Бывает ли почва «бедной» и неплодородной (часть 4 – про морковку)…
Здравствуйте, дорогой посетитель!
Я продолжаю эксперименты по выращиванию овощей в делянке с чистым речным песком. И делаю я это из-за того, что многие дачники жалуются на почву на своём участке. Мол, у меня на участке супесчаная почва и на ней ничего не растёт…
Ну, нет ничего проще, чем взять и попробовать что-то вырастить на песке, чем говорить дачникам, что и на песке может вырасти неплохой урожай. Главное нужно правильно подобрать «правильную» мульчу для почвы или для песка, или для глины, или для супеси, или для суглинка и т. д. и овощи вырастут.
В сезоне 2016 года, мы с супругой решили проверить в этой песчаной делянке, каков будет урожай корнеплодов и выбрали морковку. Перцы и помидоры мы высаживали в эту делянку в сезоне 2014 года. Это материал здесь.
В 2015 году мы сеяли в эту делянку картошку, ну, и пришёл черёд поэкспериментировать с корнеплодами. Про картошку материал тут.
Или есть ещё вариант по нахождению постов про «бедную и неплодородную почву». Вверху в «меню» справа, есть поисковая строка. Вот в неё нужно написать запрос, к примеру, — бывает ли почва бедной и неплодородной — и нажать на слово «ИСКАТЬ!». Всё.
Идём далее…
Делянку подготовил осенью 2015 года. Подготовка простая — положил сначала на песок старую соломку, сверху присыпал опилками, а ещё сверху положил свежую соломку, чтобы опилки не сдуло резкими осенними ветрами. Всё.
Весной убрал верхний слой соломы, убрал имитирующий материал из мульчи и, вуаля, грядки (в мульче) для посева семян были готовы.
Посеял семена в грядках на почву, присыпал их сверху немного почвой из ведра и полил одной лейкой воды, чтобы (верхняя) почва намокла и придавила семена к почве в грядке.
Если кого-то заинтересует материал по «осенней имитации грядок в мульче» (для мелкосеменных культур), то его можно просмотреть в Бонусе, который прилагается к видео-книге «Морковь без проблем».
Стоит эта видео-книга копейки, 550 руб., а пользы принесёт много. Оплатить этот материал электронными деньгами, можно вот на этой страничке — http://morkov.dacha7.ru/
У кого нет электронных денег, могут оплатить её на мою карту Сбербанка (номер карты вышлю). Пишите мне на почту – dyakosergej@yandex.ru и мы всё обсудим.
Продолжу свою повесть о морковке в песке…
В этом году решил посеять во все морковные делянки только один сорт «Королева осени», чтобы проверить его урожай в разных условиях — под разными видами мульчи и с разной почвой (и в песке, в том числе).
Эту массу семян мы разделил на четверых — отсыпал брату, двум соседям по даче, ну, и себе оставил...
Почему выбрал этот сорт?
Потому что в прошлом году я сеял семена этого сорта в одну делянку и урожай получился нормальным. И самое главное, эти морковины понравились моей матушке и по форме, и по вкусу.
Мы с братом заготавливаем матушке по осени все овощи и опускаем ей в подвал, чтобы она у нас была «затарена» на зиму всем необходимым! Сами понимаете, раньше она о нас с братом заботилась, теперь наша очередь о ней заботиться.
Вот смотрите, какой урожай этого сорта был в прошлом, 2015 году…
После того, как появились всходы морковки, супруга один раз раздёрнула их и всё. Ботва у морковки росла нормально.
Несколько раз за сезон я поливал эту делянку из лейки своими дачными настоями ЭМ-эликсира, чтобы одновременно и увлажнить мульчу с песком, и внести полезные виды микроорганизмов и в мульчу, и в песок.
Больше никаких действий с этой делянкой я не делал до сбора урожая. Правда, дергали мы на пробу морковку из этой делянки 26 августа, так сказать, посмотреть, выросло там что-нибудь или нет.
Ну, и как, оказалось, есть морковка…
2 октября супруга наметила собрать урожай в этой делянке. Да и тянуть дальше с уборкой не имело смысла, так как зарядили дожди.
Вот короче, какая ботва была на тот день…
А это сама морковка.
Пусть урожай не слишком могучий, зато его кушать можно без опаски. За неделю до уборки морковки в этой делянке, супруга сдёрнула урожай в других делянках, ну, и я проверил одну морковину на предмет наличия нитратов.
Смотрите, какой результат получился (фото за 24 сентября)…
Затем я выгреб из короба делянки весь гумусовый слой, который образовался в этом сезоне из соломы и опилок, и у меня получилось 5 ведер.
Куда это добро девать?
Я его вынес в лес. Там у меня давнишняя гумусовая куча, из которой, кстати, все соседи берут гумус для своих нужд. Я тоже иногда беру этот гумус для выравнивания почвы на участке в проходах между коробами делянок или ещё где.
Мне этот гумус не нужен, потому что в следующем сезоне я планирую посеять картошку в этой делянке под еловый опад на этом чистом песке, и если я оставлю этот гумус, то результат от эксперимента будет неправильный.
Ведь я задумал посеять картошку в сезоне 2017 года именно на чистый речной песок и именно под еловый опад, а если я оставлю этот гумус, то результат будет недостоверным.
А тут, пожалуйста – чистый речной песок, картошка и еловый опад – и результат в конце сезона 2017 года будет, что ни наесть, правдивым и достоверным!
Но это будет в будущем сезоне, а сейчас вернёмся к нашим «овцам».
На первый взгляд, в таком скромном урожае виноват песок. Так? Так. Но не спешите с выводами, потому что рядом с этим коробом, точнее в его торце, был короб с обычной нашей дачной супесчаной почвой и в качестве мульчи я использовал только одни опилки
Вот посмотрите, этот короб осенью 2015 года…
Как видите по датам съёмки, этот короб я сделал немного раньше, чем короб с песком, а именно 29 октября. В опилках я, естественно, сразу сымитировал грядки для весеннего посева семян, а как же иначе.
Вот, что осталось от опилок в конце сезона после уборки урожая 2 октября (без урожая лучше видно опилки)…
А это скудный урожай на нашей супесчаной почве в опилках (просто кошмар)…
Кстати, у моего брата из всех сортов морковки, которые он сеял в этом сезоне, весь урожай именно такой. Да и наши знакомые тоже сильно жаловались на урожай морковки этого года. Почему так произошло в этому году, никто не знает?
Однако продолжу...
Сейчас у многих дачников сразу в голове всплывает такая информация, которая написана и в электронных, и в печатных дачных изданиях, публикациях, выдержках и утверждениях учёных и агрономов – опилки забирают азот из почвы?!
Я снова Вас прошу, дорогой посетитель, не спешите с выводами по поводу опилок и азота. Я ниже представлю Вам информацию по урожаю в делянке, где тоже использовались опилки, но они были не на открытом воздухе, а под еловым опадом и результат там совсем иной.
А сейчас расскажу Вам свои мысли по негативу, который могут нести опилки, если они одни в делянке и ничем не прикрыты сверху.
Я не отрицаю, что для переработки опилок нужен азот, но позвольте, ведь его в окружающем нас воздухе 78%. А чтобы этот воздушный азот участвовал в переработке опилок, нужно чтобы почва под опилками и сами опилки были всегда влажными. Так? Так.
То есть азот воздуха опускается в почвенные пустоты, соединяется с влагой почвы и в результате этой химической реакции образуется азотная кислота. Так? Очевидно.
Но тут есть один нюанс, как раз связанный с постоянной влажностью почвы, на которой используются в качестве органической мульчи, одни опилки. А дело тут в том, что, если опилки открыты прямым лучам солнца, то они сухие. Так? Так.
И они не просто сами сухие, но они ещё вытягивают влагу из почвы, на которой лежат! А стало быть, если почва сухая под опилками, то в самой почве не происходит химической реакции по созданию азотной кислоты.
Другими словами можно сказать так – опилки не просто сами испаряют влагу из своего слоя, но и сушат почву под собой.
Как Вы знаете, основой жизни на нашей планете является углерод и кремний, а не азот. Но и углекислый газ, который находится в окружающем нас воздухе, и который опускается по тем же почвенным пустотам в саму почву, не может образовать угольную кислоту, всё по той же простой причине – опилки иссушили почву, а без воды никакой химической реакции быть не может.
При той же сухости почвы не могут растворяться и почвенные минералы. Короче говоря – без воды и не туды, и не сюды…
Только вот со всеми этими перипетиями по нехватке азота в почве для переработки опилок, многие упускают момент, что главную роль в переработке (переваривании) опилочной мульчи играют древесные грибы и целлюлоза-бактерии, которые справляются с древесиной упавших деревьев в лесу.
И этими самыми грибами и бактериями нужно, непременно, заселять и опилки, и почву в своих делянках. Я это делаю при помощи своих дачных настоев ЭМ-эликсира, но…
Но в сухой почве делянки эти виды полезных почвенных грибов развиться и жить не могут, и всё по той же простой причине – сами опилки и почва сухие. А для полноценной жизнедеятельности почвенных обитателей, нужна постоянная влажность.
А если нет постоянной влажности почвы, то и нет развития почвенных обитателей – бактерий, грибов, червей, водорослей, личинок насекомых и т. д.
И в этом случае вывод напрашивается сам собой – одни опилки использовать в качестве мульчи нельзя. Но это совсем не значит, что опилки нельзя использовать совсем?!
Опилки использовать можно и даже нужно, но их нужно класть сразу на почву, а сверху мульчировать каким-то другим видом органических остатков (сеном, соломой, хвойным опадом, листвой и т. д.), и тогда иссушения почвы опилками не происходит.
То есть, при таком мульчировании, когда опилки прикрыты сверху другой органической мульчей, они всегда влажные, потому что под прямыми лучами солнца оказывается «верхняя мульча» из сена, соломы, хвойного опада, листвы и т. д.
Мысль уловили, дорогой посетитель?
И в подтверждение того, что опилки нужно сверху прикрывать другим видом органических остатков, сейчас покажу Вам урожай всё того же сорта морковки «Королева осени» в делянке, где использовались те же опилки, причём толстым слоем, но сверху они были присыпаны не очень толстым слоем елового опада, поэтому никакого негатива от опилок и не было.
Фотки урожая морковки под опилками и еловым опадом (на бирочке читайте: морковь — опилки и еловый опад)...
И вот посмотрите, урожай морковки только под еловым опадом…
Если сравнить эти два урожая, то они о-ди-на-ко-вы-е!
Вывод из предыдущих абзацев простой – опилки использовать можно, но их нужно сверху мульчировать другим видом органических остатков!
Теперь Вы знаете ещё один секрет по применению опилок в качестве мульчи при использовании Природной Технологии на своём дачном или приусадебном участке!
А сейчас я хочу Вам показать материал про почвенные грибы, которые живут в некопаной и постоянно мульчированной почве.
В сети полно информации о микоризе и микробиологи утверждают, что микориза образуется только на корнях многолетних культур.
Микориза, если сказать по-простому – это прикорневая грибная биомасса почвенных грибов, которые своим мицелием врастают в корень многолетнего растения и плодотворно сожительствует с самим растением.
По сути, это не что иное, как симбиоз растения и почвенных грибов. Причём, этот симбиоз существует на нашей планете уже много миллионов лет!
Получается так, что растение кормит эти грибы углеводами, аминокислотами и фитогормонами, посредством выделения этих веществ через корни, а в свою очередь, эти грибы доставляют к корням растений все виды питания, которые нужны этому растению на каждый момент его развития, начиная с весны и заканчивая глубокой осенью.
И если почва не перекапывается на участке на протяжении ряда лет и постоянно мульчируется, то маточная грибница может достигать внушительных размеров. А именно, эта грибница разрастается в почве на весь дачный или приусадебный участок, а может быть, и того больше!
И если представить на минуточку, что это так (грибница огромных размеров), то микориза может создавать симбиоз не только с корнями многолетних культур (яблони, груши, вишни, сливы, виноград, смородина и т. д.), но и с однолетними растениями, а конкретно, с нашими овощами.
Понимаю, что это может быть из области фантастики, но не спешите с выводами.
Сами смотрите на корнеплоды морковки, которые покрыты микоризой – белый мицелий почвенных грибов!
Фото морковки за 24 сентября я сделал как раз в момент уборки урожая в делянках с опилками и еловым опадом, и с одним еловым опадом…
Супруга пока дёргала морковку, а я взял фотик и часть морковки сфоткал…
Нет, я, конечно, не могу утверждать, что это одни из видов микоризообразующих грибов, я не микробиолог и соответствующих знаний у меня нет, но другого объяснения у меня по этим грибам пока нет.
А если поднести морковку к носу и понюхать… то запах очень приятный и похож на запах лесной подстилки (лесного опада) после дождя. Кто был в лесу сразу после дождя, тот чувствовал этот приятный запах свежей почвы, а точнее, это запах грибов!
Такой же мицелий почвенных грибов я наблюдал и на чесноке, и на луке, и на свекле, и на клубнях картошки, и на корнях винограда, яблонь, жимолости, смородины и т. д.
Теперь у меня нет никаких сомнений, какого размера маточная грибница на нашем дачном участке! Вот и я о… удивляюсь…
Конечно, я иногда представляю, как почва на нашем участке вся пронизана мицелием этих почвенных грибов и от этого мне становится удивительно приятно, что на нашем участке главенствует Природа, а не лопата с плугом! Чего и Вам искренне желаю!!!
Теперь у Вас есть реальный пример, что микориза может создавать симбиоз и благотворно сожительствовать не только с корнями многолетних культур, но и с корнеплодами однолетних овощей.
Главное создать благоприятные (влажные) условия для почвы и почвенные обитатели, от микроорганизмов до почвенных животных, сами заселят эту благодатную почвенную среду, и будут выращивать для нас наши же растения.
Видите, как всё просто и гениально устроено у Матушки-Природы?!
Получается, что растения помогают почвенным микроорганизмам жить и процветать, а те, в свою очередь, выращивают эти растения.
Теперь у меня вопрос к Вам. Почему агрономы и учёные настоятельно заставляют нас, дачников, да и фермеров тоже, копать и перепахивать почву?
Якобы перекопка и вспашка почвы помогает избавиться от сорняков и способствует гибели в зимний период насекомых-вредителей и их личинок в почве.
Но как Вы сами знаете, и сорняки каждый год растут, как ни в чём не бывало, и насекомые-вредители наносят урон растениям и урожаю.
Тогда, где же тут логика, и в чём заключается настоящая причина по принуждению нас к перекопке и вспашке почвы?
Я подозреваю, что дело тут в политике. Слава Богу, я не политик и эту тему рассматривать нет никакого желания.
И напоследок хочу Вам показать два очень интересных результата…
Первое — это образование десятисантиметрового гумусового слоя за один дачный сезон. И второе — это массовая гибель личинок майского жука в мульче.
Первое… Действительно, я и сам очень удивился, когда обнаружил, что от елового опада за сезон образуется во много раз больше гумусового слоя, чем от сена, соломы или листвы.
Вот сморите фото с гумусом…
Изначально в этой делянке слой елового опада был, примерно, 15-18 см. по весне, после посева картошки. В середине лета этот слой немного осел и мне пришлось добавить 3-5 сантиметров, чтобы картошка не вылезла наружу из елового опада. Вот и всё.
Почему хотел взять некоторый слой елового опада из этой картофельной делянки?
Дело тут в том, что этой осенью я снова под зиму посадил лук-севок, и в одну делянку у меня не хватало елового опада до нужно слоя. Я прошёлся по всем делянкам дачи и обнаружил, что вот в этой картофельной делянке можно разжиться еловым опадом.
Но когда стал собирать сверху еловый опад руками (естественно, в перчатках), то снял всего не более 1 сантиметра иголок, а остальное был гумус!
Вот и получается, что за один сезон из слоя елового опада в 15-18 сантиметров к концу дачного сезона образуется 10-12 см. гумусового слоя.
Моему удивлению не было предела!
Так что, если кому-то нужно в кратчайшие сроки получить много гумуса, используйте еловый опад в качестве мульчи!
Теперь о втором… Таких погибших «зелёных» личинок в конце сезона я нахожу не только в еловом опаде, но и в опилках, и в соломе, и в листве, и в сене и т. д.
А это видео по поводу гибели личинок и нарастанию гумусового слоя, которое я записал 18 октября…
К слову сказать, может быть, эти личинки погибают и в начале дачного сезона, т. е. весной, и весь сезон эти микроорганизмы поедают большую часть мёртвых личинок, а к осени остаются лишь остатки от их трапезы.
Точно сказать Вам по этому поводу ничего не могу, так как весной мульчу не ворошу, а делаю это только по осени и то только тогда, когда есть необходимость вынуть из короба делянки гумусовый слой.
Если нет необходимости убирать осенью гумус из короба делянки, то я и не тревожу эти микроорганизмы, и они до наступления зимы потчуются этими личинками.
На тот случай, если кому-то понадобятся материалы по заквашиванию настоев ЭМ-эликсира на даче и в домашних условиях, то оформить заказа наложенным платежом по России можно вот на этой страничке — http://elicsir.dacha7.ru/
Подарок к диску (семена помидоров 4-х сортов) пока прилагается. Но семян не так много, поэтому, кто хочет получить и классный материал по Эликсиру и Подарок, приступайте к заказу диска сегодня. Завтра семян некоторых сортов может уже и не быть…
Ну, вот, пожалуй, и всё на сегодня.
Теперь Вы знаете, как правильно применять опилки и другие органические остатки, чтобы сделать в своих делянках правильный «органический бутерброд» и для морковки, и для помидоров, и для картошки, и для всех остальных дачных культур, в том числе, и для многолеток.
Применяйте этот материал на практике на своём дачном или приусадебном участке!
Если у Вас есть что сказать по применению опилок в качестве мульчи и образованию гумуса от разных видов органических остатков, то опишите свои практические наработки или наблюдения в комментариях к этому посту.
До свидания.
С уважением,
Сергей Дьяков.
58 комментариев к “Бывает ли почва «бедной» и неплодородной (часть 4 – про морковку)…”
как всегда безумно интересно, с нетерпением жду нового сезона. чтоб использовать еловый опад
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
9 декабря, 2016 в 21:16
По возможности, буду публиковать новые результаты уже в будущем сезоне...
[Ответить]
Сергей, спасибо за Ваши эксперименты и за то, что делитесь результатами. Еловый опад, понятное дело, собираете в еловом лесу; но как именно: руками, лопатой? как удобнее? Чтобы насыпать 15 см в 6-метровую грядку сколько нужно ведер? Какое количество елового опада можно собрать под одной елью? Это ж нужно, наверное, чтобы травы под ней не было...
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
9 декабря, 2016 в 21:21
Еловый опад собираем с супругой обычными детскими маленькими грабельками в обычные пластиковые мешки из-под сахара.
Сколько можно собрать опада под одной елью, я не знаю. Собираем всё подряд — и травинки, и веточки елей, и листья лиственных деревьев и т. д. Короче, что собирают грабли, то и кладём в мешок и привозим на дачу...
[Ответить]
Уважаемый. Сергей! Я тоже использую опилки как мульчу. Вы совершенно верно заметили, что слой мульчи (опилки). должен быть влажным иначе мульча пересохнет и микроогранизмам нечего будет есть, в сухой среде. Я использую по верх опилок органику (сухие очистки) потом сухое сено. Такой бутерброд, мне кажется, очень нравиться нашим помощникам червям и микроорганизмам. С 2017 года хочу таким бутербродом обложить все кусты, плодовые деревья и сделать часть делянок со своими растюхами. Морковь у Вас отменная! Надо мне тоже попробовать еловый опад и от слизней хорошо и гумусовый слой большой. Вы сажаете картошку на речной песок, а под ним что? У меня глина, значит надо чем-то создать слой земли иначе куда же пойдут корни? Картошку засыпаете еловым опадом сразу или послойно или сажаете картошку в уже приготовленную делянку с еловым опадом? Белый мицелий на моркови не повредит хранению? Все-таки грибы? с уважением, Александр.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
9 декабря, 2016 в 21:33
Сею картошку на речной песок, а под ним ничего. ну, т. е. песок на штык лопаты, а ниже наш местный песок. Вы разве не смотрели пост про картошку на песке (я ссылку давал на тот пост)...
Что касается глины и картошки...
Александр, так не нужно ничего на глине создавать. Кладите картофелины, мульчируйте отмершими органическими остатками и всё. Вот ссылка на пост про картошку на глине -http://dacha21veka.ru/mulcha/byvaet-li-pochva-bednoj-i-neplodorodnoj-chast-3-pro-kartoshku-i-komnatnye-ovoshhi.html
Сею картошку по-разному. Когда просто кладу на почвогрунт и засыпаю сеном, соломой, еловым опадом и т. д. Когда имитирую с осени посевные места сразу в мульче. Весной просто раскладываю картофелины по приготовленным местам и всё.
Что касается грибов на морковке...
Александр, да лежит морковка и лежит в подвале гаража и эти грибки ей не вредят. Некоторые морковины лежат почти до нового урожая... Иной раз забудешь слазить в подвал летом, чтобы вынуть остатки морковки, картошки и т. д., а несколько морковин лежат в пластиковом ящике, но, естественно, уже с корешками и кушать их уже наверное не имеет смысла. Но таким сроком хранения может похвастаться не каждый дачник...
[Ответить]
А не меряли кислотность почвы? Все-таки еловый опад...
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
9 декабря, 2016 в 21:35
[Ответить]
Сергей! Потрясающая информация! Особенно по поводу личинок хруща! Он у нас на даче враг номер один. Как Вы думаете, может ли сосновый опад заменить еловый? У нас в Брестской области елки растут плохо, их в лесу почти не найти , а вот сосен и соснового опада ,т.н. ,,шипуты,, тьма-тьмущая! Я кучу денег извела на препарат ,,курмкляй,,(прибалтийский экопрепарат кишечного действия). Особенного эффекта не ощутила.Можете себе представить как это тяжело, под каждый кустик клубники по ложечке этого средства вносить? А розы, молодые деревья, корнеплоды, молодые саженцы винограда! На всех просто и не хватало этого курмкляя .Очень хочется прогнать этих тварей от своих растюх!
Про себя могу добавить что я лично использовала опилки в голубике.Сначала я их оставила под кустамиголубики, ничем не прикрывая, и было не очень хорошо, они пересыхали ,образовывалась корка, было трудно их смочить ,а голубика очень влаголюбива. Ситуация изменилась после мульчирования поверх опилок соснового опада и мха. Растения на глазах заулыбались и дали за сезон гигантские приросты!
Сергей, буду Вам по гроб жизни благодарна, если Ваши советы помогут обуздать злостного хруща!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
9 декабря, 2016 в 21:47
Вот с тех пор, как стал применять на участке Природную Технологию, то ситуация стала исправляться в лучшую сторону. А так, у нас в мае месяце берёзы, которые растут сразу за забором дачи — гудят как «тыща» электродвигателей, а сами берёзы гнутся к земле — вот сколько в них жука собирается на случку?!
Ну, и естественно, после спаривания, самки летят на дачу и откладывают яйца. Днём-то их не особо на даче много, а вот вечером над всем садоводством происходят «жуковые бомбёжки» — врезаются жуки со всего маха в стекла окон, и по оконным отливам, и по металлической крыше домика, и в дверь домика «ломятся» целым стадом, и в лоб иной раз «засветят» на по-детски и т. д. Короче, май месяц у нас получается шумный...
И сами можете представить, сколько самок и какое количество кладок они могут сделать, верно? А на деле получается, что вот уже несколько последних лет особого вреда от этих личинок и нет совсем...
Маргарите, ну, если Вам еловый опад и мои настои Эликсира помогут обуздать личинок хруща, я буду безмерно рад!
[Ответить]
Сергей, здравствуйте!
Опилками я укрываю озимый чеснок поверх травы, скошенной газонокосилкой, которую сгребаю с помидорных грядок в парнике. За зиму опилки слёживаются. Весной я их осторожно рыхлю и засыпаю травой, скошенной с проходов и под яблонями. Поливаю аэрированным компостным чаем. К осени опилки почти полностью разлагаются, и в них есть нити грибницы, всё, как у Вас. Единственно с чем я не согласен — это ваш эликсир. Без доступа воздуха в нём должны развиваться анаэробные бактерии. А они паталогичны.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
9 декабря, 2016 в 21:50
А почему Вы решили, что мои настои Эликсира заквашиваются без доступа воздуха?
На ванне лежит деревянный щит (защита от прямых солнечных лучей). А с одного края между щитом и краем ванны есть внушительный прогал как раз специально для беспрепятственной вентиляции воздуха...
[Ответить]
Николай ответил:
14 декабря, 2016 в 15:13
@Сергей Дьяков, И воздуха достаточно? Разьве сравнишб с продувкой компрессором?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
14 декабря, 2016 в 15:18
[Ответить]
Спасибо за опыт. У меня была ситуация, когда при мульчировании одними опилками почва высохла. Два года назад... виноград до сих пор никак не отойдёт (. Сейчас опилки использую, но только в смеси с другой органикой. До вашего метода использования опилок не додумался ).
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
9 декабря, 2016 в 21:54
Вы попробуйте комбинировать опилки так — вниз листву, потом слой опилок, а сверху слой сена или соломы... вниз опилки, сверху листву, а ещё сверху еловый опад... ну, и т. д.
Короче говоря, нужно все задумки воплощать на ПРАКТИКЕ, тогда и результаты от экспериментов будут настоящими и правдивыми. А уже на основании полученных результатов можно делать соответствующие выводы...
[Ответить]
Сергей приветствую! Полезная инфа. Только про личинок есть одно уточнение. Это может не майского жука личинки, а золотарника. Они очень похожи. Они как раз едят грубую органику (опилки, хвою, солому и т.п.). Вредны только в больших кол-вах. Про них видел в какой-то из газет об орг. земледелии («природное земледелие» или что-то подобное
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
9 декабря, 2016 в 22:14
Может Вы чего напутали с золотарником (это цветок). Возможно, Вы хотели сказать, что это личинки жука бронзовки.
Есть у нас и это насекомое. Но кто будет копаться в мульче и отсортировывать личинок по виду — это личинка майского жука, а это бронзовки...
Главное, чтобы они растениям не вредили и не пускали «коту под хвост» усердие дачника и его труд.
Ну, куда деваться-то, ведь в Природе ежесекундно кто-то кого-то кушает, а что делать...
[Ответить]
Азамат ответил:
11 декабря, 2016 в 14:33
Ха-ха, точно-бронзовка. Просто с дачи привез засушенный золотарник и колдовали над ним с женой. А в природе все идет своим чередом -в смысле поесть
[Ответить]
Здравия,Сергей!
Еловый опад можно заменить сосновым? Спорим с мужем, который утверждает, что нет.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
10 декабря, 2016 в 10:36
Заменить еловый опад сосновым можно, только понимаете, в чём дело.
Еловые иголочки маленькие и прилегают друг к другу плотно. Тогда как сосновые иголки обычно бывают двойными и если их положить в делянку, даже десяти сантиметровым слоем, то он будет ершистым... А так без проблем, попробуйте сосновый опад в качестве мульчи!
У нас в лесу тоже растут сосны, но набрать мешок сосновых иголок проблема. Дело в том, что в самом лесу разросся девичий виноград и переплёл почти всю поверхность леса. Мы с супругой набирали этот сосновый опад вдоль тропинок, по которым ходим на наш затон купаться. Один раз собрали, а потом нужно пару лет ждать пока снова хвоя нападает...
[Ответить]
Сергей здравствуйте! Очень понравилась статья. Весной мульчировала опилками после укрытия винограда, клубнику, чеснок, цветную капусту. Образовывалась плотная корка, приходилось рыхлить. Поливала элексиром, правда где то два раза в месяц, больше не получалось, все та ки трудно лейкой все посаженное полить. Подскажите есть ли разница между еловым и сосновым опадом. У нас растут только сосновые и пихтовые посадки
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
10 декабря, 2016 в 10:38
Разницы в еловом и сосновом опаде нет. Я использовал и то, и другое. Посмотрите мой ответ на комментарий, который я оставил для Наталья Севастополь (чуть выше вашего)...
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей! Спасибо за Ваши советы-эксперименты. Я пробовала мульчировать грядки опилками: у меня была возможность использовать более мелкие опилки и стружку. Опилки слеживались, создавая корку, которая пролежала под розами около 2 лет без каких- либо видимых внешне изменений. А вот стружка сохраняла под собой влагу, но недолго, — после полива — около 2-3 суток.Дополнительно сверху опилки ничем не мульчировала — не догадалась. Хотя, о сосновом и еловом опаде в нашей степи даже и мечтать не могу. Остается только скошенная трава. Буду пробовать в следующем сезоне. Спасибо. Всего Вам доброго!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
11 декабря, 2016 в 10:21
Мульчируйте опилки тем, что есть в наличии, но так чтобы верхний слой над опилками был светонепроницаемым...
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей. Интересный материал. Я тоже мульчировала картофель и морковь опилками. Опилки старые, 10-15 лет пролежавшие на территории старого леспромхоза, они уже черные, в них дождевые черви живут. Но тем не менее они сохнут и сушат почву. Морковку, посаженную в опилки, я так и не дождалась (высохли семена), а вот картофель был хорош.
Вы в видеоролике говорите, что не знаете откуда взялись микроорганизмы, убивающие личинок майского жука. А что если провести эксперимент? Две делянки замульчировать хвойным опадом, одну поливать элексиром, а другую обычной водой. В таком случае будет понятно, в элексире содержатся эти микроогрганизмы, или они есть в хвойном опаде. Что Вы скажете на это? Спасибо за рассылки, всегда с интересом читаю Ваши посты.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
11 декабря, 2016 в 10:30
Да, интересную идею Вы подкинули — одну делянку не поливать Эликсиром, а просто водой и потом сравнить в конце сезона результат по умершим личинкам.
Надо записать на листочек (а то память дырявая стала) и в следующем году поэкспериментировать...
[Ответить]
Сергей, здравствуйте. Очень интересная информация о личинках майского жука...очень интересная и поэтому сразу вопрос. Сергей, в одной из публикаций за этот год Вы говорили, что добавили новый ингредиент в Ваш элексир...скажите, эта добавка как-то усилила элексир, или никаких изменений Вы не увидели и то что личинки так выглядят было и раньше или только в этом году? Я приобрела Ваш диск по элексиру и в этом году он помог в борьбе с фитофторой на помидорах, просто удивительное произошло...у поврежденных кустов стали расти новые здоровые плети и на открытых грядках это было лучше заметно, чем в парнике. Поэтому, если Ваш опыт по добавлению нового ингредиента удачный, то как можно будет им воспользоваться...это будет новый диск или что-то еще? Спасибо Вам за очень интересные, нужные и действенные советы.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
11 декабря, 2016 в 10:39
По всей видимости, новый ингредиент в Эликсирах этого года всё-таки, наверное, повлиял на гибель личинок майского жука. В прошлые годы находил погибших личинок, но не в таких количествах. А в этом году и под соломой, и под листвой, и под еловым опадом погибших личинок было очень много.
Новые материалы по заквашиванию настоев будут опубликованы этой зимой в блоге «Лаборатория Дополнительных Материалов» в рубрике «Материалы по Эликсиру» -http://secretpage.dacha7.ru/category/elicsir
У Вас есть доступ к этой рубрике, Марина?
Сейчас просто готовлю обновления по картофельным материалам, а потом уже и за Эликсирные материалы возьмусь...
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей, спасибо за рассылку. Применяю мульчирование несколько лет и наблюдала на морковке такую же белую грибницу, не знала что это. Еще раз спасибо.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
11 декабря, 2016 в 10:41
Продолжайте мульчировать почву в делянках и в последующие годы и маточная грибница будет разрастаться всё больше и больше...
[Ответить]
Предлагаю посмотреть на мульчирование шире. Думаю дело не в том, что учёные «заставляют» пахать и копать. Просто у некоторых дачников есть возможность возиться с одной грядкой, а у крестьянина не было. Отсюда — традиционная технология. Я, например, всё делаю вручную и могу замульчироать только отдельные грядки для экспериментов (из пятидесяти пятиметровых). Поливать меня хватает только на огурцы. Картофель за 24 года не поливал никогда.
Каждый клочок земли когда-то обкашивали на корм скоту, а уж навоз использовали для удобрения.
Лес не всегда был бесхозный, надо было договариваться с хозяином.
Очень большую площадь в лесу надо оголить, чтобы замульчировать грядки. Это возможно пока желающих мало.
Сдирая лесную подстилку, мы не приносим лесу пользу.
Предлагаю больше использовать траву, которую сейчас некуда девать. Я также использую между гряками бытовые отходы, в том числе бумагу, картон, ветки, которые прикрываю травой.
Мой регион — Владимирская обл.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
12 декабря, 2016 в 10:35
Сами понимаете, лошадь плуг не потянет, да и сами крестьяне были намного умнее — они чувствовали землю сердцем и знали когда нужно сеять зерновые, и сажать картошку.
Это теперь всё делается по науке и как оказывается на деле — это неправильная наука и направлена она на уничтожение жизни в почве и соответственно, уменьшению урожайности различных культур.
Что касается леса...
Николай, так в нашем лесу ничего не возмёшь из подстилки — там всё опутано девичьим виноградом. Мы с супругой собираем сосновый опад вдоль тропинок, по которым ходят дачник на наш затон купаться. Или вдоль опушки можно берёзовой листвы собрать после первых заморозков, А внутри леса ни крохи не возьмёшь, только ноги себе поломаешь...
Согласен с Вами, если есть возможность, то можно и косить себе траву и сушить до состояния сена, а потом использовать в качестве мульчи. Я в 2011 году у одного фермера покупал тюки сена и он обалдел, когда я ему рассказал для чего буду это сено использовать. Так-то но продаёт сено для корма домашних животных, а я у него покупал для мульчи. Так он тоже стал мульчировать почву на своём приусадебном участке и потом благодарил меня за эту Технологию...
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей. Спасибо за информацию об опилках. Вы засыпаете грядку с морковкой опилками и еловым опадом после того, как она взойдет и будут видны растения моркови? Если так, то сорняки попрут. Какая ваша технология?. Спасибо.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
12 декабря, 2016 в 10:21
Я сразу по осени «имитирую» грядки и в опилках, и в еловом опаде, и в соломе, и в другой мульче. А весной уже сею семена на почву в этих грядках и мульчу не трогаю. Мульча за зиму хорошо уплотняется снегом и так и лежат до конца сезона, пока не вырастет морковка и не перерарботается мульча.
Способ «осенней имитации грядок» я показал в видео-уроке в Бонусе, который прилагается к видео-книге «Морковь без проблем» -http://morkov.dacha7.ru/
Этот способ мульчирования для мелкосеменных культур я изобрёл ещё в 2005—2007 года и пользуюсь им по сей день.
[Ответить]
Сергей!
Возможно я где-то пропустил или не увидел ответа на такой вопрос: можно ли использовать для мульчирования опилки от хвойных пород древесины (ель, сосна), которые содержат смолы. Так как хвойных опилок много, а вот от лиственных пород еще нужно поискать, да и вряд ли много найдется.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
12 декабря, 2016 в 11:55
У нас на лесопилках в основном тоже используют сосну, ну, и какая в этом беда? Никакой...
[Ответить]
Спасибо за рассылки! Все очень интересно. Будем использовать еловый опад.
Попробуем так же замульчировать помидоры и огурцы.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
12 декабря, 2016 в 15:35
А про мульчирование помидоров еловым опадом есть у меня пост за этот год -http://dacha21veka.ru/mulcha/leto-2016-pomidornye-delyanki-u-saraya-i-zabora-predvaritelnyj-rezultat.html
Огурцы в этом году росли в новой теплице и тоже под еловым опадом -http://dacha21veka.ru/teplica-na-dachnom-uchastke/sezon-2016-goda-strannoe-zamedlenie-razvitiya-rastenij-v-novoj-teplice.html
Никакого негатива ни у помидоров, ни у огурцов от елового опада не было!
[Ответить]
Сергей! Я понимаю, что это не очень важно, но не хотелось бы, чтобы в ваших заметках были такие ошибки. Вы пишете: «азот соединяется с влагой почвы и образуется азотная кислота.» Это в корне не верно, так как азот должен вначале окислиться ( может быть, с помощью бактерий), и только окись азота может при взаимодействии с водой образовать азотную кислоту.
Все остальное очень интересно и полезно. С уважением, Валентина.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
13 декабря, 2016 в 10:13
Положите мульчу на почву и эти микроорганизмы сами разведутся в почве...
Даже, может быть, эта информация сэкономить той же бабушке или дедушке кучу денег, так как теперь они не пойдут в магазин и не станут покупать азофоску, селитру и т. д.
[Ответить]
Добрый день, Сергей!
Я дачник молодой, живем мы в степях, рядом нет лесов. Подскажите, пожалуйста, чем можно мульчировать грядки, кроме листвы, хвойного опада? Использую траву с газона, но ее очень мало.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
13 декабря, 2016 в 10:16
Мульчировать почву в своих делянках можно сеном, соломой, семечковой лузгой, тростником, водорослями, рисовой шелухой и т. д.
Т. е. всеми теми растительными отмершими органическими остатками, которые могут переварить почвенные обитатели!
[Ответить]
Сергей,здравствуйте.Я насадил порядком клубники и ее конечно нужно мульчировать.Мне понравилось Ваше видео по мульчированию еловым опадом.Но в наших краях ели мало,но много сосны.Можно ли с таким же успехом,использовать сосновый опад.Спасибо.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
15 декабря, 2016 в 13:22
Конечно, можно использовать и сосновый опад, раз нет елового. Только Вы, когда будете весной класть его по клубнике, походите по нему ногами, чтобы как можно лучше придавить эту мульчу к почве!
Но еловый опад выгодней, чем сосновый.
Иголки елей короткие и плотно ложатся друг к другу, тем самым, создавая светонепроницаемый слой мульчи для почвы. И ещё по еловому опаду не так свободно ползают слизни, а это уже считайте, полдела по сохранению части урожая клубники...
Сосновые же иголки длинные и может быть, такого плотного слоя не получится, как еловых иголок, но всё равно используйте!
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей! С удовольствием читаю ваши статьи про природное земледелие. У меня нет сада и опыта никакого нет, но в данное время изучаю садоводство, так как планируем купить дом в деревне, и чтоб не бегать потом по соседям по всем вопросам, в свободное время изучаю растениеводство, набираясь теоретически опыта, чтобы потом применить на деле, и это думаю мой козырь, так как не придется переучиваться с традиционного земледелия на природное. Здесь хочу подсказать насчет соснового опала. Ведь можно измельчить сосновые иголки, если есть садовый измельчитель, и мульчировать ими... думаю эффект будет как у елового опала. Спасибо Сергей Вам за все ваши исследования!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
16 декабря, 2016 в 10:13
Да, действительно, можно измельчить сосновые иголки в измельчителе. Но это может сделать тот, у кого он есть. А покупать специально измельчитель под сосновый опад, сено, солому и другие длинные растительные остатки, нет смысла... хотя, у каждого дачника свои приоритеты...
[Ответить]
Добрый день, Сергей! Интересная и познавательная статья. Только с личинками майского жука немного напряглась...у вас личинки погибли, а я весной таскала Куриный перегной для малины, и на глубине 30-40см нашла живехонькие личинки майского жука. И ведь хорошо перезимовали...живее-живых оказались в куче. Причем им там комфортно было. Как они могли на такой глубине выжить? Ведь там тоже микроорганизмов миллионы! Может надо было перегной накрыть сверху сеном?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
17 декабря, 2016 в 12:08
Если верить учёным, то личинка майского жука проходит 3 стадии взросления и она может зимовать на глубине 1,5 метров. Когда приходит весна и почва начинает прогреваться, то эти личинки ползут вверх и начинают жрать корни разных растений, в том числе, и рассады, и садовой земляники...
А у Вас в куче идёт процесс гниения куриного помёта, а не переваривание его полезными бактериями и грибами. В процессе гниения участвую термофильные микроорганизмы, отсюда и большое выделение тепла. Поэтому и личинки никуда глубже не ползут на зимовку, а прекрасно зимуют в инкубаторе, который Вы им создали.
Накрывать кучу из куриного помёта сеном нет смысла, тогда процесс гниения пойдёт ещё мощнее, а нам нужно сделать так, чтобы этого процесса гниения вообще не было. А чтобы этого процесса гниения не было, нельзя валить куриный помёт в кучу. Расстилайте его по поверхности почвы тонким слоем и гнить ничего не будет! Даже если этот помёт летом в жару высохнет, то его хранить можно в сухом виде, хоть сотню лет, с ним ничего не будет.
[Ответить]
Наталья ответил:
22 декабря, 2016 в 9:45
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей. Скажите, неужели опилки за зиму все перепреют? А если нет-говорят, что в неперепревших опилках растения плохо растут. Извините, но хочу попробовать по вашему способу сделать грядку плодородной земли. Замучились с мужем: сколько мы перетаскали листьев, прошлой осенью сгребла еловую мульчу из нашего небольшого лесочка для земляники. Мульча осталась с зимы ( примерно 3-5 см). А приехали весной клубники не видно-одна трава. А на другие грядки накопали торфа из леса-так там столько травы мелкой стало расти, что растений тоже не видно. Трава плотным густым слоем покрыла грядку. Что я делаю не так? У парадной маленький пятачок с цветами.Никакой тебе мульчи и травы почти нет. Вскопают землю, посадят цветок и растет он миленький в чистенькой земле. Летом солнце жарит, ничем не удобряют. Мы уже устали «мульчировать» землю на даче: результатом не могу похвастаться, травы полно. Извините, но это крик отчаяния.
Сергей Дьяков ответил:
декабря 12, 2016 в 10:21
@Наталья, здравствуйте!
Я сразу по осени «имитирую» грядки и в опилках, и в еловом опаде, и в соломе, и в другой мульче. А весной уже сею семена на почву в этих грядках и мульчу не трогаю. Мульча за зиму хорошо уплотняется снегом и так и лежат до конца сезона.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
29 мая, 2017 в 8:56
Я точно не знаю, что Вы делаете не так, но у меня столько травы в делянках из-за мульчи не росло никогда. Даже в тот сезон, когда я покупал сено в тюках у одного фермера-предпринимателя и естественно на сенных остатках были семенные метёлки, но, чтобы так росла трава, у нас не было.
Выпалывайте траву и нечего тут думать!
За зиму ни опилки, ни другая органическая мульча переработаться НЕ МОЖЕТ, потому что температура низкая и почвенные микроорганизмы «спят», т. е. находятся в анабиозе. Это уже весной, когда почва прогреется до +10+12 градусов, они начинаю свою вечную работу по перевариванию отмерших органических остатков и продолжается это пиршество до глубокой осени, когда начинаются первые заморозки и почва остывает.
Вот Вы говорите, что устали мульчировать почву на даче. Я мульчирую уже семнадцатый год и мульчировать буду дальше!
Вы этой осенью сделайте так, как я уже неоднократно и показывал, и писал — положите вниз (на почву) листву, а сверху замульчируйте слоем хвойного опада. За зиму листва снегом утрамбуется и будет отличным органическим «асфальтом» для многолетних трав и они из-под листвы не прорастут. А хвойный опад будет надёжно прикрывать листву от ветра и иссушения в солнечные дни.
В общем, вот такой органический «бутерброд» будет и надёжно прикрывать почву от иссушения, и сдержит рост многолетних трав от почвы, и потом послужит питанием для тех растений, которые будут расти в этой делянке.
Я же так делаю (переслаиваю разные виды отмершей органики), как только что Вам описал.
А с опилками будьте поосторожнее — сверху опилки нужно мульчировать чем-то тёмным, иначе растения, в частности помидоры, перцы и баклажаны не будут расти, а их листва посветлеет. Это негативный эффект от светлой мульчи я наблюдаю уже много лет. Так что, и Вы имейте это в виду!
[Ответить]
Здравствуйте,Сергей. Еловый опад действует хорошо от сорняков. Но что делать с муравьями, которым тоже нравится опад. У меня на одной грядке муравьи облюбовали местечко и благополучно устроились там. Что вы посоветуете в таком случае?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
5 июля, 2017 в 20:08
Ну, у меня тоже муравьи и в еловом опаде живут, и в сенной мульче живут, и в траве (в проходах между делянками) живут и т. д. и что теперь не мульчировать еловым опадом?
Да, пусть живут в еловом опаде... или они чем-то вредят вашим растениям?
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей. Да, муравьев скапливается много, боюсь, чтобы в муравейник не организовались, ведь лес за забором. На участке уже бывают попытки.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
6 июля, 2017 в 9:45
Ну, до образования муравейников допускать не нужно. А так, если не очень много в делянках с мульчей, то пусть живут, ведь они неотъемлемая часть любого дачного или приусадебного участка...
[Ответить]
дОБРЫЙ ВЕЧЕР. А у нас нет елового опада.только сосны.И что делать?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
25 ноября, 2019 в 21:05
Используйте сосновый опад, разницы, думаю, никакой не будет.
[Ответить]