Нарастание гумусового слоя за третий сезон (часть 4)…
Здравствуйте, дорогой посетитель!
Это очередной пост про нарастание гумусового слоя в одной делянке, где мы с Вами следим за этим экспериментом уже третий год. В этом году слой гумуса не увеличился, а остался на том же уровне. Почему это произошло, мы с вами и будем разбираться.
Сразу оговорюсь, что этот материал для тех дачников, которые хотят увеличить высоту гумусового слоя в своих делянках в разы, без покупки чернозёма и навоза.
Причём сам состав почвогрунта на отдельно взятом участке к образованию гумуса на его поверхности не имеет никакого значения. Будь то песок, глина, супесь, суглинок, и т. д. Дело в том, что гумус образуется НА поверхности почвогрунта, а не внутри него.
Хотя, если рассудить по сути, то запас гумусового слоя не имеет никакого значения для роста и развития садово-огородных культур, если использовать в своих делянках толстый слой органических остатков в качестве мульчи.
Я понимаю, везде пишут, что главным питательным слоем для наших растений является плодородный гумусовый слой и делают акцент именно и конкретно на этом утверждении. Однако это не совсем так…
Ну, ладно, что пишут — пусть пишут, а нам с Вами нужны реальные факты и доказательства, а не философские рассуждения.
Что такое гумус (чернозём, компост или назовите его, как хотите – смысл его появления и образования на нашей планете или конкретном дачном участке от этого не изменится)?
Гумус – это конечный продукт разложения (распада) органических остатков почвенными обитателями.
Сейчас постараюсь пояснить немного поподробнее и попроще. На поверхности почвы лежат органические остатки в качестве мульчи. Так? Так. Когда весной наступает тёплая погода, то в этой мульче и в верхнем слое почвы активизируются почвенные микроорганизмы и животные (черви, личинки, насекомые и т. д.). Так? Безусловно!
И с того тёплого времени дачного сезона и до похолодания эти почвенные обитатели безустанно перерабатывают эту органическую мульчу. В процессе этой переработки, они сами питаются этим «органическим компотом» и кормят наши растения. Так? Так, и…
И этого питания (от толстого слоя органической мульчи) образуется столько много, что усвоить этот объём питания полностью не могут ни почвенные обитатели, ни растения. Поэтому невостребованная часть питания выпадает в осадок в виде гумуса.
Да к тому же в наших краях есть период покоя, в течение которого ни растения, ни почвенные обитатели не питаются вообще ничем, так как они «спят», а по-научному, находятся в анабиозе.
Этот период «не питания» начинается с понижением температуры воздуха и почвы поздней осенью и заканчивается с момента повышения температуры воздуха и почвы ранней весной.
Значит, вот в этот период и происходит естественное накопление (наслаивание) гумуса на поверхности почвогрунта от остатков невостребованного питания. Т. е. то, что не съели почвенные обитатели и растения, выпадает в осадок на поверхности почвы.
Короче говоря, с чего начинали к тому и пришли. Гумус – это конечный продукт переработки органических остатков почвенными обитателями!
Тут можно сделать простой вывод — нет на почве органических остатков, не будет и гумуса, но…
Но дело даже не в образовании гумуса, а в том, что почвенные обитатели и наши растения в течение тёплого периода дачного сезона питаются самим «продуктом разложения (распада)» органических остатков, т. е. «органическим компотом».
Каким образом питаются почвенные микроорганизмы и наши растения?
Происходит примерно так. Микроорганизмы выделяют через внешнюю оболочку своих «тел» ферменты (по-простому пищеварительные соки), которые попадают на отмершие органические остатки — сено, солому, опилки, семечковую лузгу, листву, хвойный опад и т. д.
В тот момент, когда эти ферменты коснулись «тел» растений, то эти «тела» растений начинают растворяться под воздействием этих ферментов и в результате это растворения образуются те химические элементы, которые содержатся в «телах» растений.
Другими слова – те химические элементы, которые растение употребляло в качестве своего питания в прошлом году, высвобождаются из «тела» растения и служат теперь питанием уже для новых растений в этом году.
Как-то запутано. Хотел как проще, а получилось как всегда.
Ну, ещё раз. Возьмём для примера дикорастущие травы на лугу. В этом году каждая травинка для того, чтобы расти, использует некие химические элементы. Так? Так. И эти химические элементы содержатся и накапливаются в самом «теле» растения в течение всего сезона, пока травка растёт. Так? Так.
После того, как эта зелёная травка по глубокой осени «умирает» от первых заморозков, то эти химические элементы в её «теле» так и остаются. Снег придавливает (прижимает) эти отмершие травинки к поверхности почвы. Так? Так.
Весной, после стаивания снега, эта отмершая травка лежит на поверхности почвы луга в качестве сенной мульчи. Так? Так. И когда повышается температура воздуха и почвы, то в этот момент новая травка начинает расти через сенную мульчу и в это же время активизируются почвенные обитатели.
А раз почвенные обитатели «проснулись», то они начинают разлагать (переваривать) эту сенную мульчу, потому что их на эту работу запрограммировала Природа!
Сенная мульча растворяется от ферментов почвенных обитателей и образуется «органический компот», состоящий их ферментов почвенных микроорганизмов и тех химических элементов, которые содержались в отмерших травинках, т. е. в самом сена.
Одну часть этого «органического компота» употребляют сами микроорганизмы для себя, другую часть употребляет новая (растущая) трава для себя, а излишки этого питания выпадают в осадок в виде гумуса.
Вот это самое питание «органическим компотом» микробиологи и биохимики считают ОСНОВНЫМ питанием растений. А гумусовое питание считают второстепенным – дополнительным.
Тот процесс питания почвенных обитателей и растений, который был описан в простой и доступной форме, т. е. человеческим языком, я не выдумал из своей головы. Я просто обобщил тот прочитанный материал (из разных источников), который нашёл в (печатной и электронной) научной литературе.
Так ли это происходит на самом деле или нет, я не знаю. У меня нет сельхоз образования, поэтому объясняю некоторые вещи или процессы из печатных и электронных источников, как могу.
Хотя, если проанализировать появление органических остатков в дикой Природе, их исчезновение и при этом бурный рост дикорастущих растений (на лугу и в лесу), то получается, что это происходит именно так.
Идём далее и переходим на дачный участок…
Точно такой же процесс, как я полагаю, питания растений и почвенных обитателей происходит и в моих делянках, и в делянках у тех дачников, которые используют органические остатки в качестве мульчи!
И как следствие от использования органической мульчи происходит нарастание гумусового слоя. Но как мы только что выяснили, гумус не является основным питанием для наших растений.
Поэтому, если используется органическая мульча, то наличие или отсутствие гумуса в почве (почвогрунте) для роста и развития растений не имеет никакого значения!
Понимаю, что, на первый взгляд, это моё утверждение о не востребованности гумуса для питания растений, может показаться сущим бредом? Ведь, нам всегда вдалбливали (и продолжают вдалбливать) в голову, что плодородие почвы – это наличие питательного гумусового слоя. Так?
Так, так,… я же не с луны свалился и иногда покупаю и читаю газеты по дачной тематике и везде написано о гумусовом плодородии почвы... Но у меня есть неопровержимые доказательства в правдивости моих утверждений, т. е. у меня есть факты!
Есть у меня материал про картошку, которая росла на чистом речном песке без капли гумуса и почвы вообще. Если Вы его ещё не видели, то посмотрите тут.
Теперь плавно переходим к результату нынешнего дачного сезона о «не нарастании» гумуса…
Почему в этом сезоне в нашей с Вами экспериментальной делянке не наросло нисколько гумуса?
Нарастание гумусового слоя в течение дачного сезона в конкретно взятой делянке (или некоего участка) зависит от нескольких условий:
1) толщина слоя органической мульчи;
2) погодные условия в течение сезона (тепло или холодно);
3) достаточная влажность органической мульчи;
4) растут ли в мульчированной почве растения (если не растут, то почти все органические остатки, после «растворения», выпадут в осадок на поверхности почвогрунта в качестве гумуса);
5) и т. д.
В этом сезоне в этой делянке я сеял морковь сорта «шантане Королевская», и слой мульчи в междурядьях морковных грядок был не выше 4-5 см. Правда, пришлось один раз пересеивать семена, потому что не все они проклюнулись и взошли.
Почти пол делянки вообще не взошло, но и посеянный другой сорт морковки «Витаминная 6», тоже в этой части делянки не взошёл. Поэтому я больше не стал пересеивать морковные семена, а посеял немного укропа и петрушки.
Получилось, что половина делянки была с морковкой, а другая половина с укропом и петрушкой.
В процессе роста морковки, укропа и петрушки я, естественно, не принимал никакого участия. Все эти растения росли сами, получая необходимое питание от «распада» органической мульчи, которая лежала в междурядьях.
Мы, конечно, периодически дергали морковку, укроп и петрушку для приготовления салатов и первых блюд, когда приезжали на дачу на выходные. Скажу честно, морковка с петрушкой росли нормально, а укроп был никаким.
Вот несколько фоток про использованные корнеплоды в разное время…
На 7 августа ситуация была такой — ботва бушевала, корнеплоды росли и мы дёрнули несколько морковин...
13 августа мы снова дёрнули несколько корнеплодов...
23 сентября мы тоже выдернули пару морковин, но посмотрите на их размер (по длине и форме) — они совершенно разные... Это я тому, что, возможно, в пакетике были семена разных сортов...
26 сентября супруга выдернула оставшиеся морковины, а петрушку пока оставила.
А это чуть в развёрнутом виде. Как видите, вся морковка разная...
5 октября супруга выдернула и петрушку, освободив мне делянку для замера нарастания гумуса в этом году.
Когда я вытащил из делянки остатки (примерно около 1 см.) не переработанной мульчи, то положил на доски короба уровень и замерил рулеткой расстояние от уровня почвы до нижней кромки самого уровня – как это я дела и в предыдущие годы.
Получилось, что слой гумуса в этом году не нарос нисколько. Это произошло, скорее всего, потому, что слой мульчи в междурядьях был малым – 4-5 см.
Другими словами можно сказать так – (читаем внимательно и медленно) то питание, которое образовалось от переработанной мульчи, всё без остатка пошло на питание почвенных микроорганизмов и растений!
На основании полученного результат и результатов предыдущих лет, можно сделать простой вывод – чтобы слой гумуса нарастал за сезон на 1 см. и выше, нужно, чтобы слой мульчи в делянке был не менее 12-15 см.
Поэтому для тех дачников, кто хочет нарастить гумусовый слой в своих делянках на дачном или приусадебном участке, совсем необязательно покупать готовый (зрелый) чернозём, компост, навоз и т. д. – он вырастет сам!
Нужно только купить (или стырить) сено, солому, листву, опилки, семечковую лузгу и т. д. и положить эту отмершую органику НА почву. Закапывать органику в почву НЕ НУЖНО. Потому что те микроорганизмы, которые переваривают органические остатки, живут на поверхности почвы, а не в ней.
Основной вывод простой – нужно создать условия для почвы и её обитателей, и тогда все растения в этой «живой почве» будут расти сами! А чтобы создать такие благоприятные условия, нужно просто положить НА почву толстый слой органических остатков в качестве мульчи и всё. Проверено!
Да, и вот ещё что...
Я тут пока писал этот пост, мне в голову пришла мысль – а нельзя ли нам с Вами вывести простую формулу для тех, кто хочет нарастить гумусовый слой на своём участке?
Давайте попробуем…
1 см. гумусового слоя за сезон = органические остатки (толщиной 12-15 см.) + почвенные обитатели (как можно больше видов).
Вот такая простая формула.
И вот в ролике ниже моё мнение о рыхлости гумуса и почвы вообще…
Чтобы посмотреть посты за прошлые годы по нарастанию гумуса, кликните по рубрике (в правой колонке блога) — «Гумус почвы»...
Ну, вот, пожалуй, на сегодня и всё.
Что Вы думаете, о роли гумуса и органической мульчи в питании растений?
До свидания!
С наилучшими пожеланиями,
Сергей Дьяков.
119 комментариев к “Нарастание гумусового слоя за третий сезон (часть 4)…”
Здравствуйте, Сергей! Как я уважаю увлеченных людей!!!! Вы к ним относитесь в полной мере!!! Встреча, даже только буквами, с талантливым человеком вызывает у меня всегда чувство безмерной радости!! Спасибо вам за ваши многолетние исследования, за те выводы, которыми вы делитесь в нами! Удачи вам во всех ваших начинаниях!!! С наступающим вас Новым годом!!! Здоровья и радости от каждой встречи с прекрасным!!!! С глубоким уважением Корначева Елена Леонидовна из Калуги
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
20 декабря, 2015 в 13:14
Спасибо за добрые слова в мой адрес!
По сути, я ничего грандиозного и не совершил. Просто проанализировал ситуацию по нарастанию гумуса в течение нескольких лет... Хотя эти материалы сэкономят время, силы и деньги тем, кто собирается покупать машину чернозёма...
Вас тоже с Наступающим Новым годом!
Здоровья и Успехов Вам и вашим близким в Новом 2016 году!!!
[Ответить]
Данная статья несомненно полезна для всех, кто заботится о сохранении и преумножении богатства гумусного слоя!!! Спасибо!
[Ответить]
С удовольствием читаю и смотрю материалы Сергея Дьякова, теперь некоторые вещи осмысливаю и представляю иначе.
Полностью согласна с выводами автора о пользе органической мульчи для роста огородных растений.
Чеснок я выращиваю почти также как Вы, под мульчей (в этом году — стружка виноградной лозы и солома). Несмотря на жаркое, сухое лето, чеснок вырос крупным и чистым. Но за месяц до уборки я отгребла от него мульчу и немного земли (а теперь просто не буду его углублять на 7 см в почву).
А вот помидоры в этом году не замульчировала, так были голенькие и хилые (короче — не было почти томатов).
Отсюда вывод — без мульчи не жизнь!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
20 декабря, 2015 в 15:09
Да, так оно и есть — мульча всему голова!
Вот только меня терзают смутные сомнения — почему Природную Технологию не преподают в сельхоз ВУЗах?
[Ответить]
анатолий ответил:
20 декабря, 2015 в 18:11
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
20 декабря, 2015 в 20:18
Можем, должны и будем это делать!
[Ответить]
Нина ответил:
20 декабря, 2015 в 19:55
Здравствуйте, Сергей! Хочу ответить на ваш вопрос об использовании Природной технологии в сельском хозяйстве Белгородской области:www.bel.ru/news/belgorod/...2/18/912312.html @Сергей Дьяков ,
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
20 декабря, 2015 в 20:19
[Ответить]
Сергей, здравствуйте! Спасибо за статью. Если раньше, я мульчировала в течении всего лета только грядки с помидорами, то весной этого года планирую замульчировать практически все, и конечно поливать вашим Эм элексиром. До субботы у нас в Оренбурге температура была гдето -10, а вчера с ветром сразу -21, сегодня уже -14. С наступающим Новым Годом! Здоровья, счастья в детях, успехов и хорошего урожая.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
20 декабря, 2015 в 15:05
Вы, наверное, хотели сказать, что мульчировать все делянки будете в будущем году? До Нового года ещё 10 дней?!
А в целом я за мульчу обеими руками, причём везде — и дома, и на даче и под всеми культурами!
Да, вот погодка подводит у нас что-то. Не знаю, будет на Новый год снег или нет.
Эликсиром непременно пользуйтесь, как на даче, так и дома для рассады и комнатных цветов!
Вас тоже с Наступающиммммммм!
Здоровья и Успехов в Новом году!
[Ответить]
Сергей, добрый день или вечер! О гумусе. Я с Вами полностью согласна. Растениям он необходим для полноценного развития. А погода у нас переменная. То метет. То тает. Сегодня -7. На даче снег лежит, но сугробы не большие.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
20 декабря, 2015 в 15:19
Я имел в виду наоборот — гумус не влияет на рост и развитие растений. Вы посмотрите, пожалуйста, пост про картошку на голом речном песке, тогда и рассудите...
Вот почитайте коммент ниже (от Ларисы) — влияет гумус (чернозём) на урожайность и рост растений или нет.
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей! Рада пообщаться с Вами. Спасибо за интересную статью. У меня давно возникали сомнения «о большой полезности гумуса» для выращивания растений, особенно в условиях приусадебного участка. Мы живем на черноземных почвах — слой чернозёма достигает примерно 1м, но это никак не влияет на урожай овощей. По литературным источникам Донбасс относится к «зоне рискованного земледелия» и на это списывались все неудачи с выращиванием любых культур. Действительно, все так и получается — малоснежные зимы, резкие перепады температуры от +8-9оС до -5-8оС в течение одного — двух дней зимой, суховеи весной, убивающие всю влагу земли за 2-3дня весной, иссушающая жара летом, неукрытая почва нагревается до 60оС- как по книжкам. Казалось бы ,какие уж тут урожаи? Но пытаемся что то выращивать. Хотя от выращивания картофеля отказались лет пять-шесть назад: в горячей земле клубни «пекутся», картофель мельчает, вырождается. Вот в следующем году попробую посадить грядочку картофеля по Вашему методу- под солому. Немного запаслись летом. Наши соседи разбрасывают по огородам навоз животных под перепашку. Но урожай не очень большой- всё равно закупают картофель на зиму на рынке, правда ботва на растениях — в пояс. Так что , скорей всего Вы правы. Наличие чернозёма не повышае урожайность растений. Спасибо Вам.
Ps. Да, и о погоде. Сегодня целый день идет дождь, а вчера был мороз -5.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
20 декабря, 2015 в 15:34
У нас такая ситуация была на тёщином участке (в районе Липецкого аэропорта). Я тогда ни о чём не думал и дачей не занимался, потому как нам тёща ещё не отдала этот участок, о котором и рассказываю в своём блоге (с песком).
Так вот, на её участке сплошной чернозём-чернозёмище и мы с супругой там впахивали впахивали, а приходила осень и урожая никакого. Это я сейчас понимаю, что пахать его было нельзя плугом, а только культиватором можно было делать поверхностную обработку. А тёща каждую осень нанимала трактор и но вдоль и поперёк весь этот чернозём коверкал.
А когда тёща отписала нам вот этот участок (с песком), то мы с супругой решили, что гробиться не будем — или загазоним или продадим участок. какой смысл на нём батрачить весь сезон, если в результате НОЛЬ?!
Но в конце 1999 года, когда мы были на даче и пошли с супругой в лес за хворостом для печки, меня как будто кто-то по башке обухом треснул...
Мол, посмотри грамотей в лесу всё растёт, а на даче страдает... Вот короче, с тех пор и стал применять лесной опад, а потом и сено, и солому, и семечковую лузгу, и хвойный опад и т. д. в своих делянках в качестве мульчи — как в лесу!
Ага, появился результат — на нашем песке овощи начали расти и плодоносить! Потом появилось понимание, что без мульчи ничего расти не будет у нас. С тех пор и закружилась вся эта моя дачная эпопея...
[Ответить]
Здравствуйте! Этой осенью не смог «добыть»много органики,потому сделал всего 5 гряд.Да и снега ещё нормального не было,думаю,что ещё успею.У нас,на Кубани зима такая,что снег,если и выпадет,то ненадолго.Сегодня с утра вообще дождь моросил! С наступающим всех!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
20 декабря, 2015 в 20:28
Ну, у меня тоже в 2000 году не сразу всё появилось. Наши соседи по участку подсмеивались на до мной — мол, какие надгробья ставит (это они про короба), а потом удивлялись — как это на нашем песке всё растёт!
Вас и ваших близких тоже с Наступающим!
здоровья и Успехов в будущем году!
[Ответить]
Кстати о погоде!!! Калуга находится южнее Москвы на 180 км, это для тех, кто не знает, где жил и творил Циолковский Константин Эдуардович)))) Так вот у нас сегодня как в Сочи. + 8 градусов!!! Такого еще у нас не было за весь период метеонаблюдений!!! Снега нет нигде!!! Я считаю, что уже началась весна — мне так легче жить!!! Не люблю зиму, я выросла на Кубани в селе Красногвардейском. Там тепло было всегда))). Но зиму никто не отменял, она все — равно придет с морозами, со снегами))). Ну и пусть. Пусть будет так, как будет, даже если не так, как нам хочется))). Всех люблю и всех садоводов с их детьми, родными и друзьями с наступающим Новым годо- о- о- м — м — м!!!!!!
[Ответить]
Сергей, спасибо за рассылки, читаем с женой с интересом. Я заинтересовался вашей
методикой, посмотрев передачи по каналу «усадьба». Сделал осенью 3 грядки и засыпал их листвой. У нас за этот период еще не было снега, лишь реденькие дожди. Будем с нетерпением ждать ваших публикаций и советов по выращиванию огурцов в засушливой зоне.
С уважением Георгий.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
20 декабря, 2015 в 20:30
[Ответить]
Тома ответил:
20 декабря, 2015 в 23:22
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
21 декабря, 2015 в 13:37
Есть у меня электронная видео-книга про огурцы. Сделал я её ещё 2010 году, и с тех ничего нового в огуречных материалах у меня пока нет. Вот поставлю теплицу весной 2016 года, тогда может быть, что-то новое и появится, хотя технология будет одна и та же...
Вот, когда начнёте использовать настои Эликсира и по мульчу, и по огуречным плетям, то болезней станет в разы меньше — это факт! Только нужно ещё купить настоящие семена огурцов, а то в последнее время такой мусор продают, диву даёшься. Хотел посеять семена давнишнего гибрида «Темп». Этот гибрид сеял ещё в 2005—2006 годах — растения шикарные, огурчики великолепные и т. д. Пошёл в магазин, продавец сказал сейчас их нет, мы закажем. Заказ пришёл, купил семена, посеял в старый тепличный каркас и потом офигел — растения совсем другие, нежели были в те года. Вот Вам и добросовестность производителя семян.
Так что, при выборе семян сортов и гибридов нужно ухо держать востро...
[Ответить]
Здравствуйте Сергей! И я с удовольствием читаю ваши рассылки, а теперь еще и смотрю передачу « Альтернативный сад» на телеканале « Стрим», где Вы являетесь главным героем.И Ваши грядки с морковкой я видела по телевизору. Так что поздравляю Вас с выходом на телеэкран с вашими идеями, и теперь еще больше людей ( те , у кого нет интернета , или кто не знаком с Вашим блогом) смогут познакомиться с приёмами природного земледелия. Спасибо, что делитесь своим опытом выращивания растений под мульчей и другими идеями в отношении работ на дачном участке. Поздравляю Вас и Вашу семью с наступающим Новым Годом и желаю всяческого благополучия, исполнения всех Ваших желаний , новых достижений на ниве дачного земледелия и прекрасных урожаев! А погода у нас в Алматы ( бывшей столице Казахстана) в этом году необычно ранняя , дождливая и холодная осень, снег несколько раз выпадал и постепенно местами
таял, много пасмурных дней и назавтра обещают снег. С уважением — Вера.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
20 декабря, 2015 в 20:48
Ну, Вы прям скажете — герой? Кстати, это не первое посещение ТВ нашей дачи. Были и раннее ребята из местного ТВ, но это было году эдак 2010—2011...
Вас и ваших близких тоже с Наступающим!
[Ответить]
Сергей, спасибо за рассылки. C интересом читаю.У нас склон и мы сделали грядки-терасы, мулчируем второй год по 5-7см несколько раз (2-3). Еликсиром не пользуюсь.Технологию только предполагаю. Пробовала несколько раз поливать лейкой недельным настоем из всего что собрала. Пока мучают болезни на все и кроты, но упорно не пользуюсь химикатами. Я уже пенсионерка и надеюсь метод победит при его полном применении. Мы живем в Молдове, пока тепло +8 с, моросит. С наступающим... желаю много интересных, полезных опытов.
С уважением, Evghenia.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
20 декабря, 2015 в 20:44
Про кротов есть у меня пост - http://dacha21veka.ru/voprosy-i-otvety/voprosy-i-otvety-19.html
Обратите особое внимание на комменты к посту...
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей.Мы с мужем с удовольствием смотрим и читаем ваши передачи. Очень интересно все. У меня вопрос , мы про вас узнали только поздней осенью, поэтому мульчу не заготовили. Можно ли несколько грядок устроить весной?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
20 декабря, 2015 в 20:41
Конечно, можно и весной положить мульчу в делянки, только потом нужно будет её прижать как можно ближе к почве. Вот есть у меня материал про весеннее мульчирование - http://dacha21veka.ru/mulcha/vesna-chto-delat-esli-s-oseni-ne-mulchiroval-delyanki.html
[Ответить]
Доброго, Всем, времени суток.
В начале двухтысячных занимался овощеводством. Участок был богарный, на склоне горы. По образованию строитель, агрономические премудрости о минудобрениях не знал. Но знал, что уражайность больше на целине. Каждый год поднимал целину, размер участка позволял. Склон был весь заросший кустарником, куда не ступала нога человека. После вспашки все ветки сжигались. Почва отличалась от огородной, была структурная -одномерные гранулы не слипалис. Но только первый год. После вспашки и многократных прополок, осенью была обычной. Теперь я понимаю, что причина высокой урожайности была в микроорганизмах, которые уничтожались вспашкой и прополками.
Я всегда удивляюсь, когда читаю о необходимости удобрениях, хотя получал не плохие урожаи не зная о их существовании. Я больше верю природникам, благо что и таких людей не мало. Прочитал много литературы на эту тему. Но лучше один раз увидеть, спасибо, Сергею за его труды. Теперь я за мульчу. Если бы заново начал, то никакого трактора. Купил бы кусторез и измельчитель и пустил бы все ветки на мульчу.
Погода у нас начал холодать, градусов -20 обещают. Раньше в это время бывало -30, иногда и до -40-ка. Снег выпал в начале ноября, но погода была тёплой то таял, то порошил.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
20 декабря, 2015 в 20:53
Ну, не все же хватают звёзды с неба сразу. Ничего страшного в этом нет. Мне, чтобы это понять, понадобилось пару лет, зато потом всё стало стабилизироваться и уравновешиваться и в мозгах и на дачном участке.
С начала будущего сезона начинайте повсеместно применять мульчи и, как говорится, будет Вам счастье!
[Ответить]
Болат ответил:
21 декабря, 2015 в 10:43
Добрый день, Сергей.В преимуществах мульчи я уже убедился. Несколько лет как я переехал в город. Живу частном доме. Возле дома посадил сад в 2014 году. Никаких удобрении не стал применять, а всё замульчировал свежим навозом. Результаты ошеломляющие. Деревья вымахали за 2 м. Заложили плодушки, некоторые сорта даже плодоносили. Есть фотографии некоторых, если интересно могу показать. Короче я твёрдый сторонник природного земледелия, и мне жалко тех кто в это не верит и продолжают копать землю, приводя дачу в идеальный порядок. Не понимаю как им не доходит то, что вы наглядно показываете в Ваших видеороликах.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
21 декабря, 2015 в 12:04
Да, действительно, навоз — отличная микробная закваска полезных микроорганизмов!
Вот Вы спрашиваете, почему некоторые дачник не понимают того, что видят.
Болат, так я тоже не сразу понял, что Природная Технология это то, что и нужно применять на дачном участке. До меня, как до той утки — дошло на третий год, после того, как нам дачу передала тёща. Мы с супругой по началу (1997—1999 годы) под руководством тёщи копали, рыхлили, тяпали и, короче говоря, ухлёстывались весь сезон, а наступала осень... и за овощами ехали на рынок...
Такие вот дела...
[Ответить]
Сергей ответил:
21 декабря, 2015 в 2:07
Извините Болат, но мне кажеется, Вы все правильно сделали, что выкорчевали все кусты. Вырезать кусты можно, но после этого у Вас их появилось бы в 2 раза больше прежнего, а то и в 3 раза. Весь участок был бы в кустах. При простой вырезке кусты разрастаются очень сильно. Вы тем самым даете стимул на массовое побегообразование, да и подземные корни дали бы много побегов. Даю пример. При обрезке деревьев каждая спящая почка дает побег, рост, как бы говоря: спасите , нас убивают. И у вас уже вместо отрезанной ветки торчат 15 веток. Исключение составлют только ветки вырезанные на кольцо. Поэтому приходится заниматься обрезкой плодового дерева минимум 3 года. В течении 3 лет надо каждый год делать обрезку одного и того же дерева. Думаю, даже после вспашки поля у вас то здесь то там выскакивают корневые отпрыски кустарника. Удачи.
[Ответить]
Погода у нас такая , что не понятно зима или весна . Сегодня +10
[Ответить]
Сергей, огромное спасибо Вам за Ваш сайт и опыт, которым Вы так щедро делитесь. Я тоже засыпала год назад в грядку 6 см листву. К июню ее уже не было, гумусный слой такой же .SOS!!! Простите, что не в тему. Три недели назад поставили на участке 3 дорогущих ультразвуковых прибора для отпугивания кротов на участке. Видимо, кротам никто не сказал, что они должны испугаться пищащего звука и сбежать. Приехав в эти выходные, обнаружили более 30 холмиков на участке в 3-4 сотки. Согласитесь это перебор. Вспахан весь газон.
Может кто — нибудь подскажет надежное и действенное средство?
С уважением, Надежда.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
20 декабря, 2015 в 20:36
Кротов у меня нет, но есть старый-старый пост про этих обжор. Может материалы этого поста Вам чем-то помогут. особенно прочитайте комменты к посту. Пост вот по этой ссылке - http://dacha21veka.ru/voprosy-i-otvety/voprosy-i-otvety-19.html
[Ответить]
Здравствуйте Сергей
С наступающими Вас праздниками
Спасибо за интересную рассылку
с нетерпением жду продолжения
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
20 декабря, 2015 в 20:36
И Вас с наступающим!!!
[Ответить]
Доброй ночи, Сергей! Все, о чем Вы пишите-интересно. Но заняться этим смогу только с новой весны. Благо есть и время и желание. Погода для Сибири нормальная. -20 ночью и -12 днем.Снега в целом выпало 35-45 см.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
20 декабря, 2015 в 20:57
Ну, весной, так весной... Вышлите, пожалуйста, посылочку снега (шучу). А если серьёзно, то так мы соскучились по снегу, аж в недоумении — будет в этом году в наших краях зима или нет?
[Ответить]
Сережа! Спасибо, что делитесь личным опытом. Были сомнения: вроде мульчируешь, мульчируешь, а результат где? Оказывается, надо увеличивать слой мульчи.
Мне понравились больше не опилки, а мелкая (из-под фуганка) стружка. Вот только сосна. Не лиственные. Ну, и трава, свежая и прошлогодняя.
Сегодня тоже идет дождь. Похоже, зима начнется после Нового года.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
20 декабря, 2015 в 21:21
Опилки лучше использовать так — на почву сами опилки или стружку, а сверху сено, солому, семечковую лузгу, листву, хвойный опад и т. д. Вот это будет отличный органический «бутерброд»!
[Ответить]
Анна ответил:
20 декабря, 2015 в 21:59
Я вроде как тоже делаю свою Эм-ку )))
Добавим масла к бутерброду! Листву и хвою...
[Ответить]
Доброе время суток! С удовольствием читаю ваши посты,очень интересно. С вами согласна по поводу мульчи.Планирую перейти на ваш метод выращивания овощей на даче. Пока запасаю органику,делянки еще не делали.Но в этот сезон пробовали раскладывать скошенную траву под помидоры и огурцы результат урожая лучше,чем в прошлый сезон. Хотела спросить: вы под термин «органика» перечисляете солому,листву,лузгу от семечек,скошенную траву,а можно на грядки раскладывать высушенную кожуру от картофеля,заварку от спитого чая очистки от овощей или этого делать нельзя или вообще не сверху грядки класть, а закапывать в грядку. Весь наш любимый народ хочется поздравить с наступающим Новом годом! Пожелать всем здоровья,прекрасных урожаев и достижений в любых областях деятельности!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
21 декабря, 2015 в 13:48
В качестве мульчи можно класть ЛЮБЫЕ органические остатки, но желательно использовать именно те, которые образуются от растений, растущих в вашем регионе.
Я имею в виду, к примеру, в нашем регионе не желательно класть в качестве мульчи (или под мульчу) шкурки от цитрусовых, потому что у нас эти растения не растут, а значит, и нет соответствующих полезных микроорганизмов, которые могут эти органические остатки переработать.
А вообще, есть у меня пост про использование кухонных отходов. Я уже давал ссылку в некоторых комментах, но если Вы её не найдёте, то вот она - http://dacha21veka.ru/mulcha/kuxonnye-otxody-v-kachestve-mulchi-v-delyankax-na-dache.html
[Ответить]
Нижегородская обл — 2 дня назад было много снега, завтра его не останется . В прошлом году снег лег 23 декабря, в этом похоже только к НГ будет к сожалению.
[Ответить]
Добрый вечер. Благодарю за рассылки. Читаю их с интересом, но не со всем могу согласиться. Участок у нас недавно. Земля насыпная, непонятная, вроде песок. Второй год мульчируем. Грядки еще не все огорожены. В этом году была посажена капуста на огороженную грядку, замульчированную, и не огороженную, тоже с мульчей. В последней капусту садила в лунки с перепревшей травой. Уход был одинаков. Капуста во второй грядке была гораздо лучше. И еще, на огороженной грядке под мульчей совсем не выросла свекла, практически не завязалась, листья были маленькие и красные. Пробовала различные рецепты ( поливала разными растворами) ничего не помогло. Эта грядка была подготовлена в прошлом году. Соответственно, напрашивается вывод, что дело не только в мульче.
Поздравляю Вас и всех огородников с Новым годом!!! Всем богатых урожаев!!
На улице идет дождь, не укрыт еще виноград и розы. Ждем зимы.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
21 декабря, 2015 в 13:41
Конечно, дело не только в мульче, а ещё и в качестве семян. К примеру, морковку в прошлые пересеивал по несколько раз и всё бес толку... А пакетики-то красивые и по описания свойства отличные, только вопрос — что внутри этих пакетиков насыпано?!
Вас тоже с Наступающим!!!
[Ответить]
Пишу коротко, это второй комент. Первый куда-то провалился. Буду пробовать технологию. Спасибо. Вопрос, если можно. !5лет не удобрять землю под морковь, если не считать мульчи (именно она является удобрение). А гумус и биокомпот находятся в 2-5 см под уровнем земли. Значит морковь питается этим слоем 2-5 см. вниз от поверхности почвы. Мы знаем, что морковь достигает 15см длиной. Чем питается остальная 10см. часть моркови? А ведь никто не будет спорить, что морковь питается всей длиной плода? Тогда я делаю вывод согласно доводам Сергея Дьякова-морковь питается верхними слоями почвы, где обитают червечки, жучки, микробы, гумус( да и тот возможно по словам Сергея роли в развитии и кормлении растений мало роли играет), а нижние слои земли где находится основная масса плода моркови мертвая и никакой роли не играет в питании растения. Я правильно Вас понял Сергей? Спасибо.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
21 декабря, 2015 в 13:21
Я думаю так. «Органо-почвенный компот» не может быть только в верхнем слое, потому что это жидкостная среда. Поэтому она находится и глубже, чем 2-5 см.
Смотрите, у морковки по всему корнеплоду есть корешки. Так? Безусловно. Эти корешки сами ищут питание для корнеплода в любой части почвы. И так как почва не перекопана, то эти корешки ползут в те почвенные пустоты, где создаётся питание. В почвенные поры (по-простому дыры) опускаются газы воздуха, и соединяясь с влагой почвы, образуются соли и кислоты от этих газов. К тому же образованная угольная кислота (углекислый газ + вода) способна растворять минералы почвы. Так? Наверное. Вот это всё образованное жидкостное питание и всасывается корешками корнеплода и в сам корнеплод и в морковную ботву. А в морковной ботве при наличии угольной кислоты в ней и воздействию на неё солнечного света, происходит процесс фотосинтеза. И все продукты фотосинтеза впоследствии оттекают из ботвы в корнеплод и корнеплод растёт.
Как процесс питания растений происходит на самом деле, знает только Создатель и сама морковка. Естественно, я объяснил на дилетантском уровне, а сам процесс намного сложнее с точки зрения биохимических процессов, но...
Но даже если мы будем знать досконально или не будем знать, как на самом деле питается морковка, то она всё равно будет расти сама, если в междурядьях лежит слой органической мульчи!
[Ответить]
Сергей ответил:
21 декабря, 2015 в 17:52
Сергей, все очень просто. Вспомните гидропонику. Там земли не надо,и растет в воздухе. Только давай жидкие подкормки. К нашим баранам. Разлагаясь и превращаясь в жидкую, как Вы ее называете биокампот, она (биокампот) находится на поверхности вашего грунта, в сверху новая мульча, она предохраняет биокампот от высыхания. Вот проходит дождь и смешиваясь с биокампотом уходит вниз в глубину земли, ну где-то на 2-10см. Все зависит от объема воды от дождя. Чем сильнее дождь и продолжительней, тем глубже в землю уходит поверхностное питание. Поэтому как не крути, а питание в глубине есть, иначе не видать вам толстой и длинной морковки. Обратите внимание на ваше фото моркови: где больше, где маленькие. Вы говорите, что пересортица в семенах. А может это эффект недостаточного питания на глубине земли? Нет питания, значит и расти не буду говорит вам морковка. Мне кажется, Вам надо заострить на этом внимание. Позвольте или лучше заставьте питанию находиться поглубже 5см. от поверхности грунта. Спасибо.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
21 декабря, 2015 в 20:57
Что касается неоднородности морковки...
Сергей, я говорю вообще, что морковка разных форм, а то что есть морковка одной формы большая и маленькая, так это от того, что одна выросла за весь период, а вторая не успела (поздно взошла).
А как я могу заострить внимание на углублении питания?
Я не могу это сделать, да и не буду этим голову забивать потому, что это питание и его распределения в слоях почвы занимают почвенные микроорганизмы. Зачем мне этим заниматься-то?
Они это умеют делать лучше меня, потому как делают это уже многие миллионы лет. Зачем мне какие лишние проблемы решать, морковка растёт, ну, и отлично! Чего ещё надо-то?
[Ответить]
Сергей! добрый день и с наступающим 2016-м! У нас -23, есть немного около 30 см толщиной снега. В конце недели будет +2.Насчет наращивания гумуса. Думаю, что Ваш способ измерения его роста думаю не корректный. Возьмите большую бочку насыпьте землю. Взвесьте эту землю. Посадите и вырастите в ней большое дерево (понятно за несколько лет). Удалите дерево вместе с конями и снова взвесьте землю в бочке. Вес земли будет практически тот же. Такие опыты уже были. Значит гумуса практически не прибавилось. Да и в лесу чернозем нарастает тысячелетиями. Причем метровый чернозем на глубине для растений не питательный, т.к. он минерализован (в нем уже нет углекислого газа ( он давно улетучился) для образования угольной кислоты, чтобы растворять минералы в этом черноземе. Растения из него могут брать только воду, а не питательные вещества. Если взять вес мульчи, определить ее объем , поделить на площадь покрываемую ею, то я думаю получим доли мм. Суть заключается в том. что мульча прикрывает землю, не дает воде испаряться, а черви и микроорганизмы перерабатывая мульчу образуют углекислый газ. Вот тут с водой во влажной почве и образуется угольная кислота, растворяющая минералы в верхнем слое почвы. А это уже питание для растений. Так мне думается. Чем больше мульчи, тем больше влаги в почве и тем больше гумуса. Но точность измерений должна быть гораздо выше. С новым годом , с новыми экспериментами, это очень здорово! С уважением, Отто.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
21 декабря, 2015 в 12:57
Ну, у нас же не лабораторная работа по биохимии или почвоведению, где результат должен быть до сотых мм. или гр.
Я рассказал на простом человеческом языке из чего образуется гумус, и какой слой может нарасти от разного слоя органической мульчи. Если кому-то нужно знать точные результаты, то пусть найдут в сети эту инфу...
Что касается нарастания гумуса в дикой Природе...
Да, действительно, по исследованиям учёных 1 см. гумусового слоя нарастает за 100 лет, а любой дачник можем ускорить этот процесс, сократив его на 99 лет.
Если Вы не видели предыдущие посты про нарастание гумуса, то посмотрите — там всё наглядно показано...
Заниматься какими-то точными измерениями у меня нет возможности и образования. Я мерю сантиметрами или на глаз, так проще понять происходящие природные процессы.
О роли мульчи для почвы и её обитателей есть материалы в других, ранее опубликованных, постах...
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей!
После прочтения в голове стало, как в том доме Облонских. Ваша статья (по Вашим словам) нужна для тех дачников, которые хотят нарастить гумусный слой, и в то же время Вы утверждаете, что он (слой) в принципе не нужен. Сами Вы излишне наращенный гумус выбрасываете в лес, какую то часть оставляете. Значит, если я правильно понял, то гумусный слой нужен в качестве своеобразного НЗ, то есть на всякий случай, на чёрный день. Тогда объясните, пожалуйста, сколько его надо иметь на грядках? Заранее спасибо.
Погода у нас в Хабаровске сегодня стоит хорошая для этого времени года, практически штиль, температура минус 20. На протяжении этой недели обещают примерно то же. Снега навалило предыдущим циклоном, так, что вроде бы для весны это то, что надо, но ведь погода сейчас непредсказуема, поэтому делать выводы пока не будем.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
21 декабря, 2015 в 12:40
Сколько нужно гумусового слоя в делянках? Сказать Вам честно — понятия не имею.Я упомянул в статье — гумусовый слой нужен для тех, кто хочет его иметь. Ведь не секрет, что большинство дачников всё ещё думают, что гумусовый слой является важным элементом в питании растений. Так? Так.
А как тогда быть с тем фактом, что в экваториальных лесах, где нет периода покоя (нет зимы), гумуса, вообще, нет, а растения не просто растут, а бушуют.
А ответ-то простой. В Природе всё питание уже есть — это газы воздуха и натуральные минералы почвы. Если верить статистике исследований, то на воздушное питание приходится 93-94%, а на почвенное - 6-7%. Причём без присутствия гумуса. Ведь экваториальные леса, в основном, растут на глине.
[Ответить]
Сергей, здравствуйте!!
Спасибо за рассылки! Практического опыта у меня пока нет, поэтому учусь на Вашем опыте, пересмотрела часть архива, изучаю видео-книги, которые Вы мне прислали, информация для меня очень полезная)) короче- учусь, учусь, учусь... жду весну ,что бы применить все на практике))...о погоде, она сошла с ума!!)) — Владивосток :утром 0, днем до +7, снега нет совсем, для нас (людей) это конечно хорошо- тепленько, а вот бедные растения,наверное не знают , что им делать, то ли зацвести, то ли продолжать спать??
Всех с наступающим Новым Годом!!!)))
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
21 декабря, 2015 в 12:30
Да, растюхи, наверное, в смятении, хотя долгота дня их может сдержать от необдуманного пробуждения. На даче давно не был, нужно будет съездить посмотреть, что да как...
Вас и ваших близких с Наступающим!!!
Успехов в будущем дачном сезоне!
[Ответить]
Здесь вчера был снегопад, потепление с 13 до 5 гр. мороза. Дойдёт ли московская оттепель ?
Намерен применить мульчирование в ближайшем сезоне, надо сделать измельчитель веток.
В низком месте участка для планирующейся посадки тыкв, огурцов присыпал почвой из леса ветки яблонь, берёзы, орешника и опавшие яблоки. Можно ли добавлять золу от костра, опасен ли «перекорм»золой ?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
21 декабря, 2015 в 12:24
Я не совсем понял, как это — опасен ли перекорм золой?
Кого Вы собрались кормить золой?
[Ответить]
Владимир из Казани ответил:
21 декабря, 2015 в 22:53
[Ответить]
Сергей, здравствуйте. Огромное спасибо за рассылку. Мы с мужем в следующем году переезжаем на ПМЖ в деревню, в Тульскую область. Вышли на пенсию и мечтаем о собственноручно выращенном саде, о вкусных овощах и ягодах. Небольшой опыт есть, но это опыт из деревенского детства.
Поэтому то, чем делитесь вы, для нас не просто ценно, бесценно. Я читаю и перечитываю все, о чем вы пишите. Смотрю передачи на канале «Усадьба». И у меня потихоньку, понемногу начинает складываться в голове довольно стройная картина обустройства сада и огорода. Очень надеюсь, что ничто не помешает осуществиться нашей мечте. Спасибо, спасибо, спасибо. Погода у нас, во Владивостоке, среднестатистическая. Снега нет, но много солнца. Температура — чуть ниже нуля. Ветер гоняет пыль, а без ветра низины города затягивает смог.
На море лед и рыбаки. Вчера муж наловил на ужин корюшки. Поздравляем с наступающим Новым годом. Здоровья вам и успехов во всех ваших начинаниях.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
21 декабря, 2015 в 12:21
Рад, что мои материалы Вам помогли разобраться с будущими работами на участке.
Спасибо за поздравления!
Вас и Ваших близких тоже с Наступающим!!!
Успехов Вам в будущем дачном сезоне и Крепкого Здоровья!!!
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей! Благодарю за очередную интересную статью! Использую мульчу на своем участке, после сбора урожая поливаю остатки мульчи на грядках средством для быстрого созревания компоста, до наступления холодов микроорганизмы успевают сделать свое полезное дело — догнивает органика. Вот гумусовый слой не замеряла, надо будет поэксперементировать. Мульча помогает бороться с сорняками на не обрабатываемых пока
участках огорода (пока нет времени и надобности засевать весь огород — 50 соток и нет погреба, он в проекте, да и стройка занимает много времени), после еженедельного покоса не убираю растительные остатки, а оставляю там, где скосили (благо триммер измельчает траву), перепревают эти остатки вместе с корнями сорняков. На следующее лето получается чистый надел без сорняков и с рыхлой легкой почвой! Никакого трактора!!! Нынешнее дождливое лето помогло — под мульчей сорняки выпревали вместе с корнями за месяц!!! Не нужна никакая химия!!!
Поздравляю Вас и Вашу семью с наступающим Новым Годом и Рождеством!!! Здоровья, благополучия, успехов во всех начинаниях!!!
[Ответить]
Дымка ответил:
21 декабря, 2015 в 8:05
Забыла написать про нашу погоду)). У нас то холодает до -10-12, то теплеет до 0, раза 2 уже таял снег, потом снова насыпал. Сейчас около -10, снега мало — до 20 см, обычно в это время сугробы уже по колено лежали. Зима-то нынче будет или мимо пройдет?))))) Всех благ!!!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
21 декабря, 2015 в 12:17
Спасибо за поздравление и пожелания!
Вас и ваших близких с Наступающим Новым Годом!
Успехов и Здоровья в Новом году!!!
[Ответить]
Уважаемый,Сергей! Я полностью с Вами согласен, мульча это все что нужно для правильного земледелия на наших дачных участках! Вы ответили Анне о органическом «бутерброде», у меня таже проблема, опилок много, сосновых,но теперь я понял ( с Ваших) слов как надо делать «бутерброд». Еще есть вопрос о применении отходов пищи, конечно исключая соль и сахар. Как лучше применить! С наступающим Вас Новым Годом! Здоровья счастья радости удачи всей Вашей семье! А Вам лично, быть таким какой, Вы есть, делитесь с нами Вашими мыслями,успехами, для нас это хорошая поддержка и стимул, в развитии и достижении целей, а цель это хорошие урожаи и крепкое здоровье! Всего Вам самого лучшего!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
21 декабря, 2015 в 12:14
Спасибо за поздравления и пожелания!
Вас и Ваших Близких тоже с Наступающим!
Что касается использования кухонных отходов в качестве мульчи...
Есть у меня ответ и на этот вопрос. Правда, сам я не использую эти отходы, потому что мне хватает других органических остатков — сена, соломы, листвы, хвойного опада и т. д. Если коротко по кухонным отходам, то будет так — их нужно сушить дома или в квартире, а потом подсовывать под мульчу уже на даче в делянках. Пост про это, вот по этой ссылке - http://dacha21veka.ru/mulcha/kuxonnye-otxody-v-kachestve-mulchi-v-delyankax-na-dache.html
[Ответить]
Татьяна ответил:
22 февраля, 2016 в 23:45
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
23 февраля, 2016 в 0:53
Конечно, хвойный опад великолепно подходит в качестве мульчи. Я использую и сосновый опад и еловый — отличная мульча!
Как использовать сушеные пищевые отходы и хвойный опад?
Татьяна, очень просто — смешивать не нужно, а лучше всего переслаивать!
Вниз (на почву) кладёте сушеные кухонные отходы, а сверху заваливаете хвойным опадом. К тому же еловый опад ещё и великолепно сдерживает слизней от набегов на овощные культуры!
[Ответить]
Татьяна ответил:
24 февраля, 2016 в 22:45
[Ответить]
Здравствуйте Сергей! Поздравляю Вас и вашу семью с наступающим Новым Годом! Желаю здоровья и успехов в ваших начинаниях! Пусть новый сезон принесёт вам побольше удачных открытий и поменьше огорчений!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
21 декабря, 2015 в 12:08
Спасибо за поздравления и пожелания!
Вас и ваших близких тоже в Наступающим Новым Годом!!!
Успехов, Здоровья и Мирного неба в Новом году!
[Ответить]
Спасибо Сергей за рассылку! Здоровья и успехов! Я Ваш последователь, пока еще начинающий. Новые навыки начала использовать только прошедшим летом. И конечно не все получилось. Не получились совсем редис, салат и укроп. Редис долго пробивался, потом дал огромную ботву и не завязался. При этом, брошенные на открытый участок грядки, без мульчи, остатки семян из пакета дали неплохой редис. Салат вытянулся, был каким то жалким и корявым, а укроп вообще не взошел даже на третий раз. В чем ошибка? Может слишком толстый слой мульчи ( ок 10 см)? Может для этих растений не подходит солома?
Заранее спасибо.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
21 декабря, 2015 в 13:57
Ошибки никакой в мульче нет. Скорее всего дело в качестве семян. К примеру, я свою рассаду капусты даю свои соседям по даче. Как у меня вилки не особо завязываются, так и у них. Получается, что в пакетиках не семена, а неизвестно что — мусор...
[Ответить]
ольга ответил:
22 декабря, 2015 в 11:11
Простите, дорогой Сергей, за наивные вопросы, но поясните начинающему:)) Я в прошлом году с осени заложила на делянку солому , к весне она осела, при посадке редиса я раздвинула слой мульчи и получился довольно глубокий , узкий, затененный тоннель. Когда проклюнулись всходы им пришлось тянуться к свету, что и привело, по моему мнению, к вытянутой ботве и отсутствию плодов редиса. Ведь в другом месте эти же семена показали себя нормально. С семенами, конечно, лотерея, но не хочется повторять свои ошибки этой весной. А я понимаю, что что то делаю не правильно.
Спасибо
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
22 декабря, 2015 в 15:35
Да, не наивный это вопрос, а нормальный. Правда, у меня такого не было до сих пор, чтобы толщина мульчи влияла на высоту ботвы и отсутствие корнеплода редиски.
В этом году мы с сыном сеяли репку в делянки (после чеснока). Сеяли два сорта — Гейша и Петровская. Результат такой (у двух сортов одинаковый) — некоторые растения завязали корнеплоды, а некоторые стали выращивать цветоносы.
Вы как считаете, тут мульча виновата или паршивость семян?
С капустой такая же беда — часть растений завязала вилки, а часть нет. К тому же свою рассаду давал соседке по даче. Результат один в один — у некоторых растений были вилки, у части нет. Капуста росла в разных условиях — у меня в мульчированной делянке, у соседки в копаной почве...
[Ответить]
в августе -сентябре только начала мульчировать почву и уже увидела результат-земля пуховая. Насчет урожайности-все было в достаточном количестве и даже лишнее. Но это мы и удобряли и поливали. Хочу облегчить себе труд на даче. поставили короба , засыпали травой и листвой из-под плодовых деревьев, опилок не привезли, иголки тоже не собрали. Посмотрим, что будет весной! Надеюсь, что урожай все-равно будет. Погода у нас, в Тамбове, как и у Вас. В субботу намело. а в воскресенье и сегодня все дождем смыло. Прогноз показывает, что снег будет и мороз тоже. С наступающим праздником всех дачников! Осталось дождаться весны!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
21 декабря, 2015 в 15:32
Вас тоже с Наступающим!!!
[Ответить]
Наталья Ш. ответил:
21 декабря, 2015 в 22:47
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
21 декабря, 2015 в 23:00
Не, я запасы почвы не делаю, потому что у меня в лесу здоровенная гумусовая куча есть. Соседи наши берут из неё, кто сколько хочет, и благодарят меня за бесплатный чернозём!
Что касается оставления корешков от овощных культур...
Наталья, я особо на эту тему не заморачиваюсь. Да и дергают у меня помидорные кусты супруга с сыном, а они делают это быстро и обрезать ничего не обрезают. К тому же, я думаю, что лучше червячных ходов в почве нет более нужных почвенных дыр! Может я и не прав, но так считаю. Поэтому и привлекаю органической мульчей всех почвенных обитателей в свои делянки...
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей. У меня земли 15 соток, из них 7 выделены под грядки. Природным земледелием заинтересовалась лет 6-7 назад, может и больше. Как-то попался мне на глаза метод Миттлайдера, но из его метода я взяла только обустройство грядок, из соображений, зачем тратить силы и средства на проходы между грядками. А вместо его подкормок-расчетов с удобрениями я занялась мульчированием по примеру, что увидела в блоге у Игоря Лядова. Без урожая не был ни один год, но хотелось лучше, соразмерно затратам. Из вашего опыта я поняла, что у меня не было нужного слоя мульчи, использовала скошенную триммером траву и выполотые сорняки поверх мульчи по принципу «где уродился, там и пригодился». В прошлый сезон пробовала мульчировать толстым слоем одну грядку под картофелем, увидела такую разницу, что на тех грядках где традиционно обрабатывала — урожай был «от мала до велика», а под мульчей как на подбор, но в меньшем количестве. И это тоже теперь стало понятно. В вашем лице, теперь и в лицах тех, кто преемлет ваш метод, я нашла союзников. Буду смелее пользоваться мульчированием, благо есть ваши диски, есть где подсмотреть. С вашими размышлениями и доводами полностью согласна, поддерживаю ваши опыты. Не надо мучить землю-матушку, вы правы. И про виноград. По вашему видео обрезала виноград, который был запущен в формировке, посмотрим, что у меня получится. И про погоду, как и везде, аномально. В Питере дожди, а там где моя фазенда, В Чувашии, снег лежит тоненьким слоем в 15-30 см, местами вовсе траву видно, то оттепель с дождем, то снежок. С наступающим Новым 2016 годом, пусть приходящий год порадует новыми опытами и богатым урожаем!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
21 декабря, 2015 в 20:47
Ну, вот видите, какие у Вас отличные результаты! Поздравляю!
Но ещё можно и нужно экспериментировать в будущем году.
И Вас и Ваших близких с Наступающим!!!
Здоровья и Успехов в Новом году!!!
[Ответить]
Добрый вечер, Сергей. Очень интересна рубрика «Виноград на даче». Но не получается получить код доступа. Помогите пожалуйста.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
21 декабря, 2015 в 20:59
Почистите КЭШ браузера, который использовали при Подписке и всё должно получиться!
[Ответить]
Добрый вечер! Третий год делянки ,где растут помидоры осенью сильно засыпаю березовыми листьями, в течении лета кладу скошенную траву.Помидорам и мне очень нравится.Минимум уходы.Редкий полив,т.к.почва под мульчой влажная и пасынкование.Земля под мульчой просто пух.Но вот беда .Этой осенью появилось в делянках столько слизней,что они даже поползли по всему огороду.У меня такого раньше никогда не было. Сергей! посоветуйте, что делать. Мульчу очень не хочется убирать.Всех поздравляю с Новым Годом!!! Всем МИРА,ЗДОРОВЬЯ,ЛЮБВИ и СЧАСТЬЯ!!!!!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
21 декабря, 2015 в 21:05
Вас тоже с Наступающим!!!!
[Ответить]
Добрый день,Сергей. Уже из одних комментариев на Ваши материалы можно составлять библиотеку.А уж, статьи Ваши просто необходимыми остаются для тех,кто прочёл их хоть один раз. Очень благодарна. Всегда с нетерпением жду Вашего материала. С Новым годом Вас и всю Вашу семью.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
21 декабря, 2015 в 21:08
Я рад, что мои материалы помогают Вам в решении дачных заморочек.
К концу будущего сезона материал будет ещё интереснее...
Вас и Ваших близких с Наступающим!!!
[Ответить]
Сергей, здравствуйте! Спасибо Вам большое за интересные, познавательные и поучительные материалы! Всегда с удовольствием читаю новую рассылку и нередко перечитываю большинство статей Вашего блога. Многому научилась и уже летом уходящего года что-то удалось воплотить на своем участке из Вашего опыта. Живем в зоне «рискованного» земледелия — Ханты-Мансийск))) Сегодня у нас на почве до -40, воздух -32-34. Землю спасает приличная снежная защита — уже около 70 см.
Занимаемся нелегким делом — разработкой нового дачного участка, где два года назад по неопытности решили сразу посадить помидоры по хорошо перепаханной глине. «Везунчик» Де-Барао долго терпел (все лето 2014 заливало дождями, а в редкие сухие дни глина бралась плотной коркой) и зацвел в конце августа. Когда стало ясно, что урожая нам не дождаться «ветвистые лианы» были срезаны и сложены в кучу. Одновременно, начитавшись множество статей, насмотревшись роликов от опытных огородников, стали с мужем делать высокие грядки и примерно в конце сентября дошла очередь до ботвы срезанных помидор. Какого же было наше удивление, когда из под грабель вдруг покатились зеленые помидорины величиной с голубиное яйцо. В теплой куче завязались плоды! На грядках в 2015 году — практически без укрытия выросли помидоры, перцы и баклажаны. Правда, баклажанов было немного (два летних урагана сделали свое дело), но вот перцы и помидоры выросли — часть помидор снимали красными уже в июле. Остальные крупноплодные — дозаривали на подоконниках. А вот огурцам высоких гряд не хватило — посадила в органические траншеи (навоз не добавляли) и хорошо прикрыли всякой мульчей — соломой и постоянно добавляли свежую траву (благо на соседних невозделанных участках ее было очень много, особенно порадовал богатый ферментами иван-чай, который к тому же давал прекрасный аромат). Огурцы укрывали нетканкой, а в сентябре пришлось укрыть в 4 слоя и огурчики плодоносили до самых заморозков без специальных теплиц. Но в холода мы их особенно тщательно еженедельно заваливали свежей травой, которая давала тепло. Вот так нам приходится выживать в непростых сибирских условиях. Сажали и картофель под солому — просто раскладывали по глине — посадили поздно, но урожай порадовал к середине сентября 1 к 6 для первого раза вполне прилично. Также вырастили картофель из семян. Потому, надеемся, что в следующем году будем высаживать уже свой картофель. Что касается мульчи и гумуса: когда на участке чистая глина, а кислотность зашкаливает — то ценность гумуса возрастает! Он не только питателен, но и дает необходимую рыхлость. Правда, сам по себе его питательный запас невелик, т.к. его обитатели — микроорганизмы, бактерии и всевозможные червячки, переработав исходный материал в виде мульчи, уйдут в поисках новой еды. И если перестать давать органику в виде мульчи (которая также хорошо хранит влагу, дает рыхлость почве), то плодородия не будет — голый гумус также окажется бесполезным. Необходимо постоянно заботиться о его восполнении и о том, чтобы все почвенные обитатели не хотели покинуть свои места в поисках новых необжитых территорий, а оставляли продукты своей жизнедеятельности в виде питательного гумусного слоя, который наращивается из года в год.
Сергей, во всем с Вами согласны! Еще раз, спасибо большое за Вашу открытость!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
21 декабря, 2015 в 22:35
Вы правильно упомянули, что в гумусе микроорганизмам кушать нечего, поэтому каждый год нужно класть органические остатки для питания почвенных обитателей!
[Ответить]
Сергей, огромное спасибо за рассылку!!! Дачник я начинающий , и опыта нет, но сразу понравился Ваш метод природного землепользования. Успела подготовить пять делянок. Листву возила с парка в городе, соседи по даче посмеиваются по поводу «необычных» грядок,а я уверена что правильно сделала свой выбор . Сергей с наступающим Новым годом. Дай бог Вам и Вашим родным здоровья, удачи , любви и хорошего праздничного настроения.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
21 декабря, 2015 в 22:52
Вы, пожалуйста, не переживайте насчёт своих соседей. Надо мной тоже наши соседи первый год посмеивались — мол, Сергей какие-то надгробья ставит, аль, хоронить кого собрался. Потом приходили с открытыми ртами и дивились, как же это всё растёт без перекопки почвы — во чудеса?!
Я показывал им на лес, который растёт за нашим заборам и спрашивал, как там растут деревья в некопаной почве? Они удивлялись тому, что всегда это видели, но не понимали, как в дикой Природе всё растёт само по себе.
Ещё раз прошу, не переживайте! Через год Ваши соседи к Вам за консультацией придут — это факт!
Вас тоже с Наступающим!!!
[Ответить]
Добрый день. Сергей,поздравляю Вас и Ваших близких с наступающим Новым Годом. Счастья,здоровья,успехов. Прочитала Вашу статью,спасибо,очень познавательной. Только жалко,что узнала про Вас совсем недавно. Но на следующий год наверстаю. Возникла мысль о комнатных цветах. Как можно применить эти знания?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
22 декабря, 2015 в 15:21
Вас и Ваших близких тоже с Наступающим!
Только вот вопроса я не понял — Как можно применить эти знания?
Мульчируйте почву под комнатными цветами и рассадой — вот и всё применение данных материалов!
Или Вы что-то другое имели в виду?
[Ответить]
галина ответил:
22 декабря, 2015 в 15:40
Спасибо за ответ. Если я правильно поняла,надо насыпать слой земли,затем мульчу и за счет слоя мульчи растение будет получать все необходимое. А в процессе просто добавлять мульчу в горшок?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
22 декабря, 2015 в 15:50
А чтобы оживить покупной мёртвый грунт, потом изредка поливаю мульчу и почву своими домашними настоями Эликсира. Так же эти настои использую и для рассады.
[Ответить]
Здравствуйте,Сергей. Погода +8,дождь,снег весь растаял,ждём ,надеемся,может БОГ смилостивится и пошлёт толстый слой снега на нашу толстую мульчу! А вопрос вот о чём- вы пишете.что микроорганизмы работают на поверхности земли,перерабатывая мульчу и образуя плодородие. А в литературе пишут о аэробных микроорганизмах,перерабатывающих органику,обитающих в слое почвы до глубины 7-10см., и анаэробных,живущих глубже,куда не проникает кислород,и которые так же перерабатывают органику,увеличивая плодородие почвы. Или все эти микроорганизмы никакой пользы для выращивания растюшек не имеют значения? А важны только живущие непосредственно на поверхности? С уважением, А.С.Карасев
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
23 декабря, 2015 в 21:53
А у нас сейчас дождик шпарит и снега не обещают ни до нового года, ни потом...
Вот такой СЮРПРИЗ...
Теперь к делу...
Александр, в сети инфы полно и каждый материал отличается от другого до противоположности... Возможно, как действительно происходит на самом деле, никто не знает... а может быть и знает... но вот только в этой интернет-помойке разобраться сложно — кто прав, а кто нет...
И ещё...
Я не биолог, не микробиолог, не миколог, не биохимик, и т. д. Я Вам и другим посетителям постарался объяснить простым языком, что и как происходит с мульчей и плодородием, чтобы не ввергать ни Вас, ни кого-либо в научную терминологию... Иначе мозг может просто взорваться от этих умных слов, а в итоге ничего не будет понятно.
Поэтому, что касается анаэробных и аэробных микроорганизмов, то это, по всей видимости, так оно и есть. Только я не представляю, как анаэробные микроорганизмы могут перерабатывать органику на глубине ниже 12-15 см. — откуда она там возьмётся? Это понятно, что человек может закапать, хотя не знаю, зачем это делать???
Но в дикой Природе разве могут органические остатки САМИ СЕБЯ закопать и сгодиться на корм анаэробным микроорганизмам. К примеру, как в лесу листва закопает сама себя в лесную почву? Никак. Тогда вопрос к учёным (кто эту инфу написал) — как анаэробные микроорганизмы могут перерабатывать органику на глубине от 12-15 см. и глубже, если её по умолчанию там быть НЕ МОЖЕТ???!!!
Нет, сами-то анаэробные микроорганизмы есть, но они, наверное, выполняют какую-то другую функцию для почвы и растений, а не переработку органики и образованию плодородия почвы. Я сам точно не знаю, а врать не хочу, но...
Но даже если мы будем достоверно знать о роли тех и других микроорганизмов или не будем знать, значение мульчи на почве же от этого не изменится!
Мульча она и почве, и растениям — ГОЛОВА и МАТЬ РОДНАЯ! Потому что без мульчи нельзя оживить мёртвую почву, так как мульча выполняет 2 основные функции — надёжно прикрывает почву от прямых солнечных лучей (т. е. является «одеждой» для почвы), сохраняя и накапливая влагу в почве... И, одновременно, служит пищей для всех почвенных обитателей! Во как всё просто!
А раз в почве всегда влажно и есть достаточно корма, то куда деваться микроорганизмам? Они размножаются, переваривают органические остатки в доступное питания для себя и наших растений и наши растюхи прут, как на дрожжах!
А если конкретно, то я думаю так — важны те аэробные микроорганизмы, которые живут в верхнем слое почвы. Может я и не прав, но думаю так и не иначе
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей, все ваши выводы абсолютно точны, без мульчи земля ка человек без кожи. У нас в Нижнем Новгороде +7 и дождь. Зима совсем не хочет приходить. А ведь лет двадцать назад вэто время бывали морозы и до -30 :).Но у природы нет плохой погоды. С наступающим Вас Новым годом, успехов Вам в ваших исследованиях, удачи, счастья и здоровья Вам и вашим бпизким!!!!!!!!!!!!!!!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
24 декабря, 2015 в 19:18
Это Вы здорово подметили, но я бы сказал чуть помягче... Почва без мульчи — это всё равно, что человек без одежды! Т. е. голый!
Вас и Ваших близких тоже с Наступающим Новым Годом!
Успехов, Здоровья и Мирного неба над головой!
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей!! Огромное Вам спасибо за то, что Вы решили делиться с теми, кто любит землю, своими находками, наблюдениями, замечательными результатами!
Спасибо Вам за крайне полезные советы по возделыванию земли! Я очень рада, что случайно нашла Вас на просторах Интернета и стала Вашей поклонницей и последователем.
Сердечно поздравляю Вас и Ваших родных и близких с Новым годом!! Удач и открытий Вам ! Всем, кого Вы любите, здоровья, благополучия и счастья!! Мира всем нам!!!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
28 декабря, 2015 в 10:19
Вас и Ваших близких с Наступающим!!!
Успехов, Здоровья, Мирного неба и Семейного Благополучия!!!
[Ответить]
Здравствуйте Сергей. Погода у нас минусовая, снега 50-60 см.Зима в полный рост. Мульчирую почву лет 20 (навозом, опилками, хвоей...) Не перекапываю почву, рыхлю на 5-7 см.и мульчирую, 3 года. Что касается аэробных и анаэробных микроорганизмов в почве думаю (возможно ошибаюсь) что, аэробные микроорганизмы перерабатывают (окисляют) органические остатки, гумус в растворимые в воде соли, которые и усваиваются растениями через корневую систему. Но если-бы были только аэробные микроорганизмы, у нас была-бы пустыня. Т.к. осадки, дождь и снег, смоют всё в реки. Анаэробные микроорганизмы в глубине почвы отбирают кислород у солей, предотвращают их смыв водой и наращивают чернозём. Повторяю, возможно ошибаюсь, я не биолог .Всех с наступающим Новым Годом, здоровья и всего доброго в новом году.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
28 декабря, 2015 в 10:23
Как бы там ни было, будем мы знать досконально все природные процессы, или нет, это неважно. Нам, простым дачникам, нужно учиться у Матушки-Природы и использовать её «наработки» на своих дачных и приусадебных участках!
Вас и ваших Близких с Наступающим!!!
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей!!! После дачного сезона 2015 года и гибели помидор и картофеля я решила что делаю что-то не так и что не хватает знаний. Просмотрела за последние месяцы много разных передач и блогов , в том числе и ваших . Сорт свеклы Нежность у Вас я бы сказала не очень удался (видела в передаче)Обычно корнеплоды этого сорта тонкие и длинные и именно они очень нежные очень сладкие и в пищу можно употреблять в свежем (не варенном виде), иногда попадаются утолщенные они не очень вкусные в свежем виде, возможно это пересортица попадается. А вообще этот сорт я бы не стала на зиму запасать, он хорош только в свежем виде.
У нас тоже погода то снег, то дождь, успела уже 3 раза на даче посеять семена цветов под зиму, снег полностью таял и снова выпадал. Сейчас вроде подморозило и прогноз на праздники морозный. Еще хотелось бы спросить как Вы относитесь к пермакультуре, у Вас все посадки в монокультуре? Очень заинтересовалась пермакультурой. Эликсир возможно хорошее средство от болезней, но это как лекарство, а основная причина болезней скорее всего кроется в монокультуре.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
29 декабря, 2015 в 16:17
Про погоду...
У нас сейчас снега нет совсем, а вот морозики крепчают и снега не предвидится и после Нового года, ну, будем надеяться...
Теперь про пермакультуру и монокультру...
Так значит, если верить знатокам о монокультуре, что она способствует возникновению и процветанию болезней, то тогда деревья в лесу и трава на лугу (которые растут в монокультруе миллионы лет), должны были давно уже погибнуть от болезней и вредителей? Так получается?
Однако леса растут, и трава на лугу бушует! Почему дикорастущие растения не только не погибают, но и процветают?! Да, всё просто — в этих экосистемах (как в лесной, так и в луговой) сохранён и поддерживается биобаланс между патогенами и полезными микроорганизмами, и монокультура тут совсем не причём. Я, например, сажаю помидоры в одних и тех же делянках уже на протяжении десятка лет — это можно назвать монокультурой. Только болезней-то нет. Почему? Потому что я пользуюсь своим настоями Эликсира, в котором разводятся полезные микроорганизмы! Да, я вношу их искусственно при помощи опрыскивателя, но это стоит того!
Пермакультура весчь хорошая, но только в том случае, когда почва, на которой расту растения ЖИВАЯ! А раз почва живая, то и монокультура не помеха. Дело-то не в том, КАК расположить растения на участке, а в том — в КАКОЙ почве будут расти эти растения.
Так что, увлекайтесь, чем хотите, только про ЖИВУЮ почву не забывайте?! А оживить почву и поддерживать в ней эту самую жизнь можно только при помощи органических остатков, которые нужно использовать в качестве мульчи НА поверхности почвы, никуда не закапывая. Точно так же, как это делает Природа уже на протяжении миллионов лет на нашей планете...
Что касается свеклы, то я особо и не переживаю насчёт урожая — мы и этому рады!
[Ответить]
Здравствуйте Сергей! Пишем вам из Хабаровска очень заинтересовал ваш дачный опыт, и хотелось бы у себя на участке попробовать реализовать Ваши идеи, но мы молодая семья и приобрели участок недавно (20 соток), ничего еще не сажали и в этом году хотим начать с плодовых деревьев. Весь участок из за стройки придется весной второй раз выравнивать. В первый раз верхний слой травы уже был удален, и этим летом кое где на участке трава немного выросла. К сожалению, ямы под плодовые деревья с осени мы не успели подготовить. Вот и думаем чем и как можно будет наполнять ямы весной ? Почва оказалась глинистая и вот я засомневалась, что будут ли деревья у нас расти и сможем ли мы вообще вырастить морковку или какие другие корнеплоды? В общем, крайне не хотелось бы покупать чернозем и перекапывать грядки так как это делают наши родители. Подскажите пожалуйста с чего начинать при посадке плодовых деревьев или лучше в этом году не сажать деревья, а сначала подготовить всю почву — посадить клевер... Спасибо заранее, Анна
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
16 января, 2016 в 10:03
А зачем Вы снимали слой с травой? Вот Вы спрашиваете, будет ли расти морковка? Трава-то росла, а почему морковка расти не будет?
Что делать с учатком?
Я свой участок сразу распланировал на делянки и проходы между ними. Наметил, что высокорослые плодовые деревья будут расти по возможности с северной стороны участка. Но так как пристрастился к колонновидным яблоням, то посадил их по всему участку, потому что тени от них мало. Кустарники посадил в одной делянке вдоль забора с соседом. Виноградные шпалеры расположил вдоль дорожек по всему участку. Построил сарай — внутри туалет и весь садово-огородный инвентарь. Отвёл площадку под авто и сделал над ней шпалеру для винограда. Вот, пожалуй, и всё.
Будут ли расти плодовые деревья?
Анна, а почему они не будут расти? У Вас деревья вообще растут в лесопосадках, в лесу, в парках и скверах? Ну, а чего тогда сомневаться, что на дачном участке яблони расти не будут. Главное оживить почву и поддерживать её в таком состоянии. Достигается это при помощи толстенького слоя органической мульчи.
Что касается наполнения посадочных ям для плодовых деревьев...
Анна, я ничем не наполняю посадочные ямы, просто выкапываю ямку по объёму корневой системы и сажаю саженец. Потом, после посадки, обязательно мульчирую почву мульчей. Всё.
Осенью 2015 года пересаживал яблони, пост вот по этой ссылке - http://dacha21veka.ru/posadka-sazhencev/osen-2015-peresadka-yablon.html
[Ответить]
Сергей! Большое спасибо за материал.Один вопрос:на своём участке я давно отказался от перекапывания почвы лопатой,но почва(у меня суглинок) после сезона крепка настолько что её и плоскорез Фокина не всегда берёт,как же сажать в такую почву?У меня на такой почве морковь например совсем никакая...Перекапываю вилами без оборота пласта.Что порекомендуете Вы? Спасибо.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
8 февраля, 2016 в 20:56
Мульчируйте толстым слоем органических остатков свои делянки и сажайте (или сейте) свои овощи.
Илья, вот Вы посмотрите вокруг — разве у Вас не растут деревья в лесах, парках скверах и т. д. Ну, ведь растут! Трава на лугах или берегах рек растёт? Растёт. Так кто там рыхлит почву, пусть это даже суглинок? То-то и оно...
Или Вы думаете, если у нас на дачном участке супесчаная почва, значит, она рыхлая?
Да, бросьте... она каменная, как и суглинок, НО... Но она ПОРИСТАЯ, т. е. дырявая! И под толстым слоем мульчи всегда влажная в делянках! Как морковка в этот «бетон» врастает, понятия не имею, хотя немного догадываюсь...
Так что, мульчируйте свои делянки толстеньким слоем и смотрите, что будет происходить с растюхами? Они будут расти...
[Ответить]
Илья ответил:
8 февраля, 2016 в 22:03
большое спасибо. буду мульчировать.
[Ответить]
Здравствуйте Сергей скажите а можно использовать в качестве мульчи тополинный опад?Спасибо
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
4 мая, 2016 в 8:22
Конечно, можно использовать и тополиную листву, и кленовую, и липовую, и берёзовую, и т. д.
Кстати, одна бабулька нам с супругой сказала, что тополиная листва отгоняет мышей от жилищ — родители этой бабушки сыпали именно тополиную листву в деревенском доме и мышей не было...
Так это или нет не самом деле, я не знаю...
[Ответить]
Зинаида ответил:
4 мая, 2016 в 15:55
Огромное спасибо Сергей просто у нас рядом с дачей растут тополя так зачем идти куда то когда рядом богатство
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
4 мая, 2016 в 16:05
Применяйте тополиную листву и дай Вам Бог хороших урожаев!
[Ответить]
Зинаида ответил:
4 мая, 2016 в 16:15
Вам большое спасибо за ваши знания Поздравляю Вас с наступающим праздником победы 9 мая Пусть над нами будет только мирное небо. А также и Вам отличных урожаев и хорошего настроения.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
4 мая, 2016 в 21:24
Честь и Слава Народу Победителю!!!
[Ответить]
И вам хорошего удовлетворения от Ваших урожаев. С наступающим праздником 9 мая пусть будет только мир в Вашем доме.
[Ответить]