Сентябрь. Убираем мульчу из-под виноградных кустов

Здравствуйте, дорогой посетитель!

Вот и наступила пора, когда мульча под кустами винограда может навредить однолетним лозам, выросшим в этом году, поэтому её, естественно, нужно убрать из-под кустов.

Какой вред может нанести мульча однолетнему приросту?

Ну, тут всё просто. Мульча, лежащая под кустами винограда, не даёт почве просохнуть, а стало быть, и давление сока (из-за постоянной влажности почвы) не уменьшается.

А если не уменьшается давление сока в растении, то и однолетние побеги продолжают расти. И расти они могут до самых морозов, но…

Но нам с Вами важно, чтобы нужный нам прирост на кусте винограда вызрел к зиме и успешно перезимовал, чтобы на следующий год этот прирост дал либо сигнальный урожай, либо продолжил свой рост до нужной нам формировки.

На самом деле, формировок куста винограда великое множество, но я в основном на своём дачном участке формирую кусты в «четырёхрукавный веер». О моих формировках Вы можете узнать и увидеть их, если нажмёте на рубрику «Виноград на даче» (в правой колонке блога). Правда, там нужно получить КОД доступа к постам, но там всё просто...

Идём далее...

Так как у меня кусты разных возрастов, то на одних кустах формировка подходит к своему завершению, т. е. уже в этом году выросли и рукава, и плодовые лозы, а на других она (формировка) только на начальной стадии.

Но тут нет никакой разницы, на какой стадии формировки находятся кусты. Главное то, чтобы однолетние лозы, участвующие в формировке, вызрели на нужную нам длину.

Так вот, на тех кустах, где формировка завершена в этом году, мне нужно, чтобы эти самые плодовые лозы и рукава вызрели к наступлению зимы. Иначе зелёные участки однолетних лоз, которые входят в нужную длину рукава или плодовой лозы, вымерзнут при первых осенних заморозках.

А чтобы нужная длина однолетнего прироста вызрела, необходимо понизить давление сока внутри растения. А чтобы понизить давление сока, нужно понизить влажность почвы. А чтобы понизить влажность почвы, нужно убрать из-под кустов винограда мульчу.

Просто? Да, элементарно!

Только есть один нюанс в том – убирать мульчу из-под кустов или нет.

В этом разобраться тоже просто. Если к концу августа или началу сентября слой мульчи под кустами тонкий и через него солнце свободно подсушивает почву, то убирать мульчу и не нужно.

Какой смысл тратить силы и время на уборку мульчи, если почва и так подсушивается.

А вот, если слой мульчи тонкий, но не рыхлый (не светопроницаемый), то такую мульчу убрать необходимо, чтобы почва начала подсыхать, вследствие чего начнёт вызревать лоза на нужную нам длину.

Вот смотрите, под кустом лежит сено (не солома, а сено). По своей структуре сено намного плотнее соломы, потому что сухие травинки тоньше, чем соломинки, вследствие чего плотнее прилегают друг к другу.

Это куст сорта «Надежда Аксайская»…

А это сорт «София». В этом году завершена формировка куста и даже на одной лозе есть сигнальная гроздочка…

И так как в этом сезоне под всеми кустами винограда у меня лежало сено, то мне пришлось из-под всех кустов выгребать эту мульчу.

Нет, работа это не тяжёлая, но времени отнимает много. Зато теперь я спокоен, что лозы нужной длины к зиме вызреют.

Выгребал сено маленькими детскими грабельками и складывал его в вёдра, чтобы удобней было носить в другое место. Большие садовые грабли слишком широкие и ими работать было неудобно.

Вот на фотках ниже результат уборки мульчи…

А это общий вид двух кустов без мульчи…

Из-под яблонь, смородины, крыжовника и жимолости мульчу я не стал убирать, так как под ними в этом сезоне лежала солома, и к этому времени почти весь слой переработался почвенными обитателями и солнце подсушивает почву сквозь эти остатки соломы.

И всё бы ничего, только под несколькими кустами винограда я обнаружил «небожителей», когда сгрёб сено. Догадались, о каких «небожителях» идёт речь?

Ну, конечно, о слизнях…

Они уже приготовились к зимовке и собрались в небольшие кучки, типа, немного потусоваться перед «спячкой», обсудить, что будут в будущем сезоне кушать, ну, и на покой. А тут я со своими граблями… потревожил…

Ну, я долго с ними церемониться не стал, а сразу посыпал их порошком, который применяю вот уже пару лет для защиты овощей. Они покочевряжились пару минут и «заснули» навсегда.

А это вот я сделал фотку, когда убирал с участка доски от старого деревянного забора. Сын не успел перепилить эти доски на дрова, и они лежали вдоль одного куста винограда.

И мне, чтобы подойти к кусту, нужно было эти доски убрать. Когда убрал последнюю доску, которая лежала в самом низу (плашмя на почве), то перед моим взором нарисовалась «картина маслом»…

И эту «армию» я тоже угостил порошочком и они через пару минут перестали двигаться, а через 15-20 минут под лучами солнца высохли.

Нет, я ни в коем случае, не злорадствую на их погибели, только выбора у меня нет.

Либо их не трогать и тогда в следующем году они будут нещадно пожирать листья и ягоды на виноградных лозах.

Либо отправить их к праотцам и намного уменьшить их количество не только под кустами винограда, но и на всем участке в целом.

В этом сезоне, уже будет третий год, как я использую порошок, при помощи которого эффективно защищаю все овощи, на которые посягают слизни в течение сезона и весь урожай достаётся теперь только нам.

Вот, хотя бы посмотрите на первый выборочный урожай дайкона «Саша», семена которого я посеял в середине лета…

Не посыпь я порошком по краю делянки и в междурядьях молодых всходов, то и показывать бы было нечего. А так все растения в делянке были сохранены, и слизням достался «шиш с маслом», а нам дайкон!

Причём смотрите, когда мы привезли дайкон домой, я проверил его на нитраты…

Справа на полотенце лежат корнеплоды дайкона...

Вот поближе, если Вам было не видно...

На приборе такого овоща, как дайкон, нет, поэтому я выбрал ближайшего сородича — редьку...

Короче говоря, кушайте смело – продукт экологически безопасен!

Не знаю, нужен ли Вам материал по «Защите овощей от слизней и улиток» или нет, решайте сами.

А вообще, этот материал опубликован в блоге «Лаборатория Дополнительных Материалов» в рубрике «Защита овощей от слизней и улиток» — http://secretpage.dacha7.ru/category/slizni

Если кто-то заинтересуется этим материалом, то получить доступ к этой рубрике можно сразу после оплаты. Оплатить можно разными способами вот на этой страничке — http://slizni.dacha7.ru/

Так же могу принять оплату на свою карту Сбербанка. Для этого нужно прислать мне письмо вот на этот емэйл-адрес – dyakosergej@yandex.ru — и указать этот способ оплаты…

И конечно, не обязательно тратить деньги на этот материал, а можно поэкспериментировать самому с разными средствами от слизней и выбрать для себя достойный вариант!

Я же тоже экспериментировал несколько лет, ища хоть какое-то эффективное средство от слизней? Ну, вот и нашёл. Теперь я спокоен за свои овощи, цветы и многолетние растения.

Вот, пожалуй, и всё на сегодня.

Но у меня есть к Вам вопрос: «Вы в какое время (в какие сроки) сезона убираете мульчу из многолетних культур?»

Свои наблюдения, предложения, вопросы и наработки пишите в комментариях к этому посту.

На этом разрешите откланяться.

До свидания.

С наилучшими пожеланиями,
Сергей Дьяков.

Просмотров: 4 633

17 комментариев к “Сентябрь. Убираем мульчу из-под виноградных кустов”

  • Николай
    17 сентября, 2016, 11:47
    Цитировать

    Привет, Сергей!

    Я под виноградом мульчу не трогаю, а побеги обрезаю в октябре перед морозами на нужную мне длину. Конечно, позволяю им расти немного длиннее, чем надо, чтобы было чем фотосинтезировать растению. Представляю, что там у меня творится — слизни и улитки, наверное, пришли аж от соседей ко мне... Желаю успехов.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Николай, приветствую!

    В принципе, можно посыпать порошком по мульчу, потом потрусить по этой мульче рукой, порошок просыплется сквозь сено-солому и слизням наступит кирдык...

    Что касается обрезки...

    Я основную обрезку делаю после первых заморозков, так как до этого времени листья ещё работают по оттоку питательных веществ в многолетнюю древесину и корни. Зачем же лишать куст максимального запаса питания, которое понадобится ему в следующем году?

    А после первых заморозков листва отмирает и можно смело делать обрезку!

    [Ответить]

  • Николай
    17 сентября, 2016, 21:25
    Цитировать

    Согласен. Я обрезаю после того, как листья пожелтеют. Возможно, маленькие морозики уже и были.

    [Ответить]

  • Василий
    18 сентября, 2016, 0:42
    Цитировать

    Здравствуйте. Мульчу от винограда и черешни отгреб в проходы 30 октября. Малина ещё плодоносит. Убирать не стал. С весны мульчировал малину три раза. Два раза сеном и летом овсяной соломой. Сейчас слой соломы десять сантиметров. В мульче выросла толи трава, толи овес высотой 10 см... Корни в мульче, легко дергаются. Попробовал отгрести в проход, вся трава в мульче. Что делать с мульчей? Об природном земледелии узнал зимой из Альтернативного сада на канале усадьба, мульчировать огород начал с весны. Не копал и больше не буду. Пока два короба под помидорами. Результат порадовал урожаем. Посмотрев на ютубе многих. Ваш опыт мне больше всех подходит. Буду учиться у Вас. Живу на юге в 40 км. От Нальчика.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Василий, здравствуйте!

    В овсяной соломе выросли растения овса, а не сорняки. У меня так тоже часты бывает, когда привожу из деревни солому и раскладываю в делянки...

    Что делать с мульчей?

    Василий, ничего с мульчей в малине не делайте, так как:

    1. Если малина ремонтантная, то все побеги всё равно нужно обрезать на зиму.

    2. Если малина обыкновенная, то вырезаются побеги прошлого года, которые плодоносили, а побеги нынешнего года остаются.

    Так что, в малиннике мульча пусть лежит!

    [Ответить]

  • Марина
    19 сентября, 2016, 9:47
    Цитировать

    Да, вот теперь понятно как правильно использовать мульчу, ее не только подкладывают под растения,НО!! и надо убрать вовремя, что бы не навредить... Спасибо, Сергей , как всегда- разложили все по полочкам, как раз для таких чайников как я))... пошла читать формировку винограда))

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Марина, здравствуйте!

    Да, вот так всё просто. Ну, сами посудите. К осени под деревьями в дикой Природе мульчи нет, а значит, почва подсыхает и однолетний прирост вызревает. Так? Безусловно!

    Значит, и нашим растюшкам нужно создать такие же условия, но...

    Но после первых заморозков листва с деревьев посыплется и это значит, что Природа начинает мульчировать почву под деревьями. Так? Очевидно!

    Поэтому и нам после заморозков нужно постараться мульчировать почву и в своих овощных делянках, и под многолетними культурами...

    [Ответить]

  • Николай
    20 сентября, 2016, 5:06
    Цитировать

    Очень интересны Ваши наблюдения и выводы! А с клубникой Вы не занимались? Как её мульчировать?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Николай, нет, садовой земляники у нас нет. Но если бы была, то мульчировал бы её еловым опадом.

    [Ответить]

  • Юлия
    20 сентября, 2016, 12:32
    Цитировать

    Сергей,добрый день! Я с тобой не согласна по поведу обрезки малины ремонтантной. Побеги,которые сейчас плодоносят нельзя обрезать-они дадут второй урожай летом,вот тогда их надо вырезать.Из весенних побегов надо оставить 4-5 самых сильных,остальные убрать- на них будет первый урожай осенью.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Юлия, здравствуйте!

    Так экспериментировать с ремонтантной малиной никто никому не запрещает.

    Инструкции по полной обрезке однолетних побегов рекомендуют питомники и создатели этого малинового чуда.

    Естественно, можно оставить побеги этого года, как у обычной малины, для плодоношения в следующем году, а заодно в следующем году у основания куста вырастут новые побеги и на них тоже будет урожай...

    [Ответить]

  • Наталья
    25 сентября, 2016, 0:55
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей. Я опять не в тему. Я просто хочу вас поблагодарить за совет: собирать хвойную мульчу маленькими граблями ( я не знаю, откуда они у меня появились, как оказалось они очень кстати). Попыталась собирать большими- и после минутной работы, поняла, что это бесполезный труд( мешались корни). А теперь маленькими граблями-милое дело. Засыпала 4 грядки клубники! Собираю за 10 минут 2 больших( это примерно 5 ведер обычных) пластмассовых ведра! Я очень рада! СПАСИБО за совет. Эта мульча для клубники- просто чудо чудесное. А как вы считаете, можно ли засыпать под другими растениями? После вашего сообщение об уборке мульчи под виноградом, подумала, что наверное, и под клубнику я рано положила мульчу?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Наталья, доброе утро!

    Вообще-то, под садовую землянику можно было и попозже положить хвойный опад, но думаю, ничего страшного с ней не произойдёт, потому что у неё нет такого прироста, как у винограда.

    Не переживайте, весна покажет — правильно Вы сделали или нет...

    [Ответить]

  • елена
    29 сентября, 2016, 16:57
    Цитировать

    здравствуйте .а вы не подскажите как мне правильно сделать .весной мне дали два винограда а что с ними дела мне не сказали а теперь читаю-просвящаюсь и поняла что я их посадила очень близко друг к другу .можно один пересадить или до весны оставить .а кустики за лето большие уже выросли по две веточки вырастила

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @елена, здравствуйте!

    Сейчас не пересаживайте, сделаете это весной. После первых заморозков укроете на зиму шифером и пусть зимуют...

    [Ответить]

  • Светлана х
    2 октября, 2016, 8:27
    Цитировать

    Здравствуйте Сергей. Я про виноград. У нас дожди . Земля мокрая. Ч/з неделю заморозки (-1-2) Виноград тоже укрыть шифером и засыпать ВЛАЖНОЙ ЗЕМЛЕЙ можно?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Светлана х, здравствуйте!

    Я обычно обрезаю и укрываю виноград после первых заморозков.

    Почвой, поверх шифера, укрывать не нужно...

    [Ответить]

Оставить комментарий или два