Виноград на даче без заморочек (6). Обрезка старого куста винограда

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

Этот пост ждали многие мои подписчики и посетители блога. Писем на эту тему в моём почтовом ящике скопилось много, даже и считать не имеет смысла. Этим постом отвечаю сразу всем. Только хочу заметить, что это не единственный способ обрезки старого запущенного куста. Но теперь у начинающих виноградарей не будет боязни по обрезке такого виноградного «чуда».

Итак, если не возражаете, то начнём …

В следующем ролике покажу, что делать с левой частью куста. Ведь обрезку нужно проводить разумно и обдуманно, подходя к каждой части куста отдельно! Не стоит обрезать куст наспех, если у Вас нет достаточно времени. Лучше делать это поэтапно, т. е. в течение нескольких подходов.

Ну, и наконец, самый простой выход при обрезке старого куста. Этот вид обрезки нужно применять, если Вы не разобрались, какие многолетние ветки нужно оставить для будущей формировки или таковых нет.

Только тут будем маленькое дополнение. Если Вы наметите обрезку куста на весну, то ждите, пока начнут расти однолетние лозы. В этом случае пасока не будет мешать пробуждению и росту лоз из спящих глазков.

Понимаю, что проводить кардинальную обрезку весной будет, как ножом по сердцу, но сделать это нужно. Впоследствии, заново сформированный куст порадует Вас и своей формой и обилием вкуснейшего и полезнейшего урожая этой солнечной ягоды.

На фото ниже (красными стрелками) показана длина плодовых лоз, как на внешних рукавах, так и на внутренних. При таком раскладе они не будут налезать друг на друга, и соответственно, листья, которые растут на соседних лозах, не будут притеняться друг другом.

Если у Вас есть вопросы, предложения или пожелания, то пишите их в комментах.

С уважением,
Сергей Дьяков.

Просмотров: 28 474

117 комментариев к “Виноград на даче без заморочек (6). Обрезка старого куста винограда”

  • Галина
    30 октября, 2012, 15:19
    Цитировать

    Как избавиться от ос у виноградника?

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Галина, я ставлю ловушки из бродящих жидкостей — старого варенья или пива. Правда, они не избавляют от всех ос, но большая часть урожая остаётся не покусанной.

    [Ответить]

    Галина ответил:

    @Сергей,Я тоже так делала,но не спасла урожай.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Галина, так весь урожай спасти практически невозможно, если только не надевать на грозди тряпочные чехлы. Ведь помимо ос, виноград по душе муравьям, бабочкам, мухам, божьим коровкам, да и другим «коренным» жителям дачи.

    [Ответить]

    Светлана ответил:

    @Сергей, На литровую банку воды две или три столовых ложки варенья, меда , туда же любой отравы из ампулки, хотя бы для травли колорадского жука, вот тогда осы дохнут, а не улетают сытыми. Такой же метод и для слизней, но для них в пиво можно добавить соль. Сделать 10-15%раствор соленого  пива. Соль их просто растворяет. Всего доброго. Удачи.

    [Ответить]

  • Анатолий
    30 октября, 2012, 15:28
    Цитировать

    Сергей, здравствуйте! Не халтурьте со схемами. Лучше на живом кусте.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Анатолий, так у меня такого куста нет и о какой халтуре идёт речь?

    По-моему тут всё наглядно показано.

    [Ответить]

    Анатолий ответил:

    @Сергей,

    Беретесь учить, найдите куст, даже в округе. Это вам все понятно, а новичку...

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Анатолий, так для новичка это лучшее, что можно придумать. Если бы даже нашёл такой куст и начал снимать, то мне бы пришлось укрывать под ним всю площадь простынями, чтобы создать белый фон. В противном случае все бы сливалось на общем фоне, и ничего бы не было видно.

    Что касается УЧЁБЫ.

    Анатолий, вот тут Вы ошибаетесь. Я показываю, чтобы сделал я, имея такой куст. А принимать мою информацию к сведению или нет, дело сугубо личное.

    [Ответить]

    Анатолий ответил:

    @Сергей, Потому и халтура

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Анатолий, люди рассудят.

    [Ответить]

    Татьяна ответил:

    @Сергей, Сергей, не принимайте близко к сердцу. Всем не угодишь. А если Анатолию не нравится Ваше видео со схемами, пусть порыскает в инете, там достаточно другой информации, в том числе и видео-дисков за очень приличные деньги. И не нужно ни перед кем оправдываться: вы совершенно бесплатно поделились своим опытом, потравит свое драгоценное время. И огромное Вам спасибо за это от всех Ваших почитателей.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Татьяна, так я не сильно оправдываюсь, но считаю, что именно вот такая подача, и именно этой темы, будет наглядней и для понимания проще, чем снимать на НАТУРЕ.

    [Ответить]

    Алла ответил:

    @Анатолий,

    Анатолию: Неучтиво с вашей стороны, Анатолий! Сергей помогает советом и опытом своим делится, если вам непонятно, то ищите другие источники

    [Ответить]

  • Галина
    30 октября, 2012, 15:30
    Цитировать

    Спасибо за подробный урок по обрезке винограда.Я очень рада,что можно получить отличные познания благодаря этому сайту.У меня еще есть вопрос:"Как избавиться от ос у виноградника? "

    [Ответить]

    Анатолий ответил:

    @Галина,

    В пластиковые бутылки наливаете по 20-50 г. сиропа и развешиваете на винограднике. осы залетают в бутылки, а вылететь не могут. Я сам применяю эту систему и видел у многих виноградарей

    [Ответить]

    Галина ответил:

    @Анатолий,Спасибо.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Галина, посмотрите ответ в первом комментарии.

    [Ответить]

    Галина ответил:

    @Сергей,Огромное спасибо.Я ставила в банки,видимо,поэтому и не смогла избавиться.

    [Ответить]

    Владимир ответил:

    @Галина, Вы забываете одну маленькую деталь в пластиковую бутылку ,с забродившим вареньем или компотом, необходимо добавить интексида, я добавлял актару. В бутылке было битком и мух и шершней и ос и даже восковая моль.

    [Ответить]

  • Татьяна
    30 октября, 2012, 17:07
    Цитировать

    Сергей, здравствуйте! Пытаюсь понять алгоритм ежегодной обрезки винограда, а посему с Вашего позволения, несколько вопросов:

    1.Хотелось бы узнать о дальнейшей судьбе отплодоносивших лоз, образовавшихся на уложенном в горизонтальном положении рукаве на уровне первой проволоки. Ведь понятно, что такой «веер» не есть правильная форма куста и с ней надо что-то делать осенью после плодоношения.

    2.Сколько лоз оставляете на плодоношение и сколько на замещение? Или отплодоносившие лозы снова обрезаете до двух (четырех) рукавов?

    3. И по вашему мнению, какую лозу из двух нужно оставлять на замещение — которая растет ближе к стволу (центру куста), или дальше от него?

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Татьяна, здравствуйте!

    Сразу к ответам.

    1. Все однолетние лозу укорачиваются до 1-2 нижних глазков. Всё

    2. Если честно, то не очень понял вопрос. Лоз замещения (или сучков замещения) у меня нет.

    3. Татьяна, снова не понял — какую лозу из двух, нужно оставлять на замещение — ЧЕГО? У меня способ формировки простой. Выросла плодовая лоза и она остаётся на первой проволоке шпалеры всегда, т. е. до того момента, пока не погибнет. Из этой лозы растёт однолетний прирост с урожаем. По глубокой осени произвожу обрезку этих однолетних лоз на 1-2 нижних глазка. ВСЁ!

    Никаких замещающих лоз у меня нет. Сначала пытался делать, как написано в виноградных учебниках, но потом пришёл к выводу, что выращивать КАЖДЫЙ год лозу, а к ней и сучок замещения, это нецелесообразно!

    Или я Вас неправильно понял.

    Нажмите вкладку «видео-ролики». Там есть ролик об осенней обрезке винограда.

    [Ответить]

    Татьяна ответил:

    @Сергей, все Вы правильно поняли, спасибо. Но непонятно одно: если Вы по осени обрезаете все отплодоносившие однолетние приросты на 1-2 нижних глазка, то в следующем году из этих глазков снова вырастут однолетние приросты, но их уже будет в два раза больше, в следующем году — еще больше. И так до бесконечности??? Или Вы все же уменьшаете количество прироста, выщипывая лишнее, и таким образом регулируете нагрузку на куст? Спасибо за подсказку с «видео-роликами» — посмотрю, может быть, количество вопросов уменшится.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Татьяна, из оставленных двух глазков оставляю одну лозу, чтобы не было перебора с нагрузкой. Два глазка при осенней обрезке нужны для страховки. Вдруг, какой-то один из них погибнет от мороза или мышей, или по какой-то другой причине.

    Второй глазок распустится и даст урожай.

    [Ответить]

  • Татьяна
    30 октября, 2012, 18:03
    Цитировать

    Сергей, спасибо, ролики об обрезке виноградных лоз посмотрела. Все-таки, осталась некая неясность о количестве лоз на плодоношение в последующих сезонах. Если возможно, разъясните, пожалуйста. Из ролика об укрывании винограда неясно, чем именно укрывать снятые лозы и как бороться с мышами под укрывкой. И еще, если я Вас не утомила вопросами: выращиваете ли Вы на своих делянках ежевику и если да, то как формируете куст? Читала, что способ формировки ежевичного куста похож на виноградный, но все же...

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Татьяна, так укрываю тем, чем и показал — шифером и чёрной плёнкой.

    Что касается нагрузки лозами.

    Стараюсь оставлять по одной лозе из одного глазка. Сами понимаете, что из одного глазка могут вырасти 2 или 3 лозы. Это будет уже ПЕРЕБОР для куста. Поэтому оставляю ОДНУ.

    Вот ежевики у меня нет, поэтому здесь Вам помочь ничем не смогу.

    [Ответить]

  • Елена
    30 октября, 2012, 18:05
    Цитировать

    Сергей, здравствуйте. Мне достался огромный куст неукрывного винограда. Основная его часть расположена на крыше вагончика. Сколько ему лет я не знаю, но старых рукавов много, всё это переплелось и лежит на крыше огромной шапкой. Вот как к нему подступиться? Винограда много, но он плохо созревает, так как находится внутри и мелковат. Что посоветуете?

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Елена, здравствуйте!

    Тут нужен другой подход. В посте мы рассматривали обрезку куста для укрываемого сорта. Пока урока по Вашему вопросу нет.

    Сделайте вот что.

    Через поисковик поищите формировку, которая называется «вертикальный кордон».

    [Ответить]

    Елена ответил:

    @Сергей,Спасибо. Попробую.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Елена, ок!

    [Ответить]

  • Тамара
    30 октября, 2012, 21:54
    Цитировать

    Cергей, спасибо. У меня вырос очень большой куст винограда по-видимому из семечка, т.к. я его не садила и находится в таком же состоянии как и у вас на схеме, только чуть погуще. Многолетняя лоза примерно метра 4. А лист очень крупный и резной. У земли его ширина в диаметре приблизительно 30 см.  Можно ли его разделить на несколько  частей ?  В этом году кое-где были небольшие кисточки, но они не опылились. Куст зимостойкий ничем и никогда его не укрываю- растет сам по-себе.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Тамара, здравствуйте!

    Ну. и задачку Вы задали? А как Вы его хотите разделить?

    Его нужно спилить выше почвы и посмотреть какие лозы и из каких мест будут расти.

    Если но дюжа зимостойкий, то, возможно, его можно формировать, как не укрывные сорта в вертикальном кордоне или высокоштамбовой формировкой. Это нужно смотреть на месте, так заочно сказать трудно.

    [Ответить]

  • Владимир
    30 октября, 2012, 22:14
    Цитировать

    Спасибо за познавательный видеокурс.

    Какой длины у Вас на практике горизонтальная проволока для двух ветвей, и какое растояние между вертикальными лозами?

    Владимир

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Владимир, каждому кусту отведено своё пространство. в среднем расстояние между вертикальными трубами 2,2-2,5 метра. Для сильнорослых сортов — 2,5-3 метра.

    Что касается расстояния между вертикальными лозами.

    Владимир, оно точно такое, на котором расположены глазки на плодовой лозе.

    [Ответить]

  • татьяна
    31 октября, 2012, 9:11
    Цитировать

    посадила осенью 2 куста попробую весной спасибо

    [Ответить]

  • Валерий
    31 октября, 2012, 10:14
    Цитировать

    Здравствуйте,Сергей! Спасибо за Ваши советы и желание помогать людям. Принцип обрезки понятен. Можно ли так формировать куст не укрываемого винограда, например, Изабелла? И ещё, если оставлять 2 глазка на лозе этого года, то на следующий год эти сучки будут покрываться древесиной, или нет?

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Валерий, здравствуйте!

    Таким образом можно формировать и Изабеллу, но для неё лучше избрать другую формировку, так как её можно пустить и на беседку, и на крыльцо домика. И тень будет и урожай.

    Что касается одревеснения оставленных рожков с двумя глазками.

    Валерий, конечно, они будут превращаться в многолетнюю древесину, а как же иначе.

    [Ответить]

  • Людмила
    31 октября, 2012, 16:27
    Цитировать

    Ох! сколько я перелопатила литературы, когда захотела начать выращивать виноград!!!

    В голове была такая каша! Пока не попалась книжечка нашего сибирского виноградаря Виноград в Сибири  А.Г. Фоломкин — 2005. То ли к тому времени стала «ученее», то ли время к этому привело, но встало все на место. И если бы в то время попалось такое видео, скольких разочарований, неудач и слез удалось бы избежать.

     Хорошее дело Вы начали, Сергей. С удовольствием посмотрела и дальше буду ждать постов о винограде от Вас.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Людмила, рад, что мои материалы помогли Вам и другим посетителям. Теперь Вы без страха и сомнений знаете, что нужно делать со старым кустом. Только хочу предупредить. В роликах я показал общий расклад, а Вам нужно смотреть уже по месту, КАК и ЧТО делать.

    Договорились?

    [Ответить]

  • Надежда
    31 октября, 2012, 16:58
    Цитировать

    Спасибо, очень интересно и понятно.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Надежда, пожалуйста!

    Теперь осталось только применить всё на кусте.

    [Ответить]

  • Виктория
    31 октября, 2012, 20:45
    Цитировать

    Спасибо за видео урок. На схеме все очень доступно и понятно. Много смотрела видео на живых кустах — ничего не могла понять. А теперь оказалось все так просто! Удачи Вам!

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Виктория, пожалуйста!

    Я и сам смотрю некоторые ролики в нете и именно на натуре. Лозы сливаются с фоном и совсем ничего не понятно. Потому то я, когда делаю видео на натуре, то стараюсь подвешивать белые простыни или пододеяльники, чтобы лучше было видно.

    [Ответить]

  • Ольга
    31 октября, 2012, 20:59
    Цитировать

    Спасибо. Все очень понятно. Жаль. что про запущенные кусты позновато... Есть старый куст, но есть сомнение... Толщина лозы мм около 25. Если его резать, нужно ли рез чем-то замазывать?

    [Ответить]

    Valery ответил:

    @Ольга,  Думаю не поздно, сам собираюсь в ближайшие выходные заняться старым кустом, который был не укрыт когдато , вымерзла верхняя часть лозы и вот уже 2-3 года растёт как хочет.

    После просмотра 3 видео становится понятно, что замазывать не надо.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Ольга, срез замазывать не стоит, потому что замазка сейчас (по осени) отвалится. Хотя можно шлёпнуть глиняной болтушкой и завязать это место тряпицей, но рано весной тряпицу нужно убрать, чтобы не мешать росту лоз из спящих глазков.

    [Ответить]

  • Valery
    1 ноября, 2012, 12:33
    Цитировать

    Спасибо, Сергей. В этом году хочу попробовать обрезать свой старый запущенный куст вашим способом. Из 3 видео не понял когда удалять не нужные побеги и когда можно пытаться заворачивать на первую проволоку. Т.е. это делать  по мере вырастания лоз или в конце сезона? 

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Valery, пожалуйста!

    Обрезку лучше делать сейчас осенью, а лозы направлять (укладывать) по первой проволоке, как они начнут расти в следующем году.

    [Ответить]

  • Владимир
    1 ноября, 2012, 20:58
    Цитировать

    Спасибо за  урок ,буду экспериментировать ,тем более, что есть несколько запущенных кустов и с ними надо продолжить работать. Кстати, прививка на дичок одна удалась-тип прививки ПОДЗЕМНАЯ-срезаем ниже уровня земли куст,делаем расчеп ,расклиниваем и вставляем по краям подготовленные привойные черенки нужного сорта. делал прививку в конце апреля ,в тоже время делал из перезимовавших черенков школку, думаю,ТК мы живем на юге г{Ильичевск Одесской обл} что-то перезимует.

    [Ответить]

  • Лариса
    1 ноября, 2012, 23:43
    Цитировать

    Сергей, спасибо за консультацию, применила уже на своем участке.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Лариса, однако быстро!

    А, в принципе, чего ждать, если погода позволяет.

    [Ответить]

  • Лариса
    1 ноября, 2012, 23:48
    Цитировать

    И еще, При подготовке к укрытию пытаясь пригнуть лозу к земле, услышала треск, подумала — сломается, и не решилась дальше сгибать. А как же ее укрыть, она торчком выросла?

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Лариса, какую именно лозу Вы собираетесь пригнуть к почве?

    Которая осталась от обрезки или какую другую?

    [Ответить]

    Лариса ответил:

    я ее обрезала, но она слишком жесткая, трудно пригнуть к земле

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Лариса, так значит Вы обрезали не все лозы у почвы?

    Постарайтесь надеть на неё укрывку из-под сахарного мешка. Оберните мешок несколько раз вокруг этой лозы. Возможно, в нём нужно будет сделать ещё отверстия для лучшей вентиляции.

    [Ответить]

  • Тамара
    2 ноября, 2012, 2:53
    Цитировать

    Сергей, а что нужно делать  осенью ...с теми лозами, которые плодоносили. Покажите на схеме.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Тамара, эти лозы нужно обрезать до самого низа, оставив 1-2 нижних глазка.

    Посмотрите предыдущий пост — dacha21veka.ru/vinograd-n...ce.html#more-794

    Или кликните по вкладке «видео уроки» и найдите ролик по осенней обрезке плодоносящего куста. По-моему 11 ролик сверху.

    [Ответить]

  • Наталья
    2 ноября, 2012, 12:42
    Цитировать

    Сергей, спасибо, все понятно изложено и показано. у меня вопрос про укрывание- если мы разместим лозу на первой шпалере. а как укрывать ее зимой- снимать со шпалеры вряд ли получиться7 Помогите разобраться... с уважением

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Наталья, пожалуйста!

    Первые 6-7 лет рукав с плодовой лозой пригибается к почве без проблем. Потом можно придумать какой-нибудь шалашик из двух кусков шифера или досок. Ведь плодовая лоза, лежащая на первой проволоке, расположена от уровня почвы всего-то на расстоянии 30-50 см.

    [Ответить]

  • Наталья
    4 ноября, 2012, 21:35
    Цитировать

    Сергей, скажите, а когда обрезать виноград весной. Все говорят рано, когда еще не началось сокодвижение, но я к сожалению не понимаю когда это. Я только учусь и боюсь сделать не правильно, если можно, то хотя бы период определить. И еще, если я правильно поняла, то нужно однолетние, плодоносящие лозы осенью обрезать?

    Спасибо за терпение и за подробные ответы на наши вопросы ( особенно которые задают такие непонятливые ученики как я)

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Наталья, обрезать виноград весной нужно ПОСЛЕ сокодвижения, т. е. когда начнут расти молодые побеги, иначе пасока залепит глазки, которые расположены ниже среза. В то время, когда начнут выдвигаться побеги, то пасока уже не идёт из срезов.

    Представьте такую картину.

    На первой проволоке весной подвязана многолетняя плодовая лоза, которая не обрезана по осени. Вы обрезаете лозы, которые в прошлом году плодоносили. И так как они расположены вертикально, то после обрезки до сокодвижения, из них выступает в больших количествах пасока (жидкое липучее вещество). Куда будут направлены её потоки?

    Правильно, вниз. Тем самым, это вещество залепит те один-два глазка, которые остались от обрезки. Покровные чешуйки на глазках , по всей вероятности, не раскроются, потому что будут СКЛЕЕНЫ пасокой. После начала сокодвижения, из весенний срезов некоторое время будет идти сок, но это не ПАСОКА.

    Точных периодов сокодвижения не существует, оно зависит от погодных условий каждой весны.

    Наталья, Вы правильно делаете, что задаёте вопросы, потому что ГЛУПЫХ вопросов НЕ БЫВАЕТ. Глупый вопрос — это вопрос, который не задан. Так что не стесняйтесь. Если знаю ответ, то объясню «на пальцах», чтобы было понятней.

    [Ответить]

  • Наталья
    5 ноября, 2012, 9:04
    Цитировать

    спасибо, я все поняла

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Наталья, уверен, что Вы получили порцию полезной информации и сделаете, как надо!

    [Ответить]

  • Лариса
    5 ноября, 2012, 10:18
    Цитировать

    Сергей, спасибо за советы. Удачи Вам

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Лариса, пожалуйста!

    Удача, конечно, не помешает, но в некоторых случаях мы должны знать наверняка, что нужно делать.

    Уверен, что теперь у Вас проблем с обрезкой старого куста не возникнет.

    Если остались какие-то вопросы, то пишите в комментах. Ведь, оставшиеся непонятки хуже, чем, если бы Вы этого совсем не знали.

    [Ответить]

  • Алена
    6 ноября, 2012, 5:35
    Цитировать

    Здравствуйте , Сергей !На участке есть 5 летний куст, который никогда не обрезали. Весной хочу перенести его на другое место. Как сейчас сделать обрезку куста (ведь корневая системма пострадает от пересадки).

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Алена, здравствуйте!

    При пересадке куста на другое место, нужно обрезать его, как показано в последнем ролике — на «чёрную головку». Так как при выкопке саженца большая часть корней останется в почве, то и надземная часть куста должна быть минимальной. Тут, в принципе, у Вас альтернативы никакой нет.

    За оставшиеся осенние деньки и зиму срезы опробкуются, т.е. подсохнут, и весной не так сильно из них будет идти пасока.

    Недавно ездил к брату в гости и отвозил ему саженец, которому тоже 5-6 лет. Так обрезал именно так. Выкопал, положил в целлофановый пакет, чтобы корневая система не подсохла и повёз.

    [Ответить]

  • Алена
    6 ноября, 2012, 12:47
    Цитировать

    Большое спасибо.И еще один вопрос, Живу на Дальнем Востоке, на берегу Татарского пролива. Посточяные туманы.Солнечных дней не много. В этом году не удержалась и закупила 6 кустов винограда раних сортов. Как в нашем климате лучше фармировать кусты

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Алена, формировка куста зависит от его зимостойкости и существующих морозах в Вашем регионе.

    Так конкретно сказать, какую формировку придать кустам, не берусь, потому что никаких шаблонов на этот счёт не существует.

    [Ответить]

  • Анатолий
    7 ноября, 2012, 20:32
    Цитировать

    Сергей, по схемам до следующей осени всё понятно, а что обрезать на следующую осень? Ведь, думаю, надо представлять заранее, к чему стремиться.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Анатолий, если за один год после обрезки, Вы сможете сформировать куст с 4-мя рукавами и 4-мя плодовыми лозами, то на следующий год на этих плодовых лозах будет рост однолетних лоз с урожаем. По осени следующего года ВСЕ отплодоносившие однолетние лозы обрезаются до 1-2 НИЖНИХ глазков. Вы можете это даже посмотреть в ролике.

    Кликните на вкладку «видео ролики» и посмотрите 11 ролик сверху об «Осенней обрезке плодоносящего виноградного куста».

    [Ответить]

  • зеник
    11 ноября, 2012, 9:09
    Цитировать

    как понимать плодоносны побегов 75-90%,и число гроздей на побег 1,4-1,8 (сорт талисман)

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @зеник, Вы берёте инфу из виноградного учебника, но не стоит на ней заморачиваться.

    75-90% плодоносных побегов — это значит, что из ВСЕХ выросших лоз плодоносными будут не все. Например, из 10 выросших лоз урожай вырастет только на 7-8-9 лозах, а 1-2-3 будут без кистей.

    Коэффициент 1,4-1,8 это нагрузка на лозу. Высчитывается общее количество завязавшихся гроздей на всём кусте и рассчитывается нагрузка урожаем на одну плодоносную лозу.

    Зеник, а зачем Вам этот геморрой.

    Оставляйте на одно лозе по одной кисточке, а остальные удаляйте. Я делаю так и знаете почему?

    Потому что созревание урожая в нашем регионе приходится на конец сентября и, если оставить по 2 грозди, то будет низкое сахаронакопление в ОБЕИХ гроздях. А какой смысл тогда оставлять их ДВЕ?

    В середине октября мы срезали последние грозди Талисмана (Кеша-1), Надежды АЗОС и Благовеста с хорошим сахаром и приятным вкусом.

    [Ответить]

  • зеник
    20 ноября, 2012, 16:44
    Цитировать

    какие овощи можно и какие нельзя садить возле винограда

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @зеник, я особой разницы влияния различных овощей на развитие винограда не наблюдал.

    Почему?

    Потому что все рекомендации по аллелопатии (наука о взаимовлиянии различных растений друг на друга) даны для ОБРАБАТЫВАЕМЫХ почв, т. к. копаных. В моём случае, при использовании мульчи под овощными культурами и многолетними, в том числе и виноградом, особых неприязненных отношений мной не выявлено.

    Делянки с овощами расположены вдоль всех виноградных шпалер.

    [Ответить]

  • Юлия Оренбург
    27 февраля, 2013, 21:28
    Цитировать

    Сергей, огромное спасибо за такое простое объяснение такой «геморойной» темы, стало что- то «вырисовываться уже»... кстати оценила ваш «прием с белыми простынями» действительно намного нагляднее и понятнее, что происходит во время обрезки... но все равно вопрос есть, помогите как обновить старый

     виноград возраст двадцать лет, сорт Алешенькин, (местный),  лозы (рукава) толщиной до 70 мм, расположен с севера на юг,  в общем думаю вы скажете обрезать надо на «черную головку» в принципе я уже по осени «запилила» самые толстые теперь их нет, но вопрос соственно в другом, дело в том, что кусты посажены на растоянии см 50 друг от друга и (даже меньше) получается что на этом месте кустов должно быть не больше трех, а их там кажется восемь!!!! как быть с кустами оставить три остальные корчевать что ли ??? что бы вы сделали, жалко кусты старые, но плодоносят и вкус для наших краев «нормальный» по осени укрыла слегка старыми куртками и досками пригнула к земле, мама когда их укрывала у нее получался бархан чуть ли не по грудь... такие они толстые и не гнулись конечно к земле... и еще один вопрос:

    как вы относитесь к системе гнутья с помощью подпилов, по методу Николая Курдюмова?

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Юлия Оренбург, доброй ночи!

    Я чего-то не совсем Вас понял про 50 см и 8 кустов?

    Юлия, у меня расстояние между кустами 2,2-2,5 метра. Чего их сажать один на одном, когда они будут друг друга притенять и ничего хорошего из этого в итоге не получится.

    Как поступить с разреживанием кустов?

    Юлия, если у Вас получится, то кусты рано весной нужно будет выкопать и рассадить. Хотя, понимаю, что таких «богатырей» рассадить сложно, почти невозможно. Но другого выхода нет.

    Что касается подпилов и гнутья.

    Юлия, тут я Вам помочь ничем не могу, так как не занимался этим на своих кустах.

    [Ответить]

    юлия Оренбург ответил:

    @Сергей, да Сергей, вы  все правильно поняли, они так и растут двадцать лет уже......  зачем и почему моя мама их так посадила я не знаю... но мне вот так в наследство они и достались... я в эти дела никогда не вмешивалась, так как и сама сроду не знала, как он растет этот виноград......и  как надо его выращивать и тем более обрезать, получила приблизительное представление об этом только прошлой осенью... но меня всегда удивляло как мама его укрывала на зиму — представьте получался бархан почти 90см потому как эти лозы так сказать, гнуться отказывались... вот она так их и засыпала листьями и тряпками, плюс  пленка и еще доски сверху, когда она уже болела мне пришлось его открывать ехать самой вот тут я и увидела ЭТО «чудо» !!! конечно в шоке была пока «отрыла» это все..., и начала тогда искать информацию как обходиться с этим «монстром» чем укрывать и как формировать...  

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @юлия Оренбург, ну, Вы так сильно не переживайте. Исходите из своих сил и возможностей. Делайте всё с понятием и не спеша! И всё.

    [Ответить]

  • василий
    27 марта, 2013, 8:35
    Цитировать

    Сергей мне понравилась ваш подробный показ обрезки старых кустов спасибо .У меня вопрос тоже есть Мне достался участок на котором растут 3 куста винограда аркадия 5 летние.Вся проблема втом что они посажены друг от друга на ростоянии один метр двадцать см.Росли они вверх- рукава длиноваты осенью я их немного обрезал и накрыл ,что делать весной незнаю подскажите СПАСИБО

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @василий, так чего с этими кустами делать весной? Раскрывайте и пусть растут. Если нужно формируйте заново и обязательно рассадите их. Даже можно средний куст удалить, чтобы листья не притенялись другими кустами.

    [Ответить]

  • василий
    27 марта, 2013, 13:07
    Цитировать

    СПАСИБО ПОПРОБУЮ

    [Ответить]

  • Александр
    3 апреля, 2013, 23:43
    Цитировать

    А как поступать с плодовыми лозами на 5 год если они будут расти 4-5 метров а у меня шпалера до 3 метров?нужно ли их подрезать и удалять пасынки?

    Зарание спасибо за ответ.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Александр, если честно, то не совсем понял вопрос.

    У меня на каждый куст отводится 2-2,5 метра шпалеры и за эти рамки я его не пускаю — формировка остаётся в одной поре всю жизнь куста.

    [Ответить]

  • Александр
    3 апреля, 2013, 23:49
    Цитировать

    Можно ли сейчас привить виноград черенком (на куст неукрывного привить укрывной)?

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Александр, не прививал, не знаю.

    [Ответить]

    Тамара ответил:

    @Александр,Александр, дождитесь когда распустятся листья-это июнь месяц. Если сейчас сделать прививку, то лоза может истечь пасакой (будет плакать), а в июне прививать само то. Удачи !

    [Ответить]

    Александр ответил:

    @Тамара, Тамара спасибо за совет.А вы это делали сами или слышали?Если сами то какой результат и какие сорта Вы прививали?

    Спасибо

    [Ответить]

  • Александр
    4 апреля, 2013, 19:15
    Цитировать

    Сергей,если я правильно понял то когда плодовая лоза достигнет края шпалеры ее нужно подрезать?И еще вопрос-Слышал такую поговорку или мудрость не знаю -что гронок нужно оставлять на кусте 5 х на количество лет куста? Как Вы к этому относитесь?

    Спасибо.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Александр, я совсем не понял вопроса про гронок? Что это такое?

    [Ответить]

    Александр ответил:

    @Сергей, Прошу прощения Гронок Это у нас так по народному я с Украины а правильно наверное будет кистей.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Александр, на каждой плодоносной лозе, которая выросла в этом году оставляйте по одной грозди, больше не нужно.

    [Ответить]

  • Александр
    4 апреля, 2013, 19:18
    Цитировать

    Тамара спасибо за совет.А вы это делали сами или слышали?Если сами то какой результат и какие сорта Вы прививали?

    Спасибо

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Александр, Тамара Вам не ответит, потому что ей на мыло не придёт Ваш вопрос. Если хотите получать ответы на свои вопросы, то НЕОБХОДИМО писать вопрос или ответ, нажав на слово [Ответить] внизу каждого комментария.

    Договорились?

    [Ответить]

    Александр ответил:

    @Сергей, Спасибо за совет я только учусь.

    [Ответить]

  • дмитрий
    6 апреля, 2013, 15:38
    Цитировать

    Спасибо,Сергей за полезную и очень нужную информацию. из всего, что было смотрено-пересмотрено по этой теме за последнее время, эти видеоролики и Ваши комментарии, пожалуй лучшее

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @дмитрий, мне приятно, что мои материалы приносят пользу и Вам, и другим посетителям и подписчикам.

    [Ответить]

  • Константин
    6 апреля, 2013, 17:46
    Цитировать

    Посмотрел Ваши координаты, обалдел! Я живу ровно на 10 градусов южнее (Чуйская долина, Кыргызстан) и то такого винограда нет. Он у меня в диком виде растёт, всё ссылаюсь на нехватку времени. Представляю, что бы Вы тут творили. Просто, Вы большой молодец. Буду ставить Вас себе в пример.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Константин, на самом деле, всё просто.

    Нужно задаться целью и стремиться к её достижению. У меня тоже не сразу всё получалось. Виноградные шпалеры делал 2-3 года. То трубы закончились, то щебня нет, то за цементом нужно ехать и т. д. Ну, потихоньку-полегоньку, всё когда-то свершается.

    Теперь работы по обустройству дачи вроде бы меньше стало, начали с супругой ремонт в дачном домике делать. Так тоже, то этого нет, то того не хватает, то отдохнуть нужно смотаться куда-нибудь. В общем, крутимся потихоньку.

    Чего и Вам желаю.

    [Ответить]

  • Захарычев Владимир
    16 апреля, 2013, 15:29
    Цитировать

    Сергей, определитесь всё-таки с терминологией — у Вас формировка головчатая или коротко-рукавная? Если отплодоносившая лоза осенью вырезается у основания,то это головчатая.Или короткие рукава всё-таки допускате? О лозах / вызревшей части прошлого года/ ,а тем более о растущих побегах этого года /они дают урожай/ говорят потом.

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Захарычев Владимир, мне определяться тут нечего. Терминология бывает разной и многим она будет не понятна. Я рассказываю так, чтобы было понятно всем.

    [Ответить]

  • Захарычев Владимир
    16 апреля, 2013, 15:56
    Цитировать

    Сергей,просьба. Я из Омска,а по комментариям видно,что среди виноградарей много сибиряков.Хотелось бы знать ,кто откуда, где расположен дачный участок?

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Захарычев Владимир, в чём, конкретно, я могу Вам помочь?

    [Ответить]

  • Наталинка
    11 марта, 2014, 13:59
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей.

    С формировкой понятно. А что делать осенью с той лозой, которая плодоносила?

    Какие лозы оставлять для будущего урожая кроме сформированных? 

    [Ответить]

    Сергей ответил:

    @Наталинка, добрый день!

    Отплодоносившую лозу осенью обрезать на один-два нижних глазка и всё. В следующем сезоне, из оставленных глазков, вырастут новые лозы и будут плодоносить! И так из года в год.

    [Ответить]

  • Тамара
    28 октября, 2014, 23:15
    Цитировать

    Не знаю может я не правильно спрошу, прошу прощения заранее. По нижней шпалере лозы могут переплетаться или их обрезать при соприкосновении?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Тамара, если Вы имеете в виду расположение плодовых лоз на первой проволоке шпалеры, то ДА. У меня эти лозы не пересекаются, иначе выросшие лозы из глазков будут притенять друг друга листьями.

    [Ответить]

  • Вячеслав
    10 ноября, 2016, 9:38
    Цитировать

    Насколько трудно укладывать на зимовку внутренние рукава, т.к. они расположены с углом более вертикальным?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Вячеслав, согласен. Потом будет ещё труднее, когда рукава и плодовые лозы утолщатся в диаметре. Я, перед тем как пришпилить такие толстые лозы (рукава и плодовые лозы), делаю с ними 10-15 упражнений на растягивание: уложил — отпустил, уложил — отпустил... и так несколько раз.

    А если и после этих упражнений не получается в этот же день пришпилить эти толстые лозы, то пригибаю их сначала под наибольшим углом, а, к примеру, на следующий день или через день, уже кладу лозы на почву и пришпиливаю...

    [Ответить]

    Вячеслав ответил:

    @Сергей Дьяков,

    А если делать без внутренних рукавов, первую пару рукавов укладывать на первую проволоку (40 см от земли) и они встречаются по центру шпалеры, а вторую пару рукавов на вторую проволоку (30 см от первой проволоки)?

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Вячеслав, я чего-то не понял...

    Вы пишите — сделать формировку без внутренних рукавов и это будет двухрукавный веер. Так? Так!

    А про какие ещё два рукава, которые можно формировать и укладывать на 30 см. выше первой проволоки, Вы говорите?

    Сделали двухрукавный веер, так он и будет таким. Рукава получатся длинными и будут более-менее «сговорчивыми» при укладке их на зимовку... даже во взрослом состоянии (при значительном утолщении самих лоз через несколько лет)...

    [Ответить]

    Вячеслав ответил:

    @Сергей Дьяков,

    Видел ваше видео о формировке 4-х рукавном веере на одной проволоке и получается есть внутренний рукав, который ближе к центру и его труднее укладывать на зимовку. Спрашиваю вас о формовке двух рукавов на первой проволоке и двух других на второй проволоке

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Вячеслав, можно и так формировать — 2 внешних (от центра куста) рукава на первой проволоке, а 2 внутренних рукава на второй проволоке... Но это НЕ ШАБЛОН для формировки четырёхрукавного веера куста винограда, ни в коем случае...

    Может получится и так, что в этой четырёхрукавной формировке 3 рукава (2 внешних и 1 внутренний) будут располагаться на первой проволоке, а четвёртый рукав (второй внутренний рукав) будет на второй проволоке...

    У меня есть кусты с тремя рукавами — 2 рукава внешние и 1 рукав внутренний. Это произошло по одной простой причине — не все кусты выращивают одинаково лозы для формировки.

    А может быть и так, что этот трёхрукавынй куст так и останется трёхрукавным.

    Вячеслав, Вы поймите, что мы не рисуем тут фигуры, а формируем куст винограда. А как этот куст будет себя вести и что выращивать в каждом сезоне, одному Богу известно и самому кусту.

    Поэтому формировка до четырёхрукавного веера может занять на один год дольше, чем планирует виноградарь...

    [Ответить]

  • Людмила
    30 июля, 2017, 21:37
    Цитировать

    Здравствуйте, Сергей. Большое спасибо за информацию о винограде. Много смотрела роликов о винограде, но только сейчас поняла, откуда растут лозы плодоношения, поэтому один вопрос отпадает. Второй вопрос: весной воткнула в парнике несколько черенков, сейчас (конец июля) выросли побеги один большой, остальные маленькие. Хочу из них что-то вырастить. Что с ними делать и когда их высадить на пост. место. Буду очень благодарна, если ответите.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Людмила,здравствуйте!

    Перед наступлением морозов, выкопайте саженцы и храните в подвале до весны, а весной уже посадите. Осенью я не высаживаю молодые саженцы и не пересаживаю взрослые кусты, так как неизвестно какая будет зима — саженцы могут вымерзнуть.

    А так саженцы в подвале успешно перезимуют и весной, после момента угрозы возвратных заморозков, смело высаживайте их на постоянное место.

    [Ответить]

  • Елена
    10 мая, 2020, 11:57
    Цитировать

    Сергей,спасибо от души! Наконец то пришло понимание.Много лет все делала не так.И инфу в интернете трудно найти простую и грамотную.В этом году мне и винограду повезло! Будем расти правильно.

    [Ответить]

    Сергей Дьяков ответил:

    @Елена, пожалуйста!

    Я рад, что эти материалы помогли и вашему кусту, и Вам разобраться в решении виноградной проблемы.

    А так, на самом деле, всё ведь просто — нужно только посмотреть на сам куст, поговорить с ним (не удивляйтесь), попросить у него извинения за предстоящую обрезку (и это надо делать, растения ведь живые) и заново сформировать куст!

    УСПЕХОВ Вам в этом дачном сезоне!

    [Ответить]

Оставить комментарий или два