Бывает ли почва «бедной» и неплодородной (часть 7 – про картошку на…)

Здравствуйте, дорогой дачник!

В этом посте покажу, как картошка растёт в мульче (хвойном опаде) не на почве, не на глине, не на песке, а на… пусть пока это будет интригой.

Сразу к делу…

Всходы появились к 1 июня.

К 18 июня ботва была уже приличной высоты, правда, не у всех картофелин одинаковая. По всей видимости, какие-то картофелины по каким-то причинам не росли во всю силу.

Сами знаете, даже и из семян, которые сеются на рассаду, не все растения вырастают одинаковые. Какие-то растения нормально развиваются, а какие-то не растут вовсе, как будто им чего-то не хватает.

На самом деле, тут дело, наверное, вот в чём. У каждого семечка, картофелины или черенка есть свой запас энергии, которая потом и влияет на рост и развитие растения в будущем.

Я и сам такие слаборазвитые растения видел, и многие подписчики мне писали, что такой феномен наблюдали со своими растениями. Вот как было растение в рассадном возрасте меньше остальных своих собратьев, так оно и растёт на дачном участке весь сезон, но. Но бывают и исключения, естественно.

Тоже самое происходит и с картофелинами. И даже бывает такой казус, как в конце сезона урожай вырос и его нужно убирать, а посадочная картошка, как была твёрдой и живой, так и остаётся, а не превращается в дрызгу.

Вот это загадка, так загадка.

Ну, ладно, эти загадки нам всё равно не разгадать, давайте продолжим про картошку…

К 18 июня картофельная ботва подросла и выглядела, как на картинке – листья и стебли зелёнищие и мощные.

К 26 июля ботва у картошки в этой делянке была наравне с другими картофельными делянками.

Вот ботва в этой делянке…

А это три картофельные делянки с нашей почвой, чистой глиной и чистым речным песком (слева направо)…

Со временем высокие стебли стали валиться набок и к 25 августа они уже лежали на хвойной мульче.

Потом у нас приключились ливни 1 и 5 сентября, ролики о которых я разместил вот в этом посте (посмотрите потом).

Приступили мы с супругой к уборке картошки в этой делянке 10 сентября. А перед началом уборки мы записали коротенький ролик. В ролике, правда, я ошибся с количеством кустиков – их было 16…

А это фотка как раз того куста, который Вы видели в ролике…

Супруга сама взялась выбирать картошку из хвойного опада, и вот что получилось в итоге – 16 кучек…

Позеленённую и мелкую картошку супруга отложил в сторонку (на травку), а остальную картошку положила в ведро. Получилось двадцатилитровое ведро.

Потом я попросил супругу выбрать весь хвойный опад и то, что из него образовалось (гумус) из короба делянки, чтобы Вы посмотрели, НА чём росла картошка.

Приготовились?

Глубоко вдохнули?

Прикрутили себя скотчем к стулу, на котором сидите, чтобы не упасть от удивления?

Тогда смотрите…

Это обычные доски от нашего старого деревянного забора.

Часть досок была положена вдоль короба, а часть поперёк…

Возможно, Вам плохо видно из-за остатков органики в стыках между досками, но это не беда. Вот фотки о подготовке делянки к посеву картофелин 1 мая…

Заметьте, картошка не касалась почвогрунта «никаким боком», как говорится. Росла только в хвойном опаде. И тут возникает уместный простой вопрос: «Где или откуда картошка брала питание для своего роста, развития и плодоношения?»

Ответ простой: «Те микроорганизмы, которые жили в этой мульче, питались сами этими органическими остатками и «кормили» картофельные кусты»

А если учитывать тот факт, что основным химическим элементом для всех живых организмов на нашей планете является углерод, и все органические остатки на 42-46% состоят из углерода, то, стало быть, этого химического элемента в мульче этой делянки было предостаточно, чтобы картошка росла без всяких проблем.

И тут напрашивается простой вывод, кто на самом деле выращивает для нас наши же растения?

Как Вы уже, наверное, догадались – это бактерии и грибки, т. е. полезные микроорганизмы.

Человек к выращиванию растений не имеет никакого отношения, т. е. абсолютно ни-как-ко-го!

Поэтому первейшая задача каждого дачника – создать благоприятные условия для почвы и её обитателей, а растения, посеянные через семена или посаженные через рассаду и саженцы (плодовые деревья и ягодные кустарники), будут расти САМИ, под присмотром полезных почвенных тружеников!

Возможно, какая-то часть видов (штаммов) этих полезных «тружеников» уже была в хвойном опаде, но я ещё и искусственно вносил дополнительные полезные виды микроорганизмов, посредством полива этой делянки своими дачными настоями ЭМ-эликсира.

Я Вас прекрасно понимаю, что Вы хотите сейчас сказать: «Мне теперь нужно застелить картофельное поле досками или что?»

Нет, картофельное поле не нужно застилать досками, я лишь хочу Вам на достоверных фактах показать, что всё питание для любых наших растений есть уже у Матушки-Природы. Есть! Это газы воздуха, плюс…

Плюс, те химические элементы, которые высвобождаются из органических остатков, которые мы используем в качестве мульчи в своих делянках – вот Вам и полный набор полноценного питания для ЛЮБЫХ растений!

Да и вот ещё один банальный пример, который я всегда привожу в подтверждение того, что питание для растений есть в Природе – Тайга. Миллионы квадратных километров, растут на нашей планете миллионы лет. Так? Так.

Где эти вековые деревья берут себе питание?

Правильно! Из окружающего нас воздуха (кислород, азот, углерод) и плюс тех химических элементов, на которые распадаются органические остатки, лежащие под деревьями, при переваривании их почвенными микроорганизмами!

Просто всё устроено в Природе?

Не просто просто, а ГЕНИАЛЬНО!

И это ещё один аргумент для того, чтобы прекратить перекапывать почву на дачных или приусадебных участках и пахать её на фермерских полях.

Так и хочется кричать этим пахарям и копателям – ПРЕКРАТИКЕ УБИВАТЬ жизнь в почве, ПРЕКРАТИТЕ (тут я весь на эмоциях, простите)…

И хватит ссылаться на наших дедов и прадедов, которые якобы пахали и урожаи возили возами. Хватит нести эту чушь, хватит.

Наши деды и прадеды действительно возили свои урожаи возами и кормили пол Европы своим хлебом и именно потому, что НЕ ПАХАЛИ свои поля, а только скородили сохой, т. е. проводили поверхностную обработку почвы, не затрагивая глубинные слои, где веками черви создавали почвенные пустоты своими ходами.

А эти почвенные пустоты соединяли поверхность почвы с подпочвой, где хранятся запасы почвенной влаги. Поэтому на непаханых полях зерновые культуры не особо реагируют на засуху, потому что в случае, когда дождей долго нет, то влага «подкачивается» к поверхности почвы (в корнеобитаемый слой) как раз из-под почвенных слоёв и именно по ходам червей.

А что происходит, когда фермер загоняет трактора с плугами на своё поле?

Правильно. Уничтожаются все почвенные пустоты (ходы червей) и уничтожается вся почвенная микрофлора, которая и запрограммирована Матушкой-Природой, выращивать растения.

На дачных и приусадебных участках при перекопке почвы происходит та же прискорбная картина. Дачник умахивается с этой лопатой до такой степени, что после перекопки своего участка принимает кучу таблеток от давления и мажет спину всякими мазями от радикулита.

А по сути, этого-то делать не то что не надо, а строго запрещено!

Скажу за себя. Мы свой дачный участок не перекапываем с 2000 года, и перекапывать никогда не будем, как бы агрономы и профессора не призывали нас к этому.

Мы с супругой по осени просто мульчируем почву в делянках, весной сеем или сажаем свои овощи и не мешаем им расти. Всё.

Пока супруга занималась уборкой картошки, я собирал помидоры и яблоки, и вот какой кусочек урожая у нас получился на тот день...

Буду заканчивать…

Окончание поста получилось весьма эмоциональным, но обидеть я никого не хотел, если что простите. Но что думаю, то и говорю. Я парень простой, но конкретный. А говорю я не с бухты-барахты, а на основании полученных мной достоверных результатов в течение многих лет.

Но мне хотелось достучаться до каждого дачника и фермера, чтобы они поняли вот на таких простых примерах, которые опубликованы в этом посте (и в других постах моего блога), что нам нужно научиться выращивать ПОЧВУ, как это делает Матушка-Природа, а не растения.

А растения в такой живой почве будут расти САМИ! Проверено лично мной, на нашем участке в течение 17 лет.

На этом бы я хотел закончить материалы этого поста, но хочу у Вас спросить: «Что Вы думаете о перекопке почвы, применении минеральной отравы из магазина, прикормках-подкормках и прочих дачных повинностям, которые внедрили в наши головы агрономы и профессора сельхознаук?»

Свои мысли, вопросы, предложения или пожелания, пишите в комментариях к посту.

До свидания.

С наилучшими пожеланиями,
Сергей Дьяков.

Просмотров: 3 456

40 комментариев к “Бывает ли почва «бедной» и неплодородной (часть 7 – про картошку на…)”

  • Александр
    18 февраля, 2018, 13:46
    Цитировать

    Всё правильно, а как быть с тёплыми грядками

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Александр, в каком смысле — как быть с тёплыми грядками? Я не понял вопроса...

    [Ответить]

  • Мария м
    18 февраля, 2018, 13:51
    Цитировать

    Круто. Убедительно. Чисто сработано. Где бы теперь найти хвойный отпад побольше. Я так понимаю, он хорош тем, что мелкий.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Мария м, на самом деле, я хотел положить на почву щебёнку и картошка бы выросла, но за щебёнкой нужно было есть за тридевять земель, а доски ещё оставались от старого забора и их ещё не все попили на дрова для печки дачного домика. Кстати, печку в домике клал сам и она держит тепло до трёх суток.

    Хвойный опад не только мелкий и получается плотным слоем лежит на картошке, но ещё в нём не ползают слизни!

    [Ответить]

    Елена ответил:

    @Сергей Дьяков,

    Про слизней полезное замечание. Иначе ( если их не отпугивать), эти слизни, улитки, тут же, под этими досками, начнут откладывать свою икру ( проверено на своем печальном опыте ), а потом придется их собирать банками, — если конечно, садовые муравьи не помогут, — муравьи съедают часть молоди улиток.

    ... у меня появилась интересная мысль, что не только хвойный опад, а некоторые растения, несъедобные для слизней, могли бы помочь. Думаю поэкспериментировать с настойками Золотарника канадского ( Золотой розги ).), —

    в виде опрыскивания.

    Отравиться самим таким образом маловероятно, так как Золотая розга- входит в противомикробные сборы в малых дозах.

    А по поводу найденного Вами ПОРОШКА от слизней... надеюсь, что это просто сода, без примесей Боной кислоты.

    Борная кислота- сильнейшее средство против садовых муравьев. Они перестают размножаться, и следовательно, полезное звено на участке теряются.

    Сергей, Вы намекнули, что небольшое количество слизней на участке даже полезно, что пусть себе ползают, только бы урожай не трогали... А не думали подключить других полезных насекомых?

    К примеру, я недавно узнала, что с тлей отлично справляются хищные насекомые, для разведения которых надо сажать на участке зонтичные растения ( например, под деревьями, пораженными тлей )

    Могу точно сказать, что я этих насекомых вижу каждый год на своем экологическо участке типа « лес». Только они очень любят летний опенок, просто продырявливают урожай )

    Остается вообще удивляться, как это в лесу все сбалансировано и ни одно звено не доминирует над другими. Стоит себе лес, все там живут, в том числе насекомые, улитки и даже тля. Наверное, часть растений произрастает рядом с полезными для себя... )

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Елена, здравствуйте!

    Да, конечно, попробуйте с растениями, которые смогут отпугнуть слизней. Из своей практики могу сказать только одно — слизни не кушают только чесночные растения, а всё остальное уплетают за обе щеки.

    Что касается соды...

    Елена, был у меня такой эксперимент, причём печальный, но саженец винограда я всё-таки спас. Вот пост про негатив от соды - http://dacha21veka.ru/vrediteli/2016-god-belyj-poroshok-protiv-sliznej.html

    Да, слизней на участке не нужно изводить совсем, потому что они являют одним звеном в пищевой цепочке — ими питаются ящерицы, коих у нас великое множество... так же ими питаются птицы и ежи...

    [Ответить]

  • Татьяна
    18 февраля, 2018, 18:21
    Цитировать

    просто фантастика... то есть не фантастика, конечно, а реальность, но она фантастична... браво.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Татьяна, у Вас тоже так получится, сделайте в этом сезоне. Мульча и настои Эликсира, делают невероятные вещи!!!

    [Ответить]

  • Александр
    18 февраля, 2018, 19:39
    Цитировать

    Уважаемый, Сергей! Я тоже, категорически, против перекопки и травли Матушки-Земли химикатами! Ознакомился с Вашим постом, согласен, что все зависит от качества земли в делянках. По Вашему принципу. я делаю теплые грядки, немного углубившись в землю, на 15-20см, заложив это расстояние старыми досками, всякими обрезками, а сверху органику. Верхний ряд сено. На таких грядках все овощные культуры растут очень хорошо и конечно Эм-элексир. Не копаю, не рыхлю, не пропалываю. Растения сами решают как и куда им расти. В делянке с тыквами лианы уходят на 12-15 метров, а плоды(тыквы) все сидят в делянке, видимо им так нравится и мне удобней, лишние лианы отрезал и вся работа. Трава в делянках не растет это очень важно, экономия времени и физических сил.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Александр, здравствуйте!

    Я не делаю «тёплые грядки» и делать не буду. Потому что незачем органику закапывать в почву, она нужна НА поверхности почвы, чтобы надёжно защищать от прямых солнечных лучей!

    А настоями ЭМ-эликсира продолжайте пользоваться, от него польза и почве, и растениям неоценимая!

    Хочу пожелать Вам УСПЕХОВ в этом дачном сезоне!!!

    [Ответить]

  • Василий
    18 февраля, 2018, 20:32
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей! Преклоняюсь перед Вашей неутомимой энергией и строгим разумением!

    Но.

    1.Картошка, посеянная под мульчу, будет зеленой вся! Картофелины лезут на свет с демонической силой. Либо нужно ложить мульчи толщиной полметра.

    2.После перекопки червяки вновь наделают тысячи ходов в глубину — влага и воздух будут циркулировать.

    3. Если ежегодно не рыхлить землю, она «каменеет», и картошку надо доставать каелкой!

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Василий, здравствуйте!

    1. Это не картошка ползёт вверх, а мульча оседает интенсивно в сеедине сезона. Ведь почвенные микроорганизмы переваривают её 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Как увидели, что мульча осела, добавьте некоторый слой и всё.

    2. Вы считаете, что черви полезут в перекопанную и сухую почву? Кто Вам такое сказал? Черви будут жить во влажной почве и только тогда, когда на её поверхности есть для них еда — органические остатки.

    3. Вот с рыхлением немного соглашусь, но не с перекопкой почвы. Рыхлить можно, но неглубоко. А если лежит толстенький слой мульчи, то и рыхлить ничего не нужно. И кто Вам сказал, что почва в глубину должна быть рыхлой? У меня почва «каменная», зато дырявая от ходов червей. Вот в этой «каменной» почве растут все растения — от овощей, до плодовых деревьев и кустарников. А представьте, если бы почва под деревьями и кустарниками была рыхлой, как тогда они бы могли стоять и не падать? Это я к тому, что некоторые «грамотеи» призывают перекапывать приствольные круги у деревьев и кустарников. То-то и оно, что нас втянули в эту перекопку не очень умные люди, а может быть это было сделано и сознательно, мы и не хотим разобраться в том, кому это было выгодно...

    [Ответить]

  • Тамара
    18 февраля, 2018, 21:30
    Цитировать

    Чудесно! Мы с мужем тоже лет 5 не копаем грядки , но компостировать только с прошлого года стали, ЭМ ками поливаем, урожай сразу возрос и болеть растения стали меньше, надеемся, в этом году еще лучше будет. Сергей, а вы опрыскиваете свой огород темиже ЭМ, от болезней и вредителей? 

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Тамара, здравствуйте!

    Своими настоями ЭМ-эликсира я опрыскиваю по листьям все свои растения без исключения от болезней. Хотя, некоторые покупатели пишут, что эти настои помогают и от тли на яблонях и смородине. Я, если честно сказать, не вёл таких наблюдений, поэтому и сказать ничего не могу, а врать не хочу. От болезней настои помогают однозначно, а вот от вредителей, не знаю...

    [Ответить]

    Тамара ответил:

    @Сергей Дьяков,Здравствуйте, Сергей! Спасибо, что ответили. Уменя еще есть вопрос, скажите, пожалуйста, а можно грядки компостировать конским навозом смешанным с соломой или опилками и проливая их ЭМ? 

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Тамара, здравствуйте!

    Вы, возможно, имели в виду — не компостировать конским навозом, а мульчировать?

    Если да, то можно, конечно! Только навоз нужно сверху прикрывать сеном, соломой, хвойным опадом, листвой и т. д. Ведь для жизнедеятельности бактерий и грибков нужна влажная среда. А если навоз будет просто лежать на почве в делянках не прикрытым, то он будет сухим. Так что, тут нужно правильно и разумно подходить к использованию конского навоза!

    А сверху, уже по мульче, можно и ЭМками поливать, хуже не будет!

    [Ответить]

    Тамара ответил:

    @Сергей Дьяков,Здравствуйте, Сергей! Да, я имела ввиду мульчирование . Спасибо, за ответы. У вас интересные статьи, по возможности надо почитать ,жалко мало видио. Успехов вам и хороших урожаев! 

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Тамара, Вам тоже УСПЕХОВ в этом дачном сезоне!!!

    [Ответить]

  • НАДЕЖДА
    19 февраля, 2018, 7:19
    Цитировать

    Давно хочу перейти на природное земледелие. Но проблема с мульчей. Соломы у нас рядом нет. А травы столько вручную не накосить. Но все равно в этом году начну мульчировать все грядки. С осени не получилось. Зимой купила два больших тюка сена, собираюсь еще три тюка соломы заказать. Дороговато конечно получается, но думаю, что это только в начале, а затем подкладывать только надо будет. Давно смотрю программы о Ваших дачных экспериментах. купила диски, в том числе с Эликсиром, но так и не попробовала его сделать в том году. С картошкой совсем замучились, не растет, уже и весь посевной материал заменили, урожая нет. И с помидорами такая же проблема, вроде бы все делаю правильно, а помидорки не завязываются и мало цветков.

    Подскажите еще , пожалуйста, мульчировать начинать когда проклюнутся всходы или сразу как снег сойдет?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @НАДЕЖДА, здравствуйте!

    Вы давайте не хотите, а уже точно переходите на Природную Технологию с этой весны! Сено у Вас есть на первый застил своих делянок, а потом только подкладывайте в конце сезона по осени и всё.

    Что касается передач на ТВ СТРИМ...

    Да, было дело в сезоне 2015 года. Отсняли материал на 10 передач. А как ребята из съёмочной группы были довольны, когда я их кормил морковкой, смородиной, крыжовником, яблоками, помидорами и всем остальным, что созревало на день съёмки. Они, когда приезжали к нам на дачу, то сразу обходили весь участок и набирали себе, кто что захочет. Подкрепятся, а уже потом съёмку начинали. Правда, каждого материала было отснято на полтора часа, а передачи идут по 26-28 минут. Представляете, сколько было вырезано материал при монтаже передач?!

    Картошка у Вас будет расти в мульчированных делянках, не сомневайтесь.

    Вот я не понял вашего вопроса - мульчировать начинать когда проклюнутся всходы или сразу как снег сойдет? Какие всходы проклюнутся?

    Мульчировать можно, когда снег сойдёт, она немного просохнет и можно будет ходить по почве, чтобы она не налипал на обувь. Т. е. в грязь мульчировать нет смысла, нужно немного подождать...

    [Ответить]

    Елена ответил:

    @НАДЕЖДА,

    Надежда, можно опилки использовать.

    Они не дорогие. Их всегда обычно быстро доставляют с баз прямо в мешках.

    Опилки хвойных пород частично отпугивают некоторых насекомых- вредителей.

    А опилки лиственных пород могут заселить древесные грибы ( опенки, Вешенка ) Часть опят съедобна. Остальные виды ( несъедобные ) — просто полезны в деле переработки опилок.

    Мы оч. давно используем. Но мульчируем и травой, добавляя золу от каминов и банной печки.

    Правда, я считаю, что доломитовая мука ( садовая известь ) оч. полезна и не отказываюсь от неё. Добавляем и гипс. ( но это для тех, кто заинтересован и в такой продукции, как съедобные древесные грибы )

    [Ответить]

  • Евгений
    20 февраля, 2018, 6:47
    Цитировать

    Немного по поводу рыхления почвы под картошку и не только. Рыхлить почву совсем не обязательно, если у вас имеется мульчирующий материал! Через метр чертим тяпкой по поверхности не паханной почвы (почти целина- не испытала рыхления лет шесть) небольшую канавку глубиной с клубень. Раскладываем клубни через 30 см., проливаем эмками и присыпаем клубни пригоршней компоста. Всё это делается немедленно, чтобы не погубить микроорганизмы. Засыпаем всю площадь любой органикой слоем 10см. Как только появятся всходы, добавляем мульчирующего материала, особенно вокруг стеблей. В последующем во внутрь куста насыпаем опилки от позеленения клубней, немного раздвигая стебли- делаем разокучивание. Почему опилки? Потому что, в наших условиях при затяжных дождях от соломы, да и от сена стебли гниют, если солому уложить внутрь куста. В дальнейшем в течении всего вегетационного периода подкладываем скошенной травы в междурядья, даже не подвяливая её. При формировании урожая, столоны почти не идут в глубь почвы, а располагаются веером по поверхности. А вот корни уходят в глубину в след за влагой.

    [Ответить]

  • Ольга
    20 февраля, 2018, 10:24
    Цитировать

    Добрый день, Сергей. подготовила 2 грядочки листового опада на тыквенные, и со всех новогодних елок, которые смогла собрать обобрала хвою. хочу отвар иголок с золой использовать против вредителей, ну и буду потом мульчировать по вашему методу картофель.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Ольга, здравствуйте!

    Конечно, экспериментируйте с хвоей в этом году по полной.

    УСПЕХОВ Вам в этом дачном сезоне!!!

    [Ответить]

  • Ирина
    22 февраля, 2018, 3:00
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей. Прочла Ваш пост о посадке картофеля в не плодородную почву и окончательно решила, что на своём глинистом участке, в этом году, попытаюсь вырастить её, родимую, картошечку! И не только. Вы мой вдохновитель. Потом отпишусь, что получилось.

    А как на счёт кустарников и деревьев, их тоже в глину можно посадить? Есть ли пост на эту тему? Заранее благодарю за ответ.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Ирина, здравствуйте!

    Этот пост про картошку, которая росла просто на досках. А вот пост про картошку на чистой глине - http://dacha21veka.ru/mulcha/byvaet-li-pochva-bednoj-i-neplodorodnoj-chast-5-pro-kartoshku-na-chistoj-gline.html

    Ну, и ещё найдёте много постов про картошку, если будете пользоваться поисковой строкой блога (в правом вернем углу)...

    А так, все посты про картошку, в том числе и за 2017 год, публикуются в рубрике «Материалы по картошке» в блоге «Лаборатория Дополнительных Материалов» - http://secretpage.dacha7.ru/

    Постов на тему, как посадить деревья и кустарники в глину, у меня нет, потому что с глиной у меня всего одна делянка...

    [Ответить]

  • Марина
    25 февраля, 2018, 2:39
    Цитировать

    Здравствуйте,Сергей!Ещё раз убеждаюсь,что иду верным путем-не копать!!!не мешать расти моим посадкам!!!они сами знают,как это делать и что им для этого надо...Пользуюсь случаем хочу Вас поздравить с прошедшим днём рождения и с 23 февраля,не получилось раньше...всего Вам самого доброго,здоровья, счастья и успехов в делах...С уважением!

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Марина, здравствуйте!

    Огромное СПАСИБО за поздравления и пожелания!

    Да, Вы идёте правильным путём в согласии с Матушкой-Природой!

    Хочу пожелать Вам УСПЕХОВ в этом дачном сезоне!!!

    [Ответить]

  • Светлана
    6 марта, 2018, 12:25
    Цитировать

    Читаю Ваши статьи и умом понимаю , что все это верно, но весной руки сами тянуться к лопате или вилам. Однако помоему скоро буду делать по Вашим описаниям, т.к здоровье не позволяет уже копать. Первый опыт, правда не совсем дешевый, был летом 2017 г.

    копать не смогла быстро и купила в мешках торф и чернозем.засыпала на каждую грядку длиной 6 м по 4 мешка того и другого.Во-первых не было сорняков, не смогли они прорасти через новую землю, да и урожай был шикарным (капуста, морковь, лук ). К сожалению не сфоткала, но поверте на слово.

    По осени решила действовать по Вашим рекомедациям и после уборки урожая грядки засыпала опавшей листвой.Продолжаю эксперимент по Вашим статьям.

    А в парниках все никак не могу заставить себя не вскапывать, но уже не первый год мульчирую соломой, поэтому время на прополку там не трачу. Глядя на меня и мои подруги по саду стали засыпать помидору и огурцы соломой! большое спасибо вам за то что делитесь информацией!

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Светлана, здравствуйте!

    Ну, давайте с этой весны точно бросите ерундой заниматься и тратить силы на то, чтобы уничтожить жизнь в почве и почвенные поры. Я думаю так... Кто придумал эту перекопку, тот пусть и копает.

    А нам с Вами нужно учиться у Матушки-Природы обращаться с почвой!

    [Ответить]

  • Светлана
    6 марта, 2018, 12:32
    Цитировать

    а еще в прошлом году у меня было мало помидорной рассады. Я взяла обрезала вершки и поставила в воду.Корни они дали буквально за 3 дня. Высадила с одной стороны вершки с другой корешки. Вырасла помидора одинаковая что из вершков, что из корешков.

    Так что если рассады мало или некуда ставить можно сажать в 2 раза меньше. (это про помидоры)!

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Светлана, я так уже давно делаю. Только я не специально макушки отрезаю для укоренения, а если вдруг обломится макушка, то я её в воду и через несколько дней корни вырастают...

    [Ответить]

  • Гульгена
    26 марта, 2018, 20:20
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей! С удовольствием и благодарностью читаю ваши статьи о мульчировании и об ЭМ-эликсире. Спасибо большое, очень ценные знания! О перекопке... У нас на даче почвенный слой (суглинок) составлял максимум 50 сантиметров, а ниже — гравий. В первые годы мы обильно внесли перепревший навоз при первой перекопке. Деревья, кустарники, ягоды, овощи, цветы росли просто буйно, собирали хороший урожай. Постепенно плодовые деревья разрослись и не осталось места под огород. Землю на даче мы не перекапывали уже более 20 лет! После полива вода быстро уходит, а земля буквально пружинит! Планируем перейти к мульчированию ягодных кустов, винограда.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Гульгена, здравствуйте!

    Конечно, переходите на мульчирование почвы под кустарниками, а как же иначе. Пусть полезные виды микроорганизмов выращивают для Вас вкусные и экологически безопасные ягоды.

    Хочу пожелать Вам УСПЕХОВ в этом дачном сезоне!

    [Ответить]

  • Юлия
    13 февраля, 2019, 22:52
    Цитировать

    Добрый вечер, очень интересный эксперимент , и я согласна с Вами -хватит копать, перекапывать и портить окружающий нас живой мир. Природа помогает нам -мы ей, именно невмешательством в естественный процесс . Спасибо Сергей за интересные статьи, подсказки и за опыт, которым делитесь . 🙂

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Юлия, здравствуйте!

    Согласен с Вами — нужно жить в согласии с Матушкой-Природой, учиться у неё и применять Природные процессы на своём дачном или приусадебном участке!!!

    [Ответить]

  • Сергей
    1 февраля, 2022, 22:01
    Цитировать

    Здравствуйте. Ушёл на пенсию и переселился в домик в деревне. Земля весьма не плодородная кислая, на песке, в июне три года подряд вымерзала картошка местные говорят тут с урожаями всё плохо.

    Собственно вопрос: отопление печное и за зиму образуется литров 150 золы чистой (мусор в виде пластика не сжигаю).Читал что в ней много микроэлементов плюс раскисляет грунт. Не подскажете по внесению в почву под каждое растение или рассыпать ровным слоем по грядкам, либо просто утилизировать.

    Читал что в лесах после пожаров зелень очень быстро и буйно разрастается а у меня тот-же состав готовых к употреблению микроэлементов плюс живая микрофлора в гумусе.

    И ещё сена и соломы на грядки и под деревья ложу сантиметров 10 и больше. Под деревьями очень хороший жирный слой с червями приходится даже убирать — очищать корневую шейку, а на грядках всё садится и превращается в труху и пыль хотя грунт под мульчей влажный. Можно ли на грядках исправить учащённым поливом.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Сергей, здравствуйте!

    Что касается кислотности почвогрунта. Предоставьте регулировать кислотно-щелочной баланс почвенным микроорганизмам. А так, у меня есть пост о кислотно-щелочном балансе, посмотрите — http://dacha21veka.ru/mulcha/opredelyaem-kislotno-shhelochnoj-balans-pochvy-na-dache-i-ne-tolko.html

    Насчёт золы сказать Вам ничего толкового не могу, так как не использую.

    Теперь про слой мульчи из органических остатков...

    Сергей, перестал перекапывать почву на нашем участке с 2000 года, так как начал мульчировать почву. Мульчирую почву в своих делянках для однолетних овощей и многолетних культур (кустарники и деревья) осенью. Вот пост за прошлый, 2021 год (за предыдущие годы найдёте этот материал в этом блоге через поисковую строку) — http://dacha21veka.ru/mulcha/oktyabr-2021-goda-osnovnoe-osennee-mulchirovanie-pochvy-na-dachnom-uchastke.html

    Вот пост про картошку на чистом речном песке, на чистой глине и досках — http://dacha21veka.ru/mulcha/sentyabr-2018-goda-byvaet-li-pochva-bednoj-i-neplodorodnoj-chast-9-pro-kartoshku-svyoklu-i-morkovku.html

    Вот пост про картошку на кирпичах — http://dacha21veka.ru/mulcha/29-sentyabrya-2021-goda-kartoshka-kotoraya-rosla-na-kirpichax-t-e-bez-pochvy.html

    В общем, наши растения на дачных или приусадебных участках, да и на планете в целом, выращивает не грунт, а микроорганизмы, которые живут в этом грунте! Значит, наша с Вами задача, создать благоприятные (влажные) условия для этих полезных видов микроорганизмов и накормить их. А эти два условия выполняет ТОЛСТЫЙ слой мульчи на поверхности почвогрунта. Всё.

    [Ответить]

  • Сергей
    2 февраля, 2022, 18:12
    Цитировать

    Спасибо за содержательный ответ. Ваши статьи два года читаю много интересного нашёл Спасибо за вашу работу.

    По удобрению пеплом буду пробовать сам, интересно что получится.

    У нас вокруг нет соломы зато много не кошенной травы. Какая разница при мульчировании сеном или соломой.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Сергей, разницы никакой нет, сено или солому Вы положите в качестве мульчи. Микроорганизмы всё переварят, так как им без разницы, какие органические остатки переваривать!

    [Ответить]

Оставить комментарий или два