Весна 2018. Проращивание семян в тряпочке для рассады теплицы и ОГ…

Здравствуйте, дорогой дачник!

Речь в этом посте пойдёт о рассаде для теплицы и открытого грунта (ОГ) этого дачного сезона.

Начну с выбора «тряпочки» для проращивания семян. Ведь сами понимаете, если материал быстро высыхает, то семена, проклюнувшиеся или ещё спящие, могут высохнуть вместе с тряпочкой и погибнуть.

А нам с Вами нужно подобрать такой материал, чтобы как можно реже его увлажнять и не переживать за состояние семян. Я прав или нет?

Вот в октябре-ноябре прошлого, 2017 года я стал проверять давнишние семена лука-чернушки, перцев и помидоров на всхожесть и использовал байковую ткань.

Семена проросли без проблем и что главное, все корешки были на поверхности материала. То есть, если бы мне нужно было раскладывать семена на почву для роста растений, к примеру, для рассады, то взять проросшие семена пинцетом без повреждения выросших корешков не составляло бы ни каких проблем.

Но я решил проверить ещё один материал для проращивания семян и использовал вискозные одноразовые кухонные салфетки, которые продаются в рулоне.

19 ноября 2017 года я положил с десяток семян помидоров на эту ткань и стал наблюдать, что произойдёт. 20 ноября я добавил ещё один лоточек со старым байковым материалом (с семенами перца) и 25 ноября добавил ещё пару лоточков с вискозным материалом с семенами свёклы.

Сами понимаете, пока время есть можно экспериментировать, экспериментировать и экспериментировать. А я парень такой, пока не проверю на практике, что задумал, не успокоюсь.

Вот, смотрите ниже, результат от проросших семян на 2 декабря 2017 года с вискозным материалом и байкой. Корешки помидоров и свёклы без проблем проросли, а если быть точным, просто проткнули вискозный материал и оказались с обратной стороны салфетки.

А это значит, что, если теперь нужно будет взять семена помидоров пинцетом и положить их в стаканчики с почвой, типа, для роста рассады, то корешки обломаются, и такое семя может погибнуть в рассадном стаканчике.

Это семена помидоров...

Это один лоточек с семенами свёклы...

Это другой лоточек с семенами свёклы...

Вывод здесь напрашивается простой – ни под каким видом такие вискозные салфетки (из рулона) не подходят для проращивания семян на рассаду!

Другое дело байковый материал. Хоть корешки у семян перца выросли довольно-таки длинными, но они остались на поверхности материала и эти семена (даже с длинными корешками) легко можно взять пинцетом и положить на почву в рассадный пластиковый одноразовый стаканчик.

Тут вывод тоже простой – байковый материал подходит для проращивания семян помидоров и перцев для будущей рассады!

Теперь хочу Вам рассказать ещё об одном эксперименте с проращиванием семян перцев.

Перцы у меня растут в теплице, и до проращивания семян на рассаду времени было достаточно, ну и я решил прорастить семена с разными видами увлажнительной жидкости, которой смачиваю байковый материал.

Эти семена были конкретно для этого эксперимента, а не для рассады. А получилось, что, когда семена проклюнулись, и я их положил на почву в рассадные стаканчики и они начали расти, то выбрасывать молодые растения было жалко, и я решил оставить их, как рассаду для теплицы.

Итак, давайте всё по порядку…

5 января я взял два пенопластовых лоточка, положил в каждый байковый материал (разной расцветки), разложил семена перца сорта «Рамиро» и увлажнил один лоток простой снеговой водой, а другой – грибным настоем и стал наблюдать, от какой жидкости (воды или грибного настоя) начнут первыми проклёвываться семена?

Лоточек, где материал увлажняется простой снеговой водой...

Лоточек, где тряпочка увлажняет только грибным настоем...

Запомните, левый лоточек с водой, правый лоточек с Грибным настоем...

Может быть, семена будут проклёвываться и одновременно, а может быть и по-разному? На тот момент не знал, что произойдёт с семенами, поэтому и стал наблюдать за пробуждением семян.

Проклёвываться начали семена 7 января и как нестранно в лоточке, в котором я увлажняю тряпочку грибным настоем, смотрите сами…

На 10 января ситуация была такой: в лоточке, где тряпочка увлажняется простой снеговой водой (лоток слева) проклюнулось 5 семян, в лоточке, где тряпочка увлажняется грибным настоем (лоток справа) проклюнулось 7 семян.

Левый лоток (с водой)...

Правый лоток (с грибным настоем)...

На 12 января грибного настоя ещё оставалось немного, и эксперимент продолжился.

Я, естественно, заранее приготовил рассадные стаканчики с почвой, и 14 января пришло время сеять проросшие семена, так как корешки у семян росли не по дням, а по часам, как говорится.

На тот день семян с хорошими корешками от простой воды было 8 штук, тогда как от грибного настоя — 10 штук.

Лоточек с водой...

Лоточек с грибным настоем (часть семян прилипло к обратной стороне тряпочки)...

Почва в стаканчиках заполнена на треть от высоты стаканчика...

Я разложил семена по стаканчикам и решил, что часть семян (11 штук) присыплю обычным песком, а часть (7 штук) обычной почвой со своего дачного участка. У меня почвы с участка было, кот наплакал, поэтому хватило только вот на эти 9 проросших семян.

После присыпки семян песком, сразу увлажнил их грибным настоем...

Затем положил семена в остальные 9 стаканчиков, присыпал почвой и увлажнил грибным настоем...

Сами знаете, что песок, лежащий на поверхности почвы, является тоже мульчей, только неорганической. Да к тому же на поверхности песка никогда не образует корки, и он не лопается и не трескается, как это случается с высыхающей почвой.

Я сейчас имею в виду эффект перекопанной почвы на дачном участке, которая после полива высыхает и трескается на солнце. Очевидно, что почва в рассадных стаканчиках, это не то, что перекопанная почва в открытом грунте и трескаться она не будет, но всё равно.

У меня, как Вы знаете, перекопанной почвы в делянках на дачном участке нет, она у меня находится под мульчей, но песочек я использую (когда он есть) для мульчирования посевов мелкосеменных культур – морковки, петрушки, свёклы, укропа, редьки, репы и т. д.

Песочек, лежащий на мелких семенах, всегда влажный и через него великолепно прорастают молодые побеги морковки, свёклы, и т. д. без каких-либо проблем!

Поэтому-то, зная хорошие свойства и положительное влияние песка на мелкосеменные культуры, я решил проверить его и на семенах перца. Задумал – сделал!

Первые всходы появились 18 января. Из-под песка проросло 3 росточка, из-под почвы 1.

На 20 января из-под песочка проросло 7 росточков, а из-под почвы всего 3.

Это общий вид рассадного ящика...

з росточка в через почву...

7 росточков через песок...

Идём далее…

Прошло чуть больше месяца, и на 24 февраля картина была такой – 4 семени в стаканчиках (один стаканчик с песком и три с почвой) не проросли, а 2 растения в стаканчиках с песочком были маленькие.

В этот день я решил подсыпать почву к стеблям растений, как в стаканчиках с песком, так и с почвой, чтобы на стеблях появились дополнительные корешки. Ну, и естественно, опрыскал и растения, и почву в стаканчиках очередным грибным настоем.

В 2 стаканчика со слаборазвитыми растениями я почву не подсыпал, так как подсыпать было некуда — растения были, от горшка два вершка...

Все растения опрыскал грибным настоем, как говорится, «с ног до головы»...

Прошёл ещё, примерно, месяц и на 18 марта ситуация была такой – часть растений развивалась мощно, а часть так и осталась недоразвитой и тут меня снова торкнуло?!

Смотрите на фото ниже — 2 растения, как были слабыми, так и остались...

Мне бы нужно было сеять проклюнувшиеся семена из каждого лоточка в отдельные не только стаканчики, но в разные рассадные ящики и тогда бы я точно знал, мощные растения выросли от простой воды или от грибного настоя.

А так как я не мог предвидеть такой ситуации (с разным развитием и ростом растений), то и, как говорится, кулаками теперь махать поздно и гадать на кофейной гуще не имеет смысла.

Сами понимаете, я не ясновидящий и развитие некоторых ситуаций предвидеть и предсказать не могу, поэтому-то я всё проверяю на практике. А раз вовремя не догадался провести эксперимент с семенами из разных лоточков в разных ящиках, то и говорить, и гадать теперь нечего.

Но какие наши годы?! Следующей весной постараюсь этот эксперимент всё-таки провести, и уже точно буду знать, какая конкретно жидкость даёт такой мощный толчок в развитии растений – обычная снеговая вода или грибной настой?

Ну, это будет потом, а сейчас расскажу Вам ещё об одном эксперименте с проращиванием семян перца.

Тот сорт «Рамиро», о котором шла речь выше, будет расти в одной крайней делянке в теплице, а для другой крайней делянки я решил прорастить семена перца, присланные мне хорошей моей знакомой, Росицей из Болгарии.

Сорт называется «Куртовска капия», если мне правильно перевёл переводчик в сети Интернет с болгарского языка на русский.

Лоточек и байковый материал для семян этого сорта были старыми, точнее сказать, от семян перца «Рамиро». И этот байковый материал, если посмотрите выше по тексту, увлажнялся грибным домашним настоем.

19 января 2018 года я разложил 20 семян, накрыл их второй половинкой байкового материала и опрыскал очередным домашним грибным настоем.

Так как это семена были из магазина, то прорастать они начали аж через 14-16 дней. Понимаю, что Вы удивлены! А я и сам очень был этому диву удивлён, не меньше вашего. А что делать?

Естественно, рассадный ящик со стаканчиками с почвой у меня уже был готов и я начал сеять проросшие семена и снова под песок. Песочек увлажнял всё тем же очередным грибным настоем. Ну, нужно же было проверить этот настой и на «заморских» семенах перца, а как же иначе-то.

Посеял 5 семян с нормальными корешками...

Вот поближе...

7 февраля проклюнулось всего 3 семени, я положил их в стаканчики, присыпал песочком и опрыскал грибным настоем.

8 февраля проросло ещё 5 семян, и мои действия были такими же, как и в прошлый раз.

11 февраля проклюнулось ещё 3 семени, и сделал я всё по старой схеме – положил семена на почву, присыпал песочком и опрыскал грибным настоем.

И в этот же день появились первые всходы от первого посева проросших семян…

14 февраля семена в тряпочке не проклюнулись, зато дружно полезли из-под песка молодые растения от прежних посевов, смотрите сами…

Через 4 дня, 18 февраля, в тряпочке проклюнулось только одно семя и я его, естественно, посеял в свободный стаканчик.

А остальные растения начали нормально расти…

Примерно, через неделю, 24 февраля, я решил подсыпать почву к стеблям растений, чтобы на них выросли дополнительные корешки. Правда, будет уместным сказать, что больше семян в тряпочке не проклюнулось и те последние 2 семени, которые были высеяны, тоже не проросли. Таким образом, три стаканчика остались пустыми.

Один стаканчик с почвой я использовал в другом рассадном ящике (ну, а чего добру пропадать), а пустые стаканчики с песочком оставил, чтобы было видно на последующих фотках, что это конкретно тот ящик с сортом «Куртовска капия», а не с сортом «Рамиро».

Пластмассовое ведёрко (из-под творога) с почвой у меня уже было готово, и я приступил к подсыпке почвы к стеблям растений.

Потом опрыскал сверху все растения и почву очередным грибным домашним настоем.

Вот поближе...

К 18 марта у растений появилось по несколько ярусов настоящих листочков, и они продолжили нормально расти и развиваться!

Потом покажу, если кому будет интересно, какая будет рассада на момент высадки в теплицу.

Про перцы всё.

Приступаем к проращиванию семян помидоров.

Только сразу хочу оговориться. Имеет смысл проращивать семена в тряпочке, если семян конкретного сорта более 25-30 штук. Сами понимаете, если нужно посеять 10-15 семян одного сорта, то и нет смысла заморачивать с проращиванием, а можно сеять сразу сухими семенами на почву в рассадные стаканчики, хотя…

Ладно, давайте расскажу всё по порядку…

Начну с высокорослых сортов помидоров. Высокорослые сорта помидоров растут у меня на даче в делянках возле забора и у трёх стен дачного сарайчика. Так как сортов много, а места мало, то я беру по 3 семени каждого сорта и сею сразу сухими в стаканчики.

Представьте себе, если бы я по 3 семени каждого сорта стал проращивать в отдельном лоточке в тряпочке, то, сколько бы мне нужно было взять лоточков и сколько бы мне понадобилось тряпочек?

Это понятно, что можно было положить на одну тряпочку несколько десятков семян (по 3 семени каждого сорта), но как бы я подписал название сортов сбоку каждого пенопластового лоточка? В надписях бы получилась «каша». Так или нет?

Ну, а зачем мне эти проблемы? Да и семена сортов на тряпочке могли бы перепутаться из-за надписей?! А если бы это случилось, то после высадки рассады в делянки у забора и сарая, растения росли бы не по 3 штуки одного сорта в одном месте, а все сорта бы перемешались, и получилась бы «куча мала».

А я привык, чтобы у меня растения одного сорта росли рядом (в одном месте) и можно было бы делать потом фото конкретного сорта (из трёх растений), а не натюрморт из разных сортов.

Поэтому я семена высокорослых сортов посеял сразу в стаканчики и сделал я это 6 марта.

Подготовил сразу 2 ящика...

Положил по одному семени в каждый стаканчик, присыпал почвой и осторожно пролил грибным настоем...

В итоге, как и планировал, засеял 2 рассадных ящика...

На 18 марта некоторые растения уже переросли верхнюю кромку стаканчиков, и скоро нужно будет подсыпать в них почву…

Про высокорослые сорта помидоров всё.

Идём далее…

Что касается низкорослых сортов помидоров, количество семян которых нужно от 30 штук и более. В этом случае я уже проращиваю семена конкретного сорта в отдельном лоточке (в тряпочке) и сбоку пенопластового лоточка пишу одно название сорта и всё.

Нет, мне столько растений каждого сорта не нужно, это одна хорошая знакомая попросила вырастить для неё рассаду, так как у неё нет места для рассадных ящиков.

Ну, мне не трудно прорастить семена, хотя получилось, что и у меня в итоге места оказалось тоже не слишком много для рассадных ящиков, но раз я обещал, значит, отступать от своих слов не буду.

Итак, поехали…

9 марта подготовил три пенопластовых лоточка с разными материалами. Для сорта «Дрова» оставил уже бывший в употреблении байковый материал. Для сортов «Снежная сказка» и «Лора» взял (супруга купила в магазине) вискозные кухонные салфетки, которые намного плотнее, чем в рулоне (помните, в начале поста информацию о рулонных салфетка).

Сбоку на лоточках написал название сорта, разложил нужное количество семян и каждый материал увлажнил обычной снеговой водой. Всё.

Это сорт «Лора» (прежнее название — НЕИЗВЕСТНЫЙ)...

Это сорт «Снежная сказка» (сокращённо — С.С.)...

Первыми проклюнулись семена сортов «Дрова» и «Лора» 13 марта. Разложил проклюнувшиеся семена по стаканчикам, присыпал их покупной почвой (песка уже не было в наличии), примерно 4-5 мм. и сверху опрыскал из пульверизатора обычной водичкой (грибного настоя на тот момент у меня не было, так как тазик был занят вымачиванием виноградных черенков).

Вот сорт «Дрова»…

Вот сорт «Лора»…

В каждый стаканчик по одному семени...

В итоге получилось засеяно полтора ящика...

На следующий день, 14 марта, проклюнулось снова много семян, и я поступил, так же как и в предыдущий день – положил семена, присыпал их почвой и увлажнил почву из пульверизатора. В этот же день заквасил очередной грибной настой в тазике (черенки винограда были вымочены и помещены в почву пакетов из-под сока для укоренения).

Вот сорт «Дрова»…

Остальные проклюнувшиеся семена посеял в новый рассадный ящик...

На тот момент получилось 24 стаканчика — 18 в одном ящике и 6 в новом ящике...

Вот сорт «Лора»…

Это уже новый ящик...

Зубочистки в двух стаканчиках обозначают, что в них семян нет...

На тот день засеянными были почти 3 ящика...

На следующий день, 15 марта, проклюнулись семена и «Снежной сказки». Все мои действия были аналогичны предыдущим дням, но увлажнял почву в стаканчиках уже грибным настоем.

Вот остатки семян сорта «Дрова»…

Проклюнулось 5 семян и оставалось одно...

Настой по цвету похож на медовуху...

Вот остатки семян сорта «Лора»…

2 семени посеял в два пустых стаканчика в ящике, а для остальных 6 семян взял маленький лоточек...

Вот как раз лоточек на 6 стаканчиков...

Всё, семена сорта «Лора» закончились...

А вот сорт «Снежная сказка»…

Смотрите внимательно. В тот день засеял 2 полных ящика, а в третьем были засеяны только первых 3 стаканчика, которые и были отмечены зубочистками!

16 марта проклюнулось ещё несколько семян «Снежной сказки».

Этот ящик был засеян полностью...

Это уже начат новый ящик и зубочистки вставлены в последние стаканчики с семенами...

А это вот общее фото моего рассадного хозяйства...

Это укореняющиеся виноградные черенки...

Это 2 ящика с перцами на подоконнике...

17 марта проклюнулось последнее семя сорта «Дрова» и проклюнулись ещё несколько семян «Снежной сказки».

Вот последнее семя сорта «Дрова»…

Это двенадцатый и последний стаканчик в этом ящике...

Вот сорт «Снежная сказка»…

18 марта проклюнулись ещё несколько семян сорта «Снежная сказка» и появились молодые всходы растений от предыдущих посевов.

Вот сорт «Снежная сказка»…

Небольшое дополнение по использованию любых ЭМ-настоев. После того как закончено опрыскивание, обязательно откручивайте пульверизатор, чтобы воздух проходил в баклажку, потому что микроорганизмы в настое живые и им нужен кислород воздуха.

Вот всходы сорта «Дрова»…

Вот всходы сорта «Лора»…

А это уже всходы сорта «Снежная сказка», которые появились 19-20 марта…

С проращиванием семян помидоров на данный момент всё.

Теперь остаётся подождать, когда растения подрастут и подсыпать в стаканчики почву, чтобы от стеблей молодых растений начали расти дополнительные корни.

Что касается грибного настоя…

В этом году для рассады, комнатных цветов и укореняющихся черенков винограда я заквашиваю только грибной настой. Потому что мне нужно получить конкретный результат по действию этого настоя на разные культуры в домашних условиях.

С мая месяца начну заквашивать грибные настои и на даче. Результаты по сдерживанию болезней на овощах за прошлый сезон 2017 года были изумительные, но…

Но одного года для достоверных результатов благотворного влияния грибного настоя на растения – этого мало. Как минимум нужно 2 года экспериментов, чтобы точно знать, что этот настой можно использовать от болезней на овощных культурах.

В конце этого дачного сезона как раз и будет второй год моих наблюдений, и получения достоверных результатов по этому грибному настою.

Сразу хочу предупредить Вас, что материал этот будет платным и будет опубликован в блоге «Лаборатория Дополнительных Материалов» в новой рубрике. Кто пожелает применить эти грибные настои для защиты своих овощных культур на своём участке, после оплаты, открою Доступ к постам этой рубрики.

Но повторюсь, если и в этом году результаты будут такими же хорошими, как и в прошлом году, то в начале зимы начну редактировать этот материал и публиковать в блоге ЛДМ.

Если результаты в этом году будут не таким удовлетворительным, то продолжу эксперименты в будущем году.

Кто хочет самостоятельно поэкспериментировать с грибным настоем – очень даже приветствую! Я уважаю людей, которые проводят свои эксперименты и получают собственные достоверные результаты!

Что касается прежних лет и домашних настоев для комнатных цветов и рассады.

В предыдущие годы, начиная с 2011 года, для рассады и комнатных цветов я заквашивал домашние настои ЭМ-эликсира. Результат от этих настоев однозначно восхитительный – рассада ничем не болела и вырастала к моменту высадки в открытый грунт крепкой, коренастой и здоровой (в смысле здоровья).

Материалы о домашних настоях ЭМ-эликсира опубликованы в рубрике «Материалы по Эликсиру» в блоге «Лаборатория Дополнительных Материалов» — http://secretpage.dacha7.ru/category/elicsir

Материалы по дачным настоям записаны на диск, который каждый желающий может заказать на моём сайте — http://elicsir.dacha7.ru/
Помидорно-перечный Подарок к диску пока прилагается.

Для тех, кто может оплатить свой заказ на мою карту Сбербанка, то так получится дешевле, чем оформлять заказ наложкой. Хотя, каждый покупатель решит для себя, как ему поступить правильно.

Кому будет нужна электронная версия материалов диска, то сделаю. А семена, прилагающиеся к диску, вышлю по России в обычном конверте заказным или простым письмом (выбирайте сами).

И на посошок у меня есть к Вам вопрос: «Вы проращиваете семена помидоров и перцев в тряпочке? Если да, то какой материал при этом используете?»

Свои ответы, вопросы, предложения и пожелания пишите в комментариях к этому посту… или присылайте мне вот на этот адрес эл. почты – dyakosergej@yandex.ru

Засим откланиваюсь до следующего поста.

До свидания.

С наилучшими пожеланиями,
Сергей Дьяков.

Просмотров: 3 534

36 комментариев к “Весна 2018. Проращивание семян в тряпочке для рассады теплицы и ОГ…”

  • Александр
    21 марта, 2018, 16:46
    Цитировать

    Здравствуйте Сергей!

    Я проращиваю семена помидоров, перцев и баклажанов в «улитках» на туалетной бумаге.

    Корешки прорастают в бумагу, поэтому я при посадке стараюсь от бумаги орешки не отделять, а сажаю прямо с ней. Результат очень хороший.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Александр, здравствуйте!

    Ну, тоже вариант для проращивания семян, только всё-таки есть какя-то доля вероятности повреждения молодых корешков при посеве проросших семян в почву.

    Если Вам так удобно и Вы считаете этот способ проращивания семян для себя приемлемым, то действуйте так и дальше!

    Хочу пожелать Вам УСПЕХОВ в этом дачном сезоне!!!

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Сергей Дьяков,Сергей,здравствуйте! А я проращиваю в куске ткани от рабочих брюк ХБ или джинсов черных натуральных,не резиновых.Ткань плотная и даже длинные корешки (1,5-2 см) в ткань не лезут.Правда,перед использованием ткань хорошенько простирываю хоз.мылом несколько раз — вручную тру. Затем ополаскиваю кипяченой или снеговой водой.Это приходиться делать из-за краски в ткани брюк.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Сергей, здравствуйте!

    Отличный материал Вы подобрали. Сказать по-честному, я тоже хотел использовать брезентуху, но не нашёл дома клока брезента, а он, где-то у меня лежит. По всей видимости, в дачном сарае где-то валяется...

    Да, джинса и брезентуха и плотный материал, и влагоёмкий, как раз тот самый, в котором корешки не будут врастать в ткань!

    Надо будет найти этот кусок брезентухи в дачном сарае и привести домой для проращивания семян следующей весной. А так байковый материал тоже хорошо подходит!

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    Я у старых черных джинсов за неимением другой плотной ткани отпорол задние накладные карманы — это в прошлом году. Для работы сгодились и без задних карманов.Ха-ха!

    @Сергей Дьяков,

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Сергей, по идее, неважно какую часть джинсов брать, главное, чтобы она уместилась в пенопластовый лоточек и всё.

    За неимением брезентового материала, можно купить пару перчаток в строительном магазине, стоят копейки. Распорол их по швам, вот и два клока на два лоточка готовы. В общем, каждый дачник подумает и решит, как ему поступить правильно.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    Благо,заклёпок не было!

    [Ответить]

  • Margarita
    21 марта, 2018, 18:09
    Цитировать

    Добрый день, Сергей! С удовольствием прочла Ваш подробный отчет. Я при проращивании пользуюсь ватными дисками. В этом году первый раз попробовала этот способ и осталась довольна . Я замачивала 15 сортов, в том числе и Ваши с подарочных дисков. Количество семян в каждом ватном диске — от3х до 10 . Просто я сажу всего 25 кустов помидор но нашей семье их хватает и на еду и на заготовки. Чтобы не перепутать семена , кладу их на один увлажненный диск, прикрываю вторым сверху и на этот бутерброд кладу кусочек упаковочного картона с надписью косметическим карандашом. ,,Бутерброды,,складываю в пластиковый контейнер с крышкой от мороженого. Корешки практически не прорастают через вату, по крайней мере я не испытывала неудобства с посевом. Не буду спорить с Вашим методом, возможно, он надежнее. Надо будет попробовать! Успехов Вам в опытах с настоями!

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Margarita, здравствуйте!

    Нет, ватные диски не подходят для проращивания семян, потому что корешки всё равно врастают в вату и есть риск поломки молодых корешков. А нам с Вами нужно исходить не из человеческой точки зрения — как нам легче, а нужно исходить из точки зрения семян — как можно меньше нанести им травм при посеве проросших семян.

    Вы посмотрите комментарии выше. Сергей проращивает семена в джинсе и брезентухе — вот это отличный материал!

    Вам тоже УСПЕХОВ в этом дачном сезоне!!!

    [Ответить]

  • Елена
    22 марта, 2018, 0:21
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей! Спасибо вам огромное за полезную информацию по проращиванию семян, как раз вовремя) Я проращиваю с помощью ватных дисков, на каждом пишу номер и тогда не путаюсь, но это только для нескольких семян. Стараюсь каждый год экспериментировать и пробовать что-то новое, но и не забываю о любимых сортах.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Елена, здравствуйте!

    По моему мнению, ватные диски не подходят для проращивания семян. Лучше использовать либо байку, либо джинсу, либо брезентуху...

    [Ответить]

  • Светлана
    22 марта, 2018, 8:47
    Цитировать

    Добрый день, Сергей. В прошлом году я попробовала проращивать семена в улитках на туалетной бумаге и бумажных кухонных полотенцах. Мне очень понравилось. Хорошая всхожесть семян. Даже семена клубники хорошо проклюнулись. Потом летом я попробовала другой способ проращивания, но проращивала я только семена клубники: в поллитровую стекляную банку я насыпала на дно вермикулит а потом обычную землю из грядки на даче и заполняла так не больше половины банки. Хорошо увлажняла землю и сверху сеяла семена клубники из свежего урожая только немного просушенные. Накрывала прозрачной пищевой пленкой и капроновой крышкой. Всходы были очень хорошими. По мере роста немного после полива подсыпала землю. пересаживала из банки при помощи пластиковой вилки в фазе 3 настоящих листочков. Сорта можно отделять пластиковой чайной ложечкой, на которой можно написать название сорта перманентным маркером. в этом году попробовала прорастить семена перца, баклажан и лука порея таким же способом. Все получилось. Клубника из магазина в пакетиках проросла отвратительно. в улитках в прошлом году проросла лучше. Буду пробовать семена помидор. В улитках в прошлом году я прорастила буквально все и тыкву и кабачки и кукурузу и т.д. но мне не повезло высаженные растения погибли от мороза.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Светлана, здравствуйте!

    Я улитками не занимался и не планирую, и вот почему. Хоть у меня тоже мало места в квартире, приходится рассадные ящики ставить на подоконники в других комнатах, но тут смысл в том, что при высадке рассадных растений из одноразовых пластиковых стаканчиков, корневая система растений не страдает от потери корней и принимается расти через пару-тройку дней после высадки в открытый грунт.

    Высадка рассадных растений из улитки не исключает порывы и повреждения некоторой части корневой системы, а это удлиняет срок начала роста рассады после высадки — как принято говорить, растения приживаются.

    У наших соседей по даче рассадные растения иной раз «приживаются» по полторы недели. Тогда как наши растения (из одноразовых стаканчиков), принимаются расти, как я уже упомянул, на второй-третий день. Разницу чувствуете?

    Если Вы не видели пост по высадке рассады, то вот ссылка за прошлый год - http://dacha21veka.ru/rassada-ovoshhnyx-kulutr/vysadka-rassady-percev-i-pomidorov-v-otkrytyj-grunt-v-mulchirovannye-delyanki.html

    Да к тому же, лунка для каждого растения, которая получается от посадочного конуса, идеально совпадает по форме и объёму с формой и объёмом корневой системы (с комом почвы) от одноразового стаканчика. Вот, наверное, поэтому моя рассада начинает расти на второй-третий день послы высадки рассады.

    [Ответить]

  • Алла
    22 марта, 2018, 8:53
    Цитировать

    Добрый день, Сергей. Прочла с интересом о Ваших экспериментах. Я тоже в этом году экспериментировала, но не очень удачно. Попробовала проращивать семена в «улитках». Но т.к. семена проклёвываются неравномерно, этот способ не понравился. Буду пробовать другие способы — ваш заинтересовал. С уважением к Вашему упорству и трудолюбию!

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Алла, здравствуйте!

    Вы попробуйте проращивать семена как я, в лоточках, только материал выбирайте влагоёмкий и плотный по структуре. Посмотрите коммент выше, от Сергея, который проращивает семена в джинсе и брезентухе... Этот материал доступен каждому дачнику, а по эффективности превосходит и туалетную бумагу, и тонкие кухонные салфетки, и ватные диски, и всё остальное.

    Так что, пробуйте теперь проращивать семена в надёжных материях.

    УСПЕХОВ Вам!

    [Ответить]

  • Ган
    22 марта, 2018, 15:52
    Цитировать

    Лучшая тряпочка для меня — это туалетная бумага. У кого-то на ютубе подсмотрел. Набиваешь в стаканчик или контейнер слой туалетной бумаги несколько сантиметров (3-5 см), увлажняешь бумагу, сыплешь на неё семена и завязываешь полиэтиленовым пакетиком, чтоб влажность сохранялась. Корешки могут пробивать влажную туалетную бумагу. Но она мягкая как каша, корешки легко достаются.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Ган, всё равно, корешки при вытаскивании проросших семян повреждаются. Вы просто повнимательней приглядитесь к корешкам, когда вытаскиваете проросшие семеня из туалетной бумаги. Нам с Вами нужна такая ткань, чтобы она была одновременно влагоёмкая и плотная по своей структуре и чтобы корешки даже не могли врасти в ткань ни при каких условиях. Тем самым, мы не насём вреда корешкам при посеве проросших семян из тряпочки на почву в рассадные стаканчики или другие ёмкости...

    [Ответить]

  • Любовь
    22 марта, 2018, 21:14
    Цитировать

    добрый вечер, Сергей! Интересная тема. Я помню ее еще из прошлого года. Запомнила. И в этом году сама применила. Семена проклюнулись, посеяла в почву. Взошли несколько штук, а остальные замерли и не взошли. Но этот способ был не один, использовала и другие способы. Специально, чтобы не все семена в случае неудачи пропали. Ну ладно, это полбеды. Беда в другом. Четыре пачки из всех купленных оказались с обработанными семенами. На упаковках об этом ни слова. Посеяла всех их по всем правилам Через несколько дней стали показываться петельки. Я так была рада. Но рано радовалась. Они почти все встали с разноцветными головами — синие, зеленые, красные — и головы эти настолько крепкие, как капсулы, особенно синие, прям шлемы. Тонюсеньким растеньицам не хватило силенок их сбросить.Опрыскивала, чтобы размягчить, безрезультатно. Погибли! Я в шоке! 4 пачки дорогих сортовых семян!!!!!!!!!! Вот это опыт для меня!!!! Как же узнавать — обработаны они или нет? Ведь не пишут ничего. Купила другие,дешевые. Замочила. Жду.Думаю, успеют к посадке, выбрала ранние.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Любовь, здравствуйте!

    Да, Вы правы, есть семена обработанные, типа, питательной средой и действительно, семядольные листочки не могут сбросить покровные чешуйки, сил не хватает у растения. В этом случае, нужно либо над такими семенами насыпать почвы в 1 см. или больше, либо пытаться опрыскивать эти, как Вы сказали, «шлемы» и потом их маленьким пинцетом (по торцам шлемов), раздавливать, но только аккуратно, чтобы не повредить семядольные листочки.

    Такие семена с «обработкой» проращивать в тряпочке не рекомендуют. Почему, не знаю...

    У меня семена помидоров и перцев свои, так что, проблем со сбросом чешуек почти нет. Бывает одно-два семечка не сбрасывает чешуйки, но я их опрыскаю и через 10-15 минут сжимаю аккуратно маленьким пинцетиком и они сползают с семядольных листочков.

    Только семена гибридов огурцов, которые я покупаю для теплицы, бывают обработаны. В этом году хочу огурцы попробовать вырастить через рассаду и потом высадить в теплицу, примерно, 18-20 апреля. А там как погода покажет...

    [Ответить]

    Любовь ответил:

    @Сергей Дьяков, Спасибо,,Сергей, за ответ. В новых купленных томатах один пакет оказался тоже с обработанными семенами. Я их замочила в тряпочке, и остальные тоже. Сегодня с корешками посадила с стаканы как у Вас. У обработанных из 14 семян только 2 с корешками. В других пакетах почти все с корешками. Надеюсь у меня что=нибудь получится и я буду со своей рассадой!

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Любовь, результат Вы получите по-любому! Каким бы он ни был, отрицательным или положительным, но он будет.И потом на основании этого результата Вы сможете сделать соответствующий вывод — можно класть на проращивание семена с «обработкой» или нет.

    В любом случае, хочу пожелать Вам УСПЕХОВ в этом дачном сезоне!

    [Ответить]

  • Владимир
    22 марта, 2018, 22:31
    Цитировать

    Приветствую, Сергей. Я почти каждый год проращивал на подложке. Когда использовал рыхлую ткань или марлю, то были потери. Иногда за одну ночь в тепле семена так вростали, что неизбежно при отделении от подложки корешки обрывались. А вот на плотной ткани не догадался пока проращивать. Спасибо за совет. нынче проращивал в скрутках- улитках без почвы, но разочарован. Пока не имею навыка и много брака. Не уверен, что в них на будущий год снова буду проращивать. Бесспорно, что они занимают гораздо меньше места, но на подложках у меня эффективность была больше. Думаю, на подложках пока и остановлюсь, но на плотных.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Владимир, здравствуйте!

    Согласен, что улитки занимают мало место, но тут дело не в месте, а в том, что мы, люди, исходим из своих приоритетов. А нужно исходить из приоритетов растения, причём таких, что как можно меньше наносить растению неудобств при высадке рассады в открытый грунт! В улитке всё равно корневая система растений получается «открытая», хоть и находится частично с почвой на корешках. И рпи высадке таких растений, корневая система, наверняка, повреждается. Тогда как при высадке рассадных растений из одноразовых стаканчиков, корни не повреждаются и растения принимаются расти на второй-третий день после высадки рассады в открытый грунт.

    Поэтому, я считаю, что однозначно нужно сеять проклюнувшиеся семена или семена сухим посевом, только в одноразовые стаканчики, чтобы при высадке рассады растение не теряло часть корневой системы.

    Что касается материала для проращивания...

    Владимир, почитайте коммент от Сергея, он проращивает семена в ждинсе. Уверен, что в любой семье найдутся джинсовые штаны, рубахи, юбки и т. д., которые можно использовать, как материал для проращивания семян.

    Так же можно использовать брезентовый материал. Он тоже влагоёмкий и плотный. Я 17 лет отработал на НЛМК газорезчиком на машинах термической и плазменной резки с ЧПУ. Хоть мы не соприкасались с открытым огнём, как резчики с ручными резаками, но нас тоже самое обязывали (по технике безопасности) носить брезентовые костюмы. Так что я уверен, что брезентуха тоже отлично подойдёт для проращивания семян.

    [Ответить]

    Владимир ответил:

    @Сергей Дьяков, конечно , я за такой метод, как Вы рекомендуете. Согласен, что повреждений при этом минимум., соответственно, лучшая приживаемость в дальнейшем. Джинсу найду и в будущем буду проращивать на ней.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Владимир, всё, договорились!

    Потом напишите о своём результате проращивания семян в джинсе.

    Я тоже постараюсь использовать джинсу и брезентуху и, естесвтенно, опубликую результаты следующей весной.

    [Ответить]

  • Наталия
    22 марта, 2018, 23:42
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей! Я, как вы очень люблю экспериментировать. Моя страсть помидоры, поэтому с каждым годом количество сортов увеличивается. В этом году уже 60. Поэтому замачиваю и сажаю по 1-2 семени. Я использую одноразовые тряпочки из рулона, как в вашем описании выше. Расчерчиваю ручкой ручкой полосы через 1,5-2 см, потом Нарезаю полоски поперёк произвольной ширины. Ну, допустим 3см и сворачиваю их разметкой внутрь(полоски просвечивают через ткань). Между полосками ручкой пишу № по порядку. На листе бумаги под № пишу названия сортов, что соответствует их раскладке на ткани. Ткань предварительно смачиваю раствором с НВ-101., Раскладываю семена на одну сторону полоски между линиями, а второй стороной прикрываю. Кладу эти полоски в прозрачный плоский контейнер с крышкой. Проверяю каждый день с утра. Что проклюнулось, сразу сею в стаканчик. Не даю корешкам сильно вырастать. Я пенсионерка и время для этого есть.Может кому пригодится мой способ.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Наталия, здравствуйте!

    Вы классно придумали помечать и подписывать сорта, только вот я уверен, что этот тонкий материал для проращивания семян не подходит, однозначно. Попробуйте найти либо джинсу, либо брезентовую ткань — вот это как раз те материалы, которые отлично подойдут для проращивания семян.

    А там, смотрите сами...

    [Ответить]

  • Татьяна
    26 марта, 2018, 19:56
    Цитировать

    Взяла малюсенькие тарелочки и на каждую обычную салфетку бумажную положила диаметром как дно тарелок и сбрызнула обычной водой'и на каждую тарелочку разные семена насыпала и потом их опять сбрызнула из брызгалки и все тарелочки поставила в формы от тортов с крышками и все ,время от времени открывала крышки проветривала и если надо брызгала водой 'семена легко прорастали и как только малюсенький появляется «головастик»сразу пинцетом ,глядя телек посадила в емкости уже с землей и все 'на подоконник и растут милые овощи, названия семян прям под ТАРЕЛОЧКИ засовывала ,чтоб знать ,что посадила 

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Татьяна, здравствуйте!

    Ну, это тоже вариант ставить тарелочки в формы от тортов. Только для следующей весны приготовьте материал поплотнее и будут не нужны эти тортовые формы. Пусть семена всегда находятся на воздухе — они же живые и им постоянно нужен кислород воздуха.

    [Ответить]

    Татьяна ответил:

    Так воздуха там было море ...семена не задохнулись , а все проросли без всяких тряпок и теперь я не знаю , что делать с таким количеством рассады перцов, наверное весь участок будет в перцах...а формы от тортов крепкие,,,

    [Ответить]

  • Виктор
    1 апреля, 2018, 11:08
    Цитировать

    Здравствуйте,Сергей!С огромным уважением к Вам ,,Виктор. Восхищен Вашими практическими опытами и то что Вы делитесь своими знаниями с нами любителями сада и огорода.У меня один вопрос -проклюнувшие семена будь то семена томатов ,перцев,баклажанов засыпать сверху можно песком или какие-то семена землей?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Виктор, здравствуйте!

    Спасибо за добрые слова. Ну, сами посудите, сколько чепухи по рассаде написано, а дело-то в простом. Какую-то пикировку придумали, прикормки-подкормки, выращивание рассады в улитках и т. д... Зачем? Зачем голову забивать простым дачникам разной глупостью? Ведь всё на самом деле, просто!

    Что касается вашего вопроса по присыпки семян песком и почвой...

    Виктор, у меня в этом году хватило песочка только на семена перца, а так можно присыпать им и семена помидоров (в прошлые годы пробовал). Вот про баклажаны ничего сказать не могу, потому как у меня их нет, но Вы можете попробовать и получить свой достоверный результат!

    Только смотрите, не набирайте песок, который используют дворники в зимний период  для посыпания льда на пешеходных тротуаров, перед подъездами домов и т. д. В этом песке есть противолёдные реагенты и выживет ли рассада с этими ядохимикатами, одному Создателю известно. Я привёз немного песочка домой с дачи (остались остатки от строительства отмостки вокруг дачного домика)... А так за песком мы с супругой ездим на берег реки Воронеж...

    Так что, пробуйте, экспериментируйте и проверяйте сами песок на всех рассадных культурах, и получайте реальные результаты!

    [Ответить]

  • Виктор
    1 апреля, 2018, 19:45
    Цитировать

    Спасибо.

    [Ответить]

  • Р-о-м-а
    2 апреля, 2018, 14:02
    Цитировать

    Мне не понравились не пелёнки , не улитки . Ватные диски и туалетная бумага так же не понравились . Пользуюсь замшей . Купил в авто магазине для мытья машины .

    [Ответить]

  • Алла
    29 марта, 2019, 17:46
    Цитировать

    В этом году проращивала томаты в плошках на туалетной бумаге в 4 слоя . разделила на снктора тонкими полосками бумаги и просто рассыпала семена , а названия написала на бумажном скотче и приклеила на бок плошки . ВСЮ ПЛОШКУ В КУлек и немного забыла , но на 5 день они юбычно прорастают , а некоторые уже и семядольки с корнями пустили . Пинцетом вынула и пересадила в стаканчики.Все пошли в рост. Сеяла 11.03 и сегодня уже пара настоящих листьев

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Алла, туалетная бумага не выход, потому что чуть проморгал и корешки проткнули эту бумагу, а при вытаскивании пинцетом, часто обламываются корешки, а это не совсем хорошо...

    Я ищу такую ткань, чтобы она была плотной и влагоёмкой. Как говорится, будем посмотреть и подумать...

    [Ответить]

Оставить комментарий или два