Проращивание семян помидоров и перцев в тряпочке для рассады…

Приветствую, дорогой посетитель!

Прежде чем приступить к просмотру материала поста, позвольте от мужской половины моей семьи (меня и сына Никиты) поздравить всех женщин с Весной и Праздником 8 Марта!

Хотим пожелать: Море улыбок, Океан любви, Прекрасного настроения и Простого женского Счастья!

А теперь к делу…

Этой весной я решил последовать совету моего старшего брата, который делает эту процедуру уже на протяжении ряда лет — не сеять семена на рассаду сразу в почву, а вначале прорастить семена в тряпочке.

Рассада из этих семян будет расти в теплице. Я, правда, не знаю точно, когда можно будет высаживать эту рассаду в новую теплицу, но рассудил так.

Теплица у меня зимует первую зиму, поэтому точные сроки высадки рассады этой весной рассчитал по-своему. Возможно, в теплицу рассаду можно будет высаживать 10-15 апреля. Так? Ну, примерно так.

Значит, отсчитываю 2 месяца назад и сею семена. Как Вам, наверное, известно, возраст высаживаемой рассады, что в теплицу, что в открытый грунт должен быть, приблизительно, 55-60-65 дней.

Вот и получается, что семена я должен был посеять 8-10 февраля, чтобы к 10-15 апреля рассада была нужного возраста, но…

Но как Вы знаете, семена перца долго «просыпаются», поэтому я положил их в тряпочку на проращивание немного раньше, чем несколько семян помидоров нового сорта.

Семена перцев положил на проращивание 7 февраля, а семена помидоров положил 10 февраля.

На 17 февраля ситуация была такой (смотрите фото)…

Часть семян перцев проклюнулась, а семена помидоров нет. Казалось бы, должно быть всё наоборот, ан, нет. А дело тут в том, что семена помидоров были необычными по форме и покровным чешуйкам.

Семена этого сорта помидоров чем-то похожи на семена льна и поэтому наружные покровные намного жёстче, чем у других сортов помидоров. А посему они и проклёвывались дольше, чем семена перцев.

Вот часть семян перцев…

А это как раз семена помидоров, которые ещё не проклюнулись…

Далее я поступал очень просто. Сколько семян перцев проклюнулось, столько одноразовых стаканчиков и заполнял почвой, потом сеял семена по этим стаканчикам и сверху присыпал семена почвой (верхний и нижний ряд стаканчиков для перцев, а средний для помидоров).

В итоге на тот день получилось посеять 12 стаканчиков в лотке и 6 стаканчиков в рассадном ящике...

Только у меня тут есть одно важное замечание по поводу раскладки семян в стаканчики.

Семена нельзя брать пальцами!

А дело тут в том, что проклюнувшиеся семена прорастали при комнатной температуре, примерно, +20+22 градуса, а температура нашего тела +36 градусов и возможно, если мы будем брать проклюнувшиеся семена пальцами рук, то коснёмся ненароком и за проросток.

А этот самый проросток может получить «ожог» от наших пальцев и при прорастании, возможно, будет долго переболевать, и заживлять ранку от «ожога» и росток с семядольными листочками из почвы может появляться очень долго.

Поэтому проросшие (ожившие) семена я брал аккуратно маленьким пинцетом и клал на почву в стаканчике, а потом на само семечко насыпал, примерно, 5-6 миллиметров (полсантиметра) почвы.

В принципе, если у Вас нет пинцета, то можно воспользоваться женской заколкой для волос. Вот смотрите на фото…

Стаканчик подготавливал просто – делал в дне стаканчика 5-6-7 отверстий вязальной спицей (стырил у супруги) и всё. На фото дно одноразового стаканчика с отверстиями...

Потом, продырявленные стаканчики ставил либо в лоток, либо в рассадный ящик с ячейками, наполнял их наполовину почвой и раскладывал проклюнувшиеся семена.

Идем далее…

Проверял состояние семян каждый день и по мере прорастания новых семян, подготавливал новые стаканчики с почвой и сеял проросшие семена.

На 19 февраля проклюнулось ещё три семени перцев одного сорта...

Две фотки ниже — поближе...

Вот Вы видите, что 6 стаканчиков были засеяны ранее, а 3 стаканчика пустые...

Заполнил эти 3 стаканчика наполовину почвой, положил семена и присыпал эти семена почвой. Всё.

К 20 февраля проклюнулись 9 семян перца сорта — Сладкий шоколад (семена из Болгарии)...

Я подготовил для этого сорта лоток с восемнадцатью стаканчиками, но пока проклюнулось 9 и что я сделал дальше?

ВНИМАНИЕ!

В последние стаканчики с семенами (если смотреть на лоток справа налево) я воткнул зубочистки для того, чтобы отметить эти самые стаканчики — как засеянные семена!

А дело тут в том, что проклёвываться семена в тряпочке будут быстрее, чем прорастать посеянные проклюнувшиеся семена из почвы. Так? Наверное?!

И вот чтобы вновь проклюнувшиеся семена (в тряпочке) не посеять в те стаканчики, в которых уже лежат ранее проклюнувшиеся семена, я и воткнул зубочистки.

К 23 февраля проклюнулись ещё несколько семян этого же сорта и теперь я точно знаю, какие стаканчики без семян и с какого стаканчика начинать раскладывать семена.

Казалось бы, такая простая вещь — отметка посеянных стаканчиков, а она поможет дачнику не класть в стаканчик (или в ячейку рассадного ящика) по 2 семени.

Вот смотрите на первое фото ниже — видите зубочистки? Значит, это последние стаканчики с уже посеянными семенами!

А это уже фото с раскладкой проросших семян в пустые стаканчики. И раз все стаканчики заполнены семенами, то зубочистки нужно убрать из этого лотка.

К 24 февраля уже некоторые семена благополучно проросли из почвы и порадовали меня семядольными листиками и как раз к этому дню проклюнулось одно семечко помидора.

Обратите, пожалуйста, внимание на стаканчик с зубочисткой — в нём уже есть семя, а значит, я положил проклюнувшееся семя (из тряпочки) в следующий стаканчик?!

Вот семя на тряпочке...

А это уже семя в новом стаканчике и с зубочисткой!

На 6 марта почти все семена и перцев, и помидоров начали выращивать настоящие листочки.

Первые 2 фото за 3 марта, остальные за 6 марта...

Нижний чёрный лоток — это перцы сорта Сладкий шоколад...

Помните фотку выше по тексту — верхний и нижний ряд стаканчиков, это перцы, а средний ряд помидоры...

А в этом рассадном ящике слева 9 стаканчиков (от середины) это гибрид перца Адмирал Нахимов — справа 9 стаканчиков гибрид Фламенко...

Ну, и теперь остаётся дождаться благоприятных условий в теплице и высадить рассаду.

Чем выгоден вот этот способ выращивания рассады и для теплицы, и для открытого грунта – разницы никакой нет. Разница лишь в том, что для теплицы мы проращиваем семена раньше и сеем их в стаканчики с почвой (или куда ещё…), а для открытого грунта проращиваем позже — а способ один и тот же!

А выгоден этот способ тем, что нам с Вами не нужно наугад готовить посевные места – рассадные ящики, стаканчики с почвой и т. д.

То есть по мере пробуждения и прорастания семян мы конкретно готовим столько же посевных мест. А это экономит и силы, и деньги на покупку почвогрунта, и деньги на покупку стаканчиков, и т. д.

А ещё вот этот способ выращивания рассады меньше приносит дачнику разочарований?!

Посудите сами, дачник посеял сразу семена в почву и ждёт, пока появятся ростки с семядольными листьями. Так? Безусловно.

А вдруг семена некачественные и ростков нет?! У дачника появляется тревога и волнения по поводу – а будет ли в этом году вообще рассада?

И от этой тревоги за свою рассаду дачник берёт спичку или зубочистку и начинает копаться в почве стаканчика или рассадного ящика и бац – обломил проросток у семени, который только стал расти в почве?!

И от этой ситуации у дачника снова взрыв негодования и озлобленности – мол, зачем я полез смотреть проросли семена или нет… я бы лучше ещё немного подождал, тогда бы не наворочал таких проблем… ну, и т. д.

Я говорил, говорю и буду говорить – какой бы урожай не вырос вкусный и полезный во сто крат, но если он портит нам нервы и здоровье, то пользы от него пшик…

А тут мы сразу видим в тряпочке – сколько семян проклюнулось и ожило, столько и готовим посевных мест! Всё.

Опрыскивал тряпочки с семенами 2-3 раза в сутки. Сами понимаете, в комнате жарко и нельзя проморгать высыхание тряпочки насухо.

Почву в стаканчиках с проклюнувшимися семенами или уже с молодыми всходами увлажнял периодически (один раз в два-три дня) своими домашними настоями ЭМ-эликсира, которые заквашиваю в обычном пластмассовом тазике.

Вот полный тазик настоя...

А на этом фото — часть настоя уже израсходовано...

Если кому-то будут нужны мои материалы по заквашиванию настоев ЭМ-эликсира, то оформить заказ наложкой по России можно вот на этой страничке — http://elicsir.dacha7.ru/ (Подарочные семена 4-х сортов помидоров пока прилагаются)…

Если кому-то понадобится электронная версия этих материалов, пишите мне на эл. почту, обсудим – dyakosergej@yandex.ru

Сейчас хочу Вам показать, как зимовала моя теплица первую зиму.

Мы с супругой ездили на дачу 5 февраля. Да, в этом году снежка навалило значительно больше, чем в предыдущие зимы. От леса зайти через дверь мы не смогли, она была завалена конкретно, поэтому пробирались по колено в снегу по улице.

Когда мы с трудом открыли калитку, то я сделал фотку по толщине снежного покрова. Он достигал, примерно, 50-60 см.

А вот, сколько снега было на крыше теплицы…

Внутрь теплицы снега не намело...

А вот посмотрите, сколько снега лежало на северной стороне крыши и если бы не «снеговые барьеры», которые мы с братом прикрутили перед тем, как начали собирать саму теплицу, то вся бы эта масса съехала бы с крыши и обрушилась бы на поликарбонат.

И кто знает, какая бы картина открылась моим глазам, когда растаял бы снег на крыше теплицы? А тут всё чинно и надёжно – снег постепенно подтаивал от металлической крыши, и талая вода уходила по водостоку вниз.

А в прежние годы, когда крыша была ещё из шифера и без «снеговых барьеров», то снеговые лавины обрушивались на старый тепличный каркас и постоянно гнули трубки у этого каркаса.

Идем далее…

Так как настоящая теплица у нас первый год, то когда начались оттепели, мы с супругой решили поехать на дачу и сдвинуть снег с крыши теплицы, так как, сами понимаете, при таянии снега его масса почти удваивается, если не утраивается.

Поехали мы 24 февраля, и нам удалось теперь зайти на участок от леса. И в тот момент, когда я открывал замок двери, думал, что нужно бы было приехать немного пораньше, когда оттепели только начинались, а мы приехали спустя неделю – ну, думаю, поликарбонат потрескался от массы снега или что-то подобное случилось?

Короче говоря, открываю дверь на дачу и первым делом смотрю на теплицу – поликарбонат на месте и снега на крыше нет. Ура!

Когда по колено в снегу я пробрался к теплице, то увидел, что вся эта масса снега, которая в прошлый раз была на крыше, съехала по обеим сторонам теплицы и никакого вреда поликарбонату не нанесла.

Ну, тут вообще у нас с супругой настроение поднялось «до небес» и мы даже станцевали внутри теплицы!

Как видите, на крыше ни снежинки!

Сугроб снега слева у теплицы...

А это справа у теплицы...

Перед тем как поехать домой, я накидал в делянки теплицы снега, чтобы он немного придавил соломку ближе к почве и по возможности утрамбовал её, превратив в плотный слой.

На крыше домика (на снежных барьерах) снега тоже почти не осталось...

Теперь вот на днях поеду на дачу, наверное, закрою двери в теплицу и поставлю на место «автомат для проветривания» на форточку в крыше. Пусть греется воздух в теплице и прогревает почву.

К началу апреля посмотрю, какая будут «атмосфера» в теплице и стоит ли высаживать рассаду или нет.

Короче говоря, настанет время – определюсь с работами в теплице.

А на сегодня пока всё.

Ещё раз с ПРАЗДНИКОМ милые женщины!!!

До свидания.

А на посошок у меня к Вам вопрос: «Вы пользовались проращиванием семян в тряпочке для выращивания рассады или нет?» «И как Вы считаете, выгодный это способ или нет?»

С уважением,
Сергей Дьяков.

Просмотров: 8 126

52 комментария к “Проращивание семян помидоров и перцев в тряпочке для рассады…”

  • Татьяна
    7 марта, 2017, 16:17
    Цитировать

    Каждый выбирает для себя наиболее удобный или рациональный способ выращивания рассады. Мне понравился способ выращивания в «улитках» (подложка для ламината 2мм). Места занимает много меньше, грунта нужно много меньше, тепло улитка хорошо сохраняет. Рассада хорошо растет. Влага испаряется меньше и опрыскивание или полив требуется реже. Корни активно нарастают и растут вниз. Это облегчает дальнейший режим полива, когда корень устремляется вниз (а не вширь), сам себе ищет питье и еду и не становится иждивенцем. Некоторые виды растений можно не распикировать, они вырастают хорошего размера, крепенькие. Тогда их сразу из улиток можно высаживать в грунт. Я иду по этому пути. Сейчас растут баклажаны, перцы и герань. Через недельку посею томаты. Высеваю немного поздно, потому что короба еще не стоят, теплицы еще не стоят, поэтому не спешу. Если не поставим теплицу, буду растить в открытом грунте под укрывным материалом. Всем хорошего сезона!

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Татьяна, ну, тоже хороший вариант, только когда приходит момент высаживать такую рассаду в грунт (теплицу или почву делянки в открытом грунте), как управляться с большими корнями? Ведь они, считайте, растут в воздухе. Так или нет?

    А если рассада растёт даже в таком маленьком объёме почвы, как пластиковый стаканчик, то вся корневая система находится в почве. И при высадке рассады, корни меньше травмируются... Так или нет?

    [Ответить]

    Татьяна ответил:

    @Сергей Дьяков, корни растут в грунте. Высота улитки получается от 10 см и выше. Когда семена прорастут в улитке, я разворачиваю улитку и туда подсыпаю грунт, увлажняю его и сворачиваю улитку. При разворачивании могу отследить, какие проросли, какие нет. При высадке рассады в грунт не приходится вынимать из емкостей, а просто разворачиваю улитку и беру тот росточек, который мне надо высадить. Грунт получается хорошо оплетен корнями, ну и, конечно, аккуратность и внимательность все равно присутствуют)) Пока поливаю и подкармливаю био/эко препаратами с бактериями, поскольку с осени не имела возможность подготовить составляющие Эликсира для весенней закваски для рассады.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Татьяна, теперь понял, как Вы управляетесь с корневой системой при высадке рассады. Если Вас этот способ устраивает, конечно, используйте и в дальнейшем, тут спору нет.

    УСПЕХОВ Вам в этом дачном сезоне!!!

    И ещё раз с Праздником!!!

    [Ответить]

    Татьяна ответил:

    @Сергей Дьяков, спасибо большое и Вам, и Никите))

    [Ответить]

    rednail ответил:

    @Сергей Дьяков пробовал, обнаружил немало плюсов и минусов. Минусы — перепутываются надземные части! Надо очень аккуратно разматывать этот рулон. второе — адаптация — растение практически без грунта растет и при высадке в грунт останавливается в развитии на несколько дней. А вот когда мы высаживаем из стаканчика то корневая вообще не чувствует изменений.

    [Ответить]

    Татьяна ответил:

    @rednail,никакой адаптации не требуется, корни растений развиваются в грунте. Если Вы хотите мыслить по-своему, это Ваше право. Но искажать смысл метода не стоит. Ведь могут читать люди, которые ищут и экспериментируют.

    [Ответить]

  • Александр Долгополов
    7 марта, 2017, 16:23
    Цитировать

    Да, я всегда пользовался предварительным проращиванием семян для рассады в тряпочках.

    И не только для рассады помидоров. Это вообще полезно для любых крупных семян и перед высадкой непосредственно в грунт минуя стадию рассады. Например, цукини, патиссоны и прочие тыквы мы только так и сажаем.

    [Ответить]

  • Александр
    7 марта, 2017, 17:20
    Цитировать

    За «тряпочкой» надо следить на предмет влажности. Я забывал и теперь использую контейнер из под пирожных. В контейнер укладываю тряпочку свернутую в клубок. Наливаю немного воды. Тряпочка впитывает воду и всё время влажная. Семена на тряпочке, т.е. не в воде. Контейнер закрыт. Семена постоянно во влажной среде и, одновременно, на воздухе, прорастают хорошо.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Александр, так и эти контейнеры можно было засунуть в обычные полиэтиленовые пакеты и тогда бы увлажнять «тряпочку» можно было один раз в двое суток. Только я не стал с пакетами возиться, потому как дома и могу в любое время опрыскать «тряпочку»...

    А так да, можно использовать и другие ёмкости для этого способа проращивания семян, я с Вами согласен! Тем более что сейчас таких ёмкостей можно найти «воз и маленькую тележку»... 

    [Ответить]

  • Любовь Михайловна
    7 марта, 2017, 19:38
    Цитировать

    Сергей, спасибо за поздравление с весенним праздником! Я семена давно проращиваю в тряпочке. Нравится. Всегда видно, какие наклюнулись, те высаживаю. У меня в Вам 2 вопроса. Почему так мало земли в стаканах? Для томатов — понятно, там подсыпать надо, а перец? разве ему тоже нужна подсыпка. Я перец высаживаю сразу в постоянные рассадные стаканы и он благополучно растет. И еще — стаканы прозрачные, можно ли так?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Любовь Михайловна, да, и к помидорам подсыпаю почву, и к перцам — а какая разница? Ведь это семейство паслёновых и у них дополнительные корни вырастают при подсыпке почвы в стаканчики...

    А чем могут навредить прозрачные стаканчики растениям?

    Я с прошлого года, когда у меня появилась мошка в квартире, пересаживал выжившие растения в такие же стаканчики и ничего страшного не произошло. В этом году сразу супруге сказал, чтобы купила несколько упаковок прозрачных стаканчиков. Стоят они копейки, а управляться с ними легко. Главное, что корневая система в почве и при высадке в открытый грунт мало травмируется. А стаканчики потом выбросил в мусор и все дела.

    [Ответить]

  • Алексей
    7 марта, 2017, 20:20
    Цитировать

    Здравствуйте Сергей. Я уже несколько лет практикую данный способ посева рассады(лет 20 назад мой отец высаживал проросшие семена в бумажные стаканчики, скрученные из газеты), только я высаживаю в торфяные стаканчики, а потом сразу со стаканчиком в грунт.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Алексей, здравствуйте!

    С бумажными стаканчикам путаться не хочу. Зачем мне лишняя работа, когда в магазине этого одноразового «добра» полно.

    Что касается торфяных стаканчиков, то пробовал как-то лет 5-6 назад огуречную рассаду в них выращивать, но у меня вся рассада погибла, когда высадил в открытый грунт. Может быть, эти стаканчики и ни причём были в той ситуации, но больше их не применяю...

    [Ответить]

  • Наталья
    7 марта, 2017, 20:43
    Цитировать

    Я проращиваю в бумажных полотенцах-подписываю, раскладываю семена-наверное, более плотно, чем вы, складываю в несколько раз, смачиваю-и всю пачку различных сортов в п/э пакет-под батарею. Раз-два в день проветриваю. Высаживаю один раз-те, что проклюнулись первые. Опоздавших считаю менее жизнеспособными, в зависимости от их ценности для меня- либо выбрасываю, либо сажаю по два-три непроросших семечка в один стаканчик, оставляю потом победителя(как правило, кто-нибудь да проклюнется. 

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Наталья, здравствуйте!

    Ну, тоже Ваш вариант проращивания хороший, только со временем бумажные полотенца растлевают и рвутся.

    Я использовал обычные кухонные одноразовые салфетки. В магазине продаются набором разных цветов. Название сорта писал на пенопластовой ванночке сбоку (снаружи) обычным маркером. Потом, в принципе, можно эту надпись стереть жидкостью для снятия лака с ногтей и использовать снова или просто выбросить и взять новую ванночку...

    А вот ваше наблюдение, что те семена, которые сразу проклюнулись более жизнеспособны — это важное наблюдение. Я тоже замечал не раз, как запоздалые семена не сильно живо растут, типа, как кто-то их медленно из почвы тянет и тянет, а они не хотят расти... Но это чаще бывает с покупными семенами — свои семена всегда дружно всходят, как вот перец сорта «Сладкий шоколад», о котором рассказывал в посте. Семена были присланы мне из Болгарии, а потом я уже из перцев брал семена и теперь, типа, они уже мои, местные получаются. У брата тоже этот сорт показал хорошее развитие на дачном участке.

    В общем, нужно, если покупать семена в магазине или у кого-то, то потом адаптировать их под свой участок и через пару лет и сами растения адаптируются, и семена уже дают хорошие всходы рассады...

    [Ответить]

  • Рудик Палладий Иулианович
    7 марта, 2017, 22:38
    Цитировать

    Здравствуйте!

    Я тоже всегда выращиваю всю рассаду через проросшие семена (помидоры, огурцы, тыквы, подсолнечник, фасоль, арахис и т.д.). Сергей Александрович правильно отметил преимущества этого способа. Пробовал выращивать через рассаду картофель (к моменту высадки в грунт у растений были бутоны). Опыт оказался неудачным. Высаженное растение начало закладывать новые клубни и все смешалось в «картофельном доме». Ранее сформированные клубни переросли, новые еще не вызрели, растение продолжало рост и цветение.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Рудик Палладий Иулианович, здравствуйте!

    Я с картофельными семенами не связывался для проращивания. У меня брат этим занимался пару лет, но тоже рассада вытянулась, как нитка, а при высадке в открытый грунт большая часть погибла. Так что он потом стал просто сеять картофельные семена сразу в открытый грунт и всё.

    [Ответить]

  • Халил
    7 марта, 2017, 22:51
    Цитировать

    Сергей Ваше комментария «Семена нельзя брать пальцами!

    А дело тут в том, что проклюнувшиеся семена прорастали при комнатной температуре, примерно, +20+22 градуса, а температура нашего тела +36 градусов и возможно, если мы будем брать проклюнувшиеся семена пальцами рук, то коснёмся ненароком и за проросток.

    А этот самый проросток может получить «ожог» от наших пальцев и при прорастании, возможно, будет долго переболевать, и заживлять ранку от «ожога» и росток с семядольными листочками из почвы может появляться очень долго.»Сергей мне не понятно как можно получит ожог,за 2-3 секунды проклюнувшиеся семена,если возмете пальцам и положите в стаканчик.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Халил, ну, вот представьте, что Вы поднесли к своей руке или к другой части тела — горячую, к примеру, полоску металла или нагретый на газу или костре гвоздь, или ещё чего горячее... Ведь достаточно миллисекунды, чтобы получился ожог. Так? Так.

    А тут с семенами нужно их ещё зацепить пальцами, да они ещё скользить между пальцев будут и т. д. Может ожог будет, а может и нет, но я не рискую — беру проклюнувшиеся семена пинцетом или заколкой. Чего на свою «пятую точку» приключений-то искать?

    [Ответить]

    Natalie ответил:

    @Сергей Дьяков,

    Конечно, если вы сидите дома и вам больше делать нечего, то можно проращивать семена и смотреть, когда каждое семя проклюнется- на это уйма времени уйдет.У меня тоже многолетний опыт выращивания рассады- я не заморачиваюсь с проращиванием семян, тк проросшие семена оченъ хлопотно высаживать- корни легко повредитъ или проросток совсем отломится.Я их замачиваю в настое ромашки 8-10 часов и потом высеваю очень густо в пластиковые прямоугольные плашки с крышкой при этом нет никакой опасности повредить нежные ростки.Когда семена прорастут и появятся настоящие листья- распиковываю их в плашки большего размера (15×20 сантиметров) по 12-15 штук и не распиковываю отделъно в стаканчики, тк это оченъ трудозатратно -их надо часто поливать и при количестве рассады в несколько тысяч это существенная экономия времении , материалов и места-между круглыми стаканчиками остается неиспользованное пространство, прямоугольная форма позволяет почти на 100% исполъзоватъ площадь посева.Естественно нужна подкормка микроэлементами и удобрениями на стадии рассады,тк маленъкий обьем рассадной почвы не может обеспечить молодые растения достаточным количеством питания.Также необходимо досветка светодиодными лампами, и понижение температуры на ночь, чтобы рассада не вытягивалась.Поглаживайте верхушки рассады — это помогает расти рассаде-поглаживают растения- проклятые капиталисты это знают и используют-почему это работает не знаю, но поглаживание действительно помогает. -в промышленности в теплицах использют полоски ткани, которые механически , моторами гладят растения.Подсмотрел это, в Германии на практике.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Natalie, как такое мне делать нечего? Я занимаюсь своими делами и, разве раз в сутки просмотреть, проклюнулись семена или нет — это трудно и на это нужно время?

    К тому же никогда не занимался пикировкой и не собираюсь, потому что при пикировке обрываются корешки. А зачем это делать?

    Положил проклюнувшееся семечко в стаканчик с почвой и всё. Зато потом, при высадке рассады в открытый грунт или теплицу, корневая система растения, вообще, не страдает. Вынул ком почвы с корневой системой опустил в лунку и всё. Рассада принимается расти в открытом грунте в ближайшие 3-4 дня!

    И никаким подкормками и удобрениями не пользуюсь ни для рассады, ни для взрослых растений на дачном участке с 2000 года, потому что растениям не нужны ни микроэлементы, ни макроэлементы — им нужно, чтобы в почве, где находится корневая система растений, жили полезные микроорганизмы — бактерии и грибы. Вот при помощи своих домашних настоев ЭМ-эликсира, которые заквашиваю в обычном пластмассовом тазике, я как раз и вношу в почву стаканчиков эти виды полезных почвенных микроорганизмов.

    А чтобы рассада не вытягивалась в высоту, я в раннем возрасте выношу ящики с рассадой на балкон. В ночное время иной раз температура опускается до +2+4 градусов и это сдерживает рост в высоту, зато позволяет мощнее развиваться корневой системе.

    Вы посмотрите пост про высадку рассады и как она выглядит на тот момент — стебли у рассадных растений грубые и сами растения низкие, коренастые. Вот пост - http://dacha21veka.ru/rassada-ovoshhnyx-kulutr/vysadka-rassady-percev-i-pomidorov-v-otkrytyj-grunt-v-mulchirovannye-delyanki.html

    Нет, естественно, что рассада у низкорослых сортов помидоров ниже, чем у высокорослых, но они по состоянию крепости и коневой системе одинаковые.

    А то, что пространство между стаканчиками пустует и нужно время, чтобы эти стаканчики наполнить почвой, положить в них семена, часто поливать и т. д., это правда, Но в этом случае Вы рассуждаете с точки зрения человека и его трудозатрат. А я рассуждаю с точки зрения растений — чтобы каждое растение росло в отдельном стаканчике и при высадке в открытый грунт меньше страдал корневая система. Поэтому мои растения в данный момент на дачном участке намного мощнее, чем у соседей, которые сеют семена в общий ящик, потом один раз пикируют, затем другой раз пикируют, рассаживая уже приличные растения по отдельным ёмкостям...

    Дяденьки и тётеньки, проходя мимо нашего участка всегда у меня спрашивают, что я делаю с рассадой, что она такая коренастая и мощная? У меня ответ одни — я не создаю проблем для растений, вот и всё.

    У нас сейчас температура сильно скачет. Вчера днём было +26, а сегодня уже +13, да и до этого погода чудит не по-детски, однако... Однако вчера был на даче и смотрю, уже цветоносы появились на низкорослых сортах, а рассада была высажена 18-19 мая.

    Получается, такая картина маслом — у соседей рассада всё ещё приживается, а у нас уже через день-два зацветёт, главное, чтобы очередного заморозка не было.

    [Ответить]

  • Евгения
    7 марта, 2017, 23:10
    Цитировать

    О, как?! 

    А я, как раз, вчера поназамачивала кучу семян. Только не в тряпочку, а на «подстилки» из обычной хлопковой ваты (отщипывала для каждой семечки), а потом «колонии» ваточек — в тарелку с водой. Почему-то я решила, что так интересней наблюдать за проклюнкой семян. 

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Евгения, ну, для каждого семени отрывать кусочек ватки, у меня нервы не выдержат... Да и вот этот зачаток корешка, который и прорастает из семени, он лихо внедряется в вату, а потом его оттуда нужно вытягивать.

    По мне, так лучше взять грубую ткань или ещё чего, да и разложить семена на проращивание.

    Скажу Вам больше. Даже вот в этих грубых салфетках, которые я использовал для проращивания, корешки, если подержать денёк подольше семена, врастают в поры этой ткани. А представьте вату?

    [Ответить]

    Евгения ответил:

    @Сергей Дьяков, я щипала ватку маленькими порционными клочками, чтоб потом с этой же ватной подстилкой семечки пинцетом переносить в почву. Ну, как бы медитация у меня такая 🙂

    А если учесть, что растюхи даже асфальт при желании могут прободать, то несколько ватных ворсинок для них — раз плюнуть. Верно?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Евгения, я с Вами согласен, что растения асфальт и бетон крошат на УРА, только это делаю многолетние деревья, а помидору это не под силу будет сделать в однолетней культуре...

    Хотя, экспериментировать всегда полезно и вата для помидоров не преграда, верно!

    [Ответить]

  • Наталия
    7 марта, 2017, 23:13
    Цитировать

    А мне нравится проращивать семена томатов и перцев в «самокрутках». Это когда семена раскладываются на влажную туалетную бумагу, уложенную в несколько слоев на п/эт пакет. Затем все это сворачивается в рулетики (самокрутки). Каждую самокрутку подписываю( сорт, дата) и ставлю в пластиковый стакан, наливаю на дно 0,5см воды, сверху надеваю п/эт пакет и отправляю в теплое местечко без сквозняков. Очень удобно, если проращивать сразу несколько сортов. Тогда самокрутки ставлю в маленькое ведерко (1л) из-под майонеза.

    [Ответить]

  • rednail
    8 марта, 2017, 4:59
    Цитировать

    перед тем как проращивать я 1. промываю в марганцовке, 2. сутки держу в активаторе роста.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @rednail, я не промываю и не держу в стимуляторе роста... Если почва «живая» (с набором полезных микроорганизмов), то зачем все эти ухищрения по промывке и вымачиванию? Понимаю, что везде это пишут и рекомендуют, а как по мне, так это глупость и навязывание дачнику лишних расходов по покупке стимуляторов, активаторов и прочей чепухи...

    Я использую свои настой ЭМ-эликсира и больше ничем не пользуюсь ни дома (для рассады и комнатных цветов), ни на даче...

    Результат — в прошлом году последние помидоры собрали на даче 9 октября. А съели последние помидоры дома на мой день Рождения — 10 февраля.

    [Ответить]

  • Сергей
    8 марта, 2017, 8:12
    Цитировать

    Подсмотрел, как проращивают семена японцы. Решил, что мы не глупее и сотворил проращиватель. Губка хорошо держит влагу, а по структуре пористая. Семена обеспечены влагой и кислородом. Проращиваю все семена для рассады — капусту, томаты, перцы, баклажаны, огурцы.

    [Ответить]

  • Сергей
    8 марта, 2017, 8:42
    Цитировать

    https://yadi.sk/d/CpiPn69q3FFgMA

    Сверху емкость закрывается крышкой.

    [Ответить]

  • Евгения
    8 марта, 2017, 12:32
    Цитировать

    Полностью согласна с Наталией: «А мне нравится проращивать семена томатов и перцев в «самокрутках». Это когда семена раскладываются на влажную туалетную бумагу, уложенную в несколько слоев на п/эт пакет. Затем все это сворачивается в рулетики (самокрутки). Каждую самокрутку подписываю( сорт, дата) и ставлю в пластиковый стакан, наливаю на дно 0,5см воды, сверху надеваю п/эт пакет и отправляю в теплое местечко без сквозняков.» По мере формирования нормальных семядолей (их отлично видно над улиткой) разворачиваю улитку и пикирую проросшие семена в отдельные стаканчики с грунтом. В целях экономии места эти стаканчики делаю сама из полиэтиленовых пакетов нужного размера. Для этого делаю из сложенной в два слоя бумаги А4 рулон нужного диаметра, скрепляю клеем концы, наматываю на рулон п/эт.пакет, оставив его с одной стороны длиннее рулона, затем этот длинный конец засовываю внутрь рулона (получается дно стаканчика). Не вынимая бумажный рулон, насыпаю в стаканчик грунт, слегка утрясываю его, вынимаю рулончик. Получается п/эт.стаканчик, наполненный грунтом. Пленку не надо скреплять дополнительно, она и так хорошо держится. Эти стаканчики устанавливаю в подходящую емкость (например ведерки из-под майонеза) или в коробки, выложенные п/эт пленкой, чтобы не протекали. Высаживаю в них рассаду и поливаю через низ, наливая воду в ведерко или коробку. Очень компактно получается для дома и не тревожится корневая система при высадке в грунт (развернул п/эт.пленку и вложил «колбаску» с саженцем в отверстие в земле).

    [Ответить]

  • Халил
    8 марта, 2017, 17:46
    Цитировать

    Сергей,дело не в том,что семена берём пальцами или пинцетом,кому как удобно так и берёт.Меня возмутило слово «ожог».Я не ботаник,но с 1986 года занимаюсь огородом.Из моей практики и наблюдения овощи и растения получают «ожоги» и то солнечные в летние время года.например плоды помидоров при получение солнечного ожога вместе ожога получается белое пятно,так же у перца болгарского,у баклажан в место ожога получается коричневое пятно.В другие времена года,растения и деревья никакие ожоги не получают.Придумали бы вместо «ОЖОГА» другой термен. Если Вас обидел своим рассуждением прошу прощения. С уважением Халил.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Халил, да, какие там обиды, Вы что.

    Мы взрослые люди и разговариваем с Вами нормально!

    Я употребил слово «ожог» специально, чтобы люди чувствовали какие проблемы могут принести растению. Понимаете, в чём дело. Мы всегда или почти всегда рассуждаем со своей, человеческой, точки зрения. А нужно рассуждать и действовать с точки зрения растения! Разницу чувствуете?

    Я тоже не ботаник, но уверен, если вот этот белый проросток «пощупать» пальцами, то будет непременно ожог! Человек-то этого не чувствует, а этот росточек ой, как чувствует.

    Смотрите, что получается. Сухие семена мы можем брать руками и им ничего от наших рук не будет, а вот уже живой росточек чувствует всё.

    Согласен, что и у помидоров, перцев, баклажанов, яблонь, груш, крыжовника и других плодов бывают солнечные ожоги, но... Но это не одно и тоже, как ожог у крохотного проростка. Плоды они на открытом воздухе живут, их и ветер, и дождь «ласкает», а солнце может и обжечь, а у молодого корешка (проростка) нет такой огрубевшей коры, как у настоящего растения. Поэтому я не рискую брать проросшие семена пальцами.

    Да и что тут сложного — взял пинцет, аккуратно прицелился и взял семя за рёбра с двух сторон. Ну, чего-то тут сложного-то?

    Я Вам не навязываю свою точку зрения, поступайте, как считаете нужным. Как говорится, хозяин — барин...

    [Ответить]

  • Татьяна
    8 марта, 2017, 20:30
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей, спасибо за поздравление. Таким способом выращиваю только крупные семена, получается, попробую выращивать томаты, перцы уже взошли.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Татьяна, здравствуйте!

    Конечно, попробуйте проращивать семена помидоров, перцев, баклажанов, огурцов и т. д.

    УСПЕХОВ Вам в этом дачном сезоне!!!

    [Ответить]

  • Наталья
    8 марта, 2017, 21:22
    Цитировать

    Добрый вечер. Мне нравится проращивать семена на поверхности влажного вермикулита в небольшом контейнере с крышкой. Слой вермикулита примерно 1,5 см. Проросшее семечко я захватываю ложечкой вместе с комком вермикулита и переношу в стаканчик. При этот само семячко я даже не задеваю. Этот способ удобен так же в том случае, если нет времени вовремя пересадить проросшие семячко.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Наталья, здравствуйте!

    Ну, тоже вариант хороший!

    [Ответить]

  • Татьяна
    8 марта, 2017, 21:53
    Цитировать

    Проращиваю семена на вермикулите, результатом довольна.

    [Ответить]

  • Халил
    8 марта, 2017, 22:17
    Цитировать

    Сергей,а как Вы думаете когда рассаду,которую выращиваете и при необходимости берёте руками,они не получают ,от рук ожоги?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Халил, я думаю так.

    Когда подходит время высадки рассады в открытый грунт (или теплицу), кора на стеблях рассадных растений уже грубая и никак не реагирует на тепло наших пальцев, но...

    Но я даже и при высадке рассады пользуюсь обычными матерчатыми перчатками, чтобы и руки не пачкать, и растениям лишний раз не наносить возможных травм...

    [Ответить]

    Николай ответил:

    Сергей, Халил посмотрите на корешок под микроскопом: http://biofile.ru/pic/bio-r-mpart2-18.jpg и представьте как ваши «нежные пальчики» ласково сжимают то, что не видно нашим глазам. Я предполагаю, что наше воздействие на корешок (назовите это как угодно) здоровья корешечку не добавляют, поэтому чем меньше трогаем, чем угодно, корешок, тем меньше наносим ему вред.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Николай, вот это классная фотка, спасибо. Да, мы часто не видим того, чему можем нанести реальные проблемы...

    [Ответить]

  • Халил
    9 марта, 2017, 10:01
    Цитировать

    Понятно.

    [Ответить]

  • Ольга
    9 марта, 2017, 19:45
    Цитировать

    Сергей, добрый день! Это Вы точно подметили, что предварительное проращивание семян оберегает нас от стрессов. Особенно, если семена очень туговсхожие. Я очень широко применяю замачивание семян в разных вариантах: и на салфетках в пакетиках, и в самокрутках . и в «улитках».Каждый способ по-своему хорош, использую их в зависимости от ситуации. Если замачивать, например, всего по-нескольку штук разных сортов, то удобно использовать два ватных диска, и семена разложить между ними, еще неплохо проращивать семена в губке для мытья посуды.

    Я тоже отбраковываю семена, те, что позже других проклюнулись. А вот у одноразовых стаканчиков я отрезаю верх, так их больше помещается в контейнер — это для тех у кого, как у меня мало места, а рассады всякой много.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Ольга, добрый вечер!

    Да, действительно, если семян какого-то сорта или гибрида маленькое количество, то здорово подойдут ватные диски. Они хорошо держат влагу, но всё равно, семена нужно проверять постоянно на предмет проклёвывания, иначе корешки врастут в вату и потом их трудновато оттуда извлекать.

    Даже в моих «тряпочка» несколько семян пустили корешки в поры и потом я аккуратно пинцетом их оттуда вытаскивал...

    [Ответить]

    Natalie ответил:

    @Сергей Дьяков,

    , я полностью согласна с методом Евгении для проращивания семян в клубочке ватки- тк они уже так сказать отдельно в своей кавартирке и их легче, быстрее и удобнее переноситъ,тк корни защищены ватой и не повреждаются, а вата со временем перегниет- ведь это органика-ни вкоем случае нелъзя вытаскивать проросшие семена из ватки, тк корни повреждаются .

    [Ответить]

  • Александра
    23 марта, 2017, 21:34
    Цитировать

    Сергей, какие тряпочки вы используете? Похоже на салфетки для уборки. Стаканчики 200 мл?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Александра, да, я попробовал один раз эти вискозные салфетки и посчитал, что они идеально подходят для проращивания семян. Потом супруга купила упаковку таких салфеток в магазине, я разрезал каждую пополам, чтобы укладывались в пенопластовые лоточки, и стал применять...

    [Ответить]

  • Александра
    24 марта, 2017, 18:22
    Цитировать

    Спасибо, я так и думала.

    [Ответить]

  • Любовь
    18 октября, 2017, 20:17
    Цитировать

    Сергей! Добрый вечер! Мне понравился метод проращивания семян в геле. Развожу гель в литре воды, разливаю по маленьким пластмассовым стаканчикам до половины, раскладываю семена, подписываю и жду когда проклюнутся. Стаканчики прозрачные, все видно, выбираю пинцетом сильные, первые (хвостики видны, какие они), и раскладываю в подготовленную. для них тару или «удитки». Еще удобство проращивания в геле, семена в нем могут находиться , пока не найдется время для посадки.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Любовь, здравствуйте!

    Я никогда не проращивал семена в геле и пока не планирую это делать. Я по старинке лучше, в тряпочке... Да и чего тянуть с высадкой проклюнувшихся семян, стаканчики с почвой готовы заранее — положил семя и пусть растёт родимое...

    [Ответить]

Оставить комментарий или два