Вопросы и ответы (17)
Уважаемый посетитель, здравствуйте!
На мой Е-мэйл пришло письмо от моего подписчика, Сергея Бурашникова, с очень и очень КЛАССНЫМ вопросом, на который я с удовольствием и отвечаю.
ВОПРОС:
Здравствуйте, Сергей.
Бурашников Сергей, г. Петропавловск, Северный Казахстан.
Ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос.
Какие идеальные грядки Вы бы устроили на Вашем участке, если бы
у Вас не было никаких ограничений (размеры грядок и междурядий,
расположение, наклон, материал и цвет бордюров, заполнение и т. д.)?
Понятно, что все это должно применяться в каждом конкретном
случае особенно и индивидуально, и все же хотелось бы услышать Ваше мнение.
ОТВЕТ:
Здравствуйте, Сергей!
Спасибо за классный вопрос!
У Сергея получился не один вопрос, а СЕМЬ в ОДНОМ. Да, действительно, сейчас бы я сделал немного по-другому, потому что по прошествии стольких лет, в течение которых я применяю на своей даче Природную технологию, появились и другие взгляды на обустройство самих делянок и всего остального, что связано вообще с дачей.
Итак …
Ширину делянок я оставил бы такую же, как и сейчас, т. е. 60-65 см. Это оптимальные размеры для эффективного использования площади внутри делянки для ЛЮБОЙ культуры. С одного края можно дотянуться до другого, не переходя на противоположную сторону делянки.
Но Вы, дорогой друг, можете включить своё воображение и креатив, сделав сами короба для делянок ЛЮБОЙ формы, а не только прямоугольной, как у меня. Тем самым Вы сможете воплотить свой дизайнерский проект в жизнь и именно на своей даче.
Проходы между делянками 70 см., шире не нужно (смысла нет). И ходить хорошо, и сокращается площадь стрижки травостоя. Захват режущей лески моего триммера 30см, так что при стрижке нужно пройти туда и обратно, и всё скошено.
Длина произвольная — на всю длину дачи. Но не сплошные, чтобы не обходить сами делянки по всей их длине. С одним или двумя разрывами (проходами) и тоже по 70 см., чтобы размеры ВСЕХ проходов были одинаковы. Посудите сами, уважаемый посетитель, если мне нужно перейти от помидорной делянки к морковной, то придётся обходить 20 метровую делянку полностью.
А, так получается мне нужно пройти до ближайшего разрыва (прохода) этой длинной делянки и я окажусь в нужном мне месте. Так же, конструировать, стыковать и доставлять короба такой длины, будет проблематично, т. е. совсем неудобно, а создавать себе самому новые проблемы я уже давно не стараюсь.
На верхнем багажнике машины Вы можете наблюдать короб шириной 65 см. и длинной 4,4 метра. Даже короба такой длинны страшновато вести, не говоря уже о более длинных, потому что их длинные стороны состыкованные.
Какой выбрать материал для самих коробов?
Доски или фанера однозначно. Я бы выбрал именно эти материалы, исходя из их экологических свойств. Доски должны быть обрезные, толщиной 2-3 см и обязательно оструганные, чтобы легче их обработать олифой или другим влагостойким материалом.
Ширина досок должна быть 10-12 см, не шире.
Из фанерного ассортимента я бы выбрал «финскую» фанеру толщиной 18-20 мм. Кстати в этом, 2010 году, я и использовал на замену некоторых коробов, которые совсем пришли в негодность, этот материал. Мне предложили за полцены 5 листов фанеры размером 1,5 на 3 метра, и я сразу прикинул, куда её можно использовать. Мы начали ремонт в дачном домике, и эту фанеру я использовал в коридоре домика, как нижнюю панель стены, т. е. я, обшил нижнюю часть стен этим материалом, НО?!
Но я подумал, что такая высота панели будет роскошью, и отпиливал от ширины листа по две полосы, каждая по 10 или 12 см. Таким образом, я набрал этих полос всего на четыре короба. Получилось практично, эстетично и аккуратно.
Какой должна быть высота короба?
Как я уже упоминал не выше, 10-12 см. — это оптимальная высота. К тому же короба не сильно выступают в высоту над уровнем почвы, что не превращает их в «надгробья». Так называли соседи мои первые короба, которые я ставил на поверхность почвы на своей даче, сбитые из старых половых досок.
По моему опыту, того слоя органической мульчи, который в них укладывается, может хватить с осени до осени. Но используемый слой, различных видов органических отходов в виде мульчи, может быть РАЗНЫМ, потому что нет смысла сыпать опилки толщиной 10-12 см., если эффективно работает слой в 4-6 см. Опилки долгое время перерабатываются почвенными обитателями и эффективно прикрывают почву от прямых солнечных лучей. В предыдущих выпусках мы с Вами, дорогой друг, уже рассматривали вопрос, какие микроорганизмы нужны для переработки опилок.
Каким должен быть цвет материала короба?
Однозначно тёмный или тёмно-коричневый (цвет финской фанеры).
Почему?
Потому что от светлых тонов, например жёлтой бордюрной ленты или необработанных влагостойким материалом новых досок, будут отражаться солнечные лучи и попадать на нижнюю часть листьев растений. Получится тот же негативный эффект, что и со светлой мульчей, лежащей под растениями семейства паслёновых. Конечно, площадь светлой мульчи и площадь коробов несоизмерима, но лучше не создавать проблем сразу, чем их решать в последствии. Согласны, уважаемый посетитель?
Наклон делянок?
Почву желательно выровнять заранее и постараться приблизить её поверхность к ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ, если, конечно, это возможно. Как я не старался выравнивать поверхность почвы, но у меня все же есть уклон в северную сторону. Он не сильно заметен, может быть и особо не влияет на развитие растений, но по информации в «сети» изменение угла наклона на 1 градус в южную сторону, приближает Вашу дачу на 100 км. к южному региону. Но этим летом для некоторых растений было бы лучше, если бы температура была намного ниже, чем температура юга России аномального лета 2010 года (+46 в тени), тогда бы и не было негативного влияния на их развитие (цветение и завязывание плодов).
Мне даже приходилось применять притенение (рассеивание солнечного света) для растений от прямых солнечных лучей, потому что цветки и молодая завязь на помидорах и огурцах просто высыхала и была угроза уменьшения в объёме урожая. Но такое же лето может повториться и на следующий год и снова придётся накрывать растения нетканым материалом, чтобы уберечь их от палящего солнца.
Каким слоем класть органику в короба высотой 10-12 см?
Засыпать по самые края коробов и даже чуть выше, потому что за зиму и раннюю весну, когда снег будет постепенно стаивать, то мульча утрамбуется наполовину или больше. Но тут есть одно НО?!
Для посева мелко семенных культур я применяю осеннюю имитацию грядок, чтобы весной посеять семена именно на поверхность почвы, не разгребая органический «асфальт». Для тех культур, которые высаживаются через рассаду, я тоже применяю имитацию посадочных мест, но уже другими имитационными материалами, тем самым, экономя мульчу.
Как расположить сами короба по сторонам света?
По своему опыту могу Вам сказать, дорогой друг, что это абсолютно неважно.
Почему?
Потому что расположение делянок на моей даче разное. В основном их направление с севера на юг, но есть и делянки, направление которых – с востока на запад (или наоборот). Никакой разницы в самом развитии растений одной и той же культуры (помидоры, перцы, огурцы, морковь, свекла, чеснок и т. д.) я не замечал.
Еще небольшое уточнение, которое поможет Вам особо не обращать внимание на расположение коробов по сторонам света, а исходить из особенностей Вашего дачного или приусадебного участка и имеющихся на нём построек. Уважаемый посетитель, Вы можете, как в любом направлении располагать короба делянки, так и в любом направлении формировать грядки в делянке.
Приведу простой пример. Делянка расположена с севера на юг, и её ширина составляет 60 см, а длина — 10 метров. И если Вы сеете семена нескольких сортов, то имеет смысл грядки в делянке расположить поперёк, а не вдоль! Таким образом, Вам удобно будет сеять и так же удобно отделить один сорт (гибрид) от другого, воткнув между ними палочку или другой маркер.
Таким образом, следует поступить и с делянками расположенными с востока на запад. Для однолетних овощных растений это не играет никакой роли. Солнца и воздуха хватит всем. Поверьте моему опыту, я делал и так и сяк. Всё зависит от Вашего желания, возможностей и фантазии.
Если я не убедил Вас, то позвольте, продолжу мысль дальше. Растущие рядом растения притеняются соседними о-ди-на-ко-во, независимо (от расположения гряд) соседствуют ли они с севера на юг или с востока на запад по отношению друг к другу. Раньше у меня тоже складывалось мнение, что лучше располагать и делянки, и грядки в делянке, с севера на юг, но с получением результатов и по моим наблюдениям теперь это не имеет особого значения.
Понимание происходящего приходит с опытом и получением результата. Вы, дорогой друг, так же можете провести такие опыты на своей даче или приусадебном участке, расположив делянки и грядки по-разному. К концу дачного сезона получите результат и на основании этого результата сделаете соответствующие выводы.
На этом я с Вами, дорогой друг, прощаюсь до следующего выпуска. Увидимся услышимся через две недели.
Если Вы хотите просмотреть ранее отправленные выпуски до 2011 года, то прошу милости пройти в архив сайта «Дача по законам природы».
С уважением,
Сергей Дьяков.
19 комментариев к “Вопросы и ответы (17)”
Здравствуйте, Сергей! Скажите пожалуйста. можно ли ли в качестве.мульчи применять кору сосны, кора пролежала года полтора и под какие растения её лучше укладывать?
[Ответить]
Здравствуйте, Ирина!
А почему бы и нет. Я один год набрал коры в лесу и положил так, чтобы не оставалось просвета между корой. Участочек получился небольшой под кустом смородины, но негатива не заметил. Кусты замульчированные корой и другой органикой развивались одинаково. Только окру всё таки лучше дроблёную использовать, так она ближе к поверхности почвы прилегает.
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей!Расскажите пожалуйста поподробнее о Ваших методах посева (не совсем понятно каким образом Вы производите посев) "Для посева мелко семенных культур я применяю осеннюю имитацию грядок ,чтобы весной посеять семена именно на поверхность почвы, не разгребая органический «асфальт». Для тех культур, которые высаживаются через рассаду, я тоже применяю имитацию посадочных мест, но уже другими имитационными материалами, тем самым, экономя мульчу.
[Ответить]
Здравствуйте, Ирина!
Простите, пожалуйста, но об осенней имитации грядок я рассказать не могу. По одной простой причине. Этот видео урок является бонусным к видео-книге «Морковь без проблем». Дачники, которые её приобрели заплатили за это деньги и КЕМ я буду после того, как расскажу об этом в комментарии.
Поэтому, извините.
[Ответить]
Сегодня открыла для себя Ваши работы (исследовательские). В этом году в огороде, где сажаем картошку, разложили листья ореха — из тех соображений, что замучил колорад, а колорад боится запаха ореха (летом опрыскивали — на немногое время помог. Однако боюсь, что картофель тоже не захочет расти в ореховых листьях, пусть даже перегнивших. Интересно Ваше мнение. Спасибо. Надежда
[Ответить]
Есть у вас луннопосевной календар которого вы придержываетесь,дайте ссылку на taras024@mail.ru,а то у меня два из газет но харошые дни вних не совпадают для посадки розсади перцев,баклажан.по одному календарю блогоприятный 26 февраля-хотел сажать перцы,баклажаны.сегодня пришла газета с календарьом -в ньом 26 нельзя садить.не знаю когда лутше теперь сажать,и верить ли лунным календарям вобше
[Ответить]
Сергей ответил:
15 февраля, 2013 в 23:09
[Ответить]
зеник,Укаина,львовская обл. ответил:
16 февраля, 2013 в 9:40
[Ответить]
Сергей ответил:
16 февраля, 2013 в 10:45
[Ответить]
Здравствуйте,Сергей.Как то случайно наткнулась в интеренте на компьютернуб программу для огородников о планировании посадок с учетом севооборота и т.д.,но потом забыла её название.А Вы используете какую -нибудь компьютерную программу при планировании посадок? спасибо
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
20 апреля, 2016 в 9:50
Нет, никакими программами я не пользуюсь и севооборот не соблюдаю.
Я делаю просто — приезжаю на участок и уже на месте планирую, что пересадить или спланировать посадки следующего года...
[Ответить]
Сергей, привет из Эстонии, спасибо за оригинальный рецепт против тли, полученный после подписки ещё 16.04.2016!
Правда, пока он нам не понадобился за отсутствием тли.
Наконец-таки появилось время не только почитать Ваши статьи с самого начала, но и написать статью о нашем общем увлечении и даже стать Вашим партнёром.
Сам приверженец природного земледелия с 1972 года – когда и терминов-то никаких не было.
К сожалению, не открывается ни одно видео из серии «Четыре времени года».
Второе сожаление, что имена комментаторов не активны и нельзя посмотреть их блоги – такого «пережитка времени» в интернете уже почти не осталось.
Последнее как раз и не простимулировало ранее писать отзывы – уж извините, после многих Ваших интересных статей, прочитанных мной – благодарю!
Полагаю и Вам буден небезынтересно на моём блоге.
Если есть замечания по статье – пишите исправлю.
С уважением, Виктор Дулин.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
30 декабря, 2016 в 13:51
Как так, не отрывается видео из передачи «Четыре сезона»? Я кликал, всё работает.
Есть ещё 10 передач на ТВ Стрим, канал Усадьба, передачи называются «Альтернативный сад». В 2015 году съёмочная группа приезжала 10 раз к нам на участок с весны и до осени, поработали на славу...
На Ваш сайт обязательно зайду, как буду немного посвободнее...
[Ответить]
Виктор Дулин ответил:
30 декабря, 2016 в 17:49
Да, ТВ Стрим, канал Усадьба, передачи «Альтернативный сад» и в «YouТube» всё нормально, а «Четыре сезона» вот скриныprntscr.com/dpq4ax prntscr.com/dpq5ey ни в одном браузере открыть не смог.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
31 декабря, 2016 в 10:30
[Ответить]
Через баннер открывается «Новое» и «Рекомендованное», а «Все выпуски» не хотят.
Ну, да ладно — посмотрел в «ТВ Стрим».
Сергей, с наступающим Новым Годом — здоровья и благополучия всему семейству!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
31 декабря, 2016 в 16:44
Что касается банера от ТВ МИР.
Виктор, в этой телекомпании всего 1 ролик и он открывается у меня великолепно, сразу на моём видео.
10 передач «Альтернативный Сад» находятся в телекомпании ТВ СТРИМ и это ТА показывает по кабельному каналу. Мы раньше были подключены к провайдеру Ростелеком, вот там было это ТВ СТРИМ. А потом мы пеершли, а точнее сказать вернулись к провайдеру Дом.Ру и у него нет ТВ СТРИМ. Так что посмотреть на себя со стороны я при любом желание не могу, а вот мой старший брат смотрит все передачи «Альтернативного Сада» и потом звонит мне и радуется — ну, брат, ты вощеее...
На Ютубе, какой-то балбес залил ролики «Альтернативного сада», записанные с телевизора, там весь звук, как будто из преисподней. Ведущий уже раз писал претензию в службу поддержки канала Ютуб и они быстро удалили точно такие же ролики с голом из преисподней. А тут видно, кто-то ещё залил... Вот неймётся кому-то испоганить все передачи -звук-то отвратительный...
Короче, Виктор, вот такие дела с этим телевидением...
[Ответить]
Зачем на дно делянок класть доски, или кирпичи???
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
3 апреля, 2021 в 20:40
Вот картошка на досках за 2020 год —http://dacha21veka.ru/mulcha/sezon-2020-kartoshka-kotoraya-rosla-bez-pochvy.html
Остальные картофельные материалы найдёте через поисковую строку блога, которая находится в правом верхнем углу...
[Ответить]