Июнь. Удаление лишних побегов с виноградного куста и распределение лоз в плоскости вертикальной шпалеры…

Приветствую, дорогой посетитель!

Речь в этом посте пойдёт о распределении растущих лоз в плоскости вертикальной виноградной шпалеры по мере их удлинения, т. е. роста. На примере конкретного куста с формировкой двухрукавного веера мы с Вами сейчас это и проделаем.

Это сорт «Надежда АЗОС» с ранне-средним сроком созревания или даже средним. Срок созревания урожая – это величина относительная и зависит от конкретных погодных условий каждого дачного сезона, но ориентироваться на эти сроки, при выборе сортов, нужно и даже необходимо.

Например, для нашего региона (г. Липецк – Центральный Чернозёмный район) выгодней и рациональнее покупать и сажать сорта со сверх-ранним, ранним и ранне-средним сроками созревания. Можно сажать сорта со средним сроком созревания, но тут, как говорится, всё дело случая.

Если будут заморозки в конце сентября – начале октября, то урожай может и не дозреть. Не будет заморозков в эти сроки, то ягода успеет набрать достаточно сахара и урожай будет удовлетворительным и даже отменным.

Но у этого сорта сахаронакопление не очень высокое, да и если идут в конце сезона дожди, то ягода лопается, но… Но я сохраняю этот сорт потому, что в конце дачного сезона покушать виноград могут не все дачники, а вот у нас он есть, и мы ещё умудряемся угощать виноградом (не только этого сорта) соседей, знакомых и родственников.

Некоторые виноградари могут сказать, что это – экстрим!? Да, экстрим, но он того стоит! Скажу даже больше, у меня несколько сортов с ранне-средним (или средним) сроками созревания. Единственный год, когда были ранние заморозки 18-20 сентября, это предыдущий сезон 2014 года, а в остальные годы урожай вызревал отлично.

Всё, прелюдии закончились, приступаем к делу…

На фото ниже Вы можете видеть часть многолетней плодовой лозы, которая образовалась из одного глазка. Как Вы знаете (а если не знаете, то чуть ниже дам ссылку на ролик по обрезке), я применяю свою обрезку плодовых лоз, превращая однолетнюю плодовую лозу в многолетнюю.

Почти во всех виноградарских материалах (книгах, газетных публикациях и т. д.) советуют выращивать на кусте ежегодно плодовую лозу и сучок замещения. Я решил, что это слишком муторно и сложно для начинающих виноградарей и пошёл по своему пути обрезки.

Мой способ обрезки очень простой и выгоден с точки зрения наращивания (накопления) многолетней древесины самой плодовой лозы. Короче говоря, на верхнем конце рукава (наклонная лоза на фото) в последний год формировки я стараюсь оставить одну плодовую лозу, уложив её на первую (самую нижнюю) проволоку шпалеры. Сучок замещения на конце рукава я не оставляю.

В таком виде эта плодовая лоза на будущий год выращивает на своём теле из одного глазка одну плодоНОСНУЮ лозу, на которой есть соцветие и соответственно урожай в конце сезона. Сама плодовая лоза становится к концу сезона уже двулетней и утолщается в диаметре, тем самым, наращивая свою многолетнюю древесину.

Глубокой осенью, после первых небольших заморозков, когда опадает лист, я оставляю от плодоносной лозы, которая выросла на плодовой лозе, 1-2 нижних глазка, а всё остальное удаляю. То есть на плодовой (горизонтально расположенной) лозе после обрезки плодоносной (вертикально расположенной лозы), остаётся пенёк (в виноградном лексиконе – это рожок) с 1-2 глазками.

Обрезанный таким образом куст укладывается на зимовку, укрывается и зимует. Следующей весной плодовая лоза снова подвязывается всё к той же первой проволоке и из оставленных глазков на плодоносной лозе прошлого года (глазки на пеньке), вырастают новые плодоносные лозы с урожаем.

В этом же сезоне плодовая лоза, расположенная горизонтально на первой проволоке шпалеры, становится уже трёхлетней и, конечно, утолщается в диаметре и наращивает многолетнюю древесину. Как Вы знаете, запас многолетней древесины куста значительно влияет на рост и развитие плодоносных лоз в очередном дачном сезоне.

Короче говоря, чем больше запаса многолетней древесины на кусте (в рукавах и плодовых лозах), тем мощнее растут однолетние лозы с урожаем, а стало быть, и накапливается максимальное количество сахара (точнее глюкозы) в ягодах.

А вот теперь даю Вам наводку на ролик как раз по моей обрезке. Нажмите в верхнем меню вкладку «видео ролики» и опуститесь вниз на 11 ролик под названием «Осенняя обрезка куста винограда». Это видео было записано, если мне не изменяет память, в 2011 году, но этот способ обрезки я использовал и до съёмки, и использую на большинстве кустов, по сею пору.

Теперь отвечаю на злободневный вопрос, как начинающих виноградарей, так и профессионалов, которые недоумевают и опасаются, что вот эта «рожковая» конструкция будет с каждым годом «расти» вверх.

Вопрос звучит примерно так: «Сергей, если каждый год обрезать однолетние плодоносные лозы осенью на рожок с 1-2 глазками, то рожки будут располагаться всё выше и выше на многолетней плодовой лозе. Что получится из этого способа обрезки через 5-6 лет?»

Я успокаиваю виноградарей и говорю, что никакого роста рожков вверх НЕ БУДЕТ. Почему? Потому что через год-два-три вокруг того места, где был оставлен первый рожок с 1-2 глазками будут просыпаться спящие глазки, расположенные на уже многолетней древесине плодовой лозы.

Спящие глазки, которые находятся под корой плодовой многолетней лозы, не видно, потому как они микроскопические, но… Но посмотрите на фото ниже – левые две лозы выросли из оставленных глазков на рожке прошлогодней плодоносной лозы, а правые выросли из спящих глазков на многолетней древесине плодовой лозы, чуть поодаль от скопления нескольких поколений рожков.

Таким образом, в этом году, по осени, я могу оставить рожки с 1-2 глазками на двух правых лозах (они будут ниже всей рожковой конструкции), а все рожки, оставленные за предыдущие годы просто вырезать. В этом случае, точнее сказать, при такой обрезке, рожки будут располагаться снова на многолетней плодовой лозе и вверх расти эта рожковая конструкция, НЕ БУДЕТ.

На фото ниже Вы тоже можете видеть, что две лозы берут своё начало не из глазков оставленного рожка, а ниже, т. е. из спящих глазков многолетней плодовой лозы…

Поэтому бояться за рост рожков вверх, не стоит. Нужно просто внимательно смотреть на растущие однолетние лозы и оставлять их (а впоследствии и обрезать) из тех мест, которые расположены ближе к многолетней плодовой лозе. Если что-то не понятно, то пишите вопросы в комментариях.

Теперь переходим к выломке лишних лоз (их может вырасти несметное количество, в том числе и из спящих глазков на многолетней древесине плодовой лозы) и расположение их в плоскости вертикальной одноплоскостной шпалеры.

По мере роста (удлинения) лоз они под своим весом, если их вовремя не подвязать (в начале роста) к проволоке шпалеры, принимают горизонтальное или пониклое положение. В этом случае приходится помучиться с подвязкой лоз и их расположением в плоскости шпалеры.

С другой стороны, если выламывать молодые (ещё короткие) лозы в начале их роста и подвязывать к проволоке шпалеры, то можно выломать те лозы, которые впоследствии будут расти и развиваться мощнее, чем оставленные.

Поэтому целесообразнее приступать к выломке лишних лоз и их подвязке к проволоке шпалеры, когда они достигнут длины, примерно 12-15 см. При такой длине можно визуально определить, какие лозы слабые и их стоит удалить, чтобы сильно не загущать куст листвой, а какие (более мощные) оставить.

Ну, у меня не получилось проделать эту операцию на винограднике вовремя, так как занимался заливкой отмостки вокруг стен дачного домика. Вот мне и пришлось выламывать лишние лозы и сразу же их подвязывать, когда их длина была уже около или более метра.

При такой длине лоз нужна, конечно, аккуратность, потому что лозы приходится подвязывать вертикально в отличии их горизонтальной направленности роста. Да и листьев на лозах уже столько, что нужно конкретно работать с КАЖДОЙ лозой индивидуально.

Выламывал, в первую очередь, лозы, которые, ну, никак не хотели подниматься вертикально, так как их основание (примерно 5-7 см.) уже было направлено вниз. Даже если бы мне и удалось разместить такие лозы вертикально с натягом основания точки роста лозы (место, откуда лоза начала расти), то через день-два эта лоза бы отломилась сама и именно в основании точки роста.

С многочисленными вертикальными лозами, которые выросли в одном месте, было проще – выбираю лозы с большими кисточками и оставляю. На фото ниже Вы видите, что в одном месте выросло 5 лоз, в основном из спящих глазков.

В этой ситуации можно выломать 2-3 лозы, а остальные равномерно распределить в плоскости шпалеры так, чтобы каждому листочку доставалась порция солнечного света. Можно и оставить все 5 лоз, но в том случае, если соседние лозы растут далеко от данного места – не в ближайшем рожке (он умер), а через рожок.

Короче говоря, лоз нужно оставить столько, чтобы им хватило места в плоскости шпалеры. Чтобы они не перехлёстывались друг с другом и листья одной лозы не сильно закрывали листья соседней лозы. В общем, во всем нужна мера и понимание того, что делаешь.

Вот как изначально выглядел куст перед выломкой лишних лоз и их подвязкой к проволокам шпалеры…

Вот так выглядел куст после всех операций…

На первый взгляд, может показать, что «было густо, а стало пусто», но… Но это только на первый взгляд, я Вас уверяю. Посмотрите, какая ситуация сложилась к 8 июля, прошёл почти месяц. Первые два снимка я сделал с солнечной стороны.

Вид справа...

Вид слева...

А вот снимок ниже я сделал наоборот, на солнце. И как Вы можете видеть, лозы располагаются в плоскости вертикально одноплоскостной шпалеры вольготно и каждому листочку достаётся своя порция солнечного света…

Теперь про нагрузку урожаем…

Далее читайте, пожалуйста, внимательно и вдумчиво!

Так как этот куст двухрукавный, старый (пожилой) и запас многолетней древесины рукавов и плодовых лоз у него большой, то на каждой плодоносной лозе можно смело оставлять по ДВЕ кисточки.

У виноградарей считается так (но это не аксиома) – когда вырастает плодовое образование на лозе и происходит опыление завязи, то это называется – кисть. Когда ягоды в кисти достигают зрелости, то это называет – гроздь. Можно называть плодовые образования с момента их появления и до полной зрелости и наоборот, но, по сути, это будет, на мой взгляд, неправильно. Посудите сами, гроздь – это даже по слуху ассоциируется с чем-то большим и массивным, чем кисть (кисточка).

По идее, можете называть плодовое образование, как Вам будет угодно, лишь бы не было бы путаницы и в своей голове, и в объяснениях другим дачникам, если собираетесь им рассказать о своём опыте виноградаря. Я привык вещи называть своими именами, так что, не обессудьте.

В конечном итоге (в конце сезона) данная ситуация с оставлением ДВУХ плодовых образований на ОДНОЙ плодоносной лозе должно выглядеть примерно так, как это было осенью 2011 года. Средняя масса грозди была примерно 1,3-1,5 кило, отдельные достигали 2-х кило.

В тот год я записал небольшой ролик по этому сорту…

В последующие два года я оставлял по ОДНОЙ гроздочке на ОДНОЙ плодоносной лозе, потому что заменил старую плодовую лозу, на молодую…

Обращаю Ваше внимание на то, что нагрузка урожаем каждого куста должна происходить КОНКРЕТНО по каждому кусту ИНДИВИДУАЛЬНО и по нарастающей.

Если куст молодой и нет достаточного запаса многолетней древесины, то жадничать не нужно – оставляйте ОДНУ кисть на ОДНУ плодоносную лозу.

По мере возмужания куста, нагрузку урожаем можно ПОСТЕПЕННО увеличивать – на одной лозе оставить ДВЕ кисточки, на остальных 5-6 лозах по ОДНОЙ. И так с каждым годом увеличивать число кистей на каждой плодоносной лозе, правда, если куст будет расти и развиваться мощно каждый дачный сезон.

Вот, в принципе, на этом я и хотел закончить свой рассказ о выломке лишних зелёных побегов и расположению оставленных лоз в плоскости шпалеры.

Если остались вопросы, пишите их в комментариях к посту.

С наилучшими пожеланиями,
Сергей Дьяков.

Просмотров: 6 752

39 комментариев к “Июнь. Удаление лишних побегов с виноградного куста и распределение лоз в плоскости вертикальной шпалеры…”

  • Дмитрий
    9 июля, 2015, 20:57
    Цитировать

    А Вам не кажется, что Ваша система подрезки напоминает систему Гюйо, правда, с вариантами?

    [Ответить]

  • Николай
    9 июля, 2015, 22:09
    Цитировать

    Здравствуй, Сергей. Великолепный урожай. Я который год использую твой вариант обрезки и формировки лозы и, кстати, ягоды, а соответственно и грозди стали крупнее, вот только понятия не имею какой сорт винограда выращиваю

    [Ответить]

  • Конникова Валентина Михайловна
    10 июля, 2015, 13:23
    Цитировать

    Спасибо,но всё равно,сложно

    [Ответить]

  • Вера
    11 июля, 2015, 11:04
    Цитировать

    Спасибо, дорогой Сергей, за такую интересную и познавательную статью, а главное  полезную для меня !!! Очень вовремя, я  мужа просила еще весной обрезать старые и казалось ненужные ветви винограда, а он мне сказал- подождем до осени. А теперь, благодаря этой статьи, я знаю, что сделать для сохранения   виноградного куста. Всегда с удовольствием читаю все ваши статьи  и во многом с вами согласна  по применению необычных способов( для  основной массы огородников) обработки земли и ухода за растениями  Дай Бог вам здоровья!!!

    [Ответить]

  • Юрий
    19 июля, 2015, 22:52
    Цитировать

     Приветствую!  Очень рад толковому изложению, всё понятно. Но у меня ситуация сложнее. Хотел бы Ваш совет получить, как обрезать , но не знаю как фото показать (прикрепить) , что бы объяснить суть проблемы. 

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Юрий, здравствуйте!

    К сожалению, фотки прикрепить к комментарию никак не получится. Пришлите мне её на почту — dyakosergej@yandex.ru

    [Ответить]

    Юрий ответил:

    @Сергей Дьяков

    11 фото по 120 Кбт  и вопросы отправил (2,1 Мбт)

    [Ответить]

  • Александр
    21 июля, 2015, 17:55
    Цитировать

    Здравствуйте,Сергей. Интересный способ обрезки, попробую взять на вооружение, спасибо.

    У меня вопрос: а что Вы делаете словами выше шпалеры? И км боретесь с пасынками?

    [Ответить]

  • Александр
    21 июля, 2015, 17:59
    Цитировать

    Извиняюсь за ошибки. Должно быть так:

    У меня вопрос: а что Вы делаете с лозами выше шпалеры? И как боретесь с пасынками?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Александр, добрый вечер!

    Когда лозы вырастают выше верхней трубы, что начинают загибаться, я их обрезаю до глазка, который чуть выше трубы или ниже. Из этого глазка растёт пасынок, и как он начинает загибаться, то его тоже обрезаю до того же места. И так действую пока не наступит глубокая осень и основная обрезка после первых заморозков.

    С пасынками на лозах поступаю просто — выщипываю.

    [Ответить]

    Александр ответил:

    @Сергей Дьяков

    А пасынки выламываете полностью или до первого-второго листа?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Александр, пасынки выщипываю в младенческом возрасте до основания. Короче говоря, так низко, чтобы ногти на пальцах при выщипке не попортили черешок листа или глазок над пасынком.

    А какой смысл выщипывать пасынки до первого или второго листа, если они вообще не нужны?!

    [Ответить]

    Александр ответил:

    @Сергей Дьяков,

    Я читал, что пасынки до второго листа улучшают питание грозди и вызревание лозы. Ссылку сейчас уже не вспомню...

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Александр, ну, многое говорят, но Вы представьте, глядя на мое фото, если я оставлю все пасынки, прищипнутые над вторым листом, какой «лес» из листьев получится... К тому же в пазухах этих пасынков начнут расти пасынки второго, третьего и т. д. порядка.

    Александр, по своему опыту могу сказать, что для кормления одной или двух гроздей на лозе нужно всего 16-18 листьев без пасынков.

    [Ответить]

    Александр ответил:

    @Сергей Дьяков,

    Да, это правда! Лес, густота, ужас... Постоянно обрываешь,но все равно за кустами не поспеть. Большое спасибо за совет, обязательно попробую. 

    [Ответить]

  • Алксандр
    22 июля, 2015, 12:22
    Цитировать

    Спасибо большое за хороший урок по виноградарству! Очень поучительная и полезная информация. Попробую на следующий год Ваш метод! Дьяков -вы -сущая доброта!!!

    [Ответить]

  • orenkomp.ru
    31 июля, 2015, 8:40
    Цитировать

    Путем удаления лишних побегов устанавливают окончательную нагруз­ку кустов побегами и урожаем в соответствии с факти­ческим состоянием растений, улучшают проветривание кустов и освещенность листьев, ускоряют выведение предусмотренной формировки на молодых кустах и осу­ществляют ее восстановление и поддержание на плодо­носящих растениях, уменьшают количество ран, наноси­мых кустам при обрезке, ускоряют и облегчают проведение этой работы весной.

    [Ответить]

  • Елена
    11 октября, 2015, 7:05
    Цитировать

    Благодарю! Сергей, подскажите пожалуйста, на какой высоте устанавливается верхняя труба шпалеры?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Елена, здравствуйте!тут никаких стандартов нет — каждый делает по-своему. По своему опыту могу сказать, что верхнюю трубу располагаю на такой высоте, чтобы достать руками (без стула и стремянки) и подвязать лозы к трубе.

    [Ответить]

  • леонид
    30 октября, 2015, 1:01
    Цитировать

    Сергей, здравствуйте. У меня молодой виноградник и я буду формировать его по Вашей технологии, но заранее возникает вопрос , как поменять старую плодоносную лозу на новую? И еще, есть ли у Вас статья или видео как сформировать виноград для беседки? Заранее, большое спасибо.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @леонид, здравствуйте!

    Чтобы заменить старую плодовую лозу на новую, нужно удачно расположенный молодой побег и разместить его рядом со старой плодовой лозой на первой проволоке. В конце сезона, при обрезке винограда перед укрытием, нужно удалить старую лозу и оставить молодую. Всё.

    Про беседочную формировку винограда у меня нет видео...

    [Ответить]

    леонид ответил:

    Спасибо! Желаю успехов.

    [Ответить]

  • иван
    8 ноября, 2015, 11:55
    Цитировать

    Спасибо, есть что почитать.Будем  далее пробывать выращивать виноград .Холодно у нас ЧАСТО.

    [Ответить]

  • лариса
    9 ноября, 2015, 7:32
    Цитировать

    Здравствуйте .Сергей! В 2014 году приобрела 3 саженца винограда и пытаюсь что-то вырастить.Результат пока нулевой, С большим интересом читаю ваши статьи и смотрю видео, Очень много сделано неверно и в следующем году придется все как-то исправлять,Хотелось бы получать от вас новые материалы,

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @лариса, добрый день!

    Это как это — результат нулевой? Саженцы дали прирост, хоть малюсенький?

    И что Вы сделали неверно?

    Давайте будем вместе разбираться в ситуации, может и я, чем смогу Вам помочь...

    [Ответить]

  • лариса
    10 ноября, 2015, 16:04
    Цитировать

    Добрый вечер,Сергей ! Весной 2015 ни один саженец не проснулся.Почти МЕСЯЦ 1 раз в неделю поливала сНВ-101 и в результате от корня показались всходы, В одном месте один побег ,а 2-х по 2 побега.Лето 2015 в Челябинске было холодное и лозы по моему не вызрели. Осенью обрезала на 6-8 почек сделала сухое укрытие лутрасилом в 2 слоя. Погода очень неустойчивая днем относительно тепло  а ночью то холодно  то тепло. Зимы еще настоящей нет ,боюсь что опять мое укрытие подведет.И еще моя ошибка я рано сняла лист с лозы.  

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @лариса, здравствуйте!

    Ага, вон у Вас какая ситуация. Ну, это не нулевой результат, а нормальный.

    Бывают такие случаи, что купленные саженцы не принимаются, как положено и это тоже нормально. Не все продавцы выбрасывают слабые саженцы в мусор, а стараются их продать, чтобы получить прибыль. А зачастую покупатель на взгляд не может определить — качественный саженец или нет.

    Теперь про перезимовку саженцев...

    Лариса, к сожалению, никакая укрывка не поможет лозам успешно пережить зиму, если они на саженце не вызрели хорошо. С не вызревшими лозами исход будет один — они погибнут.

    В первом случае, если такую лозу укрыть, типа, сухой укрывкой, как сделали Вы, то она вымерзнет.

    Во втором случае, если такую лозу укрыть «потеплее», типа, накидать почвы на лозы и сверху положить полиэтиленовую плёнку, то она выпреет.

    Вывод один — лоза должны ВЫЗРЕТЬ к приходу зимы, по-другому она не перезимует.

    Но Вы не отчаивайтесь, чему случиться, то и произойдёт. Даже если лозы погибнут, то из спящих глазков, которые не видны глазу, в следующем году вырастут новые лозы и саженец будет живым, а это главное!

    Я с Вами согласен, что погода не всегда благоприятствует росту и развитию виноградного растения, хотя есть одно очень важное условие, которое может помочь однолетним лозам вызреть. Это правильный выбор сорта по главному его свойству — срок созревания. Для Вас самое оптимальное, это сорта с ультраранним или ранним сроком созревания. Сорта с раннесредним сроком созревания Вам сажать нет смысла. Так что при выборе сорта, нужно сразу обращать внимание на его срок вегетации.

    А зачем Вы сняли листья с лоз?

    Такой работой занимаются первые заморозки. Я никогда искусственно листья не снимаю. Да и зачем это делать, если листья — это фабрика по производству питательных веществ и для урожая, и для лоз, и для многолетней древесины, и для корней. Вы больше так не делайте и никого не слушайте, даже тех, кто называет себя продвинутыми виноградарями, и рекомендуют удалять листья до заморозков. Посылайте их... куда подальше...

    [Ответить]

  • Тамара
    17 ноября, 2015, 20:38
    Цитировать

    спасибо большое!!!

    [Ответить]

  • Наталья Ш.
    29 декабря, 2015, 20:50
    Цитировать

    Сергей,большое спасибо за статью. Очень хорошая в смысле доходчивости и простоты в уходе.  Но видимо,чтобы осмыслить  её до конца,нужно прочитать про формировку,  а эти статьи мне не открываются. Может быть я что-то не так сделала? 

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Наталья Ш., так чтобы просмотреть остальные посты про виноград, нужно получить КОД доступа. Там всё просто... Подписались на получение КОДа и обязательно ПОДТВЕРДИЛИ свою подписку. Потом вставляете КОД в нужное поле и всё. Просматривайте посты, сколько хотите...

    [Ответить]

    Наталья Ш. ответил:

    @Сергей Дьяков,Сергей, спасибо! На Ваш чудо-урожай винограда пригласила посмотреть маму(она всё-ещё копает, но мульчу уже принимает!), она тоже в восторге от Вашего винограда.

    [Ответить]

  • сергей
    5 апреля, 2016, 8:00
    Цитировать

    Здравствуйте! Если я правильно понял в итоге каждую осень, после обрезки, на горизонтальной многолетней лозе остаются только рожки с 1-2 глазками для будущих однолетних плодоносящих лоз.  

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @сергей, здравствуйте!

    Вы всё правильно поняли. Применяйте на ПРАКТИКЕ!

    [Ответить]

  • Алексей
    24 октября, 2017, 20:30
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей! Сформировал куст винограда по вашей методике. В этом году получил неплохой урожай, жаль только не вызрел из-за холодного лета. Сейчас собираюсь обрезать отплодоносившие лозы, но никак не могу найти на вашем сайте видео. Подскажите как найти на будущее. Теорию я понял, оставляю рожки с 1-2 глазками. Спасибо Вам за ваши уроки, очень помогают!

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Алексей, здравствуйте!

    У наших кустов совсем лоза не вызрела, да и гроздей кое на каком кусте было, так как во время цветения были дожди...

    Какое конкретно видео Вы не можете найти?

    [Ответить]

  • Алексей
    25 октября, 2017, 20:23
    Цитировать

    Я имел ввиду то, что в этой статье: «Нажмите в верхнем меню вкладку «видео ролики» и опуститесь вниз на 11 ролик под названием «Осенняя обрезка куста винограда».» Не нашел раздел видеоролики.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Алексей, теперь этой вкладки ( в верхнем меню) нет, потому что ролики, в основном, были залиты на сервис RUTUBE и они (ролики) не стали проигрываться. Нужно перезаливать их снова, а на это у меня пока времени нет. Вот нашёл один ролик про обрезку, возможно, это он, посмотрите - https://rutube.ru/video/c62ab722f9a2d6cddc599f7baf7665dc/

    [Ответить]

  • Алексей
    26 октября, 2017, 19:35
    Цитировать

    Спасибо, то что нужно.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Алексей, ну, вот и отлично, что смог Вам помочь.

    На всякий случай, даю Вам ссылку на мой канал на Rutube, может ещё какие ролики будут полезны - https://rutube.ru/video/person/55398/

    Вот ссылка на Youtube - https://www.youtube.com/channel/UCb5Phl26GcNxp003jUQuN4g?spfreload=5

    [Ответить]

Оставить комментарий или два