Октябрь 2018 года. Основное осеннее мульчирование почвы делянок на дачном участке...

Приветствую Вас, дорогой дачник!

Вот и подошло время основного осеннего мульчирования почвы во всех делянках на нашем дачном участке. Естественно, за один день положить мульчу во все делянки я не могу и это даже не связано с моими физическими возможностями — это связано с долготой светового дня.

Сами знаете, осенние деньки слишком короткие, чтобы сделать много дел сразу. А я и не тороплюсь, чтобы, как говорится, «вылезти из кожи вон». Я делаю дела с расстановкой и в меру своих возможностей.

Есть у меня для Вас одно значимое уточнение по поводу мульчирования.

Когда Вы мульчируете почву в своих делянках разными видами отмерших органических остатков – Вы создаёте благоприятные условия НЕ для растений, а именно для ПОЧВЫ и её обитателей!

А раз созданы условия для почвы и её обитателей, то растения в такой «живой» почве вырастут САМИ! Причём любые – хоть однолетние овощи, хоть многолетние плодово-ягодные кустарники и плодовые деревья, хоть цветы!

Я Вам говорю это не просто с бухты-барахты. Я провожу такое основное осеннее мульчирование с 2000 года и вижу, как растут все растения на нашем дачном участке весь следующий дачный сезон, с весны и до осени.

Никакими подкормками, прикормками, удобрениями и прочими ядохимиками я не пользуюсь, и пользоваться не собираюсь. Потому что наши растения не испытывают недостатка в питании, вообще, никакого.

Почему?

Потому что основным химическими элементом питания всего живого на нашей планете, в том числе и растений, является углерод, то, как раз отмершие органические остатки, которые мы используем в качестве мульчи, и содержат в «себе», и состоят почти наполовину из углерода!

Ну, какие тут нужно заканчивать сельхоз ВУЗы, чтобы это понять?

Зайдите в лес, сходите на луг и посмотрите себе под ноги. После стаивания снега весной, ЧТО лежит на поверхности почвы и в лесу, и на лугу?

Правильно, органическая мульча, состоящая из отмерших органических остатков! В лесу – это лесной опад, состоящий из листвы, хвои и травы. На лугу – это сено!

Почему нам об этом не говорят сельхоз учёные и не учат этому агрономов в сельхоз академиях, догадайтесь сами.

И, слава Богу, что у меня нет сельхоз образования, иначе как бы я догадался в конце 1999 года, что нужно выращивать почву, путём мульчирования её поверхности, а не выращивать растения, как нам толкуют учёные.

Мой учитель – Матушка-Природа!

И без лишней скромности скажу, что мне удалось улучшить Природную Технологию по мульчированию почвы, путём укладки органической мульчи слоем потолще, чем он есть в Природе и всё.

Итак, поехали…

Начал я подготовку делянок к следующему дачному сезону 16 октября, с мульчирования почвы в коробах, в которые буду сеять семена мелкосеменных овощных культур – морковки, свёклы, репы, дайкона, укропа, петрушки, редиски и т. д.

Из имеющегося подручного материала для мульчирования почвы служит берёзовая листва с берёз, которые растут по опушке нашего леса. Вот это «добро» лежит прямо под ногами и не воспользоваться тем, что дарует нам Матушка-Природа, ну просто грех!

Полил всю мульчу двумя лейками последнего настоя ЭМ-эликсира и всё! Сейчас полезные микроорганизмы, которые живут в настое Эликсира, работать, естественно, не будут, так как температура низкая.

А вот следующей весной, когда прогреет воздух и начнёт прогревать почву, эти полезных микроорганизмы (бактерии и грибки) «проснутся» и начнут переваривать эти органические остатки, питаться ими сами и «кормить» наши растения.

Кстати, «грядки» в листовой мульче для посева семян следующей весной — уже есть в этих коробах! Их просто не видно из-за слоя листвы.

Но я использую в качестве мульчи в таких делянках не только листву, но и комбинирую между собой разные виды органических остатков – листва и хвойный опад; листва и сено; листва и солома; сено и хвойный опад; солома и хвойный опад и т. д.

Причём грядки для посева семян я делаю сразу в момент мульчирования! Вот как раз делание грядок в мульче – это моё давнишнее изобретение. Придумал я эту технологию, если мне не изменяет память, в 2003—2004 годах и использую до сих пор, хотя в последние годы я её немного видоизменил, т. е. сделал намного эффективней, чем делал это до 2010 года.

Безусловно, грядки в мульче можно делать не только осенью, но и весной, и в середине лета, без проблем. К примеру, осенью Вы сделали 2 делянки для морковки, 1 — для свёклы, 1 — для укропа и т. д. Но за зиму Вы надумали увеличить число делянок для морковки или свёклы, ведь такое бывает, правда? Нет проблем! Пришла весна, и Вы сделали ещё дополнительно столько делянок с грядками в мульче, сколько нужно!

В середине лета, когда собран урожай чеснока и лука, Вы надумали посеять в эти освободившиеся делянки, к примеру, укроп, редис, репу, дайкон и т. д.

Нет проблем!

Используете остатки мульчи из этих же делянок (или берёте новые органические остатки), мульчируете ими почву в этих делянках и сразу делаете грядки в этой мульче.

Я, к примеру, в середине лета, после уборки чеснока и лука, сразу в один день делаю грядки в мульче, а на следующий день сею семена дайкона, укропа, репы или редиса. В принципе, семена овощей можно сеять сразу в день подготовки грядок в делянке, если мульчу уплотнить (утоптать) ногами. Вот и всё.

Кому будет нужна эта простая и суперэффективная технология «по деланию грядок в мульче», пишите мне на эл. почту. Оставляйте свою заявку на приобретение этого материала и пользуйтесь этой уникальной технологией всю жизнь! Вот мой адрес эл. почты - dyakosergej@yandex.ru

Я подготовлю этот материал этой зимой или к весне будущего года. В общем, как будет свободное время, так и сделаю.

Ладно, это будет потом, а сейчас продолжу об основном осеннем мульчировании!

17 октября я посадил лук-севок сорта «Радар» в делянку из-под укропа. В этой делянке укроп я сеял после уборки лука и сеял вразброс (не в грядки). Укроп в грядках рос у меня в соседней делянке. Вот часть фоток про укроп вразброс (смотрите на дату съёмки в правом нижнем углу)…

Супруга постепенно срезала этот укроп частями. Хватило и себе, и соседей угощала охапками свежего, ароматного укропа.

Вот по этой укропной стерне я и посадил лук. В дачном сарае обнаружил на дне одного мешка немного свежих опилок, ну, и применил их в качестве мульчи наряду с сеном в этой делянке и, естественно, полил всё это хозяйство Эликсиром. Результат по всходам и урожаю конкретно в этой делянке будет в будущем сезоне в июле месяце.

Замульчировал ещё 3 делянки для лука к будущему сезону – вниз листва, сверху сено!

Посмотрите, какая красота!

А вот эти 3 делянки для лука...

18 октября я приступил к мульчированию помидорных делянок.

Остановлюсь лишь на том, что в центре помидорных делянок для низкорослых сортов я посадил зубки чеснока. Сами понимаете, нет смысла занимать целую делянку под чеснок, если он великолепно растёт вместе с помидорами!

Вот делянка, в которой в этом году росли помидоры низкорослого сорта «Снежная сказка». В следующем году в этой делянке будут расти тоже помидоры низкорослого сорта и, по всей видимости, этого же сорта. Внизу лежит листва, сверху сено.

В этой делянке в этом дачном сезоне росли помидоры сорта «Рома ВФ» и этот же сорт, вероятно, будет расти в будущем сезоне тоже. В любом случае, будут расти помидоры низкорослого сорта, а какого конкретно, весна покажет. Это я к тому, что севооборотом я не занимаюсь и заниматься не собираюсь!

В этой делянке из двух коробов росли помидоры того же низкорослого сорта «Снежная сказка» (у меня в двух местах рос этот сорт). Мульчирование то же самое – вниз листва, сверху сено!

В этой делянке в этом сезоне росли помидоры сорта «Дрова» и будут расти в будущем году, очевидно, тоже!

В этих двух делянках уже какой год растут помидоры сорта «Лора» и будут расти в будущем. Правда, использовал листву только в правой делянке, так как там мульча наполовину была переработана почвенными обитателями.

В левой делянке использовалась семечковая лузга (поверх соломы и хвойного опада) и она почти вся осталась. Поэтому в правой делянке использовалась листва и сено, а в левой – только сено!

Всё, с делянками для низкорослых сортов помидоров было покончено! Затем я приступил к мульчированию помидорных делянок для высокорослых сортов.

Вот одна делянка у металлического забора.

Вот вторая делянка у забора…

Вот делянка у западной стены дачного сарая. Как Вы помните из предыдущего поста, делянки у восточной и южной стены сарайчика я мульчировал ранее.

И с помидорными делянками было покончено!

20 октября мы приехали с супругой на дачу с ночёвкой. Я сразу растопил печку, так что через пару часов в домике было тепло и сухо. А пока печка топилась, я собирал берёзовую листву по опушке нашего леса для мульчирования делянки с жимолостью.

Вот делянка с тремя кустиками жимолости. Последние фотки делал уже со вспышкой на фотокамере, когда начало темнеть. А темнеет осенью, сами знаете, рано. На другие делянки времени в этот день не хватило.

А вот это супружнина роза! Цветёт да самых заморозков...

Слой листвы, примерно, 18-20 см.

Листва прикрыта тонким слоем сена...

21 октября я приступил к мульчированию делянки, в которой растут несколько кустов смородины и крыжовника.

Ну, и пока я занимался своими делами, супруга сдёрнула урожай репы и дайкона!

Это делянка с дайконом...

Это делянка с репой. Кстати, делянки для летнего посева семян дайкона и репы были подготовлены по моей «грядочной технологии»!

В качестве мульчи использовались остатки хвойного опада, который остался от лука. Короче говоря, после уборки лука я сделал грядки в мульче и посеял семена дайкона и репки. Т. е. мульча в делянке использовалась 2 раза за сезон!

22 октября я начал мульчировать делянки с яблонями. Правда, сфоткал я все пустые яблоневые делянки в один день, но замульчировать удалось всего 6 штук, а три делянки остались на потом…

Это делянка с сортом «Васюган»...

Это делянка с сортом «Президент»...

Это делянка с сортом «Валюта»...

Это квадратная делянка с сортом «Президент»...

Это квадратная делянка с разными сортами...

Это квадратная делянка с сортом «Московское ожерелье» и по углам растут 4-е куста жимолости...

Это делянка с прививками окулировкой (этим летом) сортом «Президент»...

Это делянка с сортом «Московское ожерелье»...

Это делянка с сортом «Валюта»...

А это уже фотки части делянок с толстенным слоем мульчи...

В теплице я мульчировать новым слоем не стал, так как оставшегося слоя мульчи для будущего дачного сезона осталось достаточно!

23 октября я домульчировал оставшиеся 3 яблоневые делянки и пару делянок для картошки.

Я сначала наносил в делянки листву, а затем разложил тонюсенький слой сена...

Вот делянка из двух коробов для картошки...

Всё.

Почва во всех делянках накрыта «органическим одеялом» и в будущем сезоне, с приходом тёплой погоды, проснутся полезные виды почвенных обитателей, и примутся за свою извечную работу – переваривать органические остатки и выращивать для нас наши же растения!

Ну, и вот теперь скажите, разве это сложно?

Нет, не сложно!

Разве это трудно?

Нет, не трудно!

Разве это тяжело?

Нет, не тяжело!

Единственно, в чём может возникнуть проблема – это в недостатке времени, но…

Но и это не аргумент.

Главное, чтобы у Вас было желание?!

Когда есть желание, то найдётся и время, и возможность.

Ведь понимаете, в чём дело. Если человек хочет что-то делать, он ищет возможность. Если человек не хочет ничего делать, он ищет причину, чтобы это не делать.

Я за то, чтобы у нас, у дачников, всегда было желание вести дачное или приусадебное хозяйство по Природной Технологии!

Чего Вам искренне и от всего сердца желаю!!!

Если у Вас есть вопросы, пишите их в комментариях к посту.

До свидания.

С уважением,
Сергей Дьяков.

Просмотров: 3 013

34 комментария к “Октябрь 2018 года. Основное осеннее мульчирование почвы делянок на дачном участке...”

  • Margarita
    29 октября, 2018, 18:58
    Цитировать

    Доброго времени суток, неутомимый труженик и экспериментатор, уважаемый Сергей! Я с удовольствием и некоторым упрямством стараюсь следовать природной технологии по вашему примеру. Кое-что уже наглядно становится лучше — в мульчированных грядках нет проблем с сорняками, от употребления эликсира явно лучше винограду — те лозы, которые усиленно опрыскивала и даже втирала в них губкой настой, практически не были затронуты милдью и оидиумом. У меня есть 2 вопроса. Если я активно использую хвойный сосновый опад и иглицу, имеет ли значение последовательность чередования листьев, травы и иглицы. И еще. У меня есть 2 карликовые яблони — Глостер и Голдспур. Они очень сильно болели прошлой холодной весной и дождливым летом. Химию я стиснув зубы не употребляю, но , может, кроме эликсира, может есть у Вас какой-то свой способ лечения. Уж очень они чувствительны ко всем болячкам, как, в общем, многие вкусные сорта. Убирать их из сада как трудоемкие я не собираюсь, очень хочется помочь! Есть еще очень большое достижение — в саду появилось большое количество божьих коровок, златоглазок и прочих полезных помощников, чему я страшно рада. Еще маленький вопрос по-поводу мульчи. Если есть сомнение по поводу наличия снега на мульче зимой, надо ли притаптывать ее ногами или просто закрепить ее иголками от сосны?

    С уважением и пожеланием здоровья всей семье, Маргарита из Бреста.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Margarita, здравствуйте!

    Сказать по-честному, ни разу не пробовал втирать Эликсир в виноградные лозы. По первости я просто каждый выходной опрыскивал весь виноградник очередным настоем Эликсира и всё. Вы пошли дальше и это ЗДОРОВО!!!

    Отвечаю на первый вопрос.

    Маргарита, я делаю так — листья сразу кладу на почву, а все другие виды органических остатков сверху. Хвойный опад лучше класть сверху, потому как иголки сами по себе мелкой фракции и лучше слёживаются между собой после стаивания снега. И в это же время (во время стаивания снега) листья внизу сперессовываются в «органический асфальт» и не дают расти сорнякам.

    Про второй вопрос я не очень понял. Болячки на яблонях где? На листьях? На коре? Или где ещё?

    У меня болели паршой яблони сорта «Диалог». Но после опрыскивания их настоями Эликсира, эта болячка пропала.

    Что касается божьих коровок...

    Маргарита, у нас их и в прошлом году было много, а в этом году ещё больше. Зимуют они в мульче (в листьях и сене) — их там тьма!

    Теперь про мульчу и утаптывание...

    Маргарита, я никогда специально мульчу не утаптывал, так как достаточно массы снега весной, когда он начинает таять. Во время таяния снег смачивает всю мульчу влагой и трамбует своим весом (мокрый снег тяжелее, чем пушистый) вот и всё.

    Вам и вашим близким тоже крепкого ЗДОРОВЬЯ и УСПЕХОВ в будущем дачном сезоне!!!

    [Ответить]

  • Татьяна
    29 октября, 2018, 19:39
    Цитировать

    А с мышками как справляетесь? Столько мульчи рай для мышей! 

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Татьяна, ну, есть мышки, а как же без них? Они же ведь часть экосистемы нашего края. Только по моим наблюдениям бывают годы, в которых преобладает какое-то живое существо. Если год будет «мышиным», то они придут на дачу и без мульчи. Если год будет «не мышиным», то их будет малое количество.

    У нас один год был «бабочковым». Всё лето летали тучи каких-то белых маленьких бабочек. Один год был «жуковым». В мае майский жук летал полчищами, ну и что с того?. Один год был «тлёвым». Тли на яблонях и смородине было тьма — я поехал в дачный магазин и проконсультировался с продавцами. Они мне посоветовали какой-то биопрепарата, сейчас уже не помню название, давно это было.

    А то, что Вас пугают, что якобы мульча привлекает мышей, это не соответствует действительности. Я мульчирую почву таким образом уже 18 лет и только один раз были погрызы мышами коры яблонь и глазков на виноградных лоза под укрывкой.

    У нас лес за забором дачи и Вы можете себе представить, сколько там живёт живности, в том числе и мышей.

    У меня в дачном сарае в баночках насыпано протравленное зерно по совету продавцов-консультантов из дачного магазина. Как оно заканчивается, я подсыпаю. Мышки в дачном сарае больше вреда наносят, чем под мульчей. Грызут и газеты, и полиэтиленовые пакеты, и фанеру и т. д.

    Так что, как говорит русская пословица — волков бояться, в лес не ходить.

    [Ответить]

  • Leika
    30 октября, 2018, 7:06
    Цитировать

    И снова на связи я Leika. Здравствуйте Сергей. У меня к вам вопрос:что вы делаете с листвой от помидор, огурцов и перцев в теплице? Надо ли их выносить в компост или нет? Лично я не выношу а укладываю в короба и сверху засыпаю слоем опилок. Проливаю простой водой очень хорошо, а затем настоем с бактериями. Сверху укрываю плёнкой.И так отправляю в зиму. Правильно я делаю или нет?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Leika, здравствуйте!

    С ботвой огурцов, перцев и помидоров из теплицы я поступаю просто — собираю в мусорные чёрные пакеты и вывожу всю ботву в контейнеры ТБО.

    Правильно ли Вы делаете со своей ботвой, я точно не знаю — я так ни разу не делал. Сам не знаю, а врать не хочу.

    [Ответить]

    Николай ответил:

    @Leika, ботву укладываю между грядками и, если ботва сырая, тоненько мульчирую сухой травой. Летом это затопчется и превратится в миллиметр гумуса.

    [Ответить]

  • Ольга
    30 октября, 2018, 8:50
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей! У Вас отличный урожай корнеплодов. Скажите, пожалуйста, как Вы боритесь с капустной мухой, чьи личинки проделывая ходы в корнеплодах, и те плохо хранятся, теряют товарный вид, становятся непригодными для употребления.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Ольга, здравствуйте!

    Капусты у нас в этом году не было, стало быть, и капустной мухи, по всей видимости тоже не было, хотя... Хотя Вы, наверное, имеет в виду не капустную муху а кивсяка? Это червяки, которые живут в почве и выгрызают ямки в корнеплодах.

    И ещё...

    Ольга, у нас почвенных вредителей на порядок меньше, чем у соседей, которые копают почву, рыхлят её весь сезон, поливают и т. д. Тут, наверное, дело в том, что под мульчей почва не такая «тёплая», как голая почва. И почвенных «вреднюгам» в такой почве не комфортно жить. А может быть, почвенные микроорганизмы (в основном грибки) поедают этих почвенных жителей. Голая почва она ведь как инкубатор для почвенной живности, в том числе и для вредителей. А вот почва под мульчей, «прохладнее» и в ней полно тех видов микроорганизмов, которые питаются личинками насекомых. В конце этого поста посмотрите, как какой-то зелёный грибок «кушает» личинок майского жука — http://dacha21veka.ru/mulcha/byvaet-li-pochva-bednoj-i-neplodorodnoj-chast-4-pro-morkovku.html

    [Ответить]

  • Елена
    30 октября, 2018, 8:56
    Цитировать

    Добрый день, Сергей. У меня тоже вопрос про мышей. Это ведь реально проблема. У меня вишни в этом году вообще не было... Думаю дело в мышах и сене в качестве мульчи

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Елена, здравствуйте!

    Про мышей я ответил Татьяне (комментарий выше). Я не совсем Вас понял про вишню, мышей и сено...

    [Ответить]

  • Василий
    30 октября, 2018, 13:27
    Цитировать

    Добрый день, Сергей Большое спасибо за Ваш исполинский самоотверженный труд по просвещению и образумливанию нас, неразумных дачников...

    Вопрос. Микроорганизмы из елексира, вылитые осенью на мульчу, зимой неминуемо вымерзнут до единого. Откуда они возьмутся весной. Думаю, что елуксир надо сохранить зимой в теплом месте и внести на мульчу весной после таяния снега и установления полжительной температуры почвы.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Василий, здравствуйте!

    Почему Вы решили, что микроорганизмы зимой вымерзают? Кто Вам такое сказал?

    Микробиологи толкуют, что зимой микроорганизмы впадают в анабиоз, т. е. «находятся в спячке». Как появляются благоприятные условия, т. е. повышается температура мульчи и почвы, они активируются и начинают свою работу по перевариванию мульчи и защите растений от патогенов.

    Микроорганизмы, кстати, на нашей планете появились первыми, примерно, 4-4,5 миллиарда лет, и Вы думаете, что они за это время не адаптировались к Природным катаклизмам, которые были на нашей планете?

    К тому же микроорганизмы кочуют по просторам космическим на остероидах и метеоритах, прежде себя мумифицируя! А микроорганизмы живущие в ракетном топливе... А микроорганизмы живущие в условиях радиации... А микроорганизмы появившиеся на обшивке космической станции Мир... и т. д.

    Сохранять Эликсир в зиму, какой смысл? Зимой я заквашиваю домашние настои Эликсира в квартире в обычном пластмассовом тазике для цветов, комнатных помидоров и рассады.

    С весны и до осени заквашиваю свежие настои Эликсира в обычной ванне из простых ингредиентов, которые валяются под ногами на дачном участке.

    Так что, Василий, с Эликсиром у меня проблем нет. Когда захотел, тогда и заквасил!

    [Ответить]

  • Василий
    30 октября, 2018, 15:50
    Цитировать

    Спасибо, Сергей! Вразумил!

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Василий, пожалуйста!

    [Ответить]

  • Василий
    30 октября, 2018, 17:10
    Цитировать
  • Ксения
    30 октября, 2018, 18:34
    Цитировать

    Сергей здравствуйте!

    Вопрос не по теме: из данной статьи узнала, что у Вас растут колоновидные яблони. Мы этой осенью тоже посадили сорта Президент и Валюта, еще хотим Московское ожерелье. Расскажите, пожалуйста, как по вкусу плоды от этих яблонь, сроки созревания, как долго хранятся? и Вообще Ваше личное мнение о них. Участок у нас в Нижегородской обл.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Ксения, здравствуйте!

    На нашем участке росли яблони разных сортов, но оставил я Валюту, Президент, Московское ожерелье и Васюган. Срок созревания у Московского ожерелья и Васюгана начало-середина сентября. У Президента и Валюты яблоки полностью созревают в начале-середине-конце октября.

    Что касается вкуса?

    Ксения, нам нравятся яблоки этих сортов, а про вкус говорить не буду, потому как помните пословицу — на вкус и цвет... Поэтому сами попробуете и определитесь.

    Про хранение сказать ничего не могу, так как яблоки съедаются полностью и хранить нечего.

    [Ответить]

  • Ирина
    30 октября, 2018, 20:32
    Цитировать

    Да, кстати, по этому же вопросу- мое нечаянное открытие года два назад: с осени мы как-то умудрились не слить до конца бачок, в котором готовили все лето «зеленку» с добавлением ЭМ Байкал (тогда я еще не так активно пользовалась Вашей методикой, Сергей, и питательная брага была лишь в мечтах!)). Осадок и жидкость мерзли всю зиму в этом бачке, а весной я в нем же, ничего не сливая, заквасила новую "зеленку ", но без Байкала (муж забыл его купить). Так через 10дней вместо неприятного запаха этого рассола я с удивлением отметила выраженный, приятный запах хлебного кваса, ради которого прошлым летом доливала туда Байкал...!!! Решила продлить эксперимент и дальше обновляла питательную смесь без добавления ЭМ-препарата. До конца лета проблем с запахом не было!

    Вот такие они живучие, наши помощники- микробы.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Ирина, здравствуйте!

    Да, вот такие они непредсказуемые!

    А зачем Вы покупаете Байкал? У Вас же есть мои материалы по закваске ЭМ-эликсира. В Байкале микроорганизмы «пришлые», в закваске Эликсира разводятся микроорганизмы вашего участка. Тем более что в магазине частенько продают подделку или просроченные ЭМ-препараты (просто переклеивают наклейку).

    Тогда как Ваши настои Эликсира будут всегда свежими и настоящими!

    [Ответить]

  • Ирина
    30 октября, 2018, 20:45
    Цитировать

    Сергей, вот еще один вопрос по поводу мульчирования: мне нравится всю теплицу весной засевать густо горчицей- она оч ранняя культура, успевает вырасти до 30-60см к моменту основных посадок. Ею мульчирую, а под нее сею овес и фацелию- когда они вырастают- уже жара и можно смело укладывать второй слой мульчи, оставив несколько фацелий для привклечения пчел в теплицу. Здесь, кроме поверхностного мульчирования, остаются еще и корни в почве, которые служат питанием червям.

    Что Вы думаете про такую живую мульчу? Слой ее, конечно тоньше получается, чем от сена и листвы, но их всегда ведь можно добавить и сверху полить Вашим Эм-эликсиром.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Ирина, я считаю что сидерат и сидерация — это очередная чепуха наших учёных. Вы не подозреваете о том, что растущий сидерат «кушает» углерод, который необходим вашим растениям в теплице?

    Да и мульчи от сидерата — кот наплакал. А слой отмершей органической мульчи должен быть толстеньким и никак иначе!

    Поэтому мульча из отмерших органических остатков, не только создаёт благоприятные условия для почвы и её обитателей, но и является основным источником Главного химического элемента питания всего живого на нашей планете, в том числе и растений — углерода!

    А сидерат и сидерация — это очередная дачная «утка». Видно, какому-то аспиранту нужно было защищать диссертацию, а придумывать уже нечего, вот он и прогнал фенечку про сидерат... А мы ведь люди доверчивые... если агроном или профессор сказал, значит, это «правда» и нужно так делать?

    Просто кладите НА поверхность почвы толстый слой из отмерших органических остатков и дальше полезные микроорганизмы сделают всё ЗА Вас!

    Есть у меня пост про сидерат за 2013 год — http://dacha21veka.ru/eksperimenty/vesenne-letnij-siderat-zelyonoe-udobrenie-ili-ocherednoj-mif-2.html

    Короче говоря, это пустая трата времени, денег на покупку семян ржи, горчицы и т. д. и несбывшиеся надежды (что сидерат, чем-то может помочь почве...) С момента публикации поста про сидерат прошло уже много лет, но я остаюсь при своём мнении. Это моё личное мнение про сидерат и, оно никак не может повлиять на Вас и Ваши убеждения.

    Договорились, Ирина?

    [Ответить]

    Ирина ответил:

    Сергей, здравствуйте!

    Эм-эликсира тогда еще не было, но теперь мой огород под его защитой!

    И по поводу сидератов Вы правы, пожалуй, что касается грядок и теплицы... но вот в роли почвопокровников песчаного грунта в зоне совсем молодого сада, который не дает еще тени, белый клевер мне понравился: в его корнях появились дождевые черви, ведь чем их больше, тем лучше! Весь участок не завалишь ведь сеном, а газон надо косить и косить, да ну его! А вот пушистый низенький белый клевер — оч душевно смотрится, густой, не дает перегреваться и сохнуть песку. Что Вы на это думаете?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Ирина, здравствуйте!

    Ага, про Эликсир понял!

    Полностью с Вами согласен по почвопокровному белому клеверу!!! Если Вы пропустили пост про посев клевера мной весной в двух проходах между коробами делянок, то через поисковую строку блога найдёте. В строке просто напишите клевер и блог подберёт Вам посты с этим словом.

    Я, вообще-то, сеял семена белого и красного клевера вместе, так как хотел посмотреть, какой из них лучше и гуще? Раскрыл два пакета с семенами, перемешал их вместе в тазике и посеял. Красный клевер оказался немного высокорослым и от него появляются кочки, т. е. корневая система у красного клевера выпуклая (над уровнем почвы) и образует кочки, но... Но после нескольких стрижек этих проходов с клевером, красный клевер исчез, а остался только белый. Вот уже какой год он растёт в тех же двух проходах между делянками — КРАСОТА! Низенький, компактный, красивый, густой и ещё привлекает насекомых-опылителей своими крохотными цветками!

    Так что, я ЗА белый клевер и в качестве почвопокровного растения, и на газоне, и в проходах между коробами делянок!!!

    [Ответить]

    Николай ответил:

    @Сергей Дьяков, два года назад осенью посеял рожь. Весной, когда она выросла выше колена, срезал лопатой с тонким слоем земли и уложил в межи. Посеял морковь. Бороздки давались с трудом, т.к. рыхлил мелко, а плотный суглинок был пронизан тонкими нитями корней. Никогда до этого не было такой крупной морковки. 12-15 штук — ведро 10 литров. Ещё раза 2 брызгал «Байкалом» вечером по ботве. Покупал готовый, самую маленькую бутылочку. Потом читал, что рожь очень аллелопатична, и после неё долго ничего не растёт!?

    [Ответить]

  • Светлана
    19 ноября, 2018, 10:42
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей! Скажите, пожалуйста, в течение какого времени Вы используете ЭМ-эликсир из ванной. Я просмотрела Ваш материал по этой теме, может что-то не поняла. Спасибо.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Светлана, здравствуйте!

    Свои настои ЭМ-эликсира в ванне (на даче) и дома (для рассады и комнатных цветов) использую с начала сезона 2011 года. И использую, не я один. Мои покупатели из ближнего и дальнего зарубежья, тоже использую мои материалы для закваски уже своих настоев ЭМ-эликсира.

    Вы можете заказать либо диск + Подарочные семена + ДопМатериалы, либо электронный вариант диска + Подарочные семена + ДопМатериалы по предоплате на мою карту Сбербанка, либо электонную версию этих материалов без семян, но с ДопМатериалами.

    В общем, Светлана, если будут какие-то вопросы по заказу, пишите мне лично вот на этот адрес эл. почты — dyakosergej@yandex.ru

    [Ответить]

    Светлана ответил:

    @Сергей Дьяков, Сергей, у меня уже есть диск с Вашими материалами по Эм-эликсиру, но во информация о том, как быстро надо использовать приготовленный раствор, у меня не отложилась в голове. Спасибо.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Светлана, у меня тоже нет конкретного срока использования каждого настоя. У меня получается, что один настой я использую сразу весь и заквашиваю новый. бывает, что использую настой наполовину, а в следующий выходной использую вторую половину и уже потом заквашиваю новый настой.

    [Ответить]

    Ирина ответил:

    Светлана, у меня настой Эм-эликсира стоит в большой емкости, но в тени!! — все лето.

    Два года я так делаю: по мере использования, допустим, половины настоя, я доливаю чистой воды до краев и кладу туда пучок одного «ингредиента»: оно поддерживает нужные процессы и микробную флору эликсира, как и другой «ингредиент».

    А непосредственно перед использованием, накануне утром, добавляю в эликсир немного жидкого «ингредиента» (для питания полезных микробов и поддержания брожения) и ещё кое-что.

    Почему утром? -я поливаю и опрыскиваю вечером, после захода солнца- ЭТО ВАЖНО!).

    В конце июля можно принести еще один «ингредиент» из лесу и положить его в эликсир, чтобы поддержать дополнительно качественный состав Эм-эликсира.

    Т. е. в течение лета мой эликсир ни разу не испортился. Просто я добавляла воды по мере его расходования. .Если не добавлять воды- он закиснет, полагаю.

    По осени, когда нужно было сливать все жидкости перед заморозками, мы всю бочку эликсира перелили к куб с водой, приспособленный для летнего нагрева воды на солнце, и, при помощи насоса «Малыш», оросили весь-весь огород из шланга.

    То, что было на дне бочки, я решила не выбрасывать. По весне залью водой и добавлю чуть новых «ингредиентов». Думаю (у меня есть на то все основания), микробы перезимуют в сухом остатке оч хорошо.

    [Ответить]

  • Наталья
    14 августа, 2019, 5:45
    Цитировать

    Добрый день, Сергей. Весной под слоем мульчи почва достаточно долго прогревается. Если голая земля быстро оттаивает, то под мульчой еще долго сохранятеся корка льда. Надо ли убирать мульчу, чтобы дать прогреться или все таки ждать, когда все само оттает?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Наталья, здравствуйте!

    Я ничего с мульчей не делаю с 2000 года. Почва оттает к нужному времени сезона, когда нужно будет сеять семена морковки или свёклы, а уж для высадки рассады и подавно.

    Мы этот вопрос разбирали с подписчиками ещё в 2015 году, вот пост — http://dacha21veka.ru/mulcha/2240.html

    [Ответить]

  • Людмила
    5 сентября, 2019, 13:57
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей! Почти завершается мой первый опыт мульчирования. Огромное спасибо Вам, что продолжаете поддерживать тему. Так как мне всё это очень понравилось, то муж прошлой осенью засыпал многолетки «от души» листьями и соломой, до сих пор слой мульчи остался сантиметра 3. И чеснок. Весной боролись сами с собой: отгребать мульчу или нет, вдруг земля во время не оттает и кусты-деревья не выживут, Сибирь всё ж. Так как работы весной уже хватает, то до отгребания руки не дошли. Всё выжило!!! Правда листики появились чуть позже, чем у соседей. Но плодоносило всё нормально. Правда чеснок сквозь толстый слой мульчи пробился с трудом, так и рос с нанизанными берёзовыми листиками на перьях — смешно. И ещё, намучались разгребать рядки в утрамбованной мульче, чтоб посадить лук.Так как грядки у нас «рождаются», в основном, весной, то их засыпала по мере нарастания зелени. К моей радости берёзовый лист у нас можно собирать до июня легко и много. Все грядки и цветники тоже засыпала «от души». Урожай — на уровне прошлых лет, т. е. с избытком. Но! Благодаря Вашей теме я всё лето по вечерам смотрела фильмы, а раньше это время уходило на полив! И да — бОльшую часть грядок и несколько рядков под картошку не копали, «отбила у бабушки», надеюсь урожай её убедит не копать следующей весной. А ещё, мужу это так понравилось, что он пол лета привозил хвою и засыпал ею не только растюхи, но и дорожки. Ходить одно удовольствие — обувь всегда чистая и запах хвои всё лето! Спасибо за позитивные эмоции во время не лёгких огородных работ! Здоровья вам и Вашим близким.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Людмила, здравствуйте!

    Ну, спасибо за добрые слова. Я рад, что смог освободить Вас с мужем от рабского труда по перекопке почвы, рыхлениям, поливам и т. д.

    Нет, мульчу весной отгребать не нужно ни из-под чего. Ведь снег превратил все органические остатки в «асфальт»..., который надёжно прикрывает почву от иссушения, давая разводиться, жить и работать почвенному микромиру и одновременно является пищей для этого самого микромира!

    Ведь у Матушки-Природы всё именно так и происходит, за одним исключением — слой мульчи тонюсенький. А мы, люди, можем этот слой увеличить и создать для бактерий, грибов и червей благоприятные условия проживания и работы!

    Мужу вашему привет от меня и РЕСПЕКТ и УВАЖУХА (как говорит сейчас молодёжь)... У нас столько хвойного опада не набрать, а так бы я тоже с удовольствием покрыл им и проходы между делянками и была бы КРАСОТА!

    Вам и Вашим близким тоже ЗДОРОВЬЯ и УСПЕХОВ!!!

    [Ответить]

Оставить комментарий или два