Весна 2018. Выращиваем крепкую рассаду помидоров, перцев и огурцов с мощной корневой системой…
Дорогой дачник, здравствуйте!
В этом посте речь пойдёт о простом способе выращивания крепкой рассады с мощной корневой системой, путём обычного подсыпания почвы к стеблям рассадных растений.
Этим делом я занимаюсь более десятка лет (примерно, с 2003 года) и проще способа увеличить корневую систему рассадных растений придумать, наверное, невозможно.
Сами понимаете, чем мощнее будет корневая система у рассадных растений к моменту её высадки в овощные делянки теплицы или открытого грунта, тем она быстрее приживётся на новом месте и начнёт расти уже через пару-тройку дней, а не будет приживаться неделю или больше.
Один важный момент. Я подсыпаю почву в тот момент, когда первые настоящие листочки у растений перерастут верхнюю кромку рассадного стаканчика. Если делать так, то подсыпать почву нужно один раз и всё.
Если начинать посыпать почву к стеблям растений, когда первые настоящие листочки не переросли верхнюю кромку стаканчика (или другой ёмкости), то есть риск поломать сами листочки?!
А зачем нам с Вами эти проблемы?
Вот и я о том же!
Что касается семядольных листочков, то тут всё просто. Если настоящие листочки переросли верхушку стаканчиков, а семядольные листья нет (находятся в стаканчике), то перед подсыпкой почвы к стеблям растений, отрезаю семядольные листочки обычными маленькими ножничками, удаляю их из стаканчика маленьким пинцетом и после подсыпаю почву.
Если семядольные листочки вместе с настоящими переросли верхнюю кромку рассадного стаканчика, то тут варианта, на самом деле, два. Первый вариант – можно удалить семядольные листочки. Вариант второй – можно их оставить. Выбирайте любой вариант, который Вам подойдёт.
Итак, поехали…
Начну с перцев, так как их семена на проращивание я клал первыми. Если Вы помните материал, из предыдущего поста «о проращивании семян в тряпочке», то знаете, что первые семена перца сорта «Рамиро» у меня были экспериментальными, но выросшие растения я оставил и, естественно, два раза подсыпал почву в рассадные одноразовые стаканчики.
28 марта я второй и последний раз подсыпал немного почвы к растениям сорта «Рамиро» и опрыскал их по листьям в ванне «с ног до головы» остатками домашнего грибного настоя.
В этом году я заквашиваю только грибной настой, чтобы получить по нему достоверные результаты о его действии на проращивание семян и опрыскиванию растений по листьям в домашних условиях.
Вот эти фото за 28 марта…
Слева — сотр «Рамиро», справа сорт «Куртовска капия»...
В теплицу мне нужно всего 8 растений сорта «Рамиро»...
Удалил у растений нижние настоящие листики, чтобы не мешали подсыпке почвы в стаканчики...
Это остатки грибного настоя, которыми и опрыскивал по листьям в ванне...
А это сорт «Куртовска капия» (семена из Болгарии). Семядольные листики удалил маленькими ножничками, а так, по совести сказать, на некоторых растениях они уже стали сами отваливаться. Потом подсыпал почву по самый верх стаканчиков и тоже искупал все растения по листьям в ванне.
Некоторые семядольные листья стали сами отваливаться от стеблей...
Остальные семядольные листочки удалил маленькими нажничками...
Подсыпка почвы под верхнюю кромку рассадных стаканчиков...
Это рассадный ящик в ванне (растения принимают грибной душ)...
Эта 2 ящика на подоконнике...
Вот корневая система на 10 апреля у растений сорта «Рамиро» (что слева) и «Куртовска капия» (что справа)…
А это поближе... Это корневая система сорта «Рамира»…
Это корневая система сорта «Куртовска капия»…
Поэтому, чтобы кто ни говорил, что нельзя посыпать почву к перцам, а такие комментарии были в прошлом году, не слушай. Подсыпайте почву и получайте крепкие растения с мощной корневой системой!
Теперь про помидоры…
Как только первые настоящие листочки стали расти выше стаканчика, я удаляю маленькими ножничками семядольные листочки и подсыпаю почву, под самый верх стаканчика. Это нужно сделать один раз и всё!
Из помидорных сортов начал подсыпать почву в стаканчики высокорослых сортов. Сами понимаете, у высокорослых сортов растения растут быстрее, чем у низкорослых сортов, поэтому тут альтернативы нет.
Вот два ящика с высокорослыми сортами за 23 марта. Так как семядольные листочки тоже переросли верхнюю кромку стаканчика, то их я не удалял, потому что они не мешали подсыпке почвы к стеблям растений.
Фото ниже уже с подсыпанной почвой...
Затем аккуратненько опрыскал и почву, и листья растений из пульверизатора грибным настоем...
В тот же день я подсыпал почву в 8 стаканчиков помидорного сорта «Белорусский писун» (это новый низкорослый сорт). В стаканчики сорта «Жиголо» почву не подсыпал, так как растения на тот момент были ещё малюсенькие.
Не стал подсыпать почву и к растениям сорта «Снежная сказка, так как на тот момент у них выросли только семядольные листочки и они были внутри стаканчика, а просто «искупал» их грибным настоем…
Настой получился цвета «медовухи»...
29 марта подсыпал почву к растениям сорта «Лора» и тоже «искупал» их последними остатками домашнего грибного настоя и он закончился.
Вот общий вид ящиков с «Лорой»...
Подсыпаю почву обычной пластиковой ложечкой (очень удобно)...
Вот остатки грибного настоя...
Теперь по порядку. Это фиолетовый ящик...
ВНИМАНИЕ! В некоторых стаканчиках растения не переросли верхнюю кромку стаканчика, но почву я посыпал и сделал ещё одно дело - переставил стаканчики с такими растениями по краю рассадного ящика. Чтобы при повторной подсыпке почвы, когда растения подрастут, не лезть в середину ящика и травмировать высокие растения.
Затем опрыскал настоем из пульверизатора и листья, и почву во всём фиолетовом ящике...
Это первый чёрный ящик...
В левом верхнем углу на фотке ниже, Вы можете видеть тазик с грибным настоем...
Это второй чёрный ящик...
А это последние шесть стаканчиков в пластиковом лоточке...
И настой закончился...
На фотках ниже рассадные ящики стоят на компьютерном столе у сына в комнате (я, так сказать, арендую у сына стол, когда растёт рассада)...
Потом, по мере роста растений других низкорослых сортов, подсыпал почву в рассадные стаканчики и опрыскивал и почву, и растения по листьям новыми грибными настоями.
Теперь плавно переходим к огурцам…
В этом сезоне я решил высаживать в теплицу огурцы через рассаду, чтобы иметь забег по времени на 20-25 дней. В прошлые годы я просто сеял семена огурцов в овощные тепличные делянки, и пока семена прорастали, пока растения начинали расти, пока то, пока сё… и начало плодоношения задерживалось на неопределённый период времени.
В этом году я решил гибриды огурцов посеять сухими семенами, а семена сорта «Феникс» сначала прорастить в тряпочке, а уже потом, проклюнувшиеся семена, посеять в торфяные ёмкости.
Скажу Вам честно, что несколько лет назад, пробовал выращивать рассаду огурцов в торфяных стаканчиках и результат был отрицательным – высаженная рассада в огуречные делянки в открытом грунте через несколько дней вся погибла.
Были ли виной гибели огуречной рассады торфяные стаканчики или нет, я так и не понял. Дело тут в том, что после гибели огуречных растений в торфяных стаканчиках, я на эти же места посеял семена тех же гибридов огурцов, что росли как рассада в торфяных стаканчиках, и растения выросли из семян без проблем.
Много лет я не хотел выращивать огуречную рассаду в торфяных стаканчиках, ну вот в этом году всё-таки решил ещё раз попробовать это дело.
И так как «знатоки» утверждают, что высаживаемая рассада огурца должна иметь возраст 20-25 дней, а высаживать её я планировал в теплицу 20-22 апреля, то 24 марта я и приступил к посеву семян.
Вот фотки посева семян гибридов «Санькина любовь» и «Герман» за 24 марта…
Опрыскал почву в стаканчиках грибным настоем, разложил семена, присыпал их почвой и снова опрыскал грибным настоем.
В верхнем ряду семена гибрида «Санькина любовь», в нижнем — гибрида «Герман»...
Вот фотки с посевом сухих семян гибрида «Маша» за 24 марта…
После присыпки семян почвой, аккуратненько полил из кружечки...
Вот 2 рассадных ящика готовы!
Первые всходы появились, примерно, 30-31 марта…
Это всходы «Саньки» и «Германа»…
Это всходы «Маши»…
Сказать Вам по совести, на всходы всех семечек «Маши» я особо-то и не рассчитывал, так как агрофирма «Аэлита» не славится качеством семян, и это не только моём мнение. Так на самом деле и получилось – в некоторых стаканчиках из двух семян взошло только по одному растению.
Ну, ничего страшного в этом нет. Нам и того, сколько выросло растений, хватит для одной тепличной делянки.
Идём далее…
Теперь про сорт «Феникс». 29 марта я положил 20 семян в ту же тряпочку (в том же пенопластовом лоточке), где проращивал семена помидора сорта «Дрова». Если Вы не помните, то ссылка выше по тексту.
Нет, ну, а что искать новый кусок материи и пенопластовый лоточек? Зачем! У меня остался старый материал, и он был пропитан грибным настоем при прошлом проращивании семян, а это значит, полезные грибки в материале уже есть!
И неважно, что материал высох, грибки не погибли. Они просто «уснули» и при попадании во влажную среду, снова проснуться и будут помогать, семенам огурца пробуждаться и проклёвываться.
Но на всякий случай, я снова стал увлажнять баковый материал остатками домашнего грибного настоя. Хуже не будет. Как говорится – кашу маслом не испортишь!
Как Вы помните, на 29 марта в тазике грибного настоя уже не было, но остался в баклажке. Вот им и увлажнял байковую тряпочку с семена сорта «Феникс»
Лоточек с байкой от прежнего проращивания семян помидорного сорта «Дрова», а теперь он использовался для семян огурцов...
Теперь у меня появился вопрос, в какие торфяные ёмкости сеять проклюнувшиеся семена, так как круглые торфяные стаканчики у меня закончились.
Тогда я пошёл в наш супермаркет «Карусель», чтобы купить что-то подходящее. Круглых торфяных стаканчиков там не оказалось, но я отыскал на стеллаже прямоугольные торфяные ёмкости. Покрутил их со всех сторон, осмотрел «с ног до головы», ну, и ничего мне не оставалось делать, как купить хоть их.
В упаковке было 10 ёмкостей и они были скреплены попарно. Стоили они, если мне не изменяет память 29,70 рублей. Получалось как раз здорово — 20 семян, по 2 семени в одни стаканчик – нужно 10 стаканчиков.
Вот стаканчики в упаковке...
Вот одна секция из двух стаканчиков, скреплённых между собой...
Вид изнутри дна стаканчика...
Вид дна снаружи...
Правда, в стандартный рассадный ящик умещалось всего 8 стаканчиков, а другие нужно было ставить в какой-то другой поддон.
Как раз в это день к вечеру, 31 марта, я обнаружил, что мои семена начали дружно проклёвываться, и мне ничего не оставалось, как наполнить на одну треть торфяные стаканчики почвой и разложить проклюнувшиеся семена.
Чем я, в принципе, и занялся. Проклюнулось 16 семян как раз на 8 торфяных стаканчиков в ящике.
Посмотрите, какие толстенькие и жирненькие показались зачатки корешков...
Вот стаканчики с почвой...
Вот стаканчики уже с семенами...
Потом присыпал их почвой, примерно, по 5-8 мм. и опрыскал остатками грибного настоя из баклажки...
Затем написал на краю рассадного ящика название сорта и день посева семян.
В байковой тряпочке осталось 4 семени...
1 апреля, из оставшихся четырёх семян, проклюнулось только 2 семени и мне пришлось два торфяных стаканчика (помните, что они соединены между собой) поставить в пластиковый лоточек (по-моему, от какого-то пирожного) и посеять в один 2 проклюнувшихся семени.
Вот лоточек-поддон для стаканчиков (от пирожного)...
Вот семена посеяны, присыпаны почвой и опрысканы грибным настоем из баклажки...
Последние 2 семени так и не проснулись...
На 3 апреля ситуация с огурцами была такой. В круглых торфяных стаканчиках некоторые растения уже вытянулись почти до края стаканчиков, а в прямоугольных стаканчиках только появились «петельки» от всходов.
Вот поближе...
Осматривая выросшие растения в круглых стаканчиках, я обнаружил на поверхности почвы колонии грибков оранжево-белого цвета. Нет, это не патогенные грибки, а хорошие. Если бы это были патогены, то растения бы погибли сразу, как только появились эти грибки.
По поводу образования этой колонии грибков, вот что я думаю. Скорее всего, сами круглые торфяные стаканчики были уже заражены спорами этих грибков, вот они и проросли вместе с огуречными растениями.
Ну, как сами видите, никакого негатива от этих грибков на растения огурца нет, только вот есть одно но. Когда я начинаю опрыскивать из пульверизатора и растения, и почву с этими грибками, то эти грибки сильно пылят своими спорами.
Получается, что из стаканчиков поднимается споровый туман и начинает разлетаться на всё, что находится вокруг – и рассаду помидоров, и укореняющиеся черенки винограда и далее.
И вот, чтобы этого не происходило, я решил присыпать образовавшиеся колонии грибков простым песком. Сами знаете, песок это нейтральная среда и на нём никогда никакие грибки не появляются. Я принёс из гаража маленькое ведёрко (из-под творога) речного песка и посыпал по грибкам.
Вот ящик с гибридами «Санькина любовь» и «Герман»…
А это ящик с гибридом «Маша»…
Вот поближе...
Затем опрыскал из пульверизатора грибным настоем все растения по семядольным листьям и песку в обоих ящиках.
Вот поближе...
К пятому апреля растения и в круглых стаканчиках, и в прямоугольных подросли, и настало время подсыпать почву к стеблям растений, чтобы впоследствии на стеблях выросли дополнительные корешки.
Общий вид ящиков с круглыми торфяными стаканчиками...
Вот фотки ящика с гибридами «Санькина любовь» и «Герман»…
Это поближе...
Подсыпана почва к гибриду «Санькина любовь»...
Вот поближе...
Это ящик с гибридом «Маша»…
Это поближе...
Вот 2 ящика с гибридами готовы!
А это ящик с сортом «Феникс»…
Это поближе...
Вот 3 ящика с огурцами стоят на столе...
7 апреля я досыпал почву в прямоугольные стаканчики с сортом «Феникс» и снова обнаружил, что на почве в круглых торфяных стаканчиках появились колонии всё тех же грибков.
Посмотрите, как растения выросли за 2 дня...
Всё готово...
С круглыми стаканчиками, в которых снова появились грибки, я решил поступить так. Поверхность почвы в одном ящике с гибридом «Маша» замульчировать тонюсеньким слоем резаной соломки, чтобы при опрыскивании из пульверизатора грибки не пылили спорами по комнате.
А второй ящик решил оставить как есть, но увлажнять почву в стаканчиках этого ящика буду путём полива, а не опрыскивания, дабы избежать всё того же пыления спор грибков.
У меня уже было немного резаной соломки в лоточке на балконе, так что процедура мульчирования заняла, минут пять-шесть, с последующим опрыскивание обычной водой из пульверизатора (грибного настоя на тот момент у меня не было)...
Это поближе...
Вот такие эксперименты с огурцами у меня получились в этом году. Сейчас рассада растёт и уже появились настоящие листочки. Уверен, что к моменту высадки в теплицу, растения уже будут с 3-4 настоящими листьями, как и положено крепкой рассаде с мощной корневой системой.
Что касается грибных настоев, то эта информация будет поздно осенью или даже зимой. А так, в прошлые годы, я великолепно использовал для рассады и комнатных цветов домашние настои ЭМ-эликсира.
Материалы по ЭМ-эликсиру записаны на диск и каждый желающий может их заказать (наложка только по России) на моём сайте — http://elicsir.dacha7.ru/
Кому будет нужен электронный вариант диска, сделаю. Так же отправлю (по России) подарочные семена помидоров и перца в обычном конверте простым или заказным письмом (выбирайте сами).
Конкретно материалы по закваске домашних настоев ЭМ-эликсира для комнатных цветов и рассады опубликованы в блоге «Лаборатория Дополнительных Материалов» в рубрике «Материалы по Эликсиру» — http://secretpage.dacha7.ru/category/elicsir
Каждый покупатель диска по ЭМ-эликсиру или электронной версии получит пожизненный доступ к этой рубрике, в которой будут публиковаться значимые материалы по закваске домашних и дачных настоев Эликсира будущих лет.
И последнее…
Теперь у меня к Вам вопрос: «Вы выращивали огуречную рассаду в торфяных стаканчиках? Если да, то, как росли растения, после высадки рассады в теплицу или открытый грунт?»
Мне очень важно и полезно будет знать Ваше мнение, потому как есть у меня «смутные сомнения» по этим торфяным стаканчикам.
На этом заканчиваю свой рассказ о выращивании крепкой рассады помидоров, перцев и огурцов с мощной корневой системой.
Свои ответы, вопросы, предложения и пожелания пишите в комментариях к этому посту или мне на этот адрес эл. почты – dyakosergej@yandex.ru
Засим откланиваюсь до следующего поста.
До свидания.
С наилучшими пожеланиями,
Сергей Дьяков.
35 комментариев к “Весна 2018. Выращиваем крепкую рассаду помидоров, перцев и огурцов с мощной корневой системой…”
Здравствуйте Сергей. Насчёт торфяных горшочков — отношение отрицательное. Быстро развивается плесень и очень быстро пересыхает почва, так что их не использую. Лучше обыкновенные пластиковые. Хочу тоже поделиться с вами фото рассады томатов. Посеяны 26.02.18. Наверное рановато посеяла. Пикировала в пластиковые горшочки. Подкармливала один раз " Здравень ". Растут на подоконнике под обычной лампой дневного света, муж соорудил. Некоторые уже набрали цвет, а в теплицу высаживать ещё рано. Вывод: сеять надо в марте. Огурцы ещё не сеяла, собираюсь. С уважением, Елена.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
11 апреля, 2018 в 18:04
Про торфяные горшочки Вас услышал. Я посмотрю, как у меня будет с рассадой, потом определюсь. Спасибо Вам за своё личное мнение о горшочках.
Что касается рассады томатов...
Елена, за много лет выращивания рассады пришёл к такому мнению — возраст рассады помидоров при высадке в теплицу или открытый грунт, должна быть 55-60-65 дней.
Вот смотрите. Если я планирую высаживать рассаду помидоров в теплицу, примерно, 20 апреля, то семена проращиваю в тряпочке (или сею сухими) чуть раньше 20 февраля. Тут ещё нужно 4-5 дней на пробуждение семян учесть.
У меня в теплице растут всего 4 растения помидора, по углам теплицы. Для перцев в этом году хочу отвести одну боковую делянку. А другая боковая делянка и центральная будут под огурцами.
И вот эти четыре помидора (для теплицы) уже давно стоят у меня на балконе. Там холодно, ночью бывает +2, и они не растут, а мужают. Стебли посинели и огрубели, а заодно и корневая система привыкает к низкой температуре. Ведь, когда буду высаживать в теплицу, то там температура почвы намного ниже, чем если растение будет стоять в комнате.
Вот попробуйте вынести свои помидоры на холодный балкон, но только делайте это постепенно. Сначала поставьте рассаду возле балкона и приоткройте дверь, пусть холодный воздух постепенно их охолаживает. Потом, часа через 2-3 можете смело выносить на балкон, но перед этим хорошо пролейте почву в пластиковых горшочках и всё. Растения прекратят рост и будет грубеть...
[Ответить]
Спасибо за подробный отчёт, я тоже вслед за вами делаю так же, рассада радует. Я года 3 сжала в точные стаканчики, росло все нормально, но очень быстро высыхает, поливать приходиться чаще, и если сравнивать с рассадой в пластиковых стаканчика, то она была все таки лучше, мощнее, чем в торфяных. Ещё на торф стаканчика появлялась чёрная типа плесень. И ещё когда высаживала рассаду стаканчики я разрыва, а то она очень долго растворялась и мешала росту корней, поэтому полностью отказалась от торфяных стаканчика в пользу пластиковых. У меня такой опыт.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
11 апреля, 2018 в 18:07
Вам спасибо за свою оценку торфяных стаканчиков!
[Ответить]
Добрый день! У меня есть опыт выращивания рассады в торфяных горшочках. И он неудачный. Хотя отрицательный результат-тоже результат. Теперь я ни за что их не покупаю и другим не советую. А дело вот в чем. При поливе растений намокает горшочек и, естественно, происходит испарение воды от стенок горшочка и возникает охлаждение корней. Получается, что «ногам холодно, а голове жарко». Мы все знаем, что болезни идут через «ноги» и поэтому рассада плохо растёт. Происходит пересыхание почвы и надо очень часто поливать. Мульча не помогает. Увидев такую «историю» с рассадой, мне пришлось каждый стаканчик поставить в полиэтиленовый пакет. Только тогда она стала расти нормально. Но это ещё не все. При высадке рассады в грунт стаканчик надо снять. К этому моменту он начинает насквозь быть пронизан корнями. Они рвутся и ничего хорошего в этом нет. Продавцы говорят и литературе написано, что стаканчик растворяется в земле сам. Но это не правда. Если осенью достать стебель из земли, то вы увидите, что на корнях будет половина, а то и больше этого «растворенного» стаканчика. Корни ограничены в росте и в этом тоже ничего хорошего нет. В период проращивания семян , как у Вас на фотографиях, видно, что стенки стаканчика сильно затеняют сеянец и он вытягивается. Ну и на десерт-цена вопроса. Стаканчики надо каждый год покупать, при этом они могут быть чем то заражены и их не обработаешь, а если купить пластиковые стаканчики с хорошими дренажными отверстиями, то выгода очевидна и колоний грибов не будет точно. Вот так. Решайте, что кому лучше, а я свой выбор сделала. Я ПРОТИВ торфяных горшочков и торфяных стаканчиков.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
13 апреля, 2018 в 18:36
В действительности, стаканчики в почве могут растворяться до конца, если мульчировать почву под растениями. Это же органические остатки и они, как любая органика должна перевариться без остатка, это факт.
В этом году я посажу эти торфяные стаканчики с в теплицу и потом посмотрю и Вам расскажу, растворились они в почве или нет. По прошлому эксперименту, я честно сказать, уже не помню, остались они или нет. Как бы ещё не забыть сфоткать это дело, а то ведь времени-то пройдёт много (до конца сезона). Лучше запишу на листочке, иначе точно забуду...
Что касается охлаждения почвы в стаканчике и температуры вокруг надземной части...
Лина, тут я с Вами не соглашусь. Смотрите, объём стаканчика, а, соответственно, и почвы маленький. Поэтому, какая температура есть в комнате, где растёт рассада (или на балконе) она одинаковая. Другое дело растения растут в почве дачного участка или теплицы. Это да, почва в разы холоднее окружающего воздуха, но растения так устроены, что для корневой системы должна быть низкая температура, а для надземной части высокая.
Вот я сегодня был на даче и измерял температуру почвы в тепличных делянках. Она примерно +4+6 градусов, тогда как температура воздуха в солнечный день, поднимается до +20+26. Это понятно, что весна в этом году запоздала почти на месяц или чуть больше, а вот теперь я буду делать с тепличной рассадой так. В ближайшее время выставлю огурцы на балкон и ночью там температура будет опускаться до +2+4 градусов (смотря по погоде). Днём, естественно, на балконе будет +12+15 и температура почвы в стаканчиках будет так же меняться, но смысл балконного закаливания в том, чтобы при высадки рассады в теплицу корневая система уже «знала» температуру +4 градуса и не «замёрзла».
Как ночами перестанут случаться заморозки до -5-8 градусов, то температура почвы в теплице начнёт постепенно прогреваться и растюхи начнут расти.
Как поведут себя огурцы, перцы и четыре помидора в теплице, я буду наблюдать и потом по возможности, сделаю пост.
Что касается ежегодной покупки торфяных стаканчиков, я с Вами согласен, это нерачительно, но дело даже не в деньгах (стаканчики стоят копейки). Вот если бы рассада в таких стаканчиках росла нормально, то можно и потратиться каждый год, хотя... Хотя имеет смысл купить прозрачные одноразовые стаканчики, к примеру, объёмом пол литра и использовать их многие годы.
Что касается «мульча не помогает»...
Лина, ну снова вынужден с Вами не согласиться. Вот только сейчас специально поднимал соломенную мульчу в торфяных стаканчиках и почва чистая, без признаков грибков. Хотя повторюсь — если бы это были патогены, то огуречные растения давно бы погибли. Понимаете, в чём дело. Наконец-то учёные стали откровенно признаваться, что о грибах знают мало, или очень мало, или совсем крохи. Ведь, если мы с вами увидели плесень, то это совсем не значит, что она плохая. Правда? Это видно, какой-то вид грибков, который либо нейтральной направленности, либо полезные!
В общем, этот год будет экспериментальным по торфяным стаканчикам и, конечно, результат будет. Как Вы правильно сказали, неважно, какой будет результат, но он будет!
К слову сказать, вот в бумажных прямоугольных стаканчиках образовались другие грибки (другого цвета — белёсые) и растут, блин, очень интенсивно. И так как у меня резаной соломки нет, то я хочу их замульчировать еловым опадом (на балконе нашёл небольшой пакетик елового опада). Вот будет тоже результат — колонии грибков в бумажных стакачиках под еловым опадом.
В общем, Вам спасибо за своё мнение и развёрнутый комментарий!!!
[Ответить]
Доброго времени суток, в том году по вашей рекомендации подсыпал грунт в рассаду баклажан и перцев рассада была отличная, но также как и у вас она погибла по той же причине что у вас огурчики, торфяные горшки разрезать не стал так как они были пронизаны корешками насквозь, причина я думаю что эти горшки не растворяются как пишут в рекламации, при перекопки осенью они были целыми, от них в этом году я тоже их не использываю, А рекомендацию прошлогоднюю я сохранил, но к сожалению не нашел на своем компе в ней вы рекомендовали (не утверждаю) добавлять древесную золу в посыпаемый грунт, вопрос надо или нет, и еще вопрос, вы упоминали выше про укоренившейся виноград, у меня в цветочном горшке тоже растет виноград купленный в «Ленте» в коробке и уже появились листочки, так вот вопрос, можно ли тоже подсыпать грунт место в горшке позволяет это сделать и до бобышке где листочки сантиметров сорок. Спосибо
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
13 апреля, 2018 в 18:41
сказать Вам по совести, я уже не помню, что подсыпал золу вместе с почвой. Когда это было? В этом году золы у меня нет, а значит, и судачить на эту тему я не буду. Вы попробуйте сами и получите результат!
Что касается укореняющего черенка винограда из «Ленты»
Иван, я вопроса не понял? Посыпать почву в пустое место цветочного горшка, т. е. вширь или посыпать вверх?
[Ответить]
Иван ответил:
13 апреля, 2018 в 19:14
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
13 апреля, 2018 в 19:29
Так что, пробуйте!
[Ответить]
Иван ответил:
13 апреля, 2018 в 20:33
[Ответить]
Добрый день. я пишу по поводу торфяных стаканчиков. купила их в первый раз несколько лет назад. посадила в них семена точно так же, как и вы — торфяные стаканчики в какую-то пластиковую посудину (вроде бы, в крышку из-под торта), почву насыпала в стаканчики. в общем — всё как всегда. и получился тот же результат, как и у вас — пересыхание почвы и образование налёта на поверхности.
Но мне на следующий год посчастливилось купить торфяные стаканчики с заводской рекомендацией, как ими пользоваться. Оказывается, их нужно с насыпанным почво-грунтом ставить не в просто какие-то ёмкости, а между стаканчиков насыпать какую-то почву. Я насыпаю просто песок и поливаю уже не стаканчики, а смотрю, чтобы песок между стаканчиками не пересыхал. Песка насыпаю много — примерно не ниже уровня почвы в самом стаканчике. насыпаю не только между стаканчиков, но и между стаканчиками и стенками ёмкости, где они стоят. перестал появляться налёт на поверхности почвы в стаканчике, почва не пересыхает, растение чувствует себя хорошо. Корни прорастают через стаканчики в песок, если немного задержаться с посадкой, поэтому лучше подгадать правильно, когда нужно высадить растение. Если это помидоры — то ничего страшного, что много корней прорастёт в землю . хуже, если это огурцы или кабачки — то тут важен расчёт времени посадки. так как торфяные стаканчики были всё время во влажном песке, то в земле после пересадки на постоянное место они легко растворяются, и корни через них легко проходят... Часто сейчас стаканчики вижу не торфяные, а просто прессованные из бумаги — они более белого цвета. но посадка в них та же самая по технологии — стаканчики снаружи нужно засыпать песком до уровня почвогрунта внутри стаканчика, не ниже, иначе слой почвы, который выше песка — будет пересыхать. чем стаканчики хороши. я иногда покупаю маленькие, а потом вместе со стаканчиком пересаживаю в более большую ёмкость. корни в пластиковых стаканчиках тоже не плохо развиваются, но они там оплетают весь земляной ком. а в торфяных или в прессованных бумажных стаканчиках корни более крепкие и крупные... иногда попадаются очень толстые и крепкие торфяные стаканчики, тогда перед засыпкой их песком снаружи и засыпкой внутрь в них почвы я их замачиваю горячей водой до промокания, иначе первый полив очень обильный, пока дождёшься, чтобы стаканчик был влажным. Кстати — пробовала вместо песка между торфяными стаканчиками насыпать опилки, землю — результат такой же хороший. Напоминаю — поливать внутрь торфяных стаканчиков не нужно, нужно поливать песок между ними, следить, чтобы вода в песке не плавала, но чтобы и песок не слишком пересыхал. Если следовать этим заводским рекомендациям, то торфяные стаканчики вас порадуют — земля внутри не будет спрессована , и корни хорошо разовьются.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
13 апреля, 2018 в 18:45
Ну, спасибо, за такой отличный комментарий!
Только вот видите, в чём дело. Я иду по пути наименьшего сопротивления и не создаю себе лишних проблем, чтобы потом их не пришлось решать.
Я буду наблюдать за своими стаканчиками и если с ними будет морока, то в будущем году я лучше куплю одноразовые пластиковые стаканчики объёмом поллитра и никакого песка будет не нужно.
Ещё раз спасибо за комментарий!
[Ответить]
Сергей, спасибо за такую информацию. Почему не снимаете видео с такими интересными экспериментами? Сорт огурцов Герман мне очень понравился (для Урала подошёл, не подвёл!) Скажите,как Вы подбираете сорта, ведь при покупке семян в магазине глаза разбегаются...
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
13 апреля, 2018 в 18:52
Вы про какое видео сейчас говорите? Конкретно про этот эксперимент или вообще?
Если вообще, то роликов у меня «вагон и маленькая тележка» и на РуТубе и на Ютубе.
Если конкретно про этот эксперимент, то как я бы снял ролик за такой промежуток времени? Мне лучше на фотках всё запечатлевать, там и дата съёмки есть и люди могут рассмотреть повнимательней всё до мелочей. А в ролике что? Пробежался по рассаде «голопом по европам» и что из этого полезного будет для людей? То-то и оно...
Как я выбираю сорта и гибриды...
Надежда, Вы спрашиваете об огурцах или и о помидорах тоже?
[Ответить]
Очень вовремя подоспела эта информация, спасибо!
Про торфяные горшочки слышала только отрицательные отзывы и потому ими не пользуюсь ...
Всего вам самого доброго!
Валентина
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
13 апреля, 2018 в 18:57
Подождите делать выводы, может быть, эти горшочки покажут себя с хорошей стороны. Хотя и пока я отрицательных результатов не наблюдаю. Ну, поселились грибки на поверхности почвы в торфяных стаканчиках с огурцами, и что из этого? Вы же видели, что все огуречные растения живы и здоровы. В тех стаканчиках, где положил на грибки резаную соломку, они исчезли, как будто бы их и не было... а растения-то огурца всё растут и «в ус не дуют»
так что, Валентина, выводы пока делать рано.
Дождёмся окончательных результатов в конце сезона.
Договорились, Валентина?
Вам тоже всего доброго и, конечно, УСПЕХОВ в этом дачном сезоне!!!
[Ответить]
В торфяных горшочках выращивала огурцы очень давно, лет 20 назад и была разочарована. Огурцы не выросли. Больше не экспериментирую. Мне кажется, что стаканчики очень жёсткие и нежные корешки не могут пробить стенки, даже если сначала замочить эти стаканчики в воде. При посадке Вы их лучше разорвите , предварительно намочив.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
13 апреля, 2018 в 19:02
В том-то и смысл эксперимента заключается, чтобы не разрывать и не снимать эти стаканчики, дабы не травмировалась корневая система огурцов. Поэтому, буду высаживать рассаду вместе со стаканчиками. А потом и результат получу, а потом и вывод правдивый и достоверный для себя и Вас сделаю.
На самом деле, Татьяна, пока отрицательного результата я не вижу и гориться пока рано. До конца сезона ещё далеко, и цыплят-то по осени считают, так ведь?"
[Ответить]
Почему то все пишут отрицательно про торф,стаканчики,мне наоборот понравилось ,2 года их покупала и садила , не было плесени , отлично росли растения,,, я ставила в неглубокие поддоны их, воду лила в поддоны, часто поливала остывшей кипяченой водой, когда вода оставалась в чайнике, не купила в этом году из-за экономии(а так всегда бы в них садила , удобно)
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
13 апреля, 2018 в 19:14
А разве плесень в почве или на почве — это плохо. Мы ведь не знаем, какая это плесень? А по сути, вопроса эти грибки (или плесень) она никакого негатива растениям не несёт. Я уже выше писал, что в тех горшочках, куда положил резаную соломку под огурцы, грибки исчезли. Но дело даже и не в этом. Мы все боимся неизведанного или того, что мы видим впервые (это я о грибках в огурцах).
Нужно подождать три-четыре дня и посмотреть что будет происходить с огуречными растениями и грибками, вот и всё. Если растения погибнут, значит, грибки «плохие». А если растения будут расти, как и прежде, то грибки «хорошие».
Татьяна, у меня есть отдельный прямоугольный стаканчик (в посте есть фотки), но оказывается они не торфяные, а бумажные (или смесь бумаги с чем-то — я сегодня в супермаркете прочитал наклеечку на этих стаканчиках) с двумя семенами огурцов (помните из поста). Так вот, так как он один, то стоит в поддончике (из-под чего поддончик, не знаю) и в нём растут два растения огурца и никаких грибков ни на почве около растений, ни по внешнему периметру стаканчика нет.
Вот загадка, так загадка?!
Ладно, не буду делать поспешных выводов, буду ждать конечного результата, а потом, если не забуду, и Вам, и всем подписчикам и посетителям расскажу...
[Ответить]
Татьяна ответил:
13 апреля, 2018 в 23:03
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
16 апреля, 2018 в 18:02
Я Вас понял, что у Вас не было плесени. Я просто описал «страшилку» (про неожиданные колонии грибков), которая может напугать не то что новичка, но и бывалого дачника. Мне на почту пишут много женщин-дачниц с большим стажем дачепользования. И прямо кричат в письмах — у меня появились грибки, что делать с рассадой, выбрасывать или что?
Я их, как могу успокаиваю. Я говорю, не волнуйтесь и не торопитесь, посмотрите, что будет происходить с рассадой, в стаканчиках которой развелись колонии грибков и так далее... Потом женщины пишут — Ну, Сергей, Вы меня успокоили и я стала наблюдать за рассадой и этими грибками... В итоге, грибки потом пропали сами по себе, а рассада даже и внимания на грибки не обратила...Значит, я зря волновалась и т. д. Вот, какие письма от дачниц я получаю на эл. почту...
К слову сказать, замульчировал я бумажные (прямоугольные) стаканчики хвоей и выставил на балкон. Рассаде хоть бы хны. Растёт и в ус не дует!
А вот во втором ящике с торфяными стаканчиками, где я не мульчировал резаной соломкой, грибки сами пропали, но я всё равно, замульчировал и этот ящик хвойной мульчей. Сейчас на балконе хвоей пахнет! Красота!
[Ответить]
Здравствуйте,Сергей! Большое спасибо Вам за удивительно интересный и подробный фоторассказ о выращивании крепкой рассады, читала просто как детектив. Надеюсь с будущего года у меня появится возможность заняться выращиванием рассады по Вашей методике. Еще раз спасибо и добрых Вам урожаев.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
13 апреля, 2018 в 19:23
Большое, пожалуйста!
Вы давайте не надейтесь, а начинайте выращивать свою рассаду и точка!
Вы ощутите такое блаженство, наблюдая, как семена проклёвываются, потом прорастаю из почвы в рассадных стаканчиков. Потом растения будут взрослеть и т. д. Никакой детектив с этим ощущением не сравнится. Я Вам как «доктор» говорю.
Так что, Татьяна, в следующем году жду Ваш комментарий о своей рассаде!
Вам тоже добрых урожаев и УСПЕХОВ вообще в этом дачном сезоне!!!
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей! По поводу торфяных стаканчиков. Огурцы я никогда в них не выращивала, только помидоры и перцы. Ни каких грибков не было. Просто при посадке в грунт я рвала стаканчики и высаживала растения без них. В этом году распикировала помидорную рассаду в пластиковые стаканчики, но не хватило для восьми штук и взяла из прошлогодних остатков 8 стаканчиков. Пока растут хорошо, ни каких грибков. Конечно, поливать их приходится чаще, но, в основном, ни каких отрицательных эмоций это не вызывает. После Вашей публикации я даже начала сомневаться-а может я просто не замечала грибки? Но вроде нет. И сейчас их не наблюдаю.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
15 апреля, 2018 в 9:18
Произошли вот какие чудеса с моими огурцами: в торфяных стаканчиках, где солому не клал, грибки исчезли сами. Ну, и под соломкой тоже самое произошло. А вот в бумажных стаканчиках (это белые прямоугольны) грибок появился. Видно, споры из торфяных стаканчиков перелетели в бумажные. Сегодня замульчирую почву в бумажных стаканчиках хвойным опадом и потом посмотрю, что получится. Но повторюсь — никакого негатива от этих колоний грибков нет и в помине! Растения огурца растут, как ни в чём не бывало!
[Ответить]
Доброго дня! У меня тоже несколько лет назад был отрицательный опыт с торфяными горшочками. Причем я это наблюдал в сравнении с пластиковыми стаканчиками. Посажены были помидоры и капуста в основном в пластиковые стаканчики и несколько растений в торфяные. Рассада была проросшая в торфяных таблетках, причем практически одинаковая. И вот через некоторое время стало заметно, что рассада в торфяных отстает в развитии от рассады в пластиковых стаканах. А у капусты начинали сохнуть листочки. Очень быстро высыхала почва, чаще нужно было поливать. Насчет грибков не помню, вроде были в виде белого налета на почве. Потом я от торфяных горшочков отказался. Причину тогда я не понял. Удачи Вам, Сергей и с новым сезоном!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
17 апреля, 2018 в 7:48
Сейчас с рассадой огурцов и в торфяных, и в бумажных стаканчиках всё нормально. Стоит на балконе, растёт и готовится отправится в теплицу.
Вам тоже УСПЕХОВ в этом дачном сезоне!!!
[Ответить]
Здравствуйте! Вы так вдохновляюще пишете, спасибо! Люблю читать ваши посты и комментарии к ним. У меня появился вопрос: почву для своей рассады вы берете из своих делянок? Т.е. обычную огородную землю? А обрабатываете ли как-нибудь, кипятком, или в духовке, или вымораживанием? Или только поливаете своими элексирами? И ещё, кладете ли вниз стаканчика камни или что-то другое в качестве дренажа? Ведь земля будет высыпаться через отверстия...
В торфяные стаканы я сажала перцы один раз, они росли хуже чем «товарищи» в пластике, а когда в землю высадила- один стакан оставила целым, остальные сняла, — это растение в целом торфяном стакане оказалось самое маленькое. Больше не пользуюсь, не понравилось. Пользуясь обрезанными коробками от молока (тетрапак и картонные), и пластиковыми стаканами от сметаны.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
5 мая, 2018 в 18:36
нет, почву для рассады я покупаю в магазине, так как эта покупная почва «мёртвая» лишена почвенных вредителей и почвенной микрофлоры. Микрофлору почвы восстановить просто и легко — при помощи домашних настоев ЭМ-эликсира. А Вот что почвенных вредителей нет, это «плюс» покупной почвы!
Почву со своего участка не беру по одной простой причине — в ней много кивсяка попадается.
А покупную почву купил зимой, распорол пакет, выставил на балкон для промерзания и всё.
Дренаж в рассадные стаканчики не кладу, там и так места мало для почвы, а если положить дренаж, то будет ещё меньше. Зачем мне эти проблемы?
Почва через отверстия не высыпается из стаканчиков, так как отверстия протыкаю вязальной спицей (у супруги стырил). В дне стаканчика делаю 6-8 отверстий и всё.
Почву во всех рассадных стаканчиках поливаю домашними настоями либо ЭМ-эликсира, либо, как в этом году и прошлом, грибными настоями. Т. е. уже в рассадном состоянии я внедряю в почву полезные виды микроорганизмов!
Про торфяные стаканчики понял вашу позицию, но мне нужно получить свой результат и потом сделать вывод по этим торфяным стаканчикам.
[Ответить]
Марина ответил:
7 мая, 2018 в 6:58
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
7 мая, 2018 в 7:47
[Ответить]
Сергей,спасибо огромное за такую подробную консультацию!
Для меня — начинающей дачницы это очень важно!
Ваш пост — у меня в закладке.
Вопрос по поводу грибного настоя — это у Вас раствор готового чайного (сладкого) гриба?
Еще раз спасибо!!!
Удачного сезона!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
6 июня, 2018 в 14:54
Нет. это не чайный (сладкий) гриб.
Вам тоже УСПЕХОВ в этом дачном сезоне!!!
[Ответить]