandex.ru

До свидания.

С наилучшими пожеланиями,
Сергей Дьяков.

Просмотров: 926

14 комментариев к “Сезон 2018 года. Прививка яблонь летней окулировкой…”

  • Леонид
    6 января, 2019, 18:44
    Цитировать

    Здравствуйте! Лично мне понравилось. С Новым годом и Рождеством Христовым Вас и вашу семью! Желаю Вам творческих успехов и крепкого здоровья.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Леонид, здравствуйте!

    Вас и Ваших близких тоже в Наступающим Рождеством!!!

    [Ответить]

  • Татьяна
    6 января, 2019, 19:29
    Цитировать

    Сергей, я так в августе прививала сирень. На одном деревце хочу увидеть цветы разного цвета. Жду весну, чтобы посмотреть как получились прививки.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Татьяна, согласен с Вами — весна покажет результат по прививкам... Будем надеяться, что всё прижилось...

    [Ответить]

  • Елена Смирнова
    7 января, 2019, 0:00
    Цитировать

    Сергей, добрый вечер. Хочу сказать Вам огромное спасибо за Ваш опыт и желание делиться им с другими дачниками и садоводами. Поздравляю Вас и вашу семью с Новым годом и Рождеством. Желаю Вам успехов в Вашем нелегком, но очень приятном труде.

    А по существу, сада у меня на участке пока нет, поэтому изучаю теорию. А по огороду вовсю пытаюсь повторить Ваш опыт. Многое за 2 года удалось, но не всё. Гибнут мои огурцы в мульче. Ну вот прям высыхают листики, или правильно сказать, тлеют чтоли... через пару дней после высадки рассады листья стали сухими и приобрели цвет золы. Скорее всего, это болячка какая-то. Но я ничего не успела сделать. Посеяла новые семена, начала обрабатывать усиленно биофунгицидами, но мои взошедшие малыши пропали с такими же симптомами. Прошлым летом все повторилось в точности. На будущий год в грядке будет другой вид мульчи и уже не огурчики. Продолжу экспериментировать, как Вы советуете. Но очерь радуют картофель и томаты под мульчей!!! Вот прям с первого года им всё по нраву!!! Спасибо Вам огромное еще раз!

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Елена Смирнова, здравствуйте!

    Вас и Ваших близких тоже с наступившими праздниками — Новым годом и Рождеством!

    Что касается огурцов, то могу сказать так. У нас огурцы растут только в теплице и опрыскивал я их, в основном своими настоями ЭМ-эликсира. И результаты были нормальными — огурцы растут и плодоносят до первых заморозков. В прошлом году, наряду с Эликсиром, испытал на тепличных растениях и Грибной настой — результат тоже хороший.

    А сказать по совести, гибриды огурцов, по большей части, совсем не устойчивы к болезням, т. е. вообще. Но у нас они сильно не поражаются, благодаря своим настоям.

    Вы пользуетесь моими материалами по ЭМ-эликсиру? Если нет, то заказывайте и пробуйте. Эликсирный сайт, где можно оформить заказ наложкой, вот по этой ссылке — elicsir.dacha7.ru

    Если у Вас будет возможность оплатить свой заказ на мою карту Сбербанка, то пишите мне на этот адрес эл. почты — dyakosergej@yandex.ru

    [Ответить]

  • Люба
    7 января, 2019, 20:02
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей! Со всеми прошедшими праздниками вас, всю вашу семью и всех друзей, которые смотрят ваши посты. хочу попросить у вас совета. Я живу в Сибири, года два назад посадила две колоновидные яблоньки. Но, весной 2018г. верхушки замерзли, до середины лета думала, что отойдут, но увы, пришлось обрезать до почки, которая проснулась. Если и в 2019 так будет, придется их убрать, видно они не выдерживают наших морозов. Может быть их нужно или пригибать или укрывать как-то? Спасибо!

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Люба, здравствуйте!

    Вы когда покупали саженец колонновидной яблони, перед покупкой смотрели описание данного сорта? Вам нужно покупать сорта с коротким сроком вегетации и всё.

    Ну, бывает, что какая-то часть саженца не вызревает и не только у колонн, а и у других многолетних культур. Правильно сделали, что обрезали до живой части саженца, иначе бы через этот «сухостой» зимой больше древесины бы отмерло.

    Не знаю, как это объяснить, и можно ли это объяснить вообще, но если перед наступлением зимы на многолетниках не вырезать сухие части растений — то мороз по этим «сухостоям» повреждает растение больше. Мне о таком наблюдении мой старший брат говорил...

    Теперь к вашему вопросу...

    Если в 2019 году снова подмёрзнет макушка, что делать?

    Любовь, укрыть их невозможно, так как не вызревшая часть побега или ствола всё равно вымерзнет. Вы перепривейте этот сорт на другой, более зимостойкий и с коротким сроком вегетации, и всё.

    [Ответить]

  • Margarita
    8 января, 2019, 11:30
    Цитировать

    Добрый день, Сергей! С праздником Вас! У меня тоже есть опыт летней окулировки персика Рэд Хэвен на семенной подвой персика. Уже выросли и несколько раз дали плоды деревья. Насколько я знаю, успех прививки определяется в конце того же лета по отпавшему черенку листа. Этот черенок облегчает окулировку летом. Вы собираетесь делать ту же процедуру весной, но весной черенка нет и держать щиток неудобно. Может быть Вы знаете способ избежать это неудобство? Заранее спасибо.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Margarita, добрый день!

    Вы, наверное, всё-таки имели в виду не черенок, а черешок листа.

    Согласен, что определить приживаемость щитка с глазком можно по высохшему черешку листа. У меня были прививки с черешком листа — они вроде бы, подсохли, но отвалиться сами не смогли, потому что были замотаны чуть-чуть прививочной лентой. Пришлось пальцами удалять черешки...

    Весной, конечно, черешков листьев нет, ну, и что. Буду аккуратно держать за наружную часть щитка пальцем, а срезанная часть щитка будет опираться на прививочный нож. Так и буду вставлять щиток в Т-образный зарез.

    [Ответить]

  • Вадим
    8 января, 2019, 15:05
    Цитировать

    Тема очень интересная и даже увлекательная. Дело в том, что на нашем участке дед насадил столько яблонь, что летом даже делая сок с комсомольским задором пару тройку тачек с гнильем в лес вывозим. Яблони старые и плодоносят каждый год, сорта интересные, но деревья старые и тоже в своё время привитые. Время от времени что то отсыхает и тогда ценная яблоневая древесина идёт на дрова, редко дело доходит до поделок. Видел я в продаже колоновидные яблоньки, на первый взгляд это йоркширские терьеры яблонь. Вроде малявка малявкой, но урожай нормирован и обирать легко. Честно говоря что бы мне пришло в голову в последнюю очередь, то прививать к ним что либо. Дело в том, что новые сорта и саженцы выглядят так, будто из них выжали всё и селекционеры тщательно следят, что бы кроме них никто и никогда не совершенствовал их продукт, но если вам удастся сделать это, то тогда имеет смысл нарушить их «аВТОРСКИЕ» права и творить в своё удовольствие! Удачи Вам и здоровья, с наступившим Рождеством и всех благ! 

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Вадим, с АВТОРСКИМИ правами Вы чего-то напутали. Я нормальный человек и совесть у меня есть. Я просто перепрививаю сорт «Янтарное ожерелье», яблоки которого нам не понравились, на сорт «Президент» и всё.

    Яблони колонновидного типа, может быть, не так обильно плодоносят, но зато они не притеняют весь дачный участок, как яблони с обычным типом кроны, тем самым, не мешая расти овощам, плодово-ягодным кустарникам, цветам и винограду...

    [Ответить]

  • Анатолий
    10 января, 2019, 12:59
    Цитировать

    Добрый день, Сергей! Много лет занимаюсь прививками: весной способами «улучшенная копулировка», а также «в расщеп». При необходимости использую другие. Летом окулирую в Т-образный зарез, глазок оставляю открытым (ни один осенью не проснулся). Приживаемость практически стопроцентная. Главное в этом деле знания плюс аккуратность, стерильность. Очень интересно Ваше предложение по весенней окулировке. Спасибо за стремление к экспериментам. Всего доброго.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Анатолий, здравствуйте!

    Прививку копулировкой не пробовал, а «в расщеп» в пеньки — прививки не все приживаются. Вот попробовал «окулировку» в Т-образный зарез. Результат будет весной. И при необходимости, как я уже писал в посте, можно сделать такую «окулировку» весной. В общем, придёт весна — будем посмотреть...

    [Ответить]

Оставить комментарий или два