Почему в теплице растения растут плохо и что с этим делать?
Здравствуйте, дорогой дачник!
Эта проблема коснулась и меня с покупкой в прошлом году новой теплицы с поликарбонатом. После установки теплицы на дачном участке, в прошлом году, я сразу высадил в неё рассаду перцев, немного помидоров и посеял семена огурцов, но…
Но растения никак не хотели расти, и я думал, что так и надо. Однако по прошествии некоторого времени, примерно, к середине июля месяца растения всё-таки начали расти и это нас с супругой порадовало.
Мы подумали с супругой, что в следующем-то, т. е. в этом 2017 году, у нас уже в конце мая или начале июня пойдут свои огурчики и теплица оправдает наши надежды? А не тут-то было?!
Рассада перцев и помидоров, высаженная в начале апреля снова не желала расти, и я стал ломать голову, в чём же тут причина?
Но давайте расскажу всё по порядку, чтобы у Вас в голове сложилась полная картина проблемы с нашей теплицей. Впрочем, эти проблемы испытывают и многие дачники, которые либо купили недавно такую теплицу, либо пользуются ей уже не один год, а распознать и решить проблему медленного и слабого развития растений в теплице, так и не могут.
Начну с весны этого года, когда рассада перца и пяти растений одного сорта помидоров (конкретно для теплицы) стояла у меня уже давно на балконе, как говорится, закаливалась. Температура в дневные часы внутри балкона была +10+15, а ночью опускалась до +2+4 градусов.
Вот дневные фотки…
Вот ночные фотки на балконе…
И что странно, растения в таких, казалось бы, «ужасных» условиях росли и «в ус не дули», а по сути, «ждали» момента высадки их в теплицу. Я планировал высадить рассаду перцев и помидоров приблизительно 10 апреля.
Почему в такие сроки я наметил высаживать рассаду в теплицу?
Дело в том, что теплица стоит с северной стороны дачного домика и солнышко начинает светить на крышу теплицы, т. е. весь световой день только со 2-3 апреля, а до этого времени оно освещает теплицу только на восходе и на закате.
А так получается, что со 2-3 апреля и до 10 числа вполне хватает времени, чтобы тёплый воздух в теплице прогрел почву в трёх делянках до +14+16 градусов.
Как намечал, так и сделал.
10 апреля привёз два ящика с перцами и помидорами и высадил рассаду простым способом – при помощи «посадочного конуса»! Лунка от этого конуса идеально подходит под форму корневой системы рассады из одноразовых стаканчиков.
Сделал лунку, выдавил почвенный ком с корневой системой из одноразового стаканчика, вставил его в лунку, присыпал почвой и полил. Всё.
Это высадка помидора...
Это высадка перцев...
А это общий вид левой делянки и правой...
Затем у нас случился снежный катаклизм. 19 апреля у нас навалило снега сантиметров 10 и синоптики обещали сильные заморозки до -8-10 градусов. Пришлось ехать спасать рассаду в теплице.
Ничего умного и грандиозного я не придумал, как разложить в проходах между делянками известковые камни и накрыть крайние делянки (средняя делянка предназначена для огурцов) старым нетканым материалом.
Температура в теплице на тот момент была +6 градусов...
Потом обкидал снегом низ вокруг теплицы, чтобы сильный морозный ветер не смог надуть внутрь теплицы холода и поехал домой.
А если сказать откровенно, то выпавший снег превратил дачу вместе с растениями в шедевр искусства – хоть картины пиши в этот момент. Сами смотрите…
Это дорога к даче и наш лес...
Это к сетке-рабице подвязан куст ежевики...
Это кустики жимолости...
Ниже делянка с чесноком...
Это куст винограда сорта Русбол...
Ниже яблоневые прививки...
Слева делянка с чесноком, справа 3 делянки с луком от подзимней посадки прошлого года...
Куст смородины...
Это куст крыжовника сорта Черносливовый...
В общем, КРАСОТА, да и только!
Идём далее...
К 24 апреля, снег вроде бы как весь растаял и я приехал на дачу, чтобы снять нетканый материал с делянок, а заодно и посмотреть, как растения пережили короткую апрельскую зиму?!
При осмотре растений, никаких сильных подмерзаний на листьях и стеблях я не заметил, а по сему, можно судить, что в теплице вся рассада «перезимовала» успешно!
В правой делянке все растения не пострадали от заморозка...
Это перчик...
Это помидорчик в углу делянки...
Это тоже перчики...
В левой делянке пострадал один листик у одного растения перца (нижнее фото)...
Примерно через месяц, 23 мая, ситуация была такой – растения не спешили расти и тогда я пролил (искупал) все делянки (вместе с растениями) из лейки первым созревшим настоем ЭМ-эликсира.
Это левая делянка...
Это средняя делянка с огурчиками...
Это правая делянка с перцами и двумя помидорами по углам...
Это общий вид всех политых делянок...
Семена огурцов, посеянные в начале мая, прорастали очень долго, приблизительно 14-18 дней, хотя температура почвы в теплице была уже +16+18 градусов. Почему такое произошло с семенами в этом году, я толком объяснить не могу. Могу только сказать – аномалия, однако…
Идём далее…
Мы с супругой были на даче, и погода, как водится в этом сезоне, не прекращала нас удивлять – дожди шли постоянно, но. Но, проходя мимо теплицы, я заметил, что некоторые растения перцев стоят с поникшими листочками и это произошло как раз в тот момент, когда солнышко выглянуло из-за очередной тучки.
Я показал этот эффект супруге и мы решили уменьшить этот негативный солнечный эффект на растения, путём накрытия крыши теплицы нетканым материалом.
Сами понимаете, нетканый материал будет значительно рассеивать прямые солнечные лучи и сильного перепада температуры внутри теплицы не будет.
Без нетканки получалось так. Солнце за тучкой – температура внутри теплицы +20+22 градуса. Солнце вышло из-за тучки – в теплице резко подскакивает температура до +34+36 градусов. Разница температур составляет 12-14 градусов.
В открытом грунте такого резкого перепада температур, конечно, не происходит по понятным причинам, а вот в теплице такой перепад есть.
И я подумал, что может быть, как раз этот резкий перепад температуры негативно влияет на рост и развитие растений в теплице. Ну, посудите сами, на что ещё можно грешить в слабом росте растений перца и помидоров, как не на резкий перепад температуры?
Тогда, недолго думая, мы с супругой разрезали одно полотно нетканого материала пополам и накрыли крышу теплицы. Размеры полотна были такими – ширина 2,1 метра, длина 7,2 метра.
По ширине 2 половинки полотна как раз легли на всю длину крыши теплицы с нахлёстом посередине друг на друга 10 см., а края полотна нетканки совмещались с краями поликарбоната как раз для удобства фиксации нетканки за поликарбонат.
Сами знаете, если полотно надёжно не зафиксировать на поликарбонате, то первый резкий ветер задерёт материал на крыше или, не дай Бог, сорвёт оба куска полотна с теплицы совсем.
Фиксировали края полотна к поликарбонату по всему периметру (и с торцов, и с боку) простым медицинским пластырем. Попробовал, я было вместо пластыря использовать бесцветный скотч, но он смотрелся неопрятно на теплице, да и работать с ним было неудобно, он постоянно от ветра норовил прилипнуть к пальцам рук.
Поэтому мы остановили свой выбор на использовании пластыря. Что из этого получилось, смотрите сами – и надёжно, и красиво!
На крыше нетканка легла как влитая...
Это фиксация нетканки к одному торцу поликарбоната при помощи лейкопластыря...
Ниже фотки — фиксация нетканки по периметру форточки в крыше...
А для пущей надёжности удержания нетканки на поликарбонате, мы с супругой перекинули верёвки с одного края теплицы на другой, а снизу привязали кирпичи. Всё.
И после этой работы я, естественно, зашёл в теплицу и стал наблюдать за перепадом температур во время прохождения (проплывания) туч по небосводу.
И хочу Вам сказать, что не зря мы с супругой потратили 40 минут на обустройство этой «солнечной защиты» на крыше теплицы! Теперь перепад температур внутри теплицы составлял всего 2-4 градуса и те растения перца, которые до этого подвядали при появлении солнца из-за тучки, теперь стояли как «солдатики»!
Идём далее…
Прошёл ровно месяц с того момента, когда я убрал нетканый материал с делянок после выпадения снега, но растения по неизвестной пока мне причине росли слабовато.
Вот смотрите, всего на какую высоту выросли перцы, а с момента высадки рассады прошло уже 2,5 месяца. Огурцы тоже не сильно хотели расти, радовали лишь растения четырёх помидоров, которые росли по углам теплицы.
В этот день я решил наполнить баклажки моей «Увлажнительной Системы» в делянках водой и посмотреть, как будут расти все растения в течение предстоящей недели.
Это заполняются баклажки в левой делянке...
А это одно помидорное растение с длинной кистью и завязью...
Это средняя делянка с огурцами...
Это правая делянка с перцами и помидорами по углам...
Немного поближе делянка с огурцами. Прошёл месяц с момента всходов огурцов, а расти они на отрез отказываются...
За неделю растения заметно подросли, но всё равно, было какое-то ощущение, что им чего-то не хватает?
Казалось бы, полезные микроорганизмы в мульче и почве под растениями есть; почва в делянках бережно увлажняется при помощи баклажек; резких перепадов температуры внутри теплицы нет; солнце светит и т. д.
Ну, что ещё нужно?
И тут я, кажется, догадался, чего не хватает растениям для полноценного роста, развития, цветения и плодоношения. Эврика!
Я сделал страшное открытие – в слабом росте растений виноват поликарбонат!
Да, да, не удивляйтесь, дорогой дачник, поликарбонат долговечный, но как раз эта долговечность и обуславливает плохой рост растений!
Не поняли, о чём я веду речь?
Сейчас объясню.
Я созвонился со своим старшим братом, и мы поговорили на тему использования «долговечного» поликарбоната для теплицы. Пришли к обоюдному мнению и согласию, что такой, долговечный поликарбонат идёт для применения его для навесов над авто, на крышу для навеса над подъездом, входом в офис, входом в супермаркет и т. д., но…
Но для теплиц он НЕ ПРИГОДЕН!
Долговечность поликарбоната обуславливается производителем тем, что на его покрытии (на той стороне, которая обращена к солнцу), есть микронное покрытие лака, защищающего поликарбонат от ультрафиолета!
А как раз ультрафиолетовый спектр солнечного света и запускает процесс фотосинтеза в листьях растений и растения благополучно растут!
Ну, может быть, не весь спектр ультрафиолета нужен растениям, а только красный и синий спектры, я вот тут Вам точно сказать не могу.
Вот когда я понял, что виной всему поликарбонат, то у меня появились чёткие мысли и задумки, как теперь мне решать эту проблему.
Выхода, на самом деле, из этой ситуации было 3.
1. Либо покупать новый ЭКОполикарбонат, но не факт, что это ЭКО будет пропускать через себя синий и красный спектр солнечных лучей?
2. Либо купить обычную армированную плёнку, но, сколько она прослужит?
3. Либо искусственным путём создать излучение синего и красного спектра внутри теплицы?
Вот дилемма, так дилемма?
Ну, мы с супругой пошли по пути наименьшего сопротивления и прикинули, что будет не так затратно по деньгам и будет эффективно для роста и развития растений в теплице.
Короче говоря, мы решили купить фитолампы с красным и синим спектрами излучения. Правда, мне пришлось переворошить кучу сайтов по выбору этих самых ламп, но так ничего дельного я и не нашёл.
А по сути, те лампы, которые я выбрал в сети Интернет, в наших магазинах и нет. Заказывать их через сайты с доставкой в Липецк – это долго, поэтому я проехал по своим магазинам и нашёл только один вид фитоламп — LED-A60-9W/SP/E27/CL ALM01WH.
Лампа светодиодная мощностью 9 Вт. Но эта мощность по номиналу 9 Вт, а так лампа потребляет не более 3-4 Вт в час, но подсвечивать растения в теплице не имеет смысла целые сутки, растения ведь должны и ночевать без света, как в естественной среде – день-ночь.
А иначе, если включить лампы на сутки, то растения могут и потеряться во времени и пространстве и не поймут, когда день, а когда ночь? Поэтому к вопросу о подсветке растений в течение суток нужно походить разумно и практично, в том числе, и в целях экономии электроэнергии.
К слову сказать, 1 июля, когда мы ехали с супругой на дачу и собирались ночевать там первую ночь в этом сезоне, я сначала купил одну лампу и в этом же магазине по акции (со скидкой) купил дефлектор (отражатель).
Когда мы приехали на дачу, супруга начала готовить, что-то покушать, а я занялся монтированием лампы и дефлектора в теплицу. Нет, ну, а как — купил, значит, сразу нужно применить на практике, иначе как же я получу результат через 2-3 недели?
Супруга надо мной подшучивала – не успел приехать и сразу за дело, хоть бы переоделся. А у меня такой кураж был, чтобы поскорее сделать эту конструкцию и повесить в теплицу, аж руки чесались «по-взрослому»…
Короче, смотрите, что я сделал.
Дефлектор был как ночной светильник в комнату на 2 лампы формой под свечу. Я открутил и вынул один патрон и поставил оставшийся патрон посередине дефлектора, благо там есть овальные отверстия для крепления.
Стекло, естественно, не стал вставлять на место, иначе как же через матовую поверхность будет проходить красный и синий свет? Крепление для подвеса на трубу сделал простое – согнул из алюминиевой проволоки дугу и всё готово.
Повесил в теплицу эту конструкцию и посмотрел, как будет светить эта лампа с дефлектором. Правда, было ещё светло и особо-то видно рассеивание красного и синего света не было. Тогда я дождался вечера и не просто посмотрел, но и сделал для Вас фотку.
Вот дневные фотки...
Вот вечерние фото....
Пришлось немного подрегулировать сам дефлектор так, чтобы он отражал свет как бы в проход между делянками. Таким образом, света хватит и левой крайней делянке с перцами, и одному ряду растений огурца в средней делянке.
Потом что-то подумал, что в левой крайней делянке перцы высокие, а в правой делянке есть низенькие, и перевесил дефлектор в правый проход.
Ну, вот такое дело я сделал 1 апреля. А ведь при просмотре свечения вечером я не успокоился, а как Вы думали. Нужно было сделать так, чтобы и над левым проходом был такой же дефлектор с лампой – иначе овчина выделки не стоит?!
Но в магазине больше таких (такой формы) дефлекторов по такой смешной цене (300 руб.) не было, и я решил, что нужно повесить ещё 3 лампы – одну над правым проходом ближе к входу (к двери) теплицы, а две лампы над левым проходом.
Вот 4 апреля я этим как раз и занимался внутри теплицы, а на улице шёл дождь и молотил по поликарбонату, как барабанные палочки по барабану. После того как я всё сделал, снял короткий ролик…
А чтобы внутри тепличный конденсат не стекал по проводам на клеммы патрона, я сделал полукруглые загибы провода над патроном. Правда, потом ещё нужно подумать, чем заизолировать сами клеммы на патроне, но это уже мелочи попроще.
Все скрутки проводов я изолировал летной ПВХ, во избежания короткого замыкания от конденсата...
Идём далее…
Теперь получается, что свет-то я сделал, а гореть-то он должен не весь день, а в определённые часы по моей задумке. Снова пришлось полазить в сети по поиску таймера, который будет в определённое время включать свет и через определённое время выключать его.
Опять же в сети материала полно, но в нашем магазине оказалась розетка только с механическим таймером, вот её я и купил 5 апреля и установил время свечения ламп с 5.00 часов до 11.00 часов.
Вот смотрите, правда, тут плохо видно — лепестки нажаты вниз от 5.00 до 11.00...
Установил я это время не просто так. Дело в том, что когда искал информацию про фитолампы, мне попалась статья, в одном из абзацев которой было написано, что самый лучший процесс фотосинтеза у растений идёт на восходе солнца.
Соответствует ли эта информация действительности или нет, я точно не знаю, но выставил таймер на такое время, и теперь остаётся смотреть, что будет происходить с растениями или ничего не произойдёт?!
7 апреля я приехал на дачу очень рано, перед включением ламп, примерно полпятого утра, чтобы посмотреть как вся эта «электроника» работает и удивился одному явлению.
Растения перца в левой делянке, над которыми непосредственно висели и светили лампы, подняли верхние листочки кверху, как бы ожидая включения ламп.
Вы не поверите, это меня сильно поразило, и я сделал, на всякий случай, фотки этих перцев…
Вот поближе под одной лампой...
Это под другой лампой...
После того, как в 5.00 лампы включились, листочки на перцах приняли своё естественно горизонтальное положение.
Вот это чудо, так чудо!
Теперь остаётся дождаться хотя бы 2,5-3 недели, чтобы увидеть или не увидеть изменения в развитии растений.
А существенные изменения в росте и развитии растений можно будет наблюдать в следующем сезоне с апреля месяца после высадки рассады в теплицу и подключению фитосистемы к электросети.
А как растения растут в открытом грунте?
А в открытом грунте всё растёт как нельзя хорошо, даже не смотря на сильно переменчивую погоду в этом дачном сезоне с затяжными дождями. Растения растут мощно и на них нет ни одного намёка на болячку, а благодаря чему?
Правильно!
Благодаря опрыскиванию всех растений дачными настоями ЭМ-эликсира, который готовится в обычной ванне из разных ингредиентов, которые валяются под ногами на любом дачном или приусадебном участке.
Если у кого ещё нет моих материалов по закваске эффективных настоев ЭМ-эликсира от всевозможных грибковых и вирусных болезней на всех дачных культурах, то оформить заказ наложкой (по России) можно на моём сайте — http://elicsir.dacha7.ru/
Кому будет нужна электронная версия этих материалов, пишите мне лично вот на этот емэйл-адрес – dyakosergej@yandex.ru
А кто захочет оплатить свой заказ на мою карту Сбербанка, тоже пишите мне на тот же емэйл-адрес, номер карты вышлю.
Ну, и фотки в подтверждение эффективности ЭМ-эликсира по защите всех дачных культур от грибковых и вирусных болячек…
Слева делянка с чесноком (скоро время уборки...), справа картошка, которая растёт просто в мульче (не касается грунта вообще)...
Это 3 делянки картошки. Слева — картошка на нашем супесчаном грунте. В центре — картошка на чистой глине. Справа — картошка на чистом речном песке.
Делянка с луком (от весеннего посева под мульчу)...
Одна делянка морковки сорта «Королева осени»...
Две делянки помидоров сорта «Неизвестный» (уже с урожаем)...
Делянка помидоров сорта «Рома VF» (семена с острова Майорка)...
Одна картофельная делянка, состоящая из двух коробов. В одном (ближнем) коробе растёт картошка «фиолетовая», в другом (дальний короб) картошка «Киви»...
Делянка с помидорами сорта «Снежная сказка» и тоже уже с урожаем...
Это одна помидорная делянка у забора с высокорослыми сортами...
Это западная стена дачного сарая с высокорослыми сортами помидоров...
Две короткие помидорные делянки у южной стены дачного сарая (тоже с высокорослыми сортами помидоров)...
Восточная стена дачного сарая, как Вы уже поняли, тоже с одним высокорослым сортом помидоров (семена из Италии)...
А это уже завязь на этом сорте...
Вторая помидорная делянка у забора с высокорослыми сортами помидоров...
Это общий вид смородино-крыжовниковой делянки...
Это сорт «Чёрный жемчуг»...
Это сорт «Джонкер Ван Тетс»...
Это сорт «Лучезарная»...
Подвязал эти ветки проволокой, но всё равно проволока провисла под урожаем...
Это крыжовник сорта «Черносливовый». Помните одну фотку выше по тексту «под снегом». Заморозок, конечно, поубавил завязи на кусте, но нам и этого хватит с лихвой...
Это крыжовник сорта «Сеянец Лефора» (растёт, как опылитель для сорта «Черносливовый»)...
И последнее…
Я буду очень рад, если этот пост поможет решить проблему с плохим ростом растений в теплице у тех дачников, у кого теплица с таким же поликарбонатом.
И уверен, что этот материал поможет теперь выбрать теплицу с правильным поликарбонатом тем дачникам, у кого теплицы ещё нет или она планируется для покупки в ближайшее время.
А на сегодня у меня всё.
Остался лишь вопрос к Вам: «Вы использовали фитолампы для досвечивания растений в теплице под поликарбонатом с ультрафиолетовой защитой или нет?»
Свои ответы на мой вопрос, предложения или пожелания, пишите в комментариях к этому посту
До свидания.
С наилучшими пожеланиями,
Сергей Дьяков.
79 комментариев к “Почему в теплице растения растут плохо и что с этим делать?”
Ну обычное стекло тоже не пропускает уф.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
12 июля, 2017 в 17:36
У меня рассада стоит на балконе, который расположен с северной стороны квартиры и рассада растёт великолепно.
У одного моего знакомого есть теплица из старых окон. В ней всё растёт отлично!
[Ответить]
Сергей! Удивляюсь вашей пытливости, анализу по возникающим проблемам. Такой лампой я пользовалась для подсвечивания растений, и лампой «Флора», а также лампой «Рефлакс» — солнышко.Все лампы показали хорошие данные, особенно любимица — «Рефлакс» (близкая к солнечному свету). Растения прекрасно развивались, баклажаны, рассаженные в пакеты большей емкости, выросли крепкие, сильные (я таких не видела ни в продаже, не в теплицах). В прошлом году мы немного баклажан высадили близко в входу в теплице, наверное поэтому они у нас отплодоносили (на среднем уровне)... А в этом году мы не захотели посадить их в теплицу, а сделали теплую грядку и купили 4 -м. дуги, с одной сторону укрыли не разрезным рукавом, не пропускающий воздух, а с другой нетканный материал 60 -ка, и его накидываем на противоположную сторону. Закрывам канцелярскими защипами. Очень удобно. Пока они все цветут. (залили дожди, тепла нет, задержка на две недели в равитии растений), но вид радует. А в теплицу пришлось заказать потолочные форточки, так как без них не стоит вообще рассматривать подобные сооружения. Год назад не спасали форточки над дверями (температура была просто под 50 гр., а с форточками наверху другое дело. То, что Вы разместили там фиол.красн спектр для роста растений, это то, что надо! У нас есть еще старая стеклянная теплица, она в 100 раз лучше поликарбонатной, там дышится, растения прекрасно развиваются, приятно там работать. Удачи!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
13 июля, 2017 в 11:29
Да, форточка в крышу теплицы обязательно нужна. Я сразу закал и форточку в крышу, точнее, она мне досталась в качестве Бонуса при заказе теплицы, но была с механическим приводом. Т. е. сам открывал и сам закрывал, когда бывал на даче, а потом решил заказать «автомат для проветривания». Вот с тех пор, как поставил автомат, в теплице перестала создаваться «сахара», да и я спокоен. Ведь, если бы мы жили на даче, то сам бы открывал в нужный момент и закрывал. А так как мы даче гости редкие, то автомат для проветривания, сам открывается и закрывается.
В конце этого поста, есть информация про «автомат» -http://dacha21veka.ru/koroba-delyanok/vesna-2016-ustanovka-novoj-teplicy-i-vysadka-pervoj-rassady.html
[Ответить]
Здравствуйте Сергей! У меня имеется теплица покрытая поликарбонатом, размер 3 на 6 метров. Тут маленький нюанс , поликарбонат надо покупать специально для теплиц, у нас на московских рынках продавцы специально уточняют этот вопрос. Во всяком случае когда я поку-пал теплицу 5 лет назад было именно так. Теплица имеет 2 двери по торцам и форточки над дверями. Когда на улице солнечно и жарко я открываю обе двери и в теплице гуляет сквозняк, не даёт перегреваться. Так что я не заморачиваюсь на счёт покрытия теплицы нетканым материалом. Теплица как я писал выше 3 на 6 метров посередине во всю длину дорожка сантиметров 60 шириной по бокам две грядки во всю длину. На этих грядках все и растёт помидоры, огурцы, перцы. Всем хватает света. Удобряю перепревшими опилками, хвойным опадом , после сбора урожая засеваю горчицей которая к ноябрю отрастает сантиметров на 30 и так уходит под зиму. Если зимой приезжаю то насыпаю в теплицу снега. Такие дела. А климат у вас гораздо мягче Московского. У вас поспела смородина, а у нас дожди и холодрыга даже грибы не растут. Всех благ и успехов до свидания ждём Ваших рассылок.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
13 июля, 2017 в 18:52
Да, Вы совершенно правы — нужно было выбирать поликарбонат для теплицы. А там, где я покупал (на бывшем заводе Зил), такого поликарбоната не было и мне никто не подсказал из продавцов, что этот поликарбонат для теплицы не годен. А может быть, они и сами не знаю про поликарбонат — им бы только продать, а там, хоть трава не расти. Нет, я никого не хаю, сам виноват, не прозондировал этот вопрос досконально, вот теперь и решаю свою же проблему.
Слава Богу, вроде бы, всё налаживается — огурцчики пошли расти, да и перцы подтягиваются. К концу июля месяца будет промежуточный результат по росту и развитию растений, посмотрим...
А вот нетканку на крышу Вам стоит натянуть и тогда не будет надобности бежать и открывать двери с форточками. Стоит это полотно нетканки копейки, а нервов сэкономит Вам много. Я покупал самый плотный материал — 60 грамм на квадратный метр.
Если хотите, то можете посмотреть пост про установку теплицы весной 2016 года -http://dacha21veka.ru/koroba-delyanok/vesna-2016-ustanovka-novoj-teplicy-i-vysadka-pervoj-rassady.html
[Ответить]
rednail ответил:
15 июля, 2017 в 4:09
[Ответить]
Сергей добрый день. Я начал свою посадку в этом году по вашему рецепту. Посадил лук сивок на березовые листья.которые рассыпались осенью. Растет. Но есть мнение моих соседей ,что я занимаюсь ерундой так как луковицы должны быть открыты. Хотел спросить вашего совета. Чуть не забыл проживаю в Челябинске.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
13 июля, 2017 в 10:43
Вашим соседям может нравится или не нравится, что Вы делаете. Главное, чтобы луку нравилось! У меня есть едлянки, где мульча сильно осела и луковицы торчат наружу. Есть делянки, где мульча ещё не осела и луковицы в мульче — и что из этого? Лук-то растёт!
Так что, Руслан, Вы на соседей-то особо внимание не обращайте, а смотрите лучше на то, как растут растения, в частности, лук.
А напомните мне, пожалуйста, когда Вы покупали у меня материалы по выращиваю лука?
[Ответить]
А вы теплицу прямо с поликарбонатом покупали в комплекте?
Все таки лучше наверное теплицу в нашем регионе накрывать укрывным материалом 60 и крышу сверху еще накрывать пленкой от дождей. И финансово дешевле и гореть ничего не будет. Это конечно мое мнение личное.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
13 июля, 2017 в 9:53
Да теплицу покупал сразу и каркас, и поликарбонат в одном месте, но у них не было экополикарбоната. А накрывать теплицу нетканкой и плёнкой, а потом на зиму её снимать, это уже лишние проблемы.
Посмотрю, какой эффект от фитолапма будет. Если слабый, то приклею на крышу теплицы (над лампами) фольгу на утеплителе — будет, типа, как отражатели света...
Татьяна, у меня пост есть про установку теплицу весной 2016 года —http://dacha21veka.ru/koroba-delyanok/vesna-2016-ustanovka-novoj-teplicy-i-vysadka-pervoj-rassady.html
[Ответить]
Сережа, мне кажется, что проблема не в поликарбонате, а в том, что мульча не прогрела почву, но может я и ошибаюсь. Вы измеряли температуру грунта, когда высаживали перчики и томатики в апреле? Я осенью всю мульчу убираю с делянок, чтобы грунт промерз, а в марте почва так сильно прогревается, что уже сажаю шпинат, кинзу, укроп, салат, лук и редиску, убираю частично, и сразу в начале-середине апреля томаты высаживаю, позже огурцы и вот тогда и мульчирую. Сейчас у меня джунгли в теплице, огурцов полно, томаты уже по 8 кисточек на 2-х стволах завязали. Но может я и ошибаюсь.
[Ответить]
Наташа ответил:
12 июля, 2017 в 19:33
[Ответить]
Сергей ответил:
15 июля, 2017 в 8:55
Что бы в чем то убедиться надо сравнить что-то с чем то. Половину грядки замульчируйте, а другую нет. Замерьте температуру почвы и там и там. Сделаете вывод.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
13 июля, 2017 в 19:12
Нет, мульча к прогреву почвы абсолютно не имеет никакого отношения.
Наташа, ну, вот Вы сейчас немного подумайте, что конкретно прогревает почву? Что?
Сразу готов ответ — солнце! И так думаю многие, а это не совсем так.
Я уже высказывал свою точку зрения по этому поводу. Сейчас объясню.
Начинает прогревать почву воздух, а уже потом солнце подогревает.
Вот смотрите, всё просто объясняется. Зимой солнце светит? Светит! Греет почву и снег? Нет!
Почему, зимой не греется почва? Потому что воздух холодный, а точнее сказать, морозный. Вот и получается, что с приходом весны, сначала прогревается воздух и он начинает греть почву. Это летом, понятно, когда воздух тёплый, то солнце тоже помогает греть почву, а первоначально почву греет всё-таки воздух!
Если я не прав, поправьте меня.
В теплице тоже самое, что и в открытом грунте — солнце нагревает воздух, а уже воздух греет почву. Так или нет?
Поэтому тёплый воздух проникает без всяких проблем через мульчу греет почву так же, как и без мульчи. Я понимаю, что везде пугают нас простых дачников этой байкой — мульча не даёт прогреваться почве. Ведь так, есть такая байка?
То-то и оно, что это только байка, а на самом деле, тот кто её запустил в народ, он, как мне кажется, и понятия не имеет ни о мульче, ни о Природной Технологии, ни о почвенном микромире, ни о почвенных животных и т. д.
Я мульчирую почву уже семнадцатый год (с 2000 года) и поверьте мне, я немного набрался опыта, чтобы такие страшилки посылать туда, куда ещё асфальт не проложили (шучу).
А если серьёзно, то мульча не имеет отношения к прогреву почвы никакого. Да, мульча действительно не даёт почве сильно прогреваться, как голой перекопанной почве, но это совсем незначительная разница между мульчированной почвой и голой перекопанной.
Так что, Наташа, не слушайте пустозвонов, а лучше набирайтесь своего опыта и незачем осенью убирать почву, а весной её класть на место.
Природа когда мульчирует почву под всеми дикорастущими растениями? То-то и оно — осенью! А весной после стаивания снега из осенней органической мульчи получается органический «асфальт» (так я называю плотный слой мульчи весной).
Вот есть как раз у меня для Вас пост про осенне мульчирование -http://dacha21veka.ru/mulcha/osen-2016-goda-prostoe-i-effektivnoe-mulchirovanie-delyanok-v-otkrytom-grunte-i-teplice.html
[Ответить]
Наташа ответил:
13 июля, 2017 в 19:39
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
14 июля, 2017 в 9:09
Вам тоже УСПЕХОВ в этом дачном сезоне!!!
[Ответить]
Алексей ответил:
16 августа, 2017 в 17:18
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
16 августа, 2017 в 20:00
И такая канитель каждую весну в открытом грунте, а в теплице уж тем более, оттаивает в начале марта или чуть раньше...
[Ответить]
zhemlyak ответил:
14 июля, 2017 в 9:14
[Ответить]
Здравствуйте Сергей! Я в этом году сделал другой эксперимент. В теплице для огурцов установил подогрев почвы во время оттепели зимой. Поставил термометр. Накрыл пленкой. Через не делю вернулись морозы, проверил температуру почвы — 36, изменил схему подключения, через неделю — 17 градусов. Сразу заказал у китайцев ещё обогреватель для помидоров. Перед высадкой рассады успел заложить провод обогрева и не прогадал. Сажал рассаду в начале апреля. Весна и начало лета у нас были очень холодные. А в моей теплице уже сейчас помидоры подпирают крышу, а у соседей только до половины. Я думаю у Вас две проблемы: холодная почва и рано уложенная мульча, что не позволяет, опять-же, прогреть почву весной на глубине корней.
Александр, Рига, Саулкрасты.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
13 июля, 2017 в 10:03
Нет, я уверен, что проблема одна — это поликарбонат. Почва к 10 апреля прогрелась до +14+16 градусов.
А мульча тут совсем не причём. В открытом грунте в делянках лежит такой же слой мульчи, однако всё растёт!
Это поликарбонат не пропускает нужный для растений спектр излучения от солнца — синий и красный. К концу июля уже будут результаты по искусственному освещению, которое я сделал. Потом расскажу и покажу...
[Ответить]
Марина ответил:
17 июля, 2017 в 18:40
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
18 июля, 2017 в 18:18
Вы какую мульчу под помидоры кладёте, что они меняют цвет и не растут? У меня было такое явление, но его можно спокойно изменить, кстати, при помощи той же мульчи...
[Ответить]
Сергей,дорогой,вы умница!Восхищаюсь вами,с удовольствием прочла ваш материал.Узнала много полезного т.к. хотела покупать такую теплицу...
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
13 июля, 2017 в 10:07
Ну, вот видите, мой материал пришёлся Вам кл двору!
Вы когда будете выбирать поликарбонат, тщательно узнайте все его свойства, обязательно! Выбирайте ЭКО и БИОполикарбонат. В общем, всё узнавайте о свойствах поликарбоната у производителя, а уже потом принимайте решение — покупать или нет предложенный поликарбонат?!
Рад, что мой материал, помог сэкономить Вам кучу денег и нервов!!!
[Ответить]
Здравствуйте!Я живу на Кубани,овощи выращиваю в открытом грунте,в мульче.В этом году ситуация с ростом огурцов,перца,полностью похожа на описанную вами,хотя температура у нас вполне высокая.Огурцы начали расти только в начале июля!!!, а плоды появились совсем недавно.Это что-то с климатом,такое я наблюдаю впервые в своей жизни!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
13 июля, 2017 в 10:13
Возможно, и с климатом какая-то передряга происходит.
Расскажу Вам свои наблюдения.
В прошлые годы солнце в конце июня и начале июня ходило по небу над нашим дачным участком строго вертикально. А с прошлого года (и в этом году тоже самое) солнце еле-еле поднимается над коньком крыши дачного домика. Вот чудеса?!
Т. е. вот как солнце выглянуло над крышей в начале апреля и стало освещать крышу теплицы весь день, так оно и осталось в этом положении и в зенит над дачным участком не поднимается.
И ещё...
В прошлые годы никогда так рано не завязывались помидоры на кустах. Ладно бы завязь была только на низкорослых сортах, но и на высокорослых сортах завязь появилась, примерно, 18-20 июня — аномалия, однако...
[Ответить]
Я тоже заметила,как нынче маются перцы в теплице ;стоят с поникшими верхушками даже плохо держатся в земле. Спасибо,Сергей,что подсказали причину этого явления. Я прошлые два года закрывала крышу белой тканью в жаркие дни и этим спасала растения от перегрева. А нынче вроде и жары сильной нет у нас на северо -западе,но перепад температур есть,когда солнце надолго прячется за тучку. Воспользуюсь Вашей подсказкой и буду опять притенять теплицу.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
13 июля, 2017 в 10:21
Тут скорее всего идёт речь не о притенении, а о рассеивании прямых солнечных лучей. Ну, это не так важно. Главное, что перцы перестали поникать головами, когда солнце выскакивало из-за тучки и перепад температур уменьшился в разы.
Я оставлю эту нетканку на зиму, посмотрю, будет ли она мешать сползать снежной шапке весной с крыши теплицы, чтобы снег не продавил поликарбонат на крыше.
Этой весной, да даже ещё зимой, мы с супругой ездили на дачу и снег сползал по крыше на обе стороны теплицы, как масло. Посмотрю, как будет это происходить с нетканкой.
Вот смотрите в конце этого поста теплица со снегом и без -http://dacha21veka.ru/rassada-ovoshhnyx-kulutr/prorashhivanie-semyan-pomidorov-i-percev-v-tryapochke-dlya-rassady.html
[Ответить]
Мда, очень интересненько. Надо же оказывается что... У меня теплица 2 год такая же, вроде начало расти неплохо, но это потому то у нас в Архангельске наконец потеплело. Май и июнь были очень холодные, смородина недавно отцвела, а у вас уже ягоды... Перец в теплице тоже не рос, я посадила парочку на пробу, тк я только все пробую выращивать. Огурцы уже плодоносят, а помидоры только начинают цвести. Но это у нас на севере, где лето только начинается...но перец совсем не рос, я подумала, что то ему не так, значит не получилось, все, масленица... А огурцы подождали + 15 в теплице и двинулись в рост...
Да, если с поликарбонатом так и есть, то это, серьезно конечно, надо думать, что придумать...
Укрывной на лейкопластыре мне очень понравился, класс, у меня такая же проблема...
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
13 июля, 2017 в 10:27
Да, я уверен, что дело всё в долговечности поликарбоната. Вот подожду до конца этого месяца и уже результаты должны быть.
А нетканку я оставлю на зиму...
[Ответить]
Ну обычное стекло не пропускает УФ говорят, но самое полезное свечение утреннее и там не УФ, а другие длины волн. Их наверное стекло пропускает, а карбонат наверное нет, если плохо растет. Но тоже видите от производителя зависит, лак и ...
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
13 июля, 2017 в 10:30
Тут дело точно в покрытии на поликарбонате. Поликарбонат зависит не от производителя, а от собственных свойств. Производители могут быть разные, но поликарбонат нужно выбирать правильный именно для теплиц...
[Ответить]
Сергей, какой Вы молодец! Везде порядок, все сорта помните!!!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
13 июля, 2017 в 10:34
Я помню сорта, потому что не особо-то меняю их часто. Особо это касается многолетних культур. Ведь, по сути, чтобы посмотреть на что способен сорт, нужно, чтобы он рос на участке, хотя бы 4-5 лет. Если сорт хороший, то и оставляю его.
К слову сказать, сначала, при высадке многолетних растений вешаю бирки рядом с сортом, а уже потом это название отпечатывается в подсознании и бирки уже не нужны.
[Ответить]
Уверен что причина не в поликарбонате. У меня стационарная теплица, два года назад заменил стекло на поликарбонат, стало только лучше.С моей точки зрения причин несколько.
1. Слишком ранний посев семян. Растению урожай не нужен, ему нужно продолжение рода. Стрессы на этапе рассады(холод, недостаток освещенности) приводят к снижению урожая.
2.Слишком ранняя высадка рассады. 14 градусов это днем на поверхности почвы, а ночью на глубине гораздо меньше, корешки подмерзли.
3. Очень плотная почва. Такая картина бывает, когда томат вырастет самосевом где-нибудь на дорожке.
У меня цифры в этом году такие: 8 апреля посев индетерминантных томатов( с пикировкой). 15 мая высадка в теплицу, 1 июля обрезал верхушки на высоте два метра.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
13 июля, 2017 в 18:25
Я вот только приехал с дачи и естественно, посмотрел растения в теплице — огурцы наращивают плети очень сильно. С момента последних фото в теплице прошло 7 дней, а результат уже виден. Перчики подтягиваются, но это культура тугорастущая, так что прогресс тоже виден... маленький, но виден.
Вот Вы говорите, что дело не в поликарбонате? Сергей, так поликарбонат-то он разный бывает. Есть ЭКО (или БИО), а есть для навесов, карнизов и беседок (который у меня).
Ладно, спорить не буду, потому что это пустое, дождусь результата к концу июля месяца, потом сделаю фотки для достоверности.
Я помидоры в теплице не выращиваю, они и в открытом грунте растут отлично. Это я по углам посадил 4 растения, чтобы, типа, для красоты — кисти у этого неизвестного сорта длинные и сами плоды сливками... как вырастут поспеют, будет на фоне зелёных огуречных лопухов красиво смотреться. К слову сказать, я уже макушки у этих четырёх тепличных помидоров загнул с наклоном в сторону прохода, пусть ещё пару плодовых кисточек вырастет, а потом точку роста выщипну...
[Ответить]
Сергей, спасибо за статью! Я как раз сейчас начала изучать вопрос создания теплицы. Не так это просто — теплица. В жару в ней жарко, в холод холодно. Нужна умная теплица, так что читаю сейчас книгу соответствующую.
Фитолампы я использовала дома на подоконнике, но эффект не могу оценить — у нас очень холодные подоконники.
А по всхожести семян в этом году тоже могу сказать — что-то странное. У меня в этом году как-то всё всходило не очень хорошо. Удивили огурцы и фасоль, которые всегда прорастали на раз! И семена свежие, и фирмы приличные. Видимо то, что покупные. Другого объяснения у меня нет.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
13 июля, 2017 в 18:27
Да, только теперь понимаю, что теплица — это Вам не это...
А на самом деле всё просто — нужно подобрать правильное покрытие на каркас и всё.
УСПЕХОВ Вам в выборе теплицы!
И, конечно, УСПЕХОВ в этом дачном сезоне!!!
[Ответить]
Катерина ответил:
16 июля, 2017 в 9:08
Сергей, спасибо!!!))) И Вам успехов в оставшемся сезоне!
[Ответить]
А я всетаки верю, что это поликарбонат, надо все таки для теплиц ЭКО, а нам гонят ерунду, надо все воемя проверять и читать побольше в интернете. Забыла в прошлый раз написать про картошку. До сих пор под впечатлеием, я серьезно ее не сажаю, так, только немного совсем и не окучиваю, только травой закидываю. А вокруг с этой уартошкой все хороводятся, с перекопкой, навозом, окучивают... Копают на ура под пиво целыми семьями... Единственное, смотрю сосед в борозды после окучивания стал траву кидать, а то все бегал с тяпкой за сорняками гонялся...
А у Вас Сергей, три вида почвы на которой лежит картошка и все, мульча спасительница. Вот вам ребята и доказательства и не надо машины навоза закапывать и целовать картошку с тяпкой пока растет.
У соседки по подъезду грядки в воде и так удивилась, что у меня нет, а я думаю, видела бы ты мой огород весь травой закиданный...
Вообщем, браво, Вы опять доказали, что для растений лучше.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
14 июля, 2017 в 18:53
В конце сезона покажу результат по картошке.
А так, если хотите, то можете в поисковой строке блога написать запрос — «Бывает ли почва бедной и неплодородной» и Вам блог выдаст посты с таким названием (там тоже про картошку, помидоры и перцы...)
[Ответить]
«А как раз ультрафиолетовый спектр солнечного света и запускает процесс фотосинтеза в листьях растений и растения благополучно растут.»
Прежде чем делать такое заявление, надо было хотя бы ознакомиться с теорией — Что же такое спектр света, и как он влияет на развитие растений?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
14 июля, 2017 в 18:48
[Ответить]
Сергей ответил:
14 июля, 2017 в 19:20
Надо вещи называть своими именами, а не вводить народ в заблуждение.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
14 июля, 2017 в 19:32
[Ответить]
Сергей ответил:
14 июля, 2017 в 20:27
Не все ультрафиолетовые лучи одинаково полезны. «Ультрафиолетовое излучение по длине волны в целом разделяется на три части.» Поэтому и надо говорить о конкретном излучении. Растения прекрасно растут и без ультрафиолетового излучения. Твой поликарбонат не пропускает ультрафиолет. Растения растут только под лампами. Вот так вот ты сам и подтвердил это.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
15 июля, 2017 в 9:55
И вот как раз через открытые двери (на восходе и закате — теплица стоит с востока на запад) растения и начали расти нормально. Получается так, что на восходе и закате солнечные лучи напрямую светили через щели между дверью и каркасом, попадая в основном на среднюю делянку с огурцами и этого хватило для толчка роста растений.
Вот Вы можете определить конкретно, какой спектр излучения солнечного света дал толчок для роста растений?
В этом году происходит тоже самое. Когда двери постоянно приоткрыты в теплице, то на закате солнце проникает в щель между дверью и каркасом (восточная дверь теплицы приоткрыта немного и солнце в теплицу не проникает), но это-то происходит в середине ИЮЛЯ, а мне нужно, чтобы растения росли с середины АПРЕЛЯ, а в это время двери открывать опасно из-за возвратных заморозков, да и ночами часто подмораживает...
Поэтому-то в этом году я прикрыл немного двери в теплице и купил фитолампы, чтобы посмотреть, что будет происходить с растениями, но... Но в разных материалах о этих фитолампах пишут, что их нужно размещать чуть ли не над растениями, а я повесил их на высоте 1,8 метра. Вот мне и нужно получить достоверные результаты конкретно по этим лампам, и конкретно на такой высоте их размещения...
К слову о конкретном спектре излучения от фитоламп...
Сергей, производитель ламп заявляет одни данные по спектру излучения, а как там происходит на самом деле, один Бог знает, а может и ему неведомо скрытые возможности светодиодов, которые находятся в фитолампах. А может быть, производитель намерено умалчивает о слабом ультрафиолетовом спектре от светодиодов или сам не знает о таком излучении?
[Ответить]
В этих лампах вообще нет ультрафиолетового спектра, а растения начали расти.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
14 июля, 2017 в 18:50
[Ответить]
очень сомнительно. какой-то специальный поликарбонат для теплиц ну что за бред... купил в строительно магазине, прикрутил правильной стороной наружу — пятый год помидоры прут как кони. Помидоры, огурцы, физалис, стевия, дыня, руккола, кресс-салат.
Ищите проблему в другом. в 2016 и 2017вообще ВСЕ РАСТЕТ МЕДЛЕННО! ВЫ БЫ ВИДЕЛИ МОИ КУСТЫ ТЫКВЫ И КАБАЧКОВ, ЭТО ПРОСТО КАКИЕ ТО БОНСАИ, ХОТЯ ВСЕ ВЫСАЖЕНО В СРОК. а вот помидоры в теплице прут как из ружья.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
15 июля, 2017 в 9:26
Что касается помидоров в теплице, то о них речи я даже и не веду — они растут, но...
Но теплица покупалась для перцев и огурцов (помидоров и в открытом грунте полно...)
Допускаю такой вариант, что продавцы и производители, чтобы продать продукцию, приукрашивают свой товар и слагают о нём небылицы.
А как же разобраться бабушке или дедушке, которые собрались покупать теплицу?
[Ответить]
Сергей ответил:
15 июля, 2017 в 9:33
Бабушкам и дедушкам и разбираться не надо. Просто купить теплицу с установкой у надежного поставщика.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
15 июля, 2017 в 10:02
Они трубят, что поликарбонат долговечный и это правда. А вот то, что растения в такой теплицы будут плохо расти, производитель умалчивает.
Я согласен, что долговечный поликарбонат — это здорово! Но нужно доводить для людей всю правду о свойстве поликарбоната, а не только его долговечность...
[Ответить]
Поликарбонат марки ЭКО, самый плохой. При изготовлении пластика используется не совсем качественный, вторичный полимер. Лучше использовать поликарбонат марки «премиум».
[Ответить]
Не покупайте поликарбонат без УФ-защиты, ведь именно от нее напрямую будет зависеть срок службы листов. Без УФ-покрытия поликарбонат под влиянием лучей солнца поменяет цвет, станет более хрупким и разрушится, не прослужив и 3 лет.
[Ответить]
Здравствуйте. Обычное стекло НЕ пропускает бОльшую часть УФ, иначе можно было бы загорать, не открывая окон. Но ведь растениям и не особенно нужен УФ (иначе они дома и на балконе за стеклами, и в застекленных теплицах не росли бы вообще), они используют для фотосинтеза волны другого спектра. Так что в данном случае ультрафиолет тут уж скорее всего ни при чем.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
17 июля, 2017 в 10:42
Как знать, который спектр нужен растениям для роста и плодоношения?
Ведь учёные особо-то и не распространяются на эту тему. Даже если и написано что-то в научных трудах на эту тему, то понять «научный» язык трудно, а подчас и невозможно. Поэтому я буду исходить из имеющихся у меня ламп и того результат, который получу.
Точный результат я узнаю только в будущем сезоне, когда с апреля месяца высажу рассаду и включу эти лампы, но и сейчас, если судить по мощному росту огуречных плетей, то пока результат от ламп хороший...
[Ответить]
Надежда ответил:
18 июля, 2017 в 15:23
[Ответить]
Добрый день, Сергей.
По поводу освещенности дело обстоит так: 1) как поликарбонат, таки и стекло УФ-спектр не пропускают. 2) В северных районах, с коротким летом солнце светит 20-24 ч.в сутки. Растения стараются дать плод. 3) По доосвещенности красным и синим цветом ничего плохого сказать не могу, но и каких-то чудес тоже не видел.
Фотосинтез идет в листе при наличии света и чем он сильнее, тем лучше.В промышленных теплицах используют мощные лампы широкого спектра в ночное время.
И еще. У нас тепличка поликарбоната округлой формы и покрывной пленкой мы уже последние несколько лет пользуемся. С одной стороны для рассеивания солнечного света, а с другой для маленькой дополнительной «теплоизоляции» в вечернее время или перепада температур. Почему? Не знаю. Вот пришло на ум и сделал.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
17 июля, 2017 в 10:54
Про вашу теплицу с плёнкой и поликарбонатом понял, тоже вариант для рассеивания прямых солнечных лучей.
Что касается подсвечивания лампами в ночное время...
Виктор, я уже давно прочитал один короткий абзац в какой-то научной статье, что фотосинтез в растениях идёт и в ночное время, но при определённой положительной температуре +18+25 градусов. Поэтому досвечивать растения в теплице ночью, я не планирую.
Теперь маленький пример ночного фотосинтеза...
У меня высокорослые сорта помидоров уже какой год растут у стен дачного сарая и забора. Могу сказать одно — растения успевают вырасти и нормально отплодоносить. Для сравнения в прежние годы высаживал некоторые растения высокорослых сортов помидоров в делянках на дачном участке (вдали от сарая и домика) и эти же сорта росли около стен сарая. Так вот, разница в развитии растений одного и того же сорта видна невооружённым глазом — у сарая растут мощнее, в середине участка слабее...
Поэтому и продолжаю высаживать высокорослые сорта помидоров возле стен сарая и вдоль забора...
[Ответить]
Сергей, добрый день!
Я обратил внимание, что на ваших кустарниках (смородина, крыжовник) нет тли. Скажите пожалуйста, как вы с ней боритесь? А то у нас в этом году от нее просто спасу нет. Один куст смородины даже пришлось выкопать.
Спасибо.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
26 июля, 2017 в 20:14
На крыжовнике у нас особо-то тли и никогда не было, а на смородине мы с ней разговариваем при помощи одного популярного напитка...
Нет, это не шутка. Вот пост про галловую тлю на красной смородине -http://dacha21veka.ru/vrediteli/populyarnyj-napitok-protiv-gallovoj-tli-na-krasnoj-smorodine.html
[Ответить]
Вот спасибочки ! Никогда бы не подумал о таком способе борьбы с тлей) Обязательно применим на практике этот метод. Еще раз большое спасибо!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
28 июля, 2017 в 19:42
Вы, конечно, обязательно примените это средство на «своей» тле, глядишь, она и присмиреет.
УСПЕХОВ Вам в этом дачном сезоне!!!
[Ответить]
Добрый день, все это очень интересно, но у меня с ростом растений в поликарбонатной теплице в Московской области никогда не было, томаты-как баобабы вылезают в форточку в крыше. Всегда выращиваю под мульчой, никогда не перекапываю. На перцы не жалуюсь,хорошие и здоровые. Спасибо, с уважением , Татьяна.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
2 августа, 2017 в 16:54
От души рад за Вас, но и у меня проблемка начала решаться, благодаря фитолампам.
Сегодня выставил на таймере время с 5.00. утра до 20.00 вечера, посмотрю, как будут реагировать перцы.
А с помидорами у меня тоже никаких проблем в теплице нет. Вымахали и упёрлись в крышу...
[Ответить]
Сергей ответил:
2 августа, 2017 в 17:12
Уперлись в фитолампы. Томатам хорошо и под поликорбонатом. Всего хватает. А перец значит не хочет расти? Похоже не там причину ищите. Фитолампы появились, когда почва прогрелась. Вот и пошел процесс. В апреле, да и в мае и в начале июня, почва была холодная. Если вокруг теплицы почва не прогрелась, то и внутри теплицы почва не совсем теплая. Если уж говорить о фитолампах , то их надо по 1шт на м* для нормального освещения.
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей!
Спасибо, что делитесь опытом!
Два вопроса:
1. Чеснок так густо и надо сажать? Луковицы не мешают друг другу?
2. Я правильно понимаю, что сейчас надо закупить сена и накрыть им грядки и под кустами с деревьями?
Коробов пока нет.
Первый год тестировала природное земледелие, с аэрированным компостным чаем и без перекопки. Но и без мульчи:( в сорняках. Результат не очень порадовал. Хочу попробовать с сеном.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
14 сентября, 2017 в 16:08
1. Я не знаю, как нужно сажать чеснок. У меня своя технология. Я чеснок, в основном, сею. Вот эта конкретно делянка посеяна «вразброс» по технологии «полуторагодовалого чеснока». Головки друг другу не мешают.
2. Вы правильно понимаете, что по осени нужно накрыть все делянки, в том числе, и делянки с кустарниками и плодовыми деревьями отмершими органическими остатками — опавшей листвой, сеном, соломой, семечковой лузгой, хвойным опадом и т. д., но...
Но лучше дождаться листопада и листву класть сразу на почву, а уже сверху мульчировать другими видами органических остатков. Именно так я делаю каждую осень и по этому поводу у меня есть специальный пост за осень 2016 года -http://dacha21veka.ru/mulcha/osen-2016-goda-prostoe-i-effektivnoe-mulchirovanie-delyanok-v-otkrytom-grunte-i-teplice.html
Теперь про компостный чай и Природную Технологию...
Нина, тестировать Природную Технологию нужно именно с мульчирования почвы в делянках, так как мульча создаёт благоприятные (влажные) условия для почвы и почвенных обитателей и одновременно является пищей для этих самых почвенных обитателей. Мысль уловили?
Какой смысл вносить полезные микроорганизмы в почву при помощи компостного чая или других ЭМ-препаратов, если для них не созданы условия проживания (нет достаточной влаги в почве) и нет еды?
Вот как раз толстый слой мульчи на почве в делянках, состоящий из отмерших органических остатков и создаёт эти 2 важных условия одновременно!
Так что, прежде чем применять ЭМ-препараты нужно создать условия для почвы и почвенных обитателей! Когда будут созданы эти условия, то любые растения, растущие в такой живой почве, будут расти САМИ! Проверено с 2000 года.
[Ответить]
Уважаемый, Сергей! Фитолампы я не применял, т.к. теплица поставлена осенью 2017 года и еще не оборудована. Проблема в другом. Как Вы приводите теплицу в порядок после уборки урожая? Чем обрабатываете? Нужно ли ее обрабатывать?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
27 декабря, 2017 в 10:18
Свою теплицу после урожая в порядок я никак не привожу. Просто кладу дополнительный слой мульчи в короба делянок и всё. Вот посмотрите пост про основное осенне мульчирование -http://dacha21veka.ru/mulcha/osen-2017-osnovnoe-osennee-mulchirovanie-i-ukryvka-vinogradnyx-kustov-pod-zimu.html
Теплицу ничем не обрабатываю...
Что Вы имели в виду под обработкой теплицы?
[Ответить]
Сергей! Соседи теплицу моют какой-то химией. Я против всякой химии на участке. Они говорят, что надо обеззараживать осенью теплицу иначе на следующий год урожай будет не качественный, появиться всякая зараза. Что Вы думаете?
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
27 декабря, 2017 в 10:42
Для разведения в теплице, да и по всему участку полезных видов микроорганизмов, я заквашиваю свои настои ЭМ-эликсира. Потом этими настоями поливаю по мульче и опрыскиваю все растения по листьям. Всё.
[Ответить]
Сергей! Спасибо за ответ, я так и думал, что применение Природной Технологии, Эм-эликсира, по всему участку, должно обеспечить безопасность от многих вредителей. Этот вариант меня устраивает! Спасибо!
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
27 декабря, 2017 в 11:32
А так, по весне, после высадки рассады, я просто опрыскиваю Эликсиром и сами растения и поликарбонат изнутри теплицы. Всё.
[Ответить]
Сергей, подскажи, пожалуйста, как ты борешься со слизнями? В этом году из-за влажной погоды развелось их великое множество. Много капусты повредили, особенно любят цветную и помидоры тоже едят.
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
6 февраля, 2018 в 9:33
Материал по «Защите овощей от слизней и улиток» опубликован в блоге Лаборатория Дополнительных Материалов" в одноимённой рубрике -http://secretpage.dacha7.ru/category/slizni
Оплатить доступ к этой рубрике можно на моём сайте -http://slizni.dacha7.ru/
[Ответить]