Высадка рассады перцев и помидоров в открытый грунт (в мульчированные делянки)…
Здравствуйте, дорогой дачник!
В этом посте хочу показать Вам простую высадку рассады помидоров и перцев в обычные мульчированные делянки без всяких наворотов, подкормочной чепухи, удобрительных смесей и прочей дачной ерунды.
Понимаю, что агрономы и учёные советуют класть в лунки азотно-фосфорно-калийные удобрения, навоз, перегной, гумус и т. д., якобы для лучшего развития и роста рассадных растений, но…
Но это их очередной развод нас на деньги, которые мы должны потратить, купив в дачном магазине минеральные яды, которые не только не нужны нашим растениям, но и вредны для почвенных обитателей!
Сказать по совести, я не использую никакую «минеральную отраву» с 2000 года и растения благодарят нас за это добротным, вкусным и, что главное, экологически безопасным урожаем!
Теперь к делу…
Первым делом, перед высадкой рассады я должен был сделать одно важное дело.
Не догадываетесь какое?
Дело простое – покосить травостой в проходах между коробами делянок. Дело тут в том, что если сделать наоборот – сначала высадить рассаду, а потом покосить травостой, то у рассадных растений могут быть проблемы, в виде повреждений листьев от разлетающихся травинок, скошенных леской электротриммера.
А так, за пару деньков до высадки рассады, выбрав не дождливый денёк, размотал удлинитель, подключил триммер и вперёд!
Но перед стрижкой я хочу Вам показать картину маслом – нашу жёлтую дачу. Ни у кого такой дачи в мае нет, а у нас есть. Одуванчики привлекают разных насекомых-опылителей, и получается, сделаны сразу два дела – и пчёлки «сыты», и наши растения опылены, причём перекрёстным стократным опылением!
Правда, в этом году почти половину корешков одуванчиков зимой под снегом съели мышки. Это было видно после стаивания снега, вся почва была как бы в «норках» (корешки были съедены вглубь, докуда позволяла мёрзлая почва).
Зато мышки не тронули ни один глазок на виноградных лозах под укрытием в течение зимы. И это ещё один аргумент в пользу роста одуванчиков на дачном участке!
Вот такая у нас дача в мае месяце ежегодно!
Через недельку вся эта «желтизна» в основном исчезает, и появляются пушистые шарики семян-парашютиков, которые срываются с крохотных головок одуванчиков ветром и летают по даче, тем самым, размножая свою популяцию.
Вот, какой вид на тот момент приобретает дачный участок…
А вот, что получается после стрижки травки в проходах…
Вот теперь смело можно высаживать рассаду в мульчированные делянки. Делаю я это просто – раздвинул мульчу; сделал лунку «посадочным конусом»; поставил ком почвы с корневой системой в эту лунку; присыпал почвой; полил водичкой и вернул мульчу к стволику растения. Всё.
Сейчас покажу Вам высадку рассады помидоров в делянки, в которых использую два вида мульчи – в солому и хвойный опад. А потом покажу высадку перцев в солому с последующим мульчированием еловым опадом.
Сначала про помидоры.
В конце предыдущего поста «Подарочные семена помидоров к диску УБУС» я показывал и рассказывал, для чего заглубляю баклажки уже имеющиеся в помидорных делянках (для низкорослых сортов) и показывал, как вкапываю новые баклажки в две новые помидорные делянки у забора (для высокорослых сортов).
Помните этот пост?
Если не помните, то на досуге посмотрите, а в этом посте я как раз Вам покажу результат мульчирования самих баклажек. Сами понимаете, если наступит лето, хотя с трудом верится, и солнце будет светить ярко и весь день, то скрыть верхнюю часть баклажек не составит никакого труда.
Итак, приступаем…
Вот это 2 делянки, в которых я заглублял баклажки, и в которых, кстати, до этого года росли помидоры сорта «Пловдивска каротина». Теперь эти растения будет расти, как высокорослый сорт в одной делянке у забора.
Для высадки рассады, естественно, нужна сама рассада (шучу), ведро с водой, ведро с почвой, пустое ведро для вынутой из лунки почвы, посадочный конус и палочка (очень важно, для тех, кто пользуется посадочным конусом). Всё.
Палочка нужна для того, чтобы выдавливать из внутренней части конуса почву, вынутую из лунки. Дело тут в том, что раньше я выдавливал её указательным пальцем, но натирал себе мозоль и даже сдирал кожу между указательным и средним пальцами.
Потом решил использовать обычную палочку (можно веточку, реечку, металлический штырёк и т. д.), чтобы не ранить руки, а стало быть, и потом их не лечить мазью «Спасатель». Кстати, мазь отлично заживляет в короткие сроки порезы, ссадины, ушибы, мозоли и т. д. на коже.
Перед тем как делать лунки в делянке, я сделал для Вас фотки корневой системы растения помидора на фоне стены сарая, чтобы лучше было видно.
Это с одной стороны...
Это с другой стороны стаканчика...
Вот фотка с раздвинутой мульчей…
Вот делянка уже с лунками…
Вот почвенный ком с корневой системой….
Вот растение в лунке (с присыпкой почвы и поливом)…
А вот я для Вас сделал одну фотку, где около стебля растения зарождается и растёт мох. К слову сказать, такое явление я наблюдал во многих стаканчиках. И это здорово!
Дело тут в том, что, как утверждают учёные, мох является природным антисептиком и противовирусным средством. По сути, где растёт мох (симбиоз водоросли и гриба), не может быть болезнетворной микрофлоры.
Поэтому, если в своей рассаде Вы заметили зарождение мха, то не торопитесь от него избавляться, как это советуют в дачной литературе. Наоборот, не мешайте ему расти, и у Вас рассада никогда не поразится «чёрной ножкой» или другой «бякой».
После высадки рассады во всей делянке, я замульчировал «приствольный круг» каждого растения еловым опадом. По наблюдениям прошлых нескольких лет могу со всей уверенностью сказать, хвойный (еловый) опад благотворно влияет на приживаемость растения после высадки на «постоянное место жительства» (в делянку) и в дальнейшем на его рост и развитие!
А это уже растения с еловым опадом...
Чуть поближе несколько растений...
Видите ниже, какая крохотная рассада? А что из неё вырастет покажу потом...
Со второй делянкой всё было аналогично, как и с первой, только 2 растения я замульчировал яичной скорлупой и вот для чего. Мне одна из подписчиц написала, что родственники ей наготовили много яичной скорлупы и вопрос был в следующем – можно ли скорлупу использовать как мульчу?
Это поближе...
Я сам никогда яичную скорлупу не использовал в качестве мульчи под помидорами, но по прошлым многолетним наблюдениям знаю, что «светлый» цвет мульчи негативно влияет на растения помидора.
А как узнать, каким образом будет действовать на помидоры яичная скорлупа?
Очень просто. Нужно проделать такой эксперимент и получить через некоторое время достоверный результат. Он и будет ответом на вопрос Елены (так зовут подписчицу), можно ли использовать яичную скорлупу в качестве мульчи под помидорами или нет.
О результате этого эксперимента я, естественно, буду Вас информировать либо в середине, либо в конце сезона, а точнее сказать, как будут видны или не видны изменения с этими двумя растениями.
Идём далее…
В этот же день я высадил рассаду помидоров сорта «Снежная сказка» в бывшую капустную делянку, в которой, кстати, тоже углублял баклажки, о чём так же рассказывал в посте «Подарочные семена помидоров к диску УБУС»...
Рассада у этого сорта с виду напоминала маленькие крепенькие деревца (смотрите фото). Этот сорт на нашем дачном участке будет расти первый год.
Все мои действия такие же, как и в делянке с соломенной мульчей:
1. Раздвинул еловый опад;
2. Сделал лунки;
3. Выдавил ком почвы с корнями из пластикового стаканчика;
4. Вставил его в лунку;
5. Присыпал рыхлой (сухой) почвой из ведра;
6. Полил простой водой;
7. Вернул опад к стеблю каждого растения.
Всё.
На фотках ниже я уже вернул еловый опад к стеблям растений...
Потом заморосил дождик, и конкретно похолодало. Я убрал весь посадочный инвентарь с оставшейся частью рассады в сарай и поехал домой.
19 мая я приступил к высадке рассады высокорослых сортов помидоров в 3 делянки у дачного сарая и в 2 делянки у забора.
Начну с делянки у западной стены сарая. Ничего не изменилось в технике посадки, единственно, что я сделал в конце, это замульчировал солому тонюсеньким слоем елового опада.
Дело в том, что слой соломки в делянках у сарая был тонким, вот я и решил сделать его потолще, чтобы создать благоприятные (влажные) условия для почвы и её обитателей, а для растений, по сути, благоприятные условия создадутся по умолчанию!
Тут дело в том, что я не согласен с нашими агрономами и учёными. Они толкуют нам, что нужно ухаживать за растениями и тогда они будут расти хорошо и приносить достойный урожай.
Моё мнение, исходя из многолетнего опыта, такое – нужно создать условия для почвы и её обитателей, а растения в такой (живой) почве будут расти САМИ! И никак иначе?!
Вот смотрите на фотках, что в итоге получилось у западной стены сарая…
Потом высадил рассаду в 2 короба у южной стены сарая и тоже присыпал теперь уже сено тонюсеньким слоем елового опада.
Это общий вид двух делянок...
Это конкретно правая делянка...
Это конкретно левая делянка...
Затем посадил 3 растения в короткую делянку у восточной стены…
Фотки ниже — 3 растения по отдельности...
Потом перешёл к высадке рассады в одну делянку у забора. Забор в этом месте был сделан в конце сезона 2015 года и в 2016 году, естественно, была сделана помидорная делянка (пока без Баклажечной Системы) и росли высокорослые сорта помидоров, но…
Но по моим наблюдениям рост и развитие в этой делянке было немного скромнее, чем, к примеру, в делянках у сарая, где уже были вкопаны баклажки. Поэтому этой весной я в спешном порядке внедрил баклажки в эту делянку.
И теперь у нас с Вами будет достоверный и наглядный результат – влияет ли постоянное и бережное увлажнение почвы посредством «Баклажечной Увлажнительной Системы» конкретно в этой делянке на рост и развитие помидорных растений?
Хотя, могу Вам сказать заранее, что помидорные деревья будут расти лучше и мощнее, чем в прошлом году. А дело тут в том, что сорта-то высокорослые и им нужно намного больше почвенной влаги, чем низкорослым сортам, сами знаете.
Вот как раз баклажки и создадут такие благоприятные «влажные» условия для высокорослых помидорных деревьев, а слой мульчи будет надёжно сохранять эту влагу в почве! И растениям, в этом случае, ничего не останется делать, как расти, цвести и плодоносить.
Вот смотрите на фотках весь процесс высадки рассады…
А на фотках ниже как раз мульчирование верхней части баклажек и защита их от прямых солнечных лучей...
Это общий вид делянки на момент высадки рассады...
Теперь переходим к высадке рассады перцев в яблоневую делянку с сортом «Московское ожерелье». Растений перца данного гибрида было всего 9 штук и я решил высадить их в свободное место у яблонь.
А вот смотрите, чем я утрамбовывал сено, положенное этой весной. Мне часто задают вопрос и в письмах, и в комментариях, типа – «Сергей, я положил в делянки листву, сено, солому и т. д., а если налетит ветер и унесёт всё?
И я всегда всем отвечаю одно и то же – положите сверху на эту мульчу, что-то тяжёлое. Этими предметами, которые уплотнят и утрамбуют мульчу в короткие сроки, могут быть — обрезки досок; обрезки труб; кирпичи; старые пальто, куртки, джинсы и т. д.
Таким способом Вы можете пользоваться как при осеннем мульчировании, так и при весеннем, разницы никакой нет!
В моём случае я использовал одну длинную доску и положил её в центре делянки, а по краю положил обрезки досок от старого деревянного забора. И так как у нас постоянно шли дожди в тот момент, то сено намокло и под тяжестью досок великолепно уплотнилось на своём месте.
Но перед самой процедурой высадки рассады я хочу Вам показать корневую систему перца в стаканчике. Это я делаю потому, что в одном из постов посвящённых посеву семян на рассаду, некоторые подписчики и посетители блога утверждали, что подсыпать почву к перечным растениям НЕЛЬЗЯ.
Эти возражения и предостережения о гибели перечной рассады были написаны в комментариях в посте, который называется «Выращиваем крепкую рассаду с мощной корневой системой».
Сказать по совести, я постепенно подсыпаю почву и к рассаде перца, и к рассаде помидоров на протяжении более десятка лет, но спорить с людьми не стал, а решил дождаться, когда рассада вырастет и конкретно показать фотку с корневой системой.
Вот сами смотрите, корневая система перечного растения гибрида «Фламенко» (фото сделано дома)…
Вот поближе с двух сторон...
А это фото сделано на фоне стены дачного сарая, как раз перед самой высадкой растений в лунки яблоневой делянки (тоже с обеих сторон стаканчика)…
Ну, а остальная процедура высадки рассады аналогична предыдущей высадке помидорной рассады:
1. Раздвинул сено;
2. Сделал лунку «посадочным конусом»;
3. Выдавил комп почвы с корнями из пластикового стаканчика;
4. Вставил этот почвенный ком в лунку;
5. Присыпал почвой;
6. Полил обычной водичкой.
Всё.
Раздвинул мульчу...
Сделал лунку...
Вот рассада высажена...
После высадки всех рассадных растений, я замульчировал вокруг растений небольшую площадь еловым опадом.
На этом все рассадные работы на этот день были завершены, и я со спокойной душой поехал домой.
На следующий день, 20 мая, приступил к высадке рассады высокорослых сортов помидоров во второй делянке у забора. Эту часть забора мы с братом сделали в прошлом году, и сразу же я соорудил там помидорную делянку, о чём рассказывал в посте «Осень 2016 года. Простое и эффективное мульчирование делянок в открытом грунте и теплице!»
И зная скромное развитие высокорослых помидоров в другой помидорной делянке у забора в сезоне 2016 года, о которой речь шла немного выше, этой весной я тоже вкопал баклажки и в эту делянку, о чём рассказывал и показывал в посте с названием «Подарочные семена помидоров к диску УБУС»...
Сам процесс высадки рассады аналогичен предыдущим, только вот появилась возможность показать Вам, при помощи каких приспособлений привязывается верёвочная (обычный шпагат) шпалера в нижней части делянки.
Это не что иное, как металлическая скоба для пришпиливания виноградных лоз поздней осенью к почве при укладке их на зимовку под укрытие. Брат мне в своё время наделал их много и вот они пригодились не только для винограда.
А вот на фото ниже Вы видите, как при помощи гумусовой почвы из делянок я выравниваю северную сторону дачного участка. У нас получается, что металлический забор стоит от леса и это северная сторона и она ниже, чем южная сторона участка.
В течение нескольких лет я периодически срезаю гумус в разных делянках, высыпаю его в это место и разравниваю, тем самым, повышая поверхность почвы в северной части участка. В этом году сюда я высыпал 10 ведер гумуса.
Однако вернёмся к высадке рассады…
1. Раздвинул сено с листвой до поверхности почвы;
2. Сделал лунку «посадочным конусом;
3. Выдавил ком почвы с корнями из пластикового стаканчика;
4. Вставил этот ком почвы в лунку;
5. Присыпал лунку почвой;
6. Полил водичкой.
Всё.
Это часть рассады в разных ящиках для этой делянки...
А вот те самые скобы уже рядом с растениями...
После я хотел замульчировать еловым опадом только приствольные круги у высаженных растений, но опада оказалось, осталось немного больше, и я решил припудрить им всё сено (светлую мульчу) во всей делянке.
И снова смотрите, как мульчируются сами баклажки в этой делянке – под самое горлышко!
К слову сказать, такая же ситуация с мульчированием баклажек у меня обстоит и в одной картофельной делянке, в которой я сею картошку уже на протяжении нескольких лет!
По краю делянки у нас сначала цветут тюльпаны, а уже потом всходит картошка и растёт без перекопки почвы, рыхлений почвы, окучивания, прополки и всех остальных работ.
Если стоит летняя жара, заполняю баклажки водой в воскресенье перед отъездом домой и до следующей субботы почва в делянке влажная.
А что картошке нужно ещё для роста и развития?
Ничего! Растёт себе родимая и в ус не дует...
Ну, и на следующий день, 21 мая, мы приехали на дачу с супругой, чтобы подвязать верёвочные шпалеры для высокорослых сортов помидоров в двух делянках у забора и в трёх делянках у дачного сарая.
Использую всегда полипропиленовый шпагат для этих целей, потому что обычная верёвка к середине сезона может порваться от нагрузки урожая, который вырастает на помидорных деревьях.
Было как-то один год, у одного растения привязал верёвку и случился небольшой ураганчик. Когда приехали на дачу, то это помидорное дерево валялось возле делянки с оборванной верёвкой и, естественно, поломанное в нескольких местах.
С тех пор я зарёкся использовать обычную верёвку в качестве шпалеры, дабы не создавать проблем ни растению, ни себе. Так что, имейте в виду, что для шпалеры используйте надёжный шпагат!
Это поближе...
Короче говоря, супруга подвязала шпагат в двух делянках у забора, там можно с уровня земли достать до труб, а я уже со стремянки подвязывал шпагат в делянках у сарая.
Вот одна делянка у забора….
Вот вторая делянка у забора…
Вот восточная стена сарая….
Вот южная стена сарая…
А это западная стена сарая…
Все условия для развития и роста помидорных растений созданы и теперь остаётся дождаться тёплой погоды и смотреть, как каждый сорт будет расти, цвести и плодоносить.
Вот такая простая высадка рассады в открытый грунт у нас случается ежегодно. Заметьте без «минеральных удобрений (отравы для почвенной микрофлоры и червей)», без навоза, без перегноя, без компоста, без гумуса и без остальной чепухи.
А теперь у меня к Вам вопрос: «Вы каким образом высаживаете рассаду в свои делянки?»
Свои вопросы, предложения, пожелания и описание своего опыта, пишите в комментариях к этому посту.
А на сегодня всё. До свидания.
С наилучшими пожеланиями,
Сергей Дьяков.
54 комментария к “Высадка рассады перцев и помидоров в открытый грунт (в мульчированные делянки)…”
Доброго дня, Сергей! Спасибо за подробный рассказ. У меня грядки, внешне,очень схожи с Вашими, сейчас замульчированы травой свежескошенной, а вот междурядья заложены прошлогодними опилками и за тем травой и сеном. Хочу спросить про еловый опад, это иголки от елей? А сосновые тоже можно применять, есть ли разница? А про мох из леса что-нибудь знаете, можно ли его применять в качестве мульчи?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
27 мая, 2017 в 8:08
Еловый опад — это иголки от елей, Вы правы. Использую я и сосновый опад из нашего леса. Вот с супругой собираемся в ближайшие дни сходить в наш лес и вдоль дорожек набрать несколько мешков соснового опада.
Мох из леса сам не использовал, а вот многие мои подписчики писали мне и уже давно писали, что используют мох в качестве мульчи и никакого негатива для растений ими замечено не было. Так что, обязательно пробуйте мох, если есть возможность...
[Ответить]
Здравствуй Сергей .Спасибо за свои предложения всегда любуюсь как в тебя всё красиво сделано молодец у меня так не получится сад уже старый как и мы с сопругой по поводу высадки рассады у меня уже всё высажено и начинает зацветать правда морозы в этом году достали много чего подмёрзло пришлось досаживать вчера прошёл первый хороший дождь , а то сколько не поливай результат не такой как после дождя. Удачи тебе во всём и хороших урожаев!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
27 мая, 2017 в 8:14
Да не обязательно делать делянки красивыми. Это я делаю так, потому что чтобы фотки были приличными, а так можно и не красоваться. Главное правильно ухаживать за почвой и тогда все растения в такой живой почве будут расти сам!
У нас заморозки были 11 и 13 мая, пострадал сильно винограда, а остальные культуры, вроде бы как, не пострадали...
Теперь про дожди...
У нас дожди идут постоянно и уже порядком надоели. Дождь идёт, а температура днём +13+15, ночью +4+6... Теперь нужно тепло и тогда растения попрут.
Вам тоже УСПЕХОВ в этом дачном сезоне!!!
Супруге своей передавайте от нас привет!
[Ответить]
Спасибо за материал! Подскажите, пожалуйста, как вы делали укрепления для шпалеры на заборе (последние фото с помидорами у забора) -приваривли? А в грядку с яблонями вы раньше что-то сажали? Не мешают? На каком расстоянии друг от друга они растут?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
27 мая, 2017 в 8:52
Трубы у забора для подвязки верёвочных шпалер, конечно, приваривали с братом, причём сразу, как был готов забор.
В делянки с яблонями раньше ничего не сажал, так как яблоньки росли в 2 ряда. Этой весной я решил второй ряд яблонь пересадить и вот на их место высадил перцы. Перцы мешать яблонькам не будут.
На каком расстоянии друг от друга они растут? (я честно не понял, о чём идёт речь...)
Если Вы про яблоньки, то минимальное расстояние 80 см.
Если Вы про перцы, то там получается 30-35 см.
[Ответить]
Сергей здравствуйте ! у меня такой вопрос А как прогревается почва под мульчей? Вы получается высаживаете рассаду в не прогретую землю и как она себя чувствует? Я весной снимаю мульчу прогреваю почву а потом высаживаю рассаду и снова накрываю мульчей Можно так делать?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
27 мая, 2017 в 17:22
Почва в делянках под мульчей прогревается через почву в прохода!
Как Вы знаете, тепло в почве, впрочем как и влага, распространяются не только вглубь, но и в ширь.
Поэтому, не слушайте пустозвонов, которые пугают Вас (и других дачников) тем, что почва под мульчей холодная.
Все эти байки ерунда на постном масле.
Я никогда не убирал мульчу с почвы, чтобы, якобы её прогреть. Да, и какой должна быть температура почвы для высадки рассады, кто это знает? Никто!
Вот смотрите, раз одуванчики и другие многолетние травы в проходах меду делянками, которые я косил, уже растут давно. А что это значит? А это значит, что почва нужной температуры и рассаду высаживать можно и нужно, единственно, что могут быть возвратные заморозки и всё.
Чем отличается помидор от одуванчика? Ничем. И то растение, и то растение. Так? Так.
Одно мы называем культурным — помидор — из-за того, что кушаем с него плоды., а другое — одуванчик — сорняком, хотя... Хотя одуванчик намного питателей и лечебнее, чем помидор! Наши предки весной варили щи из крапивы и были здоровее нас во сто крат. А мы теперь сидим на одних искусственных витаминах и толку никакого нет.
Поэтому я думаю так — в Природе есть один сорняк и у него, как не странно, две ноги. Больше сорняков из всех растений на нашей планете, нет.
Теперь про то, как себя чувствует рассада, высаженная в не прогретую почву???
Дорогая Валентина, мы вот сегодня ездили на дачу, у соседа (вместе с ним ) выкапывали вдоль нашего забора (с его стороны) девичий виноград, американский клён, и много чего ещё. и рассада чувствует себя великолепно!
После того как закончили все работы по разбору зарослей у соседа, я обошёл все делянки с рассадой, ну, и на картошку посмотрел, на лук, чеснок, морковку и т. д. — всё растёт хорошо! Главное, что тут снова заморозок обещают — вот это беда, а остальное ерунда.
Теперь Вы вот прям сегодня выбросите из своей светлой головы все эти дачные предрассудки и пугалки, и больше смотрите на свои растения, разговаривайте с ними, улыбайтесь им и они ответят Вам хорошим ростом, цветением и добротным урожаем!
Договорились, Валентина?
А на посошок есть у меня ещё ответ на вопрос, который многих пугает, аж коленки дрожа — Когда весной оттает почва под мульчей?
Вот этот вопрос пугает многих, если не всех дачников, которые применяют на своей даче Природную Технологию мульчирования почвы.
Ответ есть у меня в посте -http://dacha21veka.ru/mulcha/2240.html
А некоторые дачники пишут, что зимой почва под мульчей вообще не замерзает! У нас почва в делянках зимой промерзает, правда, я не знаю, на какую глубину. Но стоит сойти снегу и почва оттаивает моментально.
Так что, ещё раз Вас прошу, выбросьте из своей головы всю чепуху, которой нас пугают и агрономы, и учёные...
[Ответить]
Валентина ответил:
27 мая, 2017 в 21:24
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
28 мая, 2017 в 11:38
А вот вообще, необъяснимый феномен — в теплице огурцы всходят 13-14 дней?! Перцы растут еле-еле, как и помидоры??? Видно, растения что-то чуют «десятым чувством», что пока не время расти, могут быть природные катаклизмы.
Мы вот только с супругой приехали с дачи, точнее сказать, сбежали с дачи. Сейчас температура на улице +15, моросит промозглый дождь и всё небо затянуто по горизонту чёрными тучами.
Так что, Валентина, Вы сильно не переживайте, что растения не растут и находятся в каком-то ступоре. Только немного потеплеет и рост активируется!
[Ответить]
Фаина ответил:
4 июня, 2017 в 17:00
Здравствуйте, Сергей. Все же не соглашусь с тем, что почва под соломой прогревается также как и на междурядьях , т.е. одновременно. Это не совсем так. Осенью 2016 года грядку с озимым чесноком замульчировала соломой, т.к. у нас в средней полосе морозы бывают до 35-40 градусов. Весной вот что увидела. Первое, чеснок мой взошел позже чем у соседки. Температура земли под соломой и на междурядье отличалась граусов на 3-5, в разных местах по-разному, наверное зависило от толщины слоя мульчирующей соломы. Но это меня не расстроило, а расстроило другое, там под соломой сплошь мышиные ходы, наверное были, может и сейчас есть, мышиные гнезда, не искала. Местами чеснок пропал, т.к. там «трасса мышиная» — зубок мешался, местами сгнил, т.к. наполовину висел в воздухе и замерз, местами валялись огрызки от зубика, чесноком видимо тоже уже не брезгуют. Будем считать это уроном, процентов на 8-10. Эти места заполнила новыми зубчиками подсыпав землю. Второе, мой чеснок вскоре обогнал соседский благодаря , думаю, мульчирующей соломе. Потому как под соломой постоянная температура, влажность. И кончики перьев только слегка пожелтели, когда как у соседки грядка смотрелась желтоватой. Вот, такие плюсы и минусы моего опыта.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
4 июня, 2017 в 20:43
Да, конечно, Вы можете соглашаться, а можете не соглашаться, но факты на лицо и даже противоречащие здравому смыслу, а уже тем более, тем страшилкам, которые распространяют агрономы и учёные, что почва под мульчей долго прогревается.
Взять, к примеру, наблюдения по этому году, хотя это происходит ежегодно — озимый чеснок, который сажается осенью, всходит быстрее из-под сена слоем в 10 см., чем начинает расти травка в проходах. Во, феномен?!
По гипотезе агрономов и учёных, почва под мульчей должна быть холоднее, а значит, и чеснок должен всходить позже, чем начинает расти травка в прохода. А получается-то всё наоборот. С улком посаженным под зиму такая же ситуация.
Так что, вот эту «страшилку» про то, что под мульчей почва прогревается дольше, чем открытые участки, к примеру, в проходах между делянками, всё это «чепуха на постном масле».
Да и кто из людей может определить, какая температура должна быть оптимальной для развития и роста растений?
Короче говоря, вот на протяжении 17 лет, в течение которых применяю Природную Технологию по мульчированию почвы, теперь даже и голову не хочу забивать этой ерундой. Моё мнение такое насчёт этой «страшилки» — кто её запустил в народ, тот пусть и боится. А нам, простым дачникам, нужно смело мульчировать почву, возрождать в ней жизнь и поддерживать эту жизнь на протяжении всего дачного сезона, и на протяжении всего времени пользования своим дачным или приусадебным участком.
А по сути, возрождение жизни в любой почве нам особо-то и делать ничего не нужно — просто положите отмершие органические растительные остатки НА почву слоем 8-10-15 см. и всё!
[Ответить]
Фаина ответил:
7 июня, 2017 в 23:24
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
8 июня, 2017 в 8:05
Спасибо за добрые слова в мой адрес.
Я действительно не могу останавливаться на достигнутом и постоянно ищу какие способы и методы, которые могу ещё облегчить труд при использовании Природной Технологии на дачном участке.
К слову сказать, бывают такие задумки, что на первый взгляд, кажется, что это абсурдная идея, а когда начинаешь воплощать эту идею на практике, то получается отличный результат.
Так что, никакую идею отбрасывать нельзя. Нужно непременно испробовать её на практике и получить результат, а уже потом делать выводы по этому результату...
Вот так, в принципе, я и поступаю всегда...
[Ответить]
Добрый день, Сергей. Спасибо за полезный материал. Готовлюсь после заморозков повторно высадить рассаду. Земля под мульчей просто сказка, а дождевые черви так шустро по ней бегают и такие изворотливые, что их нельзя поймать, что бы показать ребенку. Когда высаживала рассаду и семена поначалу было неудобно делать лунки и бороздки из-за толстого слоя мульчи и без привычки, ведь я весной грядки мульчировала в первый раз. Но потом приловчилась , помогли перчатки, т.к. у меня первый толстый слой сухой травы , а сверху сосновые иголки. Спасибо за полезные советы.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
28 мая, 2017 в 11:52
Да, это с непривычки бывают непонятки, как и что делать... А потом уже будете делать и лунки и грядки, как говорится, на автопилоте!
Я в мульче, вообще-то грядки не делаю уже много лет, т. е. мульчу не раздвигаю весной. Я с осени, перед мульчированием морковной или свекольной делянки, сразу имитирую грядки, а потом мульчирую разными видами органических остатков — сеном, соломой, листвой, хвойным опадом, семечковой лузгой и т. д.
Про осеннюю имитацию грядок в мульче, есть у меня материал (коротенький видео-урок) в бонусе, который прилагается к видео-книге «Морковь без проблем». Эта видео-книга была сделана мной, примерно (сейчас уже и не вспомню точно...), году в 2009—2010 и по сею пору, я пользуюсь своим изобретением для мелкосеменных культур. В принципе, имитацию грядок в мульче можно делать и при весеннем мульчировании. К примеру, сделали грядки в мульче сегодня, а через недельку сеете морковку. За недельку мульча в междурядьях уплотнится и потом, при посеве морковных семян, уже мешать не будет самому посеву.
Стоит эта электронная видео-книга гроши (550 руб.), а пользы принесёт много!
Так что, если захотите освоить мой метод имитации грядок в мульче, то оплатить этот материал можете вот на этой страничке -http://morkov.dacha7.ru/
Если вдруг будут какие-то проблемы с оплатой, то можете перевести деньги за видео-книгу на мою карту Сбербанка (номер вышлю). Вы переводите деньги и указываете емэйл-адрес, на который выслать письмо со ссылкой для скачивания этой видео-книги, и я высылаю Вам письмо. Всё.
Уже многие мои покупатели пользуются этим методом имитации грядок и довольны его простотой и эффективностью...
[Ответить]
Здравствуйте Сергей.Я добавляю в лунки при посадке рассады томатов немного крапивы и сухие шкурки от бананов. Вы не советуете это делать?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
28 мая, 2017 в 11:56
Я не могу ничего советовать или не советовать, если у меня нет достоверных фактов и результатов, что это не приносит вреда почве и растениям.
Если у Вас есть положительные результаты по этому способу высадки рассады с добавлением в лунки крапивы и сухих банановых шкурок, то применяйте, конечно!
Я ничего подобного не делаю, поэтому у меня достоверных результатов нет.
Короче говоря, сам не знаю, а врать не хочу.
[Ответить]
rednail ответил:
29 мая, 2017 в 5:19
[Ответить]
Фаина ответил:
4 июня, 2017 в 17:14
[Ответить]
Благодарю Вас,Сергей,за то что делитесь с нами опытом!!!Вот нигде у Вас не видела о о красных клопах солдатиках,их у нас развелось видимо-невидимо:уже второй год нам привозят листву по осени.Вычитала,что они сосут соки из растений.У Вас может есть какой опыт в работе с этими пожарниками.Мы их пока давим вручную,но они сильно прыткие.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
29 мая, 2017 в 8:25
За материал, пожалуйста.
Что касается жуков-солдатиков, то у нас их много, но никакого ущерба растениям они не наносят, точнее сказать, я не замечал такого. Может быть, они не бесчинствуют на нашем дачном участке потому, что у нас живут ящерицы и земляные жабы. Ящериц у нас полно. В единичные погожие деньки в марте по даче носились детки, да так, что ходить нужно было осторожно. В полдень все ящерицы выползают на рёбра коробов и греются на солнце. В теплице поселилась одна семья ящериц. И доходит до смешного, когда я заполняю баклажки «Увлажнительной Системы» в делянках, то пою этих ящериц по капельке из стаканчика.
Возможно, ящерицы питаются этими самыми «солдатиками» и контролируют их численность сами.
В общем, вот такие делаю на нашем участке обстоят с «солдатиками» и с другими насекомыми...
[Ответить]
Мария ответил:
29 мая, 2017 в 22:48
[Ответить]
Добрый день, Сергей. Посадили рассаду томатов, по вашему методу, только мульчировали прошлогодней скошеной травой, других пока вариантов мульчи нет. И еще укрыли укрывным материалом, так как у нас еще ночью до -1 бывает. Попробую следующую партию рассады томатов яичной скорлупой замульчировать (ради эксперимента) Спасибо, вам большое за ваши советы)))))))
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
29 мая, 2017 в 17:27
Вот только с дачи приехал. Ездил посмотреть, не помёрзли ли растения.
У нас вчера днём было +12, а в ночь грозились до +2 или заморозок...
Вот сегодня утром поехал и посмотрел — всё нормально, заморозка не было, зато...
Зато сегодня днём уже +25 было и ветрища страшенный, берёзы в лесу валял на раз...
Что касается «скорлуповой» мульчи...
Наталья, Вы немного растений мульчируйте скорлупой, потому как положительных достоверных результатов по этому виду мульчи у меня нет. Поэтому рисковать, если вдруг будут отрицательные последствия, нет смысла. А так, ради спортивного интереса, конечно, используйте скорлупу, а в конце сезона обменяемся результатами!
И, конечно, УСПЕХОВ Вам в этом дачном сезоне!!!
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей!
Подскажите, пожалуйста: при подвязке высокорослых томатов я сталкиваюсь с такой проблемой, как сползание плодов к земле вдоль опоры, под их тяжестью. Как Вы с этим справляетесь? А ещё у меня знакомый в лунку, перед посадкой, кладет пару сырых рыбешек, присыпает землей, потом высаживает растение и говорит, что никакой фитофторы не бывает. Вот такой вот способ.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
30 мая, 2017 в 9:14
Сказать по совести, у меня стебли с плодами по опоре не съезжают вниз, так как стебли со временем превращаются в стволики и стоят вдоль шпагата вертикально. Единственно, что может повалить всё томатное дерево с плодами на почву, это обрыв шпагата.
Вы знаете, что сделайте. Почаще делайте подвязки, начиная прямо на первым листом у рассадного растения и так по всему растению по мере его роста. И обязательно сделайте одно-два обвивания растущего стебля (в нижней его части) вокруг шпагата!
И сами подвязки делайте так — первый крепкий узел вяжете на шпагате, а вокруг стебля делайте петлю с небольшим послаблением, т. е. вокруг стебля обвязываете подвязку не плотно, а с небольшим зазорчиком.
По крайней мере, супруга у меня делает так и сползания стебля с плодами не происходит.
Делайте подвязку, как моя супруга и всё должно быть нормально!
Что касается класть сырые рыбёшки в лунку перед высадкой рассады...
Татьяна Викторовна, не делал и делать не собираюсь. У меня есть настои ЭМ-эликсира, которые защищают мои растения от разных грибковых и вирусных «балячек» в течение сезона! У меня всегда под рукой целая ванна Эликсира, почти 300 литров полезной жидкости. Первый настой я уже использовал и заквасил второй. После высадки рассады, примерно через пару недель, буду и опрыскивать растения по листьям, и поливать по мульче. С помощью этих настоев мы последние помидоры собрали с кустов в прошлом году прямо перед заморозками, 9 октября. По этому поводу есть у меня пост «Октябрь 2016 года. Окончание помидорного сезона!» —http://dacha21veka.ru/koroba-delyanok/oktyabr-2016-goda-okonchanie-pomidornogo-sezona.html
Если Вам потребуются мои материалы на диске, к которому пока прилагаются ещё и семена четырёх сортов моих помидоров, то оформить заказ наложенным платежом по России можно на моём сайте —http://elicsir.dacha7.ru/
В принципе, можете перевести оплату на мою карту Сбербанка (так получится дешевле) и тогда диск вышлю бесплатно, на указанный Вами адрес.
Если будут вопросы, то пишите мне вот на этот адрес эл. почты — dyakosergej@yandex.ru
[Ответить]
Фаина ответил:
4 июня, 2017 в 17:18
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
4 июня, 2017 в 20:32
Настои Эликсира помогают всем дачникам, которые приобрели у меня диски с этим материалом. Люди, вообще, в восторге от зелени своих овощей и плодовых деревьев с кустарниками (крыжовника, смородины, жимолости) и цветов!
Хоть у нас погода стоит переменчивая и всё больше холодная (днём чаще всего бывает +8+10), но я уже использовал 3 ванны Эликсира и сегодня заквасил четвёртый настой. Вот немного потеплеет и тогда этим настоем буду уже опрыскивать по листве и смородину, и крыжовник, и яблони, и помидоры, и перцы, и..., короче все растения.
Может быть пойдут расти новые лозы (из замещающих почек в глазках) у виноградных кустов, а то они от первых двух заморозков, которые были 11 и 13 мая, сильно пострадали, всё почернело и высохло.
Короче говоря, одна надежда на настои Эликсира!
Фаина, Вы продолжайте заквашивать свои настои и растения будут благодарить Вас вкусным и полезным урожаем!
[Ответить]
Фаина ответил:
5 июня, 2017 в 11:32
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
5 июня, 2017 в 15:15
Баклажка деформируется не в момент вытекания всей воды, а до этого. В последние годы я использую баклажки с названием воды «Шишкин лес» или «Сказочный лес», я об этом в постах этого блога говорил и показывал. Дело тут в том, что у формы этих баклажек больше всего рёбер жёсткости, чем у остальных форм (от других производителей воды). Поэтому, если у Вас будет возможность находите баклажки такой формы и сразу вставляйте их на место деформированных баклажек.
А решении проблемы по задержке воды в баклажках я показывал, как на диске, так и в ДопМатериалах в блоге «Лаборатория Дополнительных Материалов» в рубрике «Материалы по УБУС» -http://secretpage.dacha7.ru/category/ubus1
Вы просто повнимательней просмотрите эту часть материала и всё.
У меня тоже некоторые баклажки со временем перестают работать «как часы», но это совсем не критично. Ведь смысл этой Баклжаечной Ситемы не в том, чтобы каждая баклажка работала «как часы», а в том, чтобы почва в делянке под мульчей была всегда влажная.
Ну, к примеру, из 10-12 баклажек в делянке, одна из них начинает «хандрить» и водичка из неё выходит не за неделю, а чуть дольше. Да, не обращайте на неё особого внимание, потому что все остальные баклажки работают нормально, и что самое главное — почва в делянке влажная постоянно!
Будет время на устранение причины в этой проблемной баклажке, сделайте, как показано в материалах. Не будет времени или желания, оставьте решение этой проблемы до лучших времён.
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей. Конечно у Вас красиво смотрятся тропинки между грядками, но как-то страшно иметь семена одуванчика потом на грядках. Вы же этой травкой мульчируете грядки?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
30 мая, 2017 в 14:19
Ну, я Вас понимаю! Ведь как наши учёные и агрономы вдолбили этот страх в наше подсознание, уму непостижимо...
Пора избавляться, Татьяна, от этой чепухи раз и навсегда. Потому что из-под толстого слоя мульчи, которая лежит в коробах делянок, никакой одуванчик не прорастёт!
Эту стриженную травку в качестве мульчи я не использую, так как собирать её по участку — это бесполезное дело. Ведь леска триммера раскидывает срезанные травинки по участку с большой скоростью и на большие расстояния.
Да и если сгрести эти травяные остатки, то нужного слоя для мульчи даже для одной делянки не хватит. А бесполезной работой я не занимаюсь.
Для мульчи я заготавливаю сено или чего ещё (солому, листву, семечковую лузгу, хвойный опад, опилки и т. д.) в других местах, а не на дачном участке. Сено-солому мы привозим в мешках из деревни, когда ездим навестить родственников супруги. Семечковую лузгу набираем за год в мешок, который стоит на балконе нашей квартиры. Хвойный опад — часть набираем в нашем смешанном лесу, где растут сосны и березы, а часть и в ельнике, который находится недалеко от города. Листву собираю по осени (после первых заморозков) по опушке нашего леса и сразу высыпаю в делянки и т. д.
В общем, недостатка в органических остатках нет, нужно просто иметь желание их собирать и класть толстеньким слоем в свои делянки.
Кстати, вот пост про осеннее мульчирование, как раз опавшей листвой -http://dacha21veka.ru/mulcha/osen-2016-goda-prostoe-i-effektivnoe-mulchirovanie-delyanok-v-otkrytom-grunte-i-teplice.html
Сами понимаете, зачем же отказываться от того, что лежит прямо под ногами...
[Ответить]
Фаина ответил:
4 июня, 2017 в 17:24
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
4 июня, 2017 в 20:25
Вы только эту зелёнку из травосборника газонокосилки, сначала сушите до состояния сена, а уже потом смело кладите в качестве мульчи.
Или кладите зелёнку тонюсеньким слоем, чтобы она за 15-20 минут превращался в сено, тогда не будет происходить процесс силосования зелёной массы...
[Ответить]
Фаина ответил:
5 июня, 2017 в 11:22
Здравствуйте. Согласна с Вами, Сергей, тонюсенький слой, разумеется. Хочется побольше площадь застелить этой травой, и каждый раз понемногу добавляю и добавляю, слой за слоем. Спасибо.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
5 июня, 2017 в 15:21
Ну, вот и отлично, что Вы так делаете! А то люди вынут эту зелёную массу из бункера травосборника, разложат её под огурцами или помидорами слоем в 8-10 см., а на следующий день нос затыкают от вони, которая исходит от этой зелёной массы. А дачнику и невдомёк, откуда такая вонь?
А проблема-то как раз в неправильном использовании этой растительной массы в качестве мульчи, вот как.
Вы молодец, правильно поступаете с зелёной массой!
[Ответить]
Благодарю за ответ. Будем меняться, надоело идти против природы. Сергей, Вы молодец!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
30 мая, 2017 в 20:05
УСПЕХОВ Вам в этом дачном сезоне!!!
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей.У меня такие же грядки в огороде и у забора. Завезли стог сена. Но я хотела ждать , когда высажу рассаду и буду мульчировать сеном. Мне понравилась ваша идея наоборот сначала сено, а потом рассада. Но по краям грядки я посадила салаты редис, сельдерей, петрушку. А у вас почему то нет смешаных посадок. Вам не жалко земли, которая пустует под сеном? Или вы это не садите?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
31 мая, 2017 в 20:06
Да, сначала сено кладёте, а уже потом высаживаете рассаду, а иначе как же вы потом будете класть сено? Можете листочки поломать ненароком...
Нет, если у Вас сено резаное, то не вопрос. А если сено длинное (как косили и заворачивали в тюк), то есть опасность поломать у рассады листочки. В общем, будет неудобно.
Что касается смешанных посадок...
Наталья, укроп и петрушка у нас всходят самосевом, так что нам на первое время этого хватает. А потом, после уборки чеснока или лука, делянки освобождаются и я уже в них сею дайкон, редьку, укроп, ну, и чего-нибудь ещё, что супруга попросит...
Вот в прошлом году в середине лета я сеял укроп, чёрную редьку и дайкон -http://dacha21veka.ru/mulcha/chto-poseyat-v-seredine-leta-iz-ovoshhej-posle-sbora-osnovnogo-urozhaya-v-delyankax.html
[Ответить]
Крапива — у нас в Болгарии клали в лунку при посадке, когда не собираются поливать все лето помидорнъ1е грядки. Чтобъ1 усилить рассаду.
А когда идет нормальнъ1й полив водой — не кладут крапиву так как слъ1шком бурно растут листья томатов.
Но у Сергея нет нуждъ1, у него прекрасная мулча и ЕМ-препарат собственного производства.
Мне говорили, что крапиву кладут под все тиквеннъ1е овощи (огурец, кабачки, тиква) для увеличения урожая. Собираюсь попробовать на днях.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
1 июня, 2017 в 9:04
Интересное наблюдения про крапиву!
Вы правы, у меня есть мульча и ЭМ-эликсир и мне ломать голову, что класть в лунку, не зачем.
Я бы попробовал на тыквенных, но, к сожалению, этой культуры на нашем участке у меня нет.
Росица, Вы, пожалуйста, когда попробуете и получите результат, напишите. Многим дачникам будет интересен результат вашего эксперимента.
Кстати, Росица, Вы заквашиваете свои ЭМ-эликсиры по моим материалам?
Какая погода в Болгарии?
У нас сейчас, вроде бы, как лето наступило, правда с ураганами. Я тут на данях был на даче и наблюдал, как порывистый ветер валяет берёзы в нашем лесу недалеко от нашего участка...
[Ответить]
Сергей, у меня вопрос по грызунам. Я замульчировала грядки с томатами листьями и через некоторое время обнаружила в середине грядки целое семейство мышей с выводком.Что делать чтобы это не повторилось на других грядках?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
1 июня, 2017 в 9:11
У меня один год тоже было такое — была норка в луковой делянке, где использовал листву и сено, но... Но никакой беды мышки ни луку, ни другим культурам не нанесли. У нас рядом лес, и наверное, они убежали туда... там больше еды.
А так за зиму они могут в дачном сарае покрушить всё и газеты, и полиэтиленовые пакеты, и ручки у маленьких совочков и короче всё подряд грызут.
Я в сарае осенью в баночки насыпаю протравленное зерно и потом зимой приезжаю и проверяю. Если мышки съели зерно, то подсыпаю снова... и всё равно газеты погрызены в хлам...
А на лето мышки уходят в лес, который находится за забором нашей дачи, а на зиму возвращаются на участок. Ну, вот такая у них с ними идиллия.
Какое средство использовать Вам против мышей, Александра, решайте сами.
Договорились?
[Ответить]
Спасибо.
[Ответить]
Фаина ответил:
4 июня, 2017 в 17:58
[Ответить]
Вечер добрый, Сергей! С интересом читаю все Ваши пояснения. Все объясняете просто и доходчиво. А у меня вопрос по огурцам (если Вы их садите). Чем Вы огурцы мульчируете, можно ли их мульчировать сосновым опадом. Огурцы растут в теплице. Спасибо.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
7 июня, 2017 в 21:13
Да в прошлом году огуречные растения мульчировал еловым опадом -http://dacha21veka.ru/teplica-na-dachnom-uchastke/sezon-2016-goda-strannoe-zamedlenie-razvitiya-rastenij-v-novoj-teplice.html
В этом сезоне, в теплице огурцы пересеивал уже третий раз, много семян не всходит...
[Ответить]
Сергей, добрый день !
Жалко, что не увидела этот сайт весной. Первый год, как доросла до посадок в огороде.))) В следующем году , если еще буду сажать, то вашим способом. Я правда Эм-ками не пользовалась, а заквашивала крапиву. И по яичной скорлупе- замульчировала капусту шелухой от семечек и скорлупой, улитки на нее не ползут, а их, ой как много.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
13 июля, 2017 в 18:32
Ну, не всегда мы что-то вовремя находим, не переживайте.
Обязательно сейте семена на свою рассаду, так надёжнее будет, чем покупать рассаду на рынке?! Что Вы там купите? Кота в мешке! А своими семенами посеете и будете знать, что взойдёт и вырастет.
Слизни и улитки по скорлупе и семечковой лузге «гуляют» спокойно, Вы вечерком посмотрите с фонариком...
Я в прошлые годы по ночам выходил и наблюдал за слизнями 9улиток у нас мало), ну, они здорово по скорлупе гоняют. Я нашёл один порошок, который не даёт слизням приблизиться к растению — так уже третий сезон в этом году защищаю свои овощи.
[Ответить]
Добрый день, Сергей ! Спасибо за ответ. Хи, ну, неужели и правда гоняют по скорлупе, надо посмотреть ? А сколько стоит информация про этот порошок ?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
14 июля, 2017 в 18:44
Материал «Защита овощей от слизней и улиток» стоит 1750 руб.
Вот сами посмотрите -http://slizni.dacha7.ru/
Я не только порошок использую, но и ещё один ядрёный жидкий препарат...
[Ответить]
Вдогонку к вопросу. Уже все нашла. Глупо было задавать вопрос, когда еще не все Ваши статьи прочитаны. )
[Ответить]