Виноград на даче без заморочек (4). Проба первого урожая на молодом саженце
Приветствую, дорогой посетитель!
Этим постом я хочу ответить сразу многим десяткам или даже сотням своих подписчиков и посетителям блога, которые задают один и тот же вопрос: «Когда можно попробовать первый урожай, чтобы понять, ТО я купил или снова обманули?»
Дорогой друг, кто-то из закоренелых виноградарей советует покушать первый урожай после полной формировки куста в четырёх рукавный веер (или другой формировки), обосновывая это тем, что первый урожай отбирает на себя львиную долю питания, которого не хватит на полное вызревание лозы для формировки нужной длины. Кто-то обосновывает оттягивание пробы первого урожая другими причинами.
Я поступаю немножечко проще и кушаю первый урожай, когда он завяжется на молодом формирующемся кусте. Абсолютно неважно, в какой год формировки куста это произошло, но чем раньше, тем лучше. Покушав ягоды на саженце в первые годы формировки, мы с Вами можем принять важное решение — формировать его дальше или удалить с дачи.
Посудите сами, кто же будет продолжать формировку куста, если он не то что не соответствует своим свойствам, из-за которых он и покупался, а вкус совсем отвратительный (кислый) и кушать его самим, а уж тем более угощать родственников или соседей, нельзя.
Ведь первый урожай (сигнальная гроздочка – сигналка) должна быть слаще полноценного будущего урожая, так как на накопление в ягодах «сигналки» сахаров (глюкозы) работает весь листовой аппарат молодого саженца, потому что гроздей больше нет. Тогда как на сформированном кусте одну гроздь кормит одна лоза, на которой он и растёт. Да и первый урожай не так велик по размеру и весу, чтобы забрать на себя большую часть питания, не оставив питательные вещества для других частей куста.
Если Вы опасаетесь, что урожай оттянет на себя много питания, которого не будет достаточно для вызревания нужных для формировки лоз, то первую гроздь, даже можно ополовинить (отрезать нижнюю часть грозди при её завязывании). Но это крайний случай. В основном сама гроздь небольшого размера и никакого ущерба кусту не приносит. А уж тем более в начале формировки (в течение 1-3 лет), маленькая «сигналка» будет для куста не сильно ощутимым потребителем питания, потому что та часть лозы, которая нужна для полноценной и окончательной формировки, вызреет по-любому.
Я подготовил для Вас специальное видео, а точнее видео урок, по формировке куста в четырёх рукавный веер, и пробе первого урожая, именно, на ФОРМИРУЮЩЕМСЯ кусте.
Дорогой друг, в видео уроке показана классическая формировка четырёх рукавного веера, но это не значит, что так идеально происходит всегда. Отнюдь, нет. Бывает много непредвиденных ситуаций, когда формировка затягивается ещё на один год. Например, кошка валялась на сене под саженцем и «точила» свои коготки о растущую молодую лозу; налетел град; леска триммера нечаянно задела растущую лозу и т. д. В этих случаях часть лозы, необходимая для формировки веера, погибает. И на следующий год необходимо возобновить формировку недостающей части.
Но это не значит, что урожай нужно удалять с уже сформированных плодовых лоз. Пусть куст плодоносит, а недостающую часть формировки до полной (нет рукава или плодовой лозы) можно продолжать формировать.
Случается и так, что давно плодоносящий куст вдруг теряет один многолетний рукав с плодовой лозой – эта часть куста просто погибает (отмирает). По каким причинам это произошло, разбирать сейчас мы не будем, но факт есть – часть куста погибла, и наша задача её восстановить в кратчайшие сроки. Чем, кстати, я и занимаюсь периодически на своих виноградных кустах.
Если у Вас возникли вопросы, предложения или пожелания, прошу изложить их в комментариях.
С уважением,
Сергей Дьяков.
77 комментариев к “Виноград на даче без заморочек (4). Проба первого урожая на молодом саженце”
Спасибо за очень толковое и четкое разъяснение, но есть вопрос. У меня на саженце, высаженном весной, образовалось 2 рукава ( судя по их размеру виноград высокорослый- сорт не зная) . Мне нужно оставить оба , укоротив на 2 почки или один? Заранее благодарна за ответ.
[Ответить]
Сергей ответил:
29 сентября, 2012 в 23:24
Если вызрели , то оставляйте по 2 глазка на каждой лозе. Этим Вы выигрываете 1 год в формировке.
[Ответить]
а де буде сучок заміщення?яку лозу залишати на заміщення?
[Ответить]
Сергей ответил:
30 сентября, 2012 в 9:41
[Ответить]
Спасибо Вам большое за ваши интересные рассказы.
[Ответить]
Сергей ответил:
2 октября, 2012 в 10:03
[Ответить]
Сергей, здравствуйте! Спасибо большое за такое понятное объяснение формирования винограда. Я посадила два вегетирующих саженца первый раз в жизни этой весной. Саженцы купила в садовом центру в контейнерах. Можно ли считать их однолетками? Посадили мы их в ямы, как описано во всевозможных источниках по виноградарству, с дренажном, с трубами для полива, в общем по всем правилам, как мне кажется. Оставила по два ростка, которые выросли не очень длинными. В начале сентября я их немного укоротила, чтобы ускорить созревание лозы. Почему-то листья в очень плохом состоянии, наверно заболели. Один раз я их опрыскала, но видно поздно. Можно ли их обрезать по Вашей рекомендации и можно ли на зиму укрыть соломой? Сорта Зилга и Северный ранний. Живу в Подмосковье.
Заранее спасибо за ответ.
[Ответить]
Сергей ответил:
2 октября, 2012 в 10:03
Да, вегетирующие (растущие) саженцы в контейнерах, можно считать однолетними.
Обрезать можно, безусловно. Только вот одной соломой укрывать не нужно, иначе мышки выгрызут глазки в зимний период. Постарайтесь надеть на обрезанные саженцы какой-нибудь каркасик из мелкой металлической сетки или что-то подобное (старое ведро и просверлить в ней много отверстий для вентиляции), чтобы не пустить грызунов к глазкам. А вот уже сверху на это загорождение можно и соломку кинуть.
[Ответить]
Сергей, спасибо за наглядный урок. У меня вопрос: весной посадила черенок, вырос побег, 50-60 cм,лоза ещё не вызрела. Как мне его обрезать? Хочу его пересадить на постоянное место или пока не стоит трогать. В школке у меня сидит ещё один черенок, второй год даёт побег на 20см и не вызревает, может его надо пересадить и углубить?
[Ответить]
Сергей ответил:
2 октября, 2012 в 9:49
Скажу честно, что осенью саженцы не сажаю на постоянное место, из-за боязни повреждения глазков мышами. Я храню саженца в подвале гаража во влажном песке.
Если будете выкапывать саженцы и хранить в подвале, то у меня есть специальный ролик на эту тему. Он находится под вкладкой «видео ролики».
На сколько глазков обрезать?
Лариса, для формировки веера Вам понадобится 2 нижних глазка, которые направлены в разные стороны. Но обрезать нужно чуть выше, над ТРЕТЬИМ или ЧЕТВЁРТЫМ глазком. Это делается для того, чтобы нужные глазки для формировки не подсохли во время хранения. Весной, после посадки саженца на постоянное место Вы удалите верхние глазки за ненадобностью.
Только помните, удалять верхние (лишние) глазки нужно после того, когда начнут расти молодые побеги, иначе пасока залепит нижние глазки.
[Ответить]
Сергей ответил:
2 октября, 2012 в 9:53
[Ответить]
Лариса ответил:
3 октября, 2012 в 16:04
[Ответить]
Спасибо, Сергей , за Ваше доходчивое объяснение ,как формировать 4-х рукавный куст виноградной лозы. Ранее из других источников я никак не могла понять ,что значит почка направлена внутрь куста .
С уважением ЕЛЕНА .
[Ответить]
Сергей ответил:
2 октября, 2012 в 9:35
Тут вся терминология сводится к тому, что середина куста, является центром (воображаемая вертикальная линия). Относительно центра и рассматриваются глазки, которые вырастают на лозах. Если глазок смотрит в центр куста, то он считается внутренним, а если наружу, то внешним.
[Ответить]
Гениально! Наконец-то я получила исчерпывающий ответ на постоянно мучающий меня вопрос: что обрезать, и где этот сучок замещения оставлять. Из-за этого боялась покупать укрывные сорта винограда, ибо знала, что не справлюсь с обрезкой. А здесь ну до того все просто оказалось!!! ОГРОМНОЕ СПАСИБО за Ваш сайт, и за то что Вы щедро делитесь с нами своими знаниями. Всегда с нетерпением жду Ваших новых постов.
[Ответить]
Сергей ответил:
2 октября, 2012 в 9:31
Рад, что смог Вам чем-то помочь, но про сучки замещения речи не было. Хотя о них говорят во всех виноградных учебниках. Я выращиваю неполное плодовое звено — плодовую лозу без сучка замещения. Так проще.
В ролике по осенней обрезке, Вы можете увидеть это воочию. Вкладка «видео ролики», 11 ролик сверху.
[Ответить]
Лариса ответил:
2 октября, 2012 в 20:58
Вот именно, Вы подтвердили истину, что все гениальное просто. Простота как раз в том, что никаких заморочек с этими сучками нет. А урожай у Вас получается отменный, как я вижу. Очень Вам благодарна за урок! Просмотрела и видео про обрезку, и теперь бесстрашно возьмусь за выращивание винограда!
[Ответить]
Сергей ответил:
2 октября, 2012 в 21:02
[Ответить]
Сергей, добрый день! Огромная благодарность за исчерпывающую информацию по формировке. Но у меня такой вопрос. У меня в этот год из черенков выросли однолетние саженцы, пока в питомнике. И у каждой лозы из пазух растут пасынки. Что с ними делать в дальнейшем? В этот год саженцы лучше выкопать на хранение или укрыть после обрезки, а весной пересадить?
[Ответить]
Сергей ответил:
2 октября, 2012 в 9:26
Вам нужно было пасынки в летний период выщипывать, но это, возможно, не обязательная процедура. Так как за счёт пасынков увеличивается количество листьев, а это увеличение продуктов фотосинтеза. На этот счёт у меня мысль такая.
Если однолетняя лоза на укореняющемся черенке растёт буйно, то есть смысл пасынки удалять. А если лоза развивается слабовато, то можно и оставлять.
Что делать сейчас — оставить в зиму и укрыть или выкопать на хранение.
Дмитрий, я всегда выкапываю однолетние саженцы и храню в подвале гаража во влажном песке до весны. Я однажды оставил хороший саженец, а его сильно обглодали мышки. С тех пор я выкапываю.
Что делать с уже выросшими пасынками?
Дмитрий, конечно, удалять. Ведь в пазухе между ПАСЫНКОМ и ОСНОВНЫМ побегом вырос глазок, из которого и вырастет нужная лоза.
Есть ещё вариант. Если Вы будете использовать сам пасынок для формировки нужной лозы, то можно парочку оставить, самых нижних.
Поступайте, так, чтобы не заморачиваться и не создавать себе проблем с формировкой.
Договорились?
[Ответить]
Здравствуйте, Сергей. Спасибо за информацию. Но я понял не всё. В конце Вы срезаете
все лозы, остаётся одна двухлетняя древесина, как из неё вырастут плодоносящие ло-зы, из спящих почек? Но будут ли они плодоносящими? Мне кажется здесь ошибка, пер-вую лозу я бы оставил, согнув на зиму внутрь куста и обрезав, а весной на ней оборвав кисти. С уважением, Евгений.
[Ответить]
Сергей ответил:
2 октября, 2012 в 9:05
Тут никакой ошибки нет. Я просто не показал осеннюю (после заморозков) обрезку отплодоносивших однолетних лоз, которые будут каждый год вырастать на многолетней плодовой лозе. Этот материал уже есть у меня на блоге под вкладкой «видео ролики».
Кликните по этой «вкладке» и опуститесь до 11 ролика, он называется «Осенняя обрезка плодоносящего виноградного куста».
Дело в том, что удаляется не вся однолетняя лоза, на которой в этом году был урожай. От неё остаётся 1 или 2 самых нижних глазка, из которых на следующий год снова вырастут лозы и будут плодоносить.
Многолетняя плодовая лоза остаётся в одной поре на долгие годы, пока не погибнет по каким-то причинам. Тут смысл в том, что я не выращиваю каждый год НОВУЮ плодовую лозу, как это советуют в виноградных учебниках, и даже не оставляют сучка замещения.
После окончательной формировки, т. е. когда плодовая лоза выросла и сформировалась, она живёт до конца своей жизни. Естественно, с каждым годом она, как и рукав (ветка под наклоном), на котором она выросла, утолщаются, тем самым, накапливая многолетнюю древесину и могучий запас питательных веществ.
[Ответить]
Михаил ответил:
4 марта, 2013 в 11:21
[Ответить]
Сергей ответил:
4 марта, 2013 в 12:42
Если честно, то не совсем понял Вашего вопроса. На скольких побегах Вы оставили по 3 глазка?
Давайте, я объясню просто, а Вы потом меня поправите, если это будет нужно.
После посадки саженца, нам нужно сначала вырастить рукава, на конце которых уже нужно будет отставлять (или выращивать кусту) плодовую лозу. Сначала Вы стараетесь создать каркас формировки — рукава, а уже потом, на конце этих рукавов (на уровне первой проволоки шпалеры) формировать плодовую лозу.
Не факт, что за один год у Вас получится вырастить сразу 4 рукава для веера. Ну, ничего страшного. На следующую весну когда откроете свой куст посмотрите, сколько рукавов перезимовало. Если перезимовал один рукав, то выращивайте на его конце плодовую лозу, а не перезимовавшие рукава обрежьте снова на 2 глазка. В течение лета на «живом» рукаве сформируете плодовую лозу, а из оставленных глазков «мёртвых» рукавов вырастут новые лозы, которые впоследствии станут рукавами. Т. е. исходите из возможностей куста и его силы роста.
[Ответить]
Михаил ответил:
4 марта, 2013 в 12:53
Пересмотрю вечером ещё раз 11-й ролик. Мне показалось, что там каждую однолетнюю лозу вы подрезали, оставляя по 3 глазка. Если это так, то я и спрашивал — для чего 3, если надо -1. Просто про запас?
[Ответить]
Сергей ответил:
4 марта, 2013 в 13:20
Тогда бы так и писали, что про обрезку отплодоносившей плодовой лозы, а то я не понял.
Да, режу на 2-3 глазка для подстраховки. Ведь, какая будет зима, мы же не знаем. И синоптикам верить нельзя. Они буробят, что попало. Понимаю, что им нужно отрабатывать свою зарплату, но вводить в кугу всех людей не стоит.
[Ответить]
Михаил ответил:
4 марта, 2013 в 13:46
[Ответить]
Сергей ответил:
4 марта, 2013 в 14:03
Если Вы внимательно читали материалы по винограду, то знаете, что сучков замещения с некоторых пор я не оставляю. Так как всегда можно найти лозу на многолетнем рукаве, которая бы заменила старую плодовую лозу на новую. Сучки замещения вводят начинающих виноградарей в ступор. Поэтому-то я и показал простую формировку без этих сучков.
Что касается удлинения «рожков» на плодовой лозе.
Михаил, так они не удлиняются или, если сказать точнее, не должны удлиняться. Так как весной, после распускания глазков, из оставленных 2-3 нужно оставить самый нижний побег, а верхние или выщипнуть, или вырезать вместе с пеньком древесины. К тому же, из того места на плодовой лозе, откуда растёт этот пенёк (рожок), часто вырастают новые лозы из спящих глазков. Всегда можно заменить удлиняющийся рожок на новый.
[Ответить]
Михаил ответил:
4 марта, 2013 в 14:17
[Ответить]
Сергей ответил:
4 марта, 2013 в 14:19
Успехов Вам в этом дачном сезоне!
[Ответить]
Сергей , Здравствуйте! Ещё раз просмотрел ваши увлекательные ролики о выращивании винограда. Спасибо за них. И всё равно возник вопрос. Как вы укладываете на зиму многолетние рукава укрывного винограда? По условно укрывному вопрос ясен, а вот по укрывному нет . Спасибо.
[Ответить]
Сергей ответил:
2 октября, 2012 в 18:25
Вот об этом будет один из ближайших постов. Не пропустите.
[Ответить]
Буду с нетерпением ожидать.Укрываю в конце октября.
[Ответить]
Сергей ответил:
2 октября, 2012 в 18:35
Юрий, позвольте Вам дать меленькую рекомендацию по комментариям. При ответе на уже существующий комментарий, нужно вначале кликнуть по слову [Ответить] сразу под комментом, тогда смыл комментирования не будет потерян.
Договорились?
[Ответить]
юрий ответил:
2 октября, 2012 в 18:43
[Ответить]
Сергей ответил:
2 октября, 2012 в 19:39
Так укрывать почвой, это слишком тяжкий труд и он абсолютно себя не оправдывает. Достаточно лёгкой укрывки чёрной плёнкой, кусками шифера, обрезками досок и т. д.
Тут всё зависит от вызревания лозы к моменту укрывания на зиму.
Юрий, потерпите, пожалуйста, до нового поста, а то в комменты нельзя вставлять фотки и видео, а это уже скудная инфа.
[Ответить]
юрий ответил:
2 октября, 2012 в 19:49
[Ответить]
Сергей ответил:
2 октября, 2012 в 20:48
[Ответить]
Здравствуйте! Про отгибание побегов 4-го года.Я бы не стал отгибать внутрь побеги от внутренних глазков. При таком отгибании точка соединения побега с лозой получается непрочной и легко отламывается при отгибании. Лучше отгибать внутрь побеги от внешних глазков.
[Ответить]
Сергей ответил:
2 октября, 2012 в 22:23
Согласен с Вами, но укладка молодых побегов от внешних глазков тоже чревата обломом этого побега. Например, побеги сорта РусБол обламываются, как от внутренних глазков, так и от внешних. Тут нужно выбирать глазок, который расположен не на уровне проволоки, а чуть ниже и проделать с ним гимнастические упражнения на растяжку.
Я поступаю так. Аккуратно сгибаю молодой побег в нужную сторону, а затем его выпрямляю. Так делаю несколько раз, пока место сгиба не станет эластичным и податливым к изменению направления роста.
Затем верхушку побега аккуратно подвязываю верёвочкой к проволоке, но не плотно, а свободно, только чтобы зафиксировать макушку в горизонтальном положении.
Бывают случаи и отлома побега в месте начала роста, после, казалось бы, удачной фиксации побега к проволоке, но?
Но вокруг места облома побега, «выстреливает» куча новых побегов из спящих глазков, которые можно использовать для пригибания к проволоке, взамен утраченному побегу. Правда, вырастают побеги из спящих глазков с течением какого-то времени, а его, как обычно, в обрез.
Поэтому пригибать молодые побеги к первой проволоке нужно нежно и аккуратно.
[Ответить]
Сергей, большое спасибо за оч. подробный урок. А могли бы вы дать подобный видео-ликбез по уже взрослому виноградному «кусту»? У нас винограду уже лет 5-6 и он практически не разу нами не обрезался. Разве что этой весной я пытался ему придать более-менее «нормальный» вид. Но хотелось бы узнать — еще можно ли его как-то сформировать, или уже довольно поздно? А если можно, то как? Заранее спасибо.
[Ответить]
Сергей ответил:
8 октября, 2012 в 15:18
Что касается исправления бесформенного старого куста.
Александр, на пальцах это трудно объяснить, как Вы понимаете, хотя постараюсь. В дальнейшем сделаю подробный видео урок по этому вопросу, но, возможно, Вы можете найти такую инфу в сети уже сейчас.
Как бы там ни было, я поступил бы так.
Определился уже на данный момент, какие из старых лоз (веток) находятся в нужном направлении и на том уровне шпалеры (например, на уровне первой проволоки или чуть ниже), которые можно оставить на месте и не вырезать. Но тут проблема будет в том, что на многолетней старой древесине не будет столько глазков, из которых будут расти лозы с урожаем, как если бы мы уложили однолетнюю лозу с множеством листьев (а над их черешками глазки) при последовательной формировке.
Нет, из спящих глазков на старой древесине (после обрезки) лозы расти-то будут, но их будет мало, это факт. Тогда я бы обрезал старые ветки по глубокой осени, уже расположенные в форме веера, чуть ниже первой проволоки, чтобы на следующий год из однолетних лоз, которые будут расти из спящих глазков, выбрать одну нужную и сформировать плодоносную лозу, закрепив её на первой проволоке шпалеры.
А если у куста нет чётко выраженной формы, которую я планировал иметь на данном кусте, то срезал бы все ветки у самой почвы, с оставлением небольших пеньков (2-3 см.). На следующий год из молодых лоз, которые вырастут из спящих глазков на этих пеньках, формировал бы куст исходя из их количества.
Что я имею в виду под количеством?
На молодом саженце лозы растут постепенно (поэтапно) и их количество мы можем контролировать. Тогда как на пеньках многолетнего куста их может вырасти великое множество и мы за один год можем оставить столько лоз, и направить их в нужном направлении, сколько нам нужно ( (например, 4 штуки). Обычно, из оставленных пеньков вырастает гребёнка побегов и тут нужно сразу определиться, какие оставить и направить в нужном направлении, а какие удалить за ненадобностью.
Александр, сильно не обещаю, но постараюсь сделать пост и видео урок в ближайшее время.
[Ответить]
Сергей, спасибо за ответ. Возможно мне так и придется сделать: отчикрыжить куст до самой земли с оставлением небольшого пенька. Но тут еще небольшой вопрос если можно — (вы указали,что сделали бы обрезку поздней осенью) а как вообще правильно выбрать время для обрезки?
[Ответить]
Сергей ответил:
8 октября, 2012 в 15:59
А какие у Вас проблемы с обрезкой куста — жалко или нет времени?
Александр, и ещё будет просьбочка.
При ответе нажимайте на [Ответить] под каждым комментом, чтобы не терялся смысл переписки.
Договорились?
[Ответить]
Александр ответил:
10 октября, 2012 в 7:24
[Ответить]
Сергей ответил:
10 октября, 2012 в 12:54
[Ответить]
Уважаемый Сергей, у моего соседа вымерзли почки на старом кусте винограда. От корней пошли новые побеги и выросли длиной до 3 метров, вызрели нормально. Как вы думаете, можно ли заложить сразу все 4 рукава веерной формировки? Вячеслав.
[Ответить]
Сергей ответил:
17 октября, 2012 в 13:48
Не можно, а НУЖНО! У старого куста большая фора перед молодым саженцем, за счёт огромной корневой системы.
Поэтому даже и не раздумывайте, а оставляйте лоз сколько нужно. На следующий год куст их прокормит, не сомневайтесь.
[Ответить]
Здравствуйте! Подскажите когда укрывать виноград.Дача в Фастове Киевской обл. Собиралась сегодня. Но темпаратура воздуха днем +10 имли +11. Вроде уже время. А сегодня обещают +17.На недкле +1 и -1 ночью а днем уже +10-11. Мокро.Если так будет все время то как быть? Наталия
[Ответить]
Сергей ответил:
28 октября, 2012 в 14:55
[Ответить]
Наталия ответил:
28 октября, 2012 в 22:42
Только что приехала с дачи. Целый день была температура +15. Пока накрыла пластиковыми бутылями с .большими дырками по бокам для вентиляции. В субботу шел дождь и земля влажная. Когда просохнет буду укрывать основательно (в субботу).Спасибо. Наталия
[Ответить]
Сергей ответил:
28 октября, 2012 в 23:03
[Ответить]
Здравствуйте! Сергей, подскажите можно ли пересадить взрослые (5-8летние) кусты винограда и как это лучше сделать? Спасибо!
[Ответить]
Сергей ответил:
5 февраля, 2013 в 13:38
Можно. В прошлом году по осени я выкопал брату один куст возрастом 6- лет. Перед выкопкой обрезал все многолетние лозы на пеньки у основания, запаковал в пластиковый мешок и отвез. Он сразу же его и посадил. Весной из спящих глазков попрут лозы. Из них нужно выбрать нужные для формировки, а остальные выщипнуть или выломать, пока они ещё молоденькие., чтобы ранки были малюсенькими.
Только, когда будете выкапывать, старайтесь сохранить больше корней. Лопату нужно наточить так, чтобы спокойно резала волос (шутка). Если серьёзно, то лопату нужно обязательно наточить, чтобы не рвать и мять корни, а РЕЗАТЬ.
[Ответить]
Спасибо, а также огромное спасибо за доходчивое объяснение про формировку винограда — все оказалось очень просто, нужно только время! Только вот появился еще один вопрос, а сколько живут такие лозы, т.е. надолго ли хватит 4 рукава?
[Ответить]
Сергей ответил:
5 февраля, 2013 в 16:08
Рад, что смог Вам чем-то помочь!
Что касается долголетия многолетних рукавов.
Сказать честно, не знаю. Тут понимаете в чём дело. У разных кустов разные сроки жизни многолетних рукавов. Возможно, на продолжительность жизни влияет не только старость, но и восприимчивость к болезням, зимостойкость, да и многое другое. У меня, например, у некоторых кустов отмирает один рукав, и его нужно восстановить. У некоторых сразу 3 или 4 погибают. Но, так как корневая система могучая, то на восстановление утраченых рукавов уходит примерно один год, при лучшем раскладе. А так за пару лет можно куст восстановить полностью.
[Ответить]
Сергей, большое спасибо ,прочитал все посты с огромным удовольствием и под настроение уже заказал саженцы.
Извините, возможно я просмотрел и не могу найти: какова длина шпалеры? Т.е. сколько метров шпалеры отводить на 1 куст. Спасибо.
[Ответить]
Сергей ответил:
17 февраля, 2013 в 23:34
Высота шпалеры для кустов 2-2,2 метра. Ширина для одного куста у меня 2-2,5 метра.
Сергей, что качается высоты.
У меня уклон на даче в северную сторону, т. е. юг выше, а север ниже. Таким образом, высота шпалеры у южной стороны дачи около 2 метров, а на северной 2,2 метра.
[Ответить]
Сергей Сухонос ответил:
18 февраля, 2013 в 8:25
У меня наклон на юг и побольше, сантиметров 50 на 3 метра. Есть, конечно, некоторые неудобства, но в чем-то и преимущества.
[Ответить]
Сергей ответил:
18 февраля, 2013 в 10:34
Тогда делать шпалеру Вам придётся лесенкой. Т. е. верхняя труба должна быть горизонтальной по любому у шпалеры для каждого куста, а вертикальные трубы должны быть вертикальными (без наклона). Например, для одного куста горизонтальное пространство шпалеры отведено 2,5 мета, высота 2 метра. Для следующего, если почва снижается, то уже горизонтальная верхняя труба будет немного ниже, чем от предыдущего. Принцип такой же, когда ставят секции забора по наклонной плоскости почвы. Или можно сделать так. Горизонтальная труба будет общей и расположена строго горизонтально по всей длине шпалеры, например для 5-6 кустов. Тогда высота шпалеры будет меняться в зависимости уклона — в высокой части высота будет 2 метра, в низкой — 2,2 метра или чуть больше
У меня не сильные перепады, но есть.
[Ответить]
Сергей Сухонос ответил:
18 февраля, 2013 в 10:39
[Ответить]
Сергей, ещё один вопрос.
По идее корневая система не в курсе как расположены рукава и располагается по кругу. В таком случае зона покрытия мульчёй должна быть тоже кругом диаметром 1-1,5м. У вас же, визуально, в ширину сантиметров 60 и на всю длину шпалеры. Есть в этом какой-то глубокий смысл?
— приглушить рост сорняков там где будут висеть грозди
— укладка лозы на зиму на подушку
Так или что-то ещё? Неужели корни «знают» форму надземной части? )))))
[Ответить]
Сергей ответил:
18 февраля, 2013 в 10:42
Что касается «знания» корней, как располагается надземная часть куста, тут ничем помочь не могу, не знаю. Хотя, если посмотреть на корневую систему выкопанных многолетних кустов (когда отдавал брату), то корни в основном располагались вдоль шпалеры. Т. е. в той зоне, где лежит мульча
Сергей, корни тоже не будут расти там, где им не комфортно. Они тянутся туда, где влажно и полно микроорганизмов. Я так думаю.
[Ответить]
Сергей Сухонос ответил:
18 февраля, 2013 в 10:48
[Ответить]
Сергей ответил:
18 февраля, 2013 в 10:57
[Ответить]
Сергей Сухонос ответил:
18 февраля, 2013 в 11:01
[Ответить]
Сергей ответил:
18 февраля, 2013 в 11:04
[Ответить]
Сергей Сухонос ответил:
18 февраля, 2013 в 11:30
[Ответить]
Сергей ответил:
18 февраля, 2013 в 13:04
[Ответить]
вы обрезаете лози которые отплодоосили полнастю у рукавов?на следующий год на рукаве просипаютса спяшчие почки и сних получаете урожай?или оставляете 1-2 почки на лозах которие отплодоносили?
[Ответить]
Сергей ответил:
19 марта, 2013 в 16:06
[Ответить]
насколько уходит куст вверх,с каждим годом наверное на сантеметров 15-20
[Ответить]
Сергей ответил:
19 марта, 2013 в 20:43
Зеник, если Вы продолжаете свои вопросы по прежней теме — обрезке отплодоносивших лоз, то этот вопрос нужно было задать выше по комментарию.
Посмотрите внимательно. Под каждым комментарием есть слово [Ответить]. Если Вы хотите продолжить вопросы по комменту, затронутому выше, то и свой вопрос нужно было написать там, нажав прежде на слово [Ответить]. А иначе ничего не понятно — какой куст? куда уходит?.
[Ответить]
Доброго времени суток, я хотел бы задать вам вопрос по повду вашей формировки винограда вопрос в чем ,нужна ли замена рукавов через 5-7 лет при вашей формировке ,я просто делаю такую формировку благодаря вам уже года 3 и тут увидел статью в интернете что рукава нужно менять через 5-6 лет ,спасибо за ответ
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
17 июня, 2016 в 10:01
Нет, никаких сроков по замене рукавов или плодовых (многолетних) лоз у меня нет. Какой смысл менять рукав или плодовую лозу, если они живые?!
Я делаю замену рукава или плодовой лозы только в том случае, если они погибают или плодовые лозы становятся непродуктивными...
К примеру, на новой плодовой лозе при её закладке было 10 глазков. Год за годом вместо этих глазков появляются уже небольшие пеньки с глазками, из которых и растут однолетние плоносные лозы с урожаем. Так вот, если из десяти мест с пеньками (и глазками на них) живы, к примеру 2-3 места, то это, сами понимаете, непродуктивно.
В этом случае подбираю лозу, растущую ниже этой плодовой многолетней лозы, и делаю замену старой лозе.
В остальных случаях, если многолетняя плодовая лоза продуктивна, то какой смысл её менять?
[Ответить]
Здравствуйте,а еще такой вопросик а какой длинны рукава вы оставляете при такой формировке у меня два рукава получились метра по полтора это нормально или они должны быть покороче??
[Ответить]
Сергей Дьяков ответил:
21 июня, 2016 в 11:31
Так нет у меня определённых размеров длины рукавов...
Я стараюсь сформировать рукава такой длины, чтобы они были до вертикальной трубы (это внешние рукава)... А внутренние делаю такой длины, чтобы плодовая лоза, которая берёт начало на конце рукава, не пересекалась (не перехлёстывалась) с соседней. Если будет перехлёст (между плодовыми лозами), то однолетние лозы, которые будут расти из глазков, будут путаться между собой и там получится дремучий лес...
Так что, длина плодовых лоз уже рассчитывается по месту.
[Ответить]