Вопросы и ответы (20)
Уважаемый посетитель, здравствуйте!
Этот пост будет посвящён ЭМ-препаратам, или как их ласково в народе называют – ЭМочки. Вопрос прислала моя уважаемая подписчица Ольга. Действительно, в специализированных магазинах в продаже можно найти бактериальные препараты под общим названием ЭМ-препараты. ЭМ — Эффективные Микроорганизмы.
Дорогой Друг!
То, что Вы прочитаете ниже, это моё личное мнение, и оно не претендует на истину. Однако я думаю так и не иначе, опираясь на свой многолетний опыт использования технологии Природы на своей даче для выращивания почвы.
Теперь вопрос:
Сергей, я Вам очень благодарна за помощь. Я обязательно воспользуюсь всеми Вашими советами. А можно один не скромный вопрос.
Я прочитала в инете про биопрепарат Сияние. Хотелось бы узнать Ваше мнение? Спасибо огромное, если посоветуете?
С уважением, Ольга.
Сейчас ответ:
Ольга, наверное, имела в виду ЭМ-препарат для почвы, потому что сфера применения ЭМочек многообразна. От этого и будем отталкиваться. Сначала давайте разберёмся, что же такое ЭМ — препарат? ЭМ – препарат представляет собой концентрат (закваску) множества штаммов (видов) микроорганизмов. Они и определяют места применения препарата.
Проще говоря, многие хозяйки «варят» домашний квас и для его приготовления используют гущу из ржаной муки, по крайней мере, моя матушка её и использовала. Можно провести аналогию – ЭМ-препарат, это «бактериально — грибная» гуща. Чтобы приготовить рабочий раствор, нужно определённое количество препарата развести в чистой (не хлорированной) воде и применить его в ближайшие часы после приготовления. Полить почву под растениями или произвести внекорневое опрыскивание растений по листьям для профилактики болезней.
Это всё понятно и прекрасно описано (приготовление) на этикетке к данному препарату, НО?! Но у меня возник вопрос ещё давно, думаю, как и у Вас, Дорогой друг. «Как приготавливается САМ ЭМ-препарат, сама закваска???»
Давайте начнём с того, что микроорганизмы – ЖИВЫЕ, значит, их нужно КОРМИТЬ. А, для этого нужна органика и, причём ЖИВАЯ органика – травяной, листовой или хвойный опад. Никаких компостов и перегноев, потому что СЕЙ продукт (компост и перегной), уже является конечным продуктом переработки органики микро- и макроорганизмами, и «кушать» его уже никто не будет. Мы же с Вами, простите, не кушаем «конечный» продукт нашей пищеварительной системы.
Чтобы они эффективно размножались, нужны ИДЕАЛЬНЫЕ условия для «проживания»:
— среда обитания;
— питание;
— оптимальная влажность среды обитания;
— минимальные перепады температуры;
— хороший газообмен (доступ воздуха).
И вот в этих условиях происходит ВЫРАЩИВАНИЕ этой закваски. Возможно, «домом» для микроорганизмов является какая-то ёмкость в лаборатории или другом специализированном помещение. В нём создание и поддержание ИДЕАЛЬНЫХ условий можно контролировать, что и приводит к получению максимальной «густоты» данного концентрата. Пусть аналогия приготовления ЭМ-препарата в моём понимании грубовата, но смысл я надеюсь, Вы поняли.
Затем, какая-то часть выращенной «гущи» помещается в баночку, бутылочку или флакончик, приклеивается инструкция по применению и отправляется в торговые точки для реализации. В этой самой бутылочке, баночке или флакончике так же созданы идеальные условия, кроме ОДНОГО – нет питания. Поэтому микроорганизмы впадают как бы в анабиоз, попросту засыпают и ждут своего часа. Когда Вы покупаете в специализированном магазине ЭМ-препарат, приготавливаете рабочий раствор (по инструкции) и применяете его по назначению, то у микроорганизмов появляется «поле деятельности» и они начинают свою «работу».
Но не у всех дачников проявляется положительный эффект от применения ЭМ-препарата на своей даче, если он вообще проявляется.
Почему?
Причин тому может быть масса. Возможно, сам препарат оказался «подделкой» (сейчас фальсифицируют буквально всё). Возможно, рабочий раствор был приготовлен не по инструкции. Возможно, его применяют на голой копаной почве. Возможно, применение рабочего раствора было осуществлено не в то время суток (утро, день, вечер, ночь). И т. д. и т. п.
И поэтому, чтобы избежать всех этих проблем, я делаю свою бактериально – грибную закваску. Она называется «Питательная брага». Эта «гремучая» жидкость великолепно справляется с такой распространенной болезнью на растениях семейства паслёновых, как фитофтороз и на огурцах – мучнистая и ложная мучнистая роса, и многих других. Основными составляющими «Питательной браги» являются дачные компоненты, которые присутствую на ЛЮБОЙ даче или приусадебном участке.
К тому же, микроорганизмы, которые разводятся в этой браге РОДНЫЕ, а не пришлые (из ЭМ-препарата). Ознакомиться с ней можно здесь или воспользоваться рекомендациями Азата Заляева, в правой колонке блога.
Я никоим образом не хочу сказать, что ЭМ-препарат плохой и его не нужно применять на своей даче или приусадебном участке. Абсолютно, нет.
Эти ЭМ-препараты нужно обязательно использовать в некоторых случаях.
В каких именно случаях целесообразно применять Байкал, Сияние, Восток и др.?
С моей точки зрения их немного, но они есть и сейчас я Вам их озвучу.
Во-первых, если Вы не хотите или нет возможности приготовить собственную «Питательную брагу» из дачных компонентов. Некоторые подписчики так и писали, что мне не хочется этим заниматься.
Во-вторых, если Вы в данном сезоне переходите или собираетесь переходить на «Природное земледелие» на своей даче или приусадебном участке.
В-третьих, если Вы собираетесь приготовить из кухонных отходов биокомпост, хотя смысла в этой процедуре абсолютно нет, с моей точки зрения. Утрирую – зачем делать землю в том месте (пакет, мешок, емкость), где нет растений и при этом терять драгоценный компонент, который необходим самим растениям — углекислый газ. Да, и последними «тружениками» (последний этап) в производстве полноценного компоста являются черви.
В-четвёртых, если Вы живёте в северном регионе, где летний период короток, и увеличить численность микроорганизмов нужно в кратчайшие сроки, чтобы они поработали на Ваш урожай овощей и фруктов.
Но прошу Вас, помните, что привнесённые микроорганизмы в почву нужно КОРМИТЬ «живой» органикой и кормить «на убой». Только тогда они переработают эту органику в доступное, сбалансированное питание для самих растений. А, растения в свою очередь будут это питание «кушать» и радовать Вас и Ваших близких вкусным и экологически чистым урожаем.
Дорогой посетитель, а что Вы думаете по поводу применения ЭМ-препаратов?
На этом выпуск ещё не заканчивается. В продолжении я хочу задать вопрос Вам.
«Вы подкармливаете пернатых помощников в зимний период?»
Мы с супругой (иногда и один) ездим зимой на дачу и подкармливаем птиц, чтобы им легче было перенести зиму.
С уважением, Сергей Дьяков.
43 комментария к “Вопросы и ответы (20)”
Во многом согласен!
[Ответить]
Вы знаете, я практически во всём согласна насчёт ЭМок. Покупала первый раз «Байкал»(ну что посоветовали), а потом стала брать ЭМки нашего местного клуба Орг.Земл. Чтобы они работали на 100%, действительно нужно обеспечить им те условия , о которых Вы говорите. Мне, к сожалению, просто некогда пока этим серьёзно заняться, поэтому большой эффект незаметен, но вот что наверняка — после опрыскивания вечером ЭМками, утром растения просто не узнать: даже цветом ярче становятся. Ещё могу сказать, что год назад у меня не получилось раздобыть кур. помёта — короче, удобрений никаких не было. Но с ЭМками урожай был неплохой. Ну прошлый год никак не могу проанализировать — жара всё испортила , и с водой были проблемы. Купила недавно защитную сетку от солнца — иначе попечёт всё. Не копаю. Червей много. Буду продолжать в том же духе и лучше. Всем успехов!
[Ответить]
Ирина, а знаете в чём весь прикол состоит? А, состоит он в том, что при начале мульчирования почвы на своей даче (когда я переходил на технологию Природы), почвенные микроорганизмы стали возрождаться САМИ. Без применения ЭМочек. Дело в том, что я создал им ИДЕАЛЬНЫЕ условия именно в почве моей дачи. Ответ до банальности прост. Мульча на почве, вот и всё. Но на протяжении нескольких лет прихожу к выводу, что не всякая мульча подойдёт для разных регионов (север, центральный район, юг).
[Ответить]
Я полностью доверяю опыту и рекомендациям Сергея Дьякова. Просто «таю», когда он что-то нам пишет(я имею в виду его рекомендации). Его опыт бесценен. Моё доверие к нему- 100%. В то же время очень рада видеть отзывы других людей, мнения которых основаны на своём опыте и подтверждают, что Сергей прав. Надеюсь, что получу в этом году свой первый опыт на своём участке, и тогда я, как огородник и садовод с 20-ти летним стажем, тоже буду делиться своим опытом. Призываю всех последователей Сергея быть активными и делиться своим опытом на страницах этого сайта.
[Ответить]
Полностью согласна и практика подтверждает
[Ответить]
Какой Сергей молодец,я с ним полностью согласна,использую в земледелии на даче в Ленинградской обл.
[Ответить]
Очень нравится рассылка Сергея.Технологию природного земледелия применяю лет 5.и
столько же пользуюсь Эм технологией. Могу сказать, что эмки ускоряют процессы переработки оргостатков в разы, что в нашей средней полосе очень актуально.
Кроме того, в Байкале используют забайкальскую почвенную микрофлору ( она более устойчива к перепадам температуры — там резко континентальный климат). В наших условиях она быстрее размножается и , соответственно, быстрее поднимает температуру почвы.
В одной из рассылок был вопрос о использовании Эмки в водоемах. Могу сказать, что результаты превосходны: вода становится прозрачной и экология восстанавливается за короткое время.( чистили пруд). Купаться в ней — наслаждение!
Чтобы избежать подделок, покупать надо у оригинального производителя . С ним в регионах сотрудничают Информационные центры «АРГО».
[Ответить]
Я делаю>вот такой Органический «компотом». Бочку емкостью 250 литров на треть заполняю измельченными сорняками — крапивой, лебедой, молочаем и другими. Добавляю лекарственные травы — тысячелистник, ромашку, пижму, подорожник, измельчаю — и тоже в бочку. Добавляю с полведра золы, о достоинствах которой, думаю, знают все. Можно добавить в эту бочку ведра два компоста, а еще лучше компоста, приготовленного по ЭМ-технологии. Затем заливаю бочку водой. Питательная смесь должна настояться одну-две недели. Настой разбавляю в соотношении 1:10 и под каждый кустик использую по 1 л этого «компота». На подобную подкормку хорошо отзываются все овощные культуры, кустарники деревья.
[Ответить]
Я пользуюсь ЭМ-Байкалом уже лет 5 наверное. Но покупаю его только в офисах АРГО. Сама развожу (там есть еще патока). Насчет того,что незаметно: вроде бы и незаметно,но получается,что все растет само. Мне как то некогда заниматься огородом особо. Но сажать-все сажу. Поливаю от случя к случаю,не пропалываю... Удивляюсь,как все растет! Осенью пролью землю кое-где ЭМ Байкалом и весной грядки пролью им же, и среди лета еще полью. Помидоры опрыскаю раз этим же раствором. Помидоры даже в заморозок не почернели. И в жару все выстояло. И все благодаря ЭМ Байкалу!
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей. Концентратом " Байкал ЭМ1 " я пользуюсь несколько лет, но , к сожалению, видимых результатов не наблюдаю. В прошлое лето в порядке эксперимента одну бочку с кухонными отходами поливала Байкалом, а другую -нет, осенью вытряхнула никакой разницы, ничего не переработалось в компост.Возможно . я что — то не так делаю, хотя всё по инструкции. Скажите пожалуйста, можно ли в качестве мульчи применять кору сосны? От применения соломы толку нет,под ней такая же раскаленная земля.У меня рассада растет очень хорошо, а урожай маленький, хотя заросли помидорные, как тропики.Просто не успеваю пасынковать, зеленая масса размножается с неимоверной скоростью.Дождей у нас не бывает (Саратовская обл.) , от палящего солнца всё закрываю нетканым покрытием. Я не очень опытный огородник, у соседей и без укрытия всё растет. Спасибо.
[Ответить]
Здравствуйте, Ирина!
Кору использовать в виде мульчи можно, но её нужно дробить до мелкой фракции, чтобы эффективно прикрывала почву от солнца. Вы правы в том, что одна солома плохо прикрывает поверхность почвы от палящих лучей солнца. Её нужно комбинировать с другой органикой. Вот, как раз с корой её и нужно комбинировать — снизу кора, сверху солома.
[Ответить]
Мне тоже нравиться идея Сергея делиться с увлеченными людьми своими наработками по природному земледелию.
Я уже несколько лет использую препарат ЭМ-Байкал. Если кому интересны мои результаты, милости прошу присылать вопросы на мой электронный адрес. Если у кого-нибудь есть свои наработки — поделитесь.
Сергей, Вы как-то обещали поделиться технологией полива через баклажки — это актуально или произошли какие-то изменения?
С уважением, Татьяна из Казахстана
[Ответить]
Татьяна, Вы абсолютно правы в том, что моя «баклажечная увлажнительная система» снова навязана, как не странно, Природой. Вы, да и другие, помнят лето 2010 года. Ужасная испепеляющая жара. Люди хоть могут спрятаться от неё под кондиционер или в прохладу дачного домика, а растениям деваться некуда. Стой и жарься.
Я лихорадочно стал искать выход из критической ситуации. Рекомендацию — отрежь у баклажки дно и засунь в землю — это не использовал, потому что видел конечный результат на даче соседей. Результат 0. Поливы тоже не спасали, хотя в выходные поливал из улитки холодной грунтовой водой, как бы увлажняя почву под мульчей, а заодно и окружающий воздух. Работало тоже не долгое время.
Тогда, снова кто-то свыше дал пинка под зад и сказал — ДУМАЙ.
Придумал, как не странно. Только пока я сам ещё раз или два не проверю, инфу не выложу. А то, если выложу, а у кого-то не получится и скажут, вот, Сергей «сырец» выдал, только запутал. Я привык всё делать не спеша, но быстро.
Поэтому, приношу извинения за ожидания рассказа о баклажечном поливе, но и Вы меня правильно поймите, пожалуйста.
[Ответить]
А я использую ко всему выше сказанному гидрогель.Эффект (у меня в Ленинградской обл. на торфяном сухом участоке)ошеломляющий,В жару спокойно можно уехать на7-10 дней и не беспокоиться за растения.
[Ответить]
В условиях короткого сибирского лета ЭМка выручает. Пользовался два сезона,даже компост получал дважды за короткий сезон. Сейчас, после рекомендаций Александра Кузнецова, использую вместо ЭМки навоз, по возможности, конский. Раскладывая его тонким слоем под мульчу. Делаю такой «ПИРОГ»навоз, сено, опилки. И еще Сергей, не могу отказаться от соблазна использовать городские листья, очень уж удобно — дяди собрали а ты проезжая мимо забрал. Осенью укладываю их в специальный короб 1,5×1,5×1,0 м., утрамбовывая и чередуя слои листьев со слоями опилок. Летом беру вилами кусками по 30-50 см. и обкладываю огурцы, помидоры и другие культуры, на всех все равно не хватает. Вид у под превших листьев, как у размокшего толстого картона. Великолепно держат влагу и сорняки. г.Красноярск
[Ответить]
Применяю эм технологию с помощью БайкалаЭм1 не один год.
Действительно в наше северное короткое лето на обеденных после перекопки земли родителями в течение 10 лет — он просто необходим!!!
Это подтверждают и мои эм-сообщники в МОЕМ МИРЕ в Сообществе Умный выращивает урожай, а мудрый землю, в которое я приглашаю всех желающих.
см. социальную сеть МОЙ МИР и далее ищите вышеназванное сообщество.
А вопрос Ольги был о биопрепарате Сияние.
Не могу сказать о нем ничего плохого, только факты.
Был создан после создания Байкала ЭМ1 в Приморье, и как утверждают в Центрах Природного земледелия — у них точная копия японского эм-препарата, хотя автора не называют (в состав входят культуры микроорганизмов, взятые из почв Сибири, а производятся на импортном сырье — это дословно...?)
В отличие от автора БайкалаЭм1 — П. А. Шаблина, о котором можно найти в интернете много информации, и с которым можно пообщаться — ежегодно проводятся экскурсии на производство. Можно попробовать, сравнить и сделать выводы.
Но мне флакона-концентрата 14мл за 100 руб хватает на весь сезон.А как это происходит можно узнать в сообществе. Приглашаю.
[Ответить]
Алла ответил:
7 ноября, 2012 в 14:59
[Ответить]
«Сейчас, после рекомендаций Александра Кузнецова, использую вместо ЭМки навоз» — у меня вопрос к автору: навоз — это продукт ситемы «трава — животное — навоз», причет навоз содержит в себе не только полезности от травы, но и все «неполезности» животного, т.е. болезни, антибиотики и пр. Может быть с помощью ЭМки пропустить этап «животное» и получить быстро, или не очень быстро по методу С.Дьякова удобрение из той же травы без примеси «неполезностей»?
[Ответить]
Tatiana, я не микробиолог, как Александр Кузнецов, и думаю, что навоз применять можно, если он не ПЕРЕГОРЕЛ, хотя сам с некоторых пор не стал его использовать и не советую никому это делать. Причина одна и она банальна — его складирование. Сам навоз является конечным полупродуктом разложения органики микроорганизмами, но не почвенными, а внутри рубцовыми. И в почве, и в рубце животного органику разлагают бактерии, извлекая полезные вещества из этой органической массы. Часть питания они забирают себе, часть идёт на жизнедеятельность организма коровы, а часть (не усвоенная) выносится через пищеварительный тракт наружу. Плохого в навозе, по моему мнению, ничего нет. Изгаживается он в тот момент, когда трактора животноводческих ферм начинают (и делают это постоянно) сдвигать его в большие кучи. Вот тут и возникает ТА проблема, по причине которой я и отказался от этого «продукта».
Причина тоже банальна и проста — навоз начинает ГОРЕТЬ. С повышением температуры выше 35 градусов, полезные микроорганизмы погибают. Вы, наверное, помните, что благоприятная температура для жизнедеятельности ПОЛЕЗНЫХ бактерий 25-35 градусов. И вся эта огромная куча достаётся микробам и бациллам. И вот, когда мы покупаем этот «рассадник болезней» по бешеной цене, думая, что он принесёт почве дачи и растениям пользу, мы привозим на свою дачу УНИЧТОЖИТЕЛЬ наших дачных растений.
Это не моё голословное утверждение, я пронаблюдал всё это на растениях своей дачи. Мульчируешь навозно-перегнойной мульчей овощи и фруктовые деревья, а потом чешешь «репу» и думаешь, почему же иммунные сорта яблонь начинают заболевать?
Сорта-то может быть и иммунные, но под постоянным натиском распространения различных грибковых и бактериальных возбудителей болезней, не выдерживают и они.
На овощах такая же картина.
В прошлом 2010 году я наотрез отказался от использования перегнойной мульчи под всеми растениями. Результат не заставил себя ждать. Кончено, не сразу придёт всё в норму и растения освободятся от большинства болезней, но положительные результаты есть, они обнадёживают и подтверждают, что я на правильном пути.
Получается такая картина, когда мы вносим «прекраснейшее удобрение» (по утверждению большинства дачных газет и журналов) перегной в виде мульчи или под перекопку почвы, то нарушаем баланс между полезными и не полезными микроорганизмами в РАЗЫ. А, как Вы знаете, Tatiana, что в Природе существует такой БАЛАНС, при котором полезные микроорганизмы строго контролируют «паразитов», не допуская вспышек болезней.
Вывод, по-моему, очевиден.
Отказавшись от покупки навоза-перегноя, мы не будем за свои же деньги приобретать проблем с заболеваемостью растений.
Сохраним своё здоровье, не растаскивая тонны этой массы на свой участок или дачу.
Перестанем удивляться, откуда появились множество новых видов сорняков и т. д.
Я абсолютно не навязываю своего мнения НИКОМУ, но Вы просто подумайте над прочитанным выше.
У кого-то может сложиться такая ситуация, что они купили навоз или перегной и куда теперь девать всё это «хозяйство»???
Теперь нужно только ждать пока эта масса не превратится в ПОЧВУ.
Каким образом?
Эту массу должны «скушать» черви. В пищеварительной трубе червя, как говорит Александр Кузнецов", есть ферменты, которые способны расщеплять животный белок, т. е. ТЕЛА болезнетворных микроорганизмов. Вот и решение всей проблемы. Но Вы не думайте, пожалуйста, что, не растаскивая перегной, можно спать спокойно и думать, что растения не будут болеть.
Будут, да, ещё как?!
Что нужно сделать, чтобы оградить по возможности дачные растения от болезней???
Я бы сделал так. Накрыл бы плотным «саркофагом» из светонепроницаемого материала эту кучу, чтобы ни одна «спора» не могла вырваться даже в крошечную щель. Тогда ветер не перенесёт её на листья и стебли растений.
Разводить червей в домашних условиях в больших цветочных вазах в зимний период. У меня такой случайный опыт был и могу сказать, что плодятся они лучше кроликов. Весной армию червей выпускать в эту кучу. Сходить в лес или рощицу и там набрать червей подлиственников и вместе с листовым опадом положить в кучу под укрытие и т. д.
Такой же рассадник болезней можно сделать и из растительных остатков. Это — компостные кучи, в которых органика складируется тоже толстым слоем.
Так что, Tatiana, я уверен, что Вы сделает для себя правильный вывод.
По большому счёту и придумывать-то ничего не нужно. Природа давно обо всём позаботилась. Думаю, Вы не будете отрицать того, что в Природе растения кормят себя сами, посредством своих же растительных остатков (листвы, сена и других частей «тела») и почвенных микроорганизмов.
[Ответить]
не всякая мульча подойдёт для разных регионов (север, центральный район, юг).
===========
Я живу в Краснодаре. Какая мульча больше подходит для юга?
[Ответить]
Елена, Вы абсолютно правы в том, что для разных регионов нужно использовать разные виды мульчи, чтобы достичь максимального эффекта по созданию благоприятных условий для почвы и её обитателей.
Для юга целесообразно использовать плотную мульчу — листву, опилки, дроблёную кору и т. д. чтобы, как можно сильнее прикрывать почву от палящего солнца.
Для северных районов, наоборот рыхлую — солому, сено, лузгу, потому что лето короткое и прогрев почвы необходим с ранней весны и до окончания дачного сезона.
В центральных и центрально-чернозёмных районах можно использовать и ТО, и ДРУГОЙ. По своему опыту могу сказать, что мульчу лучше КОМБИНИРОВАТЬ — укладывать на почву слоями. Т. е. нижний слой листья, а верхний солома или наоборот.
[Ответить]
Сергей,у меня вопрос. Получилось так,что ввиду малого количества мульчи, я просила траву скошенную у всех соседей . К тому же пользу мульчирования понимают до сих пор далеко не все. Отрицают всё и вся. Но у меня нет времени доказывать им обратное. Я решила показать им всё на своем личном ,так сказать, примере. И вот что из этого вышло. Один сосед в прошлом году сажал покупную рассаду помидоров. Все они у него полегли в прошлом году от болезни, чернели верхние стебли и усыхали. Это при нашем-то климате сухом. Говорят , что фитофтора появляется только привысокой влажности. Но сейчас не об этом. так вот он мне и принес целые охапки скошенных сорняков, по осени. Ну и я радостно все рассыпала у себя на участке. за зиму все как положено утрамбовалось,прилегло, и по весне я начала высаживать свою крепкую как богатыри рассаду помидорчиков. И что Вы думаете? теперь у меня как подкошенные валятся все помидоры. Именно от такой же болезни. Скажите , может ли это быть от его травы? или просто совпадение? Буду очень Вам признательна,если подскажите м не что это такое и как с этим бороться.
[Ответить]
Сергей ответил:
26 июня, 2012 в 16:08
Так же возможно, что почва на Вашей даче ещё не освободилась от множества болезней, а тут Вы принесли новую порцию.
Гала, ведь сделать перевес в сторону патогенов проще простого, только выровнять ситуацию в сторону золотой середины, довольно-таки сложновато и уходит много времени. Когда я прекратил использовать перегной в виде мульчи, то болезни исчезли не за один год. На данный момент 2012 года могу сказать точно, что фитофторы у меня нет, но некоторые сорта томатом поражаются вершинной гнилью (чернеет жопка у плода). И заметил такую особенность, что этому заболеванию подвержены сорта или гибриды, у которых «жопка» в виде пимпочки (носика). Растущие рядом другие сорта томатов с больными с округлой «жопкой», совсем не болеют этой напастью. Подозреваю, что эта болезнь не повсеместная, а локальная, т. е. возникает на определённых сортах (гибридах) и именно с такой формой плода.
Что с этим делать, и как бороться?
Гала, попробуйте применить ЭМ-препараты против грибковых и вирусных возбудителей болезней. Правда, купите Вы подделку или натуральный продукт вопрос. Как отличить их между собой не знаю, скажу честно. Я использую свою настойку из подручных средств — «Питательную брагу». Пока она и помогает.
[Ответить]
Гала ответил:
29 июня, 2012 в 8:21
[Ответить]
Добрый день Сергей!
Беспокоит Вас Киев!
Я новичок в органическом земледелии, и пока. что плохо в этом разбираюсь.
У вас прочитала, что Эмочку нужно кормить.
Так вот у меня есть начатая бутылка Эм-препарата.Подскажите пожалуйста как кормить мои бактерии, с тем. чтобы круглый год да и на следующий год у меня был свой раствор.
Почему круглый год- у меня очень много цветов 89 вазонов , и еще штук 20-25 планирую привезти с дачи пряные травы, помидоры, и др . Сами понимаете такое хозяйство нужно кормить
Заранее благодарна.
[Ответить]
Сергей ответил:
6 сентября, 2012 в 15:08
Кормить бактерий в начатой бутылочке не нужно, потому что они находятся, как бы в «спячке». Я имел в виду кормёшку микробов уже привнесённых в почву. А их еда это ОРГАНИЧЕСКИЕ ОСТАТКИ — сено, солома, семечковая лузга, листья, опилки и т. д. Понимаю, на первый взгляд это может показаться ДИКО и НЕ ЭСТЕТИЧНО, что под цветами в горшке будет лежать резаное сено или солома. Но это только на первый взгляд!
Под моими растениями лежит семечковая лузга (шкурки семечек подсолнуха) и ничего плохого в этом нет. К примеру сказать луковица лилии выросла с кулак при таком одеянии поверхности почвы в горшке с этим цветком.
В конце этого поста есть ролик про семечковую лузгу и лилию —dacha21veka.ru/mulcha/let... -5.html#more-266
[Ответить]
Здравстуйте увлеченные люди! Моя дача в Ленинградской области на болоте. Участок сырой и низкий. Пробовала «Байкал» от производителя. Делала по инструкции: сама разводила, в бочку наливала, сроки соблюдала... Все лето поливала... Хотелось бы результата. На следующий год стала использовать готовый препарат в бутылке. Это технически удобнее. Результата опять нет. В этом году использую «Сияние». Какого жду результата? Хочу, чтобы растения хорошо развивались, цвели и не болели. Сравниваю с соседями, которые используют навоз и удобрения. У меня большой цветник с многолетниками. Замульчировала почву под цветами сухой травой от триммера весной. Почва там рыхлая и влажная. Но сныть умудрилась прорасти и хвощ. Уже надо подсыпать новой травы. Раздобыла пару мешков свежих опилок. Можно ли их под цветы? Как быть с азотом и с известкованием? Можно ли росто пролить «Сиянием»?
[Ответить]
Сергей ответил:
26 июля, 2013 в 14:18
Опилки лучше использовать уже наполовину переработанными, т. е. тёмными.
Что будет, если их пролить ЭМ-препаратом?
Думаю, что ничего не произойдёт. Понимаете в чём дело. Опилки — это «сложная» органика и для её переработки нужны не только «специальные» микроорганизмы (почвенные грибы и целлюлозобактерии), но и «влажные» условия. Ведь в лесу, древесина упавшего дерева перерабатывается в особых условиях — поверх древесины находится кора! Эта кора удерживает в древесине достаточно влаги для жизнедеятельности микроорганизмов, а на даче, такие условия создать трудно — практически невозможно. Я тоже изредка использую опилки в своих экспериментах и результаты (т. е. урожай) у некоторых овощей хуже, чем от сена, соломы, листвы и семечковой лузги.
Опилки лучше комбинировать (смешивать) с другими видами органических остатков, но смешивать в каком-то месте, а класть послойно. Лучший вариант — опилки не толстым слоем класть сразу на почву, а сверху заваливать — сеном, соломой и т. д. Тогда сильного негатива у овощей по отношению к опилкам не будет.
А там смотрите сами — поэкспериментируйте и получите свой результат. Потом можете сделать предварительные выводы по использованию опилок в качестве мульчи. Без практики — результата не получить!
[Ответить]
оксана ответил:
26 июля, 2013 в 18:52
[Ответить]
Сергей ответил:
26 июля, 2013 в 22:49
Где их взять?
Возможно, в ЭМ-препаратах они есть, но точно не знаю — эмочки не применял, потому как у меня своя минерально-микробная жидкость в ванной на даче есть.
[Ответить]
Здравствуйте, уважаемые дамы и господа ! Подскажите, пожалуйста, как можно организовать производство ЭМочек в домашнем приусадебном хозяйстве ? Очень дорого же покупать их в киосках ! Спасибо ! С уважением : Николай Кравцов
[Ответить]
Сергей ответил:
1 августа, 2014 в 14:44
[Ответить]
александр карасев ответил:
1 ноября, 2015 в 15:16
[Ответить]
Сергей,здравствуйте."Мульча- всему голова"-это Вы верно заметили.В этом засушливом году на целине под мульчей из сена все прекрасно расло.Но где же взять столько мульчи! А вот рядом в лесу хвойный опад.Подскажите,как его можно использовать.Может смешать с накопившимися за зиму сухими пищевыми отходами?Спасибо.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
23 февраля, 2016 в 0:56
Конечно, хвойный опад великолепно подходит в качестве мульчи. Я использую и сосновый опад и еловый — отличная мульча!
Как использовать сено, сушеные пищевые отходы и хвойный опад?
Татьяна, очень просто — смешивать не нужно, а лучше всего переслаивать!
Вниз (на почву) кладёте сушеные кухонные отходы, сверху на них сено и заваливаете всё это сверху хвойным опадом!
[Ответить]
Здравствуйте Сергей!
У меня вопрос, а в теплице можно мульчировать?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
29 июня, 2016 в 14:09
Не можно, а нужно!
Посудите сами. Мы мульчируем почву для того, чтобы создать условия для почвенных обитателей, которые и выращивают растения. Так? Безусловно!
Тогда, чем отличается почва и почвенные обитатели в открытом грунте и теплице?
Ничем — они одни и те же! Так? Однозначно!
Вывод — мульчировать почву нужно везде!!! В том числе в горшках комнатных цветов и рассадных ящиках.
К месту будет сказать, что мы с братом этой весной, 2016 года, поставили теплицу и естественно, что я сделал третьим делом (после установки коробов и внедрения «Баклажечной Системы» в эти короба) — это мульчирование почвы во всех коробах трёх делянок. Пост про теплицу здесь -http://dacha21veka.ru/koroba-delyanok/vesna-2016-ustanovka-novoj-teplicy-i-vysadka-pervoj-rassady.html
[Ответить]
За зиму просмотрела Альтернативный сад — все передачи. Весной купили сено (солому трудно достать, Сургут Тюменской обл.) в теплицу наносили снега. положили слой сена, сверху слой снега. В конце мая высадила огурцы (только проклюнувшиеся) и на сегодняшний день у них всего два листа. Они стоят на месте. Предположение, что с земли холодно (наверное земля не прогрелась) с верху жарко! Вчера муж убрал сено под стенку. Может когда пойдут в рост уложим обратно.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
30 июня, 2016 в 14:01
Нет, как может быть холодно от земли, если она находится в теплице?
Тёплый воздух по-любому почву прогрел, здесь, скорее всего, дело в чём-то другом...
Вот расскажу про свой первый тепличный опыт.
Поставили этой весной мы с братом теплицу и под это время (сроки установки — на Первомай) у меня уже была готова рассада перцев и баклажанов. Ну, думаю, сейчас всё попрёт... Сначала посеял семена огурцов, а через несколько дней привёз рассаду и высадил в теплицу. Жду... Огурчики проклюнулись и начали расти, а рассада сидит и хоть бы хны... Думаю, в чём дело (про рассаду)? Может быть задержка с ростом рассады в том, что короба делянок замульчировал еловым опадом? Беру прошлогоднюю солому из-под яблонь и кладу сверху на еловый опад и жду... Ага, моя рассада повеселела и начала потихоньку расти, но не так, как рассказывают дачники у кого теплица уже давно. Они пишут, что всё, блин, прёт сразу после высадки в теплицу...
Думаю, какая ещё может быть причина? Однажды захожу в теплицу, а там летает сциарида — мошка (болотный комарик)... Оказывается, что я вместе с рассадой занёс в теплицу эту мошку, хотя перед высадкой рассады прокапал все рассадные стаканчики маслом чайного дерева (средство от сциарид и дрозофил)...
Сегодня сорвал пару огурчиков — прут не понимая и рассада стала подтягиваться.
Вот, короче, у меня одно подозрение — занёс в теплицу этих мушек и их личинки (белые червячки) в почве подгрызают корешки у рассадных растений...
Да, кстати, пост про комнатных мошек и рассаду здесь -http://dacha21veka.ru/vrediteli/komnatnaya-moshka-i-rassada.html и здесь - http://dacha21veka.ru/vrediteli/komnatnaya-moshka-i-rassada-2.html
Так что, Вы не сильно переживайте, что в теплице не растёт всё и сразу. Моменты и ситуации бывают разные, но температура почвы в вашем случае совсем не причём. Вы купите в магазине ЭМ-препарат и опрыскайте им и растения и мульчу, а потом посмотрите, что произойдёт. Возможно, дело в нехватке полезных микроорганизмов в почве и ЭМ-препарат устранит эту причину.
Я ЭМ-препараты не покупаю, потому что опасаюсь купить подделку или просроченный препарат, что сплошь и рядом... Я заквашиваю свои настои ЭМ-эликсира и они здоров помогают моим растюхам, как дома, так и на даче...
Будет желание приобрести мои материалы по Эликсиру, то это можно сделать вот на этой страничке —http://elicsir.dacha7.ru/
[Ответить]
Сергей, добрый день!
В своем первом сообщении Вы пишите, что для выращивания микро-организмов нужно:
Скажите, как вы обеспечиваете газообмен при изготовлении своей «питательной браги»? Вы аэрируете ее? Если да, то при помощи какого устройства или приемов?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
7 марта, 2017 в 16:59
Никогда не аэрировал свои настои ни Питальную Брагу, ни ЭМ-эликсир.
Питательную Брагу делал до конца 2010 года на даче в обычной ванне, а с начала 2011 года начал заквашивать Эликсиры и никогда эти настои не продувал компрессором. А зачем?
Поверхность жидкости в ванне открыта и вся соприкасается с воздухом, поэтому аэрировать ничего не нужно.
Домашние настои Эликсира (для рассады и комнатных цветов) готовлю в обычном пластмассовом тазике и тоже не продуваю воздухом.
[Ответить]
Вячеслав ответил:
9 марта, 2017 в 9:50
Сергей! Я полагаю, что хотя поверхность в ванне открыта, но воздух внутрь браги не проникает, и там среда больше подходит для анаэробных бактерий, чем для аэробных. Это как и в компосте и в почве — сверху аэробные а в глубине — анаэробные. Но почва дышит хоть на некоторую глубину, а жидкость соприкасается с воздухом только поверхностно. При продувании жидкость в ванне насыщается кислородом и создается среда для аэробных бактерий. Я считаю, что нужно попробовать. Вопрос только чем аэрировать. Аквариумные компрессоры дорогие, да и производительность для ванны на 200 литров у них наверное маловата.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
9 марта, 2017 в 12:38
Но я не планирую продувать (аэрировать) настои и вот почему.
Я вижу результат с болезнями от этих настоев, а он белее чем хороший, если не сказать великолепный. Один куст винограда избавился от бактериального рака... яблони избавились от парши, смородина и крыжовник от мучнистой росы, помидоры от фитофторы и т. д.
Так зачем что-то ещё делать с настоями, если они отлично подавляют вирусы и грибковые болезни?!
В этом, 2017 году, буду пробовать наряду с настоями Эликсира, заквашивать грибные настои и опробовать их на своих растюхах. Домашние грибные настои я уже испытал на комнатных овощах (помидорах и перцах) и на комнатных цветах. Результат пока хороший. В конце апреля — начале мая буду заквашивать эти грибные настои и на даче (хочу купить для этого настоя пластиковую бочку для пищевых продуктов объёмом 65 литров).
Короче говоря, одну половину дачи буду опрыскивать настоями Эликсира, а другую половину «грибным настоем». В конце сезона получу достоверный результат — стоит дальше квасит грибные настои или нет.
Как видите, я все свои задумки воплощаю в своей практике и, как не странно, порой рискую своими растюхами. Ведь я не знаю, как будет действовать на растения тот или иной настой, согласитесь...
И для меня неважно, каким будет результат — хорошим или плохим — Главное он БУДЕТ. А уже на основании этого результат я буду делать для себя выводы...
[Ответить]