Сезон 2016 года. Виноград с камнями (результат и выводы)…

Здравствуйте, дорой посетитель!

Прошлой осенью я решил провести эксперимент по перезимовке виноградного куста конкретно с камнями, так как есть мнение, что камни сильно охлаждают почву под кустом в зимний период, и он не перезимует.

Нет ничего проще, как провести такой эксперимент, чем опираться на голословные высказывания людей, которые додумывают или домысливают конечный результат – а как это будет…, а как это может быть… и т. д.

После эксперимента сразу получаем достоверный результат без всяких домысливаний и предположений.

Нет, определённый риск, конечно, есть (куст может вымерзнуть или выпреть под укрывкой в течение зимы), но это случится лишь в одном случае — если куст был перегружен урожаем и большая часть пластических (питательных) веществ от процесса фотосинтеза не оттекала в корни и многолетнюю древесину, а расходовалась именно на созревание ягод.

Если виноградарь не был алчным и нормировал кусты винограда, оставляя одну кисть на одной лозе, то и урожай созреет вовремя, будет вкусным и полезным, и запаса питательных веществ в корнях и многолетней древесине преумножится на столько, что куст успешно перезимует, даже если его ничем не укрывать, а просто пришпилить к почве шпильками или прижать досками, камнями или ещё чем...

Если сказать совсем просто, то есть 2 варианта развития событий по перезимовке виноградного куста:
1. Он либо успешно перезимует…,
2. Либо погибнет…, третьего не дано!

В общем, думать о перезимовке куста винограда нужно не в момент укрытия этого куста под зиму, а в течение вегетационного периода, т. е. с весны до осени!

Теперь приступим к «разбору полётов» по нашему эксперименту…

Вот какая ситуация была на 10 апреля 2016 года…

Как видите, камни на месте… и после осмотра куста я пришёл к выводу, что перезимовал он прекрасно, без каких-либо повреждений!

15 апреля я замульчировал пространство между камнями еловым опадом. Сами понимаете, если положить сено или солому, то эта мульча закроет камни и тогда за день эти камни не будут нагреваться, а стало быть, и эффекта отдачи тепла от камней всему кусту в ночное время не будет.

Вот и решил выбрать еловый опад для мульчирования, потому что иголки мелкие и хорошо умещаются в те узкие щели, которые есть между камнями.

Потом глазки «проснулись» и из начали расти однолетние лозы. Вот такая ситуация была на 9 июня…

Вид со стороны теплицы...

Вид с обратной стороны (на теплицу)...

Через неделю, 16 июня, этих лоз выросло столько, что пришлось прореживать куст на предмет удаления лишних лоз. Дело тут в том, что из одного оставленного глазка может вырасти не одна лоза, а две или три.

Ведь в стандартном глазке почки располагаются так – в середине основная почка, а по краям от неё есть 2 почки замещения (что-то, типа, запасных). Т. е. если побег, растущий из основной почки, по каким-то причинам погибнет, к примеру, от возвратных заморозков, то его заменят лозы из почек замещения.

Но чаще всего бывает так, что возвратных заморозков не бывает, и вырастают из одного глазка все 3 побега! Они, естественно, мешают друг другу, как в росте, так и в плодоношении (растущие кисти на этих побегах переплетаются ягодами) и происходит сильное загущение всего куста.

Нет, кончено, можно оставить все лозы и не удалять, но тогда при подвязке растущих лоз к проволокам шпалеры в течение всего сезона создаётся реальное неудобство для виноградаря.

Подумайте сами, как удобно виноградарю подвязывать — по одной лозе к проволоке шпалеры или целым пучком лоз? То-то и оно…

Вот короче, 16 июня я разредил этот куст и вырезал почти половину лишних лоз…

До прореживания...

После прореживания...

Остальное развитие куста было стандартным – лозы росли вместе с урожаем.

Приблизительно, в середине августа, с 13-14 числа, у нас зарядили дожди и через два-три дня все ягоды стали лопаться. Нет, растрескивание ягод было и в прежние годы при затяжных дождях, но не в таких масштабах?!

А тут все ягоды просто трещали от излишка дождевой воды и давления сока внутри куста. Мне бы, конечно, в тот момент, а точнее за сутки до дождя убрать и еловый опад и камни, тогда треснутых ягод было бы меньше, но…

Но какой тогда был бы смысл в эксперименте под названием «Виноград с камнями»? Смысл-то эксперимента и заключался в том, чтобы камни в течение дня нагревались, а ночью отдавали тепло, тем самым, продлевая процесс фотосинтеза ночью, и ускоряли бы созревание урожая.

Ведь конечным результатом этого эксперимента было то, что ускорится ли срок созревания урожая от камней или нет?

Напомню, на всякий случай, что это сорт «Надежда АЗОС» и срок созревания у него в нашей местности середина-конец сентября, т. е. срок созревания ране-средний.

А для нашей местности (г. Липецк) сорта с таким сроком созреванием сажать нецелесообразно, так как погода каждый год в сентябре бывает разная и не факт, что ягоды созреют. Но я люблю экспериментировать, поэтому у меня не один такой сорт с таким сроком созревания.

Идем далее…

Результат показал, что при таком использовании камней и елового опада, ягоды потрескались, и мы не съели ни одной ягодки с этого куста.

Зато на эти треснутые ягоды сразу слетелись бабочки, осы, мухи, приползли муравьи и другая дачная живность.

Ну, я и решил, если нам урожай не достался, то хоть пусть братья наши меньшие откушают этот урожай. Я подождал, пока ягоды по большей части будут съедены и потом срезал все грозди с куста и выбросил их в лес. И то, что не съели насекомые, доедят лесные микроорганизмы – бактерии и грибы!

9 октября я сделал последние снимки того, что осталось от ягод, и срезал все грозди…

Общий вид...

А это грозди поближе (мякоть была съедена и произошла мумификация остатков ягод, прям как у Египетских фараонов)...

Весь урожай в мусорном ведре...

Это куст после срезки всех гроздей...

23 октября я приехал на дачу и начал обрезать все кусты винограда и готовить их к укрытию под зиму.

Остатки мульчи и камни я, естественно, убрал из-под куста.

На двух фотках ниже, куст пришпилен к почве металлическими скобами (шпильками)...

А это уже куст под шифером...

С торцов есть свободный доступ воздуха, чтобы была небольшая вентиляция...

Так же я поступил и со всеми остальными кустами – обрезал однолетние лозы, пришпилил кусты к почве и положил сверху куски шифера.

Это молодой кустик перед домиком...

Это кусты вдоль забора со стороны улицы...

Это шпалера от улицы до сарая...

Правда, шифера на все кусты не хватило, поэтому один куст сорта «Феномен» укрыл кусками чёрной плёнки и придавил эту плёнку обрезками досок и реек, чтобы осенний ветер ненароком не сорвал плёнку с куста.

На этом работа по обрезке и укрывке кустов винограда закончена!

Теперь у нас с Вами осталось одно очень важное дело – сделать правильные выводы по полученному результату и докопаться до причин, приведших к такому отрицательному результату.

Казалось бы, при таком отрицательном результате нужно «посыпать голову пеплом» и расстраиваться, однако делать этого абсолютно не стоит, потому что отрицательный результат это тоже РЕЗУЛЬТАТ!

И на основании этого результат можно и нужно делать правильные выводы, чем мы с Вами сейчас и займёмся.

Я Вам расскажу свои доводы по полученному результату, а Вы, если будет желание, выскажите свои в комментариях к этому посту.

Итак, поехали…

Смотрите, что получилось. Виноград — это многолетнее растения и, стало быть, корневая система с каждым годом увеличивается в размерах. Так? Так.

Под кустом лежали известковые камни, а щели между камнями были заполнены еловым опадом. Так? Так.

Значит, вся почва под кустом была надёжно прикрыта от прямых солнечных лучей и была всегда влажной. Так? Так.

И так как корневая система у этого многолетнего куста уже мощная и могучая, то влаги в почве хватало на нормальное развитие куста без дополнительной влаги. А августовские дожди преумножили влажность почвы под кустом в разы, и как раз эта излишняя влага послужила растрескиванию ягод.

Я подвожу Вас к тому, что камни, лежащие под кустом, тоже явились мульчей, но неорганической. Т. е. любой предмет, который лежит НА почве можно назвать мульчей и, по сути, это так на самом деле и есть!

Только мульча из органических остатков создаёт условия для почвенных обитателей и является для них кормом, а неорганическая мульча, создаёт только постоянную влажность, но не является для почвенных микроорганизмов пищей.

Поэтому любой предмет – кирпич, кусок бетона, асфальта, цементной штукатурки, обрезок металлического уголка, швеллера, кусок линолеума, обрезок пластиковой панели или ещё что-то…, лежащее НА поверхности почвы, является неорганической мульчей и под этим предметом, если его убрать, почва будет влажной, даже в засушливое лето.

Уверен, Вы и сами видели такую ситуацию на своём участке, когда убирали кирпич, обрезок пластиковой панели и т. д. Почва не просто под этим предметом влажная, но там есть и ходы червей, и сами черви.

Вот и получается, что в нашем эксперименте с кустом винограда, класть камни так близко по всей площади почвы под всем кустом и заполнять щели между камнями еловым опадом, было нельзя.

Естественно, это я теперь делаю такой вывод, но раньше-то я не знал и не мог предположить, что результат от использования известковых камней будет таким.

Ну, ничего страшного не произошло – в этом году не покушали в сентябре ягоды этого сорта, покушаем в следующем году. Зато результат получен, выводы я сделал и на будущее намотал себе на ус, что под кустами винограда, таким образом, камни использовать нельзя, но…

Но нельзя использовать камни именно таким образом, а вот другим образом можно.

Вы в замешательстве, дорогой посетитель?

Расслабьтесь, сейчас покажу, как можно использовать камни и под кустами винограда, и под другими многолетними культурами.

Покажу только с кустом винограда, ну, а с другими культурами всё по аналогии.

На фотках ниже куст винограда с тем же сроком созревания — с ране-средним (но пока ещё он не плодоносил).

Что я сделал в начале сезона в этом году?

Я походил за забором дачи и отыскал несколько камней, но не плоских, а объёмных.

Весной я разложил их под кустом и решил пронаблюдать, на какую длину вызреют лозы к осени, пусть даже и без нагрузки урожаем.

Общий вид...

Правая сторона (от центра куста)...

Левая сторона (от центра куста)...

Дело тут в том, что у сортов с таким сроком созревания, лозы к наступлению зимы успевают вызревать на короткую длину, максимум на 10-15 см. Потому что срок вегетации у этих сортов длиннее, чем у ранних сортов. А в этом году лозы вызрели почти на полметра и более!

Понимаю, что кто-то может сказать, что шиферный забор, у которого растёт этот куст, тоже сыграл определённую роль в длине вызревания лозы, и он будет отчасти прав.

Только в предыдущие годы вызревания лозы на такую длину не было и я склонен утверждать, что именно эти камни и именно такой формы поспособствовали вызреванию лозы на большую длину, чем в предыдущие годы (без этих камней).

Этот эксперимент я, естественно, продолжу и в последующие годы, чтобы уже наверняка получить достоверное подтверждение такому эффекту от таких камней.

Как видите, дорогой посетитель, камни и способы их раскладки бывают разные и результат от их использования тоже бывает разный?!

Вы теперь точно знаете все нюансы – камни, какой формы можно использовать под виноградом, и под другими многолетними культурами (яблонями, грушами, смородиной, крыжовником, жимолостью, сливами, вишней, черешней и т. д.), чтобы получить гарантировано положительный результат!

Ну, и последнее…

Чтобы у Вас не сложилось впечатление, что я получаю только отрицательные результаты на кустах с ране-средним сроком созревания и конкретно с сортом «Надежда АЗОС», я покажу Вам часть фоток именно с этим сортом, которые мне удалось отыскать в домашнем фото-архиве…

Вот фотки за 2008 год. На фотках нет даты съёмки и вот почему. В тот год фотик у меня только появился, и как с ним нужно было правильно обращаться и настраивать все функции, я особо и не знал.

Да и сказать Вам по-честному, у меня не лады со всеми этими электронными приборами – смартфонами, фотокамерами, айфонами, планшетами, и т. д. Это нынешняя молодежь на раз-два с ними обходится, а я вот тут отстал в этом направлении.

Ну, вот, короче говоря, какие фотки нашёл такие и показываю…

Фото за 2008 год…

За 2009—2010 годы фоток особо не нашёл. У меня в те годы старый комп, как говорится, «накрылся медным тазом» и много материалов, и не только по винограду, пропала.

Вот фотки за 2011 год…

Это фотки за 2012 год…

Это мой сын Никита. На тот момент ему было 11 лет. Гроздь почти с его голову...

А это фотки за 2013 год…

Это фотки за 2014 год…

Ну, вот и все фотки, которые удалось найти...

В следующем году планирую мульчировать почву под кустами винограда сеном, так как другой мульчи на весну у меня нет.

И на посошок…

Для новых подписчиков моей рассылки и посетителей блога даю ссылку на предыдущий пост о начале эксперимента под названием «Виноград с камнями под зиму», который был опубликован в прошлом году.

Посмотреть тот пост можно тут.

На этом всё.

До свидания.

Свои мысли, вопросы, предложения и пожелания пишите в комментариях к посту…

С уважением,
Сергей Дьяков.

Просмотров: 5 729

44 комментария к “Сезон 2016 года. Виноград с камнями (результат и выводы)…”

  • Тамара
    19 ноября, 2016, 17:31
    Цитировать

    Сколько лет вашей лозе там где вы укладывали камни? Думаю в засушливое лето результат был бы другой. Спасибо за урок и за обрезку старого куста, смотрела в ютубе, очень понятно и доходчиво.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Тамара, рукавам (наклонная лоза) на сорте «Надежда АЗОС», примерно, 9-10 лет, а плодовым лозам (горизонтальные лозы на проволоке), примерно, 5-6 лет...

    Так у меня к тому ролику по обрезке старого куста есть пост. Посмотрите в рубрике (в правой колонке блога есть Рубрики) «Виноград на даче»...

    [Ответить]

  • Расул
    19 ноября, 2016, 18:31
    Цитировать

    Уважаемый Сергей!

    Спасибо за Вашу работу, за труд! Отличный материал получился. 

    Добавить можно только: не ошибается тот, кто ничего не делает и дорогу осилит идущий. Всем сердцем с Вами.

    Всяческих дальнейших успехов и Доброго Здоровья Вам и Вашим близким!

    Спасибо.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Расул, добрый вечер!

    Благодарю за добрые слова в мой адрес, тронут.

    Вы точно подметили про «идущего»...

    Понимаете, в чём дело. Есть, так сказать, «диванные» виноградари, которые всем дают «дельные» советы, а у самих и винограда-то на участке никогда не росло. И на их голословные советы клюют и начинающие виноградари, и те, которые считают себя профи.

    Мои материалы все простые и с доказательствами. А не верить фактам — это уже нонсенс...

    Вам и Вашим близким СИБИРСКОГО ЗДОРОВЬЯ и УСПЕХОВ в будущем дачном сезоне!!!

    [Ответить]

  • Халил
    19 ноября, 2016, 19:09
    Цитировать

    Сергей скажите пожалуйста на фото 9 октября грозди винограда,больные чем они заболели.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Халил, здравствуйте!

    Болезнь это или нет, не могу сказать...

    Дело-то в том, что треснутые ягоды поедают не только насекомые, но и микроорганизмы. По всей видимости, это какой-то грибок пристроился на ягоды и пользуется моментом...

    Если бы ягоды упали под куст, то их бы начали кушать дрожжевые грибы (от ягод пахло бы бражкой...), а вот как этот гриб называется, не знаю. По внешнему виду — это плесень, но... Но плесень тоже бывает разной...

    [Ответить]

    Халил ответил:

    @Сергей Дьяков,Здравствуйте Сергей! Я почему спросил.У меня тоже так было в этом году.Но у меня начали болеть виноград после дождей,особенно летних и сохнут листья.А на тех виноградниках куда не попадали дожди,листья до поздней осени оставались зеленными и плоды не испортились.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Халил, добрый день ещё раз!

    У меня нет кустов, на которые не попадает дождик, поэтому после затяжных дождей треснутые ягоды заселяются бактериями и грибками. Есть у меня подписчики из северных регионов, у которых виноград растёт в теплице и им легче регулировать влажность почвы. А в открытом грунте этого сделать невозможно...

    И в связи с этим, я ищу в последнее время сорта, ягоды которых не подвержены растрескиванию... даже при затяжных дождях...

    [Ответить]

    Халил ответил:

    @Сергей Дьяков, Понятно,Сергей.

    [Ответить]

  • Оксана
    19 ноября, 2016, 19:46
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей.

    Вы пишите, что вашим лозам плодоношения по 5-6 лет. А плодовые побеги будущего года вырастут из спящих почек, или вы оставляете по 1-2 глазка на отрезанных отплодоносивших лозах?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Оксана, добрый день!

    Да, новые лозы в будущем году вырастут из оставленных глазков на пеньках, которые были оставлены от лоз этого года при обрезке.

    Может быть и так, что и из оставленных 1-2 глазков вырастут новые лозы в будущем году, и из спящих глазков на многолетней древесине...

    Вы посмотрите посты в рубрике «Виноград на даче» (в правой колонке блога), так есть ряд постов, и по обрезке в том числе...

    [Ответить]

  • Иваныч
    19 ноября, 2016, 20:29
    Цитировать

    Доброго времени суток . Огромное спасибо за весь цикл про виноград особенно за обрезку и распределение лозы куста , стало ясно и понятно до этого перелопатил весь инет и чем больше читал тем больше было вопросов и не понимания Пробую вырастить виноград в Ханты — Мансийске ,перезимует или нет покажет весна сажал в ямы по рекомендации , весной уберу перешейки чтоб получилась траншея ,так проще укрывать на зиму

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Иваныч, здравствуйте!

    Да, весна покажет как перезимует куст, однозначно!

    Выбирайте для своей местности сорта с ультра-ранним сроком созревания, тогда проблем с вызреванием урожая и лозы не должно быть...

    [Ответить]

  • Виктор
    19 ноября, 2016, 20:41
    Цитировать

    Сергей, мне представляются выводы по эксперименту такие:

    1. Известняк хорошо впитывает воду. Камни нагреваясь на солнце, впитывают воду из земли и перекачивают ее в воздух как насос, а поскольку капиляры земли под камнями не нарушены, земля под камнями все время влажная.

    2. От камней прикорневая зона теплей, известняковые камни уменьшают объем влаги в земле, кожица ягод грубеет быстрей и при резком и значительном увеличении влажности земли от дождей и как следствии увеличении размера ягод, грубая кожица трещит сильней.

    3. Вы ничего не сказали о вызревании лозы в результате этого эксперимента. Мне представляется , что лоза должна была вызреть на большую длину и в этом случае. 4. Я считаю, что если вместо известняковых камней будет мульча из неорганических материалов не впитывающих воду (темный пластик, металл и др.), результат эксперимента будет другим.

    С уважением Виктор

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Виктор, здравствуйте!

    1. Известняк, действительно, хорошо впитывают воду, но во время дождей её было столько, что и почва под камнями напиталась значительно. А ягодам этого сорта достаточно, чтобы дождик лил сутки и они лопаются.

    3. Вызревание лозы было стандартным — вызрело все 6-8 глазков, а остальная часть была зелёной.

    4. Возможно, если вместо камней будет другой неорганический материал, то результат будет хуже полученного, так как произойдёт сильное переувлажнение почвы даже и от маленького дождика...

    [Ответить]

  • Нина
    19 ноября, 2016, 22:17
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей!

    Очень аккуратные и ухоженные у Вас кусты винограда, приятно на них смотреть, но не очень приятно о себе думать как о полном профане в этом вопросе. Виноград сорта «Феномен» я вырастила из черенков и посадила в прошлом году, но в этом году прирост был слабоват, лозы тонкие, и я осенью замульчировала, положила сено толстым слоем, и оставила его под укрытием на зиму, так как уж очень кустики были хлипкие, пожалела их одним словом. А теперь, глядя на Ваши фотки, меня одолевают сомнения, правильно ли я поступила.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Нина, добрый день!

    Вы всё сделали правильно, что оставили сено в зиму, я тоже так делал, но перезимовка лозы не зависит от того, есть мульча под кустом или нет.

    Перезимовка зависит от вызревания лозы или части лозы...

    Сильно не переживайте, весна всё расставит на свои места!

    У меня тоже в этом году два новых саженца дали слабый прирост, ну, и что из этого?

    Главное, чтобы на этих слабых лозах вызрело хотя бы по паре глазков, которые в будущем году «проснутся» и эти новые лозы будут участвовать в дальнейшей формировке куста!

    [Ответить]

  • Татьяна
    19 ноября, 2016, 23:17
    Цитировать

    Сергей, попробуйте закопать небольшие валуны в землю около лозы. Они послужат батареей, а не мульчей

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Татьяна, здравствуйте!

    Точное уточнение! Так делали наши предки в северных регионах...

    При посадке плодовых деревьев и кустарников они закапывали валуны в почву под растениями и на поверхности почвы оставляли небольшую часть камней. Солнце светило на эти открытые участки камней и подогревали почву...

    Татьяна, у меня больше нет таких камней за забором дачи, а то бы попробовать можно было. Придёт весна, тогда поезжу по садоводству и поищу такие камни... или у соседей спрошу...

    В общем, наступит новый дачный сезон, тогда и будем думать и действовать...

    [Ответить]

    Антон ответил:

    @Сергей Дьяков,

    По поводу камней имею такое мнение. Наличие камней, а именно их обилие, скорее должно отражаться на состоянии винограда положительным образом, так как это приближает среду произрастания к более естественной для лоз. Ведь для горных местностей характерны большие перепады суточных температур. Днем солнце жарит, а ночью очень холодно. Соответственно, каменистая местность должна сопутствовать аккумулированию тепла на ночь и согревать виноград почти до утра. Значит много камней — есть гуд. Даже если камни не крупные, а только щебень вперемешку с песчанистым грунтом, но в большом количестве. А урожай погиб скорее из за болезни, местной, ведь в тепле не только виноград процветает, но и грибки всякие. Тепло+сырость от дождей, = почти субтропики на черноземе и подзоле. А это благодать для болезнетворных организмов и плесеней.

    Как вывод — необходимо срочное лечение если не химией, то действенными биопрепаратами точно. Камни сработают как надо только в относительно сухой период.

    Как то так.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Антон, так этот эксперимент и задумывался именно для того чтобы камни днём нагревались, а ночью отдавали тепло лозе. Тем самым, должен был уменьшиться срок вызревания урожая и большему вызреванию лозы, а на деле получилось, что камни и еловый опад плотно закрывали площадь почвы под кустом и малейший дождик привёл к растрескиванию ягод.

    Поэтому вывод я для себя сделал такой — камни можно и нужно использовать, но объёмной формы и не сплошняком...

    А с «болячкой» буду разбираться, т. е. появилась проблема, буду решать...

    [Ответить]

  • Антон
    19 ноября, 2016, 23:28
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей. Урожай на фото шикарный. Эксперимент тоже поучителен. Уточните пожалуйста- до каких минусов у вас зимой морозы бывают? К стати заинтересовал метод обрезки и укладки толстой лозы. Век живи век учись. Надо попробовать с одним капризным сортом.

    Сам я долгие годы практиковал только с Изабеллой, но в больших объёмах. Живу в Беларуси, Могилевская область. Зимы у нас в основном не очень злые, до -30, в основном, а так теплее.

    Изабелла — сорт для ленивых — воткнул и забыл. Знай обрезай чуть ли не до ствола.

    Решил попробовать сорт Мираж местной селекции, он же Русбол. Гибрид во втором поколении. Чем заинтересовал? Он очень ранний — августовского созревания. Сладкий очень урожайный и без косточек.

    Не связывались ли вы с ним когда либо?

    По поводу камней и почв. В моей местности лета стали довольно жаркими последнее время и виноград вызревает даже в тени. НО МНОЮ БЫЛО ОСОБЕННО ЗАМЕЧЕНО И ОТМЕЧЕНО, что хуже растет виноград на черноземе и глиноземе. На последнем отмерзает даже Изабелла. Когда мой дом строили, то насыпали около двух метров песка с камнем и битым кирпичом. Там, где эта подсыпка осталась неокультуренной и растут мои лучшие лозы. Ведь на родине — в горных и солнечных районах виноград произростает в каменистой почве, с песком и гравием. Это сочетание наиболее приемлемо для его корневой системы. Жирные, густые, сильновлажные почвы вредны для лоз. Можно насыпать кучу песка, листьев, камней и щебня, посадить лозу и — о чудо! Забыть о многих проблемах, присущих лозам на нашей равнинной местности. Но если зимой ниже -30, то приходится под корни солому ложить 20-30см.

    К слову — В Крыму однажды после оползня измерили корни 15 летней лозы — число метров оказалось почти равно числу лет.

    Есть у меня и один укрывной сорт, названия к сожалению не знаю. Растет в трех разных местах. В тени и на черноземе постоянно болеет, периодически отмерзает; на солнце и в черноземе тоже неприглядное зрелище. А вот в относительно затененном месте, но на легкой песчаной почве все намного лучше. Капризный. Урожай снимаю только раз в 3 года. Какой то мускат. Мелкий, но густой, сладкий зеленый.

    Никак не могу вылечить, в середине июля, когда ягоды начинают зреть — покрывается мучнистым налетом и гниет вместе с листьями. перепробовал все что только можно, только лошадиные дозы серы немного спасают положение. А ведь вино из него... Шэрбэт!

    К сожалению фотоаппарата нет, а на мобильном камера просто есть:)

    А климат наверное у нас близок к Московскому. Одна климатическая полоса.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Антон, добрый день!

    Морозы зимой бывают до -35-40 градусов. В последние 4-5 лет зимы сносные — морозы были до -27-30 градусов. Правда, снега зимой мало стало. Помню мы с супругой ездили на дачу зимой лет 9-10 назад снега было до полутора метров, а в последние годы сантиметров 12-15 было, мы и этому рады...

    Что касается укладки толстой лозы на почву...

    Антон, так я не сразу прижимаю лозу к почве, иначе она может треснуть. Я делаю с ней упражнения на растяжку, как, типа, гимнасты... Прижму лозу к почве и чувствую, что она «в натяг», тогда отпускаю... Потом ещё так делаю раз 15-20... Ну, и если она не сильно поддаётся укладке в этот день, то наклоняю на столько, чтобы не трещала лоза и оставляю так до следующего приезда на дачу. Потом уже лоза послушнее становится и ложится на почву без проблем.

    Сорт Русбол у меня растёт давно, примерно, лет 12-13. Созревает в конце августа — начале сентября, но в ягодах есть рудименты косточек (мягкие косточки). Как опылитель для" женских" сортов, он великолепен!

    Что касается видов почв для винограда, то согласен с Вами — винограду лучше расти на песке, чем на чернозёме... На чернозёме он «жирует», да ещё если виноградарь по своему незнанию или чьему-то наущению начинает кусты чем-то «подкармливать», как будто куст голодает... Вот и получается, что куст лозы гонит километровые, а вызревания не происходит.

    Теперь про болезни...

    Антон, а Вы поищите через поисковик БИО-препараты от виноградных болезней, может чего дельного найдёте. Я использую свои настои ЭМ-эликсира от всех болезней всех дачных культур. На винограде Эликсир смело справляется с бактериальным раком, а вот в дождливые годы иногда милдью всё-таки появляется на листьях...

    В будущем году буду пробовать заквашивать настой на грибах и конкретно от виноградных болезней, а может быть этот настой будет помогать и от овощных болезней, точно не знаю.

    Может быть придётся делать два настоя на даче — один конкретно для винограда, а ЭМ-эликсир для всех остальных культур, ведь результаты от него хорошие!

    В общем, буду экспериментировать в будущем году и с мульчей, и с настоями, и с новыми сортами помидоров, и со всем остальным хозяйством... Короче говоря, скучно не будет!

    [Ответить]

    Алексей ответил:

    @Антон, попробуй сделать навес, чтобы не садилась роса сверху, у Курдюмова видел фото — под навесом всё здоровое, одна ветка вылезла — вся больная.

    [Ответить]

    Алексей ответил:

    да упустил крыша прозрачная или слегка мутная.

    [Ответить]

  • елена
    20 ноября, 2016, 11:38
    Цитировать

    Здравствуйте Сергей. Очень интересный материал. Спасибо за ваш труд.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @елена, добрый день!

    Я очень рад, что материал Вам понравился. Теперь дело за малым — применяйте камни с пользой дела!

    [Ответить]

  • Антон
    20 ноября, 2016, 17:36
    Цитировать

    Спасибо за наводку, Сергей. Вы триходермин когда нибудь использовали? Хотелось бы узнать так ли эффективен, как описывают.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Антон, у нас нет в продаже Триходермина, поэтому ничего дельного сказать не могу, а врать не хочу...

    Применял заменитель Триходермина — Глиокладит (в таблетках). Никакой разницы в развитии растений и болезнях не увидел. Может быть по одному году выводы делать нельзя, но больше покупать Глиокладин не стал...

    [Ответить]

    Антон ответил:

    @Сергей Дьяков,

    Судя по всему жидкий раствор спор грибов отнюдь не одно и то же, что прессованные таблетки. Поищу жидкий триходермин или может в порошках хотя бы. Очень хочется спасти чудесную лозу без химии. Если найду отпишусь.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Антон, договорились!

    [Ответить]

  • Александр Николаевич
    21 ноября, 2016, 16:28
    Цитировать

    Здравствуйте Сергей. Очень интересный материал. Спасибо за ваш труд.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Александр Николаевич, добрый день!

    Теперь Вы знаете, как правильно нужно использовать камни. Применяйте в следующем сезоне!

    [Ответить]

  • Владимир
    21 ноября, 2016, 22:51
    Цитировать

    Сергей здравствуйте, я Ваш подписчик, и всегда с интересом читаю Ваши материалы.

    Но тут не могу согласится с теми выводами , что Вы сделали по результатам эксперимента.

    Я уверен на 100%, что причиной утраты урожая Надежды АЗОС были совсем не

    наличие под кустом камней, не их форма и расположение, а обычный виноградный оидиум.

    Ягода пораженная оидиумом имеет огрубевшую неэластичную кожицу, лопается в конце концов даже и без «помощи» дождей. Вы наверно впервые столкнулись с таким сильным проявлением этой болезни винограда. Обратите внимание на фотографии этого года — видно сильнейшее поражение зеленых побегов. Они практически полностью покрыты оидиумом.

    На фото прошлых годов , тоже ,если присмотреться видно постепенное увеличение присутствия этого грибка на побегах. Первая фотография 2013 года,посмотрите, крайний левый побег рябой, весь в пятнах. Вглядитесь, с каждым годом болячка накапливалась. Кстати, вот этим и можно обьяснить плохое вызревание лоз. На следующий год очень вероятно , что ситуация может повториться. И хоть Вы не любитель обработок химическими препаратами,поверьте , в этой ситуации без них не обойтись.

    Сергей, не спешите отрицать мое предположение, вникните в вопрос...

    Владимир. (Не диванный виноградарь 🙂

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Владимир, добрый день!

    Возможно, Вы правы — растрескивание ягод спровоцировал оидиум, но не факт...

    Занёс я эту болячку, скорее всего, с новыми саженцами. Я за последние 2-3 года почти обновил все сорта, но оставил и несколько старых кустов. А этот сорт «Надежда АЗОС» оставил потому, что на позднюю осень у меня пока нет плодоносящих кустов, они только в стадии формировки.

    Давайте не будем забегать вперёд... Я в следующем году буду мульчировать тонким слоем сена, а в конце сезона мы увидим — виноваты камни с еловым опадом в растрескивании или нет.

    Химией опрыскивать не буду, это однозначно!

    Биопрепаратов от болезней винограда в наших магазинах нет, а то бы я испытал... Буду сам заквашивать разные настои и испытывать их в течение будущего сезона конкретно на винограде. О результатах потом расскажу...

    [Ответить]

  • Николай
    22 ноября, 2016, 0:55
    Цитировать

    Спасибо Сергей за материал, познавательно

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Николай, пожалуйста!

    [Ответить]

  • Антон
    22 ноября, 2016, 15:03
    Цитировать

    На счёт навеса. Не думаю, что навес кардинально что то изменит. Тут скорее нерайонированный сорт, привезенный из Крыма или Молдовы и к нашим условиям не адаптированный. Появился он у меня около 20 лет назад, когда у нас виноградорство было еще на «партизанском» уровне. Знакомый один подкинул. У него лоза растет на открытом пригорке, но защищенном от ветра. Тоже болеет, но не так сильно. И тоже обрабатывает, как говорится — всем, что горит.

    [Ответить]

    Алексей ответил:

    @Антон, споры грибков прорастают в каплях воды, поэтому если минимизировать попадание капель на листья, то грибку труднее прорастать. Полностью не исчезнет, но поражаться будет меньше.

    [Ответить]

  • Рудольф
    24 ноября, 2016, 10:52
    Цитировать

    Здравствуйте Сергей!

    Большое спасибо за материал про виноград.

    Я начинающий виноградарь. В настоящее время у меня кусты двухлетки, кроме Изобеллы которому 5 лет.

    Сергей, как Вы относитесь к методу Чугуева Смоленская обл.который уже много лет выращивает виноград на гребнях, с которых дождевая вода скатывается и корни винограда

    прогреваются в более ранние сроки, чем посаженные в траншеи.

    Я, наверное, попробую

    часть своих двух леток пересадить в гребни, только боюсь как прижевется виноград после пересадки. И еще, лет 7-8 назад я находил информацию в инете, что для раннего прогрева почвы у винограда, прокладываются полиэтиленовые рукава диаметром 150-200 мм. заполненные водой. Днем рукава прогреваются а в темное время суток отдают тепло земле. С большим уважением к Вам. Рудольф. Ответить.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Рудольф, добрый день!

    Про Чугуева не читал и не смотрел, к сожалению...

    Что касается винограда на гребнях...

    Рудольф, а каким тогда образом пришпиливать виноград на зиму. У меня все кусты растут в углублениях и прижимать их к почве иной раз бывает затруднительно. А если кусты будут расти на гребнях, то при укрывке под зиму им нужно делать, что-то типа, коробов вокруг кустов или как? Сказать Вам по-честному, мне проблемы с укрывкой не нужны, и как раз по этому сажаю саженцы в углубления.

    Теперь про прогрев почвы полиэтиленовыми рукавами...

    Рудольф, тёплый воздух, как известно, поднимается вверх, а не застаивается на уровне этих рукавов, т. е. сразу над почвой. Поэтому, чтобы в ночное время почва тоже немного подогревалась от «чего-то», это «что-то» нужно наполовину вкопать в почву под кустом. Я имею в виду объёмные камни — половину или чуть больше копали, а над почвой оставили небольшую часть камня, чтобы на него светили прямые солнечные лучи. Тогда эффект подогрева почвы ночью, возможно, и будет?! А если просто положить эти рукава и наполнить водой, то подогреваться ночью будет только воздух, окружающий этот куст, но... Но и это должно будет повлиять на процесс фотосинтеза в листьях в ночное время.

    В некоторых постах я уже озвучивал эту инфу, которую давным-давно нашёл в каком-то научной статье. Фотосинтез может протекать я в листьях не только днём, но и ночью, если вокруг листьев растения поддерживается отпределённая температура — примерно, от +18+20 до +23+25 градусов.

    Вот этот мой эксперимент и был задуман как раз под этот эффект ночного процесса фотосинтеза, но как видите, я неправильно использовал камни...

    А так этот эффект ночного фотосинтеза явно проглядывается на высокорослых помидорах, которые растут возле стен дачного сарая и у металлического забора. Посты на эту тему есть в блоге.

    А вот Вам ссылка, если ещё смотрели, на последний пост по закрытию помидорного сезона 2016 года 9 октября - http://dacha21veka.ru/koroba-delyanok/oktyabr-2016-goda-okonchanie-pomidornogo-sezona.html

    [Ответить]

  • Елена
    9 июня, 2017, 15:09
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей! Я живу в Симферополе. Выше уже говорилось, что виноград в Крыму растет на каменистой местности. Хотелось бы знать Ваше мнение по поводу мульчирования винограда слоем песка и гравия на геотекстиле. Дело в том, что буквально «достал» пырей. Из Ваших материалов знаю, что Вы по поводу пырея не переживаете, а я его уже видеть не могу. Вот задумала замульчировать виноградные ряды гравием, как это делают с декоративными деревьями в ландшафтном дизайне, но смущает то, что виноград всё-таки для пищевых целей, в отличие от декоративных деревьев. Вариант с мульчированием сеном не проходит в виду недостатка последнего (еле-еле хватает на овощные грядки, туда уходит вся органика, которую удается собрать).

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Елена, здравствуйте!

    В этом вопросе я Вам помочь ничем не могу, потому что сам такую технологию не применял и достоверных результатов у меня нет. Короче говоря, сам не знаю, а врать не хочу.

    [Ответить]

    Елена ответил:

    @Сергей Дьяков, Спасибо

    [Ответить]

Оставить комментарий или два